decorininterior.ru

Дательный падеж. Падежи имен существительных

Для связи с другими словами существительные изменяются по падежам.

В русском языке шесть падежей, каждый падеж отвечает на определённый вопрос:

Все падежи, кроме именительного, называются косвенными . Именительный падеж называется прямым . Существительные в именительном падеже являются в предложении подлежащими, а в косвенных падежах - второстепенными членами.

Чтобы узнать падеж существительного, надо найти слово, от которого оно зависит, и поставить от этого слова вопрос к существительному.

Предлоги падежей в русском языке

Вместе с падежными окончаниями для связи имён существительных с другими словами употребляются предлоги. Предложный падеж употребляется только с предлогами, например:

говорил о доме, живёт в доме

Остальные косвенные падежи употребляются как с предлогами, так и без них, например:

нет леса, остановился у леса - родительный падеж

подарить маме, идти к маме - дательный падеж

Именительный падеж употребляется всегда без предлогов.

Предлоги родительного падежа

Предлоги, употребляемые с существительными в родительном падеже:

у, от, до, из, с, без, около, вокруг, для .

Имя существительное в родительном падеже со словом нет обозначает отсутствие предмета: нет (чего?) чая, нет (кого?) слона.

Имена существительные в родительном падеже часто употребляются с предлогами у, от, из , для обозначения места, и отвечают на вопросы где? откуда? :

(где?) у озера, (откуда?) из шкафа.

Имена существительные в родительном падеже часто обозначают лицо или предмет, которому что-либо принадлежит, например:

праздник (кого?) сестры, дверь (чего?) шкафа.

Предлоги дательного падежа

Предлоги, употребляемые с существительными в дательном падеже

к, по .

Имя существительное в дательном падеже обозначает предмет, для которого совершается действие:

рассказал (кому?) другу, вернул (кому?) маме .

Имя существительное в дательном падеже часто употребляется с предлогом к для обозначения предмета, к которому направлено действие:

едет (куда? или к чему?) к морю .

Предлоги винительного падежа

Предлоги, употребляемые с существительными в винительном падеже:

в, на, за, под, через .

Имя существительное в винительном падеже является второстепенным членом предложения и чаще всего обозначает предмет, на который переходит действие. С предлогами в и на идёт указание, куда направлено действие. К таким существительным можно поставить вопрос куда? Например:

пошли (куда? во что?) в класс

пришли (куда? на что?) на кухню

Предлоги творительного падежа

Предлоги, употребляемые с существительными в творительном падеже:

за, на, под, перед, с .

Имя существительное в творительном падеже является второстепенным членом и обозначает предмет (орудие), которым производится действие. Они часто употребляются с предлогами над и под для обозначения места и отвечает на вопрос где? Например:

летит (где?) над океаном

висит (где?) под деревом

Предлоги предложного падежа

Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогами (никогда не употребляются без предлогов). Предлоги, употребляемые с существительными в предложном падеже:

о, об, в, во, на, при .

Имя существительное в предложном падеже с предлогом о обозначает лицо или предмет, о котором что-либо рассказывают:

сказал (о ком?) о маме .

рассказал (о чём?) о мечте .

Имя существительное с предлогом на или в стоит в предложном падеже, если обозначает место действия и отвечает на вопрос где? Если имя существительное с предлогом на или в обозначает место направления действия и отвечает на вопрос куда? , то оно стоит в винительном падеже:

гуляет (где?) в парке - предложный падеж

идёт (куда?) в парк - винительный падеж

Что такое падеж, сколько падежей существует в русском языке и как правильно определить падеж у имён существительных? На эти и многие другие вопросы вы найдёте ответы в статье. Мы расскажем об особенностях склонения существительных по падежам, приведём наглядные примеры, научим определять падежную форму не только у склоняемых, но и у несклоняемых форм слов.

Что такое падеж существительных?

Падеж существительных в русском языке – это морфологический признак, обозначающий грамматическое отношение существительных к другим словам в словосочетаниях и предложениях. Падеж выражается системой противопоставляемых друг другу рядов форм существительных и является словоизменительным признаком.

Склонение существительных по падежам изучается в 4 классе.

Склонение существительных по падежам

В русском языке существует шесть падежей – один прямой (именительный) и пять косвенных. Изменение имен существительных по падежам осуществляется с помощью системы падежных окончаний (флексий).

Примеры падежей существительных в таблице :

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Падеж Вопросы к падежам Примеры существительных
Ед. число Мн. число
Именительный Кто? Что? Приятель , ветка , озеро Приятели , ветки , озера
Родительный Кого? Чего? Приятеля , ветки , озера Приятелей , веток, озер
Дательный Кому? Чему? Приятелю , ветке , озеру Приятелям , веткам , озерам
Винительный Кого? Что? Приятеля , ветку , озеро Приятелей , ветки , озера
Творительный Кем? Чем? Приятелем , веткой , озером Приятелями , ветками , озерами
Предложный О ком? О чем? О приятеле , о ветке , об озере О приятелях , о ветках , об озерах

Несклоняемые существительные не имеют падежных форм. У таких слов падежная принадлежность выражается не грамматически (через окончания), а синтаксически (через слова, с которыми они согласуются).

Примеры: новое пальто (И.п), мечтать о пальто (П. п), пришить пуговицу к пальто (Д. п.).

Как определить падеж у существительного?

Определить падеж существительного можно несколькими способами.

Ох уж это склонение... При изучении имени существительного именно эта тема заставляет как следует поломать голову, чтобы запомнить все безударные окончания во всевозможных падежах и числах. Как определить склонение имен существительных? Таблица и примеры облегчат задачу! Попробуем разобраться и стать еще чуточку грамотнее!

Что такое склонение?

Склонение имени существительного (таблица примеров приведена в тексте) - это изменение падежа слова и его числа. Рассмотрим примеры в таблице.

Таблица склонений имен существительных по падежам показывает, что все имена существительные распределены на группы в зависимости от того, какие окончания они приобретают в форме того или иного падежа. Соответственно, все слова, относящиеся к одному слонению, будут иметь одинаковый набор окончаний. Умея определять склонение, можно избежать ошибок в написании окончаний существительных в слабой позиции, иными словами - не под ударением.

Сколько склонений может быть у существительного?

Таблица склонений имен существительных по падежам, приведенная в предыдущем разделе, показала, что у любых слов одного и того же склонения в форме одного и того же падежа будут одинаковые окончания. В ней представлены три самых распространенных типа склонения нашего языка. Но ведь он, как известно, очень богат, и простых правил в нем не существует. Помимо трех представленных есть и другие типы склонений.

Итак, какие же типы склонений существуют? Самые распространенные - это первое, второе и третье склонение.

Отдельную группу составляют слова, которые оканчиваются на -ие : намерение, преступление, согласование и т. д.

Следующая группа - слова, оканчивающиеся на -ия : мания, Наталия, талия, сессия, комиссия и др.

Есть немногочисленная группа слов, оканчивающихся на -мя , которые тоже склоняются определенным образом: время, племя и др. Такие слова называются разносклоняемыми существительными (им будет посвящен отдельный пункт статьи). Разносклоняемыми считаются также такие слова, как путь и дитя.

И наконец, есть и такие слова, которые не могут изменяться ни по падежам, ни по числам, и во всех формах "выглядят" одинаково. Это несклоняемые, или неизменяемые, имена существительные: кенгуру, киви и другие.

Для чего нужно уметь определять склонение?

Как определить склонение имени существительного, таблица расскажет нам чуть позже. Но очень часто звучит вопрос о том, для чего это делать? Зачем запоминать все эти падежи, окончания, множество "особенных" слов, которые нужно запомнить? А вот для чего. Возьмем для примера слово "тропинка": Я иду по тропинкИ, или я иду по тропинкЕ ? Как быть? Какую букву выбрать? А вот еще одно слово: "зима". Оно тоже женского рода с окончанием -а-. Ставим в тот же падеж: (кому? чему?) - зимЕ . А мы ведь уже знаем, что все слова одного склонения приобретают при изменении одинаковые окончание. Значит, нужно писать так: я иду по (кому? чему) тропинкЕ . Вопрос решен!

Как же определить склонение имени существительного? Таблица и примеры в следующих пунктах помогут не ошибиться в этом довольно простом вопросе!

Существительные 1 склонения

Это слова женского и мужского рода, у которых в начальной форме есть окончания или (напомним, что начальная форма для имени существительного - это именительный падеж и единственное число).

Слов женского рода с такими окончаниями в русском языке очень много: мама, Маша, пижама, квартира, работа, дочка и многие, многие другие. Слов мужского рода поменьше, но они есть и очень распространены: папа, дедушка, Вася, Петя и другие мужские имена.

Таблица имен существительных 1 склонения сравнит слова с ударным и безударным окончанием, чтобы показать, что у всех слов данного склонения падежные окончания будут аналогичными.

Существительные 2 склонения

Это слова мужского рода, имеющие (оно не выражено буквой в именительном падеже, но "появляется" в других формах) и среднего рода с окончаниями -о, -е: плот, конь, озеро, море, поле и др. Таблица имен существительных 2 склонения покажет, какие окончания приобретают слова при изменении по падежам.

Как видим, в винительном падеже имеют разные окончания. А затруднения может вызвать лишь форм предложного падежа с безударным окончанием, поэтому следует запомнить, что в этой форме нужно писать -е .

Существительные 3 склонения

Это слова женского рода, имеющие нулевое окончание. Все они оканчиваются на мягкий знак: мышь, брошь, область, страсть и так далее. Посмотрим, какие окончания приобретают эти слова в разных формах.

Очень легко запомнить: в формах родительного, дательного и предложного падежей такие слова приобретают окончание -и .

Существительные на -ие, -ия

Слово "стремление" - среднего рода, но нельзя относить его ко 2 склонению; слово "мантия" - женского рода, но не изменяется, как слова 1 склонения. Таблица склонений имен существительных по падежам покажет разницу в окончаниях.

Как видно из таблицы, слова на -ие отличаются от слов 2 склонения лишь в предложном падеже, а слова на -ия от слов 1 склонения - в дательном и предложном.

Следует запомнить, что слова, оканчивающиеся на -ья , во всех формах ведут себя как слова 1 склонения. Поэтому, например, формы одного имени Наталья и Наталия будут склоняться по-разному: (дать) Наталье, Наталии, (говорить) о Наталье, о Наталии.

Таблица окончаний склонений имен существительных

Обобщим сказанное таблицей падежных окончаний слов, относящихся к разным склонениям.

Падеж -1 скл- -2 скл- -3 скл- -ие -ия
И.п.

лапа, пуля

__ -о, -е

дом, блюдо

Р.п.

лапы, пули

дома, блюда

Д.п.

лапе, пуле

дому, блюду

В.п.

лапу, пулю

__ -о/-е

дом, блюдо

Т.п.

-ой/-ей

лапой, пулей

-ом/-ем

домом, блюдом

величием

П.п.

о лапе, о пуле

о доме, о блюде

о величии

Будем надеяться, что ни у кого не вызовет затруднения выбор нужного окончания и определение склонения имен существительных в русском языке. Таблица очень подробно все объяснила.

Следует отметить, что -ие и -ия нельзя выделять как отдельную морфему, окончание. В данном случае, это просто буквы, на которые слово оканчивается. таких слов - тема другой статьи.

Склонение имен существительных во множественном числе (таблица здесь, в общем-то, без надобности) очень редко вызывает затруднения, так как буквы в основном отчетливо слышны. В дательном, творительном и предложном падежах во множественном числе у всех трех склонений окончания будут одинаковыми. Предлагаем самостоятельно просклонять любые слова во множественном числе и убедиться в этом.

Разносклоняемые существительные

Разносклоняемых слов среди существительных русского языка немного. Почему они разносклоняемые? Потому что их нельзя отнести к какому-то одному склонению, в разных падежах они "ведут себя" по-разному. Это слова, оканчивающиеся на -мя (их всего около десяти), слова "путь" и "дитя". Посмотрим на особенности склонения имен сущетвительных в русском языке (таблица) - тех слов, которые считаются разносклоняемыми.

И.п. стремя путь дитя
Р.п. стрем-ен-и пут-и дит-ят-и
Д.п. стрем-ен-и пут-и дит-ят-и
В.п. стремя путь дитя
Т.п. стрем-ен-ем пут-ем дит-ят-ею
П.п. о стрем-ен-и о пут-и о дит-ят-и

Как видим, слово "дитя" склоняется совершенно особым образом. Слово "путь" в родительном, дательном и предложном падежах "ведет себя", как слово 3 склонения, а в творительном - как слово 2 склонения. Ну а слова, оканчивающиеся на -мя , в косвенных падежах приобретают суффикс -ен -.

Эти слова нужно запомнить, чтобы не ошибиться в выборе нужного окончания.

Несклоняемые слова

В основном это заимствованные слова - пришедшие из других языков. Они могут обозначать названия животных, растений, блюд, а также имена или фамилии людей, наименования предметов. Придя в наш язык, такие слова сохранили особенность не менять свою форму, попадая в предложение. В какой бы падеж или число ни нужно было ставить такое слово, звучать оно будет одинаково.

  • Налей мне кофе - восхищаюсь утренним кофе - говорим о кофе.
  • Это мой какаду - у меня нет какаду - дай корм какаду - помнишь о какаду.
  • Роман Дюма - посвящено Дюма - пишет о Дюма.

Склонять такие слова в предложении неправильно и безграмотно. Всем известна фраза-шутка "Сижу в кине на первом ряде с попироской в зубе". Не будем же уподобляться герою этой шутки! Склоняемые слова нужно употреблять правильно, а несклоняемые и вовсе изменять не нужно.

Подведем итоги

Определение склонения имен существительных (таблица выше) - совсем не сложный процесс, который поможет избежать ошибок при письме. Попробуем обобщить все вышесказанное.

Основных склонений в русском языке три, но есть еще особые слова, оканчивающиеся на -ия и -ие, и несколько разносклоняемых слов. Слова распределяются в три основные группы в зависимости от рода и окончания в именительном падеже.

Все слова одного склонения в имеют аналогичные окончания. Их можно выучить, чтобы не ошибаться. А можно поступать по-другому: вместо слова с безударным окончанием подставлять любое слово такого же склонения, но у которого ударение падает на окончание. Буква в окончании у этих слов будет одной и той же!

Слова на -ия и -ие не входят в три основные группы, потому что изменяются по падежам и числам особым образом, и их нужно запомнить.

Также следует запомнить и небольшую группу разносклоняемых слов. Их набор окончаний не совпадает ни с одним из вышеперечисленных склонений, поэтому они и требуют особого внимания.

Ну и наконец несклоняемые слова: они не изменяются, в каком бы контексте ни употреблялись. Склонять в предложении такие слова, как кино, пальто, кофе, портмоне, кенгуру, - признак низкой грамотности и общей культуры.

Надеемся, что статья оказалась полезной и помогла разобраться в такой непростой теме, как склонение имени существительного. Таблица и примеры были понятными, а потому выбор правильного окончания теперь не составит труда.

Будьте грамотными!

В разных странах мира существую разные языки. Для понимания людьми определенного языка существуют различные методы. Например, в русском – имеются падежи. В других языках, в которых отсутствует это понятие существуют различная расстановка слов, предлоги и прочие методы связи слов в предложения и наделение их смыслом. В нашем родном языке существуют такие падежи, как творительный, именительный, дательный, предложный, родительный и винительный. Изменение падежа у какой-либо речевой части называется ее склонением, которое выражается в окончании слова.

Вопросы дательного падежа.

Более детально рассмотрим дательный падеж. Дательный падеж отвечает на вопросы вопросы «Кому?», «Чему?» , в дополнение к этим вопросам выступает такое слово, как «дать».

Например, дать «Кому?», «Чему» - человеку, лестнице.

«К доске был вызван отвечать ученик Иванов». Существительное «доска» в данном предложении находится в дательном падеже и в единственном числе.

«К школьным доскам прилагался специальный мел». В этом примере то же самое существительное находится в дательном падеже, но уже во множественном числе.

Окончания и предлоги дательного падежа.

Далее поговорим об окончаниях. Как уже указывалось выше, при изменении падежа у любого слова меняется его окончание. В дательном падеже у существительных первого склонения будет окончание «Е» (стене, доске), второго склонения – окончание «У» (полену, кондиционеру) и третьему склонению достанется окончание «И» (грязи).

Для красивой связки слов в предложении используются предлоги. С существительными, находящимися в дательном падеже применяют предлоги «К» и «По».

« По мосту шел человек, наслаждаясь волшебной красотой реки», «К очередной дате мы начинали готовить мероприятия».

Тема: «Изменение имён существительных по падежам».

подготовила

учитель начальных классов

Смирнова Жанна Николаевна

Тема урока: «Изменение имен существительных по падежам»

Тип урока: урок формирования новых знаний

Цель урока – познакомить учащихся с изменением имен существительных по падежам.

Для достижения цели урока мною были поставлены следующие задачи:

1. Предметные:

Формировать первоначальное представление об изменении имён существительных по падежам

Познакомить с именительным падежом

Систематизировать знания об именах существительных

Обобщить знания о форме слова

Развивать орфографическую зоркость, речь, память, мышление

Познавательные УУД:

Формировать потребность к новым знаниям через столкновение с проблемой

Формировать умения на основе анализа объектов делать выводы

Формировать умение находить ответы на вопросы

Формировать умение обобщать и классифицировать по признакам

Регулятивные УУД:

Формировать способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою деятельность

Формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом задачника

Коммуникативные УУД:

Работать в сотрудничестве с учителем, в паре

Уметь правильно оформлять свои мысли в устной форме

Уметь слушать и понимать речь других

3. Личностные УУД:

Формировать способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание нового материала

Формировать познавательную активность, творческие способности учащихся

Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения

Ход урока

Организационный момент (2 мин.)

Урок русского языка. (Слайд 1)

Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, познавательным, увлекательным)

Я предлагаю вам два варианта работы на уроке.

Прочитайте про себя. (Слайд 2)

Спустя рукава.

Не покладая рук.

Прочитайте вслух.

Какой из них вы выберите? Почему? («Не покладая рук» - усердно, старательно)

Как называются такие интересные выражения? (Фразеологизмы)

Запишите в тетрадях число, классная работа. Итак, за работу.

Повторение пройденного материала. (10 мин.)

    Аимяасуёщесатвиётеальноеё (карточки у каждого ученика)

Какую часть речи мы сегодня продолжим исследовать? Вы мне скажите сами, зачеркнув буквы А и Ё на карточках.

Секреты какой части речи мы продолжим открывать? (Имени существительного)

Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном? (Имя существительное - это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? и что? Обозначает предмет. Имеет постоянные признаки: бывает одушевленным и неодушевлённым; собственным и нарицательным; женского, мужского и среднего рода. Имеет непостоянные признаки: число - единственное и множественное.)

Молодцы!

2. Словарно - орфографическая работа.

Прочитайте слова про себя.

Прочитайте вслух. Слайд 3.

моро.

б. гаж

тра. вай

п. тух

зай. .та

лес? ница

п. сок

со? нце

Ил? я

ван? а

яг. да

Все ли слова понятны?

Объясните лексическое значение слова «багаж». Где можно узнать значение этого слова? толковом словаре)

Багаж – вещи, груз пассажиров, упакованные для отправки, перевозки.

(Груз, вещи, поклажа)

Можно ли слова, записанные на слайде, отнести к именам существительным? Докажите. (Отвечают на вопрос Кто? Что? и обозначают предметы)

На какие группы вы бы разделили эти слова?

Обоснуйте, почему вы сделали такой выбор? (По признакам: собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые, мн. число и ед. число, м.р. , ср.р. и ж.р.) Приведите примеры.

А по орфограммам можно? Обоснуйте свой ответ. (Безударные гласные проверяемые и непроверяемые; парные согласные, разделительный мягкий знак, двойная согласная, непроизносимые согласные, гласная после шипящих).

Приведите примеры.

Запишите пропущенные буквы по порядку в строчку.

Я буду показывать указкой.

Слайд 4.

Проверка

Оцените себя, использую сигнальные кружочки: зелёный - хорошо усвоил пройденный материал, написал без ошибок; синий – изученный материал требует повтора, 1-2 ошибки; красный – испытывал трудности, допустил больше 2 ошибок.

Поднимите руку те, кто поставил зелёный кружок? Молодцы!

Кто поставил синий кружок? Что нужно повторить?

Кто поставил красный кружок? Вам на уроке надо быть особенно внимательными.

Соедините эти буквы по порядку.

Какое слово у вас получилось? (Замечательно)

Слайд5

Замечательно

Подберите синонимы к этому слову. (Отлично, хорошо, здорово)

Это и будет моей оценкой вашей предыдущей работы.

Физминутка (1 мин.)

Работа над новым материалом . (20 мин.)

    Постановка учебной задачи.

Прочитайте тему урока. Слайд 6

Изменение имён существительных по …

Как можно продолжить это предложение? (… по числам)

Измените слово «багаж» по числам. (Багаж

багажи

Какая часть слова изменилась? (Окончание)

А что осталось неизменным? (Основа)

Ученик на доске выделяет основу и окончание.

Как называются такие изменения? (Форма слова).

А можно ли по-другому закончить предложение?

Изменение существительных по…

Затрудняетесь? У нас возникла проблема, которую необходимо разрешить.

Какую учебную задачу мы с вами поставим на урок? (Узнать, как ещё изменяются имена существительные .) (Слайд 7)

Проведём исследование. Для этого попробуем спуститься по лесенке со ступеньки на ступеньку, по таинственным следам и возможно откроем новые знания. (Слайд 8)

    Открытие детьми нового знания.

а) работа в тетради-задачнике

А поможет нам в этом наш задачник. Откройте с. 50 упр. 190

Прочитайте задание. (В предложение нужно вписать слово «сестра». Реши, оставишь ли слово в начальной форме или будешь его изменять?)

Посоветуйтесь друг с другом. (Работа в паре.)

К какому же решению вы пришли? Обоснуйте свой ответ. (Будем изменять, т. к. не будет связи слов в предложении.)

Давайте понаблюдаем за существительным «сестра». Назовите орфограмму.

Попробуйте самостоятельно вставить слово «сестра « в предложения.

Самостоятельная работа .

Проверка работы

Какие предложения у вас получились? Прочитайте. (1) Пришла сестра. 2) Сестры нет дома. 3) Сестре дали задание. 4) Я вижу сестру. 5) Я горжусь сестрой. 6) Я много рассказываю о сестре.)

Сколько раз изменялось слово «сестра»? (6 раз)

Что вам пришлось изменять у существительного «сестра»? (Окончание)

Интересно, что заставило слово изменяться?

Затрудняетесь ответить.

Посмотрите на лесенку. Может быть она вам подскажет ответ на вопрос? (Слайд 8)

Давайте проверим, как командуют вопросы. Изменим существительное « сестра» по вопросам устно. Какие вопросы вы выберите?

Почему мы поставили вопрос кто? (Слово «сестра - одушевлённое)

б) работа в рабочей тетради.

Изменим слово «сестра» по вопросам,выделим окончания и отметьте орфограмму

Пишем в столбик. Ученик у доски, остальные пишут в тетради.

кто? сестра

кого? сестры

кому? сестре

кого? сестру

кем? сестрой

о ком? о сестре

Это родственные слова или форма одного и того же слова? (Форма слова, так как меняется только окончание.)

А почему у них разные окончания? (Разные вопросы)

А теперь понаблюдаем за поведением другого слова: река из упражнения 191. Выполните самостоятельно.

Самостоятельная работа.

Проверка работы

Прочитайте предложения, которые у вас получились. (1) У нас есть река. 2) А у нас нет реки. 3) Реке дали название. 4) Мы увидели реку. 5) Мы любуемся рекой. 6) Хорошо купаться в реке.)

Сколько раз изменялось слово «река»? (6 раз)

Что вам пришлось изменять у существительного?

Что заставило слово «река» изменяться?

Измените слово по вопросам устно.

Почему вы выбрали вопрос «что»?

Поставьте вопросы к слову и записывайте формы, выделяя окончания. Отметьте орфограмму в слове «река».

Пишем в столбик. Учащийся у доски, остальные пишут в тетради.

что? река

чего? реки

чему? реке

что? реку

чем? рекой

о чём? о реке

Сколько раз изменяли форму слова? (6 раз)

Изменяли ли мы слова по родам?

Изменяли ли мы слова по числам?

Значит, это какая - то новая форма изменения имени существительных

Вариантов может быть много, но верный лишь один.

Где вы можете узнать правильный ответ? (Спросить у учителя, прочитать в учебнике)

в) Ознакомление с выводами авторов учебника.

Воспользуйтесь информацией в учебнике стр. 77 (1 правило)

Про себя

Вслух

Как же называется изменение существительных по команде вопросов?

(Изменением по падежам)

Вспомните, какую учебную задачу мы ставили в начале урока?

(Узнать, как ещё изменяются имена существительные)

Как бы вы теперь продолжили это предложение? (Слайд 9)

Изменение имён существительных по падежам

В русском языке изменение по падежам ещё по - другому называется

склонением.

Что можно склонить в жизни? (голову, веточки деревьев).

А в русском языке склоняем имена существительные.

Что вы ещё узнали о слове «падеж»? (Произошло от греческого слова со значением падать)

Объясните, по какой причине я сравнивала «ступеньки» с изменениями существительного?

(Изменяясь, имя существительное как бы падает со ступеньки на ступеньку.)

Сколько пар вопросов – командиров?(6)

Падеж- хозяин вопроса.

Хочу вам сказать, что каждая пара вопросов, т.е. каждый падеж имеет своё название.

С одним падежом вы хорошо знакомы. Вы удивлены? Но это так, ведь во всех словарях слова стоят в начальной форме.

Что является начальной формой существительного? (Это форма единственного числа, которая отвечает на вопросы кто? или что? При ней никогда не бывает предлогов)

Это и есть слово в Именительном падеже . (Слайд 10)

Давайте проверим, так ли это.

Прочитаем сообщение на стр. 77.

Почему именительный падеж самый главный? Почему он первый?

(Он даёт имя предмету, именует его. Требуя ответа на вопросы: это кто? это что?

Является начальной формой.)

У каждого падежа есть слово- помощник. У именительного - это слово «есть».

На письме названия падежей принято обозначать сокращённо: заглавная и строчная буквы.

Закрепление изученного материала . (6 мин.)

1.Вернёмся к «лесенке». 1 ступеньку обозначим И.п.

Какие вопросы нам подскажут форму именительного падежа? (Кто? Что?)

Откройте тетради. Назовите предложения, в которых слова «сестра» и «река» стоят в именительном падеже. Над этими словами отметьте сокращённо падеж.

2.Самостоятельная работа.

На доске запись:

Пошёл на рыбалку, улетают птицы, петь песню.

Найдите словосочетания с существительным в именительном падеже. Напишите сокращённо И. п.

Проверка.

Подведение итогов урока. (2 мин.)

Что нового узнали об имени существительном?

Сколько падежей в русском языке?

Как называется первый самый главный падеж?

А вам бы хотелось узнать название остальных падежей?

Об этом мы узнаем на следующем уроке.

Домашнее задание. (1 мин.)

Дома обязательно расскажите своим родителям о том, что нового узнали сегодня на уроке. Как вы думаете, они помнят падежи?

Вам интересно знать, сколько падежей в других языках? Тогда вам задание - узнать это.

Рефлексия . (3 мин.)

Вы много сегодня поработали. Выскажите своё впечатление об уроке, начиная с любой из фраз:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Спасибо за урок!

Загрузка...