decorininterior.ru

Святые благоверные петр и февронья - сердце - любовь - каталог статей - любовь безусловная. Давид юрьевич, князь муромской Кондак благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам



862 г. - Первое упоминание в летописях ("В лето 6370 ... И прия власть Рюрикъ, и раздая мужем своим грады... а перьвии насельници... в Муроме мурома") Повесть Временных лет (далее ПВЛ) по Лаврентьевской летописи 1377 г. - СПб., 1996. - С.13)


988 г. - Начало княжение князя Глеба Владимировича ("В лето 6496 ... Володимеръ же... посадиша... Глеба Муроме...") ПВЛ. - С.54.


1019 г. - По приказу великого князя Ярослава убит новгородский посадник Коснятин (Контстантин) ("В лето 6527... Коснятинъ же бяше тогда в Новегороде, и разгневася на нь велики князь Ярославъ, и поточи е в Ростовъ, и на третие лето повеле его убити в Муроме, на реце на Оце") Полное собрание русских летописей (далее ПСРЛ) - Т.39. Софийская первая летопись по списку И.Н. Царского. - М., 1994. - С.43.


1054 г. - Известие о вхождении Мурома под власть черниговского кн. Святослава Ярославича.


1088 г. - Нападение волжских болгар ("В лето 6596... В се же лето взяша болгаре Муромъ") ПВЛ. - С.88.


1096 г. - 6 сентября Битва Олега Святославича с Изяславом Владимировичем ("В лето 6604... Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день... Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса, и оттуда перенесоша и Новугороду...") ПВЛ. - С.108.


1097 г. - Съезд русских князей в Любиче по закреплению уделов за наиболее видными князьями. Ярослав Святославич получил .


1103 г. - 4 марта Поражение Ярослава от мордвы ("В лето 6611 ... Сем же лете победиша Ярослава Моръдва, Муроме") ПСРЛ.- Т.3. - IV Новгородская летопись. - СПб., 1841. - С.3


1124 г. - Женитьба в Муроме Всеволода Давидовича - племянника кн. Ярослава на полячке ("В лето 6632... В се же лето ведена бысть Леховица в Муромъ за Давидовича Всеволода") ПСРЛ. - Т.7. - Воскресенская летопись. - СПб., 1856. - С.26.


1127 г. - Пришел князь Ярослав Святославич, изгнанный из Чернигова Всеволодом Ольговичем ("В лето 6635... И приде Ярослав из Мурома и поклонися Местиславу, река: "Хрестъ еси ко мне целовал, поиди на Всеволода") ПСРЛ. - Т.1. - Лаврентьевская летопись. - СПб., 1846. - С.130.


1129 г. - Умер и погребен князь Ярослав Святославич ("В лето 6635... а Ярославъ седе на Муроме и на Рязане и сиде два году и преставися и положенъ в Муроме. А на Муроме и на Рязани остались дети его... Ростиславъ да Святославъ были на Рязани, а Юрий на Муроме") ПСРЛ. - Т.7. - С.242.


1131 г. - Столкновение муромо - рязанских князей с половцами.


1145 г. - Умер князь Святослав Ярославич; престол занял его брат Ростислав ("В лето 6653... Той же зиме умре Святослав, сын Ярославль, у Муроме, а братъ его Ростиславъ седе на столе") ПСРЛ. - Т.2. - С.21.


1152 г. - Князь Ростислав вместе с великим князем Георгием, с рязанцами и Муромцами выступил в военный поход на Русь ("В лето 6660... Тогда же Ярославичь Ростиславъ съ братьею и съ Рязанци и съ Муромци поидоша съ Гюргем...") ПСРЛ. - Т.2. - С.69.


1154 г. - Бегство кн. Андрея от Ростислава из Рязани через Муром.


1159 г. - Муромская дружина совместно с князем Изяславом Андреевичем оказала помощь князю Святославу Владимировичу в сражении на Вщиже ("В лето 6667... И посла къ нему сына своего Изяслава со всем полком и Муромьская помочь съ нимъ). По Ипатьевской летописи: "В лето 6668... И посла къ нему сына своего Изяслава, съ всимъ полкомъ своимъ и Муромьская помочь съ ним... и оступили бяху въ Вщижи". ПСРЛ. - Т.1. - С.150. В Ипатьевской летописи указан 6668 год - ПСРЛ. - Т.2. - С.87.


1164 г. - Муромский князь Георгий участвует в походе великого князя Андрея Георгиевича на болгар ("В лето 6672... В то же лето иде князь Андрей на Болгары с сыном своим Изяславом, и с братом своим Ярославом и с Муромскым князем Гюргемъ") ПСРЛ. - Т.1. - С.150.


1168 г. - Муромская дружина участвовала в походе Суздальской рати на Киев ("В лето 6676... В то же время ходиша Ростиславици съ Андреевицьмъ, и съ Смолняни, и съ, Полочяны, и съ Муромьци, и съ Рязаньци на Мьстислава Кыеву") ПСРЛ. - Т.3. - С.14.


1169 г. - Сын Муромского князя участвовал в походе Суздальской рати на Новгород Великий ("В лето 6677... Тое же зимы князь Андрей посла сына своего Мстислава съ всею дружиною на Великий Новгородъ... и Муромьскый сына же посла...") ПСРЛ. - Т.1. - С.154.В Воскресенской летописи указан 6678 год - ПСРЛ. - Т.7. - С.86.


1172 г. - Сын Муромского князя участвовал в походе на болгар ("В лето 6680... Тое же зимы посла князь Андрей сына своего Мстислава на Болгары, и Муромскый князь сына своего") ПСРЛ. - Т.1. - С.155.


1173 г. - Муромская дружина участвовала в походе на Новгород Великий ("В лето 6681... и Муромьскый князе посла съ полки... на Романа на Мстиславича к Великому Новугороду") ПСРЛ. - Т.2. - С.105.


1174 г. - Муромская дружина участвовала в походе Суздальской рати на Киев ("В лето 6682... И пославъ собравъ вое свое... Муромце...") ПСРЛ. - Т.2. - С.109.


19 января умер князь Юрий ("преставися князь Муромский Юрьи месяца генваря 19 день, и положен бысть у святаго Спаса в Муроме"). ПСРЛ. - Т.30. - М.,1965. - С.71.


Разночтения: Ипатиевская летопись: "Въ томъ же лете преставися Дюрдий князь Муромьский месяца генваря 19 день и положенъ бысть у Христовы церкви въ Муроме, юже самъ созда". ПСРЛ. - Т.2. - С.111.


В прибавлениях к Ипатьевской летописи: "Въ то же лето генваря 19 преставися Юрий Иоановичь внук Юриев и положен бысть въ Муроме въ церкви Христовы, юже самъ создалъ". ПСРЛ. - Т.2. - С.316.


В Воскресенской летописи: "В лето 6683. Преставися князь Юрьи Володимеровичь и по немъ были на Муроме дети его Володимеръ да Давидъ" ПСРЛ. - Т.7. - С.244.


1175 г. - Муромцы помогли ростовцам в походе на Владимир ("В лето 6683... Приехаша же со всею силою Ростовская земля на Михалка къ Володимерю и много зла створиша, Муромце и Рязанце приведоша") ПСРЛ. - Т.1. - С.158.


1180 г. - Муромские полки помогли великому князю Всеволоду Георгиевичу против Святослава Черниговского ("В лето 6688... И выйде противу ему Всеволодъ со всими Суждальскими полки, и с Рязаньскими полки и Муромьскими") ПСРЛ. - Т.2. - С.123.


1181 г. - Муромцы участвуют в походе великого князя Всеволода Георгиевича на Новый Торг ("В лето 6689 ... въ то же время приде Всеволодъ съ всемъ пълкомъ своимъ, и съ Муромьци, и съ Рязанъци на Новый търгъ") ПСРЛ. - Т.3. - С.18.


1184 г. - Муромский князь Владимир Юрьевич участвует в походе великого князя Всеволода Георгиевича на болгар ("В лето 6692... Иде князь Всеволодъ... и съ Муромьским Володимеромъ, приде въ землю Болгарьскую") ПСРЛ. - Т.1. - С.164. В Воскресенской летописи указан 6691 год - ПСРЛ. - Т.7. - С.96.


1186 г. - По приказанию великого князя Всеволода Георгиевича Муромские князья Владимир и Давид Юрьевичи выступила на помощь Пронскому князю, осажденному рязанцами ("В лето 6694... Всеволодъ же Гюргевичь посла къ нимъ въ помочь... а изъ Мурома Володимера и Давида") ПСРЛ. - Т.1 - С.169.


1187 г. - Муромский князь Давид Георгиевич выехал во Владимир на свадьбу ("В лето 6695... Того же лета Всеволодъ Юрьевич... отдал дчерь свою Всеславу Чернигову за Ярославича Ростислава... и ведена бысть месяца иуля в 11 день.. а изъ Мурома Давидъ Юргевичь") ПСРЛ. - Т.1. - С.170.


Муромский князь Владимир Георгиевич участвовал в походе великого князя Всеволода Георгиевича на Рязань ("Того же лета иде великий князь Всеволод Юргевичь... на Рязань... и съ Володимеромъ Муромскимъ") ПСРЛ. - Т.1. - С.171.


1196 г. - Муромские князья участвовали в походе великого князя Всеволода Георгиевича на Чернигов ("В лето 6704... великий князь Всеволодъ... поиде къ Чернигову съ Рязаньскими князи и Муромьскими") ПСРЛ. - Т.1. - С.174. В Воскресенской летописи указан 6705 год - ПСРЛ. - Т.7. - С.106.


1203 г. - Умер Муромский князь Владимир Георгиевич; на престоле остался его брат Давид ("В лето 6711... Того же лета преставися Володимеръ Гургевичъ Муромьский князь"). ПСРЛ. - Т.1. - С.176. В Воскресенской летописи: "В лето 6712... и остася на Муроме братъ его князь Давидъ Юрьевичъ" ПСРЛ. - Т.7. - С.244.


1207 г. - Муромский князь Давид идет на помощь великому князю Всеволоду Георгиевичу на Рязанскую землю ("В лето 6715... И потом посла... и а Муромъ по Давида... Князь же великий пришедъ ста у города Проньска... повеле стрещи въ оружьи день и нощь около града и роставль полки по вратом... Давиду с Муромци третьяя врата") ПСРЛ. - Т.1. - С.181-182.


1213 г. - Муромский князь Давид участвует в походе великого князя Георгия Всеволодовича на Ростов ("В лето 6721... Начатъ Костянтинъ опять рать замышляти на братью, Георгий же поима братью... и Давида Муромского идоша на нь к Ростову") ПСРЛ. - Т.7. - С.119.


1216 г. - Участие Муромской дружины в Липецкой битвы на стороне великого князя Георгия Всеволодовича ("В лето 6724 ... И бяху полци силни велми Муромци и Бродници и Городъчане и вся сила Суздальской земли... Ярославъ же ста съ своими полки съ Муромьскими...") ПСРЛ. - Т.1. Троицкая летопись. - С.212


1220 г. - Муромские князья Давид и Юрий отправляют своих сыновей с Суздальской ратью на болгар ("В лето 6728... посла же и къ Муромскимъ княземъ, веля имъ послати сыны своя, и посла Давид сына своего Святослава, а Юрьи Олга... Изряди же Святославъ полки своя: Ростовский по правой руце, а Переславьской по левой, а самъ ста съ Муромскими князи посреди") ПСРЛ. - Т.7. - С.126.


1228 г. - Умер Муромский князь Давид Георгиевич и его сын ("В лето 6736. Умре сын Давыдовъ Муромьскаго месяца апреля, святыя неделя праздныя. Тое же недели преставися и самъ Давыдъ Муромский в черньцих и въ скиме"). ПСРЛ. - Т.1. - С.191.


Разночтения: в Воскресенской летописи: "Преставися князь Давидъ Муромъской въ черньцехъ, а по немъ седе на Муроме сын его Юрьи, а по Юрье седе на Муроме сын его Ярославъ, а у него были два сына Юрьи да Василей". ПСРЛ. - Т.7. - С.244.


Удалилась и постриглась жена князя Святослава ("Того же лета Святославъ отпусти княгыню свою по свету, всхотевши ей въ монастырь, и дасть ей наделокъ многъ; отъиде от него до Бориша дни, иде въ Мкромъ къ братьи и пострижеся") ПСРЛ. - Т.1. - С.191.


Князь Георгий Давидович участвует в походе великого князя Георгия Всеволодовича на Мордовскую землю ("Того же месяца (января - В.Ч.) въ 14 день великий князь Гюрги... идоша на Мордву и Муромский князь Гюрги Давыдовичъ вшедъ въ землю Мордовьскую, Пургасову волость...") ПСРЛ. - Т.1. - С.191.


1232 г. - Муромские князья участвуют в походе Суздальских и Рязанских князей на Мордву ("В лето 6740... Тое же зимы посла великый князь Георгий сына своего на Мордву, а съ нимъ... и Рязанскыи князи и Муромскыи") ПСРЛ. - Т.1. - С.196.


1237 г. - Муромский князь вместе с Рязанскими князьями вышел в Воронеж навстречу татарской рати ("В лето 6745... Князи же Резаньстии... и Муромьский и Проньскии не пустячи къ городомъ, ехаша противъ имъ въ Вороняжь").


Разночтения: в Новгородской 1 летописи и в Воскресенской летописи указан 6746 год. ПСРЛ. - Т.1. - Троицкая летопись. - С.221.

1239 г. - Разорение Мурома татарами ("В лето 6747... Того же лета на зиму взяша Татарове Мордовьскую землю, и Муромъ пожгоша") ПСРЛ. - Т.1. - С.201.


1248 г. Княжит Ярослав; на его дочери женится ростовский князь Борис Василькович ("В лето 6756... Оженися Борисъ князь Василковичъ у Ярослава у Муромского князя, и венчася у святое Богородицы въ Ростове") ПСРЛ. - Т. - С.201.


1257 г. - Перепись муромской земли татарами ("В лето 6765... Тое же зимы приехаша численици, исчетоша всю землю Суждальскую, и Рязаньскую, и Муромьскую") ПСРЛ. - Т.1. - С.203.


1281 г. - Опустошен татарами, приведенными великим князем Андреем Александровичем ("В лето 6789... Тое же зимы князь Андрей Александровичъ испроси ебе княжение великое подъ братомъ своимъ старейшимъ княземъ Дмитриемъ и приведе съ собою рать Татарскую Кавыдая и Алчедая и прииде съ ними къ Мурому... Муромъ пустъ сотвориша..." ПСРЛ. - Т.7. - С.175.


1293 г. - Опустошен татарами ("В лето 6801 князь Андрей Александровичъ иде въ орду... жаловася царю на брата своего великого князя Дмитриа Александровича; царь же отпусти брата своего Дедюню со множествомъ рати... и много градовъ поимаша... Муромъ... а всех градов взяша 14") ПСРЛ. - Т.7. - С.180.


1345 г. Умер Василий Ярославич Муромский ("В лето 6853... Тое же зимы преставися князь Василей Ярославичъ Муромский").


Разночтения: во Владимирском летописце указан 1346 г. - "В лето 6854... Того же лета преставися князь Василеи Ярославичь Муромский, в черньцех и в скиме, положенъ в Муроме въ церкви святую мученику Бориса и Глеба" ПСРЛ. - Т.5. - Софийская первая летопись. - СПб., 1851. - С.225.ПСРЛ. - Т.30. - Владимирский летописец. - М., 1965. - С.108.


1351 г. Князь Юрий Ярославич обновил город ("В лето 6859... Тое же весны князь Юрьи Ярославичь обнови градъ Муромъ"). Разночтения: в Воскресенской летописи - "князь Юрьи Ярославичь Муромъской обнови отчину свою Мурому, запустевшую отъ пръвых князей" ПСРЛ. - Т.4. - Новгородская 4-я летопись. - СПб., 1848. - С.60. ПСРЛ. - Т.7. - С.244.


1354 г. Согнав князя Юрия Ярославича, на Муромском престоле сел рязанский (?) князь Федор Глебович ("В лето 6862... Того же лета князь Феодоръ Глебовичъ, събра воя многы, иде ратию къ Мурому на князя Юрьа Ярославича, и съгна его зъ города съ Мурома, а самъ седе; а Муромцы яшася за него и поидоша съ нимъ въ орду, и бысть имъ великъ судъ передъ князьми ординскими, и достася княжение князю Феодору Глебовичю, а князь Юрьи выданъ бысть ему").


Разночтения: во Владимирском летописце указан 1355 г. - "В лето 6863... Того же лета князь Феодоръ с Муромци иде в Орду, а князь Юрьи Ярославичь приде после князя Феодора, неделя спустя и собра останочныя люди Муромцовъ, иде за ними в Орду; и в Орде имъ был великъ суд; досталося княжение Муромское князю Феодору, а князь Юрьи Ярославичь выданъ бысть ему, онъ же умори его. Того же лета преставися князь Юрьи Ярославичь Муромский". ПСРЛ. - Т.8. - Продолжение Воскресенской летописи. - СПб., 1859. - С.9.ПСРЛ. - Т.30. - С.111.


1356 г. - Поставление в Рязани и Муроме епископа Василия.


1378 г. - 2 августа Муромская дружина участвовала в битве с татарами на р. Пьяне ("В лето 6886... князь же Дмитрий Ивановичь прииде къ Новугороду Нижнему въ силе тяжце... и с ними рать... Муромьскую... и поидоша за реку за Пьяну...") ПСРЛ. - Т.4. - С.73.


1386 г. - Муромская дружина участвовала в походе великого князя Дмитрия Ивановича на Новгород Великий ("В лето 6894... То же зимы въ Филиповъ постъ, предъ Рожествомъ Христовым, князь великий Дмитрий Ивановичъ събра воя многи... рати... Муромьская... поиде ратью къ Новугороду"). ПСРЛ. - Т.4. - С.93.


Дополнение: Софийская 1 летопись - "держа гневъ на Великый Новгородъ... что взяли разбоемъ городъ Кострому и Новъгородъ Нижний и многа зла учиниша тогда" ПСРЛ. - Т.5. - С.241.


На Муром послано войско великого князя Дмитрия Ивановича ("и князь Дмитрий ходилъ ратью на Рязань, а иную рать послалъ на Муромъ, на князя безчестья") ПСРЛ. - Т.4. - С.95.


1393 г. - Отдан татарским ханом великому князю Василию Дмитриевичу ("В лето 6901... Ходилъ въ другий рядъ князь Василий въ орду къ царю, и онъ ему дал новгородьское княжение, Нижний Новъгородъ и Муромъ, и Мещеру, и Торусу...") ПСРЛ. - Т.4. - С.99.


1395 г. - Участие муромской дружины в походе на Литовскую землю.


1440 г. - Участие муромской дружины в битве с татарами у Червленого Яру близ Дона.


1445 г. - январь Под Муромом разбит татарский царь Ахмета; приезд великого князя Василия Васильевича (Темного) ("В лето 6953... князь великий Василий Васильевич... пошли противу царя Махмета. Пришедъ бо царь седе въ Новегороде Нижнемъ... и оттуду поиде къ Мурому; князь же велики слушавъ то, и взялъ Крещение въ Володимире, поиде противу царя съ всею братьею къ Мурому; царь же слышавъ то възвратися бегомъ къ Новугороду; передние плъци великаго князя били Татар подъ Муромомъ... а самъ князь великий тогда седе въ Муроме") ПСРЛ. - Т.7. - С.112.


июль - Нападение татар после победы под Суздалем ("...а Татарове стоявъ въ Суздале 3 дни поидоша къ Володимерю... к граду не припущали, но прилоша къ Мурому, а оттоле къ Новугороду Нижнему") ПСРЛ. - Т.7. - С.113.


Через Муром от Дмитрия Шемяки к царю Ахмету возвращается посол Бигич ("... бывшимъ имъ въ Муроме...") ПСРЛ. - Т.7. - С.113.


1446 г. - Князь Василий Иванович Оболенский захватил в плен татарского посла Бигича ("В лето 6954... князь Василий Ивановичъ Оболенской изимавъ Бигича и окова его...") ПСРЛ. - Т.7. - С.114.


Возвращение из татарского плена великого князя Василия Васильевича (Темного) - ("... А князь велики прииде въ Муромъ, и мало побывъ тамо поиде къ Володимерю". ПСРЛ. - Т.7. - С.114.
Временное местопребывание детей ослепленного великого князя Василия Васильевича (Темного) - ("... дети великаго князя пришедъ сели въ Муроме съ многими людми..." ПСРЛ. - Т.7. - С.117.


Упоминается соборная церковь Рождества Богородицы ("... шедъ въ соборную церковь Рождества Пречистые...") ПСРЛ. - Т.7. - С.118.


1446 г. - Появление в окрестностях войска Казанского царя Мамутека ("В лето 6954 в говение Филипово царь Казанский Мамутекъ послалъ всехъ князей своихъ съ многою силою въевати отчину великого князя Воломирерь и Муромъ и прочаа грады; слышавъ же то князь велики посла противу ихъ князя") ПСРЛ. - Т.8. - С.121.


1458 г. - Пожар в Муроме ("В лето 6966 Погоре градъ Муромъ, Кремль весь, месяца сентября 29") ПСРЛ. - Т.8.- С.147.


1468 г. - Послана великим князем застава против татар ("В лето 6976... а князь велики розослалъ по градомъ заставы, в Муромъ...") ПСРЛ. - Т.6. - Софийская вторая летопись. - СПб., 1853. - С.187.


По приказу великого князя Ивана III муромцы воевали татарские места по Волге ("...а Муромцемъ и Новугородцемъ велелъ князь великий воевать по Волзе, и те шедше повоеваша горы и бараты по обе стороны"). ПСРЛ. - Т.6. - С.187-188.


1470 г. - Участие в походе Московского войска на Казань ("В лето 6978 Тое весны послалъ рать свою князь великий судовую на Казанские места по Велици дни на другой недели... и Муромци такоже..."). ПСРЛ. - Т.6. - С.188-189.


Разночтения: в Воскресенской летописи указан 6977 год. ПСРЛ. - Т.8. - С.155.


1474 г. - Муромские князья находились в составе Московского войска, отправленного для оказания помощи Пскову против немцев ("В лето 6982... Бе бо множество ихъ видети, князей единых 22 из городов... изъ Мурома..."). ПСРЛ. - Т.4. - Псковская первая летопись. - СПб., 1848. - С.248.


1476 г. По указу великого князя Ивана III переведены на жительство новгородские бояре ("В лето 6984 ... Марта 31... пришедъ на Москву архиепископъ Великого Новагорода Феофил бити челомъ великому князю отъ всего Великого Новагорода за поиманыхъ бояръ ихъ, сидятъ которые на Коломне да и въ Муроме...а техъ поиманыхъ не отпустилъ князь велики ни единого). ПСРЛ. - Т.6. - С.205.


Разночтения: в Летописном своде 1518 г. - "...бити челом великомоу князю о тех посадницех, коих поимал князь великии в Новегороде, послал в заточение... а трех в Муром: Федора Исакова, да Василия Ананьина, да Ивана Лошинского" ПСРЛ. - Т.28. - Летописный свод 1518 г. (Уваровская летопись). - М.-Л., 1963. - С.310.


Умер новгородский боярин Федор Борецкий ("... Тоя же весны преставися въ городе въ Муроме Марфинъ сынъ Федоръ, и постригся месяца маия въ 9"). ПСРЛ. - Т.4. - Псковская первая летопись. - С.252.


1478 г. - Поход Муромской дружины в составе Московского войска на Новгород Великий ("В лето 6986... да у себе же въ полку велелъ быти Переславцемъ всемь и Муромцемъ всемь"). ПСРЛ. - Т.8. - С.187.


1489 г. - Поселены новгородские бояре и гости ("В лето 6997... Тое же зимы князь великы Иванъ Васильевичь приведе из Новагорода изъ Великого многихъ бояръ и житьих людеи и гостей, всех головъ болши тысячи, и жаловалъ их на Москве, давалъ поместья и в Володимери, и в Моуроме, и в Новегороде Нижнемъ..."). ПСРЛ. - Т.8. - С.218.


1496 г. - Поход Муромской дружины в составе Московского войска на Казань ("В лето 7004... князь великий послалъ въ Казань къ царю Магметъ Аминю въ помощь... и многыхъ детей боярскихъ... и Муромцы"). ПСРЛ. - Т.8. - С.231.


1506 г. - Через Муром возвращалась из Казани часть Московского войска ("В лето 7014... И князь Дмитрей Ивановичь... поидоша отъ Казани къ Нижнему Новугороду, а царевичь и воевода великого князя Федоръ Михайловичъ Киселевъ поидоша Полемъ къ Мурому"). ПСРЛ. - Т.6. - Софийская вторая летопись. - С.245.


1508 г. - Великий князь Василий III отправил муромцев детей боярских на службу к князю Глинскому ("В лето 7016... Тое же зимы отъеха отъ короля Жидимонта князь Михайло Глинский и прислалъ бити челомъ въ службу великому князю Василию Ивановичу...и князь великий послалъ къ нему воеводу своего... да съ нимъ детей боярьскихъ Муромцов"). ПСРЛ. - Т.6. - Софийская вторая летопись. - С.247.


1536 г. - 6 января По указу великого князя Ивана IV (Грозного) князь Федор Михайлович Мстиславский отправлен в Нижний Новгород, осажденный татарами ("В лето 7044 Тоя же зимы генваря 6 дня приходили Татарове Казанские къ Нижнему Новугороду и на Балахну, и посадъ пожгли и беглыхъ людей на Волзе много посекли; и князь великий послалъ изъ Мурома князя Феодора Михайловича Мстиславского и иних воеводъ с людми, и Татарове Казанские прочь пошли"). ПСРЛ. - Т.8. - С.291.


1538 г. - Муромская земля разорена татарами ("В лето 7046... Тоя зимы ходиша Татарове по Московскимъ городомъ, въ Костромщины, и въ Муромщины... и монастыри многии пограбиша и пожгоша... и житьихъ людей и женъ младыхъ и отроковъ поведоша во свою землю..."). ПСРЛ. - Т.4. - Псковская первая летопись. - С.302.


1549 г. - Муром - место сбора похода русских войск на Казань ("В лето 7057... другому воеводе передового же полка князю Василию Федоровичю Лопатину велел собиратися в Муроме"). ПСРЛ. - Т.29. - Александро - Невская летопись. - М., 1965. - С.156.


1552 г. - Вызов Муромских воевод в Коломну ("В лето 7060 ... И в то время посла въ Муромъ и повеле быти воеводамъ изъ Мурома на Коломну и съ ними многимъ людемъ"). ПСРЛ. - Т.6. - С.304.


Приезд великого князя Ивана IV (Грозного) - "... царь и великий князь государь Иванъ Васильевичъ всеа Русии пошелъ съ Коломны во градъ Муромъ месяца июля въ 4 день... Прииде же въ Муромъ за неделю до Ильина дни... июля же месяца въ 13 день во вторник; и въ Муроме былъ неделю, и свершивъ ту молебная, и поиде изъ Мурома месяца июля въ 20 день... и тако Оку перевезеся"). ПСРЛ. - Т.6. - С.305.


Разночтения: в Александро - Невской летописи - "... И приходи государь в соборную церковь града того же Рождества пречистыя и к великим чюдотворцем князю Петру и княгине Февронии, и по всемъ святымъ местом обходит с молением. И в Муромъ приехал ко государю от митрополита боярин митрополичь, а привез к великому князю грамоту, утверждаючи царя и все его воинство побарати за благочестие..." ПСРЛ. - Т.29. - С.182.

Давид Юрьевич (ум. 2 апреля 1228 года) - князь Муромский (1203/1205-1228), сын князя Юрия Владимировича Муромского, внук Владимира Святославича, первого великого князя Рязанского. Принято считать, что именно этот князь и его супруга являются канонизированными и почитаемыми православной церковью святыми Петром и Февронией.

Если Давид - монашеское имя Петра, то отчего летописец всегда называет этого князя по монашески?
(см http://promurom.ru/infom/annals.php)

Аналогичное монашеское имя князя Александра Невского (Алексий) никем не переносится на рассказы о его до-монашеских годах и деяниях.

Приведите мне пример летописного повествования о князе, который при смерти принял монашеский постриг, и летописец все упоминания о до-монашеской жизни этого князя упорно приводит только с его монашеским именем. Если этого не делает даже автор Жития, то с какой стати это делать летописцу?

Текст Повести про князя Петра тут

Что тут общего с летописным князем Давидом?

В. О. Ключевский:
«Легенда о Петре, под которым, по-видимому, разумеется умер­ший в 1228 г. в иночестве муромский князь Давид Юрьевич, не может быть названа житием ни по литературной форме, ни по источникам, из которых почерпнуто ее содержание; в истории древнерусской агиогра­фии она имеет значение только как памятник, ярко освещающий неразбор­чивость, с какой древнерусские книжники вводили в круг церковно-исторических преданий образы народного поэтического творчества» (Ключевский. Древнерусские жития святых как исторический источ­ник. М., 1871, с. 287).

в целом о Повести.

Благоверные князь Петр, в иночестве Давид, и княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода, благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

См. также: "" в изложении свт. Димитрия Ростовского.


Тропарь благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам

Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси,/ добре во благочестии пожив, блаженне Петре,/ тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ в мире Богу угодивше, и преподобных житию сподобистеся./ С нимиже молитеся Господеви/ сохранити без вреда отечество ваше,// да вас непрестанно почитаем.

Кондак благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам

Мира сего княжение и славу временну помышляя,/ сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре,/ купно и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ милостынею и молитвами Богу угодивше./ Темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще,/ исцеление невидимо подаваете,/ и ныне Христу молитеся,// сохранити град же и люди, иже вас славящих.

Молитва святым благоверным князю Петру и княгине Февронии, Муромским

О велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстатели и хранители, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам молимся с упованием крепким: принесите за нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите нам у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимое, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, душам и телесем здравие и вечное спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго: верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите Церкви святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла и вся правоверныя люди, к вам приходящия и мощем покланяющияся, осените благодатным действом благоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам возносимых, но будите о нас приснии предстатели ко Господу и сподобите нас помощию вашею святою спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца, и Сына, и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Житие святых князя Петра (Давида) и княгини Февронии (Евфросинии), написанное во второй четверти XVI века Ермолаем-Еразмом к Собору Русской Православной Церкви 1547 года (на этом Соборе угодники Божии были причислены к сонму общерусских святых) - является, по слову Д. С. Лихачева, величайшим поэтическим памятником русского средневековья.

Следуя агиографическим канонам, выработанным святителем Макарием, митрополитом Московским, составитель жития святых Петра и Февронии, совершенно очевидно, опустил малозначительные (на его взгляд) исторические детали их жизни, которые, тем не менее, в настоящее время можно реконструировать по данным из древнерусского летописного свода. Сведения эти гармонично дополняют житие великих Божиих угодников, приоткрывая для нас завесу над некоторыми спорными историческими интерпретациями.

Вот что повествует Воскресенская летопись, сообщая нам о правлении в конце XII века князей из муромской династии: "В лето 6683 (1174/75). Преставися князь Юрьи Володимеровичь и по немъ были на Муроме дети его Володимеръ да Давидъ" .

Житие Муромского князя Петра (в иночестве Давида) до мельчайших деталей совпадает с летописными свидетельствами о правлении муромского князя Давида Юрьевича так, что у агиографов и историков никогда не было поводов сомневаться в исторической идентичности житийного повествования с летописными данными. Абберация же имен Петр-Давид, лишь подтверждает рецепцию церковным сознанием русского народа одновременно как мирского (гражданского), так и монашеского имени муромского князя (так, к примеру, в народной памяти зафиксировалось имя св. кн. Александра Невского, хотя по летописям известно о пострижении князя в схиму с именем Алексий).

Летописи сообщают, что в 1203/04 году скончался муромский князь Владимир Юрьевич, а на престоле остался его брат князь Давид (Петр) Юрьевич: "В лето 6711... Того же лета преставися Володимеръ Гургевичъ Муромьский князь". В Воскресенской летописи: "В лето 6712... и остася на Муроме братъ его князь Давидъ Юрьевичъ". По житию св. кн. Петр (Давид) принял муромский княжеский стол после кончины своего брата князя Павла (который, по всей видимости, до крещения именовался Владимиром).

Житийное повествование сообщает, что еще во время княжения на муромском престоле кн. Владимира (Павла) Юрьевича, его брат - святой князь Давид (Петр) Юрьевич заболел неведомым кожным заболеванием (возможно, проказой), от которой никто не мог его излечить. Будучи уже сам на княжеском престоле в Муроме, в сонном видении князю Давиду (Петру) было открыто, что уврачевать его недуг сможет дочь пчеловода-бортника благочестивая дева по имени Феврония из деревни Ласково, что на Рязанской земле. Через своих посланников князь муромский Давид (Петр) Юрьевич дал обет, что за полученное исцеление он женится на Февронии. Князь сочетался с ней законным браком, хотя муромская знать всячески противилась этому. Верный долгу христианского супруга, кн. Давид (Петр) Юрьевич соглашается скорее оставить княжеский престол, чем разлучиться с дарованной ему Богом супругой. Гонимые городской знатью, князь Давид и княгиня Феврония добровольно покидают Муром, но возникшая в отсутствии князя городская смута и нестроения, заставляют муромских бояр послать к нему гонцов с просьбой возвратиться на княжение в Муром. Далее житие святых князя Давида (Петра) и княгини Февронии (Евфросинии) повествует, что правление их в Муроме было правдолюбивое, но без суровых строгостей, милостивое, но без слабости. Умная и благочестивая супруга князя, вышедшая из простого сословия, помогала ему практическими советами и делами благотворительности.

Летописи же зафиксировали для нас под 1187 годом пребывание муромского князя Давида (Петра) Юрьевича во Владимире в связи с выдачей замуж дочери великого князя Всеволода Большое Гнездо, а также некоторые ратные подвиги святого князя Давида (Петра). Так, в 1196 году муромские князья Владимир (Павел) и Давид (Петр) участвовали в походе князя Всеволода Большое Гнездо на Чернигов, а в 1207/08 году муромский князь Давид (Петр) пришел на помощь великому князю владимирскому Всеволоду Георгиевичу в его походе на Рязанскую землю: "В лето 6715... И потом посла... и а Муромъ по Давида... Князь же великий пришедъ ста у города Проньска... повеле стрещи въ оружьи день и нощь около града и роставль полки по вратом... Давиду с Муромци третьяя врата" . В 1213 году святой князь Давид (Петр) участвовал в походе св. великого князя владимирского Георгия Всеволодовича на Ростов: "В лето 6721... Начатъ Костянтинъ опять рать замышляти на братью, Георгий же поима братью... и Давида Муромского идоша нань к Ростову". В 1216 году муромская дружина участвует в Липецкой битве также на стороне св. великого князя Георгия Всеволодовича: "В лето 6724... И бяху полци силни велми Муромци и Бродници и Городъчане и вся сила Суздальской земли... Ярославъ же ста съ своими полки съ Муромьскими..." .

Под 1220 годом летописи оставили нам упоминание о двух сыновьях святых князя Давида (Петра) и княгини Февронии - князе Юрии Давидовиче и князе Святославе Давидовиче, а также их внуке - князе Олеге Юрьевиче. Сын и внук святого муромского князя Давида (Петра) участвовали вместе с суздальской ратью в военном походе против волжско-камских булгар: "В лето 6728... посла же и къ Муромскимъ княземъ, веля имъ послати сыны своя, и посла Давид сына своего Святослава, а Юрьи Олга... Изряди же Святославъ полки своя: Ростовский по правой руце, а Переславьской по левой, а самъ ста съ Муромскими князи посреди". Вероятно, в этом военном походе внук св. кн. Давида (Петра) - молодой княжич Олег Юрьевич погиб, т. к. имя его более не упоминается в исторических источниках. Народное же предание (зафиксированное, к примеру, в рукописях графа А. А. Епанчина †1998) сохранило сведения, что в раке с мощами свв. Петра и Февронии почивает "их малолетний сын", который, вероятнее всего, был все-таки их внуком, т. е. убиенным княжичем Олегом Юрьевичем (в Муроме убиенный князь-отрок также почитался горожанами в лике местночтимых святых).

1224 год принес для Руси тяжелые испытания - с битвы на р. Калке началось вторжение на территорию удельных княжеств первых татарских полчищ, и над Русью начинали сгущаться тучи татаро-монгольского ига.

25-летнее княжение князя Давида (Петра) Юрьевича и княгини Февронии (Евфросинии) свидетельствует, что прожив насыщенную событиями жизнь, они не утеряли крепкой христианской веры - той сердцевины их бытия, которая наполняла их сердца. Святая княжеская чета, чувствуя ослабление физических сил, принимает решение принять иноческое пострижение, дабы еще более усердным постом и молитвами потрудиться для спасения своих душ. Однако, достоверных сведений о месте пострижения св. Петра не имеется. До времени Иоанна Грозного монашествующие могли проживать вне монастырей, в связи с чем муромский историограф начала XIX века А. А. Титов в "Историческом обозрении г. Мурома" предполагал: "Незадолго до кончины Петр и Феврония, оставив княжество, приняли монашеский чин и названы Давид и Евфросиния. По тогдашнему обыкновению, им хотя и можно было проживать в особых дворцах своих вне монастырей, но они, полагать надо, жили: один в монастыре, где епископ, другая - в Крестовоздвиженском".

Житие праведников, дополненное летописными сведениями, свидетельствует, что кончина святых князя Петра и княгини Февронии последовала в один день и час в период Пасхальной Седмицы, выпавшей на апрель 1227/28 года. Летописи дополняют это повествование тем фактом, что за несколько дней перед этим скончался их младший сын - князь Святослав Давидович (который, вероятно, также был погребен в княжеской усыпальнице): "В лето 6736. Умре сын Давыдовъ Муромьскаго месяца апреля, святыя неделя праздныя. Тое же недели преставися и самъ Давыдъ Муромский в черньцих и въ скиме". Кончина святых муромских князей выпала на годы архипастырского служения в Муроме епископа Муромского и Рязанского Евфросина I (Святогорца) (1225-†1239), который, вероятно, и совершил их пострижение в монашество, наименовав княгиню соименным со своим монашеским именем, а также, предположительно, совершил церковное погребение княжеской четы.

Как повествует житие, не смотря на то, что изначальное погребение венценосных схимников произошло - одного в соборном (который Ермалай-Еразм ошибочно называет Богородицким. Житие составлялось 350 лет позднее кончины праведников и многие сведения об их жизни уже были утрачены), а второй - в Крестовоздвиженском монастыре, тела св. кн. Давида (Петра) и его супруги княгини Февронии (Евфросинии) на следующий день чудесным образом были обретены горожанами в едином гробе, приготовленном князем и княгиней еще при их жизни в соборной церкви, которая именовалась в честь святых мучеников Бориса и Глеба и находилась в "старом вышнем городище". После нескольких не увенчавшихся успехом попыток горожан разъединить благоверных супругов, их святые тела были с почестями погребены в едином гробе в крипте соборной Борисоглебской церкви.

"Повесть о водворении христианства в Муроме" оставила нам упоминания только о Борисоглебском кафедральном соборе с находящимся при нем "дворе" епископа Муромского Василия I (располагался он на месте нынешнего Троицкого монастыря). Кроме того, летописные известия, сообщая о погребении муромского князя Юрия Владимировича (отца св. кн. Петра) под 19 января 1174/75 года, ничего не говорят о наличии Богородицкого собора: "преставися князь Муромский Юрьи месяца генваря 19 день, и положен бысть у святаго Спаса в Муроме". По Ипатиевскому списку, церковь, в которой был погребен князь, характеризуется, как возведенная его стараниями: "Въ томъ же лете преставися Дюрдий князь Муромьский месяца генваря 19 день и положенъ бысть у Христовы церкви въ Муроме, юже самъ созда". Никаких иных церквей, посвященных Христу Спасителю (кроме главного храма Спасского монастыря) в Муроме, на тот период времени не известно. Таким образом, очевиден тот факт, что в конце XII века в Муроме еще не существовало кафедрального Богородицкого собора и князь Юрий был погребен в храме, построенном его ктиторскими усилиями (так же как и святой князь Константин (Ярослав) Святославич был погребен в возведенном им храме Благовещения Пресвятой Богородицы в "старом вышнем городище").

Указание летописей на то, что кончина святого князя Давида (Петра) и княгини Февронии (Евфросинии) и их погребение выпали на Светлую Седмицу (апрель) 1228 года, ставит вопрос: почему почитание их отнесено Церковью на 25 июня (8 июля)? Церковная богослужебная практика знает два случая поминовения святых - в день их кончины, и в день перенесения их св. мощей. Таким образом можно предположить, что с датой 25 июня (8 июля) связано перенесение мощей святых княгзя Петра и княгини Февронии из старого (обветшавшего) Борисоглебского кафедрального собора в новопостроенный Богородице-Рождественский, уже существовавший в XV веке (и обновленный в XVI веке) на Воеводской горе.

Почитание муромских супругов местно и среди московской знати началось задолго до их церковного прославления на церковных соборах 1547/49 годов. Уже на рубеже XV-XVI веков проходили службы святым Петру и Февронии, о чем свидетельствуют две рукописи, относящиеся к этому времени.
Авторство части стихир и канонов святым приписывается Пахомию Сербу, они были дополнены в середине XVI века. Автором "Повести о Петре и Февронии Муромских" является известный церковный писатель и публицист Ермолай-Еразм. Повесть была написана им в 1540-50-х годах на основе местных легенд и преданий.

Начиная с конца XIV века Муром играл весьма заметную роль в истории великокняжеской семьи. В 1392 году ярлык на владение этим городом, служившим форпостом русских земель на востоке, получил от великого хана московский князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского. С этого момента Муром стал городом, принадлежащим московскому княжеству. Во время борьбы великого князя Московского Василия (Темного) с представителями другой ветви потомков Дмитрия Донского за великокняжеский престол в 1446 году бояре Ряполовские увезли в Муром детей Василия - Ивана и Юрия, спасая их от преследований Дмитрия Шемяки. Из Мурома княжеских детей вывез архиепископ рязанский Иона, приняв их в Рождественском соборе "на свою епитрахиль", чтобы никто не учинил им никакого зла. С этого времени, еще до своей канонизации, Петр и Феврония становятся покровителями Московского царствующего дома.
Дореволюционные авторы, изучавшие историю Мурома, сообщают, что один из спасенных детей - великий князь Иван III - не единожды посещал Муром, чтобы вознести в муромском соборе благодарственные молитвы за свое спасение и поклониться гробнице Петра и Февронии.

К XVI веку Муром был уже прочно связан с жизнью великокняжеской семьи, членам которой были известны местные предания о князе Петре и его мудрой супруге Февронии. В 1523 году, по сообщению муромского краеведа и издателя В. И. Пехова, сын Ивана III - великий князь Василий III - пожаловал муромскому соборному храму участок пахотной земли. Подобные дары храму князья, как правило, давали на помин души погребенных в нем "сродников".

Иван Грозный - сын Василия III, в 1549 году перед Казанским походом посетил два древних города - Владимир и Муром. И в Муроме, и во Владимире он молился у гробов своих прославленных предков, испрашивая у них молитвенной помощи в трудном военном предприятии. Во Владимире он посетил Рождественский монастырь, где покоились мощи святого Александра Невского. В древнем Успенском соборе он молился у гробов Андрея Боголюбского и других святых владимирских князей. Из Владимира царь Иван направился в Муром и здесь молился в церкви Рождества Богородицы "великим чудотворцам" Петру и Февронии. Все перечисленные святые обрели впоследствии свое место в росписи кремлевского Архангельского собора в Москве - великокняжеской усыпальнице.

Быстрому распространению почитания муромских святых способствовало одно знаменательное событие, предшествовавшее походу на Казань.
Казанский поход в 1552 году Иван начал с посещения Коломны, следуя примеру князя Дмитрия Донского, чтобы помолиться о победе в древних храмах прославленного города. Когда царь находился в Коломне, из-под Тулы пришло сообщение, что к стенам города подступили войска крымского хана Девлет-Гирея. Иван был вынужден ввиду грозной и неожиданной опасности на время оставить свой план и выступить против крымского хана. Дальнейшие события в летописи расписаны по дням: 22 июня (по ст. стилю) царь подошел к Туле; 23 июня начался штурм, и войска хана обратились в бегство; 24 июня с вестью о победе возвратились преследовавшие врага воеводы. Официальные торжества по случаю победы над татарами совершались, надо полагать, 25 июня, то есть в тот день, когда церковь поминает святых царских сродников Петра и Февронию. Это событие сыграло значительную роль в формировании общероссийского почитания муромских святых. Именно оно заставило царя видеть в них молитвенников и помощников в ратном деле (в каноне они называются "щитом и крепостью"). В свою очередь, "внеплановая" победа над татарами под Тулой воспринималась как предзнаменование удачного исхода Казанской кампании, обусловив решение царя идти на Казань через древний Муром, чтобы принести благодарственные молитвы Петру и Февронии.

То, что день победы над татарами пришелся на день святых супругов, своим целомудрием сумевших попрать врага рода человеческого - "змия", был использован наставником Ивана IV митрополитом Московским Макарием для назидания молодого государя. Едва успев прибыть в Муром, Иван получил послание митрополита. Вдохновляя царя на подвиг, Макарий воспользовался случаем еще раз преподать ему урок, какими образцами поведения должен руководствоваться в жизни государь. В послании он напоминал ему, что главная функция православного государя - это защита православной веры. Далее святитель проводил мысль о необходимости соблюдения супружеской чистоты, которая, будучи проявлением целомудрия, неповрежденной грехом мудрости, является непременным условием достижения победы над змием-диаволом.

Этот мотив супружеской чистоты, сохраненной благодаря мудрости княгини, является одним из основных в "Повести о Петре и Февронии". Тульская победа обратила мысль митрополита к образам Петра и Февронии, которые он спроецировал на Ивана IV и его супругу Анастасию Романовну. Увещая сохранять супружескую верность, Макарий приводит много примеров и из русской, и из византийской истории, но главным среди них является пример Петра и Февронии. В макарьевском послании мы впервые сталкиваемся с назидательным использованием образов Петра и Февронии как идеальной супружеской пары, в дальнейшем закрепленным литературной традицией.

После Мурома царь двинулся навстречу своим воеводам на Алатырь. Собственно от Мурома и начался для Ивана победоносный поход. Впоследствии значение этого города и его святых покровителей в истории Казанского взятия Иван Васильевич подчеркнул щедрыми дарами городу. Он выстроил здесь новый каменный храм и вложил в него писанную на золоте икону с изображением Петра и Февронии. Вновь Муром был вовлечен в магистральные события русской истории. Все эти события способствовали быстрому распространению почитания муромских святых по всей России.

И в дальнейшем соборная церковь Рождества Богородицы пользовалась вниманием московских государей. В 1594 году царь Феодор Иоаннович и царица Ирина (Годунова) вложили к мощам святых покров, шитый в знаменитой мастерской этой царицы. Долгое время в царской семье не было наследника. Ходили слухи о бесплодности царицы и об ее удалении в монастырь. Царица Ирина особо почитала святую княгиню Февронию и молилась святым супругам о даровании детей. По молитвам Муромских чудотворцев в царской семье появился долгожданный младенец, о чем сообщает шитая вкладная надпись на покрове: "Повелением Благоверного Государя Царя и Великого князя Феодора Иоанновича Всея Руси и его Благоверные Царицы и Великия княгини Ирины и их Благоверные Царевны Феодосии сделан бысти сий покров лета 7102 (1594 год)"

Шитье исполнено с необыкновенной теплотой и любовью. Покров является одним из самых лучших, тонких и лиричных произведений, выполненных в этой мастерской. (В настоящее время покров экспонируется в Муромском историко-художественном музее - Т.С.).
В последующие столетия многие высочайшие особы, посещавшие Муром, непременно поклонялись святым мощам Петра и Февронии.
"Во время путешествия в мае 1722 года из Коломны в Нижний Новгород по Оке, во время войны с Персией, Петр I останавливался в Муроме для поклонения "многочтимым Муромским чудотворцам Петру и Февронии, испрашивая от них помощи на брань и победу, подобно тому, как предки его - Иоанн III и IV - делали при походах своих на казанских татар" - записано у одного из местных историков. Муромский летописец купец А.А. Титов писал в 1830-х годах: "Недавно перестали говорить старожилы, слышавшие от своих предков, как эти последние видели государя в Соборном храме (Рождества Богородицы - Т.С.) во время Божественной Литургии, и как любовались его прекрасными мужественными кудрями, с восторгом слушая голос, когда подпевал он хору певчих, стоявши возле клироса".
В 1767 году в Муроме побывала императрица Екатерина II во время проезда через Муром из Нижнего Новгорода в Москву. "В Муроме, получив известие, что государь - наследник Павел Петрович - сильно занемог, царица-мать, с чувством родительской горести, отправилась в собор, изволила сказать сановникам и народу: "Будем молиться за наследника".
В 1830-х годах у мощей святых Петра и Февронии молились о процветании своей богохранимой державы император Николай I и наследник престола Александр Николаевич (будущий император Александр II).
День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.


С 1054 г., после смерти Ярослава Мудрого, русская земля оказалась во владении трех его сыновей: Изяслава, Святослава, Всеволода. По согласованию с Константинополем, на Руси возникают две новые митрополии - Черниговская и Переяславская. Стольным городом Ярослава Святославича был Чернигов.
Под 1054 годом в летописях содержится известие, что Муром был подчинен этому черниговскому князю. Вероятнее всего, утверждение христианства на Муромской земле следует отнести к годам правления Святослава Ярославича (1054 - 1076). Громадные богатства Святослава, основание Черниговской митрополии, несомненно, должны были способствовать светскому и церковному «устроению» территории всего его огромного княжества. Видимо, уже тогда и был основан в Муроме Спасский монастырь - один из первых на Северо-Восточной Руси, упомянутый в летописи под 1095 - 1096 гг.
В 1073 г. Святослав Ярославич Черниговский захватил Киев, и Изяслав бежал в Польшу.
1073 - 1076 гг. Святослав Ярославич Черниговский - великий князь киевский .

Давид Святославич

Давид (Давыд) Святославич средний из пятерых сыновей великого князя киевского Святослава Ярославича.

Святослав Ярославич с семьёй. Миниатюра из Изборника 1073 г. Один из четверых старших сыновей - Давыд.

Князь Переяславский: 1073 - 1076 гг .

В 1073 г., после вокняжения отца в Киеве, получил Переяславль, но после смерти отца в 1076 г. вынужден уйти вместе с другими Святославичами в одну из дальних вотчин черниговских князей - Муром.

Князь Муромский: 1076 – 1093 гг.

В 1006 г. Владимир Святославич заключил с волжскими булгарами договор, дав им право «торговать без опасения» в городе Муроме.
Не сдерживаемые твердою княжескою властью, муромцы принялись за разбои по pекам Оке и Волге. К нач. XI в. Муром успел уже сделаться важным торговым пунктом Северо-Восточной Руси и вел торговые сношения с волжскими болгарами. Многоводная Ока давала болгарам возможность являться в Муром целым караваном судов: местный пушной товар, мед и воск обменивались в Муроме на произведения Востока - шелковые ткани, бисер, бусы и различные металлические изделия. Кроме болгар сюда наезжали торговые люди из Киева и Чернигова. Вот этих-то купцов и грабили муромцы.
Обиженные болгары обратились с жалобой к Олегу и Ярославу Святославичам, но, не получив удовлетворении, сами взялись за оружие.
В 1088 г. - нападение волжских болгар. "В лето 6596... В се же лето взяша болгаре Муромъ" /ПВЛ. - С.88/
В 1088 г. Муром был сожжён.
Интересные результаты дали раскопки 1980-х гг. на Кремлевской горе. Обнаружены постройки и сооружения домонгольского и более поздних периодов, следы крупных пожаров, первый из которых, видимо, был связан с сожжением города в 1088 г., а второй, более поздний - с пожаром 1239 г.

Князь Смоленский: 1093 - 1095 гг.
В 1093 г., после смерти Всеволода Ярославича киевского, великий князь киевский Святополк Изяславич вывел из Смоленска Владимира Мономаха, а Смоленск отдал Давыду.

Князь Новгородский: 1094 - 1095 гг.
В 1094 г. из-за войны Святополка и Владимира Мономаха с братом Давыда Святославича, черниговским князем Олегом Святославичем, отправлен был из Смоленска в Новгород, а Мстислав Владимирович из Новгорода в Ростов. Смоленск достался другому сыну Мономаха - Изяславу Владимировичу. В Новгороде Давыда встретили враждебно и через год изгнали.

Князь Смоленский: 1096 - 1097 гг.
В 1096 г. захватил Смоленск и изгнал оттуда Изяслава Владимировича, вынужденного уйти в Курск. Новгород он также хотел оставить за собой, но в отсутствие Давыда новгородцы посадили у себя Мстислава Владимировича, а Давыду сказали: «Не ходи к нам». Великий князь киевский Святополк Изяславич и Владимир Мономах приглашали Святославичей в Киев на переговоры, получив отказ пошли на Смоленск на Давыда войной, но по дороге встретили послов Давыда и заключили с ним мир, согласившись обменять Смоленск на Новгород, видимо, при условии, что Муром займет Изяслав. Его брат, черниговский князьОлег Святославич, не желая мириться с потерей Мурома, с Давыдовыми полками продолжал воевать с Мономахом и двинулся в Смоленск и договорился с Давыдом о возвращении прежнего положения. Давыд неудачно и опять прибыл в Новгород, откуда его самого выгнали новгородцы, однако Олегу удалось захватить Муром. Причем, в бою за него погиб Изяслав.

Князь Черниговский: 1097 - 1123 гг.
В 1097 г. принимает участие в Любечском съезде князей, где князья провозгласили: «Каждый да держит отчину свою». По решению съезда, за ним утвердили Чернигов.
Сразу после Любечского съезда Давыд Игоревич волынский и Святополк Изяславич киевский схватили и ослепили теребовльского князя Василька Ростиславича. Владимир Мономах послал за Святославичами и те с черниговскими войсками пришли к Владимиру. В 1098 г. вместе с Владимиром Мономахом и братом Олегом Святославичем явился в Киев с требованием объяснить ослепление теребовльского князя Василька Ростиславича у Святополка, Князья собирались уже воевать со Святополком, но киевское посольство уговорило их пойти на мир. Святополк оправдывался тем, что Давыд Игоревич оговорил Василька и был зачинщиком ослепления. Владимир и Святославичи обязали Святополка схватить Давыда Игоревича или выгнать с княжения. Тем самым вынудили его идти войной на виновника - своего союзника Давыда Игоревича.

В 1099 г. Давыд Святославич послал своего сына Святослава в помощь Святополку, который после войны с Давыдом Игоревичем решил отнять княжество у Ростиславичей. В битве на границе своих владений Ростиславичи победили. Еще одно поражение сын Давыда Святославича потерпел от Давыда Игоревича, помирившегося с Ростиславичами. Заключив мир, Святослав вернулся к отцу. В войске, которое вел Святополк на Василька и его брата Володаря Ростиславича в 1099 г., находился сын Давыда - Святослав Святоша.

В 1100 г. Давыд Святославич участвовал в Витичевском съезде (в Уветичах), куда князья собрались для суда над Давыдом Игоревичем, Давыд лишился Владимира-Волынского, а взамен получил Дорогобуж, Бужск, Дубно и Чарторыйск, а от Давыда и Олега Святославича по сто гривен серебром Давыду Игоревичу в счет вознаграждения за Владимир-Волынский.
Военный поход в 1101 г. в союзе с Володарем Ростиславичем на поляков.
В 1101 г. Мономах и Давыд собирались пойти на половцев, но половецкие послы уговорили русских князей заключить мир.
В 1103 г. участвовал в разгроме половцев у Сутеня (место за днепровскими порогами, у Хортицы).
В 1107 г. в победоносной битве с половцами на реке Хорол. После войны 1107 г. Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи съезжались с половецкими ханами и взяли у них дочерей замуж за своих сыновей.
В 1110 г. вместе со Святополком и Владимиром Мономахом, Давыд вновь ходил на половцев, но из-за сильных холодов и массового падежа лошадей князья вернулись, дойдя до Воиня.
В 1111 г. с теми же князьями отправился в Степь и 24 марта участвовал в битве на протоке Дегея, а 27 марта - на реке Сальница, когда была одержана блестящая победа. Русские полки взяли половецкие города Шарукань и Сугров, а половцы подверглись страшному разгрому и надолго перестали угрожать Руси.
В 1113 г. после смерти Святополка Изяславича киевляне не пожелали видеть у себя князем Давыда Святославича.
В 1115 г. участвовал в походе Ярополка Владимировича на Друцк против князя минского Глеба Всеславича. Вместе с Ярополком Владимировичем они взяли приступом Друцк. Глеб, осажденный в Минске Владимиром Мономахом, сдался.
В 1116 г. Владимир Мономах и Давыд Святославич посылали на Дон против половцев своих сыновей, те взяли три половецких города и много добычи.
В 1118 г. ходил с Владимиром Мономахом и Володарем и Васильком Ростиславичами на владимиро-волынского князя Ярослава Святополчича. После двухмесячной осады Ярослав сдался и был оставлен княжить во Владимире. Союзники вынудили Ярослава отказаться от своего намерения.

Загрузка...