decorininterior.ru

Во сколько нам обходятся полпреды президента в федеральных округах. Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах: их права и основные обязанности

Если вы интересуетесь политическими новостями страны и мира, то не раз слышали в интервью и репортажах упоминание должности, о которой мы хотим вам рассказать несколько подробнее. Речь пойдет о полномочных представителях Президента. Разберем, кто это, какими обязанностями, правами, функциями наделен такой специалист.

Полномочный представитель Президента РФ - кто это?

Давайте начнем с определения. Согласно Положению о полномочном представителе Президента РФ в ФО, данный специалист - это должностное лицо, которое призвано представлять главу страны в пределах какого-либо федерального округа. Данный документ был утвержден Указом № 849 В. В. Путина от 13.05.2000 г.

Представим некоторые важные характеристики:

  • ПП призван обеспечивать реализацию полномочий главы государства внутри определенного ФО.
  • ПП - федеральный госслужащий, который является членом администрации российского Президента.
  • Данное должностное лицо назначается и освобождается от должности главой государства по инициативе руководителя администрации Президента.
  • ПП подотчетен и подчиняется непосредственно лидеру страны.
  • В своей работе основывается на Конституции, ФЗ, распоряжениях и указах главы государства.
  • Аппарат полномочного представителя президента - это прежде всего его заместители, между которыми он лично разделяет обязанности, а также руководит их работой.

Основные задачи госслужащего

Рассмотрим главные векторы работы специалиста:

  • Организация деятельности властей региона, нацеленной на воплощение в жизнь установленных президентом направлений внутренней и внешней политики.
  • Контроль за выполнением постановлений аппарата власти ФО.
  • Помощь в реализации в ФО кадровой политики лидера государства.
  • Регулярные доклады главе страны об уровне национальной безопасности в ФО, социальной, экономической и политической обстановке в регионе.

Функции должностного лица

Компетенции полномочного представителя президента предполагают следующие функции:

  • Координация работы исполнительной власти региона.
  • Анализ эффективности деятельности правоохранительных региональных органов.
  • Построение моста-диалога между федеральной исполнительной властью и руководящим аппаратом региона, органами местного самоуправления, политпартиями, религиозными и общественными объединениями.
  • Помощь в разработке программы экономического и социального развития ФО.
  • Согласование кандидатур для устройства на места федеральных госслужащих. Но только в том случае, если данное назначение на должность осуществляется главой страны.
  • Согласование тех решений исполнительной власти ФО, которые затрагивают интересы всего региона или его части.
  • Вручение по решению лидера страны удостоверения судьям федеральных, ряда арбитражных судов.
  • Обращение к Президенту с инициативой о награждении того или иного высшего должностного лица исполнительного аппарата власти ФО. Также ПП согласовывает материалы о таком поощрении, лично вручает почетные грамоты, награды, передает слова благодарности главы государства.
  • Принятие участия в работе госорганов субъекта, аппаратах местного самоуправления.
  • Согласование кандидатур атаманов казачьих отрядов.
  • Если акты местной законодательной власти противоречат Конституции, ФЗ, указам Президента, то ПП отправляет главе государства предложение о приостановке действия этих решений.

Права ПП

Перечислим основные права полномочного представителя Президента Российской Федерации:

  • Запрос необходимой для работы информации в администрации Президента, властных структурах ФО, субъектах округа, органах местного самоуправления.
  • Направление сотрудников своего аппарата на участие в работе исполнительной власти субъектов.
  • Использование государственных систем связи.
  • Организация проверки исполнения предписаний Президента исполнительной властью ФО.
  • Направление органам федеральной, субъектной, местной власти жалоб и предложений граждан.
  • Образование консультативных и совещательных органов.
  • Беспрепятственный доступ во все организации на территории ФО.

Организация деятельности ПП

Рассмотрим важные пункты здесь:

  • Координирует работу ПП руководитель администрации Президента.
  • Обеспечивает деятельность ПП его аппарат. Количество штатных сотрудников последнего, число заместителей определяет
  • ПП размещается в центре ФО. Данная локация определяется самим полномочным представителем.
  • Все обеспечение деятельности ПП и его аппарата (документационное, правовое, информационное, транспортное, материальное и пр.) - это обязанность Управления делами Президента РФ и администрации главы государства.

Теперь вы знаете кто это - лидера страны. Также мы в курсе основных задач его работы, непосредственных функций, правомочий и пр.

https://www.сайт/2016-12-21/skolko_tratyat_polpredy_prezidenta_v_federalnyh_okrugah

Самый богатый – Трутнев, но дворец – у Холманских

Во сколько нам обходятся полпреды президента в федеральных округах

Возможность упразднения полпредств — аппаратов уполномоченных представителей президента — обсуждают едва ли не с момента их появления в 2000 году. Это неконституционные и в каком-то смысле «чрезвычайные» органы власти, которые должны были способствовать выстраиванию вертикали власти в начале века. Вертикаль, кажется, давно выстроена, региональные законодательства приведены в соответствие с федеральным и ни одни сколько-нибудь крупные выборы в регионе не проходят без внимания Кремля. В администрации президента есть управление внутренней политики, которое тоже курирует регионы. Но полпредства продолжают существовать.

В бюджете не хватает средств, и государство стремится сокращать бюджетные траты, в том числе на госуправление. В такой ситуации кажущаяся необязательность полпредств подталкивает к мысли: они-то и попадут под нож первыми. Федеральный центр периодически подбрасывает дров в костер этих слухов. Например, недавно Минэкономразвития РФ направило в регионы вторую редакцию проекта Стратегии пространственного развития страны, в которой по-новому нарезаны макрорегионы.

Пока чиновники и политологи гадают, упразднят ли полпредства, сайт посчитал, сколько они стоят, и заодно сравнил здания, в которых работают аппараты полномочных представителей.

Сейчас в России восемь федеральных округов: Уральский, Дальневосточный, Южный, Северо-Кавказский, Центральный, Сибирский, Приволжский и Северо-Западный. Еще полгода назад был девятый - Крымский, но летом президент Владимир Путин принял решение о его присоединении к Южному.

Только на авиаперелеты полпредов на бизнес-джетах, тратится около 150 млн рублей в год.

Самый богатый полпред - Юрий Трутнев , доход которого, согласно официальной декларации, в 2015 году составил 153,8 млн рублей. Он возглавляет Дальневосточный округ и одновременно работает заместителем председателя правительства РФ. При этом у Трутнева нет отдельной резиденции для полпредства - аппарат расположен в Хабаровске в одном здании с министерством РФ по развитию Дальнего Востока. На сайте госзакупок в связи с адресом этой резиденции есть упоминание только о расходах на служебный транспорт - 1,23 млн рублей на 2017 год.


Это здание выглядит очень скромно по сравнению с дворцом, который был построен шесть лет назад в центре Екатеринбурга для полпреда президента в Уральском федеральном округе. Его площадь составляет 12 тыс. квадратных метров, а стоимость строительства оценивалась в 1 млрд рублей. «Это самое современное здание среди полпредств», — с гордостью говорил глава департамента полпредства по внутренней и информационной политике Яков Силин во время экскурсии по дворцу для журналистов в 2010 году.

Согласно сайту госзакупок, в 2017 году только на содержание этого здания планируется потратить 25,77 млн рублей. В том числе 11,4 млн рублей - на «военизированную охрану резиденции и прилегающей территории», 1,44 млн рублей - на обслуживание и ремонт системы электроснабжения, 5,88 млн рублей - на уборку помещений.

Сам уральский полпред Игорь Холманских зарабатывает гораздо скромнее по сравнению с Трутневым - 7,42 млн рублей.


Аппарат полпреда в Южном федеральном округе Владимира Устинова расположен в Ростове-на-Дону. Расходы на его обслуживание - около 4 млн рублей в год, судя по сайту госзакупок. Около 2 млн рублей из них уходит на «военизированную охрану», то есть в пять раз меньше по сравнению с уральским полпредом.


Доход полпреда Владимира Устинова составил в 2015 году, согласно официальной декларации, около 11 млн рублей.

Аппарат полпреда в Центральном федеральном округе Александра Беглова находится в центре Москвы, в двух шагах от Кремля, по адресу Никольский переулок, дом 6.

Зарплата Александра Беглова - 6,53 млн рублей за 2015 год.

Panoramio.com

У полпреда в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича , который в прошлом году заработал 6,91 млн рублей, нет собственного здания. Его аппарат находится в нижегородском Кремле и делит помещение с правительством. 1,15 млн рублей в год уходит на обеспечение тепла в этом здании, 1,41 млн рублей - на служебные автомобили для чиновников.


Адрес полпредства в Нижнем Новгороде - Кремль, 1

На обслуживание резиденции в Северо-Кавказском федеральном округе уходит около 6,5 млн рублей в год. Она находится в Пятигорске на проспекте Кирова, 26. Доход полпреда Олега Белавенцева - около 8 млн рублей по итогам 2015 года (правда, в 2015 году он возглавлял Крымский ФО — полпредом СКФО стал только 28 июля 2016 года).

Аппарат полпреда СКФО

Отдельное здание для резиденции полпреда в Сибирском округе Сергея Меняйло находится в Новосибирске. На 2017 год почти никаких конкурсов пока не объявлено, кроме услуг по автотранспортному обслуживанию. Расходы составят 1,7 млн рублей. В 2016 году траты по этой статье были больше - 2,5 млн рублей. Кроме того, судя по сайту госзакупок, полпред потратил 2,9 млн рублей на охрану здания и 100 тыс. рублей - на услуги электросвязи.


Резиденция полпреда в Северо-Западном округе Николая Цуканова находится в красивом здании на Петровской набережной - во дворе великого князя Николая Николаевича. Декларацию за 2015 год Цуканов сдавал еще как губернатор Калининградской области, поэтому его доходы, судя по официальном отчету, относительно скромные - 2,1 млн рублей. Зато это единственный полпред, супруга которого зарабатывает больше - 6,14 млн рублей.

Аппарат полпреда СЗФО

Казалось бы, траты на полпредов относительно невелики — если смотреть по официальным источникам. Однако нам известны только зарплаты полпредов, декларации сотрудников аппаратов обнаружить не удалось. Для примера, у полпреда в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева есть четыре заместителя, девять главных федеральных инспекторов (каждый со своим аппаратом, пусть небольшим) и семь департаментов. Это минимум двадцать чиновников-руководителей. Даже если каждому положить оклад в 100 тысяч рублей в месяц, получится еще 24 миллиона рублей в год. А рядовые сотрудники, водители, курьеры, секретари? Умножайте на восемь полпредств - получатся сотни миллионов рублей ежегодно.

Насколько нужны полпредства — открытый вопрос. Бывший помощник уральского полпреда Андрей Перла после ухода с поста признался в о своей работе: «В некоторый момент времени я обнаружил, что у меня есть время поспать после обеда». В администрациях губернаторов за глаза говорят, что любое совещание в полпредстве — это потеря времени, и, если есть возможность отправить туда заместителя, глава региона поступает именно так. Но государство с трудом избавляется от своих институтов, даже если со стороны они кажутся бесполезными.

Государства, президента, какого-либо другого лица в определенном регионе страны, или в другой стране, или в международной организации.

Институт полномочных представителей Президента

В некоторых источниках можно прочитать, что институт полномочных представителей Президента РФ появился в 2000 году. Это не совсем так. В этом году появились полпреды федеральных округов. Вся Россия была разделена на 7 таких территориальных единиц. В каждом из этих округов есть свой полпред президента.

До 2000 года, начиная с 1993 года, когда путем всенародного голосования принята Конституция нашей страны, были в каждом субъекте федерации.

Понятие о полпредстве

Полпред - это лицо, призванное осуществлять реализацию полномочий президента, определенных Конституцией Российской Федерации. Он относится к категории госслужащих, подчиняется напрямую президенту страны, им же назначается на должность и освобождается от нее. Создание института полномочных представителей Президента РФ в рамках федеральных округов было обусловлено необходимостью выстраивания вертикали власти, так как она была частично утеряна за годы правления Б. Н. Ельцина.

Федеральные округа нашей страны

Как уже говорилось, изначально в стране было создано 7 федеральных округов. К ним отнесены Дальневосточный, Приволжский, Северо-Западный, Сибирский, Уральский, Центральный и Дмитрий Медведев во время президентства выделил из Южного федерального округа Северо-Кавказский. С присоединением Крыма и Севастополя был образован девятый федеральный округ - Крымский, который просуществовал недолго, а позже был присоединен к Южному федеральному округу. В каждом из этих округов находится свой полпред Президента. Первыми из них были представители силовых блоков.

Полпред призван обеспечить выполнение поручений руководителя государства. Полномочный представитель президента России должен проводить его политику на территории федерального округа, где он представляет президента. Помимо этого, полпред осуществляет координацию деятельности федеральных органов власти, способствует взаимодействию разных ветвей власти на территории федерального округа, осуществляет анализ работы правоохранительных органов, согласовывает кандидатуру руководителей ФСБ, УВД, представителей министерств и ведомств.

Им осуществляется контроль за исполнением законодательства, распоряжений и страны. Также полпред согласовывает проекты властных органов федерального значения, которые касаются жизнедеятельности отдельного субъекта или всего округа в целом, согласовывает представление к высшим воинским званиям и госнаградам, вручая последние, объявляя благодарность президента. Он вручает удостоверения утвержденным судьям, вносит предложения президенту по приостановлению действия местных законов и подзаконных актов в части, противоречащей федеральным законам, подзаконным актам, международным договорам.

Постоянный представитель страны в ООН

Полпред - это не только представитель президента. Он может представлять страну в различных международных организациях. В частности, в Организации Объединенных Наций есть должность "постоянный представитель России в ООН". Это название отражает ее суть. В нем показано, что независимо от конкретного человека должность данного представителя в этой организации остается постоянной.

По отношению к конкретному человеку эту должность правильнее именовать "полпредом в ООН", поскольку он является полномочным представителем конкретной страны в вышеназванной организации. При этом нужно учитывать, что полпред не может вечно занимать должность. Существуют обстоятельства, при которых он может ее покинуть.

Таким образом, в ООН установлена должность постоянного представителя при этой организации по отношению к конкретной стране, который и является полпредом.

Такой служащий приравнивается к заместителю министра иностранных дел. С начала образования России как суверенного государства у нее были четыре полпреда в ООН: Ю. М. Воронцов (до 1994 г.), С. В. Лавров (с 1994 по 2004 гг., перешел на должность министра иностранных дел РФ), А. И. Денисов (с 2004 по 2006 гг.), В. И. Чуркин (с 2006 по 2016 гг.). В настоящее время Россию в ООН представляет Небензя В. А.

Дипломаты как полпреды

В каждой признанной данным государством стране мира есть Чрезвычайный и Полномочный Посол, который и является полпредом. Это представители конкретного государства. Помимо самого Чрезвычайного и Полномочного Посла, в иностранном государстве такой ранг присваивается министру иностранных дел, его первому заместителю, генеральному директору МИД и некоторым другим дипломатам. Их функция сводится к представлению и защите интересов свой страны в иностранном государстве.

Другие полпреды

Существуют не только такие полпреды, которые перечислены выше, но и другие. Так, при Североатлантическом Альянсе существуют постоянные представители по отношению к тем государствам, которые входят в состав этого военного блока. Такое же положение дел и в Организации Объединенных Наций. В рамках взаимодействия "Россия-НАТО" у нашей страны был свой полпред России при НАТО.

В заключение

Таким образом, полпред - это не только полномочный представитель президента РФ. К служащим можно отнести и постоянного представителя страны в ООН, и других дипломатов, и представителей страны при международных организациях, включая военный

13 мая исполняется 10 лет со дня появления в России института полпредства. В этот день в 2000 году вышел Указ Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» и были созданы семь федеральных округов, в которых полномочные представители Президента обеспечивали реализацию конституционных полномочий главы государства.

В соответствии с Указом президента России Владимира Путина "О полномочном представителе президента Российской Федерации в федеральном округе" от 13 мая 2000 г., в России были созданы федеральные округа и .

До этого существовал институт полномочных представителей президента в регионах.

Согласно утвержденному этим же Указом Положению о полномочном представителе президента Российской Федерации в федеральном округе, он является должностным лицом, представляющим президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа.

Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа.

Он является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации президента Российской Федерации.

Основными задачами полномочного представителя являются:
- организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых президентом Российской Федерации;
- организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;
- обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики президента Российской Федерации;
- представление президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение президенту Российской Федерации соответствующих предложений.

Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от должности президентом Российской Федерации по представлению руководителя Администрации президента. Непосредственно подчиняется президенту Российской Федерации и подотчетен ему.

В соответствии с президентским Указом было создано семь федеральных округов ‑ Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный.

Ветераном института полпредов можно назвать Георгия Полтавченко, курирующего Центральный федеральный округ. Он занял эту должность с самого ее создания в 2000 г., а до этого представлял президента в Ленинградской области. В остальных федеральных округах за это время полпреды менялись, а самыми "неустойчивыми" оказались проблемный из‑за Северного Кавказа Юг России и удаленный от центра Дальний Восток, где сменилось пять и четыре полпреда президента соответственно.

С 2003 г. аналогичный пост на Северо-Западе занимает Илья Клебанов, его коллега из Сибири Анатолий Квашнин работает полпредом президента с 2004 г.

На Урале полпред сменился в декабре 2008 г., но по причине смерти Петра Латышева, который был на этом посту с 2000 г. Теперь проблемами округа занимается бывший главный судебный пристав России Николай Винниченко.

Григорий Рапота, с мая 2008 г. представляющий главу государства в Приволжском федеральном округе, до этого восемь месяцев был полпредом на Юге России. В Южном федеральном округе сейчас работает бывший министр юстиции РФ Владимир Устинов.

Пост полпреда ЮФО в разные года занимали будущие министры регионального развития - сначала Владимир Яковлев, а затем Дмитрий Козак, который впоследствии стал вице-премьером РФ. Нынешний министр регионального развития Виктор Басаргин также из института полпредов: ранее он был заместителем Петра Латышева. В Минрегионе работал еще один бывший полпред - Дальневосточного федерального округа - Камиль Исхаков, перешедший в октябре 2007 г. в министерство на пост замминистра, но затем уволившийся.

В 2009 г. была назначен новый полпред президента в дальневосточном округе. Вместо Олега Сафонова, проработавшего почти полтора года, в апреле 2009 г. этот пост занял Виктор Ишаев, до этого с 1991 г. возглавлявший Хабаровский край.

19 января 2009 г. на рабочей встрече с экс-губернатором Красноярского края Александром Хлопониным президент РФ Дмитрий Медведев сообщил о том, что он принял решение об изменении системы федеральных округов , существовавшей в стране. Теперь их восемь.

Из Южного федерального округа выделен Северо-Кавказский федеральный округ, в который входят Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика, Карачаево‑Черкесская республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская республика и Ставропольский край с центром федерального округа в городе Пятигорске.

На должность вице-премьера и полпреда президента в новом федеральном округе назначен Александр Хлопонин.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа. Он обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа.
Полномочный представитель является федеральным государственным служащим. На него распространяются действие основных положений Федеральных законов РФ, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства. Входит в состав Администрации Президента Российской Федерации.
Полномочный представитель назначается на должность в пределах срока, определяемого главой государства, но не превышающий срока исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий. И назначение, и освобождение от должности осуществляется Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Администрации Президента Российской Федерации. Полномочный представитель подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации и ему подотчетен.
Руководитель Администрации Президента Российской Федерации определяет порядок взаимодействия между полномочными представителями и их аппаратами и другими подразделениями Администрации Президента Российской Федерации.
В своей деятельности Полномочный представитель руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, распоряжениями и иными решениями Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.
Полномочный представитель имеет заместителей, распределяет между ними обязанности и руководит их деятельностью.
Заместители полномочного представителя являются федеральными государственными служащими и входят в состав Администрации Президента Российской Федерации.
Назначение на должность заместителей полномочных представителей Президента Российской Федерации, помощников полномочных представителей Президента Российской Федерации, освобождение их от должности, а также применение к ним мер поощрения и дисциплинарного взыскания осуществляются Руководителем Администрации Президента Российской Федерации.
Координацию деятельности полномочного представителя осуществляет Руководитель Администрации Президента Российской Федерации.
Непосредственное обеспечение деятельности полномочного представителя осуществляет аппарат полномочного представителя, являющийся самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации.
Руководитель Администрации главы Российского государства утверждает структуру и штатную численность аппарата полномочного представителя, определяет количество его заместителей.
Полномочный представитель руководит деятельностью своего аппарата, обеспечивает решение возложенных на него задач; распределяет обязанности между своими заместителями; утверждает должностные инструкции сотрудников аппарата; по согласованию с Управлением Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам назначает на должность и освобождает от должности работников своего аппарата, поощряет их и применяет к ним меры дисциплинарного взыскания, кроме помощников и своих заместителей; подписывает служебную документацию в пределах своей компетенции; издает распоряжения по вопросам деятельности аппарата полномочного представителя; решает вопросы о командировании сотрудников аппарата полномочного представителя в пределах Российской Федерации.
Полномочный представитель размещается в центре федерального округа. Над зданием, в котором он располагается, поднимается Государственный флаг Российской Федерации, а в его рабочем кабинете помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации.
Место размещения своих заместителей, а так же аппарата определяется полномочным представителем на территории федерального округа.
Информационное, документационное, правовое, материально-техническое и транспортное обеспечение деятельности полномочного представителя и его аппарата, обеспечение служебными и жилыми помещениями, а также медицинское и социально-бытовое обслуживание полномочного представителя и работников его аппарата осуществляют соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации и Управление делами Президента Российской Федерации, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящиеся в соответствующем федеральном округе, на основе соглашений с Администрацией Президента Российской Федерации. Расходы на эти цели производятся за счет сметы Администрации Президента Российской Федерации.
Нельзя не отметить, что Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе восприняло большинство позиций, содержащихся в характеристике прежних институтов представителей Президента РФ - в субъектах РФ (первоначально их было назначено 14), а позднее - в регионах РФ (в последнее время их было 76). Вместе с тем можно однозначно утверждать, что статус новых представителей Президента значительно повышен. Просматривается это даже в формулировках функций и полномочий представителей - такие обороты, как «координирует», «согласовывает», «принимает участие», «содействует исполнению», «вносит предложения» и т.п. в новом Положении заменены на «обеспечивает реализацию», «организует контроль», «разрабатывает», «организует взаимодействие» и т.д. Если ранее полномочный представитель осуществлял взаимодействие главным образом в системе органов исполнительной власти, то сейчас на него возложена задача организации и поддержания такого взаимодействия с органами государственной власти. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе получил право беспрепятственного доступа при исполнении должностных обязанностей в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего округа (п.8 Положения), тогда как раньше полномочный представитель Президента в регионе обладал таким правом только в отношении государственных и муниципальных учреждений и организаций. Исчез из нового Положения и запрет на вмешательство в оперативную деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, учреждений и организаций на территории соответствующего региона.
Существенны полномочия представителей Президента и в кадровых вопросах - на них возложена задача обеспечения реализации в округе кадровой политики Президента РФ, анализа состояния кадровой обеспеченности в правоохранительных органах в округе и выработки соответствующих предложений Президенту РФ. Полномочный представитель Президента в федеральном округе сегодня сам формирует свой аппарат (ранее соответствующие кадровые назначения осуществлялись руководителем президентской Администрации). Нельзя, однако, утверждать, что прежние представители Президента в регионе вообще не обладали полномочиями в области кадровой политики. В частности, руководитель государственной инспекции труда в субъекте РФ назначался на должность и освобождался от должности Минтруда России по согласованию, в том числе, и с полномочным представителем Президента РФ в соответствующем регионе.
Кроме того, после подписания Президентом РФ в ноябре 2004 г. Указа «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта РФ», институт полпредов Президента РФ в федеральных округах получает новые полномочия в рамках реформы исполнительной власти на местах - выдвигать кандидатуры губернаторов. Указ проясняет, каким именно образом глава государства намерен подбирать кадры региональных лидеров. Следует подчеркнуть, что согласно данному Указу, кандидатуры на должность высшего должностного лица субъекта федерации, представляет Президенту РФ руководитель его администрации, по представлению полпредов Президента в федеральных округах.
Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах являются и постоянными членами Президиума сформированного в 2000 году Государственного Совета РФ, который является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Основные задачи полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе РФ определены в главе 2 Положения. Это организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики страны; организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ; представление главе государства регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также социальном, политическом, экономическом положении в нем. Однако полномочный представитель не вправе вмешиваться в оперативную деятельность органов исполнительной власти, объединений, организаций, издавать решения, обязательные для исполнения.
В главе 3 Положения о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе, закрепляются его основные функции.
Осуществляя свою деятельность, полномочный представитель Президента в своем Федеральном округе обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти; анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту Российской Федерации соответствующие предложения.
Важной составляющей его работы является организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями.
Совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации разрабатывает программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа.
Одной из основных функций полпреда – кадровая составляющая. Он согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти.
На него возложены так же контрольные функции за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, за реализацией федеральных программ в федеральном округе. В пределах полномочий согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта Российской Федерации, находящегося в пределах этого округа.
За ним закреплено право вносить Президенту Российской Федерации представления о награждении государственными наградами Российской Федерации высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа, так же давать согласие на направляемые в федеральные органы исполнительной власти органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа, представления о награждении государственными наградами Российской Федерации, об объявлении благодарности Президента Российской Федерации, а также о присвоении почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий.
Вручает в федеральном округе по поручению Президента Российской Федерации государственные награды Российской Федерации, удостоверение судьи судьям арбитражных судов субъектов Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции; а также объявляет благодарность Президента Российской Федерации.
Полномочный представитель Президента РФ обладает правом принимать участие в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, по поручению Президента Российской Федерации организует проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа.
В случае противоречия нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина вносит Президенту Российской Федерации предложения о приостановлении их действия. Осуществляя свои контрольные функции, полпред взаимодействует с Контрольным управлением Президента Российской Федерации и органами прокуратуры Российской Федерации при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.
Самостоятельным направлением в работе полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе является проведения анализа деятельности казачьих обществ, связанным с реализацией договоров с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления о несении членами казачьих обществ государственной и иной службы. Вносит в установленном порядке Президенту Российской Федерации предложения о совершенствовании этой деятельности. Рассматривает кандидатуры атаманов войсковых казачьих обществ, избранных высшими представительными органами управления этих казачьих обществ, и вносит в установленном порядке Президенту Российской Федерации предложения об их утверждении.
Таким образом, мы видим, что, несмотря на огромный объем функций полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе, на практике они во многом пересекаются с функциями иных органов государственной власти (например, организация контроля за исполнением федерального законодательства отнесена к функциям правоохранительных органов) . Отсюда можно сделать вывод о необходимости более четкой правовой регламентации функций полномочного представителя путем их закрепления в федеральном законе.
Если вдуматься в формулировки остальных функций, как они определяются нормативными документами и (или) самими полномочными представителями, мы без труда обнаружим, что, практически, все их функции носят «дополнительный», «компенсаторный» характер. В определенном смысле они являются «дублирующими» по отношению к функциям Правительства РФ, Прокуратуры РФ, а отчасти - и к функциям руководства субъектов РФ. Это фактическое признание недоработок Правительства, Прокуратуры, других правоохранительных органов, а так же подмена их полномочий.
Одной из важнейших проблем, которые сегодня стоят перед полномочными представителями Президента, является приведение в соответствие федеральному законодательству законодательства субъектов Федерации. В Администрации Президента эту проблему пытались разрешить давно. И Минюст, и Генпрокуратура в течение многих лет раз в квартал присылают сводки имеющихся противоречий. На сегодняшний день количество нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации остается значительным. Таким образом, перед полпредами стоит чрезвычайно сложная неформальная задача.
Необходимо также отметить, что концептуальная неопределенность института полномочных представителей - в значительной мере следствие, отображение неопределенности в другом концептуальном вопросе: об общей схеме, «архитектуре» системы государственной власти, и прежде всего в части схемы взаимодействия Федерации и ее субъектов.
Уже созданы соответствующие окружные структуры правоохранительных органов, причем достаточно самостоятельные, выполняющие не только контрольные функции. Так, Указом Президента РФ от 4 июня 2001 года № 644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» в системе министерства предусмотрено создание главных управлений МВД по федеральным округам и определены их основные задачи; прокурор федерального округа имеет ранг заместителя Генерального прокурора РФ (с соответствующими полномочиями, в том числе и процессуальными, определенными Законом о прокуратуре); аналогичные окружные управления созданы в системе Министерства юстиции; введены должности помощников директора Федеральной пограничной службы РФ с размещением в центрах федеральных округов. Хочется надеяться, что создание дополнительных структур приведет к укреплению правопорядка в стране и усилению правовой защищенности российских граждан.
В соответствии с размещением полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах создаются структуры и иных («несиловых») федеральных органов исполнительной власти, в частности, Министерства здравоохранения и социального развития РФ. В то же время ни действующая судебная система РФ, ни возможные ее изменения в рамках судебной реформы не предусматривают какой-либо привязки к схеме федеральных округов - границы существующих арбитражных округов и предполагаемых административных округов с границами федеральных округов не совпадают. Организационные же изменения в системе службы судебных приставов, обусловленные схемой федеральных округов, представляется, вполне объяснимы, поскольку эта служба структурно входит в состав Министерства юстиции РФ.
Обращает на себя внимание и тенденция реорганизации в связи с образованием федеральных округов не только властных институтов. В частности, создаются окружные СМИ (газеты, журналы, телевизионные каналы) под эгидой Российского информационного центра. В соответствии с Указом Президента РФ от 19 сентября 2000 года № 1671 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1998 года № 511 «О совершенствовании работы государственных электронных средств массовой информации» назначение руководителей дочерних предприятий ВГТРК сейчас осуществляется по согласованию, в том числе, и с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах.
31 мая 2001 года в Екатеринбурге состоялась учредительная конференция Медиа-Союза Уральского федерального округа (уральцам первым выпало создать модель единого информационного пространства округа). На базе сложившейся системы СМИ создается Ассоциации средств массовой информации (АСМИ) Северо-Запада.
Данная Ассоциация была создана в октябре 2000 года как независимая журналистская организация с целью защиты корпоративных интересов и объединения усилий по формированию информационного пространства региона.
Ассоциация уже объединяет свыше 60 ведущих средств массовой информации и стала признанной влиятельной медийной структурой региона. Коллективными членами АСМИ являются Лига журналистов Санкт-Петербурга и Новгородская областная организация «Пресса».
В марте 2001 года подписано соглашение о сотрудничестве между Ассоциацией и полномочным представителем Президента РФ, определяющее главные направления усилий по формированию общественно-информационного пространства региона. В рамках этого соглашения проводятся информационные обмены и встречи руководителей региональных СМИ с полномочными представителями Президента.
Традиционное приложение к «Российской газете» «Эхо России» трансформировалось в специальный выпуск «Семь федеральных округов» (с 12 мая 2001 года два раза в неделю здесь выходят полосы, посвященные одному из округов, а каждая восьмая полоса выступает в качестве своеобразной общей трибуны, содержащей различные материалы сравнительно-аналитического характера).
Вместе с тем, при полномочных представителях в настоящее время налажено функционирование ряда консультативных совещательных органов советов руководителей субъектов РФ, советов по местному самоуправлению, основной функцией которых является разграничение властных полномочий федеральных, региональных и муниципальных структур.
Загрузка...