decorininterior.ru

Стороны психики. Понятие психики человека

Психика -функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ -целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией -регуляция деятельности.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.

Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика -это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Итак, психика -это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания (“Сверх‑Я”).

Все психические свойства и психологические качества являются принадлежностью человека и группы людей - атрибутами этих объектов природы и общества. Человек изучается как индивид, личность, индивидуальность, субъект разными науками, так же, как и группы, характеризующие некоторую общность людей. В психологии они изучаются как субъекты познания, общения, предметно-практической деятельности и социального взаимодействия. Все эти понятия о носителях психологии и психики приобретают статус научных категорий. Основные содержательные признаки категорий, обозначающих носителей психики и психологии человека, представлены в табл. 4.3.

Таблица 43

Признаки человека

Объектные

Определения человека

Субъектные

Конечность

Смертность

Универсальная форма жизни Компонент природы Микрокосм Мера всех вещей Причина всех следствий

Бесконечность

Бессмертие

Определения человека-индивида

Дитя - взрослый Рука

Индивид - стадо прямо-хождение (вертикальное положение тела)

Млекопитающее (класс- животных)

Примат (отряд животных) Антропоид (семейство животных)

Гоминид (род человекообразных)

Психологическая проекция Осязание Коммуникативный и эмотивный потенциал Пространственно-ориентировочный потенциал

Homo sapiens (вид человеческий)

Мужчина - женщина Ребенок - взрослый (возраст)

Речь, учебный потенциал Психология пола Психология возраста Психология этнофора

Определения человека-личности

Социально-групповые признаки внешности, знаки и номинации Социальные роли Род занятий Социальное положение

Член общности людей Член социальной организации

Преобразователь жизни Социально значимый человек

Групповая психология Статусная психология Профессиональная психология

Определения человека-индивидуальности

Пропорции

Дерматоглифика

Асимметрия

Экспрессия

Неповторимость Единичность Уникальность Тождественность себе

Характер

Гениальность

Самосознание

Понятие "человек" является категорией не только психологической науки. Тем не менее, для психологии эта категория является одной из ключевых, поскольку обозначает основного носителя психики.

В науке по отношению к человеку как предмету познания существует два подхода: биологический (объектный) и психологический (субъектный). Таким образом, человека можно рассматривать в рамках объектных (телесных) и субъектных (духовных) свойств, которые находятся в сложных взаимосвязях. Это предопределяет три аспекта видения проблемы человека и понятия о нем.

Первый аспект связан с материальными свойствами человека. Здесь человек рассматривается как сгусток энергии, как одна из форм существования материи, как физическое тело и биологическое существо. В рамках психологической науки речь здесь идет о конституциональных особенностях человека, то есть об особенностях телесной организации человека, и о том, как биологические свойства различных систем организма обусловливают (детерминируют) психическую деятельность человека.

Второе направление связано с идеальными свойствами человека , где человек рассматривается как духовное существо с особой психической организацией, психологией и душой. Свойства этих явлений скрыты за материальной формой телесной организации человека и поэтому недоступны прямому познанию. Они предполагаются как содержание внутреннего мира человека и обнаруживают себя в различных формах внешне выраженной активности человека.

Особенность материальности состоит в том, что она ощутима и вещественна. Это то, что можно взять в руки, то, с чем можно соприкоснуться органами чувств. Идеальность находится вне конкретно-чувственного контакта. Ее нельзя взять в руки и осязать как вещь.

Третий аспект проблемы, самый важный и самый сложный, предполагает вопрос о взаимосвязях материальных и идеальных свойств человека. Именно в их взаимосвязи более определенно открывается специфика тех и других. Более того, все идеальные свойства человека остаются непознаваемой тайной без материальных форм их выражения. Получается парадокс: психика - это "ничто" без материальных форм жизни, но, в то же время, она "нечто", определенное для самого человека как его душа.

Из известных в науке сентенций о человеке для нас первоочередной интерес представляют следующие: "человек - универсальная форма организации жизни на Земле", "человек - компонент природы", "человек - микрокосм", "человек - мера всех вещей", "человек - причина всех следствий", "человек - преобразующая сила природы". В этих определениях интегрируется смысл противоречия и взаимосвязи объектных и субъектных качеств человека.

Человек как универсальная форма организации жизни на Земле

Понятие "универсальная" подчеркивает способность человека адаптироваться к различным условиям жизни на Земле. Это сохраняет ему жизнь и обеспечивает дальнейшее эволюционное развитие с выходом в космос. В этом смысле адаптационные и адаптивные возможности человека универсальны.

Адаптационные возможности человека предопределены его телесной организацией. Строение тела, устройство его органов, морфология нервной системы человека позволяют ему приспособиться к любым природным условиям жизни на Земле, что доказано практикой выживания людей. Занимая ту или иную экологическую нишу, человек изменялся сам, так появились человеческие расы и адаптационные типы, подробно описанные в физической антропологии. В этом смысле человек - наиболее совершенный биологический вид на Земле в ряду других животных, который распространился по всей планете и осваивает Космос. За счет чего это стало возможным?

Адаптивные возможности человека связаны с духовным потенциалом его психики, который позволяет ему подстроить условия своего существования под свои интересы посредством преобразовательной деятельности. В результате он может создать искусственную среду, которая оградит его от опасных природных воздействий. В этом смысле психика человека является наиболее эффективным инструментом адаптации человека к изменяющимся условиям жизни, инструментом взаимодействия человека с природой и ее преобразования.

Здесь мы вплотную соприкасаемся с сентенцией о человеке как преобразующей силе природы.

Преобразовательная деятельность связана с культивированием земель, лесов, пустынь, рек, животных, с разработкой недр, строительством жилья, хозяйственных и промышленных объектов, с созданием новой предметной среды. Эта деятельность изменяет и самого человека, развивает его способности, формирует новое содержание жизни, что, в свою очередь, оказывает влияние на его психологию. Последствия этого влияния сказываются и положительным, и отрицательным образом. Положительные результаты преобразовательной деятельности очевидны, отрицательные - обнаруживают себя позднее, когда их разрушающее воздействие сказывается на потере здоровья, психических нарушениях и ранней смерти.

Все это дает основание рассматривать человека как элемент и компонент природы. В процессе взаимодействия с природой человек выступает не только как субъект преобразовательной деятельности, но и как органически встроенный в природу элемент, который, как и природа, испытывает на себе последствия собственного вмешательства в биологическую среду обитания.

Свидетельством того является переживаемый сегодня экологический кризис, к которому привело варварское отношение к природе. Возможно, что угроза экологической смерти вернет нас к пониманию единства человека с природой. Эта угроза переживается па индивидуальном уровне как потеря стратегического мотива к жизни, что приводит отдельно взятого человека к вседозволенности или к апатии в поведении. Если воля к жизни сохраняется, то человек меняет свою позицию на бережное отношение к природе.

В экологическом кризисе проявляется еще один парадокс материальности и духовности человека. Суть этого парадокса в том, что человек

един с природой как ее элемент, и в этом всецело зависим от нее. Но также в качестве ее внутреннего компонента он активизирует развитие природы в направлении жизни или смерти.

Особая субъектная активность человека как компонента природы ставит в зависимость от него все его окружение. В этом смысле человек превращается в причину всех следствий. Это означает, что результат нашей общественной и частной жизни, в конечном счете, предопределен всеми и каждым в отдельности.

Следовательно, и ответственность за результат своей жизни каждый из нас должен принять на себя. Главным автором собственных удач и неудач следует считать себя, а не других. Однако мы обвиняем в своих неудачах других, а успехи приписываем только себе. Такое поведение проистекает из потребности человека находиться во внутреннем согласии с самим собой.

Обстоятельства общественной жизни никогда не являются безупречными и благоприятными во всех отношениях, и мы сами делаем выбор из того, что нам предлагается в конкретной ситуации, поэтому не столько обстоятельства определяют нашу судьбу, сколько мы сами. Череда индивидуальных поступков вычерчивает линию жизни человека, его личные достижения и провалы. Человек не всегда правильно предвидит конечный результат своего поступка, поэтому его ожидания могут и не оправдаться.

Поиск критериев правильности поступка выводит нас на проблему нравственного поведения. Это - проблема высших ценностей человеческой жизни. С ней связана философская сентенция о том, что "человек - мера всех вещей". Она впрямую указывает на человека как на самую большую ценность. Ничто не стоит так дорого, как человек. Поэтому каждый свой поступок следует соизмерять с последствиями добра и зла не только для себя, но и для окружающих. Если поступок наносит моральный или материальный ущерб другому человеку, то такой поступок расценивается как безнравственный, несмотря на то, что он совершался из благих побуждений.

Нравственная антиномия добра и зла приводит нас к выводу, что суть человека как высшей ценности заключена не столько в нем самом как индивиде, сколько в его отношениях с другими людьми. Это означает, что человек всегда является партнером других людей. Следовательно, он всегда находится в партнерской взаимозависимости. Поэтому свой поступок человек вынужден соотносить с окружающими его людьми. В этом смысле индивидуальный поступок всегда находится под влиянием общественных установок и внешних обстоятельств, которые задают границы самореализации человека в общественно признаваемой деятельности. Эти границы предопределены потребностью наших партнеров в реализации индивидуального потенциала субъектов взаимодействия в совместной деятельности и жизни. Получается, что у человека нет абсолютной свободы выбора, хотя он и может ее осуществить. Этот мучительный парадокс лежит в основе конфликтов человека с самим собой и с другими людьми. В конце концов - это выбор между одиночеством и общественным взаимодействием.

На этом можно было бы закончить основные определения человека. Но есть еще одна формула сущности человека, которая дошла до нас из древнегреческой философии. Речь идет об определении человека как

микрокосма. Эта метафора вмещает в себя допущение о тождественности человека Космосу, что произвольно трактуется в частных случаях жизни.

Конечно же, человек - существо космическое, конечно же, он подвержен влиянию космических процессов, конечно же, он вобрал в свою телесную и психическую организацию все свойства материи, конечно же, он воплощает в себе весь мир, являясь уникальной трансформацией всех свойств большого мира, внешнего по отношению к нему. В этом большом мире человек сам является особым индивидуализированным микромиром, который живет еще и по психологическим законам, нередко вопреки законам макромира.

Человек - это самоуправляемый и относительно замкнутый в себе мир, но, в то же время мир, открытый для конструктивного взаимодействия с другими, такими же, как он, мирами.

В рассмотренных выше сентенциях была продемонстрирована интеграция объектных и субъектных качеств человека. Тем не менее, в общем виде проблема единства и противоположности объектных и субъектных начат человека раскрывается в философских воззрениях о соотношении души и тела, а в психологической науке рассматривается как психофизическая проблема. В первую очередь, эта проблема связана с противоположными свойствами двух начал. Тело ограничено в пространстве и времени, смертно; душа не ограничена в пространстве и времени, бессмертна. В психологии эта проблема имеет два ракурса рассмотрения. Первый ракурс - методологический. В данном контексте затрагивается проблема детерминации (различные аспекты взаимовлияния души и тела, исходя из приоритета одного или другого феномена в зависимости от идеологической позиции автора), психофизического единства или параллелизма. Второй ракурс - экзистенциально-психологический, рассматривающий переживание неприятия человеком своей телесной смертности и нахождении доказательств бессмертия души. В этом аспекте рассмотрения антиномии души и тела происходит ассимиляция общенаучной проблемы, се заземление в психологии конкретного человека, где единство смертности и бессмертия является источником многочисленных парадоксов человеческого поведения. Очевидно, что бесконечность человеческого разума дарует нам духовное бессмертие, но реализовываться оно может человеком по-разному.

Первый способ воспроизвести потомство, воспитать детей. Дети носители духа своих родителей, так как они изначально наша духовная проекция. Но полная идентификация их души с родительской оказывается невозможной, поэтому у старшего поколения остается чувство неудовлетворенности.

Однако существуют другие формы реализации нашего духовного потенциала. Среди них наиболее распространенной является профессиональная деятельность, связанная с искусством, наукой, педагогикой, религией, материальной и духовной культурой в целом. Пополнение духовной культуры происходит через многообразные формы народного творчества. Каждый человек в большей или меньшей мере является хранителем культуры и вкладчиком в нее личного духовного потенциала.

По результатам деятельности проверяется ценность человека. Даже если мы занимаемся не чисто духовным, а материальным творчеством, созданием материальных, потребительских ценностей, во все это мы вкладываем себя, с душой или без нес. Мы все время проецируем свое оценочное отношение к предметам на отношение к их создателям. Вся предметная сфера - это открытая книга человеческих отношений и духовного потенциала народов.

Парадоксальная целостность души и тела, организма и психики проявляется не только в результатах и продуктах предметно-практической деятельности и феноменологии человека, но и во взаимной детерминированности (обусловленности) объектных и субъектных свойств телесно- психической организации человека. Известно, что динамика психической деятельности в целом зависит от физиологических состояний нашего тела. Подтверждением тому являются психофизиологические исследования психической деятельности. С другой стороны, успешное лечение болезней средствами психотерапии позволяет говорить о психологических факторах телесного здоровья человека.

Это взаимовлияние организма и психики сказывается на эволюции и развитии объектных и субъектных свойств, признаков и качеств в их сопряженном единстве. Так, появление в организме нового органа (например, руки) предрасполагает появление осязания, а появление осязания стимулирует превращение руки в орудие предметно-практической деятельности, что приводит к трансформации психической деятельности в психологическую. Такими трансформациями отмечен путь эволюционного развития человека в филогенезе как вида и в онтогенезе как индивида.

Душа человека - самое загадочное творение природы, о котором существует больше всего предрассудков. Самое близкое и повседневное при ближайшем рассмотрении оказывается и наиболее непознанным, хранящем столько тайн, сколько не содержит вся вселенная. По крайней мере, глубина сознания влечет нас больше, чем остальные загадки мира.

Мало что вызывало больше споров, чем сознание. То, что все религии, культы и эзотерические теории напоминают поиск негра ночью, понятно - здесь под негром мы понимаем механизмы зарождения поступков, а под ночью - совокупные процессы психики. Причем все говорят об истине, и хорошо, если эти заявления обходятся без крови. Часто, как у крестоносцев, поиск приводит к войнам, длящимся десятилетиями. Так почему же самое родное, что у нас есть, то, о чем мы должны бы все знать, ведь пользуемся этим ежеминутно, вызывает у нас больше вопросов, чем логика женщины?

Что такое человеческая психика

Древним грекам первым понадобилось понятие, одновременно объединяющее и разграничивающее естественную биохимию организма и его метафизическую сущность. Они задумались о том, как появляются мысли, поступки и убеждения. Этот вопрос до сих пор не дает покоя ученым и теологам.

Наука говорит, что психика - это отражение биологического существования посредством органов чувств и центральной нервной системы. Мышление помогает субъекту воспринимать действительность и ориентироваться в ней. Без этого жизнь высшего существа не представляется возможной. Внешний хаос упорядочивается, события ранжируются и выстраиваются в цепь. Настоящее течет, превращаясь в опыт, который формирует планы на будущее.

Сознательные и бессознательные функции психики

Выделяются осознанные мысли и мотивы, скрыто влияющие на жизнь через подсознание. Но функции психики человека, независимо от уровня осознанности, кардинально отличаются от таковых у животных. Основные различия - сознание и трудовая деятельность.

То, что мы осознаем - мысли, чувства, мечты - осознанная часть системы, поддающаяся прямому воздействию и корректировке. Но, согласно исследованиям, начало которым положил Зигмунд Фрейд, большее влияние на психику оказывают скрытые за "порогом" сознания мотивы, которые прорывают границу осознанности во сне или в моменты катарсиса.

Теория Зигмунда Фрейда

Взгляды Фрейда перевернули понятие о душе. В его пуританскую эпоху теория сексуальности вызвала шквал осуждения. Хотя дело всего лишь в том, что нельзя сбрасывать со счетов одну из основных сил, движущих развитие общества.

Экспериментальным путем он доказал существование нескольких слоев сознания. Самый глубокий, темный и неподвластный влиянию слой получил название бессознательного. Там содержится все забытое, неосознанное, все комплексы, которые при должном воздействии можно «протащить» через порог сознания и сделать доступным пониманию. Все это способно влиять на обдуманные решения. А если это запущенные комплексы, жизнь может стать совсем безрадостной. Например, комплекс матери может сделать человека гомосексуалистом, а комплекс отца - преступником.

Теория Карла Юнга

Научная революция уронила авторитет церкви, чему во многом поспособствовал Фрейд. Поэтому новым исследователям сознания открылась девственная нетронутая территория - душа человека. Следующим, кто пришел в психологию вслед за Фрейдом и сделал не менее значительный вклад в развитие этой науки, стал сын швейцарского пастора - Карл Густав Юнг.

В молодости Юнг восхищался Фрейдом, революционностью его идей и смелостью методов исследования. Однако в какой-то момент пути выдающихся ученых разошлись. Юнгу претило то, что по Фрейду психика - это не более чем по-разному истолкованная теория сексуальности. Он считал ее слишком односторонней и не оставляющей места человеческому духу.

Юнг всегда повторял о неоценимом вкладе оппонентов, но критиковал нарочитую «догматичность» их взглядов, которая использовалась для подавления религиозного инстинкта. Значительная часть его трудов посвящена мифам, легендам и взглядам средневековых алхимиков. Такая гибкость взглядов позволила ученому создать аналитическую психологию, включающую сны, озарения и предчувствия. Его метод иногда напоминает магию, когда говорит о связи всего сущего и передаче мысли на расстоянии.

Аналитический метод Юнга

В своих исследованиях Юнг использовал комплексный подход, при котором, помимо принятых тогда кляксографических и других тестов, применялся метод словесной ассоциации. Он заметил, что некоторые слова вызывают необычную реакцию - паузу, повторение или забывание.

Ему удалось доказать существование скрытых идей и чувств, названных комплексами и влияющими на жизнь личности. Эти спайки из травматических переживаний ведут активную деятельность, скрываясь от сознания. И так как эти констелляции способны причинять неудобства индивиду, Юнг разработал лечение, при котором комплексы выявляются и путем рефлексии сводятся на нет.

Основные идеи теории Юнга

Есть два личностных типа, характеризующихся стремлением к экстраверсии (обращенности психики во внешний мир) и интроверсии (склонности к самоанализу). А также четыре составляющие сознания - ощущение, интуиция, мышление и чувствование.

Каждый человек наделен личным и коллективным бессознательным. Первое состоит из опыта, истории и переживаний конкретного субъекта. Второе включает родовую память, все образы и архетипы, которые сложились на протяжении эволюции. Люди способны воспринимать коллективные образы во сне или в процессе чтения сказаний, мифов и легенд.

Всем нам присуще стремление к совершенству - Юнг назвал этот процесс индивидуацией. Это желание обрести гармонию с бессознательным приходит во второй половине жизни и проявляется как кризис среднего возраста с последующим становлением более целостной личности.

Сны рождаются во «всеобъемлющих глубинах» для того, чтобы указать нам на пробелы в жизни, на слабые места и призвать к преодолению. Так личность обретает устойчивость (устранив указанные снами комплексы).

Психология народов

Изучение мифов натолкнуло Юнга на мысль о связи народного творчества с коллективным бессознательным. Он провел много лет среди африканских аборигенов и южноамериканских индейцев.

Один из описываемых феноменов - перестройка сознания в зависимости от среды обитания. В Африке это назвали «стать черным». Воспитанные образованные европейцы после продолжительного общения с коренным населением перенимали их модель поведения. Они начинали искренне верить в местные обычаи, вплоть до участия в кровавых колдовских ритуалах. И чем более слабая психика была у человека, тем быстрее и необратимее он переодевался в набедренную повязку.

Можно предположить, что в современной Америке происходит обратный процесс, когда темнокожее население забывает корни, приобретая европейский лоск. Но, как видно из голливудских фильмов, это обоюдоострый меч: манера речи, мимика и пластика американских европеоидов насквозь пропитаны влиянием Африки.

Психология групп по Вундту

В. Вундт (1832-1920) известен своим трудом «Психология народов». В нем психика человека, ее стороны и их влияние на становление самосознания нации рассмотрены с историко-культурной позиции. Ученый выдвинул теорию о том, что мышление напрямую зависит от культурных, климатических и технологических условий жизни социума.

Он возражал против отождествления личного и народного сознания. Вундт настаивал на том, что синтез мыслящих личностей способен привести к появлению новой реальности, сверхсознания, наполненного надличностными мифами и моралью.

Массовая психология Уорда

Американец Л. Ф. Уорд (1843-1913) назвал расцвет культуры высшим эволюционным симбиозом всех космологических и антропогенетических сил. Он наделяет культуру чувством и наличием цели.

Удовлетворив основные потребности в виде голода, жажды и половой страсти, человек обретает новые желания, полные возвышенных целей и сложных интеллектуальных возможностей. Эти стремления и двигают общество к улучшению. Сюда относится и феномен поиска счастья - свободы от страданий.

У. Самнер

Согласно работе У. Самнера (1840-1910) «Народные обычаи», на жизнь масс влияет ряд факторов, которые оно назвал обычаями. Они появляются, когда люди стараются выжить в сложных климатических условиях или под угрозой уничтожения другой группой. Так складываются и совершенствуются модели поведения, которые принимаются людьми и передаются следующим поколениям.

На обычаи также влияют личные интересы - голод, жажда, секс, честолюбие. По Самнеру, психика - это либо «мы - группа», когда отношения складываются на основе поддержки и взаимопонимания, либо «они - группа», где между сообществами устанавливается враждебность.

Итак, изучив культуру народа, его мифы, мораль и мировоззрение, можно с большой достоверностью говорить как о психике индивида, так и целого народа.

Греки - первопроходцы души

Неудивительно, что именно греки первыми заговорили о существовании внутреннего мира, живущего по собственным законам. Живя в небывалой свободе, не имея рамок и ограничений, они имели лабораторию по изучению духа, воссоздать которую более не представится возможным. Современники Гомера еще не получили прививки постоянной гложущей вины. Не знали сожаления о греховности своей природы, отравившей христианский период истории.

Они с детской наивностью верили в справедливость мести, были убеждены в том, что сочувствие чужому горю унижает не только того, кто его испытывает, но и объект, которому оно предназначено. Все особенности психики эллины запечатлели в Олимпийцах, ведущих такой же свободный и аморальный, по нынешним меркам, образ жизни. Каждый народ, эпоха или партия имеют свои мораль и менталитет, и все претендуют на исключительность. В итоге получается, что морали нет - есть эволюционная необходимость.

Психология эпохи христианства

После греческого и римского разгула наступил период, когда развитие психики потребовало введения строгих моральных норм во избежание вырождения цивилизации. И так как это происходило бессознательно, не удалось избежать перегибов. Первые апостолы придерживались крайне строгого воздержания - их вера должна была переломить привычный ход вещей и убедить планету в их святости.

И они достигли цели. Представьте святого: он в отрепье, он дышит на ладан от голода и весь в струпьях. Но в его глазах горит непоколебимая уверенность в своих словах, а в голосе металлом звенит непреклонная воля - невозможно так жить, если действительно не посвящен в тайны мироздания. И мир купился: на сотни лет люди водрузили на себя гнет незаслуженного греха. К чему это привело, мы знаем - войны, нетерпимость и костры инквизиции.

Но потери неизбежны. Ведь в этой игре целью было обуздать звериный нрав и начать жить в относительном мире. Заповеди научили воспринимать причиняемое зло как ущерб себе. Сочувствие ближнему не дает уничтожать людей, потому что это переживается, как личное горе. «А вдруг все обернется гневом Господним?» - этот вопрос предотвратил много войн.

Психология современности

Нам повезло жить в необыкновенное время. В чем-то правы те, кто называет некоторые города новым Римом - там царит такой же вечный праздник, не омраченный узами морали. Современная психика - это свободная территория, которую благодаря науке Бог покинул, а новые правила, составляющие основу души, еще очень зыбки и ненадежны.

И мы снова ищем опору. Теперь в науке. Как будто, если подтвердить эту пресловутую теорию всеобщего поля, исчезнут войны, и люди возлюбят друг друга. Чем современные поиски новых элементов отличаются от изысканий алхимиков с их философским камнем, представлявшим модель души?

Страшно представить, что переживает психика ребенка: насилие, рекой льющееся с экрана, интернет с порнографией и соцсетями... Небывалое давление, которое мы переживаем, готовит почву для самых непредсказуемых последствий. Снова человек оказался на перепутье без подсказок и помощников. К чему приведет этот эволюционный виток, известно только Богу, которого мы свергли. Может, мы прорвемся, и новый мир озарится рождением невиданного ранее строения психики?

Общее определение категории «психика». Основные характеристики сферы психического. Определение категории «психика» в широком и узком ее понимании.

Основные формы и механизмы адаптивного поведения. Инстинкт, навык (оперантное поведение), «интеллектуальное» поведение животных. Физиологические основы и механизмы, их сущность и особенности. Формы адаптивного поведения и их особенности.

Особенности психики человека. Структура психики человека. Системный признак психики человека, выделяющий его из животного мира. Особая форма адаптивного поведения, ее отличительные особенности.

Общее определение категории «психика».Основные характеристики сферы психического

Рассмотренные в предыдущей главе формы психического отражения позволяют сделать вывод, что психика в том смысле, в котором мы ее понимаем и используем данное понятие, представляет собой одну из базовых психологических категорий.

Рассмотрение этой категории начнем с определений, поскольку в современной психологической литературе существует множество определений, с той или иной стороны вскрывающих природу, сущность и функции психики. Для того чтобы иметь возможность выделить в этой категории наиболее устойчивые характеристики и стороны, в целях методологического анализа рассмотрим некоторые определения психики, данные различными авторами.

1) «Психика - функция мозга, отражение объективного мира» (Гальперин П.Я., 1998. С. 141).

«Психика - свойство высокоорганизованной материи; не всякой, а только высокоорганизованной, следовательно, появляющейся относительно поздно, на высоком уровне развития мира». На языке современного естествознания это разъясняется просто: психика возникает только у живых тел, организмов, и не у всех, а только у животных, и даже не у всех животных, а лишь у тех, что ведут активную, подвижную жизнь в сложнорасчлененной среде . К непрерывным изменениям этой среды и своего положения в ней им приходится активно и постоянно приспосабливать свое поведение, а это требует нового вспомогательного аппарата поведения - психической деятельности» (там же. С. 138).

2) «Психика - это очень тонкий инструмент приспособления к окружающей среде» (Реан А. А., Бордовская И. В., Розум С. И., 2001, С. 12).

«Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности» (там же. С. 14).

  • 3) «Психика (от греч. psychikos - душевный) - активная и пристрастная форма отражения субъектом свойств и закономерностей объективной реальности и своей собственной жизнедеятельности, возникающая, развивающаяся и функционирующая в различных видах внешней и внутренней деятельности субъекта. Основными функциями психики являются ориентация субъекта в мире и регуляция на этой основе его (субъекта) деятельности (Соколова Е.Е., 1999. С. 7).
  • 4) «Психика (от греч. psychikos - душевный) - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию» (Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., 2003. С. 420).
  • 5) «Психика...свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать через свои состояния окружающий объективный мир с его связями и отношениями (Столярен- коЛ.Д.,2006. С. 6).

Психическое отражение...это активное отражение мира, вызванное определенной необходимостью, потребностями; это субъективное избирательное отражение объективного мира... Основные функции психики: отражение, регуляция поведения и деятельности» (там же. С. 9).

Видимо, достаточно приведенных определений, для того чтобы иметь материал для анализа. Выделим наиболее существенные и устойчивые характеристики, отраженные в них. Из определений следует, что психика - это:

  • системное свойство высокоорганизованной материи;
  • активное отражение объективного мира;
  • субъективное отражение окружающего мира в образе;
  • инструмент приспособления к окружающей среде;

Основные функции психики: регуляция (саморегуляция) поведения и деятельности.

Указывается также на принадлежность психики субъекту и построение им неотчуждаемой от него картины мира.

Нельзя не заметить, что явственно проступают два подхода, два рода определений психического: 1) психика - свойство высокоорганизованной материи , живых существ ; и 2) свойство субъекта со способностью саморегуляции и построения им неотчуждаемой от него картины мира.

В первом случае определение психики трактуется расширительно, распространяясь на высших животных и человека. Этот подход представляется и нам более обоснованным. Во втором случае определение распространяется лишь на психику человека, поскольку субъектом со способностью к саморегуляции и построению картины мира может быть только человек. Более подробно и обоснованно по проблеме, кто такой субъект, кто им является, а кто нет, см. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энцикл., 1983. 840 с.

Здесь только заметим, что в психологии некоторыми авторами это понятие трактуется слишком широко. Также не совсем корректно говорить о построении картины мира в отношении животных. Какая картина мира, например, существует у лягушки, пусть даже она Царевна- лягушка, или коровы и т. д.? Это не картина мира, а по большей степени бледный или более богатый субъективный образ воспринимаемой действительности.

С учетом высказанных взглядов можно постараться сформулировать и предложить определения психики, которые бы в большей степени нас удовлетворяли, попытаться их раскрыть и обосновать.

Если трактовать психику расширительно, распространяя определение на высших животных и человека, то можно предложить следующую дефиницию.

Психика - высшая форма психического отражения, присущая высокоорганизованным живым организмам, функция мозга, заключающаяся в возникновении системного качества активно отражать объективный мир в субъективных образах этого мира, являющаяся механизмом активного приспособления (адаптации), регуляции поведения и деятельности в окружающей среде.

За основу для определения психики человека можно принять дефиницию А.В. Петровского. В этом случае определение может выглядеть следующим образом:

Психика человека - высшая форма психического отражения, присущая только человеку, функция мозга, заключающаяся в возникновении у субъекта системного качества активно отражать объективный мир в субъективных образах, в построении им неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе процессов адаптации, поведения и деятельности.

В данных определениях раскрываются следующие характеристики психического.

Во-первых, психическое - это свойство не всей и не только живой, а именно высокоорганизованной материи. Психика присуща высокоорганизованным живым существам, она есть функция мозга (центральной нервной системы), т. е. возникает на определенном этапе эволюционного развития природы. Взгляды на развитие психики и сознания человека рассмотрим подробнее далее.

Во-вторых, психика - это высшая форма психического отражения, заключающаяся в способности высокоорганизованных живых организмов активно отражать окружающую действительность. Причем активность психики носит как внутренний , так и внешний характер.

Проявлением внешней активности является адаптивный характер психического отражения, позволяющий живому организму и человеку активно приспосабливаться к окружающей среде посредством изменения функций отдельных органов, поведения и деятельности, а также способность к антиципации, которая обеспечивает возможность не только фиксировать прошлое и настоящее, но и предвосхищать в отдельных моментах результат будущего.

Проявлением внутренней активности является избирательное отношение живого организма к внешнему миру, которое и характеризует его меру субъективности.

Активность и избирательное отношение к внешнему миру лежат в основе психического отражения в форме субъективного образа окружающего мира и выполняют функции регуляции поведения и деятельности. Субъективный образ - это идеальное отражение мира, в этом образе мир удваивается. Поэтому мир в субъективных образах многолик и бесконечно разнообразен. Не будет преувеличением сказать, что сколько животных особей, индивидов, столько и субъективных миров, обусловленных особенностями биологического и психического уровня развития вида, а также индивидуального развития.

У человека психическое тесно связано с сознанием, поэтому его восприятие окружающего мира, его субъективный образ связан с новым системным качеством - идеальным образом, а соответственно, поведение и деятельность в корне отличны от животного мира.

Животное же действует и организует свое поведение в «поле восприятия» . П. Я. Гальперин пишет: образ есть такое начало психики, без которого все остальные компоненты психической жизни теряют свой смысл .

Образ - это явление поля объектов субъекту. Никакая другая вещь этим свойством не обладает. Вещи взаимодействуют друг с другом, но ни одна из них не открывается субъекту. А в отношении образа можно сказать наоборот. В образе вещи (не все, а те, которые попадают в поле данного образа) открываются перед субъектом и характерным образом перестают вызывать со стороны организма непосредственную реакцию. Они открываются как поле возможных действий (возможных, а не строго определенных), которые еще надлежит установить, т. е. определить, какое действие будет выбрано и после этого выполнено. И это своеобразная черта образа, он открывает вещи, но при этом вещи перестают вызывать со стороны организма непосредственную реакцию, а выступают перед организмом, открываются перед ним как поле, в котором он может действовать и даже должен действовать, потому что если бы он не должен был действовать, тогда и не нужно было бы образа. Он должен действовать, но не может прямо, непосредственно действовать. Можно было бы так сказать: он не может действовать автоматически, он должен в этом поле разобраться .

Таким образом, когда возникает субъективный образ, то раскрывается поле вещей и прежняя автоматическая реакция задерживается, потому что нужно еще разобраться, полезным ли будет повторение реакции, которая была в прошлый раз, будет ли эта реакция успешной или неуспешной в связи с изменением условий.

Поэтому образ и нужен для того, чтобы организм, перед тем как действовать, мог разобраться в обстоятельствах, сориентироваться. Так мы приходим к простому и общему заключению, что образ есть один из важнейших компонентов, который делает понятным наличие потребности, который помогает ориентировке, потому что подлинная действительность психической жизни - это ориентировка в ситуации, требующей нешаблонных действий. Это основная жизненная функция психической деятельности .

Поэтому третья особенность и объективная необходимость психического раскрывается в ее функциях и механизмах, обеспечивающих на основе субъективного образа соответствующую форму адаптивного поведения, действий и реакций.

  • См. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР,1959. С. 159-176.
  • См. также: Психология: слов. / под ред. А. В. Петровского. М., 1990.
  • См. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учеб, пособие для студентоввузов. М.: Кн. дом «Университет»: Высш. шк., 2002. 400 с.

Психика как отражающая и порождающая реальность.

Понимание П. как отражения позволяет преодолеть ложную постановку проблемы о соотношении психологического и физиологического, приводящую либо к отрыву П. от работы мозга, либо к сведению психических явлений к физиологическим, либо, наконец, к простой констатации параллельности их протекания. Раскрытие психического отражения как порождаемого деятельностью, осуществляющей взаимодействия материального субъекта с объективной действительностью, исключает взгляд на психические явления как чисто духовные, обособленные от телесных мозговых процессов, ибо эти процессы и реализуют деятельность, в которой происходит переход отражаемой реальности в психическое отражение. Однако характеристика деятельности субъекта не может быть непосредственно выведена из реализующих её физиологических процессов, т.к. она определяется свойствами и отношениями предметного мира, которым она подчиняется и которым, соответственно, подчиняется также и возникающее в мозгу субъекта психическое отражение.

Т. О., хотя психические явления существуют только в результате работы мозга и в этом смысле представляют собой его функцию, они не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них; они образуют особое качество, проявляющееся лишь в системе отношений деятельности субъекта.

· 1. Мозг подобен зеркалу(отражает в полной мере то, что существует в реальном мире)

2 . Мозг отражает то, что существует на кончиках наших органов чувств(изолирующая позиция)

Реальность справедлива части первой позиции и части второй

Психика в момент отражения проявляет свою активность.

Продукт отражения частично зависит от св-в реальности и от состояния психики

Псих. явлен . – это особые кач-ва явлен., которые происходят на границе контакта чал. с реальностью

Если мы хотим рассмотреть вопрос о том, обладают ли животные (не люди) психикой, нам нужно сначала спросить, имеют ли они психику, в некоторых отношениях такую же, как наша, так как на данный момент это единственная психика, о которой мы хоть что-то знаем. (Чем бы ни была психика, предполагается, что она является чем-то наподобие нашей психики; в противном случае мы не назвали бы ее психикой.) Поэтому наша психика, единственная известная нам с самого начала, служит тем образцом, от которого мы должны отталкиваться. Без этого соглашения мы будем просто дурачить самих себя и говорить всякую чепуху, не сознавая этого.

Членство в классе существ, обладающих психикой, предоставляет крайне важную гарантию: оно гарантирует определенный моральный статус. Только носители психики могут о чем-то беспокоиться; только носителей психики может заботить происходящее.

Не требуется никаких особых доводов для того, чтобы большинство людей согласилось, что у существа, обладающего психикой, есть интересы, которые имеют значение. Вот почему в моральном плане людей так заботит вопрос о том, кто обладает психикой: любая предлагаемая корректировка границ класса носителей психики имеет большое этическое значение.

http://www.humanpsy.ru/yeremeyew/lecture03 (прочитайте)

Загрузка...