decorininterior.ru

Конституция франции 1848 г основные положения. Франция в период второй республики (1848–1851 г.г.)

« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »

Третья Республика во Франции. Конституционные законы 1875 года

Вторая империя просуществовала до 1870 года. Первые сражения франко-прусской войны обнаружили разлож

Вторая Республика во Франции. Конституция 1848 года. Вторая империя

Коалиция государств, одержавших решающую победу над Наполеоном, поспешила возвести на французский престол старшего представителя "легитимной" (законной) династии - Людовика XVIII. Новые правители Франции должны были признать "перераспределение" земельной собственности, буржуазный гражданский кодекс, выработанный при Наполеоне и уничтожение феодальных отношений, а также новую администрацию Франции. Они согласились одарить Францию писаной конституцией, известной под названием Xaртии 1834 года, которая д.б. примирить верхи буржуазии с дворянством:
признавалось, что граждане "в равной степени допускаются к гражданским и военным должностям";
верховная власть короля ограничивалась законодательными полномочиями палат и несменяемостью судей. Создавалось две палаты: верхняя, назначаемая королем, и нижняя, избираемая узкой коллегией, состоящей из лиц, уплачивающих не менее 300 франков прямых налогов;
Хартия хотела, чтобы "все французы жили братьями".
Людовик XVIII царствовал до 1824 года. Его место занял Карл Х (Артуа) - признанный глава французской реакции. Новый король вознаградил дворян, потерявших земли во время революции; затем восстановил смертную казнь за "оскорбление" католической религии. В 1830 году Карл Х издал 6 указов (ордонансов): сужалось избирательное право, сокращалась законодательная компетенция нижней палаты, ликвидировалась свобода печати и собраний. Ответом на эту политику было июльское восстание 1830 года. Карл Х был свергнут и бежал. Руководившая революцией крупная, главным образом финансовая, буржуазия возвела на трон Луи Филиппа Орлеанского. Новое царствование было обставлено новой конституцией. Перемен было мало: избиpaтeльный ценз понижен незначительно - до 200 франков; для депутатов - до 500. Период, когда руководящая роль в государстве оказалась в руках небольшой группы финансовых магнатов.
Вторая республика: в 40-х годах XIX века наступает эпоха крупного машинного производства. Следствия: усиление враждебности между рабочим классом, с одной стороны, и буржуазией - с другой; их общее недовольство режимом Июльской монархии. Промышленная буржуазия не желала терпеть политическую монополию финансовой аристократии. 1847 год - неурожай, мировой торговый и промышленный кризис - революция. Оппозиционные круги буржуазии требовали снижения избирательного ценза. 22 февраля - в защиту избирательной реформы поднялись рабочие предместья Парижа. Правительство, бросило против демонстрантов войска. Кавалерия и пехота атаковали безоружных и мирных людей, требовавших хлеба и реформы. Борьба продолжалась весь следующий день. Восставшие захватывают Тюильри. Франция во второй раз сделалась республикой. Завоевав республику, рабочие надеялись, что она будет социальной, т.е. обеспечит их достаточной з/п, позаботится об их старости, образовании для детей и т.д. Эти надежды были обмануты. Учредительное собрание, открывшееся 4 мая, провозгласило буржуазную республику, и только ее.
Рабочие вновь восстали, на этот раз не вместе с буржуазией, а против нее. Поводом к восстанию послужила намеренная ликвидация Национальных мастерских, дававших заработок тысячам безработных. Уволенные должны были отправиться на работу в провинцию. На просьбу рабочих отменить распоряжение, правительство пригрозило применением силы. Сражение продолжалось пять дней. Восстание было стихийным. Не было ни определенного плана действий, ни ясной программы, ни руководящего центра. "Мы хотим социальной и демократической республики, самодержавия народа". Убитых было 50 000 человек.
Террор еще продолжал свирепствовать, когда Учредительное собрание возобновило обсуждение новой конституции 1848 года:
объявляла Францию республикой, ее принципы - свобода, равенство, братство, а ее основы - семья, труд, собственность и общественный порядок;
оставалась неприкосновенной вся старая организация управления, муниципалитеты, суд и армию. Изменения касались не содержания, а оглавления, не вещей, а названий;
всякая власть в государстве исходит от народа, не может поручаться никому с правом передавать ее по наследству;
отмена любых особых комиссий, чрезвычайных судов, смертной казни за политические преступления;
узаконение всеобщего мужского избирательного права. Но зато был введен ограничительный пункт - шесть месяцев оседлости. В 1850 году ценз оседлости был увеличен до трех лет.
каждый раз вслед за торжественным провозглашением очередной свободы следовала оговорка, ее ограничивавшая: "Преподавание свободно. Свободой преподавания можно пользоваться на условиях, предусмотренных законом, и под верховным надзором государства"; "Граждане имеют право объединяться в союзы, организовывать мирные и невооруженные собрания... высказывать свое мнение в печати... Пользование этими правами не знает иных ограничений, кроме равных прав других и общественной безопасности".
издание законов Национальному собранию (однопалатному, избирается на 3 года), исполнительную власть - президенту республики (4 года, всеобщим голосованием - плебисцит). Прямые выборы создавали президенту тот же авторитет "народного избранника", что и самому Национальному собранию. Президент раздавал должности, в том числе офицерские, от него зависели органы местного самоуправления, ему фактически подчинялись вооруженные силы (включая Национальную гвардию). Всякая попытка президента распустить Собрание есть государственная измена;
Вторая империя: В декабре 1848 года президентом был избран Луи Наполеон. Лишенный прав переизбрания, президент должен был ожидать истечения законного 4-хлетнего срока, за которым следовал конец величия. Луи Наполеон решил избежать этой участи. Президент республики готовил ее ниспровержение. 2 декабря 1851 года специальная прокламация оповестила Париж, что "именем французского народа" президент республики распускает Национальное собрание. Из текста другой прокламации можно было заключить, что переворот совершен ради следующего государственного устройства: президент, избираемый на 10 лет; государственный совет, разрабатывающий законопроекты; законодательный корпус и "уравновешивающий" сенат; министерства, назначаемые и смещаемые по воле президента. Под видом республики, украшенной всеобщим избирательным правом декретировалась диктатура одного лица. Начало новой диктатуры было ознаменовано кровопролитием. Дикие расправы над республиканцами совершались по всей Франции.
В январе 1852 года получила утверждение новая конституция. В центре всей системы правления находился президент. Власть его касалась как законодательства, так и управления. Он назначал и смещал министров. Суд отправлялся его именем. В его власти находились армия и полиция. Он объявлял осадное положение. Он издавал декреты и утверждал законы.
В ноябре 1852 года сенат, а затем плебисцит (всеобщее голосование) провозглашают его императором Франции под именем Наполеона III. Вторая империя просуществовала до 1870 года. Первые сражения франко-прусской войны обнаружили разложение правительства и армии Франции. Наконец, под Седаном прусско-германские войска заставили капитулировать 100-тысячную французскую армию. Эта катастрофа подняла на ноги Париж. Народ ворвался в Законодательное собрание. Под его прямым давлением были декретированы упразднение империи и восстановление республики - третьей по счету. Это произошло 4 сентября 1870 года. Власть оказалась в руках узкой кучки профессиональных политиков и военных, присвоивших себе название правительства "национальной обороны". Свои усилия новое правительство Франции сосредоточило главным образом на том, чтобы любой ценой сговориться с Пруссией: боялись революционной ситуации, которая складывалась в результате военного поражения, экономической разрухи, нищеты масс.

  • Вторая империя просуществовала до 1870 года . Первые сражения франко-прусской войны обнаружили разлож. Вторая Республика во Франции . Конституция 1848 года .


  • Вторая Республика во Франции . Конституция 1848 года .
    Вторая империя просуществовала до 1870 года . Первые сражения франко-прусской войны обнаружили разложение правительства и армии Франции .


  • Вторая Республика во Франции . Конституция 1848 года .
    Директория. Консульство. Империя . Конституция 1795 и 1799 годов годов .


  • Вторая Республика во Франции . Конституция 1848 года .
    Вторая империя просуществовала до 1870 года . Первые сражения франко-прусской войны обнаружили разлож... подробнее ».


  • Вторая империя просуществовала до 1870 года . Первые сражения франко-прусской войны обнаружили разлож.
    Если приложение не запускается на вашем телефоне - воспользуйтесь этой формой. Установление Четвертой республики во Франции .


  • Веймарская конституция 1919 года . Судьба Веймарской республики .
    Столица Пруссии Берлин покрылся баррикадами (март 1848 года ).
    Разгромив Францию , Пруссия лишила южногерманские государства свободы выбора; они вошли в состав единой Германской империи .


  • Империя . Конституция 1795 и 1799 годов . Сенатус-Консульты 1802 и 1804 годов .
    Первая Республика во Франции . Конвент. Якобинская диктатура («Революционный порядок управления»).


  • Учреждение Пятой республики во Франции произошло в 1958 г., когда были обновлены основы государственной власти. С этого года во
    Конституция Франции состоит из трех актов: 1) Декларация прав человека и гражданина от 1789 г.; 2 ) Преамбула Конституции от 1946 г.


  • Ноябрьская революция в Германии 1918 года . Веймарская конституция 1919 года .
    Названием республики оставалось "Германская империя "; высшим законодательным органом империи объявлялся рейхстаг; избирался на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием...


  • И в первом и во втором случае была осуществлена первоначальная учредитель-ная власть.
    некоторых случаях учредительное собрание лишь разрабатывает и одобряет Так, конституция IV Республики Франции 1946 года была разработа-на учредительным собранием и одобрена...

Найдено похожих страниц:10


На всем протяжении существования июльской монархии (1830-1848 гг.) крепло движение за демократические перемены, что вылилось в революцию 1848 г. 25 февраля 1848 г. во Франции была провозглашена II республика. Было сформировано Временное правительство и на основании нового избирательного права (21 год и оседлость 6 месяцев) были проведены выборы в Учредительное собрание, которое 4 ноября 1848 г. приняло Конституцию II республики (116 статей). Франция провозглашалась социальной республикой.

В период действия Временного правительства были введены 45-сантимный налог, который увеличил на 45% прямой налог на каждый франк, падающий на земельных собственников, что вызвало недовольство крестьянство, но правительство в своих целях использовало их злость, заявив, что это идет на содержание парижских рабочих. Также были созданы «национальные мастерские», в которых работали неимущие рабочие.

После выборов в учредительное собрание, где большинство мест получили крупные буржуа и другие консервативные круги, ими было принято решение отменить все положения, облегчавшие жизнь рабочих, в том числе были ликвидированы национальные мастерские, в которых на тот момент работало около 100 тыс. человек. В результате этих действий рабочие Парижа поднялись на восстание 22 июня 1848 г. (известное как июньское восстание), но без поддержки крестьянства, возмущенного 45-сантимным налогом, пало через 4 дня под нападками мобильных войск, состоящих из деклассированных элементов общества.

В отличие от всех предыдущих Конституций, в которых как правило упор делался на естественные права человека, в этой упор был сделан на общесоциальное назначение государства. Государство помогало неимущим, искало работу для безработных, существовали различного рода пособия. Основой республики признавались собственность, труд и семья.

Впервые в истории Франции был введен институт президентства, который избирался на 4 года без права повторного переизбрания.

Полномочия Президента:

1. Внесение законопроектов;

2. Отлагательное вето;

3. Помилование;

4. Руководство армией;

5. Ведение внешней политики;

6. Назначение и смещение высших должностных лиц.

Ограничение власти Президента:

1. Отсутствие личного командования армии;

2. Вето отменялось решением парламента;

3. Парламент не мог быть распущен Президентом.

Национальное собрание (парламент) было однопалатным и состояло из 750 человек, избираемых на 3 года, на основе всеобщего прямого мужского избирательного права при тайном голосовании. Избирателями являлись все граждане старше 21 года, избираемые старше 25 лет. Депутаты являлись неприкасаемыми и неотзываемыми.

Государственный совет – формировался Национальным собранием сроком на 6 лет. Он предварительно рассматривал законопроекты, контролировал исполнение законов, создавал административные уставы.

Конституцией 1848 г. было введено разделение властей, но не была введена система сдержек и противовесов, что в конечном счете привело к усилению президентства, упразднению некоторых статей Конституции, авторитаризму.

Вторая империя во Франции

После выборов Конституции 1848 г. стало видно, что позиции республиканцев заметно пошатнулись. Крестьянство теряло веру в республиканскую форму правлению, ходили разного рода агитации, что республика принесла Франции только беды, а на фоне них рос авторитет Бонапарта, который по слухам был «Крестьянским императором». Вдобавок внутри монархистов также были разногласия, в частности между бурбонистами и орлеанистами. Все дало хорошую почву для государственного переворота Луи Бонапарта, произведенному 2 декабря 1851 г., когда он под предлогом защиты империи разогнал Национальное собрание с помощью сил армии и установил президентскую власть, а фактически диктаторскую.

Для укрепления своих позиций он возвратил всеобщее избирательное право и развернул массовый террор против монархической оппозиции, но главным образом против демократов и республиканцев. 14 января 1852 г. он промульгировал новую Конституцию, которая очень сильно напоминала Конституцию 1799 г. в основных чертах. Срок его президентства по Конституции был равен 10 годам.

Полномочия Президента:

1. Назначение министров, которые не зависели от Национального собрания;

2. Руководство армией;

3. Руководство полицией.

4. Председательство в Сенате и Государственном совете;

5. Определение расходной части бюджета;

6. Издание декретов.

Все, кто занимают высшие должности, должны были присягать к нему на верность.

Законодательный процесс находился под контролем президента. Существовало 3 законодательных органа – Государственный совет, законодательный корпус и Сенат. Из них только Законодательный корпус был избираем, остальные назначались напрямую президентом. Сенат по инициативе президента мог вносить изменения в конституционный строй. Что и произошло, когда 2 декабря 1852 г. по сенатус-консульту Франция была провозглашена империей, а Луи Бонапарт императором с именем Наполеон III Бонапарт.

В новых политических условиях, характеризующихся ростом политического сознания в среде трудящихся масс, Наполеону III постоянно приходилось лавировать между различными политическими силами. Использовался метод кнута и пряника. Во внешней политике также были введены определенные свободы для предпринимателей, введен в действие экономический либерализм. В спекуляциях участвовали члены Государственного совета. Но в то же время, на фоне экономического либерализма, политические свободы были утеряны.

После провозглашения империи демократия была практически утеряна. Так выборы в Законодательный корпус были поставлены под контроль центральной власти, вводилась система «официальных кандидатов», когда кандидаты одобрялись местными властями, тем самым произведена борьба с оппозицией.

В 60-е гг. в связи с ростом недовольства рабочих Наполеон III был вынужден провести несколько либеральных реформ (период «либеральной монархии»), но все эти реформы были малозначительны.

1 марта 1854 г. императорским декретом был восстановлен корпус Жандармов, который рассматривался как составная часть армии и использовался для борьбы с оппозицией. Находился под контролем военного министра.

Главным механизмом власти Наполеона III была армия, пускай он и пришел к власти используя лозунг «Империя – это мир», но за период своего правления неоднократно втягивал страну в те или иные политические авантюры. Как правило проводилось это с целью отвлечения народа от насущных проблем. Так в 1870 г. Франция оказалась вовлеченной в войну с Пруссией.

Французская армия оказалась неготовой к серьезным военным действиям и, как следствие, проиграло войну. После поражения в битве под Седаном император оказался пленен, а в Париже было поднято восстание, в результате которого к власти пришел парижский губернатор генерал Троило, а до этого, 4 сентября 1870 г. Наполеон III был отстранен от власти.

Временное правительство большей частью стремилось успокоить население Парижа и провести выборы в Учредительное национальное собрание, которому оно и передало власть в феврале 1871 г.


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

I. Сравнительная характеристика Конституций Франции 1791 и 1848 гг.

1. Кратко изложите исторические условия принятия конституций.

2. Оформите в виде таблицы сравнение конституций по следующим позициям

II. Решите задачу

III. Сравните условия необходимой обороны по «Каролине» 1532 г. в Германии и Уголовному кодексу 1810 г. во Франции

конституция исполнительный депутат власть

Введение

Конституция в так называемом материальном смысле - это писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые, прежде всего, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а также определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.

Но гораздо чаще мы говорим о конституции в формальном смысле (значении), то есть о законе или группе законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция в данном смысле - это в своём роде закон законов. Она не может быть изменена путём издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда её положений, но перестали теперь действовать.

Любая конституция наряду со своей юридической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую. Она заключается в том, что конституция представляет собой как бы запись соотношения политических сил, существовавшего на момент её принятия. Конституцию можно назвать общественным договором (договор не в юридическом смысле), в котором согласованы политические интересы различных частей общества. Каждая такая часть - общественный класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность - защищает в политической борьбе свои социальные интересы, и степень, в которой их удаётся согласовать, получает отражение в конституции. Без такого согласования в обществе не мог бы существовать никакой правопорядок. Однако, нельзя утверждать, что конституция учитывает все социальные интересы в равной мере. Так, общность более влиятельная по тем или иным причинам (экономическим и пр.) обычно оказывает более сильное влияние, определяющее влияние на содержание конституции.

I . Сравнительная характеристика Конституций Франции 1791 и 1848 гг.

1. Кратко изложите исторические условия принятия конституций Франции 1791 и 1848 гг.

Конституционное развитие Франции имеет длительную историю. Франция стала третьей страной в мире и второй в Европе, создав в 1791 г. писаную Конституцию; она была принята 3 сентября этого года.

До Конституции 1791 г. была принята Декларация прав человека и гражданина 1789 г., составляющая и поныне часть действующей Конституции. Но Декларация хотя и урегулировала важнейшую часть конституционной материи - права и свободы, однако не затронула организации публичной власти, ограничившись провозглашением принципа разделения властей и самого понятия "конституция".

23 февраля 1848 года было днём восстания партии реформы против Гизо. 24 февраля было днём революции, произведённой союзом радикально-буржуазных элементов с социалистическими; победа на баррикадах принадлежала последним, но временное правительство состояло в значительной степени из людей, боявшихся пролетариата и ненавидевших социализм. В его составе только Араго, Ледрю-Роллен, Флокон, Луи Блан и Альбер были несомненными и искренними республиканцами, и только два последних -- социалистами; Ламартин, Дюпон, Гарнье-Пажес, Мари, Кремье и Марраст представляли интересы различных слоёв буржуазии.

О борьбе между ними, о манифестациях 28 февраля, об основании и закрытии национальных мастерских, о восстания пролетариата в июньские дни 1848 г. и страшном его поражении, о диктатуре генерала Кавеньяка.

Наконец, 4 ноября 1848 г. была готова конституция. Она начиналась словами: «Перед Богом и во имя французского народа национальное собрание провозглашает»; затем следует декларация прав, в новой редакции. Законодательная власть вручалась национальному собранию из одной палаты с 750 депутатами, избираемыми на 3 года всеобщим, прямым и тайным голосованием; исполнительная власть -- президенту республики, избираемому тоже всенародной прямой подачей голосов (из-за этого пункта шла упорная борьба; Греви видел опасность в избрании президента народом, и требовал избрания его национальным собранием, но остался в меньшинстве; даже большинство республиканцев не поняло той опасности, которой они подвергают республику, и вотировали против Греви).

2. Сравнительная характеристика Конституций Франции 1791 и 1848 гг.

Позиции для сравнения

Конституция Франции 1791 г.

Конституция Франции 1848 г.

1)О суверенитете:

1.1. источник

1.2. свойства

1.1. Суверенитет принадлежит нации: он един, неделим, неотчуждаем и неотъемлем.

1.2. Нация, которая является единственным источником всех

властей, может осуществлять их лишь путем уполномочия.

1.1.Франция объявлялась социальной республикой. Опиралась на народный суверенитет и представительное правление 1.2. Провозглашались принципы единства и нераздельности республики, всеобщей свободы, равенства и братства.

Франция объявлялась социальной республикой.

опиралась на народный суверенитет и представительное правление

2) О законодательной власти:

2.1. наименование представительного учреждения;

2.2. его формирование и срок полномочий;

2.3. статус депутатов;

2.4. взаимодействие с исполнительной властью.

2.1. Национальному Собранию, состоящему из одной палаты. Она избиралась гражданами каждые два года

2.2. Конституция вручает исключительно законодательному корпусу следующие полномочия и обязанности:

1) законодательную инициативу и установление законов;

2) определение государственных расходов;

3) установление государственных налогов, определение их природы, размеров, продолжительности и порядка взимания;

4) раскладку прямых налогов между департаментами королевства, наблюдение за употреблением всех государственных доходов и требование по ним отчетности;

5) издание постановлений об учреждении государственных должностей;

6) определение пробы, веса, чекана и наименования монет;

7) разрешение и воспрещение иностранным войскам вступать на территорию Франции, иностранным морским силам входить в порты королевства;

8) ежегодное издание по предложению короля постановлений о численности личного состава и количестве судов, образующих сухопутные и морские силы; определение жалованья и установление числа лиц каждого чина, установление правил вступления на службу и продвижения по ней, установление порядка набора и роспуска войск, порядка образования морского экипажа, порядка допущения иностранных сухопутных войск и морских сил на службу Франции, а также вознаграждения войск в случае роспуска их;

9) издание постановлений о порядке заведования национальными имуществами и об их отчуждении;

10) привлечение к ответственности перед верховным национальным судом министров и главных агентов исполнительной власти, возбуждение обвинения и преследования перед тем же судом против лиц, подозреваемых в посягательстве и заговоре против общей безопасности государства и конституции;

11) издание законов о пожаловании чисто личных знаков отличия и орденов лицам, оказавшим услугу государству;

12) законодательный корпус имеет исключительное право назначать общественные чествования памяти великих людей.

2.3 Активными гражданами являются французы по рождению или лица, вступившие во французское гражданство, которым исполнилось 25 лет от роду, имеющие местожительство в городе или кантоне в течение установленного законом времени, уплачивающие в любом месте королевства прямой налог в размере не менее стоимости трех рабочих дней и представившие расписку о его уплате, не находящиеся в услужении, то есть не состоящие домашними слугами, внесенные в список национальной гвардии муниципалитета по месту жительства и принесшие гражданскую присягу.

2.4 Министры короля имеют право присутствовать в Национальном законодательном собрании; они занимают там особо отведенные для них места. Их обязаны выслушать всякий раз, когда они того потребуют, по предметам, относящимся к их ведению, или если потребуются их разъяснения. Равным образом их обязаны выслушать всякий раз и по предметам, чуждым их управлению, когда Национальное собрание предоставит им слово.

2.1 Национальное собрание (парламент) было однопалатным и состояло из 750 депутатов, избираемых на 3 года на основе всеобщего, прямого мужского избирательного права при тайном голосовании. Законодательная власть вверялась одному собранию. Национальное собрание избирало Государственный совет сроком на шесть лет, который предварительно рассматривал законопроекты правительства, разрабатывал административные уставы, осуществлял надзор за применение законов.

2.3. депутатами могли быть граждане, достигшие 25 лет.

Избранными могли быть те же лица, достигшие 25 летнего возраста. Депутаты считались общенациональными представителями, были неприкосновенны и не отзываемы.

3) Об исполнительной власти:

3.1. кто ее возглавляет;

3.2. его вступление в должность;

3.3. досрочное отстранение от должности;

3.4. участие в законодательной деятельности;

3.5. роспуск представительного учреждения;

3.6. участие в формировании правительства;

3.1. Форма правления - монархическая. Исполнительную власть конституция вручала королю.

3.2. Королевская власть неделима - она вверена наследственно царствующему дому и переходит по мужской линии в порядке первородства, с постоянным исключением лиц женского пола и их потомства.

3.3. Если в течение месяца король не принесет присяги или если по принесении ее он отречется от нее, то он признается отрекшимся от королевской власти. Если король станет во главе армии и направит войска против народа или если путем формального акта не воспротивится подобному предприятию, выполняемому его именем, то следует считать, что он отрекся от королевской власти. Если король, покинув королевство, не возвратится после приглашения, обращенного к нему законодательным корпусом, в установленный в прокламации срок, который не должен превышать двух месяцев, то следует считать его отрекшимся от королевской власти.

3.4. Они не могут не вмешиваться в осуществление законодательной власти, ни приостанавливать исполнение законов, не могут вторгаться ни в область правосудия, ни в область военных распоряжений или действий

3.5. Король имеет право объявлять недействительными распоряжения органов департаментского управления (администраторов), противные законам или повелениям, с которыми он к ним обратится. В случае упорного неповиновения, а также если они своими актами будут угрожать общественной безопасности или спокойствию, он может отрешить их от должности.

3.6. Органы управления (администраторы) ни в какой мере не имеют характера представительства. Они не что иное, как агенты, избранные народом на срок для осуществления под наблюдением и властью короля функций управления.

3.1. Исполнительная власть вручалась президенту республики

3.2. Президент избирался также прямой подачей голосов всех избирателей, на четыре года, и не мог быть переизбран на следующий срок.

Впервые во Франции вводится институт президентства, который является центральным звеном всей государственной системы. Он был независим от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением, но не мог быть переизбран на второй срок. Как глава государства президент Французской республики был наделен широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования, правом назначать и смещать министров, дипломатов, префектов и ряд других должностных лиц. Он руководил армией и вел внешнюю политику.

Это привело к политической конфронтации, усилению президентской власти, упразднению отдельных статей Основного закона, и в конечном итоге, к авторитаризму.

Президент республики, избираемый тоже всенародным прямой подачей голосов

4) О судебной власти:

4.1. основные начала организации суда;

4.1 Верховного суда, призванного разбирать правонарушения министров, а также преступления, угрожающие безопасности государства;

суда присяжных для рассмотрения уголовных дел;

кассационного суда, который, не рассматривая дела по существу, мог отменить приговор нижестоящего суда, вынесенный с нарушением порядка судопроизводства или содержащий явное нарушение закона.

5) Права и свободы граждан

1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.

2. Цель каждого политического союза составляет обеспечение

естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

3. Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Границы эти могут быть определены только законом.

4. Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества.

5. Закон есть выражение общей воли.

6. Никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом, и при соблюдении форм, предписанных законом.

7. Закон может устанавливать наказания, лишь строго и бесспорно необходимые, и никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения правонарушения.

8. Так как каждый предполагается невиновным, пока не установлено обратное, то в случае задержания лица всякая излишняя строгость, не вызываемая необходимостью в целях обеспечения его задержания, должна сурово караться законом.

9. Никто не должен испытывать стеснений в выражении своих

мнений, даже религиозных.

10. Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин, поэтому может высказываться, писать и печатать свободно.

12. Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, свободно давать согласие на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания.

13. Общество имеет право требовать отчета у каждого должностного лица по вверенной ему части управления.

14. Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, то никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.

6) Обязанности государства.

1) всем гражданам открыт доступ к местам и должностям без каких-либо иных отличий, кроме проистекающих из их добродетелей и способностей;

2) все налоги подлежат раскладке между всеми гражданами равномерно, сообразно их состоятельности;

3) одни и те же правонарушения будут караться одними и теми же наказаниями независимо от каких-либо личных различий.

обязанность государства доставлять гражданам образование и помогать нуждающимся в приискании работы.

В связи с этим государство принимало на себя обязанность обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая им работу и оказывая материальную помощь тем, кто не имеет родных или не в состоянии работать. Государство организует общественные работы для безработных. Гарантируется свобода труда и промышленности.

Поднять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и благосостояния".

II . Решите задачу

Судья вынес решение по одному из дел, изготовил документ с печатями, но затем изменил свое решение в пользу другой стороны и был в этом изобличен.

Какая ответственность предусматривалась для судьи по Законам царя Хаммурапи?

Если судья будет судить судебное дело, постановит решение, изготовит документ с печатью, а потом свое решение изменит, то этого судью должно изобличить в изменении решения, и он должен уплатить (сумму) иска, предъявленного) в этом судебном деле, в 12-кратном (размере), а также должен быть в собрании поднят со своего судейского кресла и не должен возвращаться и заседать с судьями на суде.

III . Сравните условия необходимой обороны по «Каролине» 1532 г. в Германии и Уголо вному кодексу 1810 г. во Франции

Обстоятельства, исключающие наказание, подробно излагаются в "Каролине" 1532 года на примере убийства. Так, ответственность за убийство не наступала в случае необходимой обороны, при "защите жизни, тела и имущества третьего лица", задержании преступника по долгу службы и в некоторых других случаях. Убийство в состоянии необходимой обороны считалось правомерным, если убит был нападавший со смертельным оружием и если подвергшийся нападению не мог уклониться от него. Ссылка на необходимую оборону исключалась при законном нападении (для задержания преступника) и при убийстве, совершенном после прекращения нападения, в ходе преследования нападавшего. Судебник предписывал проводить тщательное разбирательство каждого конкретного случая необходимой обороны, поскольку правомерность ее должен был доказывать сам убийца, а неправомерность влекла за собой наказание.

Уголовный Кодекс Франции 1810 года предусматривал возможность полного освобождения от ответственности под предлогом необходимой обороны. Однако содержание этого и аналогичных институтов было не раскрыто, что было шагом назад в законодательстве. От ответственности освобождало состояние невменяемости в момент совершения преступления, а также действие непреодолимой силы. В случае преступлений против личности (убийства, причинения увечий и т. п.) освобождение от наказания могло также последовать, если преступление было совершено как бы в ответ на не правовые действия жертвы.

Литература

1. Милехина Е. История государства и права зарубежных стран. 2002 год.

2. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А -- М.: Издательская группа НОРМА-- ИНФРА - М, 1998. -- 480 с.

3. Саломатин А. Ю. История государства и права зарубежных стран: учебно-методический комплекс. М., 2009.

4. Батыр К. И. и др. История государства и права зарубежных стран: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 021100 "Юриспруденция". М., 2008.

5. История государства и права зарубежных стран: хрестоматия / под. ред. М. М. Борисевич. М., 2008.

6. Боботов С. В. Конституционная юстиция. - М., 2004 г.

7. Иностранное конституционное право / Отв. ред. В.В. Маклаков, М., 2005 г.

8. Козлов Ю. М. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - 3-е изд. - М.: Юристъ, 2001.

9. Конституционное право государств Европы (под ред. Д.А. Ковачева). - "Волтерс Клувер", 2005 г С. 181.

10. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. / Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. - М.: Норма-ИНФРА-М, 2004 г

11. Конституционное право: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 1999 г.

12. Мишин А. А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - М.: 2001 г.

13. Политология: Учебное пособие для вузов /Полунина Г. В., Анисимов Е. В., Завьеялов В. Т. и др. - М.: Акалис, 2001 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Внутренняя структура и полномочия парламентов в зарубежных странах. Исполнительная власть во Франции. Сравнительная характеристика партийных систем Франции и ФРГ. Статьи Конституций США и Бельгии, регулирующих порядок внесения изменений и дополнений.

    контрольная работа , добавлен 19.06.2010

    Популярность конституционной идеи во Франции. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. как устои нового правопорядка. Конституция 1791 г. как новый шаг на пути закрепления политико-правовых порядков. Государственный строй Франции по Конституции.

    реферат , добавлен 13.01.2010

    Общая характеристика Конституции Российской Федерации. Изучение прав и свобод граждан согласно Основному Закону. Рассмотрение принципа разделения властей по Конституции. Раскрытие деятельности высших органов власти, их аппарата, полномочий в государстве.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2015

    Государственные институты исполнительной и законодательной власти Франции. Президент и его полномочия. Премьер-министр и правительство. Законодательная власть: полномочия парламента. Своеобразие государственной системы современной Франции.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2006

    Гражданские права и свободы во Франции. Классификация гражданских прав и свобод. Общие принципы пользования свободами. Основы конституционного права Франции. Общая характеристика действующей конституции. Конституционные основы политической системы.

    курсовая работа , добавлен 14.08.2004

    Предпосылки создания Конституции Франции 1958 года, расширение полномочий президента. Особенности политики де Голля - голлизма. Регулирование взаимодействия президента с премьер-министром и парламентом. Развитие политической системы Франции в 60-70-х гг.

    контрольная работа , добавлен 01.06.2009

    Сравнительная характеристика форм и методов парламентского контроля за исполнительной властью в парламентских и президентских республиках; институт омбудсменов, законодательные комиссии. Формы контроля за правительством Национального собрания Франции.

    контрольная работа , добавлен 05.02.2013

    Президентские выборы. Президентские выборы в США. Президентские выборы во Франции. Принцип сдержек и противовесов в конституции США. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Основные принципы избирательной системы.

    реферат , добавлен 26.02.2003

    Исполнительная власть ФРГ, Испании, США, Италии, Великобритании, Франции, Японии. Основные ветви государственной власти. Исполнительные органы и государственные должностные лица. Система органов исполнительной власти. Формирование правительства.

    реферат , добавлен 28.07.2008

    Теоретический анализ конституционного развития Франции, которая стала третьей страной в мире и второй в Европе, создав в 1791 г. писаную Конституцию. Изучение органов, осуществляющих защиту конституции. Отличительные черты общих и административных судов.

Вторая республика и конституция 1848 года. Сформированное в результате февральской революции временное правительство, состоявшее в основном из умеренных политических деятелей, под прямым давлением народных масс Парижа 25 февраля 1848 г., провозгласило Францию республикой. Революционная обстановка вынудила временное правительство, которое не склонно было к скоропалительным решениям до выборов Учредительного собрания, пойти на некоторые социальные уступки: принять декрет о сокращении на один час рабочего дня, организовать национальные мастерские для безработных.

Из государственного аппарата были удалены откровенные монархисты и реакционеры, выведены войска из Парижа. Но в своей основе полицейско-бюрократическая машина Июльской монархии осталась нетронутой. Стремясь сохранить эту машину, не допустить нового революционного обвала государственной власти, временное правительство поспешило провести выборы в Учредительное собрание, призванное разработать конституцию республики.

Хотя для выборов в Учредительное собрание было установлено всеобщее избирательное право и исключался всякий имущественный ценз, реальный переход к широкой демократии во Франции не состоялся. Учредительное собрание отражало широкий спектр политических сил: от монархистов (на правом фланге) до депутатов-рабочих (на левом). Но подавляющее большинство мест в собрании (из 900) получили умеренные республиканцы, выбранные голосами провинциальных избирателей, т. е., главным образом крестьян. Эти депутаты опасались новых политических потрясений, с недоверием относились к мятежному населению Парижа, легко попадали под влияние монархистов и становились тем самым "республиканцами вчерашнего дня". Консервативное большинство собрания предварительно намеревалось отобрать у рабочих Парижа уступки, сделанные в ходе февральской революции. Объявление о закрытии национальных мастерских спровоцировало рабочих Парижа на июньское восстание, которое было жестоко подавлено генералом Кавеньяком, получившим от Учредительного собрания всю полноту исполнительной власти и особые диктаторские полномочия.

Принятая 4 ноября 1848 г., Конституция Второй республики была документом, отразившим противоречия своей эпохи. В ней закреплялись интересы не революционной, романтически настроенной буржуазии, а буржуазии умеренной и даже консервативной, превратившейся в господствующую силу в обществе и государстве, принявшей на себя ответственность за конституционный порядок.

Основываясь на доктрине народного суверенитета и рассматривая народ в качестве источника власти, конституция совместила эту доктрину с католическими догматами о божественном предопределении. В ней подчеркивалось, что она принята "перед богом и от имени французского народа". Конституция 1848 г., закреплявшая республиканский строй и систему республиканских институтов, не могла проигнорировать недавнее монархическое прошлое Франции. В ней особо декларировалось, что "публичная власть не может передаваться по наследству". Она закрепила также всеобщее избирательное право, которое рассматривалось общественным мнением как один из основных показателей демократического характера Второй республики. Под воздействием революционных событий большинство Учредительного собрания было вынуждено использовать новые конституционные подходы и установки, учитывающие широко распространившиеся среди низших слоев населения настроения и требования "социальной республики". Конституция уже не делала акцент на естественные права человека и связанный с ними индивидуализм. Но в ней была предпринята попытка дать новую трактовку республики и определить социальное назначение и ответственность государственной власти. Так, одной из целей республики декларировалось "более свободное шествие по пути прогресса и цивилизации, введение более справедливого распределения общественных повинностей и выгод". Республика принимала на себя обязанность "путем братской помощи" обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая работу, соответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать. Конституция 1848 г., сделала первый шаг в признании права на труд. В ней предусматривалось, что общество "организует через посредство государства, департаментов или коммун общественные работы, предназначенные доставлять безработным занятия". Отдав дань настроениям широких масс Франции, конституция недвусмысленно и решительно, закрепляла окончательно утвердившийся к середине XIX в., капиталистический строй, прокладывала путь к поискам классовых компромиссов. Семья, труд, собственность и общественный порядок объявлялись основой республики. Конституция 1848 г., прямо отвергла революционные методы борьбы, подчеркнув, что республика "стремится без новых потрясений, лишь последовательным и постоянным действием законов и учреждений, поднять граждан на высшую ступень нравственности, просвещения и благосостояния". Декларируемые в конституции демократические права рассматривались как составной элемент республиканского правопорядка. Пользование свободами не должно было выходить за пределы "общественной безопасности" или за рамки, установленные специальным законодательством.

Система государственных органов Второй республики по Конституции 1848 г., строилась на принципе разделения властей ("разделение властей является первейшим условием свободного правления"). Однако центральное место в этой системе было отведено исполнительной власти, которая делегировалась народом "гражданину, который получает звание президента республики". Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением.

Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д.

Он назначал и смещал министров, а по совету последних - дипломатов, главнокомандующих флота и армии, префектов, правителей Алжира и колоний, а также ряд других должностных лиц. Правда, президент не мог быть переизбран сразу на второй срок, не имел право роспуска Национального собрания, но в силу своей независимости от представительного органа он мог бесконтрольно распоряжаться всеми рычагами исполнительной власти: министрами, могущественным полицейско-бюрократическим аппаратом, армией.

Национальное собрание, избираемое на 3 года посредством тайного голосования французами старше 21 года на основе всеобщего избирательного права, т. е., без имущественного ценза, было наделено законодательной властью. Оно насчитывало 750 депутатов, не делилось, как это было предусмотрено большинством предшествующих конституций, на две палаты. Национальное собрание не имело реальных возможностей воздействовать на политику исполнительного аппарата и тем самым было обречено превратиться в орган, не имеющий авторитета и политической силы. Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. Создание этого совета также ослабляло позиции парламента. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих как от правительства, так и от самого Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности административных споров, т. е., функции административной юстиции. Слабости конституционной системы Второй республики, проистекающие, прежде всего из нереальности ее социальных обещаний и уязвимой организации государственной власти, немедленно обнаружили себя в условиях нового послереволюционного соотношения политических сил, быстрого распространения консервативных и даже монархических настроений.

Июльская монархия стала периодом экономического подъема, индустриализации и образования новых колоний. Вместе с тем это был период сильных социальных возмущений - восстаний в Лионе и Париже в 1834 г., голодных бунтов 1846-1847 гг.

В республиканизме этих лет возникает наряду с реформистским также социалистическое учение, которое разрабатывали и проповедовали Сен Симон и Фурье. В эти же годы появились коммунисты, последователи философа уравнительного коммунизма Гр. Бабефа, казненного за свои взгляды и заговорщическую деятельность еще во времена термидорианской реакции. Радикальные требования типа "Гизо в отставку или смерть" сопровождались устройством баррикад и республиканскими лозунгами "Свобода, равенство и братство". Все это началось после запрета правительства на проведение банкета в пользу реформы избирательного права 22 февраля в Париже и затем переросло в кровопролитные столкновения манифестантов с войсками. Король отрекся от престола, а временное правительство под руководством А. Ламартина провозгласило республику. Среди политических требований этого периода выделяются требования "права на труд" и вспомоществования беднякам, включая освобождение их от судебных расходов, что привело к созданию специальной правительственной комиссии под руководством социалиста Луи Блана и с участием члена правительства от рабочих Альбера. Число таких требований постоянно росло, а возможности были более чем скромные. Частичный выход нашли в создании "национальных мастерских", где не имеющие средств к жизни граждане могли найти себе работу.

2 марта был принят Декрет о 10-часовом рабочем дне. Декретом 9 марта были отменены аресты за долги и долговые тюрьмы, которые воспринимались к этому времени не столько гарантией возврата долга, сколько удовлетворением чувства мести кредитора. Затем аресты за долги были восстановлены. Национальная гвардия сохранила право выбирать себе офицеров. Выдвигалось множество проектов по реформированию армии, включая превращение ее в национальную милицию (предложение Прудона). Предложение Пьера Леру (предшественника позиции Льва Толстого о непротивлении злу насилием и борьбе за дело не иначе как путем мученичества) об освобождении от военной службы лиц, отвергающих войны как варварство, противоречащее божеским и человеческим законам, а также требованиям исповедуемой ими религии, было встречено долгим хохотом. Выработкой новой конституции занималось Учредительное собрание, большинство в котором получили республиканцы. Затем шли монархисты (легитимисты, орлеанисты, бонапартисты), мелкобуржуазные демократы и совсем немного мест получили социалисты. В числе делегатов были представители политической и литературной элиты французского общества, такие, как политический философ и аристократ А. де Токвиль, философ современного анархизма П.Ж. Прудон, писатель Виктор Гюго. Временное правительство ушло в отставку, а на его место избрали исполнительную комиссию из пяти членов, куда вошли выдающийся парламентский оратор, поэт и историк А. Ламартин, редактор газеты А. Ледрю-Роллен, ученый Д Араго и др.

По новой Конституции законодательная власть вручалась Законодательному собранию, исполнительная - президенту. И депутаты и президент избирались на основе всеобщего (для мужчин) избирательного права с 21 года и с цензом оседлости не менее шести месяцев. Право собственности включало право собственности на купленные общественные должности. Богатые сограждане могли откупить своих сыновей от службы в армии, поставляя в армию наемников. Конституция Второй республики от 4 ноября 1848 г., ничего не говорила о естественных правах и содержала множество декларативных положений, например о "более свободном шествии по пути прогресса и цивилизации", "введении более справедливого распределения общественных повинностей и выгод" и т. п.

Провозглашалось также, что свобода, равенство и братство - это принципы республики, а основа республики - это семья, труд, собственность и общественный порядок Республика будет строиться без новых потрясений, а лишь "последовательным действием законов и учреждений", с тем чтобы "поднять граждан на новую ступень нравственности, просвещения и благосостояния". Республиканские правительственные учреждения состояли из президента, избираемого на четыре года, Национального собрания с трехлетними полномочиями и Государственного совета, избираемого на шесть лет и наделяемого совещательными полномочиями при подготовке законопроектов и незначительными контрольными функциями. Социальные мотивы конституционного закона венчало положение по которому Республика должна охранять личность гражданина, его семью, религию, собственность, труд и сделать доступным всякому образование, необходимое для каждого человека.

Она должна путем братской помощи обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая работу, соответствующую их способностям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать. Избранный 10 декабря 1848 г., президентом Луи Бонапарт осуществил через три года военный переворот и 2 декабря провозгласил восстановление империи и ряд других новаций, которые за тем были одобрены плебисцитом.

В Конституции от 14 января 1852 г., президент, избираемый теперь уже на 10 лет, возвышался над всей пирамидой исполнительной власти и получал также возможность делать назначения в Государственный совет и восстановленный сенат, оставив избирателям только участие в формировании третьего учреждения высшей власти - Законодательного корпуса. После реставрации империи президент уже председательствует в сенате и Государственном совете.

Режим Второй империи. Луи Бонапарт, коронованный под именем Наполеона III (1808-1873), был третьим сыном голландского короля Людовика Бонапарта. Добрый и щедрый по натуре, он рано и фанатично поверил в свое особое призвание и всюду демонстрировал романтическое преклонение перед дядей и свою преданность наполеоновским идеям. В молодости он увлекался социалистическими и демократическими идеями. Полагая, что рабочий класс следует сделать собственником, он носился с фантастическим планом создания государственных ферм, где будут поселены неимущие (пролетарии). Затем его идеалом стало полицейское государство, контролирующее печать, суды и парламентские выборы. На военном поприще ему вначале сопутствовал успех - в Австрии, Китае, Японии, Сирии, Мексике. В 1866 г., Наполеон III недооценил значение войны Пруссии с Австрией, закончившейся блестящей победой его будущей губительницы. Развязав авантюрную войну с Пруссией в 1870 г., он потерпел сокрушительное поражение под Седаном, попал в плен и был быстро низложен возмущенными соотечественниками. Один из ощутимых итогов второго бонапартизма - создание централизованной правительственной власти с гораздо более широкими полномочиями императора и превращение "вечных прав человека" в единственное право правителя - повелевать, а всех остальных - повиноваться. Наполеон III стал учредителем еще одной разновидности правительственной власти, именуемой обычно "бонапартистским режимом". Для режима Второй империи стало характерным подчинение основных рычагов власти - армии, полиции, администрации - императору. Вместе с тем этот режим, выглядевший, по отзыву Ф. Энгельса, "шайкой политических и финансовых авантюристов", способствовал спекуляции, промышленному развитию и вообще невиданному до тех пор экономическому подъему и обогащению всей буржуазии, что сопровождалось продажностью и массовым хищничеством лиц, группировавшихся вокруг императорского двора и извлекавших "крупный процент из этого обогащения".

Блестящий анализ уроков революции 1848 г., во Франции дан в работе К. Маркса "18 брюмера Луи Бонапарта". В ней тщательно охарактеризован момент социально-политической преемственности и новизны в работе "государственной машины" Франции и в правительственной деятельности как таковой с ее соответствующим социальным составом (сословия, профессии, группы с их правами, привилегиями и политическими устремленностями и домогательствами) и внешней социальной средой (общество, громадная бюрократическая и военная организация, централизованная правительственная власть и местные сепаратные власти). Революция до 2 декабря 1851 г., закончила половину своей подготовительной работы, пишет Маркс, она "довела до совершенства парламентскую власть", а затем стала доводить до совершенства власть исполнительную.

Первая Французская революция должна была развить далее то, что было начато абсолютной монархией: централизацию, а вместе с тем объем, атрибуты и число прислужников правительственной власти. Наполеон завершил эту государственную машину. Легитимная (1814 г.) и Июльская (1830 г.) монархии ничего не прибавили, кроме большего разделения труда, увеличивавшегося по мере того, как разделение труда внутри гражданского общества создавало новые группы интересов, следовательно новые объекты государственного управления.

"Всякий общий интерес немедленно отрывался от общества, вырывался из сферы самодеятельности общества, противопоставлялся ему как высший, всеобщий интерес, вырывался из сферы самодеятельности членов общества и делался предметом правительственной деятельности, - начиная с моста, школьного здания и коммунального имущества сельской общины и кончая железными дорогами, национальным имуществом и государственными университетами Франции. Наконец, парламентская республика оказалась в своей борьбе против революции вынужденной усилить вместе с мерами репрессии, средства и централизацию правительственной власти. Все перевороты усовершенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать ее. Партии, которые, сменяя друг друга, боролись за господство, рассматривали захват этого огромного государственного здания как главную добычу при своей победе" (Маркс К. 18 брюмера Луи Бонапарта).

Анализ Маркса выдержан в духе теории непременной смены капитализма социализмом, которая будет сопровождаться непременным разрушением (сломом) аппарата управления государством, сложившегося как орудие своекорыстного управления господствующего класса при феодализме и затем при капитализме. республика революция конституция

Для нас в данном случае важен не вывод, а сам процесс конкретно-исторического, и в особенности сравнительно-исторического, анализа феномена исполнительной власти, а вместе с ним и феномена политической власти, известной как режим бонапартизма (т. е., режима правления Наполеона I и Наполеона III).

1. Попытка реставрации монархии во Франции (период, длившийся с 1814г. до 1847 г.) привела к общему кризису в стране - экономическому, тор­гово-промышленному и финансовому.

Зимой 1848 г. население Парижа поднялось на вооруженное восстание. Толчком к восстанию послужил расстрел мирной безоружной демон­страции парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия мер по улучшению экономического положения. Уже на сле­дующий день восставшие овладели основными стратегическими пунк­тами столицы. Король Луи-Филипп отрекся от престола. Временное правительство, сформированное из представителей ли­берально-демократической оппозиции, 25 февраля 1848 года провозг­ласило Францию республикой. Был опубликован ряд декретов:

О введении всеобщего прямого избирательного права - для мужчин;

О закреплении права на труд;

О гарантиях организации труда - обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже на один час. Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы. Опорой

правительства в борьбе с радикальным движением стала созданная наемная мобильная гвардия.

Вскоре Временное правительство повысило налоги, что сильно ударило по крестьянству.

Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Большинство в собрании принадлежало крупным буржуа, земельным собственникам, генералам и представителям высшего духовенства.

2. Конституция 1848 г. установила следующие принципы государственного строя:.

Республиканская форма правления;

Разделение властей;

Представительное правление.

Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собра­ние. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых дого­воров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сро­ком на 3 года.

Главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зави­сел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения за­конопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т. д. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц.

Президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права рос­пуска Национального собрания.

Конституция предусматривала учреждение ^ Государственного совета, назначаемого на б лет Национальным собранием. В компетенцию Госу­дарственного совета входило предварительное рассмотрение законопро­ектов, исходящих от правительства и Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администра­цией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности администра­тивных споров.


Органы центрального и местного управления не претерпели существен­ных изменений. Сохранилось административно-территориальное деле­ние на департаменты, дистрикты и коммуны.

3. Конституция вводила всеобщее и прямое избирательное право при тай­ном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте от 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, увеличенный затем до трех лет.

Гос переворот Луи Бонапарта. Вторая империя во Франции. Конституция 1852 г.

Первые президентские выборы принесли победу племяннику Бонапарта - Людовику Наполеону, за которого проголосовало 2/3 населения страны. После его прихода к власти повторились те же события, что и в начале XIX века. Они заключались в формирова­нии в недрах республиканского строя авторитарных традиций. Уже вскоре после прихода к власти Луи Наполеона обозначились расхождения между его по­литическими стремлениями и политикой Законода­тельного собрания. Под предлогом борьбы с революци­ей оно принимает ряд реакционных законов, ограни­чивших свободу печати, собраний и других демокра­тических прав. 31 мая 1850 г. собрание принимает новый избирательный закон, который вводил имуще­ственный ценз вопреки Конституции и повышенный ценз оседлости. В итоге, количество избирателей со­кратилось на 30%. Летом того же года принимаются законы, ограничившие свободу печати, слова, митин­гов и собраний. Специальный закон поставил образо­вание под контроль католической церкви. Таким об­разом, Франция постепенно превращалась в полицей­ское государство. 2 декабря 1851 г. президент своим декретом распустил парламент. Это был по сути пере­ворот, совершенный с опорой на армию.

Слабость республиканских устоев, продемонстриро­ванная уже в ходе выборов 1848 г., привела к новому государственному перевороту и установлению в 1851 г. режима Второй империи. 14 января 1852 г. Луи Бона­парт промульгировал новую конституцию, напоминав­шую Конституцию 1799 г. Вся полнота власти концен­трировалась в руках президента, избиравшегося на 10 лет. Он контролировал законодательный процесс, кото­рый осуществлялся Государственным советом, Законо­дательным корпусом и Сенатом. В отличие от консти­туции Первой империи здесь сохранялось всеобщее из­бирательное право при тайном голосовании. Избиратель­ный закон 31 мая 1850 г. был отменен. Однако за рес­публиканской формой правления скрывалось монархи­ческое содержание. Режим Второй империи окончатель­но оформился после плебисцита, восстановившего им­ператорскую власть в лице Наполеона III. Созданная им система являлась разновидностью бонапартистского (цезаристского) режима, носившего тоталитарный ха­рактер. Он просуществовал с 1852 по 1870 гг. и полу­чил название Второй империи во Франции.

Авантюристическая внутренняя и внешняя поли­тика Второй империи способствовала краху этого ре­жима. После неудач в войне с Пруссией, приведших к военной катастрофе под Седаном и пленению фран­цузского императора, в Париже вспыхнули револю­ционные волнения. 4 сентября 1870 г. Франция была

Загрузка...