decorininterior.ru

Что такое внеклассное чтение. Почему вводить внеклассное чтение необходимо с первого года школьного обучения

ГЛАВА XII

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Читатель-школьник

Внеклассное чтение - одно из важных направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса.

Опыт передовых педагогов прошлого и творчески работающих современных учителей-словесников показывает, что выход в широкое внеклассное чтение, постоянная опора на индивидуальный читательский опыт учащихся, учет их читательских интересов - это тот резерв литературного образования, использование которого может дать положительный эффект.

Путь отечественной методики к читателю-школьнику был долгим и неровным. Его характеризовали подъемы и спады, удачи и поражения, яркие эпизоды сотрудничества учителя и учеников и годы отчуждения.

Словесники постепенно приходили к мысли о необходимости серьезного изучения и учета читательской индивидуальности; в процессе преподавания складывалась методика изучения, ведущая свое начало от педагогов конца XIX - начала XX в.: Х.Д. Алчевской, Н.А. Рубакина, А.П. Нечаева, Ц.П. Балталона и др Словесники прошлого вынуждены были признать не только существование внеклассного чтения, в котором преобладала не классика, а «сыщицкая литература», приключения и фантастика, но и тот факт, что читаемые школьниками вне класса книги часто «гораздо сильнее влияют на воспитание и развитие молодого существа, чем классные уроки» (А.И. Незеленов).

Особый интерес представляет идея индивидуализации чтения, пропагандировавшаяся в начале XX в. в работах Н.А. Рубакина, писавшего о необходимости «приспособления списков рекомендуемых книг к личностям тех читателей, которым они указываются», и считавшего более важным изучение не читающей массы, а отдельных читателей (Рубакин Н.А. Избранное: В 2 т. - Т. 2. - М., 1975. - С. 67, 140).

В начале 20-х гг. популярными были социологические опросы, выявлявшие общую картину чтения в стране. Разнообразные методы изучения читателей нашли отражение в сборнике «Детское чтение: методы изучения» (1928), подготовленном под руководством Н.А. Рыбникова.

В 60-70-е гг., после долгого затишья в изучении читателей, был проведен целый цикл крупномасштабных социологических исследований («Советский читатель», «Книга и чтение в жизни небольших городов», «Книга и чтение в жизни советского села», «Исследование художественных интересов современных школьников» и др.), в которых в значительной мере были сглажены все острые углы. Правда, авторы последнего исследования, приводя цифровые данные, свидетельствующие о преобладании интереса к литературе среди других художественных интересов школьников, все же отмечали: «Наибольшим престижем у ребят пользуется литература, однако реально они прежде всего интересуются кино» (Исследование художественных интересов современных школьников. - М., 1974. - С. 68).

Интересный материал о читателе-школьнике представлен в вышедших в 50-70-е гг. работах психологов и методистов Л.В. Благонадежиной, О.И. Никифоровой, Н.Д. Молдавской, Л.Г. Жабицкой, М.Д. Пушкаревой, Л.Н. Рожиной, О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана, Н.А. Бодровой, Л.Т. Пантелеевой, В.П. Полухиной и др. В проведенных в последние годы исследованиях читательских интересов школьников все чаще прослеживается мысль о растущем разрыве между уроками литературы и внеклассным чтением, об отсутствии устойчивой мотивации к чтению, отмечается падение роли учителя в формировании читательской культуры школьников. Педагог И.А. Бутенко предложила учащимся VI-X классов назвать основные источники информации о книгах. Результаты опроса довольно неожиданны: основные источники - мать, отец, одноклассники, родственники и книги, а далее - учитель, сам школьник и библиотекарь. Обсуждают с юным читателем прочитанные им книги чаще всего родители, реже - друзья или никто. Учителя и библиотекари при этом вовсе не упоминаются (Бутенко И.А. Чтение по заданию и по потребности // Советская педагогика. - 1989. - № 10).

Об этом же свидетельствуют и читательские биографии выпускников школ:

«В школе читаю приключенческую литературу, фантастику, про войну. А проходим что-то в основном неинтересное. Таким образом, к VII-VIII классу художественную литературу читаю чуть реже, чем от случая к случаю».

«Моим чтением (вне класса) интересовались только в начальной школе. Потом, как правило, для уроков я читала по заданию, а для себя - по желанию. Уроки внеклассного чтения за все годы ни разу не совпали с желанием (и ни разу не вызвали желания читать)».

Современная методика признает изучение проблем, связанных с чтением школьников необходимой предпосылкой и обязательным условием эффективности процесса обучения литературе. Какие методы изучения чаще всего используются в практике работы учителей-словесников?

В ходе фронтальной, групповой или индивидуальной беседы учителя с учениками возможно выяснение целого ряда сведений об особенностях читательской ситуации в классе, о направленности читательских интересов, уровне восприятия и характере оценки литературных произведений учащимися. Индивидуальная беседа, в которой школьники иногда открываются с самой неожиданной стороны, часто оказывается решающим моментом в установлении контакта между учителем и учеником.

Анализ письменных работ учащихся (сочинений, письменных ответов на вопросы, рефератов, отзывов о прочитанных книгах и т.д.) поможет учителю определить особенности восприятия литературного произведения как на этапе первоначального самостоятельного чтения, так и после анализа или обсуждения произведения на уроке, проследить рост читательской культуры, уровень сформированности умений самостоятельно анализировать и оценивать литературные произведения. Сочинения типа «Моя домашняя библиотека», «Что я хотел бы изменить в своем чтении» и т.п. могут дать дополнительный материал о мотивах и характере чтения школьника. Многие проблемы, поднятые в таких сочинениях, могут стать предметом обсуждения на уроках и в индивидуальной беседе.

Читательские биографии , широко использовавшиеся в практике старых словесников, дают учителю интереснейший материал об особенностях эволюции читательских интересов школьников, о становлении читательской индивидуальности, о роли семьи и школы в воспитании читателя. Есть о чем задуматься учителю, получающему в выпускном классе такую информацию о себе: «Преподаватель ведь искренне хочет научить нас. Разумеется, он знает несравненно больше, чем ученики, помнит, что было самому интересно. Но, во-первых, личный опыт не всегда показателен. Во-вторых, учитель ограничен программой и вынужден гнать одно за другим, у него не остается времени просто показать, как читать, а не листать книгу. В результате у ученика в голове чаще вывески, чем произведения».

Читательский дневник , дающий возможность длительного наблюдения за чтением учащихся, их литературным развитием, особенно активно пропагандировался педагогами начала XX в. Однако строго оговоренная структура дневников, формальный подход к работе с ними, не учитывавший возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, во многом способствовали дискредитации данной формы работы.

Между тем известно, что отдельные школьники ведут записи о прочитанном, хотели бы планировать свое чтение, заинтересованы в тактичных советах старшего товарища. Опыт такого сотрудничества описан в методической литературе. В V-VI классах школьники с удовольствием работают с читательскими дневниками, если учитель подходит к этой работе творчески, не сковывает их инициативы. Читательские дневники пятиклассников - это чаще всего красочно оформленные альбомы, в которых основное место занимают иллюстрации к прочитанным книгам, краткие аннотации, отрывки из произведений, списки литературы для внеклассного чтения, литературные игры (ребусы, кроссворды, викторины), задания к урокам внеклассного чтения.

Изучение библиотечных формуляров , популярное в прошлом, сегодня менее эффективно, особенно в городских школах. Как показывают наблюдения, большая часть книг, читаемых учащимися, берется ими из домашней библиотеки или у товарищей.

Анкетирование получает все большее распространение. Знакомство с новым классом, планирование системы уроков внеклассного чтения, определение направлений в индивидуальной работе, подведение итогов - все эти важные моменты в руководстве внеклассным чтением можно сочетать с проведением небольшой анкеты. Если учащиеся почувствуют, что их мнения и пожелания учителю действительно интересны и он учитывает их по возможности в своей работе, ответы на вопросы анкеты не будут формальными, как это иногда бывает. Многие учителя-словесники довольно скептично относятся к анкетированию, что отчасти справедливо, ибо оно все-таки не заменит живого общения с читателем-школьником.

Тестирование , особенно популярное в последние годы, поможет выявить уровень литературной эрудиции, начитанности на разных этапах работы с читателем-школьником, однако данные, полученные в результате проведенного тестирования, также должны дополняться, корректироваться при помощи других методов изучения читателя (индивидуальной беседы, изучения письменных работ или др.).

Внеклассное чтение на уроках литературы

Уроки по основному курсу литературы всегда опирались на широкое внеклассное чтение. На это нацеливали и школьные программы, и учебники, особенно дореволюционные, предусматривавшие обращение к читательскому опыту учащихся, сопоставление самостоятельно прочитанных произведений с изучаемым литературным материалом. М.А. Рыбникова, говоря о роли сопоставления как методического приема, предлагала чаще использовать этот прием на уроках, потому что, «чем больше связей, ассоциаций, взаимно перекрещивающихся сопоставлений, тем лучше воспринимается каждое из встретившихся в курсе произведений» (Голубков В.В., Рыбникова М.А. Изучение литературы в школе II ступени. - М., 1930. - С. 33).

Какие пути сближения классного и внеклассного чтения в процессе изучения программного материала можно наметить?

Во-первых, систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения).

Во-вторых, организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в течение года, с возможным, но не обязательным включением результатов этой работы в уроки по программе.

В-третьих, планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т.д.

Обращение к внеклассному чтению на вступительных занятиях - это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями о прочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция, составленная из произведений писателя, мемуарной литературы и отзывов критики.

Основным содержанием одного из вступительных занятий по теме «А.С. Пушкин» в IX классе могут стать споры о Пушкине, начавшиеся еще при жизни поэта и не утихающие до сих пор. На уроке прозвучат фрагменты из воспоминаний современников, строки из поэтической Пушкинианы, в том числе и «страшно вольные, ничего общего с канонизированным Пушкиным не имеющие, и все имеющие - обратное канону» (М.И. Цветаева), отзывы о Пушкине русских литераторов разных эпох: Ф.И. Тютчева, И.С. Тургенева, П.В. Анненкова, Ф.М. Достоевского, А.А. Григорьева, В.С. Соловьева, Д.С. Мережковского, В.В. Розанова, А.А. Блока, А.А. Ахматовой и др. Отдельные фрагменты урока подготовит вместе с учителем группа учащихся, увлекающихся поэзией.

На вступительном уроке по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в VII классе зачитываются два фрагмента, воссоздающие быт и нравы запорожского казачества (из «Тараса Бульбы» и «Страшной мести»). Что сближает эти два фрагмента? Семиклассники (только некоторым знакомы обе повести) увидят совпадения места и времени действия, близость описаний запорожцев по настроению и, может быть, заметят перекличку имен главных героев, Данилы Бурульбаша, который первоначально назывался у Гоголя Бульбашкой, и Тараса Бульбы. Но это только начало работы группы учащихся, получающих задание: внимательно перечитав обе повести, провести их сопоставительный анализ, отыскать сходные мотивы, образы, детали и подумать над тем, что отличает эти повести.

На последующих уроках по повести «Тарас Бульба», обращаясь к описаниям жизни запорожцев, картинам природы в повести, говоря о товариществе и борьбе запорожцев с врагами, об отношении Тараса Бульбы к жене и сыновьям, о судьбах главных героев, учитель использует и результаты самостоятельной работы группы учащихся, выбравших особое направление в работе по программной теме и пытающихся решать на уроке литературы более сложные задачи.

На уроках, посвященных анализу произведения, обращение к индивидуальному читательскому опыту школьников является одним из условий продуктивности работы с текстом, более глубокого постижения программного материала, особенно в историко-литературном курсе, где важен социокультурный и историко-литературный контекст, литературные связи и влияния. Иногда выход за рамки текста диктуется самим автором (литературные реминисценции, заимствования и подражания, эпиграфы к произведению и его частям и т.д.). При анализе пушкинской «Капитан ской дочки» невозможно пройти мимо эпиграфов, не только возвращающих нас к наиболее характерным примерам из отечественной словесности XVIII столетия и тем самым дополняющих портрет времени, но и определенным образом направляющих наше восприятие. Роман А. Белого «Петербург», открытие которого школой еще впереди, наполненный цитатами, реминисценциями и образами из русской классики XIX века, не доверит своих многочисленных тайн читателю, незнакомому с произведениями Пушкина, Гоголя, Л. Толстого, Достоевского.

Т. Манн говорил об особом значении для автора «подкрепляющего чтения», высоких образцов литературы, «чтение которых поддерживает в нем творческий дух и которым он стремится подражать». Столь же необходимым оказывается такое «подкрепляющее чтение» и для читателя, познающего литературный текст.

Важность дополнительного внеклассного чтения отмечали многие учителя-словесники прошлого, широко использовавшие в своей работе прием сопоставления, причем не только проблемно-тематического (преобладающего в современной методической литературе), но и основанного на достижениях исторической поэтики, сравнительно-исторического изучения литературы. Эффективность такого изучения во многом зависела от рациональной организации внеклассного чтения, индивидуализации учебных заданий и основательно разработанной системы самостоятельных письменных работ. Вот какие темы для рефератов и сочинений рекомендовал в своих учебниках для старших классов гимназий методист Ю.Н. Верещагин: «Историки поневоле» Шиллер и Гоголь»; «Роб Рой» В. Скотта и «Капитанская дочка» Пушкина»; «Страшная месть» Гоголя в ее отношении к «Вечерам на хуторе близ Диканьки» и «Миргороду»; «Борис Годунов у Пушкина и А.К. Толстого»; «Мертвые души» Гоголя и «Записки Пиквикского клуба» Ч. Диккенса» и т.п.

Задачи заключительных занятий часто совпадают с задачами вступительных уроков. Учителю снова нужно найти оригинальный подход к теме, стимулировать читательские интересы учащихся, создать установку на самостоятельное чтение произведений писателя. Здесь возможны и итоговая викторина, и литературная композиция, и сопоставление различных трактовок и версий произведения, и обсуждение последних публикаций, связанных с изучаемым литературным материалом.

Идея заключительного занятия по поздним повестям И.С. Тургенева «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич», вызвавших в свое время и недоумение, и восхищение читателей и критиков, может возникнуть на первых уроках, посвященных биографии и творческому пути писателя. Группа десятиклассников, избирающая для самостоятельной разработки тему «Любовь в произведениях Тургенева», готовит урок по повестям, демонстрирующим новые грани таланта Тургенева, тонкого психолога, блестящего стилиста, отдавшего дань «чистому искусству».

Опора на самостоятельно прочитанное необходима и при обращении к вопросам теории и истории литературы. Здесь особенно важна «разумная литературная начитанность» (В.П. Острогорский), в том числе и знание избранных страниц мировой литературы. Индивидуализация заданий и в этом случае оказывается не менее эффективной, нежели коллективные экскурсы в теорию и историю литературы. Старшеклассникам можно предложить такие специальные темы для индивидуальной разработки в течение учебного года: «Фольклор и литература»; «Библейские образы и мотивы в литературе»; «Герой и его прототипы»; «Фантастика в русской литературе»; «Подтекст»; «Литературные мистификации»; «История русского романа» и т.п.

Результаты самостоятельной исследовательской работы учащихся включаются в уроки по основному курсу, учитываются при написании итоговых сочинений, сдаче устного экзамена по литературе.

Обращение к внеклассному чтению на уроках должно быть естественным и зависящим, во-первых, от характера изучаемого литературного текста, а во-вторых, от реальной читательской ситуации в классе. Лучшие учителя-словесники стремятся при этом не только учитывать индивидуальный читательский опыт своих воспитанников, но и тактично направлять их внеклассное чтение, «учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творчеством, т.е. радостью и победой» (Г.А. Гуковский).

Уроки внеклассного чтения

Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы. Без них теперь трудно представить уроки литературы в школе. Яркость и даже праздничность, проявляющаяся в выборе места проведения и оформления, широкое использование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики - эти особенности уроков внеклассного чтения привлекли к ним внимание учителей и учащихся. Однако стали ли такие уроки праздником для многих или это, как литературные беседы в XIX веке, только отдельные эпизоды сегодняшней школьной практики? Ответы выпускников средних школ говорят скорее о последнем:

«В школе я в основном читала литературу только по программе. Даже на уроки внеклассного чтения было неинтересно идти, они воспринимались как обычные уроки. Не могу вспомнить ни одного интересного урока внеклассного чтения. Правда, в средних классах они проходили немного живее».

«Начиная с IV класса, в нашей школе стали довольно-таки интересно проходить уроки внеклассного чтения. Почти всегда на них приглашалась наша библиотекарь, которая приносила с собой книги. На этих уроках устраивались викторины по фантастике, историческим книгам и т.д. В VII классе я стал много читать, читал даже собрания сочинений... Потом меня заинтересовала современная зарубежная литература, и тут была полностью потеряна связь между моими читательскими интересами и уроками».

Некоторое снижение интереса к урокам внеклассного чтения в 70-80-е гг. во многом объяснялось их излишним регламентированием. Массовая школьная практика почти не выходила за рамки списков литературы, помещенных в программе и ставших фактически обязательными. Беседы по современной советской литературе в старших классах, хотя их и называли иногда уроками внеклассного чтения, были обычными уроками по программе, материалы которых включались в экзаменационные билеты.

Заметное оживление уроков внеклассного чтения наблюдалось в конце 80-х гг., когда в средних классах были введены дополнительные часы на обсуждение книг, самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась возможность проводить целые циклы уроков внеклассного чтения. Шире стали использоваться на уроках приемы внеклассной работы (игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсы и т.д.). Вышедшие в последние годы многочисленные хрестоматии, специально предназначенные для внеклассного чтения, во многом облегчили работу учителя-словесника. В старших классах на уроки пришла так называемая «возвращенная литература», новинки современной литературы, последние журнальные публикации (пик интереса к ним пришелся на конец 80-х и начало 90-х гг.). Выбор произведений стал более свободным. Однако основное противоречие между чуждым всякой регламентации индивидуальным чтением и обязательностью урока, заключенное в феномене урока внеклассного чтения, по-прежнему остается.

Психолог А.А. Леонтьев выделяет следующие основные направления руководства чтением с социально-психологической точки зрения: 1) воспитание потребности в чтении; 2) расширение содержания чтения и направленности читательских интересов; 3) совершенствование культуры чтения; 4) организация информа- ционного потока, целевая ориентация определенного типа книги на определенную категорию читателей (Проблемы социологии и психологии чтения. - М., 1975. - С. 40). На каждом этапе литературного образования реализуются все эти направления, однако каждый этап имеет и свои специфические задачи.

В младших классах на первом плане стоит задача воспитания любви к книге, потребности в чтении, формирование устойчивого интереса к литературе. В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» пишет: «Я видел важную воспитательную задачу в том, чтобы каждый мальчик, каждая девочка, кончая начальную школу, стремились к уединению с книгой - к раздумьям и размышлениям. Уединение - это не одиночество. Это начало самовоспитания мыслей, чувств, убеждений, взглядов. Оно возможно только при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека как духовная потребность» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1974. - С. 206).

В средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток «взрослой» литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствование читательского восприятия, развития художественного вкуса.

В старших классах особенно важной становится задача развития личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок. Интересы старшеклассников, в том числе и читательские, уже сформировались. Недооценка этого факта при планировании уроков внеклассного чтения, выборе произведений для обсуждения и форм проведения уроков может привести в результате к отчуждению между учеником и учителем.

Обычно учителя-словесники планируют проведение уроков внеклассного чтения между отдельными темами, связывая эти уроки с изучением программного материала. Однако такая обязательная их увязка с основным курсом не всегда необходима. Достаточно «независимыми» могут быть «библиотечные уроки», обзоры новинок литературы, а также уроки внеклассного чтения, посвященные писателю-юбиляру или интересной журнальной публикации.

Наиболее последовательно реализуются в школьной практике проблемно-тематические связи между уроками по основному курсу и уроками внеклассного чтения. Чаще всего учителя переносят обсуждение проблем, поднятых в произведениях, изучаемых по программе, и на уроки внеклассного чтения. В старших классах таким образом связываются классика и современная литература, исследуются преемственность, традиции и новаторство в решении русскими писателями «вечных вопросов».

Урок внеклассного чтения по рассказам «Он живой!» и «Зачем я убил коростеля?» В.П. Астафьева в VI классе. Ученикам представляется не только новое для многих из них писательское имя, но и оригинальное художественное воплощение традиционной для русской литературы темы взаимоотношений человека и природы в произведениях современного автора. Один из основных приемов работы на уроке - сопоставление особенностей астафьевских рассказов о природе (авторская боль за человека и природу, чувство вины, мастерство описаний, жестокость отдельных эпизодов, публицистичность, автобиографичность рассказов и т.д.) с ранее изученными и самостоятельно прочитанными школьниками произведениями.

Эпиграфом к уроку внеклассного чтения «Образы защитников родной земли в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы» в X классе могут стать знаменитые строки, открывающие третий том романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»: «...и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Работа с текстом повести Е.И. Носова проводится по такому плану:

1. Как в повести показаны ненужность, противоестественность войны с точки зрения простого труженика? Какие символические образы используются при этом автором?

2. Как в повести развиваются традиции патриотической темы в русской литературе?

3. Какова роль сцены сбора мужиков у деда Селивана в повести?

4. Какие черты главного героя повести Касьяна убеждают в том, что он сумеет защитить свой дом, свою землю от врага?

Значительно реже учитываются учителями историко-литературные связи, кроме, пожалуй, самой распространенной «связи по автору», когда для беседы на уроке внеклассного чтения отбираются другие произведения писателя, изучаемого по программе, или книги, посвященные его жизни и творчеству. Иногда на уроках внеклассного чтения обсуждаются и произведения других авторов, близкие по времени написания, имеющие сходную творческую судьбу, созданные в русле одного литературного направления. Обращение к произведениям зарубежных писателей отчасти восполняет пробелы в литературном образовании, дает возможность выхода на проблемы взаимодействия литератур, литературных связей и влияний.

Урок внеклассного чтения «Герои произведений Ф. Шиллера» в VII классе познакомит учащихся с личностью знаменитого немецкого поэта, оказавшего большое влияние на русскую литературу, с его балладами в переводах В.А. Жуковского, с отдельными сценами из его драмы «Вильгельм Телль» (рассказы о подвигах Телля, сцена с яблоком, побег Телля, финал восстания против австрийцев и др.). Разговор о героическом народном характере, начатый на уроках по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», может быть продолжен при обсуждении шиллеровской версии легенды о благородном стрелке Вильгельме Телле. Романтический герой привлекает внимание читателей этого возраста, поэтому на уроке возможно самое активное использование индивидуального читательского опыта учащихся, их впечатлений о книгах В. Скотта, Ф. Купера, В. Гюго и других писателей-романтиков.

Читать летом литературу по списку, выданному в школе, - или предложить детям современные книги, герои которых очень похожи на них самих? Увы, школьные учителя и родители не очень-то ориентируются в новых книгах - а их выпускается так много! Зато в современной детской литературе отлично разбирается Евгения Шафферт - книжный эксперт, блогер, член жюри конкурса "Книгуру". Вот ее выбор

Наверное, никогда люди так не любили списки полезных дел и вещей, как в последнее время. Списки покупок, правил, фильмов, всего, что необходимо сделать, пока тебе не исполнилось 35, а также всего, что обязательно нужно успеть после 40... Иногда кажется, что на составление и чтение таких рекомендательных списков люди тратят больше времени, чем на осуществление того, что в них указано. Впрочем, списки книг по разным темам, жанрам и возрастам читателей существуют уже давно, а в школах в конце каждого учебного года учитель литературы даёт классу список чтения на лето.

Одни родители согласны с тем, что летом стоит подготовиться к учебному году, почитать рекомендованную классику, которая, как известно, не устаревает, другие считают, что лучше предложить детям для летнего чтения актуальную современную литературу. Пожалуй, оптимальное решение - разнообразие. Путь будут списки хорошей литературы на все случаи жизни: для подготовки к ЕГЭ, для любителей котят, для будущих менеджеров и даже для поклонников комиксов, адаптированные для читателей разных возрастов и регулярно обновляемые.

Один из таких списков мы предлагаем вам сегодня: список литературы современных российских писателей для внеклассного чтения.

Составляя его, мы руководствовались четырьмя принципами:

  1. В список включены только новые книги, изданные в последние годы. Героями этих книг зачастую являются современные дети, и в них читатель может найти ответы на вопросы, которые мучают его здесь и сейчас.
  2. Каждую книгу одобрили эксперты, то есть её рекомендуют библиографы и методисты библиотек, она была включена в премиальные списки конкурсов или уже успела заслужить одобрение читателей. Это, конечно, не значит, что текст устроит всех. Наверняка кто-то скажет, что книжка не отвечает его системе ценностей, а другому покажется, что автор пишет слишком "современным языком". Не забываем, что не бывает книжек универсальных, которые понравились бы всем и каждому, - наши вкусы меняются с возрастом, а выбор ребёнка подчас удивителен.
  3. Мы выбирали разные жанры и направления. В нашем списке есть реалистичные повести, фантастика, сказки, познавательная литература, чтобы каждый книголюб нашёл что-то себе по вкусу.
  4. Нам нравятся красивые иллюстрации, но в этот раз мы выбрали те издания, в которых главное - текст, хотя многие из них по-настоящему хорошо оформлены, особенно книги для детей 7-10 лет.


Новые книги для детей 7-10 лет

Александр Турханов. Грустный гном, весёлый гном

Повесть учителя музыки Александра Турханова предсказуемо посвящена маленькому музыканту. Это история одарённого ребёнка, которая не просто расскажет о событиях жизни, успехах и неудачах, но и поможет понять, как устроен мир звуков композитора, что он слышит, думает и чувствует. Композитор этот - главный герой повести, 6-летний Антошка.

Мальчик живёт в старом доме с родителями и старенькой бабушкой. В какой-то момент папа заметил, что Антон интересуется соседским пианино, вдруг оказалось, что у мальчика абсолютный слух. Дальше будет рассказ о подготовке, поступлении в музыкальную школу, взаимоотношениях с педагогами и другими юными музыкантами, многочасовых упражнениях за инструментом... Думаете, такие маленькие не могут сочинять музыку? Ещё как могут, у главного героя есть реальный прототип!

Ася Кравченко. Куда бежишь? (М.: Абрикобукс, 2015).

Ася Кравченко сочинила ещё одну повесть о настоящей дружбе, сострадании и отношениях людей и животных (напомним, что предыдущая её книга, "Здравствуй, лошадь!" издавалась уже дважды).

Главные герои "Куда бежишь?" - две собаки, лабрадор Чижик, который нечаянно потерялся и теперь не может найти свой дом в большом городе, и его новый друг, бродячий пёс Фонарщик. Казалось бы, с такими составляющими нас ждёт жалостливый рассказ о том, как двух собачек сначала обижают, а потом всё заканчивается (или не заканчивается) хорошо, но, к счастью, автору удалось избежать банальностей. Получилась очень позитивная и динамичная история с двумя обаятельными героями, один из которых - тот ещё выдумщик и авантюрист. Будут, конечно, добрые и злые люди, и даже случится почти трагическая ситуация, но всё закончится хорошо!


Михаил Барановский. Я воспитываю папу. После уроков

Цикл рассказов, в которых папа и мальчик Марик обсуждают новогодние подарки, музыкальную школу, беспорядок в комнате, список покупок и прочие вопросы, пережил уже не одно переиздание. Хотя герои практически не выходят из квартиры, в книжке (за исключением пары случаев) нет других персонажей, а сами рассказы содержат в основном разговоры, а не события, читателю не будет скучно или однообразно. Совсем наоборот, будет смешно! У книжки есть продолжение, которое называется "Собачий вальс", там те же герои обсуждают, стоит ли им заводить собаку.

Анна Анисимова. Однажды мы с Петькой (СПб.: Детгиз, 2016).

Рассказы-миниатюры о дворовой дружбе и играх двух мальчиков практически бессюжетны. В каждом из них у одного друга появляется какая-нибудь идея, второй её развивает, добавляет свои образы и выдумки. Рассказы состоят преимущественно из игровых диалогов, а фантазию двух друзей хочется отметить в качестве дополнительного персонажа - что эти двое ни увидят, обязательно что-нибудь придумают! Меряются не только ростом, но ещё руками, ногами и животами, превращаются в самолёты или ломают целый дом.

Елена Соковенина. Приключения Пети Осликова. Ребенка, который хотел, как лучше (М.: Самокат, 2015).

Цикл рассказов про восьмилетнего Петю представляет нам этакий парад типичных для современного ребёнка ситуаций. В одной главе Петя не хочется ходить в школу и приводит маме аргументы, почему ему не нужно этого делать. Маме приходится приложить все усилия, чтобы не просто приказать Пете, а всерьёз убедить его, разъяснить, зачем ему именно сейчас нужна эта самая школа.

В другой главе Петя отказывается убираться в комнате, в третьей - отвлекается на уроках и говорит о причинах, почему так происходи. Есть специальная глава о вранье, отдельная про симуляцию болезни (лишь бы в школу не ходить) и ещё очень интересная история о том, как Петя и его мама ходили к психологу и исправляли испорченные отношения. Всего таких глав - шестнадцать, и каждая о чём-то важном.


Валентина Дёгтева. Рыцарь Рыжик (М.: Аквилегия-М, 2015).

Под одной обложкой скрываются три короткие сказочные повести про второклассника Рыжика. Первая - самая печальная, в ней грустная мама переживает ссору с папой, а мальчику остаётся переживать за них обоих и заодно самому решать свои проблемы, ведь взрослым сейчас не до него. Именно поэтому оживают великан и дракон, а мальчик Толик на время становится рыцарем.

Вторая повесть - самая смешная. У рыцаря Рыжика случается , а в кабинете биологии вдруг оживает наглядное пособие - скелет человека, и начинает кстати и некстати вмешиваться в ситуацию. В третьей истории родители Рыжика отправляются в отпуск, а мальчик остаётся с няней и драконом Йориком, с которым мы познакомились ещё в самом начале книги.

Екатерина Боярских. Эй становится взрослым. Историческая повесть-ска зка (М.: Пешком в историю, 2017).

В издательстве "Пешком в историю" с завидной регулярностью появляются "исторические сказки", с помощью которых читатели младшего школьного возраста могут познакомиться с разными временами и эпохами. В каждой сказке мышата Тимка и Тинка, обитатели Государственного исторического музея в Москве, перемещаются в какую-то эпоху и узнают её характерные особенности. В исторической сказке про Эя речь идёт о первобытных временах. Читатели пройдут с героями по первобытному лесу, а заодно узнают о племенах и их образе жизни, наскальной живописи, тотемах и табу.


Людмила Петрановская. Что делать, если... (М,: АСТ, 2013).

Книга психолога с полезными советами по безопасности и экологии отношений выдержала уже с десяток переизданий и давно стала бестселлером, так что лишь случайно можно предположить, что какой-нибудь читатель до сих пор о ней ничего не знает. Что делать, если ты потерялся, если в квартиру стучат незнакомые люди, если ты боишься темноты или тебя дразнят в школе? Автор отвечает на эти и другие вопросы.

Зина Сурова. Лето в деревне (М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016).

Популярным сегодня лозунгом "как отвлечь ребёнка от компьютера" можно сопроводить и эту книжку, потому что она как раз о том, что можно делать вместе, всей семьёй, летом на даче. Суровы - семья художников, на протяжении нескольких лет они собирали идеи игр, поделок, занятий, которые увлекали их собственных детей, от собирания гербариев до постройки домика на дереве, а потом написали и нарисовали об этом целую книжку. Можно просто читать её как историю детской жизни в деревне - или использовать как источник идей для собственного досуга.


Григорий Остер. Как подглядывать в будущее? (М.: АСТ, 2016).

Эта вполне серьёзная книга была написана по заказу МЧС, и речь в ней идёт о вещах в общем-то скучных - технике безопасности при обращении с электроприборами, правилах поведения при травме или утечке газа, личной гигиене. Григорий Остер умудрился рассказать об этом весело и интересно! Он подсказывает, как избежать неприятностей и опасностей, что предпринять, если они всё-таки наступили, и не забывает шутить и давать "вредные советы". Николай Воронцов сопровождает книгу смешными рисунками. Ранее книга уже выходила с другим названием: "Невредные советы, или Что будет, если...".

Что читать в 10-14 лет

Наталья Евдокимова. Конец света (М.: Самокат, 2017).

Каким будет мир, если его придумает ребёнок? Будет ли там всё время лето или, наоборот, постоянная зима? Чем станут заниматься люди, чтобы заработать на жизнь? Как поменяются отношения детей и родителей? Наталья Евдокимова показывает нам как раз такой мир, точнее, несколько разных миров, и герои раз в несколько лет переселяются из одного в другой. Отчасти это напоминает компьютерную игру, правда такую, в которой нет места агрессии и стрельбе, зато есть настоящая дружба и крепкая любовь.


Ольга Колпакова. Полынная ёлка (М.: КомпасГид, 2017).

Такая повесть получилась у Ольги Колпаковой: она записала воспоминания учительницы немецкого языка Марии Андреевны и её мужа, которые в годы войны пережили ссылку и жизнь в условиях спецпоселения, и на их основе придумала историю, в которой маленькая Марийхе с семьёй и другие русские немцы не по своей воле уезжают из родных мест. Это может быть первая повесть для подростков о репрессиях русских немцев в годы Великой Отечественной войны.

Генрих Книжник. Ты любишь науку или нет? (М.: Детская литература, 2017).

Смешная и увлекательная повесть о двух современных школьниках, которые увлечены физикой. Они мечтают раскрыть тайну шаровой молнии и для этого ночью проникают в школьный кабинет физики, мастерят "искровую машину", а затем устраивают небезопасные эксперименты на даче.

В книжке есть азарт научного поиска, а ещё в ней умно и тонко показаны взаимоотношения разных детей и взрослых: Фуни из семьи академиков, Витика, у которого родители-геологи и старший брат-актёр, Мариулы, девочки из традиционной татарской семьи, Терезки, гостьи из Польши. Дети и взрослые общаются, шутят, ссорятся, дружат и много помогают друг другу.


Станислав Востоков. Фрося Коровина (М.: Клевер-Медиа-Груп, 2016).

Стас Востоков чаще пишет не о людях, а о животных, ведь раньше он работал в зоопарке, а до этого проходил стажировку в Центре защиты животных Джеральда Даррелла на острове Нью-Джерси. Тем не менее, именно повесть "Фрося Коровина" стала одним из лауреатов конкурса на лучшее литературное произведение для подростков "Книгуру".

Это немного сказочная история о деревенской девочке, которая защищает свой дом и свой жизненный уклад. Фросе приходится всё решать самой: бабушка попадает в больницу, а других взрослых у неё нет. Самое лучшее в этой книге - это хороший русский язык, нетипичная тема и интересное познавательное послесловие о старинной русской архитектуре.


Виктория Ледерман. Календарь ма(й)я (М.: КомпасГид, 2016).

Авторы любят перемещать героев во времени и заставлять их решать головоломки: вернуться обратно в своё время так запросто не получится! Излюбленный приём перемещения назад во времени использует и Виктория Ледерман: трое её персонажей, друзья-шестиклассники, вдруг начинают заново переживать каждый предыдущий день, двигаясь назад в прошлое. Найти загадку возвращения получается далеко не сразу, зато, пока ребята жили "задом наперёд", они очень подружились, исправили прежние ошибки и очень повзрослели.

Наиль Измайлов. Это просто игра (СПб.: Азбука, 2016).

Взрослые нередко уверены, что от компьютерных игр один вред: ребёнок отвлекается от учёбы, дополнительных занятий, а то и вовсе "втягивается" в игру. Главный герой этой фантастической повести втянулся совершенно: каким-то чудом Макс оказался внутри виртуального мира и почти сразу начал забывать своё прошлое.

Мальчику нужно понять, как вернуться обратно, и он изо всех сил пытается установить контакт с игроками из реального мира, по ту сторону экрана. Эта история, конечно, не о вреде компьютерных игр, она о настоящих подлинных ценностях, дружбе и самопожертвовании. Впрочем, у читателя не раз возникнет повод задуматься о ценности досуга, проведённого за экраном компьютера.

Нина Дашевская. Я не тормоз! (М.: Самокат, 2016).

Подросток Игнат всё время куда-нибудь бежит, а на бегу о чём-нибудь думает. Лишь иногда остановится и запишет что-нибудь в блокнот, например: "У человека голова, а в ней болтаются слова!". Многие родители подростков с диагнозом СДВГ, прочитав эту книгу, сказали, что узнали в ней своих детей. Понравилась она и родителям обычных подростков: в кои-то веки герой подростковой книги не попадает в невообразимые проблемы или другой мир, а просто живёт, дружит, ходит в школу, возится с младшим братом и делает добрые дела малознакомым людям.

Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. Смерть мёртвым душам! (М.: Время, 2016).

О том, что дети не читают, говорят многие. Популярнейшие писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак готовы поспорить с этим утверждением, привести массу железобетонных аргументов, и один из них - книга о современной библиотеке и чтении. Её герои ныряют в мир виртуальной реальности: впрочем, во всём виноват вовсе не Интернет, а злобный дух второго тома "Мёртвых душ", случайно вызванный из небытия.

Эта повесть на серьёзную тему откровенно сатирическая, её герои действительно любят читать, а ещё в ней масса шуток и цитат, на основе которых можно составить пару отличных списков летнего чтения!


(М.: Розовый жираф, 2017).

Сборник научно-популярных статей на самые разные темы рождался очень долго. Сначала в Москве появился "Университет детей", где школьники раз в неделю могли послушать лекции настоящих серьёзных учёных. Во время лекций слушатели активно задавали вопросы. Сотрудники Политехнического музея внимательно записывали эти вопросы и выбрали из них самые неожиданные и интересные. Потом их задали ведущим российским учёным, записали ответы, отредактировали, чтобы сложный научный текст стал понятен школьникам, - так и получилась книжка "От динозавра до компота". По сути, это сборник детских вопросов и подробных научных ответов, в котором затронуты самые разные темы.

Ник. Горькавый. Космические сыщики (М.: АСТ, 2016).

Несколько лет назад астрофизик Ник. Горькавый задумался о том, как вернуть подросткам интерес к науке. Он сочинил научно-фантастическую повесть "Астровитянка", сюжет которой был завязан на современных астрофизических представлениях, - и угадал, книжку полюбили многие читатели, даже те, кто терпеть не может школьную физику.

Впоследствии Горькавый взялся сочинять своего рода продолжение, которое назвал "100 научных сказок": учебник с таким подзаголовком читали герои "Астровитянки". В этих сказках рассказывается об истории научных открытий, понятным юному читателю языком излагаются основы физики и астрономии. Героями научных сказок "Космические сыщики" выступили Герц, Рентген, Резерфорд, Гейзенберг и другие знаменитые физики. Автором запланировано шесть подобных сборников, на сегодняшний день из печати вышла уже пятая книга.

Внеклассное – значит вне класса, то есть чтение, прежде всего домашнее, а также чтение вне учебника, что, думается, не менее значимо, прежде всего, для введения юного читателя в огромный мир художественной литературы.

Цели уроков и внеурочных занятий по литературе общие – расширить литературное образование, углубить читательскую культуру учеников, развить их творческие способности и эстетический вкус, укрепить гражданские и нравственные позиции. Цели одни, а способы их достижения разные. Они определяются самой спецификой внеклассных занятий.

Как указывает М.Г. Качурин – автор статьи о методике внеклассного чтения в книге «методика преподавания литературы», внеклассная работа раскрывает учеников, они учатся раскованнее, свободнее, охотно обращаются к дополнительной литературе по предмету, приобретают вкус к самостоятельной работе с книгой. А продуктивность уроков литературы, в свою очередь, в значительной степени определяется повышенным интересом учащихся к искусству.

Внеклассная работа по литературе – это сложная, многообразная система. Она складывается из работы повседневной (руководство внеклассным чтением), эпизодической (читательские конференции, утренники, вечера, экскурсии), циклической (работа кружков, объединений, клубов, музеев и др.). Она может быть индивидуальной, групповой и массовой.

Урок и внеклассная работа связаны между собой. Внеклассная работа выявляется продолжением уроков, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся. Уроки дают возможность все время опираться на багаж самостоятельного чтения учеников; учитывать знания, приобретённые в учебном процессе; проводить сообщения доклады по внеклассному чтению, пересказы.

Известно, что наиболее методически обоснована и оговорена такая форма занятий по предмету литературы как обыкновенный урок, т.е. классное занятие, но, несмотря на это, большинство преподавателей литературы более подходящей формой занятий называют внеклассное чтение. И действительно, если на уроке чтения и анализа произведения учитель слишком ограничен временными рамками, в которых он должен решить задачи, в результате чего основное внимание обращается на реализацию обучающих целей урока, то на реализацию целей воспитательных остается катастрофически мизерный процент всей учебной деятельности.

Внеклассное чтение в отличие от обыкновенного урока предполагает немного большую свободу творческой мысли преподавателя. На уроке внеклассного чтения учитель может уделить больше внимания подготовке и осуществлению процесса творческого восприятия и осмысления прочитанного.

Этому способствуют многие формы работ и деятельности учеников:

Во-первых, систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения).

Во-вторых, организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в течение года, с возможным, но не обязательным включением результатов этой работы в уроки по программе.

В-третьих, планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т.д.

Обращение к внеклассному чтению на вступительных занятиях – это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями о прочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция, составленная из произведений писателя, мемуарной литературы и отзывов критики.

В современной школе, к сожалению, слабо поставлена работа по внеклассному чтению (по личным наблюдениям). Возможно, это связано с тем, что большое внимание уделяется подготовке к ГИА и ЕГЭ. Но низкие оценки за экзамен обычно получают ученики, у которых неосознанное чтение с низким темпом (к сожалению, такие дети есть и в девятом классе). Одно из условий успешной сдачи экзаменов в новой форме – осознанное чтение. В данное понятие мы вкладываем умение понимать и пересказывать любые тексты, отвечать на вопросы по содержанию, понимать подтекст.

У современных учащихся нет мотивации к чтению и индивидуального читательского опыта. Дети не знают, что им читать, где брать книги, как их выбирать. Они привыкли, что читать нужно только то, что задают на уроках литературы или (в лучшем случае) что купят родители.

Одним из условий улучшения техники чтения является увеличение объёма чтения, формирование читательского интереса учеников. Для этого нужна систематическая работа учителя в сотрудничестве с учениками. В работе по внеклассному чтению детям нужно предоставлять больше творческой свободы, чем на уроках литературы.

ЦЕЛЬ уроков внеклассного чтения:

  1. Приучить учеников к систематическому самостоятельному чтению.
  2. Стимулирование читательского интереса.
  3. Создание самостоятельного читательского опыта.

ЗАДАЧИ:

  • Образовательная : научить самостоятельному и осознанному(!) чтению.
  • Развивающая : развитие интеллекта, совершенствование навыка чтения, развитие познавательных процессов, творческих способностей, навыков устной речи.
  • Воспитательная : расширение кругозора, воспитание думающего и размышляющего читателя, нравственное и эстетическое воспитание.

Теперь нужно разобрать определение «система внеклассного чтения». В нашем понимании это не 1-2 урока в течение года, а ежемесячная (еженедельная - в зависимости от уровня подготовки класса) работа со второго класса, а с четвёртого класса необходимо сотрудничество учителя начальных классов и учителя средней школы, у которого будут учиться дети, для разработки списка чтения на лето. Без преемственности система развалится.

Для каждого класса (5-11) составлен вариативный список внеклассного чтения. Это значит, что не нужно строго придерживаться порядка и количества рекомендуемой литературы. В зависимости от уровня подготовленности класса можно заменять книги или пропускать их (естественно, не во всех классах нужно читать «Моби Дика» или «Записки Пиквикского клуба»).

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

При выборе литературы для внеклассного чтения нужно помнить о следующих условиях:

  1. В 2-6 классах нужно подбирать интересную ДЕТЯМ литературу и проводить по ней игровые уроки.
  2. При изучении литературы применять историко - литературный аспект (там, где возможно).
  3. Интегрировать уроки русского языка и внеклассного чтения. Особенно удачен с этой точки зрения учебник Г.Г. Граник (большое спасибо авторам за рекомендованную в упражнениях литературу, которую дети читают с огромным удовольствием).
  4. В 7-11 классах применять проблемно-поисковый метод.
  5. Начиная с 9 класса постепенно уменьшать список внеклассного чтения.

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

В начале учебного года ученикам предоставляется список внеклассного чтения на текущий учебный год. В классе проходит обсуждение, кто именно из учеников будет проводить урок по каждому произведению из списка (если возникают трудности, группы назначает учитель).

В каждой группе должны быть сильные и слабые ученики. Первое занятие проводит группа сильных учеников с целью дать больше времени для подготовки группам со слабыми учениками. К каждому уроку ВСЕ учащиеся (2-7 классы) готовят иллюстрации к прочитанным книгам, составляют тесты и кроссворды, которые используются на уроках. Учителем совместно с группой учеников составляется конспект урока (сильным ученикам можно доверить в 5-11 классах и самостоятельную подготовку). Из опыта проведённых уроков можно сделать вывод о том, что чем больше детям предоставлено свободы при подготовке к уроку, тем интереснее проходят уроки. Это объясняется тем, что дети очень ответственно относятся к таким заданиям, особенно в младшем школьном возрасте, когда у них ещё сохраняется ведущая деятельность игра.

Одна из главных задач таких занятий – развитие устной речи, творческих способностей, навыка публичных выступлений. Когда ребёнок оказывается в роли ведущего урока, он становится намного собраннее, больше внимания уделяет правильно построенному устному ответу.

Естественно, чем старше становятся дети, тем меньше становится игровых занятий и тем больше становится уроков, направленных на морально-этическое и эстетическое воспитание, большую часть которых проводит учитель. Уроки проводятся на классных часах, консультациях, спецкурсах, резервных часах - не жалейте времени на внеклассное чтение.

Также практикуется проведение викторин учениками средней школы для начальной школы.

И в качестве пожелания. Не надо забывать про советскую литературу.

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

5 КЛАСС

  1. Д. Даррелл «Говорящий свёрток», «Моя семья и другие звери»
  2. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
  3. В. Драгунский «Денискины рассказы»
  4. В. Коржиков «Мореплавание Солнышкина»
  5. В. Медведев «Баранкин, будь человеком»
  6. Е. Велтистов «Приключения Электроника»
  7. Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
  8. В. Губарев «Королевство кривых зеркал»
  9. П. Треверс «Мери Поппинс»
  10. М. Твен «Приключения Тома Сойера»
  11. А. Гайдар «Тимур и его команда», «Судьба барабанщика»
  12. Н. Носов «Приключения Толи Клюквина», «Незнайка»(все книги)
  13. Д. Мамин-Сибиряк «Рассказы»
  14. К.М. Станюкович «Максимка», «Побег» и др.рассказы
  15. А.П. Чехов «Каштанка», «Белолобый», «Мальчики», «Беглец»
  16. А.И. Свирский «Рыжик»
  17. М. Прилежаева «Семиклассницы»

6 КЛАСС

  1. Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»
  2. А. Гайдар «Школа», «Клятва Тимура»
  3. Дж.Свифт «Гулливер»
  4. Д. Даррелл «Зоопарк в багажнике»
  5. В. Крапивин «Оруженосец Кашка», «Мушкетёр и фея»
  6. В. Осеева «Динка»
  7. Р. Фраерман «Повесть о первой любви»
  8. А. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»
  9. Л. Толстой «Детство», «Кавказский пленник »
  10. Ф. Достоевский «Мальчики» («Братья Карамазовы» т.2 ч.4 кн.10), «Мальчик у Христа на ёлке»
  11. Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
  12. А.Н. Толстой «Детство Никиты»
  13. Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
  14. Н.С. Лесков «Зверь»
  15. В. Гюго «Козетта»
  16. Ф. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»
  17. Л. Андреев «Кусака», « Петька на даче», «Ангелочек», «Гостинец»
  18. А. Куприн «Белый пудель», «Тапёр», «В недрах земли», «Чудесный доктор»
  19. А.С. Пушкин «Дубровский»

7 КЛАСС

  1. Ч. Диккенс «Рождественские истории», «Приключения Оливера Твиста»
  2. А. Конан-Дойль «Шерлок Холмс»(рассказы, «Собака Баскервилей»), «Затерянный мир»
  3. Л. Кассиль «Будьте готовы, Ваше высочество!»
  4. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  5. Дж. Лондон «Белый клык», «На берегах Сакраменто»
  6. А. Беляев «Голова профессора Доуля», «Человек-амфибия»
  7. Кир Булычёв 2 книги на выбор ученика
  8. Л. Буссенар «Капитан Сорви-голова»
  9. М. Твен «Принц и нищий»
  10. А. Линдгрен «Расмус-бродяга»
  11. Ж. Верн «Таинственный остров», «15-летний капитан»

8 КЛАСС

  1. Ч. Диккенс «Большие надежды»
  2. В. Гюго «Отверженные»
  3. А. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»
  4. В. Каверин «Два капитана»
  5. А. Дюма «Три мушкетёра»
  6. В. Крапивин 2 книги по выбору учащихся
  7. А. Фадеев «Молодая гвардия»
  8. В. Скотт «Айвенго»
  9. М. Рид «Всадник без головы»
  10. Ж. Верн «Дети капитана Гранта», «За 80 дней вокруг света», «80 лье под водой»
  11. Л. Кассиль «Чаша гладиатора», «Ход белой королевы»
  12. А. Грин «Алые паруса», «Зелёная лампа», «Золотая цепь»
  13. К. Федин «Необыкновенное лето»
  14. Р. Стивенсон «Остров сокровищ»

9 КЛАСС

  1. А. Рыбаков «Приключения Кроша» (все книги)
  2. А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
  3. Ф. Достоевский «Бедные люди»
  4. В. Железняков «Чучело», «Чучело-2, или игра мотыльков»
  5. А. Беляев «Старая крепость»
  6. А. Кронин «Замок Броуди»
  7. У. Коллинз «Лунный камень»
  8. Г. Троепольский «Белый Бим чёрное ухо »
  9. В. Обручев «Земля Санникова»
  10. Г. Мельвин «Моби Дик» (по желанию).
  11. Ч. Диккенс «Записки Пиквикского клуба

10-11 КЛАСС

  1. Э.М. Ремарк «Искра жизни», «Три товарища»
  2. Л. Улицкая «Рассказы»
  3. Д. Селинджер «Над пропастью во ржи»
  4. Г. Щербакова «Вам и не снилось»
  5. П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»

Уточняю ещё раз, что список вариативный.

ПЛАН УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А. ДЮМА «ТРИ МУШКЕТЁРА»

ЭТАП УРОКА СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА (КРАТКОЕ)
Организационный момент Ученики делятся на три группы по спискам, которые составили ведущие
Знакомство с биографией А.Дюма и прототипами главных героев Мультимедийная презентация, приготовленная ведущими + устные комментарии
«Шарики» По одному человеку из команды получают по два воздушных шарика с заданиями
«Имена» Вычеркнуть имена героев, которых нет в романе
Конкурс кроссвордов Каждой группе ведущие выдают кроссворды
Театральный конкурс Изображение сцен из романа по группам
«Самый умный» Ответы на вопросы по темам: «Любовные интриги», «Дуэли», «Спасения», «Кот в мешке».
  1. События в романе происходят во времена правления:
    – Карла 9;
    – Генриха 4;
    – Франциска 1;
    – Людовика 13.
  2. Королева Анна Австрийская, жена короля Франции, по национальности была:
    – испанкой;
    – англичанкой;
    – француженкой;
    – немкой.
  3. События в книге начинаются:
    – в первый понедельник апреля 1625 года;
    – в первый понедельник апреля 1635 года;
    – в первое воскресенье 1625 года;
    – в первый понедельник 1623 года.
  4. Что посоветовал приобрести Портос главному герою, когда он получил деньги о короля?
    – слугу;
    – коня;
    – сменить одежду;
    – шпагу.
  5. Сколько подвесок приказал кардинал срезать Миледи у герцога Бэкингема?
    – 1;
    – 3;
    – 2;
    – 4.
  6. Как звали слугу Арамиса?
    – Базен;
    – Планше;
    – Гримо;
    – Мушкетон.
  7. В какую сумму английский ювелир оценил срезанные подвески?
    – 1,5 тыс. пистолей каждая;
    – 2 тыс. пистолей за все;
    – 2 тыс. пистолей каждая;
    – 1,5 тыс. пистолей все.

Подготовила учитель начальных классов МАОУ «Школа №139»

Васильева Елена Владимировна


Внеклассное чтение в начальной школе

Есть в начальной школе такой странный на первый взгляд предмет - внеклассное чтение. Дополнительного часа на него не выделяется, отдельная оценка не ставится, но при этом по нему даются задания и проводятся уроки.
С внеклассным чтением ребенок сталкивается уже с первого класса, когда по заданию учителя он откладывает в сторону только начатый после букваря учебник и приносит в школу какую-нибудь сказку, прочитанную и заученную вместе с мамой или бабушкой. Дальше круг произведений расширяется, усложняется, появляется всем родителям хорошо известный список литературы, более неприятный - читательский дневник, и в итоге интересное и благостное начинание превращается в пугающую обязаловку, напрочь отбивающую желание читать.

Для ребенка - в массовости, конечно, - чтение не является приятным занятием. Это трудная и кропотливая работа. Причем необходимо разделить два вида чтения: чтение как раскодирование букв и слогов и чтение как способ восприятия информации. Эти два направления, безусловно, приходится соединять, так как одно немыслимо без другого, но для ребенка начальной школы, делающего первые шаги в освоении техники чтения, это непростая задача.

Справится со всеми препятствиями, которые возникают перед младшим школьником, помогает урок чтения. На нем читают, пересказывают прочитанное, отвечают на вопросы. Работая с учебником, ребенок все глубже погружается в мир родного языка, все прочнее в его сознании связываются зависимости произношения от слогосочетаний. Он запоминает слова, начинает видеть текст в виде слов, а не букв, что способствует переходу к беглому чтению. Постепенно работа, построенная на многочисленных упражнениях, дает свои плоды - ребенок осваивает учебник, перестает читать по слогам, начинает образно воспринимать прочитанное. И тут-то появляется внеклассное чтение.

Внеклассное - значит вне класса, то есть чтение прежде всего домашнее, а также чтение вне учебника, что, думается, не менее значимо прежде всего для введения юного читателя в огромный мир художественной литературы. Ведь у ребенка начальной школы в связи с изучением программного учебника возникают определенные стереотипы и представления, ограниченные рамками, в нем установленными. Не стоит забывать о субъективизме восприятия младшего школьника. Ему свойственно одушевлять каждый личностно значимый предмет. Не является исключением и учебник по чтению. Замкнутый специфическим набором произведений, он представляет собой для ребенка целый мир, прорыв за пределы которого сравним с открытием Америки. Представления о мире книг у младшего школьника не существует - существует лишь учебник, никак не связанный в его сознании с миром книг. Провести же связующую нить между этими необходимыми и важными вещами учитель может как раз через внеклассное чтение. А уж как - исключительно мастерство и, извините, желание педагога.

Внеклассное чтение, как и любой другой предмет, должен базироваться на первостепенной цели, отвечающей на вопрос: ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН? Так зачем же ребенку, подчеркиваю, - ребенку внеклассное чтение? Мы уже отметили - для введения в мир книг, но самое главное для того, чтобы ему было интересно.
Зачастую внеклассное чтение - это те книги, которые ребенок выбрал сам. Выбрал - и слава Богу, мог выбрать что-нибудь другое: компьютер, например, или телевизор. Так зачем изначально отбивать у него охоту читать? Роль учителя здесь судьбоносна - он может как помочь ребенку стать самостоятельным читателем, так и навсегда отбить у него желание читать. Последнее сделать проще всего. Достаточно во главу угла поставить насилие и обязательность. Результат гарантирован - у ребенка будет стойкое отвращение к книге.
Единого требования к списку литературы для внеклассного чтения нет. Есть широкий круг, включающий в себя различные произведения, но выбор книг - зависит исключительно от учителя. Предлагая список литературы своим ученикам, учитель должен учитывать следующие принципы. Во-первых, объем, может быть, у него полкласса еле читают. Во-вторых, текстовую доступность - насколько дети способны воспринимать подобную информацию. В- третьих, актуальность произведения для ребят и для себя. Может быть, педагогу самому неинтересно это произведение, так и нечего его изучать - только передашь детям собственное отвращение к данной книге.
Несмотря на то, что учитель - несомненный хозяин положения, существуют вещи абсолютно не допустимые для данного предмета. Прежде всего перегрузка детей, перемноженная с обязательностью выполнения. Как вы думаете, захочется ли ученику, например, второго класса читать в течение двух - трех месяцев навязанные три - четыре произведения с общим объемом страниц в триста - это еще может быть минимум!, - не представляющие для него особого интереса, да и еще вести дневниковую запись о прочитанном? Но не это самое обидное. Даже если ребенок их и осилит, сделает все формальные записи в свою тетрадь, то, когда подойдет время для отчета, догадайтесь, сколько времени будет разбираться толстое объемное произведение? Один урок, может, два. И все. Программа, знаете ли; все-таки главное - работа с учебником, а внеклассное чтение так, для самостоятельной работы. Какой самостоятельной работы? Как можно, предположим, "Маугли" или "Черную курицу" оставить ребенку 8 - 10 лет для самостоятельной проработки? Такая работа для него просто непосильна. Если среднему родителю предложить ввиде самостоятельной работы - с конспектированием - Фихте или - Боже упаси! - Гегеля, полюбит ли он немецкую классическую философию, увлечется ли Кантом? Сомневаюсь. Так вот и ребенок без серьезного литературного анализа, адаптированного его возрасту и развитию, не полюбит предлагаемые школой произведения по внеклассному чтению. На произведения А. Милна, А. Линдгрен, Киплинга, Н.Носова, А. Волкова, Стивенсона и многих других классиков детской литературы, чьи произведения отличаются объемом и сложностью, необходима ни одна, а зачастую и ни две недели интенсивной работы. Это от 5 до 15 уроков. Скажете невообразимо много. Ну так и нечего тогда их вовсе давать в школе. Глубину и силу таких произведений невозможно воспринять за один урок. Да и уроки по одному произведению должны быть разные: и по работе с текстом, и по обсуждению прочитанного, и викторины, и творческие работы. Только тогда ребенок сможет полноценно "переварить" то или иное литературное произведение.
Метод чем больше, тем лучше, или галопом по книгам здесь сработает с точностью наоборот - он вызовет отторжение к чтению и к книге.
И без того в современном обществе у нее масса конкурентов. И без того, загруженные на работе родители все реже берут в руки книгу, тем самым невольно показывая не самый благостный пример своим детям. А если еще и в школе нет базы для такой сложной работы, то что тогда остается детям?

В заключении хочется вспомнить о роли личности учителя в восприятии ученика начальной школы. Не буду повторять и без того всем известные слова об авторитете, примере и тому подобному. Отмечу лишь то, что этим надо пользоваться - то есть строить работу с книгой через собственный интерес к данному произведению. Интерес порождает интерес. А читающий человек порождает читающего. Так что учителю самому надо быть грамотным профессиональным читателем. Чтобы он сам, несмотря на загруженность и усталость, находил время книге, хорошей и умной, которую можно не только прочесть, но и задуматься над ней.

Русские народные сказки

Зарубежные народные сказки

А. С. Пушкин " Сказка о рыбаке и рыбке"

Бр. Гримм, сказки

А.П.Чехов "Белолобый", "Ванька"

Н. Носов "Приключение Незнайки и его друзей"

А. Милн "Винни Пух и все-все-все"

И. Крылов, басни

В. Драгунский "Денискины рассказы"

С. Маршак, стихи

Михалков, стихи

Пантелеев "Честное слово"

Список литературы 3 класс

    А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

    В. Гауф "Карлик Нос", "Маленький Мук"

    Б. Житков, рассказы

    А. Волков "Волшебник Изумрудного города"

    А. Линдгрен "Малыш и Карлсон"

    Гаршин "Лягушка - путешественница"

    И. Крылов "Басни"

    Г.Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик", любые другие сказки

    Р. Киплинг "Рикки - Тикки - Тави"

    В. Одоевский "Городок в табакерке"

    Е Шварц "Сказка о потерянном времени"

    Д. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"

    А. Платонов "Разноцветная бабочка"

Список литературы 4 класс

    Зарубежные народные сказки

    Г.Х. Андерсен "Дикие лебеди"

    П. Ершов "Конек - Горбунок"

    А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане"

    Р. Киплинг "Кошка, которая гуляет сама по себе"

    П. Бажов "Каменный цветок"

    А.И. Куприн "Слон"

    А.П. Чехов "Каштанка", "Мальчики"

    Ю. Олеша "Три толстяка"

    В. Гауф "Калиф - аист"

    Дж. Свифт "Остров сокровищ", "Черная стрела"

    М. Зощенко, рассказы

    Н. Носов "Незнайка в Солнечном городе"

Список литературы 5 класс

    А. С.Пушкин "Руслан и Людмила"

    И. Крылов "Басни"

    Г.Х. Андерсен "Снежная королева"

    М. Зощенко, рассказы

    Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством"

    Д. Дефо "Робинзон Крузо"

    Кун "Мифы и легенды Древней Греции"

    И. Тургенев "Муму"

    К. Булычев, любые повести

    Дж. Родари "Голубая стрела"

    М. Твен "Приключения Тома Сойера"

    Э. Сетон - Томпсон "Рассказы о животных"

    Н. Носов "Незнайка на луне"

    Л. Кэрролл "Алиса в стране чудес"

Загрузка...