decorininterior.ru

Андрей ткачев рассказы читать. Отложенный рассвет и невидимое бремя

Почему я верю: простые ответы на сложные вопросы

О чем эта книга?
Новая книга известного писателя и миссионера протоиерея Андрея Ткачева поднимает главные вопросы человеческого существования. В чем смысл жизни? Что такое вера и насколько она непримирима с разумом? Где найти истину? Есть ли Бог? Если Он есть — то где его искать? Можно ли найти Его в христианстве, встретить в Церкви?
Эти и другие бесчисленные вопросы встают перед тем, кто решился искать Бога. Этот непростой путь автор и его собеседница — Юлия Посашко отчасти проходят вместе с читателем.
Для кого эта книга?
Построенная в форме глубокой и увлекательной беседы, книга будет интересна как людям, только открывающим для себя мир православной веры, так и воцерковленным читателям.
Особенность книги
Основываясь на примерах из жизни великих христиан прошлого, словах святых отцов и библейских текстах, отец Андрей горячо отстаивает истины православной веры. При этом он оставляет читателю возможность, составляющую одну из основных ценностей христианства — возможность свободы выбора.

  • Издательство Никея
  • Количество страниц: 237
  • Год выпуска: 2016

Возвращение домой. Когда рождается вера.

«Возвращение домой» - настоящее откровение для приходящих в Церковь. Отец Андрей просто и понятно объясняет, для чего вообще нужна Церковь и что там происходит с верующими.
Главные особенности книги — живость и простота. Ее достоинство - подлинное, современное, живое, что немаловажно, совершенно нескучное объяснение основ православной веры.
Возвращение домой - это путь от себя заблудившегося к себе, обретшему духовную Родину. Это путь от корыта со свиной пищей, помянутого в притче о блудном сыне, к пению и пиру в доме отца, который сказал, что сын его «мертв был и ожил; пропадал и нашелся».

МИССИОНЕРСКИЕ ЗАПИСКИ

Радость, как и тревога, просится наружу. Их трудно удержать в себе. Миссионерство - это радость и тревога. Радость о воскресшем Христе и тревога о тех, кто не знает об этом или, зная, живет недостойно христианского имени. Из этих двух нитей - радости и тревоги - соткана новая книга издательства Сретенского монастыря, предлагаемая читателю.

Проповедь о проповеди

Молчащее христианство - это не христианство. Господь, которого мы именуем Спасителем, есть Бог Слово. Следовательно, бессловесного христианства не существует в природе. Между тем эта очевидная истина далеко не всем понятна. Наличие храмов, колокольного звона, всенародных праздников и религиозных обрядов многим кажется достаточным. Это не так. Живая жизнь требует живого слова и кому еще это слово говорить, как не священнику, видящему перед собой в храме Божий народ, собравшийся на литургию. Размышления на эту тему родили тексты, предложенные читателю в этой книге.

Беглец от мира

Данте, Гёте и Сервантес медленно, но неуклонно превращаются в динозавров. Приходит время, когда мир египетских мумий становится понятней и милее любознательному европейцу, чем мир собственных великих предков. Среди голосов, взывающих к нам из прошлых столетий, какие еще способен расслышать читатель ХХІ века?

Великие предки, обчитавшиеся рыцарскими романами, могли быть смешны. Они могли безумствовать, заключая договоры с темной силой. Они могли слишком много брать на себя, помещая в ад современников, приписывая себе общение с небожителями…

Христос - семи Церквам

Голос Христа в Евангелии – это голос Христа, еще не воскресшего, еще не победившего смерть. Голос же Христа, уже победившего смерть, слышен в «Откровении» Иоанна Богослова. Книга Откровения не читается на богослужениях, и слова Христа, сказанные Им после воскресения, остаются для многих из нас неистолкованной загадкой. Между тем, это слова, касающиеся глубины бытия Церкви от Пятидесятницы до Страшного Суда. Предлагаемая книга есть размышление над словами Господа к Церкви на ее историческом пути.

Приготовление к смерти

О ней, казалось бы, и думать-то не хочется, а тут - готовиться. Если сравнить ее с выпускным экзаменом, то вся жизнь - это долгий учебный процесс, стремящийся к ней, и никуда более. Кто хорошо учился весь год, тот экзаменов не боится. Напротив, лодыри и прогульщики пытаются учиться в последние три дня, да и то лишь в процессе изготовления шпаргалок. Со смертью этот номер не проходит. Вернее, проходит, но в виде крайнего исключения. Есть примеры глубокого и спасительного предсмертного покаяния, самый яркий из которых - благоразумный разбойник, висевший на кресте справа от Господа Иисуса. Надеяться на повторение подобного чуда в своей жизни - дерзость. Такие чудеса не планируются. Каяться нужно сегодня. Сегодня нужно и о смерти думать.

«ВОЗВРАЩЕНИЕ В РАЙ» И ДРУГИЕ РАССКАЗЫ

Возвращение в Рай — самое полное собрание рассказов и эссе известного православного писателя и миссионера протоиерея Андрея Ткачёва. Настоятель храмов преподобного Агапита Печерского и святителя Луки Крымского при национальном медицинском университете им. А.А.Богомольца (Киев) — один из наиболее популярных сегодня церковных публицистов. Он — автор нескольких книг, множества статей в православных СМИ, ведущий телепередач. Его рассказы о судьбах верующих и неверующих людей, встречающихся нам каждый день на улицах наших городов и сел, близки и понятны, но в то же время удивительны и необычны. Размышления автора о жизни нашего современника будут интересны каждому читателю.

  • Издательство ОЛМА
  • Количество страниц: 624
  • Год выпуска: 2013

Земные ангелы, небесные человецы

Знакомство со святым - это всегда личная встреча с жителем Небесного Иерусалима. Пронзительная глубина чувства, которое она оставляет в человеке, способно изменить жизнь. Рассказы киевского священника, протоиерея Андрея Ткачёва о святых угодниках Божиих напоминают повествования о близких и очень дорогих ему людях. Автор рассказывает о тех, с кем, кажется, давно знаком, вспоминает первые встречи, описывает вполне человеческие особенности этих людей. Отсутствие привычной для житийных текстов пышности, трудно воспринимаемой современниками, оставляет впечатление, что встреча со святостью может произойти с каждым из нас. Надо только этого захотеть.

  • Издательство Данилов ставропигиальный мужской монастырь
  • Количество страниц: 192
  • Год выпуска: 2013

Издательство московского Сретенского монастыря выпустило книгу «Страна чудес» известного киевского миссионера и писателя протоиерея Андрея Ткачева, настоятеля храмов преподобного Агапита Печерского и святителя Луки Крымского при Национальном медицинском университете им. А.А.Богомольца. Книга состоит из отдельных рассказов, которые отец Андрей писал на протяжении нескольких лет. Некоторые из них публиковались в журнале «Отрок.ua» и на сайте «Православие.ру». В «Стране чудес» на житейских примерах автор рассказывает о взаимоотношениях Церкви и общества, познании Бога в реальном мире. На основе прочитанного отец Андрей предлагает найти путь правильного духовного развития, показывает связь между неожиданностями и Божьим промыслом, а также примеры Божьей любви среди ежедневных хлопот - ведь с чудом мы соприкасаемся ежедневно. Страна чудес ― это наш мир со своими законами, с нашими грехами и, как нам кажется, с неразрешимыми проблемами, в котором есть место для молитвы, искренности и неподдельной любви к ближнему. Яркие жизненные примеры героев рассказов учат избегать житейских ловушек и не повторять чужих ошибок, заставляют задуматься о полезности тех, кто кажется нам бесполезным, о силе молитвы, об умении приобретать счастье и в бедности, и в богатстве. Они учат понимать и не осуждать людей, не зная их жизненного пути.

Мы вечны! Даже если этого не хотим. Книга 2

Клирик киевского храма в честь преподобного Агапита Печерского протоиерей Андрей Ткачев - ведущий православных телепередач и постоянный автор популярного на Украине журнала для молодежи «Отрок.ua». Книгу составили статьи и интервью, напечатанные в разные годы. Ее, как и другие книги отца Андрея Ткачева, отличает живость изложения, близость к современным проблемам молодежи, попытка найти простые принципы для построения настоящей христианской жизни, отсутствие стремления дать готовые ответы на сложные и неоднозначные вопросы. Книга адресована всем, кому до 16 и старше, и будет интересна как воцерковленному читателю, так и тому, кто ищет свою дорогу в Церковь.

Пыль на соломенных погонах

Сборник эссе протоиерея Андрея Ткачева посвящен сложным и нередко тяжелым вопросам взаимоотношений Церкви и общества, верующих людей и атеистов. Месту Церкви в современном обществе, забывшем свои христианские корни. Могут ли христиане не замечать огромные массы людей, потерявших смысл жизни? Может ли общество отказаться от помощи Церкви?

  • Издательство: Киев
  • Количество страниц: 208
  • Обложка: мягкая
  • Год выпуска: 2012

Книга протоиерея Андрея Ткачева «В присутствии Бога. Беседы о Ветхом Завете». Это цикл бесед, посвященных учительным книгам Ветхого Завета. В число этих книг входит, одна из самых любимых церковным народом книг – Псалтирь.
Книги отца Андрея Ткачева заслуженно пользуются большим интересом у читателей. И вот новый сборник его размышлений над Вечной Книгой.

  • Издательство: Послушник, Киев
  • Количество страниц: 228
  • Формат: 70х100/32
  • Обложка: мягкая
  • Год выпуска: 2011

Тексты отца Андрея отличает живость изложения, близость к современным проблемам молодых, попытка найти простые принципы для построения настоящей христианской жизни, отсутствие стремления дать готовые ответы на сложные и неоднозначные вопросы. Книга будет интересна как воцерковленному читателю, так и тому, кто только ищет свою дорогу в церковь.

  • Издательство: Послушник, Киев
  • Количество страниц: 352
  • Формат: 70х100/32
  • Обложка: мягкая
  • Год выпуска: 2011

Издательством московского Сретенского монастыря выпущена в свет книга протоиерея Андрея Ткачева «Миссионерские записки». В небольшое по объему и формату издание вошли статьи известного автора, посвященные миссии и ранее опубликованные на портале Православие.Ru в серии под тем же общим названием.

«Так что же такое миссия, – задается вопросом автор, – на что она похожа? На переливающуюся чашу, на такую чашу, которая полна до краев, и от ее избытка достается влага тем, кто рядом, но сама чаша не оскудевает. Но разве мы таковы? Вряд ли. Каковы же мы, и возможна ли миссия в нашем случае?». На этот и другие вопросы отец Андрей постарался дать ответ в своих статьях и размышлениях. купить средство карепрост http://royallash.com/catalog

Само по себе это издание стало результатом плодотворного сотрудничества редакции Православие.Ru и известного киевского миссионера. Изначально серию статей предполагалось превратить в небольшое печатное издание. Первые статьи из этой серии начали публиковаться на сайте в мае 2010 года, а уже к концу декабря опубликованный материал был собран в единое целое, и началась подготовка к изданию книги.

Книга, в которую вошло более 30 статей протоиерея Андрея, адресована в первую очередь всем интересующимся вопросами православной миссии. Особо полезна она будет учащимся духовных учебных заведений, студентам, приходским и епархиальным миссионерам и будущим и нынешним пастырям.

  • Издательство: Сретенский монастырь
  • Количество страниц: 144
  • Формат: 120×165
  • Обложка: мягкая
  • Год выпуска: 2011

Книги отца Андрея обращены к каждому, кто задумывается о жизни, кто ищет Бога, обращаясь к Нему за помощью, задавая Ему мысленно вопросы. Книга «Лоскутное одеяло» составлена из заметок, рассказов и стихов. Лоскуты мыслей, «сшитые» в одну книгу, словно согревают душу искренностью автора, теплом и доверием.

  • Издательство: Послушник, Киев
  • Количество страниц: 288
  • Формат: 70×100/32 (125×165 мм)
  • Обложка: твердая
  • Год выпуска: 2011

Этот город,больше чем другие, побуждает к размышлениям. Толчок к размышлениям — удивление. Ну а куда заведут тебя размышления после того, как ты удивился, это знает только Тот, Кто все знает.
Каждый человек хотя бы раз в жизни просыпался внезапно и со страхом оглядывался вокруг. «Где я? Какой сегодня день? Куда надо идти?» Секунды тянутся, а в голове яснее не становится. В это время человек понимает, что безумие — это не то, что показывают в кино, и не то, что творится с кем-то на Кульпаркове.* Безумие — это то, что может прийти внезапно к тебе и ко мне. Прийти, не стуча в дверь, и поселиться в твоей жизни, просто как та лисичка, что выгнала из домика зайчика.
Иногда мне кажется, что безумие так и сделало, что оно пришло и поселилось, вот только не в отдельно взятой квартире или голове, а у всех вместе. Такое себе «коллективное безумие», на подобие «коллективного безсознательного». С этим надо бороться. К тому же не копьем, как Дон Кихот — с мельницами, а словом. Наш самый сильный и последний враг — смерть, тем и страшна, что съедает всех молча. Если бы она имела голос, она бы никого не пугала. С тем, у кого есть голос, всегда можно договориться.

Что-то похоже и с безумием. Оно, правда, шумное, но и безсмысленное, а это хуже. Иногда оно кричит и ты видишь, как двигаются губы собеседника, но звука нет. Эта ватная тишина, когда все говорят, но никто никого не слышит, и есть именно тем, во что мы погрузились, тем, чего стоит бояться.

*Кульпарков — историческая местность во Львове, лежала за пределами земель, которые подарил Львову в 1356 году польский король Казимир II. Первое упоминание о пригородном поселении в этом месте относится к 1426 году. Поселение появилось на месте выкорчеванных лесов и принадлежало мещанину Павлу (или Рафаэлю) Гольдбергу. От его имени поселение получило название Гольдбергоф, а потом Гольдпарков-Кульпарков. В 1875 году постановлением Галицкого Краевого сейма в Кульпаркове была построена психиатрическая больница, в которую направлялись больные из всего коронного края. Село Кульпарков было присоединено ко Львову в 1930 году. От прошлого села остался городской топоним - название улицы Кульпарковская.

  • Издательство: ЛА Пираміда, Львів
  • Количество страниц: 116
  • Формат: 60х84/32
  • Обложка: мягкая
  • Год выпуска: 2010

Нет большей тайны, чем жизнь семейная. И под покровом этой тайны, словно в ночном кровавом бою, сплелись в борьбе грехи и добродетели. Весь нравственный климат в мире напрямую зависит от того, насколько сильны отцы, насколько верны жены, насколько сдержанны благоразумной строгостью дети, насколько окутаны заботой старики. На темы, связанные с семьей, трудно говорить и о них нельзя молчать.
Нельзя, потому что выветривание из семейной жизни добродетелей ведет к умиранию семьи как таковой. А умирание семьи уже родило такие болезни, для лечения которых у человечества нет лекарства.
Тема бездонна и труд необходим. То, что не получилось у нас, успешно продолжат другие. Мы попросту ныряем в море, не дерзая на то, чтобы его выпить. Итак мы говорим о семье.

  • Издательство: Послушник, Киев
  • Количество страниц: 224
  • Формат: 60х84 1/16
  • Обложка: твердая
  • Год выпуска: 2010

«Тебе и мне Бог письмо написал», ― так говорит о Новом Завете святитель Тихон Задонский в одном из своих творений. Письмо от любезного друга читается с замиранием сердца. Письмо от Господина и Царя читается с трепетом и великим вниманием. Иисус Христос есть и Господин наш и Небесный Царь, и самый любезный наш Друг, готовый Кровь Свою за нас пролить, лишь бы мы жили вечно. Поэтому Письмо Его к нам ― Новый Завет ― нужно читать часто и со вниманием. Нет ни одной службы в Церкви, где не читалось бы и не пелось Слово Божие. А раз оно читается и поется, то непременно должно объясняться и проповедоваться. Не приносит пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших (Евр. 4, 2). Мало того, сама вера от слышания, а слышание от Слова Божия (Рим. 10, 17). Кто не слышал поучения в вере, от него нельзя требовать отчета в вере. Таковой ― бессловесен. Радосно братьям в вере насыщаться беседой о Господе. Радостно людям знающим делиться знаниями, без гордости и превозношения. Радостно тем, кто знает мало, слушать бессмертные слова от тех, кто знает больше. Такие слова слаще сотового меда и драгоценнее отборных камней. Служба закончена, прозвучал отпуст, а мы все не расходимся. На прощание мы говорим о том, что сегодня читали из Слова Божия…

Книга содержит толкования 8 евангельских притч: о сеятеле, о милосердном самарянине, о званых на вечерю, о десяти девах, о мытаре и фарисее, о богаче и Лазаре, о блудном сыне, о прощении долгов. Применительно к современности протоиерей Андрей Ткачев объясняет значение событий евангельской истории об исцелении расслабленного в Капернауме, насыщение пяти тысяч народа пятью хлебами и двумя рыбами, спасении утопающего Петра, об исцелении слепорожденного, о богатом юноше, обращении Закхея, исцелении бесноватого отрока, о вере и неверии, о золотом правиле христианской нравственности (Мф. 7, 12; Лк. 6, 31).

  • Издательство: Послушник, Киев
  • Количество страниц: 256
  • Формат: 60х84 1/16
  • Обложка: мягкая
  • Год выпуска: 2010

Книга протоиерея Андрея Ткачева «Письмо к Богу» - это сборник авторских размышлений и рассказов о вере, о судьбах людей, живущих по заповедям Христовым, - наших современников и тех, кого Православная Церковь причислила к лику святых. Яркие эпизоды судеб святых подвижников и простых верующих, живо описанные отцом Андреем, послужат хорошим примером для подражания и для людей церковных, и для тех, кто еще только ищет свой путь к Богу.

  • Издательство: Даниловский благовестник, Москва
  • Количество страниц: 400
  • Формат: 70х90
  • Обложка: твердая
  • Год выпуска: 2010

Клирик киевского храма в честь преподобного Агапита Печерского протоиерей Андрей Ткачев — ведущий православных телепередач и постоянный автор популярного в Украине журнала для молодежи «Отрок.ua».

Книгу составили статьи и интервью, напечатанные в журнале в разные годы. Их отличает живость изложения, близость к современным проблемам молодежи, попытка найти простые принципы для построения настоящей христианской жизни, отсутствие стремления дать готовые ответы на сложны и неоднозначные вопросы.

Книга адресована всем, кому до 16 и старше, и будет интересна как воцерковленному читателю, так и тому, кто ищет свою дорогу в Церковь.

  • Издательство: Родное слово; Н. Орiанда
  • Количество страниц: 304
  • Формат: 84х108/32
  • Обложка: мягкая
  • Год выпуска: 2009

Кто-то измучился каяться в одном и том же и стыдится исповеди. Кто-то годами не исповедовался, потому что охладел к вере или обиделся на священника. Кто-то мечтает о первой исповеди. Мечтает долго и бесполезно, потому что чего-то боится. Как быть и что делать? Об исповеди и покаянии размышляет протоиерей Андрей Ткачев, настоятель храма прп. Агапита Печерского (г. Киев), постоянный автор журналов «Отрок.ua» и «Православие.ru».

  • Издательство: Сретенский монастырь
  • Количество страниц: 32
  • Обложка: мягкая
  • Год выпуска: 2009

Книги Андрея Ткачева

Настоятель киевского храма в честь преподобного Агапита Печерского протоиерей Андрей Ткачев — ведущий православных телепередач и постоянный автор популярного на Украине журнала для молодежи «Отрок.ua».
Книгу составили статьи и интервью, напечатанные в журнале в разные годы. Их отличает живость изложения, близость к современным проблемам молодых, попытка найти простые принципы для построения настоящей христианской жизни, отсутствие стремления дать готовые ответы на сложные и неоднозначные вопросы.
Книга адресована всем, кому до 16 и старше, и будет интересна как воцерковленному читателю, так и тому, кто ищет свою дорогу в Церковь.

  • Издательство: Лепта-Книга
  • Количество страниц: 272
  • Формат: 70х100/32
  • Обложка: мягкая
  • Год выпуска: 2008

Протоиерей Андрей Ткачев

«Страна чудес» и другие рассказы

Второе издание

УДК 821.161. 1*322.2 Ткачев ББК 84(2=411.2)644

Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви

ИС 13-222-1878

Протоиерей Андрей Ткачев

Т 48 «Страна чудес» и другие рассказы. – 2-е изд. – М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2013. – 256 с.: ил.

181Ш 978-5-7533-0770*5

УДК 821.161.1-322.2 Ткачев

ББК 84(2=411.2)6-44

© Сретенский монастырь, 2013 © Ткачев А., протоиерей, 2013

13ВМ 978-5-7533-0770-5

Мудрец и проповедник

Жил на свете один человек, который умел задавать верующим такие мудреные вопросы, что самые убежденные из них смущались и уходили, втянув голову в плечи.

Был и еще один человек, который умел так красиво говорить о Господе, что самые занятые люди бросали свои занятия, чтобы его послушать. Смешливые при этом переставали смеяться, а у грустных разглаживались морщины и начинали светиться глаза.

Оба этих человека жили в одном городе, но никогда не встречались. Дом одного стоял в том месте, где торговый путь с севера входит в город, а дом другого – там, где этот путь выходит из города, чтобы устремиться дальше, на юг. Кроме того, любитель задавать сложные вопросы поздно вставал, потому что любил всю ночь просидеть над книгой. А тот, кто услаждал сердца людей словами о будущей жизни, напротив, просыпался рано как птица – и, как птица, с закатом солнца прекращал петь.

Люди любили слушать их обоих. Один пугал и одновременно привлекал умы холодной, как лед, и отточенной, как сталь кинжала, логикой. Другой смягчал сердца простыми словами, от которых почему-то многие плакали, хотя никто не грустил.

Но вот однажды во время осенней ярмарки какой-то шутник предложил свести их вместе в споре. «Пусть покажут нам, кто кого одолеет, а мы послушаем их. Это будет поинтересней, чем наблюдать за состязанием кулачных бойцов!» Людям показалась увлекательной эта идея. Они даже удивились, как это до сих пор такая мысль никому из них не пришла на ум. Возбужденной толпой, шумя, пошли они к городской ратуше и стали требовать, чтобы отцы города написали указ, в котором приказали бы двум мудрецам сойтись в указанное время на городской площади для состязания.

В тот же день почтальон отнес будущим соперникам по одинаковому письму с массивной сургучной печатью. «Ну что? Как они восприняли указ городского начальства?» – наперебой спрашивали люди у почтальона. «Тот, что приводит неопровержимые доводы, обрадовался и сказал, что давно мечтал об этом дне, – ответил почтальон. – Ну а тот, что рассказывает сказки старикам и детям, взял молча письмо и сунул мне в руку монетку».

Потирая руки и азартно хихикая, расходились люди в тот день по домам. Многие сгорали от нетерпения услышать спор, и долгие три дня, которые нужно было подождать, казались им вечностью.

В ожидании назначенного турнира будущие соперники вели себя по-разному, В доме на северной окраине ночи напролет горел светильник. Хозяин сидел над книгами, оттачивая аргументы, готовя самые каверзные вопросы. Время от времени он вставал и начинал ходить по комнате. Тогда в окне была видна его нервно двигающаяся тень, и видевшие говорили, что выглядело это зловеще.

Проповедник же не поменял образа жизни. Он просыпался рано и уходил за городскую стену в ближайший лес, чтобы слушать птиц. Светильник не озарял его окна. Он по-прежнему засыпал рано. Конечно, он переживал. Ведь он – человек. У него есть нервы, в его груди бьется обычное человеческое сердце. Но он помнил слова о том, что не нужно запасаться знаниями заранее и что в нужное время уста произнесут слова Истины, если надеяться не на себя, а на Другого.

В назначенный день весь город высыпал на центральную площадь. Люди завидовали тем, кто жил и окрестных домах. Еще бы! Они могли не выходя из дома, прямо из окон смотреть на долгожданное зрелище. Некоторые даже неплохо заработали, догадавшись продавать желающим местечко у себя па балконе. Женщины надели самые нарядные платья и вплели в волосы разноцветные ленточки.

Мужчины заключали пари и били по рукам, делая денежные ставки на одного из возможных победителей. Владелец корчмы предвкушал большой заработок. Кто бы ни победил, а уж он не останется в накладе. Все сегодня придут к нему: одни – чтобы обмыть победу, другие – чтобы залить огорчение.

Хладнокровный мудрец, проведший три ночи над книгами, пришел на площадь первым. Он был бледен, но в осанке его, в волевом блеске умных глаз было столько силы, что поклонники проповедника невольно испугались. «Этот того и гляди победит. Разве можно победить такого в споре?»

Но что же это? Солнце уже вошло в зенит, и время диспута, назначенное в указе, давно наступило – а второй участник спора так и не появился. Нарядно одетые мужчины стали расстегивать куртки и камзолы и раскуривать трубки. Женщины то и дело вспоминали, что их ждет дома: кого опара для теста, кого некормленый младенец. Ропот стал волновать людей, словно рябь, бегущая по поверхности озера. Больше всех нервничал мудрец.

– Он испугался! Пошлите за ним! Пусть его приведут силой! – кипятился он, и все впервые видели его потерявшим самообладание.

Несколько посыльных побежали на южную окраину города, но когда они вернулись, ропот только усилился.

– Его нет дома. Дверь закрыта. Его нигде нет, – сказали они.

С великой досадой покидали площадь горожане.

– Ты победил, – говорили они мудрецу, направляясь в сторону корчмы.

– Я не хочу такой победы! – кричал тот. – Я найду его и докажу, что прав я, а не он!

Проповедник, не пришедший на словесное состязание, действительно пропал, как сквозь землю провалился. Его не видели ни наследующий день, ни через неделю. «Неужели он так испугался возможного поражения? – думали люди. – А может, мы обидели его этой глупой выходкой?» Но горожанам пришлось еще более изумиться, когда из города ушел и мудрец, приводивший в смущение всех, кто верит в Господа. Правда, он ушел не тайком, а открыто. Перед уходом он сказал людям:

– Мне стало неинтересно здесь жить. Раньше, когда в ваши уши вливали яд бесполезных сказок, я видел свое призвание в том, чтобы научить вас думать, в том, чтобы логикой и твердым знанием превращать фантазии в пыль. Теперь мне не с чем спорить и некого опровергать. Хотя наш диспут и не состоялся, я знаю, что он, – тут мудрец указал рукою в сторону к южной окраины, – умнее всех вас. Без него у меня нет достойного противника. Я отправляюсь на его поиски.

Оцените мысль: «Нехватка придает достоинство вещам. Будь земля на каждом шагу усеяна жемчугом - его начнут топтать, как гальку. Покрой бальзамовое дерево все горные склоны - бальзам станет плебейской жидкостью. У всех вещей с увеличением числа и массы настолько же падает цена. И наоборот, от нехватки самые низменные вещи бывали драгоценными: так среди жаждущих песков Ливии чуточка влаги в руках римского полководца вызывала всеобщую зависть»

Это слова Франческо Петрарки, и они пришли к нам из далекого 14-го столетия. Оглядываясь на историю, Петрарка приводит многочисленные примеры того, как осажденные жители городов ели крыс и прочих малосъедобных в обычное время животных, давая, таким образом, необычайно высокую цену мерзким в мирное время тварям. Скользнув мыслью по жемчугам, воде и хлебу, Петрарка далее говорит, что те же закономерности наблюдаются и в социальной жизни. И там «на безрыбье рак - рыба». И там «одноглазый царствует над слепыми». То бишь, если нет достойных лидеров в народе, или система так выстроена, что умного затопчут, а доброго задушат, то ничтожество будет управлять массами. И это даже будет относительно похвально, потому что вовсе не править нельзя, а хаос во сто крат хуже скудного, но упорядоченного существования. В общем, у древних все, как у нас.

Слова Петрарки, впрочем, не звучат для нас новостью. Мы помним (обязаны помнить), что ели жители осажденного Ленинграда, какова вообще бывает цена банки сгущенного молока или пачки рафинада в известных исторических условиях. К тому же мы сегодня поголовно блещем экономической грамотностью и знаем, что, к примеру, умножение денежной массы часто сопровождается обесцениванием денежной единицы. Мы знакомы со словами «инфляция», «девальвация» и прочее. Рассуждаем о глобальном кризисе и шулерстве с резервными валютами. Помним (наверное), как Гарин в известном романе А. Толстого имел целью диктовать свою волю всему капиталистическому миру при помощи превращения золота в грязь средствами облегченной добычи. Короче, люди мы грамотные и соотношения между количеством, стоимостью и рыночной ценой для нас не тайна. Как говорил поэт, «нам внятно все: и острый галльский смысл/ и сумрачный германский гений»

А еще мы знаем, что слово «массовая» в соединении со словом «культура» означают что угодно, только не культуру. Здесь тоже умножение товарной массы неумолимо связывается с потерей качества и переходом в антикачество, в мир перевертышей.

И хоть все слова эти не новость, все-таки для осмысления реальности произносить их нужно. Ведь эпоха наша - эпоха массового потребления. В этой эпохе (как и в любой другой) нельзя просто жить. Ее понять надо.

Всего сегодня нужно много: услуг, товаров, развлечений, новостей, телеканалов, одежды в шкафу, дисконтных карт в бумажнике. А раз всего много, то и качество этого разнообразия падает. Товары широкого потребления не зря сокращают в названии и произносят, как «ширпотреб». А вот наконец теперь отметим, что все сказанное касается не только товаров и услуг, властей и банкнот, но и слов.

Эпохе товарного изобилия с кажущейся логической неизбежностью соответствует эпоха свободы слова. Вроде бы все хорошо с точки зрения освобождения личности и приближения к счастью. Много хлеба, много масла, много радиостанций в FM диапазоне. Это ли не рай или его подобие?

Но эпоха свободы слова есть неизбежно эпоха умножения слов. А эпоха умножения слов есть эпоха их обесценивания (см. выше). А обесценивание слова, это - угроза тотального слома межличностной и внутриобщественной коммуникации. Кто не понял, пусть прочтет эпилог «Преступления и наказания» с видениями Раскольникова. Неумение понимать друг друга приводит к всеобщему пожару и каннибализму. Если все говорят, но никто никого толком не слушает; если все говорят не для того чтобы быть понятыми и не потому, что есть что сказать, а чтобы самовыразиться, то к чему мы придем, как не к новому прочтению текста о Вавилонской башне?

На раскладках в газетных киосках - куча печатной продукции, но читать может быть нечего. Как героиня Любови Орловой в фильме «Волга, Волга», плавая посреди реки, просила воды, так и обыватель, погруженный в море слов, может не иметь пищи для ума и сердца. «Все есть, но ничего нет», - вот, как называется наша эпоха.

Конечно доступ к источникам открыт. Он облегчен неслыханно, но при этом возросли требования к самому человеку. Раньше его опекали, а теперь бросили. И человеку предстоит научиться работать с источниками, анализировать, отсеивать, отбирать главное, копать вглубь. Кто его этому научит? Если никто, то он утонет в море пустой болтовни, и пока я пишу, а вы читаете эти строки, кто-то очередной уже захлебывается.

Да, господа, мы живем во времена слова, умноженного в количестве, но обесцененного по качеству. И люди уже даже удивляться перестают, что ни клятва верности, ни признание в любви, ни исповедание веры уже вызывают такого доверия, как прежде. «Что ты читаешь, Гамлет? Так. Слово, слова, слова…». Просто «словами» стало все написанное: и Библия, и Конституция, и воинская присяга. Только векселю еще верят да торговому контракту. Но это до тех пор, пока золото не стало грязью или бумажные деньги не засыпали мир по пояс.

Сейчас нам уже трудно представить тот бывший страх тоталитарного режима перед печатным словом, когда «Ксероксы» всюду на учете, а за пару страниц машинописного текста Самиздата можно сесть в тюрьму. Именно запрет на слово «вскипятил» многих гениев и дал им выплеснуться. Как ни странно, но тот тоталитарный страх системы перед словом сказанным и напечатанным - верный показатель подлинной ценности слова. И ведь предполагалось борцами с системой, что систему-то мы уберем, сломаем, но ценность слова, и гражданственность, и бескорыстие оставим. А вот не получилось. И система рухнула, и ценности, которые она подавляла, стали заметно испаряться. Очень странно.

Значит ли это, что нужно «гайки крутить»? Нет, не нужно ничего крутить. Хотя бы потому, что бестолку. Резьба сорвана. А вот, что нужно, так это вернуть ценность словам и смыслам. Об этом говорил Конфуций. Об этом говорил Платон. «Верните словам подлинный смысл», - говорили они.

Область словесности есть область особой христианской ответственности, поскольку мы поклоняемся Богу Слову Воплощенному. Честно говоря, это - наша работа, не по страху, а по совести. А начать нужно с обязательного чтения хороших книг. Мы вот на малом объеме к скольким именам прикоснулись? Петрарка, Алексей Толстой, Достоевский. Платон, Конфуций, Ортега-и-Гассет (не упоминался лично, но подразумевался в разговоре о массах), Блок (не упоминался лично также, но был процитирован). Короче, как говорил классик: «Читайте хорошие книги, жизнь сделает все остальное)

Один мой знакомый жалуется, что по утрам просыпается неотдохнувшим. Такое ощущение, что и не спал. Тяжесть в ногах. Голова как после бурного веселья. А ведь ничего не было. Он просто прожил ушедший день, ничем не надорвав своих мышц, не съев и не выпив лишнего. Он просто жил, и ему было невыносимо трудно просыпаться утром нового дня, который точно так же предстояло просто прожить.

«Вот бы отложить тяжелый рассвет, вот бы сбросить это невидимое бремя!» - однажды выразился он. Невидимое бремя? Ноша, которой не видно, но давящую тяжесть которой не заметить нельзя. Знакомый спрашивал, что сделать, с чего начать лечение, чтобы вновь испытать то не оставляющее его в детстве и в молодости чувство легкости и просыпаться отдохнувшим.

Я не смог помочь своему знакомому в наших разговорах, но очень надеюсь, что ответ на свой вопрос он найдет в этой книге о тайной, невидимой нам жизни наших душ - того самого органа, который нужно лечить, чтобы перестать чувствовать тяжесть невидимого бремени страстей.

Страсти? Конечно, каждый знает, что это такое. Или думает, что знает. Однако, даже те, кто знает, как правило, не ведает, что делать со своими знаниями, когда начинается... Когда мы видим, как «заносит» окружающих, например, вчерашние друзья и даже родственники вдруг становятся злейшими, непримиримыми врагами, или чувствуем, что нами управляют какие-то силы: мы испытываем гнев, завидуем, начинаем одержимо желать чего-то или кого-то, орем на подчиненных, несправедливо ругаем детей, обижаем родителей, а потом не понимаем: а что произошло? Почему мы были такими, какими были? Почему не делали того, чего хотели, а чего не хотели-делали? И очередное пробуждение станет еще более тяжелым.

Надо разобраться во всем этом, чтобы управлять собой. Многие даже не подозревают, что православная традиция всегда понимала эту тему глубоко и тонко - как особое состояние каждой человеческой души, на которую действуют определенные силы. Тайная жизнь наших душ - жизнь, скрытая от нас самих, и именно наших - потому что это общий опыт, это касается каждого: страсти, искушения и сами грехи.

Я также надеюсь, что ни один читатель этой книги, узнав в ее содержании и свой опыт, больше никогда не пожелает откладывать свой рассвет, не желая пробуждения и радостной встречи нового дня своей осмысленной жизни, дарованной Богом.

Прежде чем вступить в борьбу

Нет отдельных грехов и нет отдельных добродетелей. Всякое доброе дело влечет за собой другие добрые дела, стоит только начать. За что бы ни взялся, когда начнешь движение, не сразу остановишься.

Молитва побуждает к примирению с обидчиками и к милостыне. Пост поможет ощутить силу Писания и тайный яд, скрытый в пустых удовольствиях. Чувства, закрытые для праздных звуков и зрелищ, помогут помыслам собраться воедино, как лучам - в линзе, согреют сердце и родят сердечную молитву. Любое святое дело, как цепь, потянет за собой другое, и этой цепью корабль души поднимет якорь и медленно тронется в путь, постепенно набирая скорость.

Нет отдельных грехов и нет отдельных добродетелей. Всякое доброе дело влечет за собой другие добрые дела, стоит только начать.

Так же и с грехами. Бесы не ходят в одиночку, но влекут за собой «семь злейших себя». И влекут до тех пор, пока не будет имя им «легион». Поэтому никто на Суде не будет осужден лишь за один грех. Нет такого грешника, который совершил бы только одно прегрешение. Если было одно заметное согрешение, значит, были десятки тайных грехов, незримых, накапливающихся, подводящих мало-помалу к явным отступлениям. Были и потом бесчисленные последствия, как круги на воде, расходящиеся в разные стороны от согрешившего человека.

Внимательное отношение к греху и ответственности заставило Ф. М. Достоевского сказать, что «всяк перед всеми виноват». Это подлинные, истинные, Евангелием рожденные слова, а кто ощутил их, тот начал вырываться из невидимого плена, в котором находится нераскаянное человечество. «Если бы я был лучше, лучше было бы не только мне, но и всем, кто рядом, и даже всем вообще, - так может думать всякий человек. - И человечество не исцелится от внутренних страданий, пока я не начну возделывать тот небольшой кусочек Вселенной, который отдан под мою опеку».

Никто на Суде не будет осужден лишь за один грех. Нет такого грешника, который совершил бы только одно прегрешение. Если было одно заметное согрешение, значит, были десятки тайных грехов, незримых, накапливающихся, подводящих мало-помалу к явным отступлениям.

Этот «кусочек Вселенной» есть душа человеческая и ее внутренний мир, который дороже и больше всего остального мира. Несмотря на то что Земля - песчинка в немыслимо огромных пространствах космоса, несмотря на то что человек - песчинка на поверхности Земли, внутренний мир человека шире и глубже, а главное - дороже в глазах Божиих, чем весь огромный мир. Никакой галактике и никакому огромному скоплению звезд не сказал Господь: «Я буду жить у тебя, и ты вместишь Меня». А людям Бог сказал: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23).

И может показаться, что мы проповедуем эгоизм и индивидуальность, раз подчеркиваем такое достоинство отдельной души. Но это лишь «может показаться», как «показалось» и привиделось во время оно христианам на Западе противоречие между верой и знанием, между оправданием от дел и оправданием от веры.

Все, что происходит в Церкви, и все, ради чего она существует, направлено на отдельную душу таким образом, что благое воздействие неизбежно выйдет за рамки одной души, коснется многих и продолжит действие в ускользающих от взора далях даже до Страшного Суда.

Вот в некоторой семье родилось дитя, и родители собрались его крестить. Выбрали крестных и получили их согласие стать для младенца восприемниками. Вот священник, к которому обратились будущие крестные, не отнесся формально к своим обязанностям и удержал будущих крестных для беседы. Он рассказал им о смысле таинства и особенно подробно об искупительном Страдании Богочеловека и о Его Воскресении. Он, по сути, своими словами пересказал то, что будет читаться в апостольском чтении Крещения, но что неизбежно ускользнет от сознания, если подробно не растолковать человеку смысл прочитанного.

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6, 3-4).

Священник объяснил эти слова и умилил сердца собеседников. Они думали, что услышат, сколько нужно взять денег, какой купить крестик, когда прийти, а услышали простые слова, западающие в самую глубину сердца и рождающие слезы.

Ребенок не сделал еще ничего доброго или злого. Он только-только родился, а мы лишь приготовились его крестить. Но будущее крещение младенца уже родило проповедь о Христе, уже умягчились сердца взрослых, уже в ком-то окрепла, а в ком-то и родилась вера! Фактом рождения и будущего крещения ребенок приводит к вере взрослых людей, собирающихся его крестить! Не чудо ли это?!

Всякий труд и всякое - кажущееся незаметным - усилие очень важны.

А разве не то же происходит в каждом таинстве и во всяком молитвословии? Смерть одного человека не заставляет ли молиться многих? Не набрасывает ли смерть одного на многих узду воздержания и страха, узду отвращения от суеты и глубокого раздумья? Набрасывает. Даже посреди своей немощи и беспомощности один спасает многих. Таков закон. И там, где не видно рати, выстроенной на битву, дело не в том, что ее не видно. Дело в том, что не нашлось там кого-то одного, вокруг которого сплотилось бы войско.


Клирик киевского храма в честь преподобного Агапита Печерского протоиерей Андрей Ткачев — ведущий православных телепередач и постоянный автор популярного в Украине журнала для молодежи «Отрок.ua».

Книгу составили статьи и интервью, напечатанные в журнале в разные годы. Их отличает живость изложения, близость к современным проблемам молодежи, попытка найти простые принципы для построения настоящей христианской жизни, отсутствие стремления дать готовые ответы на сложны и неоднозначные вопросы.

Мы вечны! Даже если этого не хотим. Книга 2

Клирик киевского храма в честь преподобного Агапита Печерского протоиерей Андрей Ткачев — ведущий православных телепередач и постоянный автор популярного на Украине журнала для молодежи «Отрок.ua».

Книгу составили статьи и интервью, напечатанные в разные годы. Ее, как и другие книги отца Андрея Ткачева, отличает живость изложения, близость к современным проблемам молодежи, попытка найти простые принципы для построения настоящей христианской жизни, отсутствие стремления дать готовые ответы на сложные и неоднозначные вопросы.

Книга адресована всем, кому до 16 и старше, и будет интересна как воцерковленному читателю, так и тому, кто ищет свою дорогу в Церковь.

Беглец от мира

О. Андрей никого не запрещает, но — учит осмыслить, понять, без лживой правильности, без фарисейской оглядки на авторитеты. Прочитав его очерки о мыслителях, писателях, художниках, поэтах, хочется перечитать помянутых им, а после снова вчитаться в его прекрасные тексты. Которые волнуют. Которые учат. Которые приближают к Творцу.

В присутствии Бога. Беседы о Ветхом Завете

Богу всегда есть, что сказать людям, но для того, чтобы мысли и слова Божии были поняты, прочувствованы и записаны, нужны Иов, Исайя, Давид, и подобные им мужи. Именно наличие в человеческой истории людей с обрезанным сердцем и чутким духовным слухом дало нам Священное Писание.

Читая его, мы вникаем в чужой благодатный опыт и усиливаемся сделать его своим.

На протяжении жизни всякий человек бывает то убегающим от врагов Давидом, то скорбящим Иовом, то благоденствующим и глубокомысленным Соломоном, то Авраамом, ужасающимся громадности своего призвания.

Библию нужно не пробегать глазами, а прочитывать внутренним сердечным чувством, изнутри постигая и сложность, и величие общения с Творцом. Этому стоит учиться всю жизнь.

Возвращение в Рай и другие рассказы

«Возвращение в Рай» — самое полное собрание рассказов и эссе известного православного писателя и миссионера протоиерея Андрея Ткачёва, одного из наиболее популярных сегодня церковных публицистов.

Он — автор нескольких книг, множества статей в православных СМИ, ведущий телепередач. Его рассказы о судьбах верующих и неверующих людей, встречающихся нам каждый день на улицах наших городов и сёл, близки и понятны, но в то же время удивительны и необычны.

Воздух небесного Града

Знакомство со святым — это всегда личная встреча с жителем небесного Иерусалима.

Рассказы протоиерея Андрея Ткачёва, известного миссионера и публициста, о святых угодниках Божиих напоминают повествования о близких и очень дорогих ему людях. Также в сборник включены эссе и очерки о православных мыслителях и деятелях искусств России и Зарубежья.

Земные ангелы, небесные человецы

Знакомство со святым — это всегда личная встреча с жителем Небесного Иерусалима.

Пронзительная глубина чувства, которое она оставляет в человеке, способно изменить жизнь. Рассказы киевского священника, протоиерея Андрея Ткачёва о святых угодниках Божиих напоминают повествования о близких и очень дорогих ему людях.

Автор рассказывает о тех, с кем, кажется, давно знаком, вспоминает первые встречи, описывает вполне человеческие особенности этих людей. Отсутствие привычной для житийных текстов пышности, трудно воспринимаемой современниками, оставляет впечатление, что встреча со святостью может произойти с каждым из нас. Надо только этого захотеть.

Лоскутное одеяло

Книги отца Андрея обращены к каждому, кто задумывается о жизни, кто ищет Бога, обращаясь к Нему за помощью, задавая Ему мысленно вопросы.

Книга «Лоскутное одеяло» составлена из коротких заметок, рассказов и стихов. Лоскуты мыслей, «сшитые» в одну книгу, словно согревают душу искренностью автора, теплом и доверием.

В эту книгу вошли рассказы из книги «Письма к Богу», а так же новые размышления, стихи и рассказы протоиерея Андрея Ткачёва.

Миссионерские записки

Книга известного православного публициста протоиерея Андрея Ткачёва о миссионерстве.

Чего ждут люди от Церкви? Что может и должна она им дать? На что похожа и насколько вообще возможна миссия (проповедь веры) в наши дни? Какова роль проповедника? Простым и живым языком пишет автор о серьёзных и важных проблемах христианской жизни, делая их более близкими и понятными каждому из нас.

Мысли о покаянии

Кто-то измучился каяться в одном и том же и стыдится исповеди. Кто-то годами не исповедовался, потому что охладел к вере или обиделся на священника. Кто-то мечтает о первой исповеди. Мечтает долго и бесполезно, потому что чего-то боится. Как быть и что делать?

Об исповеди и покаянии размышляет протоиерей Андрей Ткачев, настоятель храма прп. Агапита Печерского (г.Киев).

Первое чудо. Беседы о браке и семье

Нет большей тайны, чем жизнь семейная. И под покровом этой тайны, словно в ночном кровавом бою, сплелись в борьбе грехи и добродетели. Весь нравственный климат в мире напрямую зависит от того, насколько сильны отцы, насколько верны жены, насколько сдержанны благоразумной строгостью дети, насколько окутаны заботой старики. На темы, связанные с семьей, трудно говорить и о них нельзя молчать.

Нельзя, потому что выветривание из семейной жизни добродетелей ведет к умиранию семьи как таковой. А умирание семьи уже родило такие болезни, для лечения которых у человечества нет лекарства.

Почему я верю. Простые ответы на сложные вопросы

В книге известный миссионер и писатель, протоиерей Андрей Ткачёв предлагает нам совершить путь от начала поиска жизненного смысла, до обретения этого смысла в христианстве.

Автор раскрывает свой личный опыт веры и знакомит читателя с убеждениями великих учёных и отцов Церкви. Преодолевая вопросы и сомнения, он буквально «за руку» вводит нас туда, где вера и знания реализуются в осмысленную и наполненную жизнь — отец Андрей вводит нас в Православную Церковь.

Приготовление к смерти

Что такое смерть? Верующий человек думает о ней не как об исчезновении, а как о новой жизни. Нужно только правильно приготовиться к этому важнейшему событию в земном странствии. Об этом размышляет протоиерей Андрей Ткачёв.

Она — не стена, смерть. Она — двери. Вернее, двери — это Христос, сказавший: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет (Ин 10, 9). Христос умер за наши грехи и воскрес для нашего оправдания. Теперь, благодаря Его искупительной смерти, в Нём и через Него мы, воротами смерти, войдём в иную жизнь. Войдём, выйдем там на широту и свободу и, как овцы Христовы, найдём тучное пастбище.

Вот только всерьёз думать об этом надо в течение всей жизни, а не в самом конце, как двоечник перед экзаменом.

Проповедь о проповеди

Молчащее христианство — это не христианство.

Господь, которого мы именуем Спасителем, есть Бог Слово. Следовательно, бессловесного христианства не существует в природе. Между тем эта очевидная истина далеко не всем понятна. Наличие храмов, колокольного звона, всенародных праздников и религиозных обрядов многим кажется достаточным.

Это не так. Живая жизнь требует живого слова и кому ещё это слово говорить, как не священнику, видящему перед собой в храме Божий народ, собравшийся на литургию. Размышления на эту тему родили тексты, предложенные читателю в этой книге.

Публикации

В своих публикациях автор затрагивает множество аспектов человеческой жизни и размышляет о сложности человеческой природы; об умении выбирать в духовной жизни «царский путь», о благотворительности и расточительстве и еще о многом-многом другом.

Путь к Жизни

Для всех, кому даровано родиться человеком.

В книге «Путь к Жизни» известнейший православный писатель, публицист и миссионер протоиерей Андрей Ткачёв рассказывает о простых правилах жизни на материале избранных проповедей, бесед на радио и ответов на многочисленные вопросы верующих, задаваемые в храмах после богослужений, в радиоэфирах, на встречах с читателями.

Это первое издание, в котором отец Андрей охватывает такой широчайший спектр актуальнейших и злободневных тем современной жизни в перспективе веры и вечных ценностей. Книга рекомендована Издательским советом Русской Православной Церкви.

Пыль на соломенных погонах

Сборник эссе известного писателя и проповедника протоиерея Андрея Ткачёва посвящён сложным и нередко тяжёлым вопросам взаимоотношений Церкви и общества, верующих людей и атеистов.

Месту Церкви в современном обществе, забывшем свои христианские корни. Могут ли христиане не замечать огромные массы людей, потерявших смысл жизни? Может ли общество отказаться от помощи Церкви?

Религия сердца

«Сердце — это начало и корень всех деяний наших.

Сердцем веруем или не веруем; сердцем любим или ненавидим; сердцем смиряемся или гордимся; сердцем терпим или ропщем; сердцем прощаем или злимся; сердцем примиряемся или враждуем; сердцем обращаемся к Богу или отвращаемся; сердцем приближаемся, приходим к Богу или отходим и удаляемся; сердцем благословляем или клянём» — этими словами святителя Тихона Задонского можно определить главную тему новой книги известного миссионера, писателя и публициста протоиерея Андрея Ткачёва.

Свобода любви или идол блуда

Сборник «Свобода любви или идол блуда?» — это размышления священников о причинах так называемого «кризиса семьи» и демографической катастрофы, разразившихся в России. Статьи объединены общей задачей — вернуть в российское общество христианскую нравственность как необходимую составляющую его возрождения.

Загрузка...