decorininterior.ru

Быстрое чтение: как религия влияет на поведение и моральные качества людей. Влияние христианства на общество

Отношение к ней на протяжении многих веков менялось, как менялись и религиозные концепции. И если раньше существование некой сверхъестественной силы почти никогда не ставилось под сомнение, то роль религии в современном обществе уже не так велика. Более того, она сегодня является предметом беспрестанных споров, обсуждений, а зачастую - и осуждений.

Помимо трех мировых религий - буддизма, христианства и ислама - существует немало других течений. Каждое из них является важнейшим источником свода моральных правил и ценностей, в той или иной мере близких определенному народу. Собственно, религиозные нормы - есть не что иное, как отражение сложившихся воззрений того или иного этноса. А потому роль религии в обществе всегда имела догматический характер и помогала человеку бороться с соблазнами и темной стороной своей души.

Значение религии на сегодняшний день не может быть тем же, каким оно было, скажем, в V-VI веках. А все потому, что существованием Бога объясняли происхождение человека, нашей планеты, жизни вообще. Но роль религии в современном мире в этом плане ничтожна, ведь научные доказательства показывают несостоятельность теологических взглядов. Однако даже сегодня велика доля тех, кто предпочитает верить в то, что жизнь дал некий Творец.

Роль религии в современном обществе имеет и политическую основу. Особенно это заметно в восточных странах, где Коран (как раньше, так и сейчас) является основой всех сфер жизни: от духовной и культурной до экономической и политической.

Влияние церкви не обошло стороной и образование. В России уже несколько лет (пока - в качестве эксперимента) предмет «Основы православной культуры» значится в расписании начальных классов. Одни считают, что другие утверждают, является навязыванием ненужных взглядов. Доля же тех, кто относится к этому как к возможности больше узнать о культуре нашей страны, к сожалению, мала. В любом случае, можно говорить о том, как значительна роль религии в современном обществе, в том числе и в сфере образования.

Интересно, что в прежние времена церковь как организация не подвергалась каким-либо сторонним изучениям. Сегодня же многие ученые - главным образом, историки - занимаются исследованиями и анализом значения религии на определенных этапах развития общества. Являясь предметом изучения, она позволяет предугадать, спрогнозировать дальнейший ход развития событий, оценить обстановку в мире. Различные войны и революции, одной из причин которых являлась церковь, являются показателями того, насколько роль религии в современном обществе отличается от роли ее, скажем, в средние века.

Сегодня авторитет Церкви уже не имеет прежней силы. Во всем мире проводятся акции протеста против действий священнослужителей. Все большее распространение получает атеизм: придерживаясь здорового во всех смыслах образа жизни, люди отрицают религию как явление, способное сделать человечество лучше. Однако для многих Церковь в мире, полном войн и ненависти, является единственным духовным убежищем, а потому значительную роль религии в современном обществе отрицать глупо.

Религия существует в обществе не как чужеродное ему тело, а в качестве одного из проявлений жизни социального организма. Религия - часть общественной жизни, от которой она не может быть изолирована, так как прочно вплетена в ткань социальных отношений. Тем не менее характер и степень этой связи в различных сферах жизнедеятельности человека неодинаковы . И чтобы посмотреть степень влияния религии на жизнь человека, необходимо рассмотреть этот вопрос с нескольких позиций:

1) религия и наука

2) религия и общество

3) религия и экономика

Религия и наука

Взаимоотношение "религия и наука" состоит из двух вопросов: 1) каково соотношение предмета религии и предмета науки; 2) как наука может изучать религию.

Первый вопрос возник тогда, когда наука внезапна стала претендовать на опровержение или по крайне мере проверку догматов различных вероучений. Однако уже в конце 19в. Стали выражать мысль о том, что данные науки не имеют ничего общего с религиозным знанием. Ответы, содержащиеся в вероучениях, не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты данными науки. Таким образом, наука и религия абсолютно различны по своей направленности. Знание науки и знание религии не пересекаются, они относятся к разным сферам, выполняют разное предназначение, возникают разными способами. Но все же в наши дни ученые постоянно пытаются доказать с научной точки зрения доктрины религии. И тот факт, что религия и наука имеют разные предметы, еще не означает, что наука не может изучать саму религию .

Но с другой стороны роль религии проявляется еще и в том, что она глубоко враждебна науке, научному мировоззрению. Многие и многие века церковь беспощадно душила науку, преследовала ученых. Он запрещала распространение передовых идей, уничтожала книги прогрессивных мыслителей, а их самих сажала в тюрьму и сжигала на кострах. Но несмотря на все старания, церковь не оказалась в состоянии задержать развитие науки, которое настоятельно диктовалось потребностями материального производства. В наше время, будучи бессильными опровергнуть величайшие научные достижения, церковь пытается примирить науку с религией, доказать, что научные достижения не противоречат вере, а согласуются с ней. Наука дает человеку достоверные знания о мире, о законах его развития. А религия в свою очередь дает представление о смысле жизни этого человека. Сегодня религия исследуется почти всеми гуманитарными науками.

Религия и общество

Вопрос о соотношении религии и общества - это прежде всего вопрос о роли религии в мотивации социального поведения. Религия есть звено социокультурных связей, функционирование которого позволяет понять их структуру и возникновение: она выступает как фактор, во-первых, возникновения и формирования социальных отношений, а во-вторых - легитимизации тех или иных форм социальных действий, отношений. Религия способствует поддержанию стабильности общества и одновременно стимулирует его изменение. Религия делает человеческую жизнь осмысленной, она снабжает ее "значением", помогает понять людям, кто они есть, показывая значение той группы, к которой они принадлежат среди других людей, населяющих наш мир. Религия также способствует стабильности общества, устанавливая нормы, которые полезны для данной социальной структуры и создают предпосылки для того, чтобы человек выполнял моральные обязательства. Помимо межрелигиозных, религия вызывает конфликты, связанные с ее существованием в светском обществе. Религиозная приверженность может приводить к конфликту между следованием требованиям веры и законом. В свою очередь религиозные конфликты могут способствовать переменам, а социальные перемены могут вызывать изменения в религиозной сфере. Следует также иметь в виду то обстоятельство, что религиозная принадлежность может служить средством сплочения тех или иных групп.

В современном обществе взаимоотношение религиозных и политических институтов рассматривается в двух аспектах. Первый связан с выполняемой религией функций обоснования и поддержания ценностей данного общества. Эти ценности вовлечены также и в политическую деятельность: их влияние и отношение к закону и власти сказывается в поддержке или противодействии им. Второй аспект затрагивает соотнесение религии с политикой в качестве институции, представляющей интересы тех или иных социальных групп, связанные с усилением их влияния .

Религия и экономика

В разные исторические периоды религиозные группы, желая оказать влияние на экономические взгляды и поведение своих последователей, сталкивались с дилеммой: с одной стороны, они были склонны считать бедность добродетелью. Например, Библия утверждает: "Блаженны нищие, ибо они унаследуют землю", а буддисты возвышают нищенствующего монаха, который путешествует легко, не связывая себя экономическими заботами, поэтому может легко окунуться в жизнь наблюдений и размышлений. Однако как только организация религиозной группы становится более сложной, возникает проблема - для ее деятельности нужны средства. Тогда группа начинает втягиваться в экономические дела, хочет она того или нет. Она начинает требовать взносов от своих последователей и благодарна за пожертвования, получаемые от обеспеченных членов. Если члену такой группы удается избавиться от бедности, его не осуждают, наоборот - даже хвалят за его трудолюбие и бережливость.

Таким образом, религия оказывает влияние на экономическую сферу. Во-первых, когда в экономической жизни акцентируются такие добродетели личности и бизнеса, как честность, достоинство, уважение к обязательствам, а религия успешно прививает эти добродетели своим последователям. Во-вторых, религия иногда поощряет потребление - религиозные праздники поощряют потребление определенных материальных вещей, даже если это всего лишь особые свечи или специальная пища. В-третьих, подчеркивая труд человека как "призвание", религия (особенно протестантизм) возвысила труд, какой бы унизительный он ни был, и это связано с ростом производительности труда и доходов (см. Таблица 1). В-четвертых, религия может оправдать и утвердить конкретные экономические системы и виды деятельности .

Таблица 1 Отношение доходов верующих людей

Отношение доходов на человека в странах, где преобладают приверженцы религии и в других странах

Комментарий

Христиане в целом

Христианские страны богаче всех остальных стран мира в пять раз. Христианство оказывает наиболее положительное влияние на экономику стран мира по сравнению с другими религиями и идеологиями.

Протестанты

Протестантские страны богаче всех остальных стран мира в восемь раз.

Католики

Католические страны богаче всех остальных стран мира в полтора раза.

Православные

Православные страны беднее всех остальных стран мира в 1,24 раза.

Мусульмане

Мусульманские страны беднее остальных стран мира в 4,4 раза.

Буддистские страны беднее остальных стран мира в 6,7 раз.

Индуистские страны беднее остальных стран мира в 11,6 раз. Из всех мировых религий индуизм оказывает самое негативное влияние на экономику стран мира

Атеистические страны беднее остальных стран мира в 11,9 раз. Чем в странах больше атеистов, тем эти страны беднее. Атеизм как идеология оказывает самое худшее влияние на экономику стран мира.

Так же американские исследователи пришли к выводу, что религия влияет на темп экономического роста. И, как правило, вера в ад подстегивает рост сильнее, чем вера в рай.

Гарвардский профессор экономики Роберт Барро совместно с рядом ученых провел цикл исследований связи религиозности населения и экономического роста разных стран. Главный вывод - вера в Бога способна увеличить темпы экономического роста.

Роберт Барро разделил наличие веры в Бога, веру в загробную жизнь, веру в рай и веру в ад. Его исследование, проведенное на данных по 59 странам мира, показало, что вклад этих факторов в экономический рост всегда положительный, хотя и неравноценный. Например, вера в рай оказывает гораздо меньшее воздействие на рост экономики, чем вера в ад. Сам ученый выразил это так: "Кнут в виде потенциального ада оказывается намного более действенным, чем пряник потенциального рая". Впрочем, то, что страх - сильнейший стимул, известно давно. О роли религии, в частности протестантизма, в создании этико-моральных стимулов для эффективной работы говорил еще в начале ХХ в. Макс Вебер. По мнению ученых из Канады Ульриха Блума и Леонарда Дадли, религия влияет на экономику не столько через стимулы трудиться эффективнее, сколько через положительный эффект запрета на ложь и обман, что в экономике особенно важно .

Банки и религия

Банки являются неотъемлемой частью экономической сферы. И тут тоже наблюдается вмешательство религии. Были проведены некоторые исследования, которые показали, что протестанты действительно более ответственны в своих отношениях с банками. И это лишний раз доказывает, что религия является неотъемлемой частью личности и во многом определяет поведение человека в обществе. Долгое время наука и государственные институты во многих странах относили религию исключительно к сфере частной жизни людей. Теперь ясно, что такая позиция не соответствует жизненным реалиям. Из истории Италии, Германии, других европейских стран наблюдается ситуация, когда определенная часть финансовой системы формировалась под воздействием религиозных верований и при непосредственном участии церкви. В ряде случаев работал принцип религиозной солидарности, это касалось, в частности, вопросов кредитования. На Западе считали одно время, что религия исчезает, все больше уходит в сферу частной жизни, но сейчас понимают, что религия касается многих сфер общественной жизни.

Влияние религии на многие банки, например, в Италии, очень велико. Оно сложилось исторически и остается значимым в настоящее время. К этому примыкает и такое явление, как "этичный банковский бизнес", то есть бизнес, который соответствует этическим нормам, сложившимся в обществе. На формирование этических норм влияют клиенты банков и общественные институты, включая церковь. Сейчас мы видим, как постепенно растут требования учитывать в банковском бизнесе моральные, этические и религиозные ценности. Это очень интересное явление, и банки должны реагировать на него в своей практике.

Лицо банка, как известно, в значительной степени формируют клиенты. Чтобы быть успешным, он должен учитывать особенности культуры (а религия -- составная ее часть) того региона, где работает. Без этого он отрывается от жизни, а в результате будет страдать качество обслуживания -- один из важных инструментов поддержания лояльности клиентов .

Вероятно, никто не будет спорить, что религия - это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в зависимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия - реальность человеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать.

Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного - живущего по законам какой-либо строгой и изолированной секты, а другого - ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в-третьих, религия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того - Россия. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свойственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Вот они.

Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений. Она объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, ука-зывает ему, в чем состоит смысл жизни.

Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

В-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии. Конечно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это печальное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы последователи многих религий, "происки сатаны" в человеческом мире).

В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея - "все мы - христиане"). Но тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу. Напряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и по сей день).

Среди последователей разных религий периодически возникают крайние течения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм (от лат. ехпетиз - крайний), к сожалению, остается и в XX в. довольно распространенным и опасным явлением - источником общественной напряженности.

В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие, подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал; приезжая в любой город или в чужую страну, вы наверняка одним из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители. Обратите внимание, что само слово "культура" восходит к понятию культ. Мы не будем вдаваться в давний спор о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия частью культуры (среди философов бытует и та, и другая точка зрения), но совершенно очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности лежали в основе многих сторон творческой деятельности людей, вдохновляли художников. Конечно, в мире существует и светское (внецерковное, мирское) искусство. Иногда искусствоведы пытаются столкнуть светское и церковное начала в художественном творчестве и утверждают, что церковные каноны (правила) мешали самовыражению. Формально это так, но, если проникнуть в глубину столь непростого вопроса, мы убедимся, что канон, отметая все лишнее и второстепенное, наоборот, "раскрепощал" художника и давал простор его самовыражению.

Философы предлагают четко различать два понятия: культура и цивилизация. К последней относя все достижения науки, техники, расширяющие возможности человека, дающие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация подобна мощному орудию, которое можно употребить во благо, а можно превратить в средство убийства: в зависимости от того, в чьих руках оно находится. Культура, как медленная, но могучая река, вытекающая из древнего истока, весьма консервативна и часто вступает в конфликт с цивилизацией. А религия, составляющая основу и стержень культуры, - один из главных факторов, который предохраняет человека и человечество от распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели - то есть всех угроз, которые может нести с собой цивилизация.

Таким образом, религия выполняет в истории созидательную культурную функцию. Ее можно проиллюстрировать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в.

Христианская культура с многовековыми традициями утвердилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его.

Опять же не будем идеализировать картину: ведь люди есть люди, а из человеческой истории можно извлечь и совершенно противоположные примеры. Вы, вероятно, знаете, что после утверждения христианства государственной религией Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было разрушено немало величайших памятников культуры античной эпохи.

В-седьмых (это связано с предыдущим пунктом), религия способствует упрочению и закреплению определенных общественных порядков, традиций и законов жизни. Так как религия более консервативна, чем любой другой общественный институт, она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, безусловно, и это правило не обходится без исключений.) Если вы помните из новой истории, когда в Европе зарождалось политическое течение консерватизма, у его истоков стояли деятели церкви. Религиозные партии находятся, как правило, в правой охранительной части политического спектра. Их роль в качестве противовеса бесконечным радикальным и подчас неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важна. Покой и стабильность очень нужны сейчас и нашему Отечеству.

На основании проведенного в 2005г. отделом социологии института общественного проектирования, исследования на тему "Религия и общество", можно сделать следующие основные выводы:

Во-первых, количество верующих в стране постоянно растет и при этом увеличивается также количество воцерковленных людей. Эта тенденция наблюдается последние пятнадцать лет. Можно предположить, что этот процесс будет продолжаться в такой же динамике еще около 15-20 лет, после чего количество верующих стабилизируется, где-то на отметке 75 %, после чего будет расти только число воцерковленных, которое ориентировочно может составить порядка 30 -40 %.

Во-вторых, анализ данных показал, что воцерковленные люди по социальному составу приближаются к средним значениям общества в целом и не являются больше группой исключительно пожилых и малообеспеченных людей, как это было еще 15-20 лет назад.

В-третьих, воцерковленные люди не менее успешно, чем другие группы проходят процесс адаптации в новых условиях современной жизни, позитивно относятся к рыночной экономике, поддерживая при этом укрепление российской государственности. Вместе с тем, эта группа является носителем своей системы нравственных ценностей, в некоторых аспектах отличающейся от ценностей, выражаемых неверующими людьми.

Вера в моралистических, карательных богов, интересующихся человеческими делами, возможно, облегчила распространение и развитие человеческих обществ, считают авторы исследования, опубликованного в последнем выпуске журнала Nature. В данном исследовании ученые проверяют гипотезу о том, что

вера в всевидящего и карающего бога способствует росту сотрудничества, доверия и справедливости у людей из регионов, географически отдаленных от других сторонников той же религии, таким образом способствуя социальному расширению группы.

Бенджамин Грант Перзики и коллеги взяли интервью у 591 человека из восьми регионов мира — в Бразилии, Маврикии, российской Республике Тыва, Танзании, а также на островах в южной части Тихого океана. Интервьюированные были приверженцами мировых религий, таких как христианство, буддизм и индуизм, а также сторонниками разнообразных местных религий и традиций, включая вероисповедания предков и анимизм. Авторы изучали поведение участников во время «экономической игры».

Каждому участнику выдавали по 30 монет, кубик, грани которого были окрашены в три цвета, и две чаши. От участников требовалось загадать цвет, выбрать чашу, куда они хотят положить кубик, а затем подбросить кубик. Если выпавший цвет совпадал с загаданным, то человек должен был положить часть монет в заранее выбранную чашу, если не совпадал — то в другую. В одной серии экспериментов одна чаша принадлежала самому игроку, а вторая — единоверцу, живущему в одном с испытуемым регионе. Во второй серии опытов первая чаша принадлежала либо единоверцу, живущему по соседству, либо единоверцу из другого региона земного шара. Помимо этого, с испытуемыми проводили подробное интервью и задавали вопросы, связанные с их отношением к своим богам, измеряли и усредняли оценки качеств богов, таких как, например, нравственность, нравоучительность, милосердие, жестокость.

Участники игры не озвучивали свои решения о загаданном цвете и чаше, а значит, решение о том, куда положить монеты, оставалось полностью на их совести. Тем не менее если бы все игроки действовали честно, то итоговый расклад укладывался бы в картинку статистической вероятности. Между тем этого не случилось.

Ученые выяснили:

чем больше человек был склонен характеризовать своего бога как «всевидящего» и «карающего», тем больше денег он готов был пожертвовать незнакомцам той же религии.

Результаты также показали, что люди делают это не потому, что хотят получить божественное вознаграждение, а потому, что верят в сверхъестественное наказание.

Как утверждают экспериментаторы, данное исследование наглядно показывает, что вера людей в сверхъестественное наказание способствовала повышению сотрудничества в обществах и их дальнейшему продуктивному развитию.

Магниты против религии

Впрочем, как показывает другое исследование, религиозность связана не только с чувством кооперации и сотрудничества и, более того, не является «неизменной величиной». Недавно в журнале Social Cognitive and Affective Neuroscience было опубликовано исследование о связи религиозности с бытовым национализмом и реакцией мозга на угрозу. Исследователи утверждают, что с помощью магнитной стимуляции области мозга, отвечающей за поиск и принятие решений, можно изменить отношение человека к мигрантам и религии.

В данном исследовании люди заполняли тесты, определяющие степень их религиозности и отношение к приезжим. Далее на мозг испытуемых воздействовали с помощью коротких магнитных импульсов. После чего участники снова должны были высказать свое мнение о религии и мигрантах, причем перед этим людей просили подумать о смерти (как утверждают психологи, такие мысли повышают степень религиозности) и просмотреть написанные мигрантами тексты, выражающие их негативное или позитивное отношение к новому месту жительства.

Несмотря на внешние стимулы,

результаты показали снижение религиозности на 32,8% и улучшение отношения к иммигрантам на 28,5%.

По мнению исследователей, такая реакция объясняется тем, что и религиозность, и негативное отношение к мигрантам являются ответом мозга на вызов — угрозу. В ситуации с религией угроза — это страх смерти, в ситуации с мигрантами — боязнь представителей другой культуры.

Красивый пейзаж отвлекает от церкви

Уменьшить степень религиозности человека можно не только с помощью магнитных импульсов, для этого есть и более приятные способы. Так, психологи выяснили, что среда проживания непосредственно влияет на степень религиозности человека: чем лучше климат и красивее окружающая среда, тем реже люди обращаются к богу и посещают церковь. Статья об этом необычном исследовании недавно была опубликована в журнале Sociology of Religion.

Оказалось, что

люди, проживающие в регионах с красивой природой и хорошими климатическими условиями, намного реже других относят себя к той или иной конфессии.

Психологи закономерно объясняют это тем, что приятные глазу пейзажи и хорошая погода способствуют эмоциональной стабильности людей и оказывают благоприятное воздействие на психику, то есть делают то, что огромное количество людей ищут именно в религии и вере в высшие силы.

Бог против стресса

Нельзя, однако, утверждать, что природа — монополист на рынке средств для поддержания хорошего настроения, а вера не оказывает положительного влияния на эмоциональное состояние человека. Согласно новому исследованию Американской психологической ассоциации, опубликованному в журнале Psychological Science, мысли о боге могут сделать верующих менее разочарованными и уменьшить повседневные стрессы, так же как и ежедневное созерцание красивых пейзажей.

Проведенные экспериментальные исследования показали, что, когда люди думают о религии и боге, их мозг работает по-другому, а это позволяет человеку проще реагировать на неудачи. Сначала участников исследования просили записать их размышления на тему религии, а потом — выполнить очень сложный тест: уровень заданий был настолько высоким, что ошибки совершали все без исключения испытуемые. Результаты показали, что у верующих, думавших перед выполнением задания о религии и боге, уменьшалась мозговая активность в областях передней части поясной извилины коры головного мозга (ACC), отвечающей в том числе за поведение и готовность к непредвиденным ситуациям и ошибкам.

Как следствие, они не сильно переживали и нервничали по поводу совершенных ошибок.

Атеисты реагировали иначе: если предварительно им давались задания, связанные с богом и религией, то в области АСС активность увеличивалась. Исследователи предполагают, что для верующих людей любые жизненные изменения могут быть закономерны и объяснимы верой и религией, поэтому их стрессовые эмоции от неудач намного меньше. Напротив, для атеистов мысли о боге могут противоречить их восприятию мира и жизненным представлениям, что приводит к большей нервозности и переживаниям, когда они совершают ошибки.

Исследователи считают, что данные результаты могут помочь понять другие интересные, но достаточно спорные сведения о религиозных людях. Например, есть некоторые доказательства, что верующие люди дольше живут, бывают более счастливыми и здоровыми. Ученые, однако, призывают атеистов не отчаиваться, считая, что подобные закономерности могут быть связаны именно с системой, помогающей понять структуру жизни и свой собственный мир. Возможно, атеисты были бы столь же эффективны в ситуации переживания стрессов, если бы предварительно думали о своих собственных верованиях и убеждениях.

Многие люди верят в Бога ради спасения своей души, однако многочисленные исследования показывают, что участие в религиозных действиях может быть также полезным для тела и разума. Вот как религия может влиять на вашу жизнь.

Религия помогает вам противостоять тяге к нездоровой пище

Религиозные люди могут чувствовать, что у них нет контроля над собственной жизнью, однако их вера часто помогает противостоять тяге к вредной пище. В исследовании, результаты которого появились в журнале «Личность и социальная психология» в январе 2012 года, ученые делали студентам постоянные напоминания о Боге в тестах и играх. По сравнению с участниками, которые видели упоминания о приятных, но нерелигиозных объектах, студенты, которым напоминали о Боге, чувствовали, что они меньше контролируют свою будущую карьеру, но в то же время были готовы сопротивляться увлечениям, которые плохо влияют на их здоровье. Другими словами, исследователи писали, что мысли о Боге могут стать как бременем, так и благом с точки зрения самоконтроля. Это будет зависеть от того, какую часть своей жизни человек пытается контролировать.

...Но может стать причиной лишнего веса

Возможно, мысли о Боге и помогают противостоять искушению употреблять вредную пищу в условиях эксперимента, но сила воли, которую участники исследования проявляли в лаборатории, не всегда перерастает в здоровые привычки в реальной жизни. Согласно исследованию, результаты которого были представлены на встрече Американской кардиологической ассоциации в марте 2011 года, молодые люди, которые часто посещали религиозные мероприятия, на 50 процентов чаще страдали от ожирения в среднем возрасте, чем те, которые не посещали церковь. По мнению исследователей, виновниками набора лишнего веса, вероятно, являются продукты питания, связанные с религиозными обрядами. Однако эти результаты не доказывают, что религиозность может плохо отобразиться на вашей фигуре. Как правило, верующие люди живут дольше, вероятно, потому, что меньше курят.

Религия вызывает улыбку на лице

Верующие люди, как правило, чувствуют себя более счастливыми, по сравнению с атеистами. Согласно исследованию, результаты которого появились в журнале American Sociological Review в декабре 2010 года, это ощущение счастья появляется не из-за каких-либо конкретных убеждений, а из-за регулярного участия в религиозных действиях (таких, как еженедельное посещение церкви, к примеру). Знакомство с другими людьми в церквях, храмах или синагогах позволяет верующим строить социальные сети, более тесные связи и, в конечном счете, получать больше удовлетворения от жизни.

Повышает самооценку

В зависимости от того, где вы живете, религия может также повышать вашу самооценку, помогая вам чувствовать себя частью более крупной культуры. Религиозные люди отличаются более высокой самооценкой и лучшей психологической адаптацией, по сравнению с атеистами, показывают результаты исследования, проведенного в январе 2012 года. Однако это преимущество получают только те верующие, которые живут в странах, где религия широко распространена. Выводы, опубликованные в журнале Psychological Science, свидетельствуют о том, что религиозный человек будет чувствовать эти преимущества, к примеру, в Турции, но не увидит их в Швеции.

Религия помогает успокоить тревогу

Мысли о Боге могут помочь вам успокоить беспокойство, связанное с ошибками, которые вы совершили. Другими словами, верующие могут полагаться на судьбу, когда речь заходит об их ошибках, согласно исследованию 2010 года. Однако этот трюк не работает для атеистов. Исследование также показало, что неверующие люди более напряжены, когда совершают ошибки.

Защищает от симптомов депрессии

Восстановление после депрессии происходит лучше у религиозных людей. Согласно одному исследованию 1998 года, результаты которого появились в «Американском журнале психиатрии», пожилые пациенты, госпитализированные из-за физических проблем со здоровьем, но которые также страдали от депрессии, лучше справлялись со своими психологическими проблемами, если религия была неотъемлемой частью их жизни. Совсем недавно ученые сообщили, что вера в заботливого Бога улучшает реакцию на психиатрическое лечение у пациентов с депрессией. Интересно, что эта улучшенная реакция не была связана с чувством надежды у пациента или каким-либо другим религиозным фактором. Единственное, что имело значение для таких пациентов, - это убеждение, что о них заботится кто-то свыше.

Религия мотивирует посещать врача

На самом деле религиозность в целом связана с лучшим здоровьем, возможно, потому, что верующие люди имеют большую социальную поддержку, лучшие навыки преодоления трудностей и более позитивный имидж, чем те, которые не присоединяются к основанным на вере общинам. В одном исследовании 1998 года, о котором упоминается в журнале Health Education & Behavior, исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе обнаружили, что прихожане чаще нерелигиозных людей проходят профилактические осмотры у врачей (в этом случае делают маммограмму). Исследование показало, что около 75 процентов прихожан из 1517 членов церкви регулярно делали маммограмму, по сравнению с 60 процентами (при выборке 510 женщин), которые не были членами церкви и в среднем менее регулярно посещали врача.

Снижает кровяное давление

Согласно данным исследования 2011 года, которое проводилось в Норвегии, люди, посещающие церковь, часто имеют более низкое кровяное давление, чем те, которые не являются прихожанами. Эти результаты особенно впечатляют, учитывая, что население Норвегии нельзя назвать слишком религиозным. Исследователи полагают, что культурные различия могут помешать религиозным норвежцам получать те же преимущества, что и американские прихожане. Фактически у участников исследования, которые посещали церковь не реже трех раз в месяц, кровяное давление было на один-два пункта ниже, чем у нерелигиозных участников. Результаты исследования аналогичны тем, которые наблюдались в Соединенных Штатах.

Эти результаты, похоже, объясняются с тем, что жизнь прихожан связана с церковной рутиной. По словам исследователей, верующие люди лучше борются со стрессом, который часто приводит к повышению кровяного давления, с помощью молитв, пения, общения со священнослужителями, а также церковных ритуалов, которые они выполняют вместе с другими прихожанами.

Загрузка...