decorininterior.ru

Качественные и относительные имена прилагательные. Запутались? Тогда Вам сюда! Разряды прилагательных по лексическим и грамматическим признакам Разряд по значению качественное

В русском языке имена прилагательные делятся на три разряда. В основе классификации лежат лексические и грамматические особенности обсуждаемых частей речи. Общим для всех прилагательных является обозначение постоянного (не меняющегося со временем) признака предмета; различия начинаются с характера их лексических основ, выражающих непосредственные (проявляющиеся сами по себе), опосредованные (определяющиеся через сравнение с другими явлениями) и «принадлежностные» свойства и качества предметов.

  1. Качественные прилагательные. Качественные имена прилагательные отвечают на вопрос «какой?» и обозначают прямые наименования признаков, связанных с лексическими значениями:
    • цветов (красный, розовый, малиновый);
    • пространственных характеристик (правый – левый, прямой – кривой);
    • физических свойств предметов (кислый – сладкий, горячий – холодный, лёгкий – тяжёлый);
    • внешнего вида и внутренних качеств людей и животных (тонкий – толстый, умный – глупый, ленивый – трудолюбивый).
    Выражаемые качественными прилагательными признаки могут проявляться в большей или меньшей степени, а сами прилагательные – иметь степени сравнения (лёгкий – легче – легчайший), сочетаться с наречиями меры и степени (очень лёгкий) и превращаться в них (легко). Качественные прилагательные могут иметь антонимы (добрый – злой, высокий – низкий). От них часто образуются абстрактные имена существительные (сладкий – сладость, кривой – кривизна). Качественные прилагательные могут иметь полную и краткую форму (лёгкий – лёгок). С помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов говорящие без труда придают им субъективную оценочную форму (лёгонький).
    Все вышеперечисленные признаки не обязательно проявляются в одном и том же слове, но они не характерны для других разрядов прилагательных и наличие хотя бы одного из них уже указывает на качественную характеристику части речи.
  2. Относительные прилагательные. Относительные имена прилагательные отвечают на вопрос «какой?» и обозначают косвенные наименования признаков, определяемых через отношение к другому:
    • предмету или лицу (апельсиновый сок – сок из апельсина, детская одежда – одежда для детей);
    • действию (стиральный порошок – порошок для стирки);
    • времени или месту (весенний дождь – дождь, который идёт весной; городской транспорт – транспорт, функционирующий в городе);
    • понятию (философский трактат).
    Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения. Чаще всего их можно заменить предложно-именными сочетаниями со словами, от которых они образованы (см. выше). Для относительных прилагательных свойственен производный характер, в то время как качественные – сами служат основой для других слов.
    Относительные прилагательные могут переходить в разряд качественных. Обычно это происходит в тех случаях, когда слово попадает в иной контент и изменяет своё лексическое значение (железная решётка – решётка, сделанная из железа и железная воля – сильная, крепкая, несгибаемая).
  3. Притяжательные прилагательные. Притяжательные имена прилагательные отвечают на вопрос «чей?» и обозначают принадлежность одного предмета другому. Как правило притяжательные прилагательные указывают на одушевлённое лицо – человека (мамин халат, дядин автомобиль) или животное (медвежья берлога). Принадлежность к неодушевлённым предметам в русском языке обычно выражается с помощью относительных прилагательных или других частей речи, но иногда и здесь (в основном, в художественной литературе, в авторском, метафорическом контексте) можно встретить притяжательные прилагательные – например, ребровы дуги у Маяковского.
    Притяжательные прилагательные образуются от существительных с помощью двух групп суффиксов:
    • -ов (-ев), -ин (-ын);
    • –ий, -ья, -ье, -иный, -ский.
    Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд как относительных (бобровый домик – притяжательное значение, бобровый воротник – относительное), так и качественных: (медвежья берлога – притяжательное значение, медвежья услуга – качественное) частей речи.
Подведём итог. Разряд имени прилагательного можно определить, исходя из его лексического значения. В начале стоит задать вопрос и посмотреть, что именно обозначает то или иное слово: самоценно ли оно само по себе (качественное прилагательное) и не относится ли оно к какому-либо неодушевлённому предмету (относительное прилагательное) или одушевлённому лицу (притяжательное прилагательное).

По разнице в вопросах «какой?» - «чей?» притяжательные прилагательные легко отделяются от качественных и относительных. Качественные прилагательные проще всего определить, попробовав изменить их, дав субъективную оценку, поставив в краткую форму или развив их качество до той или иной степени. Относительные прилагательные «видно» по возможности образовывать сочетания из двух существительных.

Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи , которая указывает на признак предмета и отвечает на вопросы «какой?» , «чей?» (зеленый, птичий, холодный, добрый ).

Имя прилагательное указывает на следующие признаки предмета :

  • размер предмета : узкий, маленький, низкий, широкий;
  • физические свойства предмета : твёрдый, холодный, жидкий, кислый;
  • форма и положение предмета : верхний, круглый, кривой;
  • абстрактные свойства предмета : умный, веселый, мечтательный, злой;
  • пространственные характеристики предмета : южный, тибетский, скандинавский;
  • временные характеристики предмета : ранний, поздний, утренний, дневной, зимний;
  • назначение предмета : ткацкий, военный, спальный;
  • материал предмета : деревянный, железный, золотой, бумажный;
  • количественный признак предмета : двойной, тройной, четырёхлетний;
  • принадлежность предмета : отцовский, дедов, волчий, рыбий и другие характеристики предмета .

Классификация имён прилагательных.

По значению имена прилагательные делятся на три разряда:

- качественные имена прилагательные;

- относительные имена прилагательные;

- притяжательные имена прилагательные.

Морфологические особенности имён прилагательных.

Имена прилагательные склоняются по числам, родам и падежам. Начальной формой имени прилагательного является именительный падеж единственного числа мужского рода.

Имя прилагательное имеет степени сравнения , а также имеет полную и краткую формы .

Имя прилагательное всегда согласуется в роде, числе и падеже с определяемым словом.

Разряды имён прилагательных.

Как уже говорилось выше, имена прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.

Качественное имя прилагательное указывает на признак предмета, который доступен для восприятия органами чувств человека (зрение, осязание, слух и др.).

Существует целый ряд параметров , по которым имя прилагательное указывает на признак предмета:

  • Размер предмета : большой, маленький, огромный, широкий;
  • Форма предмета : круглый, квадратный, плоский, прямой;
  • Физические свойства предмета : жидкий, вязкий, рассыпчатый;
  • Цвет предмета : белый, жёлтый, красный;
  • Вкус предмета : кислый, сладкий, горький, солёный;
  • Запах предмета : ароматный, пахучий, смрадный;
  • Вес предмета : тяжелый, легкий, невесомый, увесистый;
  • Температура предмета : холодный, горячий, прохладный, теплый;
  • Звук предмета : звонкий, оглушительный, тихий, громкий;
  • Общая оценка предмета : вредный, полезный, важный и др.

Особенности качественных имён прилагательных.

Качественные имена прилагательные имеют целых список особенностей и признаков, среди которых можно выделить следующие:

  • Наличие степеней сравнения:

яркий - ярче - ярчайший - самый яркий.

  • Наличие полной и краткой формы:

Веселый - весел, добрый - добр, толстый - толст, холостой - холост.

Примечание . Имена прилагательные не склоняются по падежам в краткой форме.

  • Способность образовывать наречия, оканчивающиеся на -е, -о :

Весёлый - весело, хороший - хорошо, плохой - плохо.

  • Способность образовывать абстрактные существительные :

Веселый - веселье, добрый - добро, злой - зло, молодой - молодёжь.

  • Способность образовывать сложные прилагательные повтором:

Добрый-добрый, сонный-сонный, грустный-грустный.

Относительные имена прилагательные.

Относительное имя прилагательное указывает на признак, который косвенно выражает отношение к другим параметрам :

  • Лицо: студенческая жизнь, детское питание.
  • Место: подземная река, сельская дорога .
  • Материал: арбузная конфета, деревянный стул, цветочный аромат.
  • Время: зимний поход, вечерняя пробежка.
  • Назначение, действие, свойство: раздвижной диван, самоходный аппарат, гладильная доска.

Также существует множество других параметров, по которым относительные прилагательные указывают на отношение к другим предметам.

Особенности относительных прилагательных:

1. Они не образовывают степени сравнения: стул не может быть более или менее деревянным или ложка - более или менее оловянной.

2. Относительные прилагательные могут заменяться синонимическими словосочетаниями: куриный суп - суп из курицы, пуховая перина - перина из пуха.

Притяжательные прилагательные.

Притяжательное имя прилагательное указывает на принадлежность кому-то и отвечает на вопрос «чей?» (чья? чьё? чьи? ):

Волчий мех, собачий хвост, мамина юбка, девичья коса.

Склонение имён прилагательных.

Склонение имён прилагательных - это изменение прилагательных по падежам, числам и родам. Как мы уже говорили, прилагательное неразрывно связано с именем существительным, на признак которого указывает, соответственно, управляется им же. Это значит, что с данным существительным прилагательное согласуется в числе, роде и падеже.

Это правило не распространяется на прилагательные в краткой форме - они не склоняются по падежам, только по числам и родам.

Имена прилагательные мужского рода единственного числа , имеющие окончания -ой, склоняются так же, как прилагательные на -ый:

Добрый , заводной - доброго , заводного - доброму , заводному и т.д.

В русском языке - это часть речи, основная функция которой - обозначение непроцессуального признака предмета (в отличие от причастия, обозначающего признак предмета по действию). Прилагательные способны изменяться по падежам и числам, а в форме единственного числа - еще и по родам, а также классифицируются по особым лексико-грамматическим группам - разрядам. Таким образом, разряды прилагательных - это три большие группы, объединяющие слова, сходные по значению и способу обозначения признака предмета. Имена прилагательные, принадлежащие к каждому из разрядов, имеют свои особенности изменения и употребления. Поговорим об этом подробнее далее, а ниже представлена сводная таблица.

Разряды имен прилагательных

Разряд

Оттенок значения

Степень сравнения

Краткая форма

Сочетание с наречием «очень»

Примеры

Качественные

Признак предмета со стороны его качества, то есть признак может проявляться в той или иной мере

Хороший, добрый, легкий, красивый, бедный, старый

Относительные

Признак предмета, обозначающий отношение к месту, времени, материалу и т. д., то есть постоянный, неизменный

Вечерние (часы), железный (прут), молочный (суп), континентальный (климат)

Притяжательные

Признак предмета как обозначение принадлежности к чему-либо или кому-либо

Волчья (шкура), девичья (честь), дедов (пиджак)

особенности значения, изменения и употребления

Качественные прилагательные - это лексико-грамматический разряд, который объединяет слова, обозначающие качество предмета, то есть признак, который способен проявляться в той или иной степени, в большей или меньшей мере, например: дорогая кукла, красивая девочка, бедный художник, талантливый актер . Качественные прилагательные, помимо изменения по падежам, родам и числам, способны еще образовывать краткие формы, степени сравнения и сочетаться с наречием «очень». Другие разряды и притяжательные) этих характеристик не имеют.

Образование кратких форм

Краткая форма образуется от полной и имеет с ней тесную семантическую связь: тесный - тесен, тесна, тесны; красивый - красив, красива, красивы; вредный - вреден, вредна, вредны . Существует ряд прилагательных, которые когда-то в русском языке имели и полную, и краткую формы, но сегодня употребляются только в краткой, например: рад, люб, горазд, должен и другие.

Примечательно, что исторически именно считается базовой, исходной, и на начальных этапах развития языка полная форма образовывалась от краткой. Сегодня при образовании краткой формы может наблюдаться чередование или выпадение гласных: зелёный - зелен, зелена, зелены; резкий - резок, резка, резки . Имена прилагательные в краткой форме изменяются по числам и по родам (в единственном числе), но не склоняются. В предложении, как правило, они выполняют функцию сказуемого: В этом платье графиня была необыкновенно красива.

Образование степеней сравнения

Сравнительная и сравнения - это иллюстрация того, насколько ярко и полно выражено данное качество в предмете: папа хороший - лучше - лучший; артист талантливый - талантливее другого - талантливейший . Напомним, что другие разряды прилагательных обозначают признак предмета как постоянный, не способный к градации.

Степени сравнения могут образовываться как синтетически - суффиксально (дорогой - дороже, красивый - красивейший ), так и аналитически - при помощи специальных слов:

  • сравнительная - более, менее + начальная форма прилагательного (более сложный, менее интересный );
  • превосходная - наиболее, наименее, самый + начальная форма прилагательного (наиболее привлекательный, самый веселый ) либо всего, всех + простая сравнительная степень прилагательного (поет лучше всех, ценится дороже всего ).

Слова данной части речи в синтетической сравнительной форме не изменяются по падежам, числам и родам и не согласуются с существительным, признак которого они обозначают. Их синтаксическая функция в предложении - именная часть составного именного сказуемого (Старый друг - лучше новых двух ).

Для большинства качественных прилагательных простые и составные формы степеней сравнения могут существовать параллельно, но встречаются слова, которые в современном языке не образуют простую сравнительную степень: массовый, ранний, робкий и другие.

Другой нюанс, на который нужно обратить внимание, - это образование от разных основ, например: хороший - лучше, плохой - хуже, малый - меньше .

От прилагательных в сравнительной и превосходной степени следует отличать слова-проявления субъективной оценки, которые обозначают не степень проявления данного признака в конкретной ситуации, а оценку этого признака говорящим: малюсенькая ручка, хорошенькое личико, большущие лапы . Не следует включать в эту группу прилагательные с суффиксами -оват -/-еват -: такие слова обозначают не субъективную оценку признака, а объективную неполноту его проявления, например: беловатая дымка, зеленоватый оттенок .

Относительные прилагательные

Если сравнивать разряды имен существительных и прилагательных, то можно провести следующую параллель: вещественные существительные обозначают вещество, материал, а относительные прилагательные - признак по отношению к этому веществу, материалу: дерево - деревянный, рис - рисовый, лед - ледяной . Однако признак, обозначаемый прилагательными данной группы, может относиться не только к материалу, но и месту, времени и т. д., например: вечерний, летний, зарубежный, отечественный, прибрежный . Этот признак проявляется постоянно и не может быть выражен в большей или меньшей мере, поэтому относительные прилагательные неспособны формировать степени сравнения.

Притяжательные прилагательные

Этот разряд объединяет прилагательные, отвечающие на вопрос чей? и обозначающие принадлежность предмета к кому-либо или чему-либо: папин друг, волчий клык, овечья шерсть, дедова фуражка .

Разряды прилагательных: употребление слов в переносном значении

Чтобы повысить в некоторых случаях прилагательные из одного разряда могут использоваться в значении слов из другого разряда, например: железная кружка - железные нервы, волчий след - волчий взгляд, золотая цепочка - золотые руки . В связи с этим разряд прилагательного определяется не только с учетом общих формальных показателей, но и с пристальным вниманием к контексту.

Прилагательное - часть речи, обозначающая признак предмета и отвечает на вопросы какой? и др. Прилагательные бывают относительные, качественные и притяжательные.

Качественные прилагательные обозначают определенную качественность предмета. Главной характеристикой таких прилагательных является то, что они могут иметь в большинстве случаев степень сравнения и краткую форму. Но также есть ряд и других критериев, которые свойственны только качественным прилагательным.

  • От качественных прилагательные могут образовываться наречия на о, е. Например, быстрый - быстро.
  • Разряд качественных прилагательных сочетается наречиями, которые обозначают меру и степени. Например, очень быстрый.
  • Качественные прилагательные могут входит в антонимичные пары: высокий - низкий, умный - глупый.

При этом стоит помнить, что главными критериями качественности является умение образовывать прилагательными краткие формы и степени сравнения. Совершенно не обязательно должны одновременно в одном слове быть все вышеназванные признаки качественности.

Разряд относительных прилагательных по своей сути обозначает материал, предмет, географическое название и прочее. Например, киевский, железный, морской. Таким прилагательным не свойственны те характеристики, которые свойственны качественным прилагательным. Имеется ввиду степень сравнения, образование краткое формы и др. Например, слово "морской" мы не можем сказать, что признак более или менее морской. А вот слова "длинный" может быть использовано в таких сочетаниях: более длинный и менее длинный.

Притяжательные прилагательные обозначают, что предмет принадлежит кому-либо. Они отвечают на вопросы: чей? чьё? и другие. Папин пиджак, мамина куртка, Димины заботы.

Так же как и относительные прилагательные прилагательные относительные не имеют краткой формы и степеней сравнения.

Переход из одного разряда в другой

Стоит заметить, что иногда один разряд прилагательного может переходить в другой разряд. Например, оловянный солдатик и оловянные глаза. В первом случае у нас относительное прилагательное, а во втором качественное.

Стефанова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы ГОУ РК «Республиканский центр образования» г. Сыктывкара Республики Коми

Разряды имён прилагательных по значению

Учебник: « Русский язык»,6 класс. Авторы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях.Москва, «Просвещение», 2015.

Цель урока : формирование понятия о разрядах имён прилагательных.

Задачи:

о бучающая:

- познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных, их отличительными признаками;

развивающие:

- формировать у учащихся умение определять разряд имён прилагательных;

- развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;

воспитательная:

- воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету.

Познавательные УУД:

- умение работать с информацией;

- использование знако-символических средств, общих схем решения;

- выполнение логических операций (сравнение, анализ, обобщение, установление аналогий).

Регулятивные УУД:

- составление плана и последовательности действий;

- самоконтроль, коррекция знаний, умений и навыков;

- осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли, выстраивать устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседе, обсуждении;

- умение делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, созданная в программе Power Point 2003.

Ход урока:

Организационный момент.

Блиц-опрос по теме «Имя прилагательное»:

На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

Назовите общее грамматическое значение прилагательных.

Как изменяются имена прилагательные?

Какую синтаксическую роль в предложении выполняют имена прилагательные?

Какие степени сравнения есть у прилагательного? Как они образуются?

Сообщение темы и цели урока.

- Ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с именем прилагательным. Запишите тему урока. Слайд 1.

Наблюдение над языковым материалом.

Задание: выписать из предложения словосочетания типа «прил. + сущ.», определить род, число и падеж имён прилагательных. Слайд 2.

Пришла зима и накрыла барсучью норку глубоким снежным сугробом.

барсучью норку (ж. р., ед. ч., Вин. п.)

глубоким сугробом (м. р., ед. ч., Тв. п.)

снежным сугробом (м. р., ед. ч., Тв. п.)

Составление кластеров.

Слайд 3. Качественные прилагательные.

Какое прилагательное обозначает признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени?

Какое прилагательное имеет степени сравнения?

Какое прилагательное образуют краткую форму?

Какое прилагательное может сочетаться с наречием ОЧЕНЬ?

Какое прилагательное путём повтора образуют сложные прилагательные?

Какое прилагательное образуют прилагательные с приставкой НЕ?

Все перечисленные признаки присущи прилагательному ГЛУБОКИЙ . Это качественное прилагательное.

Какие признаки (качества) могут обозначать качественные прилагательные?

Демонстрируются слайды 4-11, приводятся примеры:

цвет - красный шарик,

размер - высокий дом,

форма - круглое яблоко,

возраст - молодой человек,

внутренние качества человека - смелый рыцарь,

душевное состояние человека - весёлая девочка,

вкус - кислый лимон,

качества, дающие общую характеристику предмета - интересная книга.

Слайд 12. Относительные прилагательные.

Какое из прилагательных обозначает такой признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени? Обозначает материал, из которого сделан, состоит предмет? Не имеет степеней сравнения, краткой формы и не сочетается с наречием ОЧЕНЬ? (СНЕЖНЫЙ )

Совершенно верно, ребята. Это относительное прилагательное.

Относительные прилагательные могут обозначать материал, из которого сделан, состоит предмет, пространственные, временные признаки предмета, характеризовать предмет по действию.

Слайды 13-16. Значения относительных прилагательных (примеры):

материал - глиняный кувшин,

время - зимний день,

место - горная река,

действие - плавательный бассейн.

Слайд 17. Притяжательные прилагательные.

И у нас осталось ещё одно прилагательное - БАРСУЧИЙ . Это притяжательное прилагательное.

Как вы думаете, почему притяжательные прилагательные получили такое название? На какие вопросы отвечают притяжательные прилагательные и что они обозначают? (Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?).

Какие суффиксы имеют притяжательные прилагательные? (-ОВ (-ЕВ), -ИН (-ЫН), -ИЙ).

5. Первичное закрепление. Отработка умений и навыков учащихся.

Задание 1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и обозначая орфограммы на месте пропусков. Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений русских поэтов; вспомните их названия и авторов. Найдите имена прилагательные, определите их разряд.

1. Поспевает брусника,
Стали дни х…лоднее,
И от птич…его крика
В сер…це стало грус…нее.

(К. Д. Бальмонт «Осень»)

2. Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.

(И. А. Бунин «Первый снег»)

3. Под г…лубыми небесами
В…ликолепными коврами,
Бл…стя на солнце, снег лежит.

(А. С. Пушкин «Зимнее утро»)

Проверка выполнения задания. Слайды 18-20.

Задание 2. Работа с учебником. Выполнение упр. 341 (стр. 17). Слайд 21.

Определите разряд получившихся имён прилагательных. Докажите своё мнение. (Это качественные имена прилагательные, так как они путём повтора образуют сложные прилагательные).

Задание 3. От данныхсуществительных образовать прилагательные, составить с ними словосочетания типа «прил. + сущ.»; определить разряд имён прилагательных. Слайд 22.

лиса - … (лисья нора - притяжательное);

камень - … (каменный дом - относительное);

счастье - … (счастливый ребёнок - качественное);

медведь - … (медвежья берлога - притяжательное);

вечер - … (вечерние сумерки - относительное);

бег - … (беговая дорожка - относительное);

море - … (морской берег - относительное);

мама - … (мамин зонт - притяжательное).

Проверка выполнения задания. Слайд 23.

Произнесите слова ЛИС ЬЯ, МЕДВЕЖ ЬЯ. Какие звуки вы слышите на месте выделенных букв? Какую функцию выполняет Ь? (Разделительный Ь)

Задание 4. Работа с учебником. Выполнение упр. 350 (стр. 22). Слайд 24.

Пунктуация при прямой речи (попутное повторение). Работа по схемам:

6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценка работы учащихся на уроке учителем. Самооценка с использованием приёма «Незаконченное предложение» (слайд 25):

1) Сегодня на уроке я узнал(а) …

2) Мне было … (трудно, сложно, легко, интересно и т. д.).

3) Я научился (ась) …

7. Домашнее задание. Упр. 344, 349.

Слайды 26-27. Использованные Интернет-источники.

Загрузка...