decorininterior.ru

~Что такое потребительское общество? Планета Потребляндия, или Почему общество потребления — крайне полезная штука Общественные потребители.

Прошло 60 лет после этого интервью, которое дал Эрих Фромм американскому журналисту и телеведущему Майку Уоллесу. Речь в нём шла о современном на тот момент, американском обществе. Прошло чуть более полувека, и всё сказанное можно отнести уже абсолютно к любой стране с развитой экономикой, где во главе угла стоит одно большое слово «ПОТРЕБЛЕНИЕ».

Можно по-разному относиться к Фромму, кому-то нравятся его работы, кому-то нет, я лишь замечу, что есть у него интересные мысли.

Вот, например, что он написал в введении к своей книге «Иметь или быть»:

Нужно наглядно представить себе всю грандиозность Больших Надежд, поразительные материальные и духовные достижения индустриального века, чтобы понять, какую травму наносит людям в наши дни сознание того, что эти Большие Надежды терпят крах. Ибо индустриальный век действительно не сумел выполнить свои Великие Обещания, и все большее число людей начинают осознавать, что:

- Неограниченное удовлетворение всех желаний не способствует благоденствию, оно не может быть путем к счастью или даже получению максимума удовольствия.

Мечте о том, чтобы быть независимыми хозяевами собственных жизней, пришел конец, когда мы начали сознавать, что стали винтиками бюрократической машины и нашими мыслями, чувствами и вкусами манипулируют правительство, индустрия и находящиеся под их контролем средства массовой информации .

Экономический прогресс коснулся лишь ограниченного числа богатых наций, пропасть между богатыми и бедными нациями все более и более увеличивается .

Сам технический прогресс создал опасность для окружающей среды и угрозу ядерной войны, каждая из которых в отдельности - или обе вместе способны уничтожить всю цивилизацию и, возможно, вообще жизнь на Земле.

Приехав в Осло для получения Нобелевской премии мира за 1952 год, Альберт Швейцер призвал мир "отважиться взглянуть в лицо сложившемуся положению...

Человек превратился в сверхчеловека... Но сверхчеловек, наделенный сверхчеловеческой силой, еще не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума.

Чем больше растет его мощь, тем беднее он становится... Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся ".

Современные философы и социологи предпринимали попытки изучения «общества потребления», были и попытки различных классификаций данного общества. Всё это без проблем можно найти в сети интернет.

Например, приведу лишь несколько отличительных черт современного общества:

Основные черты современного общества потребления:

1. Втягивание в процесс потребления абсолютного большинства населения .

Потребление перестает быть способом борьбы за физическое выживание и превращается в инструмент конструирования социальной идентичности, социокультурной интеграции в общество.

Т.е. если раньше, какие-либо предметы обихода или допустим одежду меняли по мере её износа, то сейчас некая модница просто покупает себе платье, чтобы провести в нём один вечер, а затем с успехом про него забывает и покупает себе новое платье или туфельки. Я помню, видеоролик смотрел, где одна дама с гордостью показывает в своём роскошном доме отдельную комнату, которую занимают её туфельки, комната, сразу скажу, довольно большая, а не какая-нибудь маленькая кладовка. Ну а некоторые любители авто просто меняют свои автомобили как перчатки, сосед поменял и мне тоже надо.

2. Революционные изменения в организации торговли, сферы обслуживания .

Ключевые позиции занимают крупные торговые центры, супермаркеты, превращающиеся в места проведения досуга, музеи современной культуры потребления. Параллельно радикально меняется поведение покупателей: все большее место занимает так называемый shopping about - хождение по магазинам без наличия более или менее ясно осознанной цели, который становится широко распространенной формой досуга.

Знакомо, наверное, многим занятие, не так ли? Просто пройтись по магазинам, без какой-либо особой цели, «поглазеть», так сказать.

3. Революция в средствах коммуникации .

Возникает новое информационное пространство, в котором не действуют традиционные представления о пространстве и времени. В нем формируются и через него поддерживаются самые разные социальные сети: родственные, дружеские, профессиональные и т. д. Общение все больше смещается в Интернет, обычные телефонные сети и систему сотовой связи. Все это позволяет существенно интенсифицировать общение, расширить круг людей, вовлеченных в него. Но в то же время общение превращается в платную услугу: без посредничества провайдера уже трудно представить современные межличностные отношения.

Согласитесь, что это знакомо всем, если раньше общение было «живым», т.е. приходили в гости, что-то обсуждали, общались, то сейчас в основном, это сотовый и интернет. За услуги, как сотового оператора, так и провайдера мы с вами платим, т.е. по факту, мы платим третьим лицам за общение, которое раньше было «живым». Конечно, есть исключение, когда речь идёт о том, кто живёт далеко от вас, но современные люди даже с соседями своими или просто знакомыми, на данный момент, чаще общаются по телефону или посредством сети интернет.

4.Появление развитой системы кредита .

Появление разнообразных форм электронных банковских карточек резко ускорило процесс принятия решения о более или менее крупных покупках и свело к минимуму время на раздумья. В прошлое уходит культура накопления. Деньги, едва появившись, тут же пускаются на приобретение товаров в кредит. Инфляция даже в умеренных темпах стимулирует развитие культуры расточительства: деньги, хранимые дома или в банке, обесцениваются, поэтому эффективнее их сразу пускать в потребление.

5. Превращение системы массового потребительского кредита в новую форму социального контроля .

Когда дом, автомобиль, мебель приобретены в кредит, благополучие семьи очень жестко зависит от стабильности рабочего места. Любые формы протеста, конфликта на рабочем месте чреваты его потерей и крахом кредитного благополучия. Постоянность фактора безработицы усиливает этот страх и готовность к компромиссам с работодателем.

Жизнь в кредит для многих людей стала неотъемлемой частью их бытия. Расплатились по одному кредиту, тут же берём ещё один, а может 2 или 3 одновременно, это реалии современной жизни.

Реклама превращается в разновидность средств производства: она производит желания, осознанные потребности и интересы. При этом рациональные и функциональные аргументы в пользу выбора данного товара все больше уступают его презентации как символа определенного престижного стиля жизни. Реклама общества потребления порождает желания принадлежать к определенной группе или типу людей, благодаря обладанию конкретным товаром.

7. Формирование культа бренда .

Результатом производства являются не товары, наделенные какими-то функциональными свойствами, а бренды - торговые марки, превратившиеся в феномены массового сознания (имиджи, оценки, ожидания, символы и т. д.). Производство и продажа брендов становятся эффективными видами экономической деятельности, т. к. люди платят за свои собственные представления.

8. Создание нового типа личности .

Ключевая черта современного общества потребления - склонность к потреблению, как способу конструирования своей идентичности. В силу этого полное удовлетворение даже основных потребностей становится невозможным, поскольку идентичность требует ежедневного воспроизводства. Отсюда парадокс высокой трудовой активности человека, который уже сыт, имеет крышу над головой и обладает достаточно обширным гардеробом. Логическим следствием развития капиталистического способа производства является формирование ненасытного потребителя, для которого потребление выступает как основное содержание его жизни.

Вся суть этого пункта заключена всего в одном слове, которое повторяется до бесконечности или можно сказать по кругу, слово это - «покупай»…покупай…и снова покупай.

Есть так же аргументы «за» и «против» общества потребления.

«ЗА»

1. Потребление способствует возникновению хорошего и ответственного правительства, способствующего долгосрочной социальной стабильности, необходимой для общества.

(«хорошего и ответственного правительства» - этот довод очень похож на сказку перед сном)

2. В обществе потребления производители имеют стимул совершенствовать и создавать новые товары и услуги, что способствует прогрессу в целом.

(Вопрос в том, для чего все это надо, для пользы общества в целом или для зарабатывания бабла? это две абсолютно разные вещи, интересы всего общества и интересы отдельной группы лиц, для которой важен только свой карман)

3. Высокие потребительские стандарты являются стимулом для зарабатывания денег и, как следствие, упорной работы, продолжительной учёбы, повышения квалификации.

(И в этом есть счастье? Работать по 12-15 часов в сутки, для удовлетворения своих необузданных желаний, купить как можно больше, владеть как можно большим.)

4. Потребление способствует снижению социальной напряжённости.

(В смысле, покупай и больше ни о чём не думай?)

5. Потребительские мотивы поведения смягчают национальные и религиозные предрассудки, что способствует снижению экстремизма, повышению терпимости. Кроме того, человек в обществе потребления, как правило, менее склонен к риску.

(Что -то по современному обществу этого не скажешь)

6. Потребление сырья и товаров из стран «третьего мира» способствует их развитию.

(Надо помогать тем, кто живёт с тобой на одной планете, а не потреблять соседей).

«ПРОТИВ»

  • Общество потребления делает человека зависимым, несамостоятельным.
  • Основной целью индивидуума становится потребление, а упорная работа, учёба, повышение квалификации представляют собой лишь побочный эффект.
  • Основой общества потребления являются природные ресурсы, большинство которых относятся к невосполнимым.
  • Общество потребления существует исключительно в высокоразвитых странах, в то время, как страны третьего мира используются в качестве сырьевого придатка.
  • В обществе потребления поощряется ускорение процессов. В том числе ускоряются отрицательные, разрушительные процессы.
  • В обществе потребления снижается ответственность отдельного человека. Так, например, ответственность за загрязнение окружающей среды выбросами заводов целиком ложится на производителя, а не на потребителя.
  • Двойственность процесса развития. Для функционирования общества потребления достаточно лишь тонкой прослойки людей, обеспечивающих прогресс. К ним предъявляются повышенные требования. Остальная, большая часть общества занимается тем, что обеспечивает бесперебойную работу техники. Требования к таким людям снижаются.
  • . Это ведет к оболваниванию людей, деградации их как личностей, упадку массовой культуры. Кроме того, это упрощает манипулирование сознанием, так как тёмных, невежественных людей очень легко обмануть. Доктор физико-математических наук, академик РАН Владимир Арнольд писал:

Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей . Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом)

А теперь я предлагаю в картинках(смешных и совсем не смешных) посмотреть на современное общество.

Современные люди-зомби, большую часть жизни проводят с телефоном в руках. Телефон для них предмет родной и самый близкий, а сам владелец любит эту игрушку дальше больше чем окружающих его людей, а некоторые обладатели сеих приспособлений даже гладят их и целуют, ласково с ними разговаривают.

«Счастливые» обладатели авто. Гордо сидя в своём приобретении, они порой окружающих людей не замечают, а из некоторых важность так и прёт. Поставить свою машину так, что бы окружающим негде было ходить, найдя при этом тысячи оправданий, впереди пешеходный переход, а что разве нужно тормозить? Подождут, ведь я тороплюсь! Вот основная суть некоторых« счастливых» обладателей авто.

Современный мир породил новый вид богатырей. И если раньше перед былинными богатырями вставал выбор "На развилине путей-дорог лежит Вещий камень, а на нём надпись: «Направо пойдёшь - коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь - себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь - и себя и коня потеряешь» ,то перед нынешними богатырями камень стоит уже совсем с иными надписями.

«Скидка» и «Распродажа» два магических слова, делающих из современного человека…а впрочем, смотрите сами, на кого похожи эти люди?

А как вам довольное лицо оператора? который всё это снимает (на предпоследнем фото).

Следующая картинка: человеку требуется помощь, допустим, он поскользнулся и упал. Обязательно найдётся кто-то, кто вместо того, чтобы помочь подняться, достанет свою любимую игрушку из кармана и начнёт снимать этого несчастного. А затем выложит всё это в интернет в категории юмор.

Специально для таких, хочется поставить следующую картинку:

Мир рекламы. Улицы современных городов, по большей части представляют собой одну большую вывеску со словом «купи». Решил посмотреть телевизор и тебе тут же напоминают, что необходимо, что то купить. Зашёл в интернет, а что, ты разве не хочешь ничего купить?

Человек-телевизор. Большую часть свободного времени проводит глядя в эту чудо-коробку. Бесчисленные ток-шоу и сериалы, а разве ещё что-то нужно? Человеку-телевизору больше ничего и не надо, естественное желание подсматривать за тем, как живут другие, пускай даже это всего лишь выдумка сценаристов. Само желание обусловлено любопытством, которое есть в каждом человеке, но ведь можно же изучать окружающий мир, например, а можно просто подсматривать за другими. А Жизнь проходит мимо…

Целью данной статьи не является подробно разобрать современное общество, я лишь показал некоторые картинки из жизни современного человека. И куда же мы пришли на данный момент? Есть у меня ещё одна, последняя картинка.

В завершении хочется снова вернуться к Фромму. Вот, что он пишет о природе обладания. Довольно интересно, на мой взгляд, пишет. Он отмечает, что обладание чем либо, это всего лишь иллюзия т.к. сам человек не вечен, и то чем стремиться обладать человек тоже не вечно, нет ничего вечного в этом материальном мире. Более того, человек становиться зависимым от того чем он стремиться обладать(раб собственных желаний). Человек сам становиться вещью т.к. он напрямую зависит от того чем он хочет обладать(всем знакомы навязчивые мысли что либо приобрести, которые по кругу крутятся в голове). Фромм отмечает, что подобная связь смертоносна, а не животворна.

ПРИРОДА ОБЛАДАНИЯ

Природа обладания вытекает из природы частной собственности. При таком способе существования самое важное - это приобретение собственности и мое неограниченное право сохранять все, что я приобрел. Модус обладания исключает все другие; он не требует от меня каких-либо дальнейших усилий с целью сохранять свою собственность или продуктивно пользоваться ею. В буддизме этот способ поведения описан как "ненасытность", а иудаизм и христианство называют его "алчностью"; он превращает всех и вся в нечто безжизненное, подчиняющееся чужой власти .

Утверждение "Я обладаю чем-то " означает связь между субъектом "Я" (или "он", "мы", "вы", "они") и объектом "О".

Оно подразумевает, что субъект постоянен, так же как и объект. Однако присуще ли это постоянство субъекту? Или объекту? Ведь я когда-то умру; я могу утратить свое положение в обществе, которое гарантирует мне обладание чем-то. Столь же непостоянным является и объект: он может сломаться, потеряться или утратить свою ценность. Разговоры о неизменном обладании чем-либо связаны с иллюзией постоянства и неразрушимости материи . И хотя мне кажется, что я обладаю всем, на самом деле я не обладаю ничем, так как мое обладание, владение объектом и власть над ним - всего лишь преходящий миг в процессе жизни.

В конечном счете утверждения "Я определение "Я" через мое обладание "О".

Субъект - это не "я как таковой", а "я как то, чем я обладаю". Моя собственность создает меня и мою индивидуальность. У утверждения "Я есть Я" есть подтекст "Я есть Я, поскольку Я обладаю X", где Х обозначает все естественные объекты и живые существа, с которыми я соотношу себя через мое право ими управлять и делать их своей постоянной принадлежностью.

При ориентации на обладание нет живой связи между мной и тем, чем я владею. И объект моего обладания, и я превратились в вещи , и я обладаю объектом, поскольку у меня есть сила, чтобы сделать его моим. Но здесь имеет место и обратная связь:

объект обладает мной, потому что мое чувство идентичности, то есть психическое здоровье основывается на моем обладании объектом (и как можно большим числом вещей). Такой способ существования устанавливается не посредством живого, продуктивного процесса между субъектом и объектом; он превращает в вещи и субъект, и объект. Связь между ними смертоносна, а не животворна.

И полвека назад и сейчас есть люди, которые задумываются и задаются вопросом: «А всё ли с нами в порядке? С человечеством, в общем и целом, куда нас завело вот это общество потребления и есть ли выход?» я выделял в тексте один, на мой взгляд, важный момент и я его продублирую.

«Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека »

Так же было отмечено, кому выгодно подобное общество, в котором нет места для нравственного и духовного развития людей, повышения их образовательного уровня. Оно выгодно так называемым «хозяевам жизни », которым проще управлять обществом потребителей, ведь это общество, похоже на стадо животных. На приведённых мной картинках это стадо очень хорошо заметно под заголовком «Скидка и распродажа».

А выгодно ли оно вам? Тем, кто читает или будет читать эту статью, просто дайте сами себе честный ответ. Вам бы хотелось, чтобы ваши дети жили вот в этом самом обществе потребления или может быть общество должно быть другим, с преобладанием совсем иных ценностей? Под иными ценностями, конечно же, я имею в виду, прежде всего преобладание в обществе нравственного и духовного развития.

Мир сейчас приближается к новому (хотя это относительно, учитывая что история циклична) этапу своего существования. Это время глобальных катаклизмов, и после выхода передачи «Се грядёт » многим уже понятно, что мы уже вплотную приблизились к этому этапу. Кто не верит, могу только сказать, что уже скоро всё увидите сами, так сказать своими глазами. Как бы странно это не звучало, но есть в этом этапе один плюс. В тех условиях, в которые будет поставлено человечество, а правильнее будет сказать, в которые оно само себя поставило, всё большее количество людей начнёт задаваться простым вопросом «А есть ли выход?». Ведь правила искусственно навязанные обществу, с молчаливого согласия этого самого общества, в эпоху катаклизмов просто не работают. И от ответа на этот вопрос, каждого человека будет зависеть очень многое. Судьба всего человечества в целом.

Подготовил: Игорь (г. Вятка)

общество индустриально развитых стран, характеризующееся массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностных ориентаций и установок. Общество потребления является одним из вариантов (наряду с такими вариантами, как государство всеобщего благоденствия, смешанная экономика, постиндустриальное общество) конечного состояния т. н. трансформации капитализма, т. е. теории эволюции капитализма в некапиталистические общества.

Общество потребления - это состояние большинства развитых стран мира, в первую очередь стран Запада. Такие общества характеризуются тем, что каждому индивидууму в таком обществе в мозг вдалбливается идея необузданного потребления всего, что только можно, а в связи с этим и культ частной собственности, как высшего проявления потребления. При этом само потребление возводится в принцип - иной раз даже если старая вещь все еще годна к употреблению, ее все равно меняют из-за потери модности, привлекательности и т. д. В связи с этим весьма значимым становятся упаковка товаров и их реклама - стоимость их иной раз превышает себестоимость производства самих товаров. Поэтому в качестве синонима иногда употребляется термин «общество упаковки».

Вполне понятно, что обеспечение подобного положения вещей невозможно в случае ведения экономического хозяйства в его исконном смысле, а именно в домоводстве в целях соблюдения баланса, который заключается в принципе «потребление ровно в стольком объеме, сколько требуется». Общество потребления - прямой потомок рыночной экономики, т. е. хрематистики - учения о получении выгоды ради самой выгоды. Страны Запада, как осколки бывших империй, высасывали и до сих пор высасывают ресурсы для поддержания своего уровня потребления из прочих стран мира.

Очень странно видеть, что в России навязывается тот же самый культ потребления, причем в достаточно диком варианте. Крупнейшие центры - Москва и в меньшей степени Санкт-Петербург превращаются в черные дыры потребления, которые высасывают ресурсы из остальных регионов России. Можно предположить, что подобное положение вещей создается нарочито в рамках создания пресловутой системы сдержек и противовесов, когда объединенные одной этнической принадлежностью люди должны быть разделены на некоторые классы, которые не позволят людям объединиться в борьбе против узурпировавших власть наднациональными негодяями. Это - продолжение политики «разделяй и властвуй» в отношении граждан собственного государства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ

широко распространенная метафора для описания состояния современного общества, характеризующегося индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства, бюрократизацией общественной жизни, распространением «массовой культуры», абсолютизацией материальных потребностей человека и приданием потребительству статуса высшей социальной, нравственной ценности.

Развитие цивилизации привело к значительному росту научно-технических достижений, что позволяло обеспечить высокий уровень потребления материальных благ. Одним из оснований идеологии индустриального общества стала просветительская идея прогресса. Именно индустриализм впервые породил способ производства, обладающий самоподдерживающейся способностью к росту и экспансии.

Идея прогресса преломилась в общественном сознании буржуазного общества в убеждение, что все новое заведомо лучше старого. Прогресс переориентировался на сокращение жизненного цикла производимой продукции, ускоренную смену ее поколений. Это породило особое явление: экономику предложения и общество потребления.

Международное разделение труда обусловило разворачивающийся процесс глобализации, распространяющий универсальные, «общечеловеческие» ценности, унифицированные стандарты потребления во всем мире, независимо от религиозных или национальных традиций, исторических типов цивилизаций. Навязывание этих и других стандартов, выдаваемых за абсолютные истины, неизбежно сопровождается оскудением мышления, подавлением оригинальных, независимых мнений. Победа цивилизации стандарта над культурой личности привела к ликвидации индивидуального человеческого фактора в истории.

Таким образом, общество потребления оказывается самой тоталитарной социальной конструкцией из всех, когда-либо существовавших на Земле, но его тоталитаризм ненавязчив и маскируется под огромную, невиданную ранее, свободу выбора материальных благ.

Общество потребления - это еще и новый исторический тип социализации. Известный историк Д. Бурстин утверждал, что в США ксередине XX в. приверженность тем или иным потребительским стандартам оказалась главной силой, связывающей людей в сообщества: «Устаревшие политические и религиозные общины так и остались в одиночестве среди множества новых ассоциаций, которые раньше трудно было даже представить. Американцев с все возрастающей силой стали связывать друг с другом не несколько прочных уз, а бесчисленное множество невидимых связей, из которых, как из паутины, сплетались нити их повседневной жизни».

Потребителей, предпочитающих продукцию той или иной компании, объединяет сознание общего благосостояния, общих интересов, общего ощущения, что о них заботится, их опекает, к ним приспосабливается целое общество, «поставленное на службу идее счастья». Как отмечает французский философ Ж. Бодрийар, именно так в обществе потребления формируется «новый гуманизм», утверждающий свободу наслаждения жизнью и право каждого потребителя покупать то, что способно принести ему радость, предоставляющий схемы приспособления к обществу и рецепты комфортной жизни.

Сквозь сладостное воспевание предметов потребления слышится истинный императив рекламы: «Смотрите: целое общество занято тем, что приспосабливается к вам и к вашим желаниям. Следовательно, и для вас разумно было бы интегрироваться в это общество».

Всеобщая деградация идеи труда, которая «знаменует отступление на второй план всех стимулов к труду, кроме денег» (М. Лернер), была явным отступлением от породившего, по М. Веберу, капитализм духа предпринимательства и культа труда, созидания как высшей, религиозно освященной ценности.

Принятие ценности потребления как главной цели человеческого бытия стало необходимым и едва ли не главным условием существования современного западного общества.

Его мощь обеспечивается не военной силой, не финансовыми потоками, не природными ресурсами, а господством в массовом сознании культа тотального потребительства. Именно он, став элементом сознания, обусловливает поведение индивидов и социальных групп.

Не знающее границ стремление к потреблению, ставшее доминантой социально-экономической и культурной жизни Запада, давно вошло в противоречие с ресурсными возможностями Земли. Г. Уэллс в свое время писал: «Было бы смешно доказывать, что соединенных мировых средств и энергии всего человечества, особенно если они хорошо организованы, хватит с излишком, чтобы удовлетворить материальную нужду всякой человеческой единицы. И если возможно организовать так, что каждый человек будет довольствоваться разумным физическим и умственным комфортом, не воспроизводя типа низшего порядка, нет никакой причины, чтобы это было не устроено».

Ориентация людей на все больший рост производства и потребления создала счета, по которым некому платить. Конечность природы, ограниченность ее ресурсов не дают возможностей для безграничного роста производства. Осознание этого факта привело западное общество не к идее создания ресурсосберегающих технологий и усмирению своих растущих потребностей (США, где проживает 5% населения всего мира, потребляет 40% мировых ресурсов), а к формированию концепции «золотого миллиарда».

В современном западном «обществе потребления» отсутствует степень разумного ограничения потребностей, механизм контроля над их ростом. Более того, безудержное, ничем и никем не ограниченное удовлетворение, в соответствии с навязанными обществом же нормами, потребностей преподносится СМИ как модель нормального, естественного, единственно правильного человеческого поведения.

Тоталитарная модель общества потребления бесцеремонно навязывается всему миру в качестве универсальной. И эта экспансия распространяется благодаря интернету и другим современным средствам массовой коммуникации со скоростью пандемии.

Впервые сознательно общество потребления стало пропагандироваться американскими президентами Д. Эйзенхауэром, Дж. Кеннеди, Л. Джонсоном. Материальная обеспеченность, по их мысли, должна была стать главным козырем в холодной войне с СССР: «Пусть русские запускают спутники, пусть освобождают негров от рабства колониализма, пусть гордятся своими достижениями в шахматах и балете, а мы будем просто… лучше жить и в конце концов, масса пойдет за нашими идеалами».

Принято считать, что социализм в нашей стране рухнул в 1991 г. На самом деле это произошло гораздо раньше, когда Н. Хрущев провозгласил свой знаменитый лозунг: «Догнать и перегнать Америку по молоку и мясу». Именно тогда советское руководство признало ценности общества потребления универсальными, объявив главной целью страны «удовлетворение все возрастающих материальных потребностей советских людей», в чем якобы и состоит смысл строительства коммунизма как общества «в котором все будет бесплатно». Подмена Хрущевым коммунистического общественного идеала ценностями общества потребления и привела к катастрофическим для страны последствиям в 1980–90-е гг.

В США в последние годы растет движение антипотребителей, которые утверждают: смысл жизни человека не в потреблении материальных благ, а значит, и смысл жизни и деятельности нации, государства также не должен быть направлен на экономический рост. Вместо министерства экономики антипотребители предлагают создать министерство духа и свободного времени.

В России парадигма «общества потребления» до сих пор остается господствующей. В программах всех партий повышение уровня жизни народа стоит как главная цель, различаются лишь способы ее достижения.

Между тем, такая цель вовсе не очевидна. Подобно тому, как смысл жизни отдельного индивида не исчерпывается потреблением материальных благ, смысл жизни народа так же, возможно, состоит в реализации какой-либо миссии, в историческом свершении, для чего зачастую приходится отказываться от высокого уровня жизни.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В человеческой истории мы имеем в самом общем виде два периода формирования отношений по поводу деторождения. Первый - это период, когда не существовало массовых средств ограничения рождаемости. Второй период начался примерно со второй половины XXвека, когда средства ограничения рождаемости в семье стали доступны и просты.

В течение первого периода большую его часть высокая рождаемость ограничивалась либо индивидуальной степенью репродуктивной способности конкретных людей, либо обострявшейся борьбой за ресурсы и средства поддержания существования.

Действовал естественный вектор на увеличение населения тех или иных стран. Когда население в силу тех или иных причин становилось больше, чем могли обеспечить ресурсы этих стран, начинались походы, войны за завоевание иных ресурсов, внутренние столкновения по тому же поводу. И, с одной стороны, ресурсы добывались либо перераспределялись, либо население в результате войн сокращалось.

Сама структура общества потребления фактически лишает человека возможности завести большую семью

В целом ситуацию определяли три обстоятельства. Первое - сама репродуктивная способность человека. Второе, работавшее, как мотив, на ограничение, - ограниченность средств обеспечения физического существования. Третье, работавшее, как мотив, на увеличение численности: необходимость, с одной стороны, производить и воспроизводить рабочую силу, с другой - необходимость защищать свои ресурсы и захватывать чужие, то есть, воспроизводить уже не только работников, но и воинов. Причем в развитие, соответственно, рождалась и вполне привлекательная мысль, в первую очередь, производить именно воинов, которые смогли бы не только защитить свои ресурсы и предъявить претензию на чужие, но и привести с войны работников. Это смогло стать выгодным и возможным тогда, когда появился относительный избыток: до этого момента пленных просто съедали - кормить их было чем, а отпускать - опасно.

Баланс ограничений рождаемости складывался в пользу ее увеличения: сначала действовал принцип: больше населения (больше семья) - больше едоков, больше нехватка ресурсов. Потом: больше семья - больше работников. На следующем этапе: больше семья - больше воинов, больше ресурсов. Причем мотивация на сохранение большой семьи складывалась из необходимости решить три задачи: обеспечить производство воинов; обеспечить производство тех, кто будет работать, когда они будут воевать; обеспечить производство воинов в таком числе, чтобы их оставалось достаточно с учетом гибели многих из них на войне. То есть, столько, чтобы не жалко было их отправлять (а семье - отдавать) на войну.

Так складывались отношения, мотивы и тип семьи в традиционном, аграрном обществе, хотя здесь можно тоже выделить ряд своих этапов.

Причем, здесь действовали еще два важные момента: в силу общей невысокой обеспеченности ресурсами общий уровень жизни и общий уровень потребностей был относительно невысок, а с другой стороны - эта модель была относительно общей и для общества в целом, и для отдельной семьи при прочих равных. Хотя сохранялись и определенные ограничивающие обстоятельства.

С переходом к «модерну», то есть - к индустриальному обществу, с одной стороны, возрастает и развивается производство, и прокормить себя оказывается возможным и вне «большой производственной семьи», работая по найму на заводе или, позже, в конторе и офисе. С другой стороны - повышаются требования к комфортности и уровню жизни, а потом - и его качеству. И зарабатываемых благ оказывается не вполне достаточно для того, чтобы прокормить большое число детей и обеспечить их быт уже на том уровне, который предпочитаешь сам.

Притом если старая деревенская семья была относительно нестесненна в пространстве (расширить дом или построить второй было относительно доступно), то тоновая, городская, могла иметь такую возможность лишь при высоких уровнях дохода, доступных для меньшинства. Просто сказывалась ограниченность городского пространства.

Отсюда на сегодня, чем более высоко развиты страны, тем меньшую они имеют численность семьи и рождаемость. Массовое развитие контрацепции можно считать причиной снижения рождаемости, но более верно было бы говорить о том, что само оно возникло в связи с массовым запросом на них, то есть, в связи с массовым бытовым запросом на минимизацию семьи.

Но налицо оказалось и известное противоречие: отдельный человек и отдельная семья заинтересованы в малой деторождаемости ради обеспечения высокого комфорта и уровня потребления. Но социум, страна, достигшая высокого уровня богатств и потребностей, по-прежнему заинтересована в том, в чем ранее они были с семьей едины, - в увеличении числа работников и тех же воинов, хотя на сегодня и потенциальных.

Высокая численность населения в богатых странах сегодня обманчива. Она складывается из трех факторов. Первый: снижающаяся за счет достижений медицины смертность, то есть, снижающийся удельный вес работников и потенциальных воинов.

Второй: повышение численности мигрантов, выполняющих наименее квалифицированные и престижные виды работ, что оборачивается размыванием национальной идентичности и нарастающими конфликтами мультикультурных обществ, в свою очередь, чреватым через некоторое время новыми, казалось бы ранее изжитыми конфликтами по поводу перераспределения средств жизнеобеспечения. И, кстати, перераспределения и средств обитания, и видов занятости.

Третий фактор: дефицит воинов. Не проходящих кукольную военную службу в невоюющих армиях воинов, с интернет-играми по вечерам и уходом на выходные домой, а реальных, готовых воевать и идти за интересы своей страны на смерть. Причем, к их общему дефициту добавляется и то, что если в семье с десятком детей гибель одного или двух воспринималась, хотя и, как горе, но и повод для гордости и внутреннего определенного удовлетворения, то в семье с одним или двумя детьми мать скорее сделает все, чтобы уберечь их от похода на настоящую войну и их не лишиться. А десяток доставленных с войны гробов погружает общество в транс и выводит на улицы массы требующих прекратить войну любой ценой. Поскольку же войны вытекают вовсе не из амбиций политиков, а из необходимости защищать свои ресурсы и приобретать чужие, то удовлетворять потребность в воинах в богатых странах через некоторое время вполне могут начать мигранты-контрактники. Как собственно было в период упадка Рима: завоеванные иноземцы-рабы обеспечивали Рим работой, нанятые иноземцы-воины - защищали его от врага, сами римляне - вырождались.

Мигранты на стройках, мигранты на заводах, мигранты в лабораториях мигранты в армии - перспектива современного частично постиндустриального общества, пошедшего по пути общества потребления.

Главное же в том, что сам по себе рост богатства, казалось бы дающий средства прокормить большое число детей, лишь повышает возможности потребления и комфортности жизни их потенциальных родителей. Каким бы богатым ни стало это общество, постольку, поскольку главное для его граждан - комфорт и потребление, они всегда, как мотив, превысят мотивы к деторождению. И лишний ребенок останется лишним едоком. И не нужен будет семье ни как лишний работник, ни как лишний воин.


Сам по себе рост богатства, казалось бы дающий средства прокормить большое число детей, лишь повышает возможности потребления и комфортности жизни их потенциальных родителей

Заложен порочный круг, ведущий постиндустриальные общества потребления к вырождению и утрате культурной и цивилизационной самоидентификации.

В обществе этого типа, каким шаг за шагом становится и Россия, все гуманистические разговоры о самоценности человеческой жизни оказываются лишь утверждением самоценности потребителя и его ценностей.

Чтобы изменить ситуацию и сменить тренд вырождения, нужна смена мотивов. Нужно, конечно, материальное и социальное обеспечение многодетным, а также социальное и материальное стимулирование рождаемости. Но опыт тех же западных стран уже давно доказал, что сами по себе эти меры лишь превращают многодетность в способ люмпенизированного заработка, постоянной жизни на пособия.

Материальная и социальная помощь и стимулирование деторождения необходимы. Но как помощь, а не как основа этого процесса. И тут тоже есть большой вопрос, кому именно помогать, и о нем можно говорить отдельно.

Главное же - изменение самих стимулов. То есть, изменение самих ценностных основ общества. Нужно социально осуществить две замены. Первая - это переход от общества потребления, где главное богатство - то, что ты можешь потребить, к обществу созидания, где главное богатство - это то, что ты можешь создать, какой отпечаток ты можешь наложить на окружающий мир.

И вторая замена - это переход от общества потребления к обществу познания, от общества где главная ценность то же потребление, к обществу, где главная ценность - познание.

И в таком случае дети из потенциального убытка превращаются в ценность и богатство именно на этом уровне. Из лишнего едока ребенок превращается в дополнительное продолжение твоей творческой способности не в детородном плане, а плане создания того, кто сделает то, что не успел сделать ты. И из неизбежной статьи расхода - в субъекта накопления, воспроизводства ценности (знания) и его расширенного воспроизводства.

Ребенок здесь выступает не как объект опеки и расхода, а как иная, воспроизводящая тебя и отличная от тебя личность, усвоенное им знание и опыт. Воспроизведенная и развитая твоя личность, «ты» в инобытие. И увеличение числа детей в этом случае - это увеличение для тебя твоих воспроизведенных воплощений. А для общества - увеличение числа носителей расширенно воспроизводимой информации и ее объема, носителей личностности. Как и числа уже не работников - а творцов, способных к созиданию, социальной экспансии данного типа ценностей и их защите.

Семья, в которой ребенок - это ценность, становится все большей редкостью для нынешнего «западного» общества

Но нужно понимать, что создание такого социально цивилизационного типа невозможно в рыночных условиях. Необходимо устранение этих порочных условий, а, следовательно, необходимо преодолеть сопротивление тех социальных групп, которые заинтересованы в сохранении рыночного типа регулирования экономики.

англ. society, consumer; нем. Konsumgesellschaft. Современное общество индустриально развитых стран, характеризующееся массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностных ориентации и установок. См. ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ ТЕОРИЯ.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Общество потребления

характеристика развития общества, особенностями которого являются высокий уровень доходов населения, изменившаяся структура потребления, в которой все большее место занимают расходы на приобретение предметов длительного пользования, отдых, образование, культуру, увеличение свободного времени, индивидуализация моделей потребления, сокращение занятых в сфере материального производства и рост численности занятых интеллектуальной деятельностью, в области управления и т.п. Стиль потребления в большей степени становится признаком

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ

одна из характеристик общества модерна (современного общества), которое во все большей степени оказывается организованным на основе принципа потребления. Это связывается обычно с такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления (все больше средств тратится не на товары первой необходимости, а на предметы длительного пользования, досуг и т.п.); снижение продолжительности рабочего и рост свободного времени; размывание классовой структуры и многофакторный характер социальной дифференциации, ведущий к тому, что формирование идентичности все более и более смещается от трудовой сферы к сфере досуга и потребления; индивидуализация потребления, которое формирует индивидуальный стиль и имидж. Что касается экономики, то ее в соответствии с этими изменениями часто называют "экономикой потребителя" (а не производителя), где не предложение формирует спрос, а напротив – спрос формирует предложение. Рынок сегментирован, а индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса, но и особенности его индивидуального образа жизни.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Общество потребления

одна из характеристик общества модерна (современного общества), которое во все большей степени оказывается организованным на основе принципа потребления. Это связывается обычно с такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления (все больше средств тратится не на товары первой необходимости, а на предметы длительного пользования, досуг и т. п.); снижение продолжительности рабочего и рост свободного времени; размывание классовой структуры и многофакторный характер социальной дифференциации, ведущий к тому, что формирование идентичности все более и более смещается от трудовой сферы к сфере досуга и потребления; индивидуализация потребления, которая формирует индивидуальный стиль и имидж. Что касается экономики, то ее в соответствии с этими изменениями часто называют «экономикой потребителя» (а не производителя), где не предложение формирует спрос, а, напротив, спрос формирует предложение. Рынок сегментирован, а индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса, но и особенности его индивидуального образа жизни.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОТРЕБЛЕНИЯ ОБЩЕСТВО

CONSUMER SOCIETY) Этот термин воплощает идею, согласно которой современные общества отличаются тем, что они во все большей степени оказываются организованными вокруг потребления. Характерные черты обществ потребления являются предметом быстро развивающейся и отчасти непоследовательной полемики, в ходе которой обсуждается следующее. (1) Растущее изобилие. У населения западных стран появилось в целом больше денег на потребительские товары, отдых и досуг. (2) Продолжительность рабочего времени уменьшалась с начала ХХ в., оставляя все больше времени для досуга. (3) Идентичность индивидов основывается на их деятельности в качестве потребителей и досуге в той же степени (если не в большей), что и на трудовой деятельности. В обществах возникла потребительская культура (consumer culture). (4) Вследствие эстетизации повседневной жизни, больший интерес вызывают презентация индивидом своего имиджа и конструирование жизненного стиля; при этом как то, так и другое предполагает приобретение различного рода товаров. Потребление этих товаров организуется не вокруг потребности, а вокруг «мечты». (5) Акты потребления, развитие жизненного стиля, приобретение определенных товаров во все большей степени используются в качестве маркеров социальной позиции. Люди используют так называемые «позиционные товары» для демонстрации своего членства в определенных социальных группах, а также для проведения различий между собой и другими людьми. (6) Если ранее, в XIX и ХХ в., основными источниками социальной дифференциации были социальный класс, раса или гендер, то в конце ХХ в. на смену им пришли образцы потребления или потребления различия. (7) В обществах потребления потребители приобретают власть и авторитет за счет производителей, будь то производители товаров или профессионалы, предлагающие определенные услуги, такие, как врачи, учителя или юристы. В некотором отношении экономическая позиция потребителя подменяет его политические права и обязанности - гражданин заменяется потребителем. (8) Все большее число товаров и услуг, а также все большая часть человеческого опыта и аспектов повседневной жизни коммодифицируется (становится товаром) или выставляется на продажу. Рынок распространяется на все сферы жизни, а совершение покупок становится видом досуга. Многие участники полемики об обществе потребления указывают, что социологический анализ чрезмерно сосредоточивался на производстве - опыте и последствиях оплачиваемой работы - и недостаточно на потреблении. Хотя современные общества действительно обладают некоторыми из этих черт, отнюдь не очевидно, что они обладают всеми этими чертами. Также не ясно, каково может быть их значение, и следует ли их приветствовать. Например, утверждалось, что класс, раса и гендер продолжают оставаться одними из наиболее важных источников социальной дифференциации, и что эстетизация повседневной жизни характерна отнюдь не для большинства. Многие авторы сомневаются в том, что общество потребления наделяет потребителей властью, утверждая, что оно представляет собой результат распространения капиталистических ценностей и еще более отдаляет богатых от бедных. См. также: Адорно; Бурдье; Капитализм; Коммодификация; Маркузе; Постмодерн; Постмодернизм; Реклама; Общество изобилия; Франкфуртская школа. Лит.: Lury (1996)

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Сегодня нас практически везде окружают призывы покупать. Интернет, телевидение, радио, рекламные баннеры в стихах и красках рассказывают о том, без чего человек не может обойтись, а заодно и формируют образ успешного и модного человека, идущего в ногу со временем, находящегося в тренде. СМИ создают общественное мнение, ценности, потребности, определенные социальные нормы, к которым каждый из нас должен стремиться. Говоря проще, мы живем в обществе потребления. О том, хорошо это или плохо, какие у него есть плюсы и минусы, как оно влияет на сознание и к чему это может привести, мы и хотим поговорить в этой статье.

Общество потребления и человек-потребитель

Буквально со всех сторон рекламщики призывают людей (и в особенности молодое поколение) брать от жизни все, жить для себя, жить на полную катушку, смело отдаваться беззаботности и веселью. Показателем статуса и успеха (и даже интеллекта!) являются крутые дорогие телефоны, модные кроссовки, машины, «напичканные» всевозможными опциями, и т.д.

Продается сегодня почти все, причем это касается не только материальных вещей, но и времени, умений, способностей, красоты. Есть даже такие услуги как «Муж на час», «Друг на час» и немало других. Т.е. даже общечеловеческие ценности сегодня становятся предметом торга. Получается, что в обществе потребления настоящие ценности превращаются в искусственные (хотя это и спорно).

С какой бы стороны мы ни посмотрели на предпосылки и причины появления такого общества, мы увидим, что оно создано человеком. И человек в обществе потребления чувствует свою ценность, самодостаточность и самоуважение, не обладая какими-то важными личными качествами, а соответствуя определенному потребительскому поведению.

Человек-потребитель ценит себя (и другие люди-потребители его в этом поддерживают) не за личные достижения, а за обладание вещами. Он думает о себе нечто вроде: «У меня есть такая-то квартира, такая-то машина, такие-то вещи, значит, я крут и успешен, жизнь удалась». И совсем не обязательно, чтобы эти вещи действительно ему нравились. Главное – чтобы они ценились в обществе потребления, соответствовали установленным социальным нормативам.

В этой картине нет ничего о самом человеке, зато масса описаний внешних атрибутов его жизни. Человек отождествляет себя с тем, что у него есть. Материальные вещи вроде «расширяют» его личность, а иногда даже замещают ее, ведь внутренние (моральные, духовные и т.д.) критерии ценности просто-напросто исчезают.

В обществе потребления куда-то на второй план отходят такие достижения как, например, вырастить и поставить на ноги детей, быть хорошим родителем и человеком, уметь самостоятельно выбирать и принимать решения, личностный рост и саморазвитие, .

Но это лишь несколько характерных черт общества потребления и человека-потребителя. Также можно выделить и другие особенности, к примеру, повышение личных расходов людей, снижение роли мелких торговых предприятий, изменения в области коммуникаций и другие.

Если вам интересно рассмотреть данный феномен именно в таком ключе, советуем почитать книгу «Общество потребления» Жана Бодрийяра и эссе «Человек одинок» Эриха Фромма. Чтобы понять, о чем примерно в них идет речь, посмотрите этот небольшой видеоролик, где Фромм рассуждает о деньгах и счастье человека.

Влияние общества потребления на психологию и сознание

Условно мы можем разделить потребности людей на две группы:

  • Потребности, обусловленные необходимостью существования, личностного и духовного роста (питание, образование, жилье, общение и т.п.)
  • Потребности, приводящие к деградации личности (злоупотребление алкоголем, демонстративность, тяга к вещам (вещизм) и т.п.)

Социум, пропагандирующий избыточное потребление, мотивирующий к приобретению все большего количества вещей и формирующий подменные ценности, не мог появиться сам. К этому привели социальные и экономические предпосылки, наиболее значимыми среди которых являются развитие корпораций и политика кредитования.

Предлагая все больше денег и обещая выгодные условия, акулы бизнеса вынуждают людей пользоваться какими-то услугами, даже если те не особо-то этого и хотят. В итоге создается культура жизни в долг, культура безграничного потребления. И, находясь в этой культуре, человек испытывает огромнейшее давление на свое сознание (и не всегда осознает это!) Рассмотрим основные результаты, к которым это давление может привести.

Изменение отношения к работе и труду

Общество, ориентированное по большей части на потребление, меняет отношение людей к труду как к деятельности. Наиболее серьезно это сказывается, конечно же, на молодом поколении. На рынке труда появляются все новые профессии, преимущественно в сфере услуг. При этом подавляющее большинство этих услуг избыточно или же направлено на удовлетворение второй группы потребностей.

Ото всюду мы слышим, что жизнь нужно сделать легкой; все должно быть максимально доступно. Нам вообще не нужно ничего делать – достаточно кликнуть кнопкой мыши, и все, что нужно, в этот же день будет доставлено к порогу дома. Но это только одна сторона.

Другая состоит в том, что всего за несколько часов неквалифицированного труда (например, раздача листовок на улице) порой можно заработать до тысячи рублей (а иногда и больше). Произведя несложные расчеты, мы увидим, что человек, не имеющий никакого образования и опыта, может заработать неплохие деньги. За месяц это может быть больше, чем зарабатывает учитель или врач в поликлинике.

Исходя из этого, человеку приходит мысль: зачем мне учиться и получать образование, если я могу и без этого неплохо зарабатывать? Это, конечно, утрированный пример, но он не далек от реальности. Таким образом, происходит переориентация на легкий труд и отказ от систематической работы, обесценивается образование; квалификация и специализация теряют свою ценность.

Однако можно увидеть, как отношение к труду в обществе потребления меняется и в прямо противоположную сторону. Огромное количество людей (и здесь уже вопрос касается преимущественно старшего поколения) поражено «эпидемией» чрезмерного труда. Люди посвящают работе все свое время, подрабатывают, чтобы больше заработать и угнаться за тенденциями, что негативно сказывается и на здоровье, и на личной жизни, на семейных отношениях, и на возможности самореализации.

В результате, жизнь человека, постоянно озабоченного своим материальным положением, становится похожей на каторгу. В дополнение к этому растет его потребительская задолженность. Все это может привести к самым неблагоприятным последствиям, затрагивающим абсолютно все области и сферы внутренней и внешней жизни человека.

Инфантилизация человека

В обществе потребления человек стремится удовлетворить избыточные потребности и потребности второй группы. Конечно же, и потребности первой группы будут удовлетворяться, но основное внимание будет уделено потребностям, которые формируют для людей «авторитеты» (мода, тренды, компании, рекламщики и т.д.)

Каждый из нас что-то делает и проявляет активность, когда стремится к чему-то. Жизнь дана человеку не только для того, чтобы есть, пить и спать. Но чтобы осознавать свои цели и желания, понимать себя, знать себя, соотносить желания и возможности.

Если мы умеем соизмерять свои способности, ресурсы и потребности с целями и задачами, нас можно назвать взрослыми людьми. А общество потребления сводит все эти умения к нулю, делая каждого из нас инфантильным человеком. И снова: если взрослые люди еще сохраняют адекватное отношение к вещам, то современная молодежь уже живет в мире, где это норма.

Инфантилизация людей распространяется все больше. В реальной жизни это наблюдается через запоздалое взросление, нежелание и неспособность заниматься упорным трудом, тяготение к беззаботному и легкому существованию, не умение принимать решения и справляться с трудностями, безответственность и несерьезность. Сюда же можно отнести и разные формы зависимостей: от Интернета, компьютерных игр, гаджетов и т.д.

Замещение ведущей деятельности

В психологии есть очень интересный термин – ведущая деятельность. Он используется для обозначения деятельности, продуцирующей образование важнейших для человека психологических особенностей по мере его развития. Проще говоря, это главный тип человеческой активности в том или ином возрасте, на базе которого происходят изменения в психике.

Например, для ребенка ведущая деятельность состоит в игре, для подростка – в обучении, для взрослого – в работе. Общество потребления – это то, что изменяет ведущую деятельность человека. Люди не желают трудиться и учиться, но хотят играть (и здесь опять речь о изменении отношения к труду и инфантилизации).

Если копнуть глубже, то изменение ведущей деятельности приводит к тому, что люди все реже хотят брать на себя ответственность, и это сказывается на отношении к институту семьи. Увеличивается возраст вступления в первый брак, становится все больше людей, вообще не желающих связывать свою жизнь узами брака.

Ответственные поступки – признак взрослости, зрелости. Но человек-потребитель напоминает ребенка, которому не нужен партнер, – ему необходим родитель (естественно, речь о социальных ролях). Если подвести все это к общему знаменателю, то ведущая деятельность для людей в обществе потребления – это не взрослая жизнь, а детская.

Развращение сознания

Не сочтите за ханжество, но бесконтрольное потребление действует на сознание именно развращающим образом. Когда человек может вот так вот запросто и без всяких проблем пойти и набрать вещей в кредит или взять займы практически в любом размере, в нем начинают просыпаться животные инстинкты.

Это значит, что человек становится всецело поглощен удовлетворением своих потребностей, теряя чувство меры. Его разум затмевает огромное количество «возможностей», которыми он непременно спешит воспользоваться. Он считает, что весь мир в его руках: захотел – получил.

Общество потребления внедряет в сознание людей идею, что нужно жить одними лишь своими желаниями, не задумываясь о последствиях, но за все в один прекрасный момент приходится платить. И это тоже в свою очередь может привести к самым разным, но чаще всего неприятным последствиям.

Кроме того, ощущение вседозволенности проецируется и на другие сферы жизни: общение с родными и друзьями, отношения с противоположным полом, профессиональные отношения и любую другую коммуникацию вообще. Человек-потребитель требует от людей чувств, любви, определенного отношения к себе, уважения. Он уверен в том, что это можно получить, если не просто так, то за деньги уж точно.

Не менее печально и то, что многие люди готовы все это давать, и, опять же, за деньги. Повсеместно сегодня можно встретить искусственную любовь, дружбу, заинтересованность и т.д. Но как только заканчиваются деньги, от всего этого не остается и следа, ведь люди выполнили свои «финансовые обязательства» друг перед другом.

Жизнь в зависимости и иллюзиях

В обществе потребления ценности и желания человека формируются кем-то «свыше». Это можно сравнить с тем, как родители постоянно решают за своих детей, что им делать, что есть, что надевать, чего хотеть, в конце концов. Далеко не каждый взрослый (а молодежь – и подавно) не способен ответить, например, для чего он меняет свою вполне еще хорошую и рабочую машину или тот же телефон на более новый.

Таких ситуаций множество, но все они говорят, что мы теряем способность самостоятельно выбирать. Мы становимся зависимыми – от того, что подумают другие, от вещей, которыми пользуемся, от новинок на рынке, от денег как таковых и т.д. Мы перестаем нормально спать, мечтая расплатиться с кредитом и взять новый, чтобы купить что-нибудь еще. Или оттого, что погрязли в долговой яме, и уже не известно, сможем ли из нее выбраться.

Что же касается иллюзий, то с одной стороны человек надевает розовые очки, начиная верить в искусственные ценности, а с другой – погружается в симулятор жизни – компьютерные игры, социальные сети, чтобы оставаться «на волне», не оказаться «аутсайдером», соответствовать «требованиям», диктуемым обществом потребления.

Да, картина получается не очень радужная. Но этот вовсе не повод опускать руки и становиться пессимистом. На самом деле в силах каждого из нас справиться с давлением потребительского социума. Нужно лишь немного пораскинуть мозгами и стараться вести осознанный образ жизни, не теряя самосознания и индивидуальности.

Далее в статье мы дадим вам несколько полезных советов, как, живя в обществе потребления, все же оставаться свободным от его пут и навязчивых идей. Но прежде мы хотели бы подвести итог основным размышлениям и кратко перечислить аргументы ЗА и ПРОТИВ того, о чем мы сегодня беседуем.

Общество потребления: ЗА и ПРОТИВ

Нельзя рассматривать общество потребления, указывая только на его недостатки и разрушающее воздействие на человека и социум. Поэтому мы предлагаем вам познакомиться с мнениями общественных деятелей, социологов, экономистов и психологов как против данного феномена, так и в его пользу.

Итак, что же плохого видят в обществе потребления специалисты:

  • общество потребления способствует формированию зависимости и несамостоятельности;
  • основная цель человека – потребление товаров и услуг;
  • образование, повышение квалификации и труд становятся второстепенными вещами;
  • общество потребления основано на природных ресурсах, практически не поддающихся восстановлению;
  • для высокоразвитых стран, где существует общество потребления, страны третьего мира служат сырьевым придатком;
  • снижается ответственность людей на разных уровнях;
  • на верхней ступени общества оказываются люди, двигающие прогресс, и их очень немного; остальные люди нужны лишь для обслуживания бесперебойной работы техники и поддержания работы рыночной системы;
  • на задний план отходят моральные ценности: умственное, нравственное и становится несущественным;
  • личность в обществе потребления деградирует, а массовая культура переживает сильнейший упадок;
  • в обществе потребления легко манипулировать сознанием людей и обманывать их;
  • экономические цели довлеют над всеми остальными.

Но в противовес противникам общества потребления его «защитники» приводят такие аргументы:

  • благодаря потреблению возникает ответственное и хорошее правительство, нацеленное на долгосрочную социальную стабильность (необходимую обществу потребления);
  • производители стремятся к совершенствованию и созданию новых товаров и услуг, способствующих прогрессу;
  • высокие потребительские стандарты мотивируют людей к продолжительному обучению, повышению квалификации, упорной работе и зарабатыванию денег;
  • потребление снижает социальную напряженность;
  • стремление к потреблению вытесняет религиозную и национальную напряженность, благодаря чему снижается экстремизм;
  • люди в обществе потребления намного меньше склонны к риску;
  • общество потребления тяготеет к более высоким экологическим стандартам и экологически чистым продуктам, тем самым продуцируя их создание производителями;
  • потребляя сырье и товары стран третьего мира, общество потребления способствует их развитию.

Суть профессиональных мнений в нашей статье изложена кратко, и, если вам хочется разобраться в деталях, еще раз посоветуем почитать работы Жана Бодрийяра и Эриха Фромма, а также Жоржа Перека, Наоми Кляйн, Герберта Маркузе, Ги Дебора, Линдстрома Мартина.

Однако изложенных идей вполне достаточно, чтобы составить более-менее объективное мнение об обществе потребления. Мы не беремся судить: хорошо это или плохо, и выводы в любом случае делать вам.

Как жить в обществе потребления

Все, о чем мы сказали выше, носит системный характер. Будучи в этой системе, человеку сложно всегда вести осмысленную жизнь, не забывать о себе. Но все-таки каждый может повлиять по положение дел, конечно, не «сломать систему», но хотя бы перестать быть ее послушным винтиком – человеком, слепо бредущим за «авторитетами».

  • Живите по средствам . Старайтесь не влезать в долги и не набирать кредитов. В противном случае вы просто будете несостоятельным человеком, неспособным к планированию, совершению выбора, использованию своего потенциала, внутренней свободы и других вещей, данных человеку от рождения.
  • Откажитесь от кредитов . Если они у вас уже есть, как можно скорее закройте их, а от новых воздержитесь. Планируя крупные покупки, рассчитывайте только на себя и свой заработок. Критически подходите к выбору вещей – многие товары и услуги нам просто навязывают, и без них можно вполне комфортно жить.
  • Используйте свободные ресурсы с умом . Деньги, время и здоровье лучше направлять не на накопление кучи модных «игрушек» и побрякушек, а на более существенные и нужные вещи: саморазвитие, образование, здоровый образ жизни, и своих способностей.
  • Ограничивайте себя и близких в просмотре телевизора . Большую часть информации нам транслирует именно телевидение. Реклама, многие фильмы и сериалы, телепередачи внедряют в сознание образ того, что у нас должно быть, как нам себя вести, к чему стремиться. Это касается, конечно не всего, и поэтому советуем вам просто фильтровать то, что смотрите вы и ваши близкие.
  • Подавайте личный пример . Общаясь с друзьями и знакомыми, воспитывая детей, рассуждайте с ними на тему общества потребления. Если в вас будет гореть огонек осознанности, вы сможете зажечь им и других людей. Ведите себя соответствующим образом и люди (пусть и не все) последуют вашему примеру.
  • Делайте что-нибудь полезное . При желании можно найти огромное количество полезных занятий: чтение, спорт, путешествия, ремонт и многое другое. Имея свободное время, проводите его, созидая. Особенно это касается родителей: ведущая деятельность взрослых формирует ведущую деятельность детей.
  • Распределяйте обязанности в семье . Каждый член семьи должен иметь какие-то домашние обязанности, связанные с трудом и приношением пользы. Не оставляйте своих домочадцев без дела, чтобы фокусировать их внимание на правильных вещах. Если дело касается детей, то за успешное выполнение заданий, их обязательно нужно поощрять.
  • Не мотивируйте детей деньгами и покупкой вещей . Не пытайтесь заменить любовь, внимание и заботу денежным или материальным поощрением за успехи. Ребенок должен достигать чего-либо ради личностного роста. Он должен понимать, что хорошее поведение – это не товар. Бонусы и поощрения должны носить нематериальный характер.
  • Формируйте у ребенка . Дети всегда замечают, как в семье относятся к финансам, как ими распоряжаются. Помните, что вы подаете пример. Деньги не нужно идеализировать и обожествлять, к ним следует относиться разумно и без фанатизма. Тогда и ваши дети будут иметь к ним здоровое отношение.
  • Учите детей зарабатывать самостоятельно . Лучше всего, если это будет физическая работа – чтобы формировалось правильное отношение к труду. Получая даже небольшой опыт самостоятельного заработка, ребенок будет понимать и важность образования, и осознает, что вы не печатаете деньги, и научится расходовать средства более правильно.
  • Примите ответственность за свои действия . Только в ваших руках сделать свою жизнь лучше. То, что вы делаете, сказывается на вашем будущем. Если вы хотите прийти к действительно стоящему результату, вы должны понять, что он зависит не от количества денег в кармане, а от вашего личностного и духовного развития.

Это лишь несколько рекомендаций, и при желании, а также чтении тематической литературы (Жан Бодрийяр, Эрих Фромм и книги других авторов) вы можете найти их больше. Но все они, так или иначе, будут связаны именно с тем, что человек должен перестать быть «профессиональным» потребителем, а для этого нужно всячески всесторонне развиваться, читать книги, расширять кругозор, общаться с интересными и умными людьми, познавать окружающий мир.

Секрет выхода из общества потребления – , обдуманные решения, действия и поступки, точное понимание того, чего хочешь, а что навязано этим самым обществом. Мы живем в замечательное время и стремимся к положительным переменам, и, естественно, нельзя говорить, что прогресс во всех его проявлениях и наличие огромного количества товаров и услуг – это однозначно плохо.

Есть масса полезных и нужных вещей, делающих жизнь комфортнее и проще. Но это не означает, что мы должны полагаться лишь на них. Они должны служить дополнением, но не заменителем нашего успеха, ума, личности, внутреннего мира. Наша задача – всегда думать своей головой. И если мы сумеем сохранить ясность своего мышления, развить и поддержать ее в своих детях, мы сможем остаться хозяевами своей жизни и себя самих. Поразмышляйте об этом.

Загрузка...