decorininterior.ru

Ракетные катера ссср. «Москитный флот» России: смена поколений

Серия морских бронекатеров типа «МБК» (проект 161) состояла из 20 единиц («БК-501» – «БК-520»), построенных на заводе №194 и принятых в строй в 1943-1944 гг. В период войны 3 катера погибло, остальные были списаны в 1953-1958 гг. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 151 т. полное – 158 т.; длина – 36,2 м.: ширина – 5,5 м.; осадка – 1,3 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 2,4 тыс. л.с.; максимальная скорость – 13 узл.; дальность плавания – 450 миль; запас топлива – 9 т. бензина; экипаж – 17 человек. Бронирование: борт – 25-50-мм; палуба – 15-30-мм; рубка – 8-мм; башни – 45-мм. Вооружение: 2х1 – 76-мм орудия; 2х1 – 45-мм орудия; 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 2х1 – 12,7-мм пулемета.

Бронекатера «Копье» и «Пика» были построены на Путиловском заводе в 1908-1910 гг. Катера списаны в 1954 г. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 23,5 т., полное – 25 т.; длина – 22,5 м.: ширина –3,1 м.; осадка – 0,7 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 200 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; дальность плавания – 300 миль; экипаж – 12 человек. Бронирование: рубка, борт и палуба – 8-мм. Вооружение: 1х1 – 76-мм орудие; 2х1 – 7,62-мм пулемета.

Из серии катеров типа «Д», построенных в США в 1916-1917 гг. к началу войны в строю оставалось 4 единицы. Катера погибли в 1941 г. ТТХ катера: водоизмещение полное – 6,5 т.; длина – 9,2 м.: ширина –2,4 м.; осадка – 0,7 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 100 л.с.; максимальная скорость – 11 узл.; дальность плавания – 500 миль; запас топлива – 700 кг; экипаж – 7 человек. Бронирование: борт – 5-мм, рубка – 6-мм. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм и 2х1 – 7,62-мм пулемета.

Катера «Тревога» и «Партизан» были построены на Коломенском заводе и приняты в строй в 1932 г. В 1941 г. катера прошли модернизацию. Списаны в 50-х годах. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 45 т., полное – 55,6 т.; длина – 32 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 0,9 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 22 узл.; запас топлива – 3,3 т. бензина; дальность плавания – 600 миль; экипаж – 13 человек. Бронирование: борт и рубка — 5 мм. Вооружение: 1х1 — 76-мм орудие; 2х1- 7,62-мм пулемета.

Серия больших бронекатеров типа «Проект 1124» состояла из 97 единиц и была принята в строй в 1936-1945 гг. Катера строились на заводах №264, №340 и №363. В годы войны погибло 12 катеров. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 37 — 44 т., полное – 41 — 52 т.; длина – 25,3 м.: ширина – 4 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,5 тыс.л.с.; максимальная скорость – 21 узл.; запас топлива – 4,2 т. бензина; дальность плавания – 280 миль; экипаж – 17 человек. Бронирование: борт — 7 мм, палуба – 4 мм, рубка — 8 мм, башни – 30 — 45 мм. Вооружение: 2х1 — 76-мм орудие; 1х2 — 12,7-мм и 2х1 — 7,62-мм пулемета.

Серия малых бронекатеров типа «проект 1125» состояла из 151 единицы и была принята в строй в 1936-1945 гг. Катера строились на заводе №340. В годы войны погибло 39 катеров, остальные были списаны в 50-х годах. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 37 — 44 т., полное – 41 — 52 т.; длина – 25,3 м.: ширина – 4 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,5 тыс л.с.; максимальная скорость – 21 узл.; запас топлива – 4,2 т. бензина; дальность плавания – 280 миль; экипаж – 17 человек. Бронирование: борт — 7 мм, палуба – 4 мм, рубка — 8 мм, башни – 30 — 45 мм. Вооружение: 2х1 — 76-мм орудия; 1х2 — 12,7-мм и 2х1 — 7,62-мм пулемета.

ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 26 т., полное – 30 т.; длина – 22,7 м.: ширина – 3,5 м.; осадка – 0,6 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 750 – 1 200л.с.; максимальная скорость – 20 узл.; запас топлива – 1,3 т. бензина; дальность плавания – 250 миль; экипаж – 13 человек. Бронирование: борт – 4 мм, палуба — 7 мм, башня – 45 мм. Вооружение: 1х1 — 76-мм орудие; 2х2 — 12,7-мм и 1х1 – 7,62-мм пулемет; 4 мины.

Серия малых бронекатеров проекта «С-40» состояла из 7 единиц («БКА-21», «БКА-23», «БКА-26», «БКА-31», «БКА-33», «БКА-34», «БКА-81») и была построена на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького №340. Катера предназначались войскам НКВД для охраны государственной границы на Амударье. Они вошли в строй в 1942 г. Катер разработан на основе катера проекта «1125У». В период войны погибло 3 катера, остальные были списаны в 50-х годах. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 32 т., полное – 36,5 т.; длина – 24,7 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 0,6 м.; силовая установка – 2 дизельных танковых двигателя, мощность – 800 л.с.; максимальная скорость – 19 узл.; запас топлива – 2,3 т. соляра; дальность плавания – 280 миль; экипаж – 13 человек. Бронирование: борт – 4 мм, палуба — 7 мм, башня – 45 мм. Вооружение: 1х1 — 76-мм орудие; 3х1- 7,62-мм пулемета.

Серия морских бронекатеров типа «МКЛ» (проект №186), построенных до окончания войны составляла 8 единиц. Катера были построены на Ленинградском заводе №194 и приняты в строй в 1945 г. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 156 т., полное – 165,5 т.; длина – 36,2 м.: ширина – 5,2 м.; осадка – 1,5 м.; силовая установка – 2 дизельных двигателя, мощность – 1 тыс. л.с.; максимальная скорость – 14 узл.; дальность плавания – 600 миль; экипаж – 42 человека. Бронирование: борт – 30 мм, палуба – 8 — 20 мм, башня – 45 мм. Вооружение: 2х1 — 85-мм орудия; 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 2х2 — 12,7-мм пулемета; 2х1 – 82-мм миномета.

Из серии катеров типа «Ш-4», построенных на заводе №194 в 1929-1932 гг. к началу войны в строю оставалось 26 единиц. В период войны погибло 7 катеров, остальные были списаны в 1946 г. ТТХ катера: водоизмещение полное – 10 т.; длина – 16,8 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,2 тыс. л.с.; максимальная скорость – 45 узл.; запас топлива – 1 т. бензина; дальность плавания – 300 миль; экипаж – 5 человек. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм пулемет; 2х1 – 450-мм торпедных аппарата; 2 мины.

Серия катеров типа «Г-5» (проекта 213) состояла из 329 единиц и являлась модернизированной версией типа «Ш-4». Катера строились на заводах № 194, №532 и №639 в 1934 — 1944 гг. девятью сериями и различались толщиной обшивки, двигателями, скоростью и вооружением. В период войны 84 катера погибло, а 10 было списано. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 15 т., полное – 18 т.; длина – 9 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 1,7 – 2,3 тыс. л.с.; максимальная скорость – 50 — 55 узл.; дальность плавания – 200 миль; экипаж – 6 человек. Вооружение: 1х2 – 7,62-мм или 1-2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата или 1×4 – 82-мм реактивная установка; 2-8 мин.

Серия катеров проекта «123-бис» (Комсомолец) была построена на базе катера проекта «123», разработанного и построенного Ленинградским заводом №194 и принятого в строй в 1940 г. под обозначением «ТК-351». От серийных катер отличался бугельными торпедными аппаратами, отсутствием бронирования, меньшим весом и большей скоростью. Серия состояла из 30 катеров, построенных в 1944-1945 гг («ТК-7», «ТК-100», «ТК-110» — «ТК-112», «ТК-120», «ТК-122», «ТК-123», «ТК-130», «ТК-131» — «ТК-134», «ТК-140», «ТК-142», «ТК-143», «ТК-146», «ТК-148», «ТК-472» - «ТК-481», «ТК-607», «ТК-608»). Все они были построены на Тюменском заводе №639. Катера имели дюралевые корпуса с 5-ю водонепроницаемыми отсеками, трубные торпедные аппараты и 7-мм бронирование рубки и пулеметных установок. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 19,5 т. полное – 20,5 т.; длина – 18,7 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 2,4 тыс. л.с.; максимальная скорость – 48 узл.; дальность плавания – 240 миль; экипаж – 7 человек. Вооружение: 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 457-мм торпедных аппарата; бомбосбрасыватель; 6 глубинных бомб.

Большие торпедные катера типа «Д-3» (проекта 19) выпускались двумя сериями. Первая строилась на Ленинградском заводе №5 в 1940-1942 гг. (построено 26 единиц). Вторая — строилась на заводе №640 в 1943-1945 гг. (47 единиц). В годы войны 25 катеров погибло, а 2 — было списано. Катера имели деревянный двухслойный корпус и бугельные торпедные аппараты. Серии отличались друг от друга весом, двигателями и вооружением. ТТХ катера 1 серии: водоизмещение стандартное – 30,8 т., полное – 32,1 т.; длина – 21 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 2,3 тыс. л.с.; максимальная скорость – 32 узл.; дальность плавания – 320 миль; экипаж – 9 человек. Вооружение: 2х1 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата; бомбосбрасыватель; 8 глубинных бомб. ТТХ катера 2 серии: водоизмещение стандартное – 32 т., полное – 37 т.; длина – 21 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 0,9 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 3,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 45 узл.; дальность плавания – 500 миль; экипаж – 11 человек. Вооружение: 1х1 – 20-мм зенитный автомат; 2х2 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата или 2×4 – 82-мм реактивная установка; бомбосбрасыватель; 8 глубинных бомб.

Катер был построен на Ленинградском заводе №194 и принят в строй в 1941 г. Он являлся вариантом катера типа «Д-3» со стальным корпусом. Катер списан в 1950 г. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 21 т., полное – 34 т.; длина – 20,8 м.: ширина – 3,9 м.; осадка – 1,5 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 3,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 30 узл.; дальность плавания – 380 миль; экипаж – 8 человек. Вооружение: 2х2 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата.

Серия катеров типа «Юнга» была разработана на базе охотника типа «ОД-200», состояла из 5 единиц («ТК-450» – «ТК-454») и была построена на заводе №341 в 1944-1945 гг. Катера были списаны в конце 50-х годов. ТТХ катера: водоизмещение полное – 47 т.; длина – 23,4 м.: ширина – 4,4 м.; осадка – 1,7 м.; силовая установка – 3 бензиновых двигателя, мощность – 3,6 тыс. л.с.; максимальная скорость – 31 узл.; дальность плавания – 490 миль; экипаж – 11 человек. Вооружение: 3х2 – 12,7-мм пулемета; 2х1 – 533-мм торпедных аппарата.

Серия катеров типа «ЗК» состояла из 15 единиц («К-193» – «К-196», «К-206» — «К-208», «К-220», «К-325» — «К-331»), построена в Ленинградской мастерской Морпогранохраны ОГПУ (завод №5) и принята в строй в 1941 г. В период войны 5 катеров погибло. ТТХ катера: водоизмещение полное – 19 т.; длина – 19,8 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 600 л.с.; максимальная скорость – 16 узл.; дальность плавания – 350 миль; экипаж – 12 человек. Вооружение: 1х1- 45-мм орудие или 1х1 – 12,7-мм пулемет; 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Серия катеров с деревянным корпусом типа «КМ-2» строилась как пограничные, разъездные и служебные катера. В 1935-1942 гг. на «Судостроительной верфи Морпогранохраны» было построено 91 катер. В период войны 67 единиц было переоборудовано в сторожевые катера, а 24 – в катерные тральщики. Во время войны погибло 27 катера. ТТХ катера: водоизмещение полное – 7 т.; длина – 13,8 м.: ширина – 3,1 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 63 л.с.; максимальная скорость – 9 узл.; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Серия катеров типа «КМ-4» являлась модернизированной версией «КМ-2» и оснащалась двумя двигателями. В 1938-1944 гг. для ВМФ было построено 222 катеров. В период войны 45 катеров было переоборудовано в сторожевые катера, а 165 в катерные тральщики. Во время войны 13 катеров погибло. ТТХ катера: водоизмещение полное – 12 т.; длина – 19,3 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 0,8 м.; силовая установка – 2 бензиновых двигателя, мощность – 126 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; дальность плавания – 220 миль; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Серия катеров со стальным корпусом типа «А» была построена на заводе №341 в 1940-1943 гг. в двух вариантах — минометные катера и тральщики. Серия состояла из 22 катеров. ТТХ катера: водоизмещение полное – 8 т.; длина – 15,6 м.: ширина – 3 м.; осадка – 0,6 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 63 л.с.; максимальная скорость – 8 узл.; экипаж – 6 человек. Вооружение: 1х24 – 82-мм реактивная установка; 1х1 – 12,7-мм и 1х1 – 7,62-мм пулеметы.

Катера со стальным корпусом типа «Рыбинец» были построены на заводе №341 в 1930-1932 гг. как рабочие и разъездные катера. В годы войны 37 катеров было переоборудовано в сторожевые катера, а 44 – в катерне тральщики. В период войны погибло 27 катеров. ТТХ катера: водоизмещение стандартное – 26 т., полное – 30,1 т.; длина – 20,8 м.: ширина – 3,3 м.; осадка – 1,1 м.; силовая установка – дизельный двигатель, мощность – 136 л.с.; максимальная скорость – 9,3 узл.; дальность плавания – 800 миль; экипаж – 12 человек. Вооружение: 1-2х1 – 7,62-мм пулемета.

Серия катеров типа «МКМ» состояла из 6 единиц («К-192», «К-210», «К-234», «К-273», «К-274», «К-335») построенных в 1939-1940 гг. Катер «К-234» погиб в 1943 г. ТТХ катера: водоизмещение полное – 18,3 т.; длина – 16,2 м.: ширина – 3,6 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – бензиновый двигатель, мощность – 850 л.с.; максимальная скорость – 21 узл.; дальность плавания – 370 миль; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Катера со стальным корпусом типа «Ярославец» были построены на заводе №345 в 1942-1945 гг. в двух вариантах: минометные катера (35 единиц) и тральщики (33 единицы). ТТХ катера: водоизмещение полное – 23,4 т.; длина – 18,7 м.: ширина – 3,6 м.; осадка – 1 м.; силовая установка – дизельный или бензиновый двигатель, мощность – 65 — 93 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х24 – 82-мм реактивная установка; 2х1 – 12,7-мм или 1х1 – 7,62-мм пулемет.

Катера с деревянным корпусом типа «Ярославец» были построены на заводе №345 в 1942-1945 гг. в двух вариантах: минометные катера (8 единиц) и тральщики (8 единиц). ТТХ катера: водоизмещение стандартное — 19т., полное – 22,6 т.; длина – 19,8 м.: ширина – 3,4 м.; осадка – 1 м.; силовая установка – дизельный или бензиновый двигатель, мощность – 93 – 100 л.с.; максимальная скорость – 10 узл.; экипаж – 10 человек. Вооружение: 1х24 – 82-мм реактивная установка; 2х1 – 12,7-мм или 1х1 – 7,62-мм пулемет.

19 разъездных и служебных катеров, построенных на заводе №5 в конце 30-х годов в 1942-1944 гг. было перестроено в тральщики под обозначением типа «Д-2» и «Д-4». ТТХ катера: водоизмещение полное – 20,3 т.; длина – 16,9 м.: ширина – 3,6 м.; осадка – 1 м.; силовая установка – дизельный двигатель, мощность – 75 л.с.; максимальная скорость – 7,5 узл.; дальность плавания – 1,8 тыс. миль; экипаж – 11 человек. Вооружение: 1х1 – 12,7-мм и 1х1 – 7,62-мм пулеметы.

Серия катеров типа «БКМ-2» состояла из 5 единиц и была построена на базе буксирных катеров в 1943-1944 г. на заводе №341. ТТХ катера: водоизмещение полное – 58 т.; длина – 23 м.: ширина – 3,5 м.; осадка – 1,2 м.; силовая установка – 2 дизельных двигателя, мощность – 500 л.с.; максимальная скорость – 12 узл.; экипаж – 16 человек. Вооружение: 1х16 – 132-мм реактивная установка или 1х1 – 37-мм зенитный автомат; 1х2 – 12,7-мм пулемет.

Серия сторожевых катеров типа «ПК» состояла из 7 единиц («К-105», «К-108», «К-164», «К-165», «К-197», «К-239», «К-240») построенных в 1927-1928 гг. ТТХ катера: водоизмещение полное – 16 — 29 т.; длина – 17 — 22,6 м.: ширина –3,4 — 3,8 м.; осадка – 0,8 — 1,5 м.; силовая установка – дизельный двигатель, мощность – 300 – 720 л.с.; максимальная скорость – 12 – 13 узл.; дальность плавания –200 — 470 миль; экипаж – 7 — 13 человек. Вооружение: 1х1 – 45-мм орудие; 1 — 2х1 – 7,62-мм пулемета.

Корабли проекта 1258 предназначены для поиска и уничтожения мин в базовой и рейдовой зонах, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах, борьбы с диверсантами. Выпускались в нескольких сериях, которые немного различались по ТТХ. Этот проект являлся основным типом противоминного корабля рейдовой зоны ВМФ СССР.
В составе флота с 1985 г.


Корабли проекта 1259.2 предназначены для поиска и уничтожения мин в рейдовой зоне, на мелководье, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах, борьбы с диверсантами.
В составе флота с 1990 г.

Корабли проекта 1253 предназначены для поиска и уничтожения мин в рейдовой зоне, на мелководье, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах, борьбы с диверсантами.
В составе флота с 1980 г.

Ракетный катер «Р-60» проекта 1241.7 является дальнейшим развитием проекта 1241. Получил новый перспективный комплекс ПВО и радиоэлектронное оборудование. Катер предназначен для уничтожения кораблей и соединений флота противника в ближней морской зоне, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, обеспечения ПВО соединений флота, патрулирования в заданных районах.
В составе флота с 1987 г.
NB: В 2005 -2006 годах модернизирован в Севастополе. Были демонтированы обе АК-630 и установлен ЗАК «Палаш».


Ракетный катер «Р-71» проекта 12417 является дальнейшим развитием проекта 1241. Получил новый комплекс ПВО и радиоэлектронное оборудование Катер предназначен для уничтожения кораблей и соединений флота противника в ближней морской зоне, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, обеспечения ПВО соединений флота, патрулирования в заданных районах.
В составе Черноморского флота с 1985 г.
NB: В 2005 году ЗРАК «Кортик» был демонтирован. Планируется установить АК-630.

Ракетные катера проекта 1241.1 предназначены для уничтожения кораблей и соединений флота противника в ближней морской зоне, прикрытия конвойных и десантных операций сил флота, патрулирования в заданных районах. Выпускались в нескольких сериях, которые немного различались по ТТХ. Являлись основным типом ракетного катера ВМФ СССР.
В составе Черноморского флота:
«Р-109» (1990 г., бортовой номер 952),
«Р-239» (1989 г., бортовой номер 953),
«Р-334» «Ивановец» (1989 г., бортовой номер 954).

Десантный катер «ДКА-144» проекта 11770 «Серна» это десантный катер нового поколения на воздушной каверне. Его ТТХ были улучшены по сравнению с ДКА предыдущих поколений. Десантные катера предназначены для высадки войск, техники и вооружения на необорудованное побережье, перевозки войск и грузов на рейдах. Является основным типом ДКА ВМФ РФ.
В составе флота с 2008 г.

Десантные катера проекта 1176 «Акула» предназначены для высадки войск, техники и вооружения на необорудованное побережье, перевозки войск и грузов на рейдах. Выпускались в нескольких сериях, которые немного различались по ТТХ. Являлись основным типом десантного катера ВМФ СССР.
В составе флота с 2009 г.

Противодиверсионные катера проекта 21980

Вне сомнения, наша Страна является первооткрывателем в области постройки ракетного катера, как "революционного класса". Малые размеры корпуса, высокая скорость, маневренность и наличие ударного ракетного оружия, внесли заметные коррективы в тактику военно-морских флотов Мира.


Официально, первый ракетный катер был принят на вооружение в 1960 году. Это были маневренные, скоростные катера 183Р «Комар». Он был вооружён 2 ракетами.


Следующим стал проект 205 («Osa» по классификации НАТО), оснащённый уже 4 ракетами П-15.

21 октября 1967 года израильский эсминец «Эйлат» водоизмещением 1710 тонн был потоплен тремя ракетами П-15, выпущенными с египетских ракетных катеров типа «Комар» по личному приказу президента Насера в ответ на уничтожение двух торпедных катеров израильским эсминцем и двумя торпедными катерами тремя месяцами ранее. Это был первый случай боевого применения противокорабельных ракет, выпущенных с ракетного катера. Он показал, что ракетные катера являются действенным оружием современной войны, и подстегнул другие страны к созданию собственных ракетных катеров и противокорабельных ракет.


Эсминец "Эйлат". Первая жертва противокорабельных ракет.

Первое же боевое применение показало, что новое оружие радикально изменило тактику и взгляды на его использование на море. Было положено начало новому направлению тактической мысли, перенесенному затем и в другие рода сил: понятие морского боя потеряло традиционный смысл, присущий ему с зарождения войны на море.

Поскольку наступательный потенциал носителя ракет много выше оборонительного, выживание под ответным ударом крайне сомнительно. Морской бой - воздействие по противнику и оборона от его воздействия - стал нерационален, и его стали избегать. Основным способом применения стал удар - использование оружия без входа в зону противодействия противника.

Современные ракетные катера сохраняют небольшое водоизмещение (100-500 т) и высокую скорость (30-50 уз). Типичное вооружение - 4 контейнера противокорабельных ракет и малокалиберная артиллерия (20-40 мм). Как правило, реализован динамический принцип поддержания - катера строятся глиссирующие, или на подводных крыльях, реже на воздушной подушке или экранном эффекте.

Однако есть и тенденция к росту водоизмещения, усилению вооружения и средств защиты.


Встречаются образцы, пограничные с корветами, или малыми ракетными кораблями, например, израильский тип «Саар 5».

Другая тенденция идет от стремления сэкономить на содержании и эксплуатации - ракетное оружие частично или полностью снимается для хранения на берегу, катера переоборудуются для патрульной/охранной службы.

По этим причинам в западной классификации катера и корветы часто объединяют в общий класс: легких ударных сил (англ. Fast Attack Craft, FAC ).

На сегодняшний день, ракетный катер, как класс, в чистом виде, в нашей стране представлен одним проектом.


Большой ракетный катер проекта 1241 «Молния».

Была построена серия больших ракетных катеров, строившихся на судостроительных заводах СССР в 1979-1996 годах и поставлявшихся как ВМФ СССР, так и на экспорт, во флота дружественных СССР государств.

В составе ВМФ СССР корабли активно эксплуатировались на всех флотах (Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском) кроме Северного на протяжении 1980-х годов и несли службу в прибрежных водах Советского Союза. На 2011 год ракетные катера проекта 1241 и их модификации состоят на вооружении Военно-Морского Флота России и в ВМС других государств. Серия состоит из нескольких подтипов, отличающихся между собой составом вооружения и типом энергетической установки.

Более подробно, этот проект описан в статье "ВМФ России. Ближайшие перспективы развития. Москитный флот".

Сегодня, в составе ВМФ России находится около трех десятков ракетных катеров. Большинству из них свыше 20 лет. В принципе, можно смело утверждать, что наш "москитный флот" морально и физически устарел. Крылатые ракеты "Термит" и "Москит" наша промышленность уже не выпускает. А строительство новых ракетных катеров не ведется.

В последние десятилетия военно-морскими экспертами не раз высказывались мнения, что эра ракетных катеров, строившихся массово в 1960-1980-х гг. и составлявших основу ударных надводных сил флотов стран «третьего мира», закончилась. Основания для таких скоропалительных заключений, в частности, якобы давал опыт боевых действий американских ВМС против иракских катеров в 1991 г.

Основные выводы:

"Ракетный катер беззащитен против авиации, которая потопит его до момента применения оружия по надводной цели. Поэтому продолжение строительства малых ракетных катеров (водоизмещением до 350 т) бессмысленно, а если строить – то большие (более 500 т) катера, вооруженные эффективными комплексами ПВО и развитыми средствами РЭБ".

Однако при ближайшем рассмотрении очевидность таких выводов оказывается под сомнением.

Во-первых , ставить крест на эффективности ракетных катеров вообще, рассматривая ситуацию спланированных наступательных боевых действий Вооруженных Сил США, в том числе авианосного соединения, против одиночных и действовавших спорадически (если это вообще имело место) иракских катеров, мягко говоря, не корректно. Тезис о доминировании авиации на море со времен Второй мировой войны никем не ставился под сомнение. Действия ракетных катеров против крупных надводных боевых кораблей могут быть эффективными только при гарантированном целеуказании, поддержке со стороны авиации берегового базирования и средств РЭБ, то есть при обеспечении им «режима благоприятствования» своими вооруженными силами, и наконец, с использованием фактора внезапности.

Во-вторых , катера, спроектированные в 1960-е гг. и построенные в последующие десятилетия, явно не соответствовали требованиям времени ни по своему основному – ракетному – вооружению, ни по возможностям средств обнаружения и целеуказания, ни по оборонительным возможностям, ни, наконец, по своему техническому состоянию.

На самом деле, преждевременные «похороны» ракетного катера как класса были обусловлены двумя основными факторами. Первый – это огромные геополитические изменения в мире, связанные с исчезновением СССР и распадом Варшавского договора. Это, с одной стороны, заставило почти весь мир поменять приоритеты в военном строительстве и поставило под сомнение возможность дальнейшего приобретения и поддержания технического состояния военной техники советского производства, а с другой – наводнило мир ставшим «лишним» оружием, которое можно было купить сравнительно дешево. Второй фактор – объективное отсутствие необходимости восполнения естественной убыли корабельного состава флотов «третьих стран» в условиях военно-политической неопределенности.

Какие же проекты ракетных катеров уже разработаны в нашей стране и существуют "на бумаге"?


1. Проект 20970 "КАТРАН" - ракетно-артиллерийский катер

Катер предназначен для борьбы с надводными кораблями и боевыми катерами противника, несения патрульной службы по охране морского района в открытых прибрежных акваториях морей, океанов и во внутренних морях.

Корпус катера выполнен достаточно прочным для плавания в разреженном льду толщиной до 0,4 м. Мореходные качества корабля достаточны для безопасного плавания при состоянии моря до 7 баллов и эффективного использования оружия на волнении до 5 баллов включительно без ограничений по курсу и скорости. Непотопляемость обеспечивается при затоплении двух любых смежных отсеков.


Состав вооружения сбалансирован и наряду с высоким ударным потенциалом гарантирует эффективную самооборону корабля от надводного и воздушного противника.


Существует несколько компоновок вооружения данного проекта. Ниже указан один из вариантов.



2. Проекта 12300 «Скорпион» - ракетно-артиллерийский катер

Ракетно-артиллерийский катер предназначен для уничтожения боевых надводных кораблей, катеров и транспортов противника самостоятельно и во взаимодействии с ударными силами флота.

Этот корабль четвертого поколения (по западной классификации относящийся к классу малый корвет) создан с использованием технологии снижения радиолокационной и тепловой заметности.

Что касается корпуса, то он у "Скорпиона", очень экономичный. Если дальность плавания ракетного катера предыдущего поколения "Молния", имеющего на борту запас топлива 104 тонны, составляет 2200 миль, то "Скорпион" с 64 тоннами топлива имеет запас хода 2500 миль при движении с экономической скоростью 12 узлов. Кроме того, корпусу катера придана возможность самостабилизироваться на волне, он оснащен кормовыми интерцепторами, которые являются успокоителями качки. В результате уровень бортовой качки катера уменьшается в 5 раз.

ТТХ: Водоизмещение 465 т (полное), Длина 56,7 м, Ширина 10,3 м,Осадка 2,7 м, Скорость хода 38 узла (наибольшая),12 узлов (экономическая), Дальность плавания 2500 миль на 12 узлах, Автономность плавания - 10 суток, Экипаж 37 человек.

Вооружение: Артиллерия 1х1 100 мм А-190Э (80 снарядов) – 5П-10А («Пума»), Гранатомет ДП-64, Зенитная артиллерия 1 ЗРАК «Каштан-1» (2х6 30 мм, 2000 снарядов),Ракетное вооружение 2х2 ПУ ПКР «Яхонт»,1 ЗРАК «Каштан-1» (8 ПУ ЗУР 9М311-1М).


На сегодняшний день "Скорпион" - вершина эволюции в этом типе кораблей. Он вооружен противокорабельной ракетой "Яхонт" вертикального старта. Ее основным достоинством является сверхзвуковая скорость полета, делающая ракету малоуязвимой для средств ПВО противника. "Яхонт" имеет дальность стрельбы 300 км.

Головной катер был заложен 5 июня 2001 года. Планировалось завершить его постройку 2005 году. Затем планировалась постройка серии, для ВМФ РФ - 10, для ФПС РФ - 10. 30 катеров планировалось построить на экспорт, в том числе для страны Азиатско-тихоокеанского региона. Однако, к настоящему времени (декабрь 2013 года) не достроили даже головной катер данного проекта. Однако сообщений о прекращении строительства в прессе также не появлялось.


3. Проект 12418 "Молния" - большой ракетный катер

Ракетный катер предназначен для уничтожения боевых надводных кораблей, катеров и транспортов противника самостоятельно и во взаимодействии с ударными силами флота.

Как видно по фотографии, данный проект является продолжением развития проекта 1241. С той лишь разницей, что в качестве ударного ракетного оружия на нем стоят крылатые ракеты "Уран".

Данные катера мы строим для ВМС Вьетнама.

16 противокорабельных ракет - это серьезное оружие. Напомню, что на существующих в составе ВМФ России катерах этого проекта размещено всего 4 крылатых ракеты "Москит", или "Термит".

ТТХ: Водоизмещение 538 т (полное), Длина 56,1 м, Ширина 10,2 м,Осадка 3,65 м, Скорость хода 35 узлов (наибольшая),12 узлов (экономическая), Дальность плавания 2400 миль на 12 узлах, Автономность плавания - 10 суток, Экипаж 42 человека.

Вооружение: Артиллерия 1х76 мм АК-176М (314 снарядов), 6х30 АК-630М - 2 комплекта (6000 патронов), ПЗРК «Игла» - 12 комплектов, Ракетное вооружение 4х4 ПУ ПКР «Уран-Э», 120-мм комплекс постановки пассивных помех ПК-10 - 1 комплект (4 ПУ КТ-216-Э).

Подведем итоги....

На сегодняшний день “Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» имеет ряд разработок, позволяющих нам строить ракетные и ракетно-артиллерийские катера для нашего ВМФ. А учитывая опыт постройки катеров для ВМС Вьетнама, можно утверждать, что мы способны развернуть строительство серийно.

Меня очень удивляют заявления наших "стратегов" о необходимости срочной постройки кораблей "океанской зоны". Да, они нужны. Но сейчас ли? Может, вначале, есть смысл прикрыть свои прибрежные моря, прежде чем выходить в Океан? Ракетный катер - это не так затратно. С дальностью плавания до 2500 миль он легко прикроет наши прибрежные воды. А с размещением на борту новейших противокорабельных крылатых ракет, катер гарантированно создаст головную боль кораблям противника.

Будем ждать прояснения в "светлых" головах наших адмиралов....

Советский Союз по праву считается страной-родоначальницей такого класса военных кораблей, как ракетные катера. Разработанная в недрах Высшего военно-морского руководства морская концепция развития флота предусматривала оснащение флота малыми боевыми судами, которые по мощности вооружения были сравнимы с кораблями дальней морской зоны. Создание «москитного флота» позволяло в короткие сроки и при достаточно невысоких расходах создать эффективные средства обороны морских рубежей. Высокая скорость хода, малозаметность и мощное ракетное вооружение делали такие суда по-настоящему опасными противниками для любого военного корабля.

Появление на море ракетных катеров сводило на нет преимущества большого океанского флота в прибрежной морской зоне. Последующие исторические события показали правильность разработанной концепции. Созданные советскими конструкторами ракетные катера стали «революционным прорывом» в истории мирового военного кораблестроения. Несмотря на малое водоизмещение, благодаря высокой скорости и мощнейшему вооружению корабли этого класса в западной классификации были причислены к корветам. Одним из лучших представителей кораблей этого класса по праву считаются ракетные катера типа проекта 1241, строившиеся на отечественных судостроительных заводах на протяжении 17 лет.

Предыстория появления катеров проекта 1241

Следует отметить, что идея создания «москитного флота» не нова. Еще накануне Первой Мировой войны некоторые государства Европы стремились за счет строительства малых скоростных боевых судов усилить собственные военно-морские силы. Тогда основным вооружением кораблей такого класса являлось минное оружие. Успешное применение итальянскими моряками торпедных катеров во время морской войны с более сильным противником показало большие возможности малого флота. Из категории флота для бедных, «москитный флот» перешел в разряд наиболее эффективных инструментов ведения боевых действий в прибрежной морской зоне.

Эту же мысль после окончания Второй Мировой войны стали развивать и в Советском Союзе. Если с торпедным и минным оружием современные флоты научились эффективно бороться, то появление ракет открыло новые горизонты для ведения войны на море. Корабли с небольшим водоизмещением, обладающие высокой скоростью хода и вооруженные противокорабельным ракетами могли стать надежным щитом в обороне портов и мест базирования флота. Особенно привлекательно выглядела возможность установить боевые ракеты на подвижную платформу, обладающую высокой скоростью хода.

Первой ласточкой стал ракетный катер типа «Комар», который активно строился на советских верфях на протяжении 3 лет, с 1959 по 1961 год. За такой короткий срок было спущено на воду до 100 боевых кораблей, каждый из которых нес по две крылатые противокорабельные ракеты SS-N-2A «Styx».

Именно эти военные корабли первыми продемонстрировали на практике свою эффективность. Во время «Шестидневной арабско-израильской войны» 1967 года египетский ракетный катер типа «Комар» сумел потопить израильский эсминец «Эйлат». Это и послужило поводом к интенсивному и массовому строительству кораблей этого класса во всем мире. Особенное внимание на новое оружие обратили страны третьего мира, которые не могли себе позволить ни строить, ни содержать большие военные флоты.

Советский Союз в этой гонке вооружения считался явным фаворитом. На вооружении ВМФ СССР к тому времени уже имелось достаточно большое количество ракетных катеров разных типов. Шла разработка новых, более мощных судов, способных выполнять более широкий спектр тактических задач. Вершиной конструкторской мысли стал проект 1241 — новый ракетный катер типа «Тарантул».

Рождение ракетного катера нового проекта 1241

Боевое применение ракетных катеров наглядно показало насколько может быть эффективным такой тип военно-морских вооружений. Ракетное оружие, ставшее со временем основным видом вооружения на флоте, кардинально изменило тактику ведения морского боя. В современных боевых условиях терял смысл непосредственный контакт между противоборствующими сторонами. Удары можно было наносить не только неожиданно и на больших расстояниях, но и гораздо меньшими силами. Крупный военный корабль стал уязвимым на море перед слабейшим противником. Практически ракетные катера уравняли шансы военно-морских флотов, пошатнув принципы овладения морским театром посредством крупных соединений боевых кораблей.

Ракетный катер проекта 1241 представляет собой самый современный тип кораблей этого класса, который продолжает оставаться на боевой службе в составе ВМФ России. Несмотря на то, что первый корабль был спущен на воду в 1978 году, более 40 лет назад, эффективность этого вида морских вооружений по-прежнему остается на высоком уровне. О высоких боевых возможностях советского корабля лестно высказывались представители ВМС США, которые сумели на практике проверить тактико-технические характеристики судна.

На заметку: Катер «Рудольф Эгельхофер» типа «Тарантул», входящий в состав ВМС Восточной Германии, после объединения страны вошел в состав ВМС ФРГ. Судно получило новое название и вскоре было передано заокеанским союзникам для тщательного изучения.

Головной корабль этого проекта был спущен на воду в Ленинграде в 1978 году. Местом постройки катера стал судостроительный завод им. Петровского, ныне Приморский судостроительный завод. Новый большой ракетный катер получил шифр «Тарантул» и классифицировался в западных странах как корвет.

Проектную документацию на боевой корабль разработали конструкторы Центрального Морского Конструкторского Бюро «Алмаз» — вотчины советских ракетных катеров и кораблей других основных классов. Первоначально техническое задание на создание более совершенного корабля было получено еще в 1973 году. Проектная документация на новый ракетный катер с четырьмя противокорабельными ракетами была готова в течение 2-х лет, однако реализацию проекта пришлось на время отложить. Задержка со строительством кораблей была связана с ведущимися работами по созданию нового противокорабельного комплекса «Москит», которым планировалось вооружить новые суда.

Новый корабль должен был иметь в сравнении с предыдущими судами этого класса большее водоизмещение, лучшие мореходные характеристики и увеличенную автономность. Стоящие на вооружении военно-морского флота противокорабельные ракеты 3М80 имели значительные габариты и вес, поэтому требовалось создать высокоподвижную платформу большего водоизмещения. Ориентиром стали 400-500 тонн, в которые должны были уместиться новая мощная двигательная установка, более совершенное радиолокационное оборудование и четыре ПКР 3М80.

Новыми малыми судами планировалось оснастить Черноморский и Балтийский флоты, которым необходимо было иметь надежную и мощную ударную группировку на ограниченном морском театре. Параллельно разрабатывался и экспортный вариант. Основными заказчиками на новый корабль стали арабские страны, ВМС Вьетнама, Кубы и стран, входящих в организацию Варшавского договора.

Назначение кораблей проекта 1241 — нанесение ракетного удара по кораблям вероятного противника в ближней морской зоне. Благодаря высокой скорости хода ракетные катера могли быстро выйти на перехват корабля противника, осуществить пуск боевых ракет и выйти на большой скорости из под ответного удара.

Следом за головным кораблем было начато серийное строительство судов. Для нужд Советского ВМФ было построено 13 катеров этого проекта. На экспорт было поставлено 20 кораблей этого типа. В ВМС Вьетнама советские ракетные катера составили основную ударную мощь флота. Пополнили ракетные катера «Тарантул» боевые ряды флотов стран Варшавского договора, Египетского флота, ВМС Йемена, Индии и Туркмении. Всего было спущено на воду до 80 ракетных катеров всех модификаций, базовой основой для которых стал проект 1241.

Особенности катеров проекта 1241

Оба проекта, и отечественный и экспортный предусматривали широкие возможности для последующего усовершенствования судов в рамках текущего переоснащения и перевооружения. Катера должны были иметь водоизмещение не более 500 тонн и нести мощное наступательное и оборонительное вооружение. Основным боевым оружием для катеров стали ПКР П-270 «Москит», которые размещались в двух контейнерах, по два с каждого борта. Ракетные контейнеры были не наводящимися, а установлены стационарно с постоянным углом возвышения и под углом в диаметральной плоскости относительно оси судна.

Зенитное вооружение корабля было представлено ЗРК «Оса-М» или «Стрела-3». Дополнительно экипаж судна оснащался ПЗРК «Игла». В качестве традиционного наступательного и оборонительного вооружения выступала артиллерийская установка АУ-176 калибром 76 мм, которая могла вести огонь, как по морским целям, так и по наземным и воздушным объектам. Боевую мощь катера усиливала и 30-мм артиллерийская установка АК-630М, установленная на корме.

Артиллерийская установка имеет общий вес до 9 тонн. Орудие могло вести огонь в автоматическом режиме на дальность 4000 м.

Боевое управление и наведение оружия на цель осуществляла многофункциональная радиолокационная станция «Жемчуг». Работа системы была наполовину автоматизирована, что позволяло экипажу принимать непосредственное участие в управлении боевыми возможностями судна. Несмотря на то, что новая РЛС обладала уникальными характеристиками, создание ее затянулось и поэтому спускаемые на воду катера оснащались РЛС «Монолит».

Отличительной особенностью ракетных катеров является колпак цилиндрической формы, размещенный над ходовой рубкой. В нем располагается антенна активного канала радиолокационного комплекса. На катерах следующих серий стали устанавливать установки для пуска ложных целей и снарядов с радиолокационными отражателями. Эти мероприятия велись в рамках радиоэлектронной борьбы, которая в последние годы приобрела на море интенсивный характер. Установки ПК-16 размещались по бортам судна и могли вести огонь снарядами, оснащенными дипольными отражателями.

На катера экспортной постройки ставились радиолокационные станции «Гравий-М». В связи с этим на катерах были сняты ЗРК «Оса-М», и установлена дополнительная артустановка АК-630М.

Тактико-технические характеристики новых советских ракетных катеров были впечатляющими. По своим боевым и огневым характеристикам «Тарантул» больше походил на корвет. Катер мог на боевом курсе развить скорость до 36 узлов, а дальность плавания экономичным ходом составляла почти 1500 миль. На поздних версиях, которые сегодня стоят на оснащении российского флота, дальность плавания составляет более 2000 морских миль.

Однако проектные данные — это одно, а реальная картина – это другое. Как и в случае с РЛС «Жемчуг», сильно запаздывала разработка и освоение промышленного производство ПКР «Москит». Было решено устанавливать на катера проверенные противокорабельные ракеты П-15 «Термит», а на суда по экспортным контрактам — ПРК П-20.

На заметку: Советская ракета П-15М «Термит» имела стартовую массу 2,5 тонны и была оснащена боевой частью массой до 400 кг ракета совершала полет на высоте 20-50 м на уровнем моря, развивая скорость 320 м/с.

Силовая установка на катерах обоих версий была представлена четырьмя маршевыми двигателям М-75 суммарной мощностью 10000 л.с. и двумя двигателями М-70, обеспечивающими движение судна на высоких скоростях. Мощность форсажных двигателей составляла 24000 л.с. При огромной мощности и высокой экономичности, двигательная установка на ракетных катерах проекта 1241 имела ряд недостатков. Во время швартовых эволюций и на малых ходах управление двигательной установкой вызывало нарекания со стороны моряков.

Напоследок следует отметить хорошие мореходные качества, которыми обладали новые суда. Стальной корпус катера, разделен на 9 водонепроницаемых отсеков, имеет седловатую конфигурацию и стремительные обводы. При длине корпуса 56 метров, высота борта катера по миделю составляла 5,31 м, что делало небольшой корабль устойчивым к волнению моря в 7-8 баллов. Надстройки судна изготовлены из облегченных металлических сплавов, что существенно отразилось на соблюдении ограничений по водоизмещению.

В таких условиях экипаж судна насчитывал 41 человека, а автономность плавания судна составляла 10 суток.

История строительства катеров проекта 1241

Головным предприятием для постройки ракетных катеров проекта 1241 был выбран родной для ЦМКБ «Алмаз» Приморский судостроительный завод. На стапелях этого судостроительного завода были построены все катера первых двух модификаций. В дальнейшем постройка катеров проекта других модификаций велась сразу на трех верфях, на двух заводах в Ленинграде и на одном заводе в Хабаровском крае.

Проект 1241 стал самым массовым для кораблей подобного класса. За 12 лет, для ВМФ СССР было построено 41 судно, относящееся к различным модификациям. К моменту распада Советского Союза в 1991 году на стапелях находилось еще 6 ракетных катеров подобного типа, готовность которых оценивалась по-разному, от 30 до 90%. Последний корабль этого проекта должен быть спущен на воду в 1996 году.

На последних версиях был внесен ряд корректив относительно вооружения корабля. Вместо 30-мм оружий на катера установили зенитно-ракетный комплекс «Кортик». Также катера получили радиолокационную станцию обнаружения целей «Позитив».

Следует отметить, что экспортным вариантом занимались судостроительные заводы в Рыбинске и в Ярославле. По заграничным контрактам для ВМС стран Организации Варшавского договора было построено 14 ракетных катеров типа «Тарантул». Больше всех заказали ГДР и Польша, которые соответственно закупили 5 и 4 корабля. Четыре судна заказала Индия для своих ВМС. По одному катеру было построено для ВМС Йемена и Вьетнама. Один ракетный катер экспортного проекта был передан в учебный центр Балтийского флота, находящийся в Риге. Судно использовалось в качестве учебной платформы для обучения иностранных экипажей.

Повышенный интерес к кораблям этого проекта со стороны Индии подтверждается покупкой лицензии для последующего строительства судов этого класса на верфях в Мумбаи и в Гоа.

Для справки: В военно-морских флотах Румынии, Польши, Индии в украинских ВМС катера проекта 1241 причислены к классу корветов.

В отечественном российском флоте на сегодняшний день остаются в строю находят 5 судов самого первого проекта. На Черном море в строю остается ракетный катер Р- 71 «Шуя». В состав Балтийского флота входят корабли Р-129 «Кузнецк» и Р-257. До недавнего времени ракетный катер Р-101 был переведен с Северного флота на Каспий, где вошел в состав Каспийской военной флотилии. Один ракетный катер U155 Приднепровье» входит в состав ВМС Украины.

Корабли более поздних серий, улучшенной модификации продолжают оставаться в строю, представляя ударное звено Тихоокеанского флота, действуя в составе ударных соединений ракетных крейсеров в составе Черноморского и Балтийского флотов. Самый многочисленный отряд (10 боевых единиц) ракетных кораблей этого класса находится на Дальнем Востоке. По пять кораблей находились на черноморском морском театре и на Балтике. Из состава Черноморского флота один ракетный катер Р-160 передан в состав Каспийской военной флотилии.

Стоит ли говорить о том, какую роль сыграли ракетные катера проекта 1241, неся многолетнюю службу в составе ВМФ СССР и современного российского военного флота. Строительство одного корабля такого класса было просто несоизмеримо по стоимости и затратам с постройкой больших океанских судов, вооруженных ракетным оружием. Благодаря ракетным катерам сначала советский, а следом и российский флот сумел создать боеспособную группировку ударных кораблей на своих флангах.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Постройка и служба

Общие данные

Бронирование

Вооружение

Торпедные катера серии Г-5 - первая серия торпедных катеров ВМФ СССР . В период 1933-1944 годов было построено более 300 единиц. Катера принимали участие во Второй мировой войне , Корейской войне . Не смотря на то, что к началу войны катера уже были устаревшими и не сыграли особенной роли в боевых действиях, своим появлением они дали толчок к развитию советского "москитного флота".

Предпосылки к разработке

В начале 20-х годов вновь созданному флоту Рабоче-Крестьянской Красной Армии для ведения «малой войны на море» понадобилось создание «москитного флота» из сотен катеров на всех театрах. Предполагалось, что катера, взаимодействуя с крейсерами и авиацией, встретят противника у берега Советского Союза. Требовался катер, способный при мощном торпедном вооружении развить максимально возможную скорость. Дальность действия являлась малосущественной характеристикой.

Прототипами являлись, оказавшимися в руках советских моряков, трофейные английские катера CMB 40- и 55-футового типов. Их действия в Финском заливе в 1919 году, особенно потопление одиночным катером крейсера «Олег» , произвели на советское военно-морское руководство глубочайшее впечатление.

Разработку проекта и строительство первого советского торпедного катера поручили ЦАГИ . Главное требование - катер должен превысить скорость трофейных. С февраля 1925 года началось проектирование, а через полгода - строительство катера, получившего название ЦАГИ АНТ-3 «Первенец». Задача была весьма непростой: создать полноценный боевой корабль силами организации никогда не занимавшейся ничем подобным.

30 апреля 1927 года на Черном море начались испытания «Первенца», представлявшего собой цельнометаллический катер, оснащенный двумя авиационными моторами «Райт-Тайфун» американского производства, вооруженный одной 450-мм торпедой в желобном торпедном аппарате (запланированная 533-мм отставала от сроков завершения работ), с установленным приемопередатчиком, дневным и ночным торпедными прицелами. Рубка управления была открытой. В процессе испытаний обнаружились явления кавитации , не позволявшие при развитии моторами полного числа оборотов развить полную скорость. Под руководством А. Н. Туполева провели работы по изменению шага винтов. Результат превзошел самые оптимистические ожидания - получили 56 узлов . 16 июля, в последний день испытаний, произошло кульминационное событие: гонки английского и советского катеров, показавшие полное преимущество последнего.

Моряки также оказались довольны и сделали заказ на новый катер. Новый катер должен был иметь водоизмещение не больше 10 тонн, скорость не ниже 56 узлов, с вооружением из двух 450-мм торпед. Одновременно необходимо было устранить выявленные недостатки: коррозию материала корпуса (авиационный дюралюминий подвержен коррозии при контакте с морской водой), плохое качество окраски, интенсивное брызгообразование и, как следствие, интенсивное заливание рубки. В ноябре 1927 года были начаты работы над первым катером АНТ-4, а уже в сентябре его представили на испытания. Результаты работ полностью устроили заказчика: для уменьшения брызгообразования изменили теоретические обводы корпуса, рубку сделали закрытой.

Первые модели

Серийное производство поручили ленинградскому заводу им. А.Марти. В октябре 1928 года одновременно с принятием в состав морских сил Черного моря головного катера, на заводе заложили первые серийные катера. Флот присвоил им обозначение «Ш-4», как оно расшифровывается - неизвестно . Всего в период с 1928 по 1931 года было выпущено 59 единиц в пяти сериях. Моряков в новых катерах устраивало практически все, кроме вооружения. Для 30-х годов 450-мм торпеды были явным анахронизмом. Для «Ш-4» они были вынужденной мерой и теперь необходимо было вооружить катер 533-мм торпедами. Через год начинается постройка катера АНТ-5, прототипа Г-5.
Строительство шло медленными темпами, оборудование, поставляемое заказчиком не в срок, тормозило процесс. Проектирование велось под американские моторы «Райт-Циклон», но при этом не исключалась установка американских же «Паккардов», отечественных ГМ-13. В итоге на катер установили итальянские моторы фирмы «Изотто-Фраскини» АССО-1000. В феврале 1933 года катер построили и отправили на Черное море. От своего прародителя новый катер отличался увеличенной за счет вставки длинной корпуса, изменениями в рубке и моторном отсеке, и главное - увеличенным калибром торпед. АНТ-5 прошел испытания и был принят флотом 1 августа 1934 года под обозначением «Г-5» (глиссирующий - пятый).

Описание конструкции

Катера выпускались девятью сериями, различие между которыми были в основном, в толщине листов обшивки (усиление ее проводилось на каждой последующей серии), двигателях (на части стояли импортные АССО и «Паккард», а на других различные модификации ГАМ-34), скорости, запасе топлива и вооружении (См. таблицу Серия Г-5). Внешних отличий между катерами очень мало.

Окраска катеров не отличалась разнообразием. Корпус грунтовался свинцовым суриком и окрашивался в шаровый цвет различного оттенка в зависимости от театра действий. Подводная часть окрашивалась кузбасс-лаком, либо железным или свинцовым суриком.

Корпус

Корпус имел глиссирующие обводы с плавными образованиями скуловых линий, большим развалом шпангоутов в носовой части и палубой округлой формы. Материал корпуса - дюралюминий, продольная прочность обеспечивалась килевой балкой коробчатой формы и стрингерами. Поперечные водонепроницаемые переборки делили катер на 5 отсеков: І- форпик, ІІ- моторный, ІІІ- отсек управления и радиорубка (с иллюминатором в правом борту), ІV- бензиновые цистерны, V - транец.

І и V отсеки в море задраивались, причем в последний можно было попасть только сбросив торпеды, закрывавшие горловины. Моторный и командный отсеки сообщались между собой через дверь, для командира устанавливался съемный настил из гофрированного листа, в бензоотсек вел герметически задраиваемый лаз. Рубка по конструкции была аналогична корпусу: клепаная из дюралюминия с пятью окнами из бронированного стекла в передней части.

Энергетическая установка и ходовые качества

Катер оснащался двумя авиационными моторами АМ-34 конструкции Микулина производства завода № 24. Изменения в моторах заключались в приспособлении их к морским условиям, в частности, в снятии нагнетателей. В корабельном варианте они обозначались ГАМ-34, с соответствующей модификацией. Установка производилась на специальные баки, со смещением правого мотора вперед, а левого - назад. Мощность моторов зависела от серии, частота вращения достигала 2000 об./мин., охлаждение осуществлялось пресной водой, в случае повреждений - забортной.

Для вращения трехлопастных гребных винтов диаметром 680 мм использовались длинные гребные валы, первоначально из легированной стали, а затем - из нержавеющей. Наибольшую скорость (51 уз) катер мог поддерживать в течении 15 минут, полную (47 уз) - в течении часа, экономическую (36 уз) - чуть больше семи часов. Использовались два вида горючего: либо бензин Б-74, либо смесь из 70 % бензина Б-70 и 30 % спирта.

Вспомогательное оборудование

Центром управления катером была рубка. В ней находились: штурвал для управления рулями, машинный телеграф, навигационное оборудование - гирокомпас КГМК и два спиртовых магнитных компаса КИ-6 и ПМ-3, столик с картами, рамка с таблицей скоростей, тахометры, автомат-коробка торпедной стрельбы, прибор газоуправления, аварийный контакт, дифферентометр, авиационные часы, термометр. На крыше рубки располагался торпедный прицел КП-3 (комбинированный для дневного и ночного боя).

На катерах устанавливались две динамо-машины постоянного тока ГА-4630 мощностью по 250 ватт. Имелись и два аккумулятора типа 6СТК-VIII. В состав электрооборудования входили: один ламповый прожектор МСПТ- Л2,5 применявшийся как для освещения, так и для сигнализации; приемопередающая радиостанция типа «Штиль-К». Она имела мощность 10-20 ватт, диапазон 75-300 м, дальность действия 20 миль, могла работать в телефонном режиме. Для растяжки лучей антенны служили две мачты Т-образной формы: одна располагалась на носу катера, а другая - за рубкой правления.

Устанавливалась также аппаратура для постановки дымзавес. Стационарная система, размещавшаяся за рубкой, обозначалась ДА-Т4. Она обладала следующими тактико-техническими характеристиками (ТТХ): вес 540 кг, производительность 25-30 кг/мин, время действия 6 минут, время пуска 2 секунды, могли быть поставлены три дымзавесы средней высотой 20-30 метров. Применялись также четыре дымовых шашки МДШ с такими ТТХ: вес 45 кг, производительность 3 кг/мин, время действия 10 минут, время пуска 50 секунд, одна дымзавеса высотой 15-20 метров.

Экипаж и обитаемость

Экипаж катера по штату состоял из шести человек. Наибольший круг обязанностей ложился на плечи единственного офицера - командира катера. Он должен был осуществлять общее руководство действиями команды, вести штурманскую прокладку, непосредственно удерживать катер на курсе, регулировать скорость хода, производить расчеты для торпедной стрельбы и выводить катер в атаку, производить пуск торпед, включать дымаппаратуру. При получении катером повреждений - руководить борьбой за жизнь, при выполнении обязанностей командира группы катеров - организовывать совместные действия ее состава.

В экипировке экипажей учитывались особенности этого типа катеров - большое брызгообразование на волнении и пронзительный ветер. Одевался экипаж в теплое водолазное белье, кожаное обмундирование, верхняя вахта носила кожаные летные шлемы и защитные очки, механики пользовались танковыми шлемами для защиты от рева двигателей.

Также в торпедные желоба мог приниматься десант в количестве 20-22 человека, а с перегрузкой - до 30-50. Поскольку десантный вариант оказался весьма распространенным, в итоге пришли к выводу о необходимости изготовления специальных банок и решеток для удобства размещения бойцов.

Вооружение

Основным оружием катеров Г-5 являлись две торпеды в желобных торпедных аппаратах. Их конструкция первоначально была позаимствована у английского прототипа. Торпеда располагалась на направляющих и удерживалась стопорами. Выстрел осуществлял механизм, основанный на пороховом газогенераторе, в котором 250-граммовый заряд бездымного пороха обеспечивал, посредством поршня и телескопического толкача, вылет торпеды из аппарата со скоростью 5-6 м/с. Залп производился электрической автомат коробкой с возможностью пуска одной торпеды или обеих залпом. На случай несрабатывания электрозапалов предусматривалось использование механических ударников.

Торпеды были двух модификаций. Первоначально на вооружении стояли торпеды 53-27к, имевшие следующие ТТХ: калибр 533,4 мм, длина 6,9 м, масса 1675 кг, скорость хода 43,5 уз на дальности 3700 м, вес боевой части 200 кг. В 1937 году закупленная в Италии, и воспроизведенная в СССР торпеда под обозначением 53-38 улучшила основное оружие катеров. Ее ТТХ: длина 7,2 м, масса 1615 кг, вес боевой части 300 кг (400 кг в варианте 53-38У), режим движения: 44,5 уз на дистанции 4000 м, 34,5 уз на 8000 м, 30,5 уз на 10 км. Торпеды оснащались лобовым и инерционным ударниками и не имели ни устройств фигурного курса, ни неконтактных взрывателей.

В торпедных желобах вместо торпед могло размещаться разнообразное вооружение. При установке стеллажей в желобе принимали двадцать четыре глубинные бомбы типа М-1 и четыре - непосредственно в командирскую рубку. Существовал вариант при котором сохранялась одна торпеда, а вместо второй брали 12 бомб. Бомбы типа М-1 обладали следующими ТТХ: полный вес 41 кг, заряд 25 кг, диапазон глубин от 15 до 100 м, радиус поражения 4-5 м.

Также катер мог выступать и в роли минного заградителя. Вместо торпед принимались мины в различных вариантах. По одной из них на специальных стеллажах находились три мины образца 1926 года (заряд 242-254 кг). Могли приниматься более современные образцы - мины КБ (заряд 230 кг), но в количестве двух штук, либо одна мина и один минный защитник. Другим вариантом были восемь малых мин типа «Р-1» (заряд 40 кг).

До Великой Отечественной бортовое вооружение катеров Г-5 составляли пулеметы. Первоначально устанавливалась авиационная турель со спаркой пулеметов ДА. При максимальном угле возвышения в 60 градусов она обладала круговым обстрелом. Пулемет имел следующие ТТХ: вес 10,1 кг, калибр 7,62-мм, емкость магазина 63 патрона, скорострельность 600 выстр/мин (максимальная) и 80-150 выстр/мин (практическая), дальность стрельбы 1500 м, боезапас восемь дисков на ствол. На некоторых катерах устанавливали турель с одним ШКАС. Очевидно, что пулемет винтовочного калибра был малоэффективен против морских и воздушных целей второй половины 30-х годов. В начале Великой Отечественной (начиная с Х серии) устанавливали пулемет ДШК с сохранением одного ДА в качестве выносного пулемета с возможностью установки либо на рубке, либо в носовой части на битенге перед сходным люком в машинное отделение. Характеристики ДШК: вес 150 кг (с турелью), калибр 12,7-мм, емкость лент в патронных коробках 50-100 патронов, пробивает 15 мм брони на дистанции 500 м, скорострельность 560-600 выстр/мин (максимальная) и 250 выстр/мин (практическая), дальность стрельбы 7000 м, потолок 3500 м, угол возвышения 80 градусов, боекомплект 1000 патронов.

История службы

Построенные по концепции разработанной в середине 20-х годов, торпедные катера вступили в бой во второй половине следующего десятилетия, то есть, совершенно не в тех условиях на которые рассчитывали их создатели. Пришлось совершать дальние рейды, действовать на коммуникациях, бороться с авиацией противника. Техническая концепция катера изначально была морально устаревшей: исходили не из возможного уровня развития техники, а из уровня имеющихся трофейных образцов. Требование достижения максимально возможной скорости, единственного козыря корабля, ограничивало любые попытки установки более мощного зенитного вооружения и брони. Не было и ясности в использовании катеров, слишком много от них требовали и слишком мало они могли реально сделать.

Гражданская война в Испании

В июле 1936 года мятеж республиканского правительства Испании стал началом трехлетней войны. К этому времени в составе испанского флота не было торпедных катеров. Это для националистов исправили Италия и Германия, поставками катеров типа MAS и люсерновских «шнелльботов» . Не остался в стороне и флот Советского Союза, направивший в Испанию в мае 1937 года четыре катера типа Г-5. Базой для них служил Порман.

Не смотря на то, что недостаточная дальность плавания и мореходность не позволили катерам действовать в роли собственно торпедных катеров, они несли конвойную службу. Но тут проявились и другие недостатки: слабое зенитное вооружение, высокая пожароопасность (из-за авиационного топлива) и отсутствие даже самой минимальной гидроакустической аппаратуры. Непригодность пулеметов для борьбы с самолетами самым трагическим образом проявилась в боях.

30 июля недалеко от Барселоны республиканский конвой был атакован летающей лодкой «Савойя» . По словам Конвея: один катер сопровождавший транспортник был потоплен, второй - очень пострадал, сам транспортник выбросился на берег.

В целом советские торпедные катера в ходе гражданской войны в Испании особой роли не сыграли, и их дальнейшая судьба остается неясной. Единственный шанс отличиться они упустили в марте 1938 года, когда из-за сравнительно небольшого волнения не смогли принять участие в бою, в ходе которого был потоплен крейсер «Балеарис» .

Великая Отечественная война

Основная деятельность торпедных катеров Г-5 во время Второй Мировой войны была развернута на Балтийском театре военных действий . К 22 июня 1941 года торпедные катера Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) были сведены в две бригады и отдельный отряд, насчитывавшие в своем составе 56 катеров типа Г-5.

«Москитные силы» КБФ активно участвовали в боях за острова Моонзундского архипелага, боролись с немецкими конвоями, направлявшимися в Рижский залив, проведя ряд атак на суда противника, но не добились особых успехов. Несмотря на многочисленные потопленные вражеские транспортники с войсками и грузами, их собственные потери были достаточно тяжелыми. Доставалось, в основном, от авиации врага, противопоставить которой было нечего.

В конце сентября состоялась единственная за всю войну атака катерников советского флота на соединение крупных надводных кораблей, которые напали на полуостров Сырве. Оставшиеся боеспособными четыре катера обогнули Сырве и направились к бухте Лыу, где находилась эскадра противника. В её состав входили легкие крейсера «Лейпциг» и «Эмден» с миноносцами охранения «Т-7», «Т-8» и «Т-11», а неподалеку действовали еще и тральщики из состава 17-й флотилии.

При выходе из Ирбенского пролива катера атаковал вражеский гидросамолет, который отогнали истребители прикрытия, затем отразившие попытку еще двух «стервятников» расправиться с катерами. Немецкие корабли, предупрежденные сигнальными ракетами гидросамолета, успели подготовиться к атаке и по катерам был открыт ураганный огонь. Ущев (командир отряда катеров) приказал дать сигналы - «Дым», «Атака». Под прикрытием дымзавесы два катера ударили по крейсеру «Лейпциг», два - по миноносцам. В это время был подбит первый катер начал тонуть. Не одна из торпед не попала в цель. Возвращавшиеся в Мынту катерники потопили вспомогательный тральщик «М-1707» (экс-траулер «Люнебург»). Немецкие крейсера, расстрелявшие большую часть боезапаса основного калибра по катерам, были вынуждены уйти. Больше в обстрелах советских войск они не участвовали.

Так как боевые качества корабля на момент начала боевых действий были морально устаревшие и не выдерживали конкуренции с вооружением вражеских войск, основной формой боевой деятельности торпедных катеров Г-5 во время войны были минные постановки и транспортировка десанта. Им на смену приходили новые более совершенные торпедные катера по ленд-лизу или от промышленности. По окончанию войны катера Г-5 выполняли обязанности минных тральщиков.

Загрузка...