decorininterior.ru

Расписные дома в Залипье: польская деревня-музей под открытым небом. Расписные дома в Залипье: польская деревня-музей под открытым небом Расписной домик


Киевляне гордятся музеем народной архитектуры Пирогово, львовяне – Шевченковским гаем. И там, и там можно увидеть старинные украинские хаты с расписными стенами и вышитыми рушниками. Правда, это все музеи под открытым небом, а вот польская деревня Залипье уникальна тем, что расписные дома здесь сохранились не в качестве экспонатов. Деревенские жители продолжают многолетнюю традицию, щедро декорируя дома и хозяйственные постройки.


Украшать дома женщины начали в конца 19 – начале 20 вв. Самобытный залипский орнамент привлекает искусствоведов, художницы-самоучки наносят яркие цветочные узоры на стены домов, двери, ставни и даже крышу. Все Залипье – сплошное буйство красок.


Точно неизвестно, как зародилась традиция украшения домов. Существует версия, что первоначально женщины пытались закрашивать пятна сажи на стенах. Разукрашивали и саму беленую печь. Зола, глина, известь, кирпич – из этих незатейливых материалов изготавливали краски, рисовали преимущественно цветы.


Сейчас рисунки приобрели исключительно декоративное значение, поскольку пятен от сажи на кухне у современной хозяйки уже не найдешь. Рисунки залипских мастериц стали более сложными и изощренными. Разукрашивают не только дома, но и хлева, собачьи будки, колодцы, даже до моста через местную речушку добрались.


В старые времена художницы сами изготавливали кисточки, нередко для этого использовали коровий волос. Как правило, рисунки на домах обновляли раз в год к Празднику Тела и Крови Христовых.


с 1948 года в Залипье проходит ежегодный праздник «Малевана хата». Местные художницы соревнуются в своих умениях, как правило, мастерицам удается создавать все новые и новые цветочные композиции, а также дорисовывать те, что были созданы в прошлые годы.


Говоря об этой многолетней традиции, нельзя не упомянуть имя Фелиции Цуриловой, которая жила здесь в начале 20 века. Она внесла огромный вклад в развитие залипского рисунка, в ее доме-музее до сих пор хранятся покрывала, подушки, чехлы для мебели, разрисованные цветами.


Несмотря на то, что Залипье – настоящий музей под открытым небом, туристам это место еще пока в новинку. Возможно, это и к лучшему, так как здесь все еще сохраняется атмосфера деревенской тишины и спокойствия.

Путешествую по Русскому Северу, а в частности по Архангельской области, часто можно встретить расписные фронтоны домов. Явление это достаточно редкое — так как находиться такие дома как правило в труднодоступных местах. Часть расписных домов была потеряна во время коллективизации, так как владельцами расписных домов являлись зачастую зажиточные крестьяне, которых в начале ХХ века нещадно раскулачивала советская власть. Часть домов погибла после, ну а часть погибает в наше время. Постепенно и в почти глухие, отдаленные деревни приходит новомодное веянье — сайдинг или того хуже имитация бруса. Этим ширпотребом нещадно обиваются деревянные избы, но винить хозяев, наверно я не вправе — у них на этот счет есть свои куда более веские аргументы. Часть расписных домов, настолько стары, что они уже или разрушены или вот-вот разрушаться, а с ними навсегда уйдет такой интересное и, что самое печальное, мало изученное явление как — домовая роспись.

Под катом +13 фотографий расписных домов.

Расписные дома часто можно встретить в Архангельской, Вологодской, Олонецкой губернии, в центральных частях России, а также за Уралом в Сибири и на Алтае. Много расписных домов именно в Архангельской области. Они часто встречаются в Каргопольском районе, Мезене, Пинеге, в Поважье. К сожалению, я только в этой поездке обратил внимание на фронтоны расписных домов. Начало положено.
На фронтонах расписных домов часто можно увидеть изображения различных животных: львов; единорогов; или птицу счастья -Сирин. Считалось, что изображение льва или единорога были оберегами крестьянского дома — являлись его стражами которые отпугивали своим видом зло и прочую нечисть.

1.

2.

Так же довольно распространено на Севере изображение всякого рода растений и цветов. Образцы цветущих трав и деревьев в крестьянской домовой и бытовой росписи осмыслялись как райский сад.
3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Так же часто в росписи домов были просто геометрические фигуры или отдельные линии и элементы.
10.

На некоторых домах, художники указывали дату росписи дома. В этом доме 1928 год.
11.

Ну и как я уже писал выше, некоторые дома от старости стали настолько ветхими, что им осталось стоять на этой земле от силы пару лет, а ведь на фронтонах таких домов есть тоже росписи…
12.

Вот и все. Вот такая получилась небольшая подборка расписных северных изб. В следующих поездках по Северу, я обязательно буду заезжать к таким вот расписным домам. Ну а пока я поделился с вами тем, что смог увидеть в этот раз.

Хотя вот решил, что покажу вам еще один расписной дом. Дом этот находиться в Вельском районе Архангельской области, если мне не изменяет память. На фронтоне этого дома изображен единорог и мужчина с женщиной — скорее всего хозяева этого дома.
13.

В этой статье хотелось бы ответить на вопрос тех, кто делает первые шаги в изобразительном искусстве - как нарисовать дом.

Детям очень нравится изображать дома. Большие и маленькие, с крышей, окнами, дверьми и даже без них, и обязательно сказочные домики, разной формы.

Как нарисовать дом карандашом поэтапно для начинающих и детей?

Начинаем первые навыки с самого простого домика.
Чтобы дом получился ровным, будем рисовать с помощью линейки.

Итак, приступаем.

  • На чистом листе бумаги чертим прямоугольник
  • Делим его пополам, как показано на рисунке
Начинаем с основы
  • Оформляем боковые стороны крыши из верхней части фигуры, немного делая их под наклоном
  • Чуть ниже полученного прямоугольника рисуем декоративную линию , соединяем ее с крышей
  • Для придания объема, чертим дублирующие линии , немного отступая от стен и пола внутри нижнего квадрата


Формируем крышу
  • Ластиком удаляем лишние линии
  • Аккуратно чертим оконные проемы и дверь
  • Дублируем форму оконных и дверных проемов внутренней линией


Переходим к окнам и двери
  • Добавляем оконную решетку
  • На крыше рисуем чердак


Добавляем дополнительные элементы
  • Оживляем чердак при помощи окна
  • Натуральный вид крыше придадут параллельные линии в виде досок
  • Домик готов


Строение готово

Если есть желание продолжить, украшаем домик.

  • Добавляем на крышу черепицу

Для этого:

  1. Делим дом пополам, чертим горизонтальную линию в нижней части крыши
  2. Рисуем в левой стороне, делая наклон чертой вправо, затем - в правой, формируя линии с уклоном влево.
    И так пока не заполним всю крышу.
  3. При этом, каждую линию следующего ряда располагаем на середине каждого прямоугольника предыдущего ряда.
  4. Не забываем делать наклоны линий в противоположную сторону, по мере продвижения к боковой части.
  • Дополнительно украшаем строение узорами


Придаем оригинальности фасаду
  • Оформляем жирным карандашом четкие линии


Окончательные штрихи
  • Раскрашиваем дом


Красивая усадьба готова

Видео: Как рисовать дом? Урок рисования для детей от 3 лет

Как нарисовать Кошкин дом ребенку?

Преимущество сказочных домиков заключается в том, что у них нет строгой формы.
Они выглядят веселыми, яркими и необычными. Могут быть кривыми, круглыми, с ножками и мордочкой, а иногда сердитыми или уставшими.

Приступая к обучению ребенка рисования сказочного домика, необходимо вместе с ним просмотреть картинки к любимой сказке. Это поможет малышу определиться с тем какой домик он хочет нарисовать.

Главный мотив сказки «Кошкин дом» пожар.
Поэтому чаще всего дети рисуют домик в огне.



Мотив пожара в сказке

Кошкин дом горит

Рисуем Кошкин дом

Можно использовать раскраску , чтобы изобразить оригинальный домик с расписными ставнями и резьбой .



Красивый сказочный Кошкин домик

Как нарисовать зимний дом?

  • Для работы подготавливаем простые и цветные карандаши
  • Начинаем рисунок с двух прямоугольников образующих фасад и стену
  • Добавляем крышу: со стороны фасада рисуем треугольник, над стеной - прямоугольник
  • «Прорезаем» карандашом окна и дверь


Набрасываем основные детали
  • Прорисовываем параллельные линии во всему основанию, на конце которых делаем круги - наш домик состоит из бревен
  • Оформляем крышу трубой
  • Дополнительными деталями оживляем окна


Оформляем окна, дверь, бревна
  • Придаем натуральности бревнам красивыми штрихами
  • Фасадную часть крыши разлиновываем


Акцентируем штрихами и линиями бревна и чердак
  • Наш домик должен быть зимним.
    С этой целью укутаем его снегом : на крыше, двери, трубе, окнах, вдоль фундамента


Схема расположения снега
  • Доводим до совершенства с помощью цветных карандашей


Снежная изба

Как нарисовать дом объемный?

Построение на бумаге жилого объекта начинаем с общего чертежа дома, и только после этого наполняем его остальными деталями.
Нарисовать дом можно по-разному, например, с крышей из шифера, узорными ставнями, кирпичным дымоходом. Эти детали добавляем на свое усмотрение, но любое строение должно иметь крышу, фундамент, стены, дверь и окна.

  • Создания плана начинаем с чертежа прямоугольника
  • Затем разделяем его линией на гостиную и прихожую
  • В этом уроке наша задача научиться рисовать дом в проекции
  • В центре левой части отмечаем верхнюю точку для крыши
  • Проводим от нее 2 черты, образуя треугольную крышу
  • От края правой полосы, в правом прямоугольнике формируем горизонтальную полосу, которая разделяет его на стену и потолок. В нем же намечаем проем двери
  • Добавляем окна в гостиной
  • Отделяем фундамент в низу рисунка
  • Прочерчиваем форму крыши дополнительными линиями


План строения
  • Окантовываем проекцию крыши с двух сторон, с маленьким уклоном
  • Дублируем второй линией окна, дверь и фундамент
  • В верхней, правой части добавляем дымоход, в форме двух соединенных прямоугольников разных размеров
  • Делаем черту под треугольной крышей, соединяя ее таким образом со стеной


Добавляем основные контуры деталей
  • На крыше фасада рисуем параллельные линии для имитации выложенных плашек
  • Добавляем в окнах перегородки
  • Дверь делим линией на две половинки
  • В нижней части входа рисуем порог
  • Кирпичный фундамент и трубу изображаем при помощи клетки
  • Крышу украшаем черепицей, используя вышеописанный прием


Оживляем дополнительными элементами
  • Остается только раскрасить дом, на свое усмотрение
  • Объемный домик готов


Делаем дом красочным

Как нарисовать многоэтажный дом ребенку?

  • В первую очередь для изображения дома в несколько этажей нужно определить его параметры:
  1. Высоту
  2. Этажность
  3. Количество окон и дверей
  • Далее делаем общие наброски формы фасада
  • Отмечаем высоту, длину строения
  • Наносим окна и дверь
  • Так как мы рисуем многоэтажный дом, делаем наметки окон четко по горизонтальным линиям
  • Если выбран 3-х этажный дом, то делаем три такие линии, на расстоянии выбранной высоты окон, оставляя запас на промежуток между ними
  • Лучше воспользоваться линейкой и отмерять одинаковые прямоугольники с ее помощью. При этом, необходимо следить, чтобы линии фасада крыши и окон находились параллельно друг к другу.
    Сначала это может показать сложным, но немного потренировавшись придет определенный навык
  • Пройдя этот самый сложный этап, добавляем дополнительные детали на строение
  • Делаем контуры ярче, убираем лишние линии


Начиная рисунок, размещаем дом в зависимости от выбранного размера в длину или ширину листа

Рисунки домов карандашом для детей

Самый простой вариант нарисовать карандашом дом при помощи раскраски.



Вариант изображения домика с помощью раскрасок

Простые схемы для рисования могут послужить отличным подспорьем для маленьких художников. Рисуют дом дети Сложный, но очень интересный вариант для срисовывания

Рисунки карандашом могут стать для ребенка настоящей развивающей игрой. Для этого, каждый последующий урок необходимо делать с нарастающей сложностью, добавляя любые игровые элементы. Например, сегодня рисуем дом для собачки, завтра избушку на курьих ножках, а далее роскошный замок для принцессы.
Изобразительное искусство хороший стимул не только для развития творческой фантазии ребенка, но и для выработки навыков усидчивости, ответственности, терпения и многих других положительных качеств.

Видео: Как нарисовать дом?

Пятая лекция из цикла "Родословная русского деревянного зодчества в фотографиях: от Лазаревской церкви до русского модерна" носит название "Расписные дома Русского Севера".

Традиция украшать жилище росписью уходит в седую древность. Сохранились рисунки первобытных людей на стенах пещер, удивительные живописные повествования о жизни богов и смертных в египетских пирамидах и на фресках в странах Средиземноморья. Однако в нашей северной лесной державе резко континентальный климат и ярко выраженная сезонность диктовали свои условия бытия. Крестьянские дома в России многие столетия отапливались по-чёрному, и никаких сведений об их росписи до середины ХIХ века нет.

К этому времени появляются дома, топившиеся по-белому. Крестьяне, занимавшиеся отхожим промыслом, возвращаясь домой, старались привнести элементы городской архитектуры в облик своих домов. Выше становятся потолки, больше окна, шире отвесы крыши. Однако, в отличие от горожан, деревня была более консервативна и оставалась верной хранительницей народных традиций. Красота окружающего мира, остатки языческих сказаний и верований, образы христианского рая тесно сплелись в представлении крестьян о прекрасном и мощно выплеснулись на стены похорошевших домов - как снаружи, так и внутри.

Расписывали самые защищенные от солнца и непогоды места фронтона - пространство вокруг слухового окошка и подшивку выноса кровли. При этом слуховые окна приобрели самую замысловатую форму, они украшались причудливыми балкончиками с богатой росписью. Мотивы росписи традиционны: всевозможные цветы и травы, вазоны, звезды, птицы, мифологические звери, которые принимают то ангельский, то бесовский облик... Особенно интересны изображения львов, которых не видевшие их никогда художники изображали похожими то на собак, то на котов, то наделяли их человеческими лицами.

Так появился новый отхожий промысел мастеров живописи, которые обычно называли себя не художниками, а малярами, - так и подписывались. Просуществовал этот яркий промысел очень недолго - после революции украшение домов стало невостребованным. А уникальная галерея дивных образов под открытом небом пока ещё жива. Пока...

О лекторе

Александр Лыскин окончил факультет журналистики МГУ. Работал в агентстве печати "Новости", издательстве "Планета", журнале "Россия" администрации президента РФ и правительства РФ, других изданиях и организациях. В начале 90-х приглашён к сотрудничеству с британским новостным агентством Camera Press и к членству в Королевском фотографическом обществе Великобритании.

Имеет ряд высших наград международных профессиональных фотоконкурсов – золотую медаль и "Золотой глаз" World Press Photo, золотую медаль Inter Press Photo, приз международного фотоконкурса UNESCO по окружающей среде и другие награды. Автор ряда собственных масштабных проектов. Создатель авторского фотобанка Phorus. Фотограф Международного фонда защиты животных (IFAW).

А. Лыскин - член Союза фотохудожников СССР, член Союза журналистов СССР и России, член Русского географического общества, преподаватель ИПЛФ (Института профессиональной и любительской фотографии).

Для посещения лектория обязательна предварительная запись . Записаться можно любым из следующих способов (записывайтесь ОДИН раз, дублировать не нужно!!) :

1) Регистрация на странице анонса (укажите фамилию и имя).

Роспись стен дома в славянских традициях своими руками. Пошаговая инструкция с фото

Мастер-класс по росписи стен дома в славянских традициях (1 часть)

Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа имени А. А. Большакова», город Великие Луки, Псковская область.
Описание: материал может быть полезен всем кто увлекается творчеством, можно использовать в семейном кругу для оформления дома, дачного участка, детям 10-12 лет и их родителям, воспитателям дошкольных учреждений для оформления групповых комнат.
Назначение: работа послужит прекрасным оформлением жилого пространства, создаст прекрасное настроение и хорошею атмосферу любого дома.
Цель: декоративное оформление стен дома в славянской традиции
Задачи:
-продолжать знакомство детей со славянскими традициями: оформление наличников, их роль и значение;
-научить рисовать декоративную композицию "терем расписной";
-развивать внимание, пространственное мышление, технику работы с кистью;
-воспитывать интерес к творчеству и украшению жилого пространства своими руками, славянской культуре и традициям.

Кружева, кружева, кружева деревянные,
Исчезаете вы у меня на глазах.
Навсегда исчезаете, уходите, таете,
Остаются обломки, дома, как в слезах.
Ходят люди по древнему деревянному городу,
Ходят, будто слепые, не подняв головы.
Кружева деревянные к ним взывают: Взгляните!
Мы уходим навеки, прощаемся мы!
Мы горим, осыпаемся, нас убивают,
Сносят вместе с домами, терзают, крушат!
Сотню лет нас ломают, ломают, ломают...
Сохранить не желают, как будто спешат.
Дом с резьбою изысканной заменят кирпичным
Новоделом уродливым с ухмылкой кривой,
И опять будут мимо ходить по привычке
Люди с сердцем без памяти, с душою пустой.
Мы не помним, как звали наших дедов и прадедов,
Что дома свои строили не на год - на века!
Украшали резьбою, чтобы внуки и правнуки
Жили лучше, счастливее, наверняка.
Ходим в собственном городе, странные гости,
Равнодушные роботы, на глазах - пелена.
И лежат за заборами перебитые кости
Деревянных сокровищ. И наша страна.
(Автор Мирошникова Ирина)
Здравствуйте, уважаемые гости! Очень меня тронули-эти восхитительные строки, столько в них печали, восхищения и любви к своей Родине! Наличники, казалось бы такая малость в нашем культурном наследии, но если углубится в их изучение-это огромный исторический источник, деревянные письмена-оставленные нам нашими предками.


Современная жизнь, её уклад и архитектура, если можно так назвать бетонные и кирпичные коробки, вытеснили и практически уничтожили-это великое культурное наследие. Тень давно минувших лет, исковерканной истории, устройства мироздания и веры наших славных предков. Но и сейчас в России осталось много деревянных домов, строятся новые, впечатляющие своими кружевными узорами на окнах. Может я чересчур мечтательна и сентиментальна, но уж очень хочется вернуть нашим городам и сёлам былую красоту, колорит русского национального стиля, традиции наших прадедов. Именно этой теме и повещена моя новая работа. Это всего лишь маленькая искра, порыв души, но без искры не разгорается пламя.
(Художник Всеволод Иванов)


Более тысячи лет прошло с того времени, как Русь "огнём и мечом" приняла крещение, но эхо родной веры славян осталось в резных письменах, в кружевных узорах русской избы, наличниках на окнах. В них скрыта та самая символика, тайный смысл, дошедший до нас от наших пращуров, а более того-дивная красота, заставляющая подолгу любоваться делами рух человеческих.
Любой оставленный на дереве знак или зарубка несли свой смысл, постепенно превращаясь в особый знак-оберег от нечистой силы. В основу всей символики деревянной резьбы положены самые главные славянские божества наших предков-Бог неба Сварог и Бог солнца Дажьбог.
(Художник Виктор Корольков)


А поскольку, согласно славянской мифологии, Дажьбог-сын Сварога, то в украшении окон символы неба, как правило, помещаются над солнцем (полусолнцем), как бы накрывают его сверху. Такой же принцип украшений использовали и для крыши (верха) дома. Верхний контур двускатного фронтона славянского дома представлял собой небосвод, по которому солнце совершает свой дневной путь от левого нижнего конца кровли вверх к щипцу кровли, к ее «коньку» и далее вниз к правому нижнему концу кровли.
Привлекают к себе внимание изображение коней, с их помощью выражались различные символические смыслы. В народном представлении солнце по небосводу везёт золотой конь, запряжённый в золотую колесницу, и потому образы коней непосредственно связывались с солнцем, считались символом света, грома, молнии, ветра, воды. Как правило кони устремлены в разные стороны от солнца и символизируют движение из прошлого в будущее, подчеркивают неразрывную связь старого и нового, смерти и возрождения, непрерывную цикличность явлений в природе, в соответствии с верованиями славян.
Встречаются на наличниках и реалистичные изображения птиц (утки и лебеди), их как раз наоборот располагали в нижней части, ибо они уносили солнце на закате.
(Художник Андрей Клименко)


Мир наших славных предков состоял из четырех частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны, именно это мироустройство нашло своё отражение в деревянных узорах, их композиционном построение.
Четыре компонента наличника-боковые, верхний и нижний символизировали четыре времени года и четыре стороны света. Поэтому, каждый узор, вплетаемый в орнамент наличника, имел строго определенное место. Одни символы были прямым обращением к богам, или силам природы, другие были способны стереть грань между мирами, третьи служили оберегами, отвращающими темные силы, все узоры на наличниках несли в себе магическую силу.
(Художник Виктор Корольков)


Магическая система защиты предусматривала изображение не только солнца и его пути по небу, но и самого неба как вместилища дождевой воды, необходимой для роста всего живого. Верхняя часть наличников являет собой небо, состоящее их двух уровней:
1. "Небесная твердь" (верхнее небо), в понимании наших пращуров она удерживала «хляби небесные» где-то в недосягаемой вышине над воздушным пространством обычного неба. Это раздвоение неба отразилось в русском языке в словах "небо" (единственное число) и "небеса" (множественное число).Твердь чаще всего изображали в образе двускатной крыши;
2. "Хляби небесные" (запасы воды на небе), хранящихся на уровне "верхнего неба" находящегося над "средним небом", по которому движутся Луна и Солнце. Сильный дождь, ливень определялся фразой: «разверзлись хляби небесные», то есть открылась, получила свободу небесная вода и ринулась вниз, на землю. Изображаются как волнистые линии или отчетливые полукружья и могли "стекать" по краям окна, изображаясь в виде капелек.


Славяне представляли себе дождевые струи как поток молока Матери-богини, поэтому волнистые линии или полукруги символизировали грудь питающей землю богини плодородия.Груди изображались то в виде узора, где этот сюжет является повторяющимся, то в виде парных изображений двух грудей, тщательно обозначенных резчиком, но также образующих в своей повторяемости волнистый узор.
Самым важным событием в жизни наших предков было рождение, и женщина-мать так же являлась одной из основных фигур в украшение наличников. Фигурка с раскинутыми руками и ногами - "Берегиня-Рожаница", дарующая жизнь, олицетворяющая женское начало, иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать - центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.
Берегиня-Рожаница-это Богиня Лада, жена Сварога, Богиня любви, красоты, семейного счастья, покровительница брака, хранительница домашнего очага, матушка, покровительница молодоженов и деток, радость стариков.
(Художник Виктор Корольков)


Но главным и центральным знаком в верхней части оформления наличников было Солнце-самое почитаемое божество у славян. В узорах оно представлено, как солярный знак-стилизованное символическое воплощение солнца, и воспринимается как выражение мощной силы, энергии и сияния жизни, несущего тепло. В советские времена его заменили цветочком или пятиконечной звездой.
Также солнце изображалось на наличниках как небольшой полудиск с лучами, и как равносторонний крест, так называемый «глаз с неба» (как правило, в верхней части наличника. Косой крест-символ солнца и огня (огонь земной), уходящий в далёкую первобытность, слово "окрест" означает "округу", пространство вокруг нас. Крест заключенный в круг обозначал гармонию огня: небесного и земного.
Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.
Солнечные знаки символизируют богатство, радость и хорошую судьбу. В давние времена предметы, украшенные символами солнца, имели особенно магическую силу. Они охраняли владельца от болезней, несчастья, злого глаза, оберегали не только отдельных людей, но и весь род от несчастья.


Рядом с солнечными символами размещали символику грома, которая должна была защитить дом от удара молний. Громовым символом являлся круг, разделенный на 6 равномерных секторов (шести- или восьмилучевая звезда). Славяне называли этот символ Перуновым знаком, громовым колесом или коловратом. Этот знак-символ мужества, доблести и магический знак русского воинства. Иногда этот знак обозначал смену дня и ночи.
Также для изображения солнца использовали ромб. Он мог помещаться в любой части наличника, а иногда и сразу и сверху, и справа, и слева, и даже внизу. В такой комбинации символ обозначал смену времён года и дня и ночи.


Боковые части наличников мастера резьбы по дереву называли «полотенцами», здесь располагали растительный и животный орнамент, символизирующий срединный мир, в котором обитают звери, люди и растения.
Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай-нижняя часть наличников символизировала земную твердь. Ромбики и кружочки с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы-всё это изображение земли, вспаханного и засеянного поля. Очень часто они располагались рядом с символом солнца обозначая единство небесного и земного, явного, и символизировали собой Мать Сыру Землю-Богиню Макошь.
Женщины древности учились быть Макошью в своем роду. Макошь-это та женщина, которая умеет трудиться в поле, в саду, на огороде, в лесу, знает лекарственные травы, умеет вырастить и правильно воспитать детей.
Здесь же изображалась и подземная часть мира, течение подземных вод. Ведь речная вода совсем другая, в отличие от дождевой, она в основе своей, пришла как раз из-под земли, из ключей, родников. А родник всегда считался священным местом.
Кроме этих, основных знаков, славянская символика включает изображение радуги, фигур богини на вершине строения, реалистичные изображения животных, ужей, ящеров, различные растительные орнаменты, подковы и многие другие. И каждое изображение, каждая деталь деревянного кружева несёт свой смысл, обереговое значение, скрытое послание потомкам.( )
Художник Виктор Корольков)


Добро пожаловать дорогие друзья и гости на мастер-класс по росписи стен в славянских традициях!
Перед началом росписи потребовалась небольшая предварительная работа. Дом очень старый, на своём веку я помню только один ремонт, поэтому вид дома ужасный. Всю штукатурку, которая обсыпается и крошится пришлось отбить молотком и с помощью цементного раствора привести в порядок. А том как работать с цементом можно посмотреть


Фундамент я решила декорировать под каменную кладку. Вся работа проводится руками, без мастерка, так словно мы как в детстве пекём пороги из мокрого песка, затем получившийся комочек прилепляем к смоченной стене. А далее дело за росписью.


Материалы и инструменты:
-краска водоэмульсионная влагостойкая белая, для наружных работ (4 килограмма)
-колеры разных цветов (зелёный, бежевый, оранжевый, красный), вместо них вполне подойдёт гуашь
-гуашь
-простой карандаш
-кисти
-тряпочка
-банка для воды
-стремянка
-лак акриловый
-трафареты
-бумага для трафаретов
-ножницы


Так как масштаб росписи очень большой, то нам понадобятся трафареты. Изготавливаем их используя симметричное рисование и вырезывание с помощью ножниц.
Хляби небесные.



Боковые столбы.


Берегиня и вода.


Кони.



Солнышко.


Лебедь.


Растительный орнамент.

Ход мастер-класса:

Начинаем работу с окраски стен основным тоном. Для этого примерно 2 литра белой водоэмульсионной краски смешиваем с бежевым колером, и наносим цвет на стены с помощью большой кисти.



Далее делаем зелёный цвет, и окрашиваем область окон. Создаем силуэт наличников.


Рисуем силуэт верха наличников. Посередине размещаем коней, а по бокам будет располагаться орнамент "берегиня". Сначала рисуем набросок рисунка простым карандашом.


В самом верху дома рисуем орнамент "небесные хляби" и разукрашиваем их голубым цветом.


С помощью импровизированных столбов намечаем границы композиции.


В нижней части столбов рисуем силуэты перил с орнаментом "вода".



Возвращаемся на верх композиции. Тёмно-голубым рисуем шестилучевые звёзды "громовики". И окантовку по нижнему краю орнамента.



Белую краску смешиваем с оранжевым колером, этим цветом продолжаем оформление наличников.


Столбы украшаем тёмно-голубым цветом по обе стороны композиции. По бокам окон рисуем силуэты полусолнца.


Таким же полусолнцем соединяем окна в низу.


Центральное солнышко в форме круга рисуем под парой коней.
Загрузка...