decorininterior.ru

Правовая природа, понятие и формы брака. Правовая природа, понятие и формы брака Высшего профессионального образования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат на тему:

Понятие и правовая природа брака

1.1 Понятие и правовая природа брака

1.2 Заключение брака: порядок и условия

1.3 Условия признания брака недействительным

1.4 Расторжение брака

Список использованных источников

заключение брак право обязанность

1. Брак

1.1 Понятие и правовая природа брака

Брак (англ. marriage) - по семейному законодательству РФ, союз мужчины и женщины, заключенный в органах записи актов гражданского состояния, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов.

Правовые теории, объясняющие правовую природу брака, сводятся к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода (sui generis).

Теория брака как договора берет свое начало в Древнем Риме. В римском праве все основные формы вступления в брак носили на себе признак простой гражданской сделки.

В дальнейшем канонические нормы придают институту брака характер мистического таинства, подчеркивая его духовную сторону.

В тот период, когда семейные отношения регламентировались религиозными правилами, этот подход был оправдан, но с заменой канонических норм светскими установлениями он изживает себя.

Светское право, в отличие от религии, не регулирует и не может регулировать отношения, принадлежащие духовной, этической сфере.

В браке можно выделить разные группы отношений: духовные, физические и материальные. Духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. - Изд 2-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 336 с.

В юридической литературе брак определен как моногамный, добровольный и равноправный пожизненный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением установленного законом порядка, направленный на создание семьи, порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности и имеющий целью рождение и воспитание детей.

1.2 Заключение брака: порядок и условия

На территории РФ действительным браком, порождающим для супругов правовые отношения, признается только тот, который зарегистрирован в органах ЗАГСа (ст. 10 СК). Государственная регистрация брака производится любым органом ЗАГСа на территории РФ по выбору лиц, вступающих в брак.

Если лица, вступающие в брак (одно из них), не могут явиться в орган ЗАГСа вследствие тяжелой болезни или по другой уважительной причине, то регистрация брака может быть произведена на дому, в медицинской или иной организации. Заключение брака между гражданами РФ, проживающими за пределами РФ, регистрируется в дипломатических представительствах или консульских учреждениях РФ. Оформление брака с лицами, находящимися под стражей или отбывающими наказание в местах лишения свободы, производится органами ЗАГСа по месту нахождения соответствующих учреждений, в помещениях, определенных их руководителями.

С момента государственной регистрации брака у супругов возникают взаимные права и обязанности как личного, так и имущественного характера.

Не создает какого-либо правового положения и не подлежит государственной регистрации брак, совершенный по религиозным обрядам.

Лица, желающие вступить в брак, подают в отдел ЗАГСа составленное в письменной форме заявление о заключении брака между ними. В нем должно быть указано, что это решение они приняли на добровольной основе, без какого-либо вмешательства со стороны третьих лиц; об отсутствии обстоятельств, препятствующих его заключению; сведения о каждом из них и о том, какую фамилию они избирают.

Регистрация брака производится по истечении месяца со дня подачи заявления и только в присутствии лиц, вступающих в брак.

Вместе с тем при наличии уважительных причин, например, в связи с выездом на продолжительный срок по делам службы одного из супругов и т.п., по их просьбе этот срок решением руководства отдела ЗАГСа может быть изменен в сторону уменьшения или увеличения. В этом случае заключение брака может быть совершено до истечения месяца или срок может быть увеличен, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств, например: беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза для жизни одной из сторон и другие особые обстоятельства, - брак может быть заключен в день подачи заявления (ст. 11 СК). По желанию заявителей регистрация брака может производиться в торжественной обстановке. Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2001. - 320 с.

Руководитель отдела ЗАГСа вправе отказать в оформлении брака, если он располагает доказательствами, не позволяющими его заключать. Препятствие к вступлению в брак - обстоятельство, при наличии которого заключение брака не допускается. Однако заинтересованными лицами отказ может быть обжалован в суде.

Документом, подтверждающим факт регистрации брака, является свидетельство о браке, выдаваемое органом ЗАГСа. В нем указываются следующие сведения: фамилия (до и после заключения брака), имя, отчество, дата и место рождения, гражданство и национальность каждого из них; дата заключения брака; дата составления и номер записи акта о заключении брака; место государственной регистрации заключения брака (наименование органа ЗАГСа); дата выдачи свидетельства о заключении брака.

При заключении брака, с целью придания ему правового статуса, необходимо соблюдать два обязательных условия - взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брак и достижение ими брачного возраста.

Брак признается действительным, если его заключению предшествовало свободное и добровольное волеизъявление лиц, вступающих в него, и решение вступить в брак было ими принято при отсутствии с чьей-либо стороны угроз, насилия и др. Взаимное согласие на вступление в брак - это согласованное волеизъявление будущих супругов, направленное на возникновение личных правоотношений.

В соответствии со ст. 13 СК брачный возраст установлен в РФ в восемнадцать лет. Вместе с тем по просьбе лиц, желающих вступить в брак, и при наличии уважительных причин, например, беременность несовершеннолетней невесты, выезд одного из будущих супругов в длительную служебную командировку, призыв в Вооруженные Силы РФ и др., орган местного самоуправления по месту государственной регистрации брака вправе разрешать вступление в брак до достижения ими возраста шестнадцати лет.

Кроме того, в виде исключения с учетом особых обстоятельств, регистрация брака может быть разрешена лицам и до достижения ими возраста шестнадцати лет. Такая возможность допустима при условии, что она установлена законом данного субъекта РФ.

Закон содержит перечень обстоятельств, при которых не допускается регистрация брака. Этот перечень носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.

В силу ст. 14 СК брак не может быть заключен между:

Лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

Близкими родственниками, как по прямой и нисходящей линии - родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками (внучками), так и полнородными (т.е. имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами;

Усыновителями и усыновленными;

Лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

По просьбе лиц, вступающих в брак, учреждения государственной и муниципальной системы здравоохранения, находящиеся по месту их жительства, могут произвести медицинское обследование этих лиц, а также дать консультацию по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи. Такая помощь оказывается бесплатно. Результаты обследования составляют медицинскую тайну и только с согласия лица, прошедшего обследование, они могут быть сообщены лицу, с которым он желает вступить в брак (ст. 15 СК). Кузнецов И.М. Семейное право: Учебник. - М.: “Юристъ”, 1999. (Электронная библиотека).

1.3 Условия признания брака недействительным

Условия вступления в брак - это обстоятельства, необходимые для того, чтобы брак мог быть зарегистрирован и был признан действительным.

Брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа с соблюдением установленных законом условий, считается совершенным правомерно. Только он порождает те правоотношения, которые регулируются нормами семейного законодательства. Поэтому считается, что любой брак является действительным.

Если хотя бы одно из этих условий нарушено, то возникает вопрос о его недействительности. Однако признать его таковым можно только в судебном порядке. Признание брака недействительным - это аннулирование брака и всех его правовых последствий с момента его заключения.

Брак признается судом недействительным при нарушении условий, установленных законом, а также в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью. С признанием брака недействительным ликвидируются все те юридические последствия, которые возникают из действительного брака.

Перечень оснований, дающих суду право признать брак недействительным, определен законом.

Такими основаниями являются:

а) нарушение установленных законом условий заключения брака, т.е. если он заключен при отсутствии добровольности и взаимного согласия лиц, вступающих в брак, либо зарегистрирован с лицом, не достигшим брачного возраста, или же в результате обмана, насилия и др.;

б) наличие при заключении брака обстоятельств, препятствующих его заключению, т.е. если он заключен между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; если это брак между близкими родственниками, а именно по прямой восходящей и нисходящей линии: родителями и детьми, дедушками, бабушками и внуками (внучками), а также между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными; или же если брак заключен лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства;

в) сокрытие одним лицом, вступающим в брак, от другого лица наличия у него венерической болезни или ВИЧ-инфекции;

г) фиктивность брака, т.е. если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

Изложенный перечень оснований носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.

Поэтому не могут явиться основаниями для признания брака недействительным нарушения установленных законом требований к порядку заключения брака, например, регистрация брака до истечения месячного срока со дня подачи заявления в орган записи актов гражданского состояния, если этот срок не был сокращен.

При принятии искового заявления о признании брака недействительным судье необходимо выяснять, по какому основанию оспаривается действительность брака и относится ли истец к категории лиц, которые вправе возбуждать вопрос о признании брака недействительным именно по этому основанию. В силу ст. 28 СК к кругу лиц, которые могут заявлять такие требования, в зависимости от основания оспаривания действительности брака, относятся:

При заключении брака с лицом, не достигшим брачного возраста, и при отсутствии разрешения на его заключение до достижения этим лицом брачного возраста - несовершеннолетний супруг, его родители (лица их заменяющие), орган опеки и попечительства или прокурор;

При отсутствии добровольного согласия одного из супругов на его заключение - супруг, а также прокурор;

При наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака - супруг, опекун супруга, признанного недееспособным, супруг по предыдущему нерасторгнутому браку, другие лица, права которых нарушены заключением данного брака, а также орган опеки и попечительства и прокурор;

При наличии фиктивности брака - прокурор, а также супруг, не знавший о фиктивности брака;

При наличии у одного из супругов венерического заболевания или ВИЧ-инфекции - другой супруг. Пчелинцев Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. - М.: ИГ “Норма: ИНФРА-М”, 2000. - 672 с. (Электронная библиотека).

Следует отметить, что если заявитель не относится к числу указанных лиц, то судья отказывает ему в принятии искового заявления.

Если к моменту рассмотрения судом дела о признании брака недействительным отпали обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению, то он вправе признать такой брак действительным. К их числу можно отнести:

Добровольное согласие супруга на данный брак;

Восстановление судом в дееспособности супруга, ранее признанного судом недееспособным;

Прекращение предыдущего брака в результате его расторжения или смерти супруга по ранее нерасторгнутому браку;

Отмену усыновления.

Суд не вправе признавать брак действительным, если он заключен между близкими родственниками.

Если заинтересованным лицом заявлен иск о признании брака недействительным, то суд в целях защиты прав и охраняемых законом интересов лица, вступившего в брак до достижения им брачного возраста, а также при отсутствии со стороны такого лица согласия на признание брака недействительным, может отказать в иске о признании брака недействительным.

Суд также не вправе признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие его, до рассмотрения дела фактически создали семью, т.е. имеют общих детей, совместно нажитое имущество и др.

Супруги после расторжения брака (как в судебном порядке, так и в органах записи актов гражданского состояния) не вправе ставить вопрос о признании этого брака недействительным, за исключением случаев, когда действительность брака оспаривается по мотивам наличия между супругами запрещенной законом степени родства либо состояния одного из них на время регистрации брака в другом нерасторгнутом браке.

У лиц, состоящих в браке, который судом признан недействительным, никаких личных и имущественных прав и обязанностей супругов не возникает.

Если лица, находящиеся в таком браке, совместно приобретали различное имущество, то в случае раздела его суд руководствуется не нормами семейного законодательства, а применяет правила, установленные Гражданским кодексом РФ об имуществе, находящемся в долевой собственности.

При возникновении спора о праве собственности супруга на жилую площадь, куда он вселился после заключения данного брака как член семьи собственника или нанимателя жилого помещения, разрешается судом по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РСФСР.

Признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в таком браке, или в течение трехсот дней со дня признания брака недействительным. Если при заключении брака один супруг скрыл от другого, что состоит в браке, то при признании второго брака недействительным суд может признать за супругом, права которого нарушены заключением такого брака (добросовестным супругом), право на получение содержания от другого супруга. Суд также вправе применить в отношении имущества, приобретенного совместно до момента признания брака недействительным, положения, установленные семейным законодательством, а также признать действительным полностью или в части заключенный ими брачный договор. Кроме того, добросовестный супруг в соответствии с нормами гражданского законодательства вправе требовать с виновного супруга возмещения причиненного ему материального и морального вреда.

1.4 Расторжение брака

Прекращение брака - юридический факт, с наступлением которого прекращаются правоотношения, возникающие между супругами из юридического факта государственной регистрации брака. Оно обязательно должно быть оформлено по правилам, установленным семейным законодательством, т.е. посредством производства регистрации в органах ЗАГСа. До того времени, пока она не произведена, лица, вступившие в брак, признаются мужем и женой, независимо от времени фактического прекращения супружеских отношений между ними.

Основаниями для прекращения брака являются:

Смерть одного из супругов;

Объявление судом одного из супругов умершим;

Расторжение брака по заявлению одного или обоих супругов;

Расторжение брака по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным.

Смерть одного из супругов является юридическим фактом прекращения брака. Объявление судом одного из супругов умершим по своим юридическим последствиям приравнено к физической смерти гражданина. Регистрация в органах ЗАГСа любого из этих событий дает право другому супругу вступить в новый брак.

В случае явки лица, объявленного судом умершим, брак может быть восстановлен, если:

Отменено судебное решение, которым он объявлен умершим;

Имеется совместное заявление супругов, поданное ими в орган ЗАГСа о восстановлении брака;

Другой супруг не вступил в новый брак.

Вместе с тем установлены ограничения на заявление требования о расторжении брака.

Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время ее беременности и в течение одного года после рождения ребенка. Это положение распространяется и на случаи, когда ребенок родился мертвым или умер до достижения им возраста одного года. При отсутствии согласия жены на рассмотрение дела о расторжении брака судья отказывает в принятии искового заявления, а если оно было принято, суд прекращает производство по делу.

Указанные определения суда не являются препятствием к повторному обращению в суд с иском о расторжении брака, если впоследствии отпали перечисленные обстоятельства.

При жизни супругов расторжение брака в зависимости от конкретных обстоятельств может производиться в органах ЗАГСа или в суде.

Расторжение брака в органах ЗАГСа. Расторжение брака между супругами, достигшими взаимной договоренности по данному вопросу и не имеющими общих несовершеннолетних детей, производится в органах ЗАГСа по месту их жительства или - по соглашению между ними - по месту жительства любого из них.

Расторжение брака в судебном порядке. В судебном порядке расторжение брака производится при:

Наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, когда один из супругов признан судом безвестно отсутствующим или недееспособным либо осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет;

Отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака;

Уклонении одного из супругов от расторжения брака в органах ЗАГСа. Дела о расторжении брака производятся по общим нормам искового производства. Заявление с требованием о расторжении брака подается в суд по месту жительства ответчика.

Однако иски о расторжении брака с лицами, признанными в установленном порядке безвестно отсутствующими, недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия, с осужденными за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее трех лет, а также тогда, когда с истцом находятся несовершеннолетние дети или когда по состоянию здоровья выезд истца к месту жительства ответчика представляется для него затруднительным, могут предъявляться по месту жительства заявителя.

Иск о расторжении брака с лицом, место проживания которого неизвестно, может быть предъявлен по выбору истца, то есть по последнему известному месту жительства ответчика или по месту нахождения его имущества, а в случае, когда с истцом находятся несовершеннолетние дети или выезд к месту жительства ответчика для него по состоянию здоровья затруднителен, - по месту жительства истца. Основание для расторжения брака в органах ЗАГСа - взаимное согласие супругов на развод. Расторжение брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, производится в органах записи актов гражданского состояния независимо от наличия между супругами спора о разделе имущества, являющегося их общей совместной собственностью, о выплате средств на содержание нетрудоспособного нуждающегося супруга.

Исключение составляют случаи, когда один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака, например отказывается подать совместное заявление о расторжении брака либо отдельное заявление, а также в случае, когда он не имеет возможности лично явиться в орган записи актов гражданского состояния для подачи совместного заявления. В этих случаях расторжение брака производится в судебном порядке.

Расторжение брака и регистрация этого акта производится в присутствии хотя бы одного из супругов по истечении месяца со дня подачи супругами совместного заявления о расторжении брака.

Иные основания расторжения брака. Кроме того, ст. 19 СК установила, что в органах ЗАГСа расторжение брака также производится по заявлению одного из супругов независимо от наличия у них общих несовершеннолетних детей, если другой супруг:

Признан судом безвестно отсутствующим;

Признан судом недееспособным;

Осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

Порядок расторжения брака. Порядок расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния с лицами, признанными недееспособными вследствие психического расстройства, не распространяется на случаи расторжения брака с лицами, ограниченными в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Расторжение брака по искам, предъявленным к указанным лицам, а также по искам этих лиц производится в общем порядке.

Орган ЗАГСа, принявший заявление, извещает в трехдневный срок супруга, отбывающего наказание, либо опекуна недееспособного супруга, либо управляющего имуществом безвестно отсутствующего супруга, а в случае их отсутствия орган опеки и попечительства о поступившем заявлении и о дате, назначенной для государственной регистрации расторжения брака.

В случае, если брак расторгается с недееспособным или осужденным к лишению свободы на срок свыше трех лет супругом, в извещении также указывается на необходимость сообщить до даты, назначенной для государственной регистрации расторжения брака, фамилию, которую он избирает при расторжении брака. Если после расторжения брака в органах ЗАГСа возникают споры, связанные с разделом имущества супругов, выплатой средств на содержание нетрудоспособного нуждающегося супруга, а также о детях, то они подлежат разрешению в судах.

Возбуждение дела в суде происходит путем подачи заинтересованным лицом искового заявления (ст. 21 СК). Оно должно быть составлено в письменной форме и отвечать требованиям, предъявляемым ко всем заявлениям, рассмотрение которых в судах производится в порядке искового производства (ст. 126 ГПК РСФСР). И, кроме того, в нем указывается, в частности, когда и где зарегистрирован брак; имеются ли общие дети, их возраст, достигнуто ли супругами соглашение об их содержании и воспитании; при отсутствии взаимного согласия на расторжение брака, мотивы расторжения брака; имеются ли другие требования, которые могут быть рассмотрены одновременно с иском о расторжении брака. К заявлению прилагаются: свидетельство о заключении брака, копии свидетельств о рождении детей, документы о заработке и иных источниках доходов супругов (если заявлено требование о взыскании алиментов) и другие необходимые документы. Семейный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами / Сост. П.В. Крашенинников, И.В. Аксенова, И.Н. Николаева; Под общ. ред. П.В. Крашенинникова - 2-е изд., доп. - М.: Спарк, 1998. - 512 с.

Приняв заявление о расторжении брака, судья в порядке подготовки дела к судебному разбирательству в необходимых случаях вызывает второго супруга и выясняет его отношение к поданному заявлению. Судья также разъясняет сторонам, какие требования могут быть рассмотрены одновременно с иском о расторжении брака.

При рассмотрении дела суд выясняет причины, побудившие истца обратиться с требованием о расторжении брака, исследует представленные доказательства. Если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможно, то он расторгает брак.

Если при рассмотрении дела будет установлено, что один из супругов не согласен на прекращение брака, суд вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах трех месяцев. В зависимости от обстоятельств дела суд вправе по просьбе супругов или по собственной инициативе откладывать разбирательство дела несколько раз, с тем, однако, чтобы в общей сложности период времени, предоставляемый супругам для примирения, не превышал установленный законом трехмесячный срок.

Срок, назначенный для примирения, может быть сокращен, если об этом просят стороны, а причины, указанные ими, признаны судом уважительными. В этих случаях судом должно быть вынесено мотивированное определение.

Определение суда об отложении разбирательства дела для примирения супругов не может быть обжаловано или опротестовано в кассационном порядке, так как оно не преграждает возможность дальнейшего движения дела. Если после истечения назначенного судом срока примирение супругов не состоялось и хотя бы один из них настаивает на прекращении брака, суд расторгает брак.

При отложении разбирательства дела о расторжении брака и о взыскании алиментов на детей, в связи с назначением срока для примирения супругов, следует выяснять, участвует ли ответчик в содержании детей. Если суд установит, что ответчик не выполняет эту обязанность, он вправе в соответствии с законом вынести постановление о временном взыскании с ответчика алиментов до окончательного рассмотрения дела о расторжении брака и взыскании алиментов.

При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, имеющих общих детей, а также в случае, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органах ЗАГСа (отказывается подать заявление, не желает явиться для государственной регистрации расторжения брака и другое), суд расторгает брак без выяснения мотивов развода.

Следует подчеркнуть, что расторжение брака производится судом не ранее истечения месяца со дня подачи супругами заявления (ст. 23 СК).

Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака. В ходе судебного разбирательства дела о расторжении брака супруги могут представить суду составленное в письменной форме достигнутое между ними соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, о размере этих средств либо о разделе их общего имущества.

Если супруги добровольно не достигли соглашения по вышеуказанным вопросам, а также если у них хотя и имеется такое соглашение, но оно нарушает интересы детей или одного из супругов, то суд, решая эти вопросы в соответствии со ст. 24 СК, в своем решении одновременно с расторжением брака обязан:

Определить, с кем из родителей будут проживать несовер-шеннолетние дети после развода;

Определить, с кого из родителей и в каком размере взыскиваются алименты на их детей;

По требованию супругов (одного из них) произвести раздел имущества, находящегося в их совместной собственности;

По требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определить размер этого содержания.

В случае, когда при расторжении брака в судебном порядке будет установлено, что супруги не достигли соглашения о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, о порядке и размере средств, подлежащих выплате на содержание детей и (или) нетрудоспособного нуждающегося супруга, а также о разделе общего имущества супругов либо будет установлено, что такое соглашение достигнуто, но оно нарушает интересы детей или одного из супругов, суд разрешает указанные вопросы по существу одновременно с требованием о расторжении брака.

Одновременно с иском о расторжении брака может быть рассмотрено и требование о признании брачного договора недействительным полностью или в части, поскольку такие требования связаны между собой. Суд вправе в этом же производстве рассмотреть и встречный иск ответчика о признании брака недействительным.

В случае, если раздел имущества затрагивает интересы третьих лиц, суд может выделить требование о разделе имущества в отдельное производство.

Решение суда о расторжении брака должно быть законным и основанным на доказательствах, всесторонне проверенных в судебном заседании.

В мотивировочной части решения в случае, когда один из супругов возражал против расторжения брака, указываются установленные судом причины разлада между супругами, доказательства невозможности сохранения семьи. Резолютивная часть решения об удовлетворении иска о расторжении брака должна содержать выводы суда по всем требованиям сторон, в том числе и соединенным для совместного рассмотрения. В этой части решения указываются также сведения, необходимые для государственной регистрации брака в книге регистрации актов гражданского состояния (дата регистрации брака,

номер актовой записи, наименование органа, зарегистрировавшего брак). Фамилии супругов записываются в решении в соответствии со свидетельством о браке, а в случае изменения фамилии при вступлении в брак во вводной части решения необходимо указывать и добрачную фамилию. Белякова А.М., Ворожейкин Е.М. Советское семейное право: Учебник. - М., Юрид. лит., 1974. - 304 с.

Существенное значение для защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов супругов имеет момент прекращения брака при его расторжении.

Если брак расторгнут в органах ЗАГСа, то он прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении в суде - со дня вступления решения суда в законную силу. В течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу суд обязан направить выписку из решения в орган ЗАГСа по месту регистрации заключения брака. Супруги не вправе вступать в новый брак до получения свидетельства о расторжении брака в органах ЗАГСа.

В свидетельстве о расторжении брака должны быть указаны:

Фамилия (до и после расторжения брака), имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность каждого из лиц, расторгнувших брак; сведения о документе, являющемся основанием для регистрации расторжения брака;

Дата прекращения брака;

Дата составления и номер записи акта о расторжении брака;

Место регистрации расторжения брака;

Фамилия, имя, отчество лица, которому выдается свидетельство о расторжении брака;

Дата выдачи свидетельства о расторжении брака.

Список использованных источников

1. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. - Изд 2-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. - 336 с.

2. Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2001. - 320 с.

3. Кузнецов И.М. Семейное право: Учебник. - М.: “Юристъ”, 1999. (Электронная библиотека).

4. Пчелинцев Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. - М.: ИГ “Норма: ИНФРА-М”, 2000. - 672 с. (Электронная библиотека).

5. Гришин И.П., Гришина И.И. Семейное право: Вопросы и ответы. - М.: Юриспруденция, 2001. - 128 с.

6. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации/ Под общ. ред. П.В. Крашенинникова и П.И.Седугина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М), 2001. - 480 с.

7. Семейный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами / Сост. П.В. Крашенинников, И.В. Аксенова, И.Н. Николаева; Под общ. ред. П.В. Крашенинникова - 2-е изд., доп. - М.: Спарк, 1998. - 512 с.

8. Белякова А.М., Ворожейкин Е.М. Советское семейное право: Учебник. - М., Юрид. лит., 1974. - 304 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение условий и порядка заключения брака, союза мужчины и женщины, направленного на создание семьи и порождающего у них взаимные права и обязанности. Анализ расторжения брака в судебном порядке и прекращения брака в случае смерти одного из супругов.

    контрольная работа , добавлен 10.10.2011

    Брак как равноправный союз мужчины и женщины. Личные и имущественные права и обязанности, направленный на создание семьи. Основные признаки брака. Порядок заключения брака в органах записи актов гражданского состояния: правила и исключения из них.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2010

    Изучение понятия и правовой природы брака, равноправного союза мужчины и женщины, направленного на создание семьи. Исследование условий и особенностей заключения брака несовершеннолетними и с иностранцами, обстоятельств, препятствующих вступлению в брак.

    дипломная работа , добавлен 23.12.2011

    Роль супружеских отношений в формировании и функционировании семьи. Определение брака. Понятие и юридическая природа брака. Условия заключения брака. Порядок заключения брака. Понятие и основания расторжения брака. Признание брака недействительным.

    реферат , добавлен 28.09.2008

    Брак - союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и оформленный в установленном порядке; права и обязанности сторон. Понятие прекращения брака, социальные причины разводов. Правовые основания для государственной регистрации расторжения брака.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2013

    Исследование понятия и сущности брака, определение условий и порядка его заключения. Согласие на заключение брака, обстоятельства, препятствующие его заключению. Порядок расторжения брака, в том числе с иностранными гражданами и с лицами без гражданства.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2015

    Изучение гражданского института брака и анализ правового регулирования брачных отношений государством. Характеристика условий и порядка заключения брака в соответствии с Семейным Кодексом РФ. Исследование обстоятельств, препятствующих заключению брака.

    контрольная работа , добавлен 11.03.2010

    Сущность брака как союза, статуса, соглашения, юридического факта, его признаки. История правового регулирования семейно-брачных отношений. Официальная концепция брака в РФ. Заключение брака как необходимое условие создания семьи: актуальные проблемы.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2014

    Понятие, правовая природа и формы брака, последствия его заключения и прекращения. Создание семьи как залог действительности брака. Обстоятельства, устраняющие недействительность брака. Брачные отношения с иностранцем: правовое регулирование в России.

    магистерская работа , добавлен 16.02.2015

    Становление и развитие брака в России и зарубежных странах. Правовое регулирование и правовая природа брака в современном российском праве. Условия и порядок заключения брака по российскому праву. Правовые проблемы признания брака недействительным.

Существует насколько правовых теорий, объясняющих правовую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода (sui generis). Теория брака как договора берет свое начало в Древнем Риме. В римском праве классического периода все основные формы вступления в брак носили на себе признак простой гражданской сделки. Данный подход был прежде всего связан с тем, что правовому регулированию в Риме подвергалась только определенная сфера брачных отношений, их цивилистическая сторона, их нравственная и сакральная (приобщение к семейному культу) области совершенно справедливо оставались за рамками права.

В дальнейшем канонические нормы придают институту брака характер мистического таинства, подчеркивая его духовную сторону. Классическим каноническим понятием брака становится представление о нем, как о «самом полном (физическом, нравственном, экономическом, юридическом, религиозном) общении между мужем и женой» 1 . Таким образом, в орбиту права попадают не только правовые, но и этические, религиозные и в определенной степени физические элементы брака. В тот период, когда семейные отношения регламентировались религиозными правилами, этот подход был вполне оправдан, но с заменой канонических норм светскими установлениями он изживает себя. Светское право, в отличие от религии, не регулирует и не может регулировать отношения, принадлежащие духовной, этической сфере.

В браке можно условно выделить разные группы отношении: духовные, физические и материальные. Духовные и физические элемен-

ты брака, безусловно, не могут регулироваться правом, и с этим соглашаются практически все современные и дореволюционные ученые. Однако такое разделение отношений, составляющих брачный союз, получило признание не сразу.

Историческое развитие представлений о браке происходило таким образом, что на место религиозных представлений о браке, а иногда и вместе с ним встали этические представления. Понятие брака в этой концепции выводится не из освящения его церковью (или не только из него), но из соответствия брачного союза нравственной природе человека. Брак рассматривается при этом уже не как таинство, но и не как договор, а как институт особого рода. Право должно было стоять на страже этого установления, при этом брак опять попадал в сферу действия права целиком, во всем многообразии составляющих его отношений.

Такое понимание брака мы встречаем у И. Канта в «Метафизике нравов». Кант считал, что только такое соединение, где оба лица обладают друг другом, сохраняет их нравственную свободу и достоинство. Кант придерживался точки зрения о том, что концепция договора неприменима к браку. Договор, по его мнению, не может порождать брак, поскольку договор всегда имеет в виду нечто временное, какую-либо цель, с достижением которой он себя исчерпывает, а брак охватывает всю человеческую жизнь и прекращается не достижением определенной цели, а только смертью людей, состоявших в брачном общении.

Недостатком этой теории является перенесение этических представлений о браке в область права. Право, безусловно, должно строиться в соответствии с этическими представлениями своей эпохи. Но право не может полностью включать в себя.этические нормы. Кроме того, брачные отношения настолько тесно связаны с глубинными основами человеческого существования, что малейшая попытка права вторгнуться в интимные или духовные взаимоотношения супругов может привести к посягательству на человеческую личность и ее важнейшие права.

В современном плюралистическом обществе невозможно навязывание всем его членам единых представлений о браке. Поэтому право, основываясь на нравственных нормах, должно охватывать лишь ту сферу брачных отношений, которая, во-первых, поддается правовому регулированию, а во- вторых, нуждается в нем. Постепенно осознание необходимости такого разделения все же пробивает себе дорогу. Одновременно с этим возрождается интерес к концепции брака как договора. «Согласно с воззрениями, сложившимися во Франции, - пишет по этому поводу К. Д. Кавелин, - брак по своей духовной стороне есть

таинство и как таинство подлежит ведению церкви, но как светское учреждение, вытекающее из контракта и на нем основанное, брак есть гражданский институт».

Данное определение, на наш взгляд, соответствует и современной ситуации. В той части, в которой

брачные отношения регулируются правом, - это гражданско-правовые отношения. В другой своей части, которая лежит в религиозно-этической или просто этической сфере, брак может рассматриваться как таинство, как мистический союз, как союз, предполагающий наиболее полное общение, или даже как средство достижения определенных выгод - все это лежит за границами права. Этическая оценка своего брака - сугубо личное дело каждой супружеской пары, она зависит исключительно от их религиозных, философских и этических представлений. Навязывание таких представлений извне есть не что иное, как посягательство на свободу мировоззрения личности. Католик может считать свой брак нерасторжимым и, даже получив развод в светском учреждении, не допускать для себя возможности вступления в новый брак.

Супруги, заключившие брак из чисто материальных побуждений, могут считать, что все их права и обязанности вытекают из заключенной ими сделки, и государство признает такой брак действительным, поскольку мотивы заключения брака не имеют правового значения. Все это небезразлично для религии и морали, но и то и другое может быть у разных людей разным, и признание этого факта является одной из важнейших гарантий человеческой свободы. Концепция брака как института особого рода была весьма популярна и в прошлом. Ее сторонники признают наличие в брачном правоотношении тех или иных договорных элементов, но отказываются рассматривать его как договорное. И. А. Загоровский, например, указывает, что хотя брак «в происхождении своем заключает элементы договорного соглашения, но в содержании своем и в прекращении далек от природы договора; как содержание брака, так и его расторжение не зависят от произвола супругов. Поэтому брачный институт вернее причислить не к области договорного права, а к разряду институтов особого рода (sui generis)» 1 .

Шершеневич считал, что основанием возникновения и брака, и гражданского обязательства является договор, но брачное правоотношение, по его мнению, не является гражданским обязательством. Отличия брака от обязательства он видит в том же, что и И. Кант:

«Когда договор направлен на исполнение одного или нескольких действий, то последствием его будет обязательственное отношение, ррач-ное же сожительство не имеет в виду определенных действий, но общение на всю жизнь, оно имеет, по идее, нравственное, а не экономическое содержание» 1 . Таким образом, Г.Ф. Шершеневич признавал юридический факт, порождающий брачное правоотношение, договором, отношение же, . возникающее на его основе, он тоже относил к институтам особого рода.

Практически все современные ученые в нашей стране отказываются признавать соглашение о заключении брака гражданским договором. Основные их доводы можно свести к следующему: во- первых, они полагают, что целью заключения брака является не только возникновение брачного правоотношения, но также и создание союза, основанного на любви, уважении и т.д. Вторым доводом служит то, что, вступая в брак, будущие супруги не могут определять для себя содержание брачного правоотношения, их права и обязанности определены императивными нормами закона, что нетипично для договорных правоотношений.

Например, О.С. Иоффе отмечал, что брак возникает на основании юридического акта, совершенного с намерением породить правовые последствия. В этом проявляется сходство брака с гражданской сдел­кой. Но тем не менее социальное содержание и правовые особенности брака в социалистическом обществе, по его мнению, исключали квалификацию брака в качестве одной из разновидностей гражданско-правовых сделок. Сделка имеет юридической целью создание для ее участников конкретных прав и обязанностей. Брак, основанный на любви, а не на своекорыстных имущественных интересах, такой правовой цели не преследует. Целью вступления в брак О.С. Иоффе называл желание получить государственное признание созданного союза, «основа которого - взаимная любовь и уважение - не входит в его юридическое содержание». Поэтому брак может прекратиться в любое время, как только эта основа будет подорвана, что невозможно в гражданских сделках. Действительно, воля лиц, заключающих брак, направлена на достижение целого ряда последствий, как правовых, так и неправовых. Прежде всего они стремятся приобрести общественный и правовой статус законных супругов. Статус состояния в браке влечет за собой и приобретение прав и обязанностей супругов.

Возникают ли они в силу закона независимо от воли супругов? По-видимому, нет. Прежде всего если супруги категорически против их возникновения, они могут не регистрировать брак. Заключая брак, они дают согласие на вступление в отношения, большая часть которых ранее была императивно

определена законом.

Можно ли на этом основании заключить, что брак отличается от договора тем, что договором стороны сами устанавливают для себя содержание правоотношения, а все права и обязанности, вытекающие из брака, уже закреплены в норме закона?

Во-первых, с усилением диспозитивного регулирования и появлением брачных договоров и алиментных соглашений эти возможности значительно расширяются 1 . Само заключение брака как юридический факт не предназначено для конкретизации прав и обязанностей супругов. Из этого факта вытекает только то, что два лица становятся мужем и женой, приобретая новый правовой статус. С помощью брачного договора и алиментного соглашения супруги могут почти полностью изменить свои имущественные отношения. Даже если брачный договор не был заключен данной супружеской парой, супруги не теряют возможности заключить его в будущем.

Когда мы говорим, что брак - наиболее полное общение супругов: материальное, физическое и духовное, то мы предполагаем, что между супругами возникает бесчисленное множество личных отношений, содержание которых они определяют для себя сами. Все эти отношения не регулируются правом, а, значит, и соглашения, устанавливающие их содержание, лежат во внеправовой сфере. Поэтому невозможно ска-. зать, что отношения, возникающие из брака, как в своей юридической, так и в неюридической части, заранее определены законом, в то время как отношения, вытекающие из гражданского договора, определяются этим договором.

Напротив, содержание супружеских отношений может варьироваться еще в большей мере, чем содержание других договорных отно-

В последние десятилетия в западных странах стали появляться теории, оспован-|ныс на плюралистической модели брака. Их авторы считают, что уже в настоящее время существование в каждой правовой системе единственной модели брака не отвечает потребностям современного общества. Брак обычно определяется как союз одного мужчи- р иы и одной женщины, как правило, пожизненный и предполагающий их взаимную верность друг другу. Однако в настоящее время возможно появление брачных союзов, заключенных на время или без обещания взаимной верности. В связи с этими изменениями и высказывается предположение, что в будущем лица, вступающие в брак, получат право с помощью договора выработать для себя ту модель брака, которая для них наиболее приемлема, а государство будет лини, регистрировать их выбор (ShultsM Contractual Ordering of Marriage: New Model for State Policy. Californian Law Revues, 1982 P. 251)

шений, но изменение этих прав и обязанностей производится не актом вступления в брак, а с помощью специальных юридических актов: брачных договоров и других соглашений между супругами. По нашему мнению, все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что соглашение о заключении брака по правовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором. Признание этого факта не принижает этического значения брака. Безусловно, это соглашение играет и внеправовую роль, и в этой части рассматривается вступающими в брак по-разному. В зависимости от своих убеждений они могут расценивать его как клятву перед Богом или как моральное обязательство, или как чисто имущественную сделку. Следует еще раз подчеркнуть, что все это лежит во внеправовой сфере.

Еще по теме Глава 14 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА БРАКА:

  1. § 1. Основания возникновения, изменения и прекращения супружеских правоотношений 1.1. Заключение и прекращение брака 1.1.1. Понятие и правовая природа брака
  2. Понятие брака. Условия вступления в брак. Порядок и способы заключения брака. Расторжение брака.
  3. Глава 2 Понятие брака. Условия и порядок его заключения. Недействительность брака
  4. Глава VI. Правовая природа основных понятий в сфере инвестиционной деятельности
  5. Глава 4. Понятие, наименование, сущность и правовая природа международного частного права
  6. Глава 33 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАКА И РАЗВОДА ПРИ НАЛИЧИИ ИНОСТРАННОГО ЭЛЕМЕНТА § 1. Правовое регулирование брака и развода с участием иностранного элемента по российскому законодательству
  7. Т е м а 2 ПОНЯТИЕ БРАКА. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ БРАКА
  8. Т Е М А 3 Понятие и заключение брака. Признание брака недействительным
  9. § 2. Правовое регулирование брака и развода с участием иностранных граждан и лиц без гражданства 2,1. Заключение брака.
  10. 1. Понятие и правовая природа третейского (арбитражного) соглашения
  11. 17. Момент прекращения брака при его расторжении. Правовые последствия прекращения брака
  12. § 1. Понятие и правовая природа исполнительного производства
  13. § 1. Понятие и правовая природа исполнительного производств

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право -

Брак – это семейный союз мужчины и женщины (супружество), порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям .

Слово «брак» произошло от древнерусского «братичи» - отбирать что-либо хорошее и отклонять плохое. Отсюда двусмысленность слова «брак» и в семейном праве, и в обыденной речи («забракованный товар»). В других языках такой двусмысленности нет. Так, в украинском, белорусском, польском, чешском и других языках славянских народов брачный союз определяется словом «шлюб» (от древнеславянского термина «сълюбъ», «сълюбытись», что означает «договориться») .

Действующее законодательство РФ не содержит легального определения брака, но, как следует заметить, в этом некоторые цивилисты видят плюс, так как брак является сложным комплексным явлением, находящимся под воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм, а также экономических законов, что ставило бы под сомнение полноту понятия брака только с правовых позиций .

В юридической литературе также нет единства мнений относительно правовой природы брака. Существует несколько теорий ее объясняющих. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода (sui generis).

Теория брака как таинства представляет собой правовую трактовку понятия брака в рамках морально- этических, физических и религиозных отношений. Отмечается, что светское право не может регулировать духовную и этическую сферу брачных отношений. Так, например, А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой говорят о том, что брак как таинство рассматривается религией и в своем содержании противопоставляется светскому пониманию брака . Религиозные воззрения вкладывают в понятие брака как таинства отношения морально- этического, религиозного и духовного характера, что не свойственно правовому понятию брака. С юридической точки зрения, не являются браком и не порождают никаких правовых последствий ни церемония бракосочетания в церкви, ни брак, заключенный по местным и национальным обрядам, как бы серьезно обе стороны к такому союзу ни относились. Хотя справедливости ради стоит признать, что юридический статус церковного брака не во всех странах одинаков. Так, например, в Финляндии документ, подтверждающий факт венчания является основанием признания брака действительным .

О.Д. Югай говорит о неактуальности рассмотрения и понимания такой теории брака как таинство . Но при этом Л.М. Пчелинцева и М.В. Антокольская отмечают, что для брака как таинства характерно наличие таких институтов как помолвка и обручение . Это старейшие институты, которые существовали в дореволюционной России, и существуют в большинстве стран не только Европы, но и Азии. В современной России такие институты не имеют юридического значения. Но, несмотря на это данные институты помолвки и обручения существуют в форме обычая. Кроме этого, о возрождении таких институтов как помолвка и обручение говорит И.А. Косарева . Поэтому полагается актуальным существование данной теории в рамках современного законодательства.

Следующей теорией является понятие брака как договора. Брак как договор представляет собой гражданско-правовую сделку. Данной теории придерживаются некоторые зарубежные страны (Австрия, Дания, Нидерланды и другие) . Однако российские цивилисты относятся к ней осторожно. Иными словами, сторонники данной концепции брака признают наличие в брачном правоотношении тех или иных договорных элементов, однако отказываются рассматривать его как договорное. Так, например, И.А. Загоровский указывает, что хотя брак "в происхождении своем заключает элементы договорного соглашения, но в содержании своем и в прекращении далек от природы договора; как содержание брака, так и его расторжение не зависят от произвола супругов. Поэтому брачный институт вернее причислить не к области договорного права, а к разряду институтов особого рода" . М.В. Антокольская, обосновывая договорную природу брака, говорит о том, что соглашение о заключении брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора в той части, в какой оно регулируется правом и порождает правые последствия . Однако сама же М.В. Антокольская отмечает, что большинство ученых – правоведов в Российской Федерации не признают соглашение о заключении брака гражданским договором, так как будущие супруги не могут определять для себя содержание брачного правоотношения в силу того, что их права и обязанности установлены императивными нормами закона, что нехарактерно для договорных правоотношений. Кроме того, цель заключения брака – не только возникновение брачного правоотношения, но и создание союза, основанного на любви, уважении, взаимопомощи, взаимной поддержке и т.п. . В обоснование того, что брак не следует рассматривать как гражданско – правовой договор, говорят и доводы о том, что договор не может порождать брачные правоотношения, так как договор – это всегда нечто временное, касающееся имущества, а брак охватывает всю человеческую жизнь и прекращается смертью супругов или утратой взаимной любви и уважения. Если срок договора не установлен, то считается что договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства, данное положение закреплено ст. 425 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) . Брак же является бессрочным в силу императивного указания законодателя, поэтому, следуя теории брака как договора, на брак распространяется действия нормы ст. 425 ГК РФ. Трудно, однако, представить себе ситуацию, когда брак прекращается исполнением сторонами обязательства, в силу того, что основного обязательства между супругами нет и быть не может . Кроме того, согласно догме частного права, для того чтобы договор считался заключенным необходимо согласовать все его существенные условия. Договор не будет заключен до тех пор, пока не будет согласовано хотя бы одно из всех его существенных условий. Единственным общим для всех договоров существенным условием является предмет договора. Без определения того по поводу чего заключается договор, невозможно заключить ни один договор . Как отмечает Н.Д. Егоров, нельзя заключить договор купли-продажи, если между покупателем и продавцом не достигнуто соглашения о том, какие предметы будут проданы в соответствии с данным договором . С другой стороны, в теории современного отечественного семейного права в основном продолжают преобладать взгляды на брак как свободный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, заключаемый в органах записи актов гражданского состояния для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов

Рассматривая теорию брака как института особого рода следует заметить, что смысл ее заключается в том, что брак как бы разделен на две небольшие категории. К первой категории относятся те отношения, которые вытекают из существа самoго брака, а ко второй категории – те отношения, которые породил сам юридический факт брака . О.А. Красавчиков отмечал, что юридическое состояние в браке и иные сходные состояния "должны быть определены не более как правоотношения, характерной чертой которых (в отличие от большинства гражданско-правовых обязательств) является относительная стабильность. Не случайно, например, в литературе семейного права состояние лица в браке до настоящего времени рассматривалось и рассматривается как брачные правоотношения, которое возникает в силу юридических фактов" . При этом под юридическим фактом следует понимать процедуру регистрации брака в органах ЗАГСа. Процедура регистрации брака является административным актом, который порождает возникновение правовых отношений между супругами. Именно такие правоотношения порождают институт особого рода, который вбирает в себя имущественные, наследственные и даже неимущественные отношения. В действительности брачные правоотношения не относятся конкретно к какому – либо единому гражданско-правовому институту. Данное обстоятельство связано с тем, что они могут сочетать в себе элементы многих гражданских отношений, таких как отношения представительства, собственности, алиментные и многие другие. Однако не стоит забывать и о том, что кроме отношений урегулированных нормами права, существуют такие, которые ими не регулируются. К таковым, в частности, относятся многие духовные аспекты, имеющие место в жизни супругов .

Таким образом, из вышеизложенного видно, что каждая из существующих теорий по - своему рассматривает понятие и сущность брака. При этом каждый из авторов как можно тщательней обосновывает свои позиции к той или иной теории брака. Но, несмотря на это, не следует каждую из теорий отделять друг от друга, так как предполагается, что в совокупности каждая из них взаимно дополняет друг друга, что в свою очередь дает наиболее полное представление о понятии и сущности брака. Отсутствие в Семейном кодексе РФ (далее - СК РФ) легального определения понятия брака связано, прежде всего, с тем, что брак рассматривается как основа семьи. Поэтому понятие брака относится к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента возникновения брачных отношений и до наших дней. Данное положение объясняется многогранностью и значимостью брака как такового в жизни людей.

Понятия брака и семьи являются объектом изучения различных наук: философии, социологии, права и др. Для юридических наук представляют интерес лишь те стороны жизнедеятельности семьи, которые могут быть подвергнуты правовому регулированию. Как говорил Карл Маркс: "Если бы брак не был основой семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба" . Для того чтобы определить наиболее полное понятие брака следует рассмотреть его с социологической, философской и юридической точек зрения.

Так, социологическая наука рассматривает брак с позиции соотношения понятий брака и семьи, и дает следующее понятие: "брак – институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями" . Таким образом, социологическая наука рассматривает понятие "брак" в более узком смысле, нежели понятие «семья». В тоже время следует отметить, что социологи придерживаются того положения, что отношения, возникающие в браке, также нуждаются в регулировании юридическими нормами. Особому регулированию подвергаются такие вопросы, как владение имуществом; материальные обязанности супругов по отношению к детям и друг другу; минимальный возраст вступления в брак и некоторые другие . Однако, не все отношения можно урегулировать нормами права. Так, например, социологическая наука выводит такое понятие как "культурные неписанные нормы", которые, как правило, основаны на морали, традициях и обычаях, и не имеют своего закрепления ни в одном источнике. К числу таких норм относятся: нормы ухаживания, нормы брачного выбора, нормы добрачного поведения и некоторые другие. Культурные нормы формируются непосредственно самим обществом, а вот как они используются и используются вообще, зависит главным образом от уровня образования индивидов

С философской точки зрения понятие брака рассматривается в нескольких аспектах. Данные аспекты находятся в зависимости от того, какие идеалы взаимоотношений вкладывают мужчина и женщина в свой союз. Так, с одной стороны философия рассматривает брак с реалистической точки зрения. В смысл понятия реалистического брака вкладывается стремление иметь потомство . Подобную точку зрения еще в свое время высказывал византийский император Юстиниан: "Брак настолько честен, что он как бы искусственно вводит бессмертие в род человеческий, и благодаря рождению детей поколения остаются обновленными" . Поэтому некоторые философы считают что "если цель брака дети, то где нет надежды, иметь детей, там нет и брака" . Второй аспект философии на брак заключается в его идеалистической осмысленности. С этой точки зрения понятие "брака" рассматриваются как всестороннее и полное объединение супругов, но вовсе не уполномочивающее о рождении. Так, например, И.Г. Фихте определяет брак как "полное соединение в одно бытие двух лиц разного пола" . Схожее определение встречается у Ф.В. Гегеля. Он в понятие брака вкладывает слияние двух личностей в одно лицо .

Рассматривая брак с юридической точки зрения можно говорить о том, что первоначально для российского брака были характерны традиционные для восточно-христианских государств подходы к пониманию брака. В соответствии с этими традициями брак трактовался как оформленный в установленном государством порядке союз мужчины и женщины. При этом отмечалось единство особого социального содержания и канонической формы этого союза, необходимость соблюдения которой предписывалось государством . Г.Ф. Шершеневич в своих сочинениях рассматривает брак как: "союз мужчины и женщины с целью сожительства, основанный на взаимном согласии и заключенный в установленной форме" .

Немного иной точки зрения придерживался Д.И. Мейер. Так, в своих рассуждениях об определении брака Д.И. Мейер говорит о том, что "брак как учреждение юридическое представляется союзом двух лиц разного пола, удовлетворяющим известным юридическим условиям и дающим известные гражданские последствия". Кроме этого он подчеркивает о невозможности перечисления всех прав и обязанностей, вытекающих из брака, "так что в области права нет возможности дать полное определение брачному союзу, а понятие о нем устанавливается вне области права – в религии и нравственности" . Такой же подход к пониманию брака был сохранен и развит в работах правоведов советского периода. Н.В. Орлова, например, определяла брак как добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключаемый с соблюдением условий и порядка, предусмотренных законом, направленный на создание семьи и порождающий личные и имущественные права и обязанности супругов .

Иное определение брака было сформулировано Г.К. Матвеевым, который говорил о том, что "брак есть свободный, равноправный и в принципе пожизненный союз женщины и мужчины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, образующий семью и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности". В данном определении брака весьма интересным было употребления понятия "пожизненный", что соответственно порождало определенный дискомфорт, так как для большинства людей подобное высказывание приравнивалось к своеобразной "каторге", из которой в принципе вырваться уже невозможно. Как отмечает Л.М. Пчелинцева, содержание нормы о заключении брака "на всю жизнь", хотя и было характерно для того периода, однако, распространенные разводы носили скорее морально- этический, чем императивный характер .

А.М. Нечаева определяет брак как союз мужчины и женщины, влекущий за собой правовые последствия, форму отношений между лицами разного пола и своеобразный символ как для вступающих в брак, так и для государства . В свою очередь С.А. Муратова и Н.Ю. Тарсамаева характеризуют брак как добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, подлежащий обязательной государственной регистрации, порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности .

Стремление многих цивилистов как можно полнее охватить все стороны исследования понятия брака, позволяет раскрыть его сущность:

1. Брак - это союз мужчины и женщины.

2. Брак - это добровольный союз. Желание вступить в брак должно быть выражено свободно, добровольно и лично каждым из будущих супругов (п.1 ст. 12 СК РФ).

3. Супруги имеют равные права (право на свободный выбор фамилии, места жительства, профессии, на воспитание детей, права в отношении имущества, нажитого во время брака) и обязанности (ст. 31 СК РФ).

4. Брак заключается с соблюдением определенных правил, установленных законом. Он должен быть зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (п.2 ст. 10 СК РФ).

5. Целью заключения брака должно быть создание семьи, рождение и воспитание детей. Если же таковой цели не было у одного или обоих супругов, то впоследствии такой брак может быть признан недействительным (п.1 ст. 27 СК РФ).

6. Брак порождает взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов (п. 2 ст. 10 СК РФ).

7. Брак заключается без указания срока его действия. Предполагается сохранение брачных отношений в течение всей жизни

Таким образом, брак – это важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно- правовых связей и представляющий собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке, с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи .

Список литературы

1. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. / О.А. Хазов. - М.: Юристъ, 2002. – 336 с.

2. Большая советская энциклопедия. / Под ред. А.М. Прохорова. – М., 1979. - 1600 с.

3. Большой юридический словарь. / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М., 1997. – 704 с.

4. Гайденко П.П. Учение Фихте. / П.П. Гайденко. – М.: НАУКА, 1990. – 128 с.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть I) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. // СЗ РФ. - 2001. - № 32. - Ст. 3301.

6. Гражданское право. Том 3. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М., 2006. - 765 с.

7. Гришаев С.П. Семейное право в вопросах и ответах. / С.П. Гришаев. - М.: Юристъ, 2000.- 110 с.

8. Егоров Н.Д. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая (постатейный). / Н.Д. Егоров. – М.: Юристъ, 2006. – 891 с.

9. Загоровский А.И. Курс семейного права (по изд. 1909 г.). / А.И. Загоровский. - Одесса, 2001. – 688 с.

10. Косарева И.А. Правовое значение действий предшествующих бракосочетанию. // Семейное и жилищное право. - 2007.- № 3. - С.20 - 24.

11. Кравченко А.И. Социология. / А.И. Кравченко. – М., 1999. – С.230.

12. Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. / О.А. Красавчиков. – М., 1958. – 182 с.

13. Матвеев Г.К. Советское семейное право. / Г.К. Матвеев. – М., 1985. – 208с.

14. Мейер Д.И. Русское гражданское право (по изд. 1902 г.). / Д.И. Мейер. - М., 2000. – 742 с.

15. Цит по: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. / Под ред. В.Н. Назарова. – М.: Издательство политической литературы, 1989. – 610 с.

16. Муратова С.А., Тарсамаева Н.Ю. Семейное право: Учебное пособие. / С.А. Муратова, Н.Ю. Тарсамаева. - М.: Новый Юрист, 1999. - 272 с.

17. Невзгодина Е.Л. Правовая защита брака по Семейному кодексу Российской Федерации. // Вестник Омского университета. - 1998. - № 4. - С. 103-106.

18. Нечаева А.М. Семейное право: Курс лекций. / А.М Нечаева. – М.: Юристъ, 2002. –320 с.

19. Ойзерман Т.И. Философия Гегеля. / Т.И. Ойзерман. – М.: ЗНАНИЕ, 1966. – 50 с.

20. Орлова Н.В. Брак и семья в международном частном праве. / Н.В. Орлова. - М.: Международные отношения, 1966. – 253 с

21. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. В трех томах. Том III. / Под редакцией и с предисловием В.А. Томсинова. - М.: Зерцало, 2003. – 768 с.

22. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. / Л.М. Пчелинцева. - М.: НОРМА, 2003. – 832 с.

23. Пчелинцева Л.М. Семейное право России. / Г.И. Загорский. - М.: НОРМА, 2005. – 688 с.

24. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223- ФЗ. // СЗ РФ. - 1995. - № 1. - Ст. 16.

25. Степанов С.П. Брак без брака. // Правовой советник. – 2004. - № 4. – С.13 - 16.

26. Социология: Учебное пособие. / Под ред. Г.В. Осипова. - М.: Аспект-пресс, 1996. – 174 с.

27. Цит по: Таранов П.С. Анатомия мудрости: Философия. В 2-х т. Том I. / П.С. Таранов. – Симферополь: РЕНОМЕ, 1997. – 624 с.

28. Троицкий С.В. Христианская философия брака. / С.В. Троицкий. – М., 2002. - 269 с.

29. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). / Г.Ф. Шершеневич. - Тула, 2001. - 461 с

30. Югай О.Д. К вопросу о понятии и правовой природе брака. // Семейное и жилищное право. - 2006. - № 3. - С. 26 – 30

31. Юридическая энциклопедия. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М., 1997. – 526 с.

Существует насколько правовых теорий, объясняющих юридическую природу брака. В наиболее общем виде их можно свести к пониманию брака как договора, как таинства и как института особого рода. Теория брака как договора берет свое начало в Древнем Риме. В римском праве классического периода все основные формы вступления в брак носили на себе признак простой граждан­ской сделки. Данный подход был прежде всего связан с тем, что правовому регулированию в Риме подвергалась только опреде­ленная сфера брачных как договор, а как институт особого рода. Право должно было стоять на стра­же этого установления, при этом брак опять попадал в сферу действия права целиком, во всем многообразии составляющих его отношений.

Такое понимание брака мы встречаем у И. Канта в “Мета­физике нравов”. Кант считает, что только такое соединение, где оба лица обладают друг другом, сохраняет их нравственную свободу и достоинство. Кант придерживался точки зрения, что концепция договора не применима к браку. Договор, по его мнению, не может порождать брак, поскольку договор всегда имеет в виду нечто временное, какую-либо цель, с достижением которой он себя исчерпывает, а брак охватывает всю человечес­кую жизнь и прекращается недостижением определенной цели, а только смертью людей, состоявших в брачном общении. Не­достатком этой теории является перенесение этических пред­ставлений о браке в область права. Право, безусловно, должно строиться в соответствии с этическими представлениями своей эпохи. Но право не может полностью включать в себя этические нормы. Кроме того, брачные отношения настолько тесно связа­ны с глубинными основами человеческого существования, что малейшая попытка права вторгнуться в интимные или духов­ные взаимоотношения супругов может привести к посягатель­ству на человеческую личность и ее важнейшие права.

В современном плюралистическом обществе невозможно навязывание всем его членам единых представлений о браке. Поэтому право, основываясь на нравственных нормах, должно охватывать лишь ту сферу брачных отношений, которая, во-первых, поддается правовому регулированию, а во-вторых, нуждается в нем. Постепенно осознание необходимости такого разделения все же пробивает себе дорогу. Одновременно с этим возрождается интерес к концепции брака как договора. “Со­гласно с воззрениями, сложившимися во Франции, - пишет по этому поводу К.Д. Кавелин, - брак по своей духовной стороне есть таинство и как таинство подлежит ведению церкви, но как светское учреждение, вытекающее из контракта и на нем осно­ванное, брак есть гражданский институт”. Данное определение, на наш взгляд, соответствует и современной ситуации. В той части, в которой брачные отношения регулируются правом, - это гражданско-правовые отношения. В другой своей части, которая лежит в религиозно-этической или просто этической сфере, брак может рассматриваться как таинство, как мистичес­кий союз, как союз, предполагающий наиболее полное обще­ние, или даже как средство достижения определенных выгод - все это лежит за границами права.

Этическая оценка своего брака - сугубо личное дело каж­дой супружеской пары, она зависит исключительно от их рели­гиозных, философских и этических представлений. Навязыва­ние таких представлений извне есть не что иное, как посяга­тельство на свободу мировоззрения личности. Католик может считать свой брак нерасторжимым и, даже получив развод в светском учреждении, не допускать для себя возможности вступления в новый брак. Супруги, заключившие брак из чисто материальных побуждений, могут считать, что все их права и обязанности вытекают из заключенной ими сделки, и государ­ство признает такой брак действительным, поскольку мотивы заключения брака не имеют правового значения. Все это небез­различно для религии и морали, но и то и другое может быть у разных людей разным, и признание этого факта является одной из важнейших гарантий человеческой свободы.

Концепция брака как института особого рода была весьма популярна и в прошлом. Ее сторонники признают наличие в брачном правоотношении тех или иных договорных элементов, но отказываются рассматривать его как договорное. И.А. Загоровскнй, например, указывает, что хотя брак “в происхождении своем заключает элементы договорного соглашения, но в содер­жании своем и в прекращении далек от природы договора; как содержание брака, так и его расторжение не зависят от произво­ла супругов. Поэтому брачный институт вернее причислить не к области договорного права, а к разряду институтов особого рода” .

Примечание - В дальнейшем канонические нормы придают институту брака характер мистического таинства, подчеркивая его духов­ную сторону. Классическим каноническим понятием брака ста­новится представление о нем, как о “самом полном (физичес­ком, нравственном, экономическом, юридическом, религиоз­ном) общении между мужем и женой” . Таким образом, в орби­ту права попадают не только правовые, но и этические, религи­озные и в определенной степени физические элементы брака. В тот период, когда семейные отношения регламентировались ре­лигиозными правилами, этот подход был вполне оправдан, но с заменой канонических норм светскими установлениями он из­живает себя. Светское право, в отличие от религии, не регули­рует и не может регулировать отношения, принадлежащие ду­ховной, этической сфере.

В браке можно условно выделить разные группы отношений: духовные, физические и материальные. Духовные и физи­ческие элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом, и с этим соглашаются практически все современные и дореволюционные ученые. Однако такое разделение отноше­ний, составляющих брачный союз, получило признание не сразу. Историческое развитие представлений о браке происхо­дило таким образом, что на место религиозных представлений о браке, а иногда и вместе с ним встали этические представле­ния. Понятие брака в этой концепции выводится не из освяще­ния его церковью (или не только из него), но из соответствия брачного союза нравственной природе человека. Брак рассмат­ривается при этом уже не как таинство

Г.Ф. Шершеневич считал, что основанием возникновения и брака, и гражданского обязательства является договор, но брачное правоотношение, по его мнению, не являет­ся гражданским обязательством. Отличия брака от обязатель­ства он видит в том же, что и И. Кант: “Когда договор направлен на исполнение одного или нескольких действий, то последстви­ем его будет обязательственное отношение. Брачное же сожи­тельство не имеет в виду определенных действий, но общение на всю жизнь, оно имеет, по идее, нравственное, а не экономи­ческое содержание” . Таким образом, Г.Ф. Шершеневич при­знает юридический факт, порождающий брачное правоотноше­ние, договором, отношение же, возникающее на его основе, он тоже относит к институтам особого рода.

Практически все современные ученые в нашей стране отка­зываются признавать соглашение о заключении брака граждан­ским договором. Основные их доводы можно свести к следую­щему: во-первых, они указывают, что целью заключения брака является не только возникновение брачного правоотношения, но также и создание союза, основанного на любви, уважении и т. д. Вторым доводом является указание на то, что, вступая в брак, будущие супруги не могут определять для себя содержа­ние брачного правоотношения, их права и обязанности опреде­лены императивными нормами закона, что нетипично для дого­ворных правоотношений.

Например, О. С. Иоффе отмечал, что брак возникает на ос­новании юридического акта, совершенного с намерением поро­дить правовые последствия. В этом проявляется сходство брака с гражданской сделкой. Но тем не менее социальное содержа­ние и правовые особенности брака в социалистическом общест­ве, по его мнению, исключали квалификацию брака в качестве одной из разновидностей гражданско-правовых сделок. Сделка имеет своей юридической целью создание для ее участников конкретных прав и обязанностей. Брак, основанный на любви, а не на своекорыстных имущественных интересах, такой право­вой цели не преследует. Целью вступления в брак О.С. Иоффе называл желание получить государственное признание созданного союза, “основа которого - взаимная любовь и уважение - не входит в его юридическое содержание”. Поэтому брак может прекратиться в любое время, как только эта основа будет подо­рвана, что невозможно в гражданских сделках .

Действительно, воля лиц, заключающих брак, направлена на достижение целого ряда последствий, как правовых, так и неправовых. Прежде всего они стремятся приобрести общест­венный и правовой статус законных супругов. Статус состоя­ния в браке влечет за собой и приобретение прав и обязаннос­тей супругов.

Возникают ли они в силу закона независимо от воли супругов? По-видимому, нет. Прежде всего если супруги категорически против их возникновения, они могут не реги­стрировать брак. Заключая брак, они дают согласие на вступле­ние в отношения, большая часть которых ранее была импера­тивно определена законом. Можно ли на этом основании за­ключить, что брак отличается от договора тем, что договором стороны сами устанавливают для себя содержание правоотно­шения, а все права и обязанности, вытекающие из брака, уже закреплены в норме закона? Во-первых, с усилением диспозитивного регулирования и появлением брачных договоров и алиментных соглашений эти возможности значительно расши­ряются .

Само заключение брака как юридический факт не предназначено для конкретизации прав и обязанностей супру­гов. Из этого факта вытекает только то, что два лица становятся мужем и женой, приобретая новый правовой статус. С помощью брачного договора и алиментного соглашения супруги могут почти полностью изменить свои имущественные отноше­ния. Даже если брачный договор не был заключен данной суп­ружеской парой, супруги не теряют возможности заключить его в будущем.

Когда мы говорим, что брак - это наиболее полное общение супругов: материальное, физическое и духовное, то мы предпо­лагаем, что между супругами возникает бесчисленное множест­во личных отношений, содержание которых они определяют для себя сами. Все эти отношения не регулируются правом, а, значит, и соглашения, устанавливающие их содержание, лежат во внеправовой сфере.

Поэтому невозможно сказать, что отно­шения, возникающие из брака, как в своей юридической, так и в своей неюридической части, заранее определены законом, в то время как отношения, вытекающие из гражданского договора, определяются этим договором. Напротив, содержание супру­жеских отношений может варьироваться еще в большей мере, чем содержание других договорных отношений, но изменение этих прав и обязанностей производится не актом вступления в брак, а с помощью специальных юридических актов: брачных договоров и других соглашений между супругами.

По нашему мнению, все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что соглашение о заключении брака по своей пра­вовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором.

Признание этого факта ничуть не принижает этического значения брака. Безусловно, это соглашение играет и внеправовую роль, и в этой части оно рассматривается вступающими в брак по-разному. В зависимости от своих убеждений они могут расценивать его как клятву перед богом или как мо­ральное обязательство, или как чисто имущественную сделку. Следует еще раз подчеркнуть, что все это лежит во внеправовой сфере.

В теории семейного права существуют различные взгляды на правовую природу брака. Основные из них рассматривают брак как сделку и как институт особого рода.

Первая точка зрения берет свое начало в римском праве классического периода, когда вступление в брак являлось простой гражданской сделкой. В настоящее время эта теория нашла отражение, в частности, в сирийском и иракском законодательстве, где брак рассматривают как договор между мужчиной и женщиной, заключаемый с целью совместной жизни и продолжения рода. В обоснование этой теории положены два основных обстоятельства:

  • · порядок заключения и прекращения брака, условия его действительности аналогичны тем, которые действуют в отношении гражданских сделок;
  • · некоторые супружеские отношения могут регулироваться договором между супругами.

Вторая точка зрения сформировалась в дореволюционном праве (И.А. Загоровский, Г.Ф. Шершеневич), активно разрабатывалась в советское время (например, А.М. Беляковой, Е.М. Ворожейкиным, О.С. Иоффе, Г.К. Матвеевым и др.) и преобладает в современной теории семейного права.

И.А. Загоровский писал, что брак: в содержании своем и в прекращении далек от природы договора; как содержание брака, так и его расторжение не зависят от произвола супругов. Поэтому брачный институт вернее причислить не к области договорного права, а к разряду институтов особого род (sui generis).

Г.Ф. Шершеневич отмечал: Когда договор направлен на исполнение одного или нескольких действий, то последствием его будет обязательственное отношений. Брачное же сожительство не имеет в виду определенных действий, но общение на всю жизнь, оно имеет, по идее, нравственное, а не экономическое содержание.

Сторонники этой позиции утверждают, что в отличие от гражданско-правовой сделки брак имеет, прежде всего, цель создание союза, основанного на любви и уважении, а не создание супружеских прав и обязанностей. Вторым аргументом служит то, что будущие супруги, вступая в брак, не могут определять для себя конкретные супружеские права и обязанности, поскольку они определены императивными нормами закона. А это нехарактерно для договорных отношений.

Действующее российское законодательство не содержит определение понятия брака. Однако анализа норм главы 3 и 5, а также ст. ст. 1 и 169 СК РФ позволяет дать следующее определение данного понятия.

Брак -- это добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением установленных законом условий и порядка, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности.

Как видно из этого определения, брак имеет ряд характерных признаков. Некоторые из них были рассмотрены выше (в частности, добровольность брачного союза мужчины и женщины и равенство прав супругов в семье - в теме 1.4 «Основные начала семейного права»), остальные же -- требования, предъявляемые к заключению брака, его порядок, цель брака и супружеские правоотношения - будут рассмотрены далее.

супружеский правовой бракосочетание

Загрузка...