decorininterior.ru

Задания на согласование прилагательных с существительными. Согласование прилагательного с существительным

Сегодня мы получим полезную информацию об имени прилагательном в испанском языке (Nombre adjetivo). Прилагательное испанского языка разделяется на две большие подгруппы:

  • качественные имена прилагательные (calificativos ):
  • относительные имена прилагательные (relativos ):

    el plan anual (годовой план),
    la región agrícola (сельскохозяйственный регион),
    el día estival (летний день)

Эта группа прилагательных по своему значению схожа с прилагательными русского языка. Они обозначают качество, свойства и признаки предмета или явления, которое описывают.

Качественные прилагательные имеют 3 степени сравнения: положительную, сравнительную, превосходную.

Например:

Относительные имена прилагательные

Эта группа также указывает на признак предмета, но при этом обязательно указание на его отношение к лицу, явлению, действию или еще одному предмету.

Эти прилагательные образуются от уже имеющихся названий предметов, действий или явлений, через которые они выражают признак. Они могут указывать на:

  • материал, из которого сделан предмет (férreo — железный);
  • обстоятельства времени, места… (madrileño — мадридский);
  • отношение к лицу или животному (felino – кошачий);
  • отношение к предмету или понятию (marítimo – морской)
  • отношение к действию или понятию (corriente – текущий).

В современном испанском языке часто используют предлог de + существительное , вместо одного прилагательного, если говорят о материале, из которого изготовлен предмет: la caja de cartón (картонная коробка) вместо la caja cartonera .

Особенность испанских прилагательных состоит в том, что качественных прилагательных намного больше, чем относительных. И, плюс ко всему, в испанском языке отсутствуют притяжательные прилагательные, такие как мамин, бабушкино, отцовский и тому подобное.

Согласование имен прилагательных с существительными

Прилагательное испанского языка всегда около себя имеет существительное, которое оно описывает. Имя существительное в большинстве случаев стоит перед именем прилагательным. Также прилагательное согласуется с существительным в роде и числе. Прилагательное, согласуясь с существительным в роде, имеет такое же окончание, как и существительное (не считая некоторых исключений, о них немного позже).

Если существительное женского рода, тогда у прилагательного будет окончание – а . При существительном мужского рода будет стоять прилагательное с окончанием – о . Их называют прилагательными двух окончаний.

Например:

el papel blanco (белая бумага)

la mesa blanca (белый стол)

Прилагательные одного окончания характеризуются окончанием на любую согласную или гласную кроме – о . Их окончания не меняются в зависимости от рода существительного.

Например:

el libro común (общая книга)

la causa común (общая причина)

el papel verde (зеленая бумага)

la mesa verde (зеленый стол)

la casa grande (большой дом)

el país grande (большая страна)

Все прилагательные с конечным суффиксом –ista относятся к прилагательным одного окончания:

socialista (социалистический)

idealista (идеологический)

Прилагательные, которые указывают на национальность, оканчиваясь в мужском роде на согласную, и прилагательные, которые оканчиваются на — an , — on , — or , в женском роде добавляют окончание – а :

Например:

el periódico inglés (английская газета)

la revista inglesa (английский журнал)

el baile andaluz (андалузский танец)

la canción andaluza (андалузская песня)

От положения прилагательного относительно имени существительного (перед или после) может меняться смысл всего выражения.

Это относится к таким прилагательным:

Испанский вариант слова

Перевод в положении перед существительным

Перевод в положении после существительного

недавно приобретенный

недавно сделанный

несчастный

обыкновенный

грустный

определенный

известный

Например:

un buen hombre (добрый человек)

un hombre bueno (хороший человек)

un triste empleado (обыкновенный служащий)

un empleado triste (грустный служащий)

Следует помнить, что если указанные прилагательные сочетаются с наречием или каким-либо другим словом, то в этом случае они независимо от выражаемого смысла стоят после существительного. Правильно будет сказать Juan es un hombre muy bueno (Хуан очень добрый человек). Вместо фразы Juan es un muy buen hombre .

Усеченные формы прилагательных

Иногда случается употребление качественных прилагательных перед существительным в единственном числе. В этом случае следует употреблять усеченную форму прилагательных grande (великий, большой), malo (плохой), bueno (хороший).

Например:

el gran hombre (великий человек)

un buen camino (хорошая дорога)

el mal libro (скверная книга)

Прилагательные bueno , malo могут употребляться в усеченной форме только перед существительными мужского рода.

Описывая качества группы существительных, прилагательное обычно согласуется в роде и числе только с первым существительным из группы:

En el barrio hay nuevos almacenes, peluquería y cine (В квартале есть новые магазины, парикмахерская и кино­театр).

Прилагательные испанского языка – это не так сложно, как кажется. Лексическое значение нужно, конечно, заучивать, а вот употребление и согласование с существительными с практикой доходит до автоматизма, и вы легко их употребляете в речи. В изучении любого иностранного языка важна практика его использования в разговоре.

Ознакомиться с правилами употребления прилагательных можно еще и здесь

Конспект открытого фронтального логопедического занятия

Тема:

«Согласование имен прилагательных с именами существительными в падеже»

Цель:

Совершенствовать навыки согласования имен прилагательных с именем существительными в падеже

Задачи:

Активизировать словарный запас на материале прилагательных в рамках лексической темы «Зима». Учить обобщать и делать выводы.

Формировать практические навыки правильного употребления прилагательных, согласования их с существительными в роде, числе, падеже.

Развивать слуховое внимание, оперативную слухоречевую память.

Формировать и развивать УУД

Оборудование:

нетбук, программа компьютерный практикум по логопедии для младших школьников, проектор, рабочие тетради, дидактический материал, карточки для индивидуальной работы, таблицы с окончаниями

Ход занятия

1.Речедвигательный организационный момент(слайд 1)

1.Сядет тот кто выделит гласные звуки и покажет их с помощью движений рук.

Слова: сугроб, зима, пурга, стужа, санки,игры

Основная часть

Откройте свои тетради и запишите число.

(Снег+сугроб)*Д.п

(Снег+пурга) *Р.п

Какие части речи вам встретились в словах -ответах?(существительные и прилагательные)А что такое существительное (часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?, что?), а прилагательное(признак предмета и отвечает на вопрос какой, какая? какое? какие?)

Название этого города какой частью речи является (существительное). Подберите к слову зима прилагательные.(прилагательные к слову вывешиваются на доску)

Итак сегодня тема нашего занятия «Согласование прилагательного с существительным в падеже»

3.В город мы вошли и попали в переулок логозаврия (слайд 3)

Ой! Ребята куда это мы попали? (переулок логозаврия) с применением логопедического тренажера.

Упражнение на подбор окончаний с Логошей

С Логошей мы прощаемся, подумайте, чему он вас научил?

4.Улица окончаний. (работа с таблицей)

Логоша учил вас как подружить слова в падеже. Как же нам запомнить все эти окончания и не запутаться?(записать)

5. Гимнастика для глаз

М ы продолждаем наше путешествие и мы на дорогу потерянных слов

6.Дорога потерянных слов. На этой дороге мы закрепим полученные знания.

Задание: вставь в текст прилагательные в нужной форме (ученикам раздаются карточки с текстом, где пропущены прилагательные, и маркеры для заполнения)

Великолепен вид …. леса. Все покрыто ………., ………..снегом. ……….. воздух тонок и жгуч. Снег опушил …………. деревья и кусты. По ним скользят ………, ……….лучи и обсыпают их ……….. блеском. Но вот мороз начинает сдавать, и меркнет яркость ……………неба.

Слова для справок:

Зимнего, белым, пушистым, зимним, заледенелые, яркие. солнечные, ярким, голубого.

Пожалуйста поменяйтесь карточками с соседями и проверьте правильность написания.

Какие знания мы с вами закрепили?

Пройдя по дороге потерянных слов мы пришли на площадь рассказов.

7.Физминутка

8.Площадь рассказов

Соберите слова в предложения, а предложения в рассказ.

Зима, стояла, суровая.

Воробушки, корма, голодные, нигде, не могли найти

Пожалела, воробышков, добрая, девочка, Маша.

Так, девочка, добрая, прокормила, птичек, до самой, бедных, весны.

Итог:

У вас на партах лежат листы со смайликами, покажите, как вы себя чувствовали на занятии?

Комфортно ли вам было?

Что было сложного?

Что нового узнали?

Что было сложного?

прислала

Кулагина Е.Г.

Учитель-логопед

  • Совершенствование практических навыков согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.
  • Совершенствование умения образовывать относительные прилагательные.
  • Активизация и качественное обогащение словарного запаса.
  • Развитие устойчивости внимания, способности к переключению, наблюдательности к языковым явлениям, долговременной и кратковременной памяти, наглядно-образного мышления, мимических мышц лица.
  • Воспитание мотивации к учению, нравственных качеств, определяющих отношение к людям, городу, себе.
  • Оборудование: Наглядно-демонстрационный материал к заданию № 6,8,9; раздаточный материал к заданию № 7,9, 11; карточки к заданиям № 3, 9; схема-опора к заданию № 8.

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    (Горит свеча)

    Станем дружно мы в кружок
    Начинается урок
    Свечку зажигаем
    И дружно задуваем.

    (Логопед читает стихотворение вслух, дети повторяют только "губами", без голоса, четко артикулируя.)

    Говорим всегда красиво,
    Смело и неторопливо.
    Ясно, четко говорим,
    Думаем и не спешим.

    II. Основная часть.

    1. Отгадайте загадку.

    Я белым одеялом
    Всю землю укрываю,
    Белю поля, дома
    Зовут меня... (Зима)

    2. Один из признаков зимы - это снег. Какого цвета снег? (Белый)

    Послушайте, как писатели и поэты пишут о снеге. Я буду читать, а вы выражением лица покажите нравится вам такой снег или нет?

    • снег белый и чистый
    • снег серый и тусклый
    • снег золотистый и голубой
    • снег голубой и синий
    • снег желтый и грязный
    • снег палевый, бледно-сиреневый, жемчужно-розовый, нежно-голубой

    Почему вы удивились при слове палевый?

    Можно так сказать о снеге?

    Какая часть речи помогла так красиво сказать о снеге? (Имя прилагательное)

    3. Но сначала мы повторим (работа по карточкам: ребёнок читает вопрос, у кого подходит ответ, отвечает и читает свой вопрос):

    Ответ: Именами прилагательными.

    Вопрос: Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что? называется: :

    Ответ: Именем существительным.

    Вопрос: Слова противоположные по значению, называются

    Ответ: Антонимы.

    Вопрос: Общая часть родственных слов, в которых заключено их общее значение, называется:

    Ответ: Корнем.

    Вопрос: Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется:

    Ответ: Приставка.

    Вопрос: Существительное, прилагательное, глагол - это:

    Ответ: Части речи

    Вопрос: Части речи, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называются:

    4. Но описывая предметы мы можем говорить не только о цвете, но и о форме, вкусе, размере, материале из которого сделан предмет, какой предмет на ощупь. (по ходу выставляются карточки-помощники)

    5. Я сейчас буду называть слова, вы должны определить лишнее.

    Задание: все слова повторить шепотом, а лишнее слово произнести громко.

    • собака, ромашка, сладкий, дерево;
    • линейка, круглый, облако, трава;
    • зима, сугроб, шуба, пушистый;
    • огромный, медведь, лиса, дом;
    • книга, деревянный, носки, дуб.

    (По ходу задания дети отвечают на вопрос, что обозначает данный признак? (вкус, форму и т.д.)

    6. Какое последнее слово я сказала? (Дуб) Что это?

    Возьмите силуэты деревьев подберите лист к своему дереву. Какой это лист, какая ветка?

    лист дуба - дубовый, а ветка:

    лист клена - кленовый, :

    лист березы - березовый, :

    лист осины - осиновый, :

    лист рябины - рябиновый, :

    лист яблони - яблоневый, :

    Какой лист и ветка лишние? Почему? (яблоня - фруктовое дерево)

    В какое время года появляются листья?

    Весенним ясным утром
    В начале сентября,
    Сели мы за парты
    И думаю не зря.

    Все ли верно в этом стихотворении? Почему?

    Сейчас мы и проверим зря мы сидим за партами или нет?

    Прежде чем вы начнете работать по карточкам, ответьте мне на вопросы: "Что такое хрусталь? Брезент?... (работа над малознакомыми словами).

    8. Попробуйте теперь сами подобрать имя прилагательное и определить окончание. (Провести "дорожку-верёвочку" от картинки к вопросу и к окончанию)

    Физминутка.

    Горка высокая поднять руки вверх, потянуться

    Река глубокая присесть

    Звезда далекая подняться, руки вверх

    И одинокая. движения рук вправо-влево

    9. Отгадайте загадки. Выбирите отгадку-силуэт.

    Подчеркните слова которые помогли вам отгадать загадки?

    Назовите корень в выделенных словах?

    Острозубый - чем это слово особенное? (Два корня)

    Какая отгадка лишняя? Почему? (Солнце)

    В какое время года солнце греет сильнее?

    Какое время года наступает после лета?

    Пальчиковая разминка.

    В гости к пальчику большому
    Приходили прямо к дому
    Указательный и средний,
    Безымянный, и последний
    Сам мизинчик-малышок
    Постучался о порог.

    10. Как говорят про осень? А еще можно сказать золотая осень. Что ещё может быть золотым?

    В тетради:

    На доске:

    Какие слова в первом столбике?

    Объяснение каждого словосочетания.

    11. А еще осенью часто идут дожди. Прочитайте тексты, впишите окончания. Какие изменения произошли после дождя? С помощью каких слов это передается? Что это за слова?

    Перед дождём.

    Холодн: ветер дует в лицо. Тяжёл: облака плывут над рекой. Доносятся сильн: раскаты грома. Улицы города сух: .

    После дождя.

    Тёпл: ветер дует в лицо. Лёгк: облака плывут над рекой. Доносятся слаб: раскаты грома. Улицы города мокр: .

    Какие улицы вы хотели бы видеть в нашем городе? Можете придумать свои слова или воспользоваться словами на доске.

    Солнечный, великолепный, безобразный, превосходный, отвратительный, замечательный, прекрасный, чистый, тихий, светлый, цветущий.

    12. В конце занятия давайте немного пошутим. Соберите стихотворение, разрезанное на строчки и ответьте на вопросы.

    Это верно или нет?
    Что как сажа чёрный снег?
    Сахар горький, уголь белый?
    Ну а трус, как заяц смелый?

    Цели урока:

    закрепление навыков определения рода, числа имени прилагательного в согласовании с именем существительным;

    развитие умений правильно изменять форму прилагательного (окончание) при согласовании с именем существительным.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Согласование имён прилагательных и существительных в числе и роде»

    Цели урока :

    закрепление навыков определения рода, числа имени прилагательного в согласовании с именем существительным;

    развитие умений правильно изменять форму прилагательного (окончание) при согласовании с именем существительным.

    Задачи урока:

    1. способствовать закреплению умения составлять словосочетания «прилагательное + существительное»;

    2. способствовать активизации, обогащению словаря;

    3. способствовать воспитанию познавательной активности к русскому языку как к учебному предмету, самоконтроля при выполнении письменных и устных заданий;

    4. развитие орфографической зоркости..

    Ход урока:

    I. Психологический настрой.

    Улыбкой ясная природа,

    Сквозь сон встречает утро года.

    Синея, блещут небеса

    Еще прозрачные леса,

    Как будто пухом зеленеют.

    Собирает нас звонок

    На замечательный урок!

    II. Актуализация опорных знаний.

    Какая сегодня погода? (Хорошая, солнечная, тёплая, безветренная.)

    Как мы скажем про сегодняшний день, если у него те же признаки? Какой сегодня день? (День тёплый, солнечный, безветренный.)

    Какое сегодня небо? (Безоблачное, чистое, голубое.)

    В какое время года бывает такая погода? (Весной.)

    Значит, погода какая? (Погода весенняя.)

    А как мы скажем про день? (День весенний.)

    Про небо? (Небо весеннее.)

    Про дни? (Дни весенние.)

    Слова какой части речи помогли нам точно и ярко описать сегодняшнюю погоду?

    Что вы знаете об имени существительном?

    А что вы знаете об имени прилагательном?

    Существительное обозначает предмет, а прилагательное признак предмета, то есть признак существительного. Мы с вами уже знаем, что эти две части речи тесно связаны между собой.

    Послушайте рассказ из книги «Веселая грамматика» (выступление ученика).

    В переводе с латыни «имя прилагательное» означает «нечто подкинутое», «прибавленное», «приложенное». Отвечают имена прилагательные на четыре вопроса: какой? какая? какое? какие? – в зависимости от того, какие имена существительные стоят рядом с ними.

    Каждый вопрос предназначен только для одного рода имени существительного. Имена прилагательные хитрые, они «прилаживаются», присоединяются, приспосабливаются к роду имени существительного. Род имени прилагательного определяют по роду имени существительного. Число тоже определяют по имени существительному.

    В.Волина.

    III. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

    Итак, имена прилагательные, как вы знаете, «прилаживаются», присоединяются, приспосабливаются к именам существительным. То есть, прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже. Называется эта особенность согласование.

    Кто поможет мне сформулировать тему урока?

    «Согласование имён прилагательных с именами существительными».

    Какие задачи мы поставим перед собой?

    Ребята, недавно ученики 2-го класса писали сочинение. Вот одно из них. Это сочинение мальчика.

    Как вы думаете, что сказал учитель мальчику?

    Почему вы так считаете?

    Верно, в сочинении допущены ошибки.

    А какие ошибки допустил мальчик?

    У мальчика ошибки в согласовании прилагательного с именем существительным.

    Чтобы исправить ошибки, допущенные в сочинении, надо знать, действовать. Нам нужен определённый алгоритм действий.

    IV. Открытие нового знания.

    Какие будут предложения? Что нужно сделать, чтобы правильно согласовать прилагательное с существительным? (Предположения детей)

    Вывод. Действуй по следующему алгоритму:

    определи род имени существительного;

    подбери соответствующий вопрос к имени прилагательному: мужской род – КАКОЙ?, женский род – КАКАЯ?, средний род – КАКОЕ?

    измени форму прилагательного в соответствии с вопросом.

    О б р а з е ц: солнце (яркий, яркая, яркое): солнце - ср.р. – КАКОЕ? –яркое; солнце - КАКОЕ? – жгучее, круглое, жёлтое.

    Таким образом, как нужно поступить, чтобы правильно написать окончания прилагательных?

    Это правило можно сформулировать в шутливой форме:

    Не хочешь оставаться с носом,

    Проверяй окончания вопросом.

    V. Первичное закрепление.

    Задание: используя алгоритм, подбери к существительному прилагательное.

    Погода... (дождливый, дождливая, дождливое).

    Дождь… (мелкий, мелкое, мелкая).

    Туча … (тёмный, тёмное, тёмная).

    Ветер... (холодный, холодная, холодное).

    Воздух … (свежий, свежее, свежая).

    Облако.. (белый, белое, белая).

    Солнце... (яркий, яркое, яркая).

    Настроение... (радостный, радостная, радостное).

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    А теперь внимание.

    Новое испытание.

    Вставьте окончания

    В этих словосочетаниях.

    В этих прилагательных «потерялось окончание». Вы должны вставить окончание.

    утренн ___ туман

    грибн ___ дождь

    долгожданн ___ телеграмма

    красн ___ карандаш

    зимн____ природа

    ночн_____ небо

    современн____ кино

    богат ____ урожай

    модн ____ блузка

    Проверьте свою работу.

    Кто легко справился с заданием?

    У кого возникли затруднениея? Какие?

    VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

    «Кто больше подберет слов-признаков к словам-предметам?»

    Поставь вопрос к этим словам.

    О б р а з е ц: березка - белоствольная, кудрявая, русская, молодая-какая?

    Погода... (солнечная, хорошая, дождливая, холодная, ясная).

    Дождь... (мелкий, холодный, моросящий, тёплый, проливной).

    Туча… (тёмная, низкая, чёрная, тяжёлая).

    Ветер... (холодный, теплый, пронизывающий, ласковый, сильный).

    Воздух… (свежий, горячий, морозный).

    Облако… (белое, белоснежное, голубое, лёгкое, воздушное).

    Солнце… (горячее, яркое, жгучее, жёлтое).

    Настроение... (хорошее, веселое, тревожное, радостное, плохое).

    VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

    Итак,мы провели борльшую работу по согласованию прилагательныз с существительными. Теперь мы можем помочь ученику 2-го класса.

    Помогите отредактировать сочинение мальчика.

    «Наступила весна. По небу плывёт белая облако. Светит яркая солнышко. Тает белое снег. Дует теплая ветер. Люди рады весне!»

    Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.

    Итак, ребята, над чем работали сегодня на уроке?

    Как согласуются имена прилагательные с именами существительными?

    (В роде, числе и падеже)

    Где можно применить новые знания?

    Что получилось хорошо?

    Над чем ещё надо поработать?


    Разделы: Логопедия

    Цель. Формировать умение согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам.

    Задачи.

    Коррекционно-образовательные:

    • учить правильно согласовывать имена существительные и имена прилагательные по родам и числам;
    • закреплять умение правильно определять имена существительные (слова-предметы) и имена прилагательные (слова–признаки);
    • закреплять умение определять первый звук в словах;
    • закреплять умение делить слова на слоги;
    • совершенствовать умение составлять предложения по заданной схеме;
    • совершенствовать технику чтения.

    Коррекционно-развивающие:

    • развивать фонематическое восприятие;
    • развивать звукослоговой анализ и синтез;
    • развивать слуховое и зрительное внимание;
    • развивать навыки словообразования;
    • расширять словарный запас;
    • развивать внимание, память, способность к переключению.

    Коррекционно-воспитательные:

    • создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу письма и чтения.
    • воспитывать организованность, самостоятельность и самоконтроль за речью;
    • воспитывать познавательный интерес.

    Оборудование.

    • Демонстрационный материал: домики (приложение 1), предметные картинки кукол и машин (приложение 2), предметные картинки (ежик, гриб), стрелка, два желтых треугольника (приложение 3), таблица (приложение 5), мяч.
    • Раздаточный материал: тетради, ручки, карандаши, распечатанные задания (приложение 4), предметные картинки (приложение 6).

    Ход занятия

    1. Организационный момент

    Упражнение “Подбери слово”.

    Логопед: “ Здравствуйте. Мы начинаем наше занятие. Займет свое место тот, кто назовёт слово, которое начинается с гласного звука”.

    Учащиеся называет слово и ответивший правильно ребенок занимает свое место.

    2. Повторение пройденного.

    Упражнение “Где слово живет?”

    Логопед раздает учащимся предметные карточки: арбуз, вишня, белка, сорока, крот, машина, матрешка, шарф, автобус. (Приложение 1).

    Логопед: “Определите сколько в слове слогов, и поместите карточку в соответствующий дом”.

    3. Сообщение темы занятия

    Логопед: “Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте определить какое из слов-предметов, которые есть на доске, я загадала”.

    1. Круглый, круглый
    Сладкий, сладкий
    С полосатой кожей гладкой,
    А разрежешь – посмотри:
    Красный, красный он внутри. (Арбуз)

    2. Была зеленой маленькой,
    Потом я стала аленькой.
    На солнце потемнела я,
    И вот теперь я спелая. (Вишня)

    3. Непоседа пестрая -
    Птица длиннохвостая,
    Птица говорливая,
    Самая болтливая. (Сорока)

    4. Зверька узнаем мы с тобой
    По двум простым приметам:
    Он в шубе серенькой зимой,
    А в рыжей шубке – летом. (Белка)

    Логопед: “Скажите, какие слова вам помогали понять, о каком предмете я говорю (Слова-признаки). Правильно. Сегодня мы будем учиться подбирать слова-признаки к словам-предметам”.

    4. Основная часть.

    1. Магазин “Игрушка”

    Логопед вывешивает на доске изображения кукол и машин. (Приложение 2)

    Логопед: “Представьте, что мы пошли в магазин игрушек и хотим купить себе игрушку (куклу или машину). Выберите, какую игрушку вы хотите купить и опишите ее, а “продавец” ее найдет и вам даст”.

    Логопед по очереди выбирает детей, кто играет роль продавца.

    2. Подбери предложение к схеме. (Приложение 3)

    Логопед размещает на доске изображения ежика и гриба.

    Логопед: “Скажите, как узнать, что изображено на картинках. (Задать вопрос: Это кто? Это что?).

    Составьте предложение, используя эти картинки, и поможет вам в этом еще одно слово. (Логопед показывает стрелку и ставит ее между картинками). Какое слово обозначает стрелка?” (Слово-действие).

    Учащиеся составляют предложения из 3 слов.

    Логопед выбирает одно из перечисленных предложений: “Давайте нарисуем схему этого предложения. Как мы обозначаем на схеме начало предложения? (Вертикальной чертой) Как обозначаем конец предложения?” (Ставим точку).

    Вызванный ребенок рисует схему предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.

    Логопед: “Сколько слов в предложении? (Три). А теперь я поставлю перед ежиком треугольник. Треугольник обозначает слово-признак. Давайте повторим наше предложение и добавим слово-признак, скажем какой ежик?”.

    Логопед: “Сколько теперь слов в нашем предложении? (Четыре). А теперь я поставлю еще один треугольник, но перед грибом. К какому слову надо добавить слово-признак?” (К слову “гриб”).

    Логопед выслушивает ответы детей и просит одного ребенка нарисовать схему получившегося предложения. Дети зарисовывают схему в своих тетрадях.

    Логопед: “Сколько теперь слов в нашем предложении? (Пять). Какие слова помогали нам увеличить количество слов в предложении? (Слова-признаки). Молодцы”.

    5. Физкультминутка. Посчитаем.

    Логопед предлагает учащимся встать в круг и посчитать каждый предмет до 5 предметов (большой мяч, белое облако, вкусная конфета). Учащиеся передают мяч и называют словосочетание с нужным числительным.

    6. Основная часть

    1. Соедини.

    Логопед раздает детям таблички со словами-признаками и предметными картинками. (Приложение 4)

    Логопед: “Давайте прочитаем слова-признаки и определим, о каком предмете они говорят”.

    Учащиеся подбирают к словам-признакам соответствующую предметную картинку и соединяют их линией.

    2. Признаки-противники.

    Логопед: “Я вам сейчас прочитаю стихотворение и прошу вас помочь мне подобрать не достающее слово-противник. Но это будет не простое слово-признак, я слово противоположное по смыслу.

    “Скажу я “высокий”, ответите - ... (низкий),

    “Далекий” скажу, вы ответите... (близкий),

    Скажу я “шершавый”, вы скажите “гладкий”,

    А “кислый” скажу, вы ответите... (сладкий).

    Логопед: Молодцы. А теперь я вам буду говорить словосочетания, а вы попробуйте подобрать противоположное значение слова-признака: новый дом, хорошая ягода, светлая комната, молодой человек, маленькая собака, жаркий день, добрый волшебник, молчаливый попугай, чистый снег, грустный клоун, длинная ленточка, узкая дорога”.

    3. Заполни таблицу.

    Логопед вывешивает на доске таблицу. (Приложение 5)

    Логопед: “Давайте заполним таблицу: я вам дам предметную картинку (Приложение 6), а вы найдите, где ее дом в таблице и поместите картинку в соответствующую ячейку. Обращайте внимание на два основных признака: цвет и форму предмета”.

    8. Итог занятия. Муха .

    Логопед: “Скажите, какие слова вы сегодня учились подбирать. С нами хочет поиграть муха. Я вам буду говорить, куда полетела муха, а вы скажете на какой предмет она села. Муха начинает свой полет с мяча. Муха полетела на 2 клетки вправо и на 3 клетки вверх. На какой предмет села муха? (На елку). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Муха летите дальше. Муха перелетела на 1 клетку влево и 2 клетки вниз. На какой предмет села муза? (На цветок). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Муха перелетает на 1 клетку вверх, на 1 клетку влево и на 1 клетку вверх. На какой предмет села муха? (На дерево). Найдите такой предмет в классе и возьмите карточку с буквой. Из полученных букв соберите слово. Какое слово получилось? (Ура). Молодцы”.

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

    Логопед: “Что нового вы узнали на занятии?

    Что понравилось на занятии?

    Вы сегодня хорошо занимались”.

    Загрузка...