decorininterior.ru

Тезисы нравственно ориентированной политики. Общее дело

Наверняка многие читатели сталкивались с ситуацией, когда какой-либо автор предлагал ознакомиться с тезисом своего выступления (доклада), дабы читатель мог составить своё мнение о предлагаемых автором идеях. Более того, некоторые из нас в полемике не раз встречались с формулировкой «доказать тезис» или «опровергнуть тезис», подчас не до конца понимая, что такое тезис, для чего он используется, каковы особенности его применения. В данном материале я расскажу, что это такое тезис, как сформулировать и написать тезисы для какого-либо материала, а также на что следует обратить особое внимание при работе с ним.

Термин «тезис» (греческое θέσις – от τίθημι – я кладу, ставлю) используется в довольно разных областях человеческой деятельности. Мы можем встретить «тезис» в музыке, где под ним понимается ударная часть такта, в литературе, где тезис обозначает не несущую ритмического ударения часть стопы, или в лингвистике, где используются тезисы глагольного и номинального строя.

Тем не менее, при всей дифференциации применения данного слова, наиболее понятно, что такое термин «тезис» в двух основных интерпретациях:

  1. Как сформулированные и кратко изложенные основные положения статьи, доклада, научной работы и др. (напр., «тезисы статьи»);
  2. Как положение (умозаключение), которое необходимо доказать.

Рассмотрим каждую из перечисленных интерпретаций попристальнее.

Определение 1: Тезис — это квинтэссенция вашего материала

Те читатели, кто не понаслышке знаком с научной деятельностью, наверняка встречались с изложением какого-либо научного материала в виде тезисов. Такие тезисы представляли собой лапидарные, довольно сжатые формулировки, в которых автором излагаются основные положения своей концепции (теории).

Совокупность таких тезисов (обычно небольших по общему объёму) также может являться базисом при создании объёмного лекционного материала, они печатаются в различных сборниках по материалам научных конференций и так далее.

Тезисы по материалам одной из таких конференций

Определение 2: Тезис – это логическое заключение, требующее доказательств

Вторая часть интерпретации данного термина отсылает нас к формальной логике, где под тезисом понимается положение, которое необходимо или подтвердить или опровергнуть. В большинстве случаев такое «положение-тезис» имеет довольно шаткий характер, и человек, сформулировавший тезис, вынужден с помощью аргументов защищать свой тезис от других полемистов, желающих опровергнуть заявленный тезис.

При этом часто в противовес тезису часто формируется «антитезис», содержащий противоположное (или качественно-иное) понимание сути вопроса относительно первоначального тезиса.

Как формулировать тезис?

После того, как мы разобрались, что значит тезис и для чего он необходим, давайте рассмотрим особенности формулировок и того и другого вариантов тезиса.

Формулировка тезисов какого-либо материала

При создании тезисов какого-либо материала следует прежде всего определиться, будут ли тезисы создаваться на основании уже имеющегося материала, или им предстоит стать «концептуальным каркасом» для создания такого материала в будущем.

Если у нас материал уже есть:

  • Если мы имеем дело с уже готовой работой, к которой необходимо написать тезисы, то рекомендуется перечитать всю работу, и выделить в ней наиболее важные структурные элементы;
  • Из каждого такого куска необходимо вычленить наиболее важные идеи, и оформить их в виде законченной чёткой мысли (это и будут наши тезисы);
  • Совокупность таких тезисов должна логично сочетаться друг с другом, отражая общую структуру базового текста;
  • Результатом вашего труда станет небольшой материал (статья), содержащая логическую последовательность основных идей проанализированного вами материала. Знакомство с данными тезисами должно дать читателю возможность уяснить общую концепцию базового материала, его основные мысли, структуру и так далее.

К примеру, научные тезисы обычно содержат тему работы, данные об авторе, краткое введение по теме. Рассматривается изученность данной темы, её проблематика, описываются цели и задачи работы, объект и субъект данного исследования, используемые в работе методы и принципы и др. Также информацию по основных этапах работы, заключение, список используемых при написании работы источников, графики и схемы (при необходимости).

Если материал только нужно создать:

Если же ваши тезисы являются прообразом будущего материала, то необходимо определиться с основными идеями материала, и изложить их в тезисах, соблюдая потенциальную структуру будущей работы, её характерные особенности, при необходимости задействовать примеры, подтверждающие ваши утверждения и так далее.

Формулировка тезиса-умозаключения

Если же мы имеем дело с созданием логического тезиса, то при его формулировке важно обратить внимание на следующее:

  • Тезис не должен иметь черты постулата (то есть НЕ приниматься как очевидный факт, без доказательств). Обычно тезис необходимо доказывать, что открывает богатые возможности для аргументации и различных форм словесной эквилибристики;
  • Тезис должен иметь ригидную форму (т.е. не должен изменяться во время процедуры его доказательства или опровержения). Смена сути тезиса во время процедуры его доказательства ведёт к целому сонму логических ошибок уровня «strawman fallacy», «ignoratio elenchi» и другим;
  • Тезис должен быть чётко сформулирован. Необходимо избегать двусмысленности тезиса, слишком общих формулировок, а также «растекания мысли по древу», вследствие чего определение основной мысли тезиса может быть затруднено. Обычно в качестве тезиса используется предложение утвердительной или отрицательной формы;
  • При формулировке тезиса учитывайте аудиторию людей, перед которыми вам придётся защищать ваш тезис. Постарайтесь учесть характерные особенности данной аудитории, и формулировать тезис релевантный её специфике.

Заключение

Что это тезис? Как мы можем видеть, смысловая нагрузка слова «тезис» довольно различна, дифференцируясь от специфики применения в различных областях знаний. Наиболее употребляемыми формами данного термина является «компендиум» (краткое изложение основных мыслей, содержащихся в материале) а также форма тезиса как логического заключения, нуждающегося в доказательствах. Для корректной формулировки тезисов рекомендую использовать изложенные выше советы, они помогут вам в создании правильных вариантов тезисов для их дальнейшего использования.


Что же такое общее дело? Думаю, общее дело – это работа, выполняемая командой, которая стремится к хорошему результату. Если эта работа выполняется согласованно и дружно, то такой результат обязательно будет обеспечен.

Приведем из текста пример, который послужит аргументом, подтверждающим данное мною определение. Ребятам в рассказе хотелось чего-то нового, и они решили устроить в заброшенной столовой собственный театр: договорились об этом с управдомом, собрали команду и начали строительство сцены для театра. Они упорно работали и уложились в короткие сроки, потому что их работа была дружной и слаженной. Это и есть общее дело, ведь все трудились как один – никто не спорил и не выступал главным – а ведь это главные факторы, ведущие к провалу общей работы.

Приведем еще один аргумент, доказывающий, что общее дело ведет к блестящему результату, если проводится сообща.

Во времена СССР мы выиграли вторую мировую войну, хотя эта победа далась нам нелегко и стоила очень больших потерь. Мы боролись за свободу и независимость, чтобы над головами всегда светило солнце, а люди вокруг жили в мире и согласии. И мы добились этого благодаря дружной работе и общей цели. Это ли не самое великое общее дело, за которое мы когда-либо брались?

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что общее дело приводит к желаемому результату лишь тогда, когда команда работает слаженно и дружно.

Обновлено: 2017-05-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Что такое красота? Правда, не всегда, у людей разные вкусы, разные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (Юрий Нагибин, ЕГЭ 2016)

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .

Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Что же такое общее дело? Думаю, общее дело – это работа, выполняемая командой, которая стремится к хорошему результату. Если эта работа выполняется согласованно и дружно, то такой результат обязательно будет обеспечен.

Приведем из текста пример, который послужит аргументом, подтверждающим данное мною определение. Ребятам в рассказе хотелось чего-то нового, и они решили устроить в заброшенной столовой собственный театр: договорились об этом с управдомом, собрали команду и начали строительство сцены для театра.

Они упорно работали и уложились в короткие сроки, потому что их работа была дружной и слаженной. Это и есть общее дело, ведь все трудились как один – никто не спорил и не выступал главным – а ведь это главные факторы, ведущие к провалу общей работы.

Приведем еще один аргумент, доказывающий, что общее дело ведет к блестящему результату, если проводится сообща. Во времена СССР мы выиграли вторую мировую войну, хотя эта победа далась нам нелегко и стоила очень больших потерь. Мы боролись за свободу и независимость, чтобы над головами всегда светило солнце, а люди вокруг жили в мире и согласии. И мы добились этого благодаря дружной работе и общей цели. Это ли не самое великое общее дело, за которое мы когда-либо брались?

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что общее дело приводит к желаемому результату лишь тогда, когда команда работает слаженно и дружно.

Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.

сочинение рассуждение на тему что такое общее дело

Говори только о том, что тебе ясно, иначе молчи.

Семейные расстановки и консультации по метафорическим ассоциативным картам
Международный педагогический фестиваль

Последние комментарии

Расписание Марины.
Мужчина и женщина.

Контактные телефоны: +39 327 348 2970, +39 380 127 7941.

Профессор взял в руки стакан с водой, вытянул его вперёд и спросил своих учеников.

Эссе о проекте "Общее дело"

Столько разговоров мы слышим вокруг и от представителей власти, и от широкой общественности о том, что в нашей стране много социальных проблем, что нужно их решать, что задача России - приблизиться по уровню жизни, социальной стабильности и правопорядку к развитым странам Европы, США. Продолжается это уже много лет, и при этом проблемы почему-то не решаются, а во-многом только усугубляются.

Каждый год коренное население нашей страны сокращается более, чем на миллион человек. Более 200 000 россиян ежегодно попадают в места лишения свободы. Средняя продолжительность жизни мужчин в России около 54 лет (меньше пенсионного возраста!), 80% регистрируемых браков заканчиваются разводом (больше половины из них - в первые пол года совместной жизни).

Каждый год совершается более 5 миллионов(!) абортов, и при этом каждая пятая молодая семья бесплодна (для сравнения: детей ежегодно рождается около 1 700 000). Уровень интеллекта российских школьников в мировом рейтинге уже приближается к сотому месту, хотя еще в середине 20 века мы были в числе первых. Люди, заинтересованные в сокрытии достоверной информации, выдумывают разные причины этих проблем, говоря о каком-то непонятном «недостаточном экономическом развитии», или даже выдвигая на первый план ухудшение экологической обстановки. В действительности же, несмотря на очевидное ухудшение экологии, настоящей причиной всех социальных проблем является массовая деградация сознания людей, их нравственного облика, и ухудшение здоровья, происходящие в подавляющем большинстве случаев из-за употребления спиртного, курения и принятия более тяжелых наркотиков.

В 80% случаев убийств убийца находится в состоянии алкогольного опьянения. . 95% случаев хулиганства совершаются в пьяном состоянии.

В половине случаев самоубийств самоубийца находится в состоянии алкогольного опьянения.

В половине случаев изнасилований насильник находится в состоянии алкогольного опьянения.

1% водителей за рулем находится в состоянии алкогольного опьянения, но именно он дает 56% ДТП с летальным исходом.

Самой распространенной причиной смертности людей (особенно мужчин) трудоспособного возраста являются сердечно-сосудистые заболевания, которые представляют собой не что иное, как последствия употребления спиртного и курения.

В 60-80% случаев причиной распада браков является употребление алкоголя.

Около 40% детей в России рождаются с физическими и умственными отклонениями. Около 100 000 из них имеют тяжелые уродства. У "культурно9 пьющих родителей такие дети рождаются в 4-5 раз чаще, а у алкоголиков в 37 раз чаще, чем у людей, ведущих трезвый образ жизни.

По данным Всемирной организации здравоохранения, если потребление алкоголя в стране превышает 8 литров на душу населения - начинается необратимый процесс вырождения народа. В России на душу населения только по официальным данным (реальная цифра больше) приходится 15-18 литров.

Эту страшную статистику можно долго продолжать. Но главный вывод, который нам следует сделать - это признать основной причиной абсолютно всех социальных проблем в нашей стране употребление спиртного и курение. Согласно ГОСТу, этиловый спирт - это «легковоспламеняющаяся бесцветная жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы» (ГОСТ 18300-72). Любой наркотик разрушает не только физическое здоровье человека, он разрушат нравственное начало, наличие которого и делает человека человеком. Наркотики разрушают разум, лишая возможности отличать плохое от хорошего, делать правильный выбор, проявлять доброту, заботу, уважение и другие хорошие качества, ставить благородные цели и достигать их.

Парадоксальность и трагичность ситуации в России в том, что наркотическое вещество - алкоголь - совершенно свободно продается, рекламируется, причем как явно, так и скрыто - через так называемые «научные исследования», «доказывающие9raquo; безвредность и даже пользу некоторых видов спиртного.

И в обществе нет должного убеждения, понимания всего зла, приходящего от алкоголя. По статистике, нет НИ ОДНОГО наркомана, который бы сразу стал принимать тяжелые наркотики, не имея стажа употребления спиртного и курения. То есть наркомания - это естественное следствие дальнейшего погружения человека в наркотическое безумие, когда извращенного удовольствия от алкогольного опьянения уже не хватает, и требуется что-то «по крепче».

3. Сверх доступность. В сравнении с другими странами, в России одни из самых низких цен на сигареты и спиртное. Законодательство в этой области еще не достаточно проработано, и даже те хорошие законы, которые уже есть - не исполняются или слабо исполняются. В стране нет политической воли, которая бы жестко пресекла алкоголизацию и, в целом, наркоманию.

Для того, чтобы решить все выше обозначенные вопросы, в России сейчас действует негосударственный, некоммерческий и нерелигиозный волонтерский проект «Общее Дело», цель которого -донести правдивую информацию о том, что такое на самом деле спиртное и сигареты до самой широкой общественности, и вдохновить людей на естественную трезвость и здоровый образ жизни. Правду об алкоголе сказали уже давно, и сказали известнейшие ученые, врачи, писатели, чей авторитет неоспорим. Например, еще в 1915 году XI-й Пироговский съезд русских врачей принял резолюцию: "Алкоголь не может быть отнесен к питательным средствам, с чем необходимо ознакомить население". Вотлишь несколько таких высказываний:

Нет во всём организме человека ни одного органа, ни одной ткани, ни одной составной части, которая не испытывала бы на себе пагубного влияния алкоголя.

«Доказано, что даже малые дозы алкоголя ослабляют умственные способности».

Принять что-либо за мерку безвредного употребления алкоголя совершенно невозможно, ибо действие его на разных органах и на разных деятельностях организма сказывается не одновременно, а на самом высшем органе, органе самоопределения, головном мозгу, алкоголь уже в небольших дозах обнаруживает быстро своё парализующее влияние. Впрочем, многие из прибегающих к алкоголю бессознательно или сознательно этого и добиваются. Итак, говорить о норме или безвредности употребления спиртных напитков совершенно не приходится.

Бедность и преступление, нервные и психические болезни, вырождение потомства — вот что делает алкоголь.

Опьянение есть истинное безумие, оно нас лишает наших способностей.

Опьянение есть добровольное сумасшествие.

Девять десятых преступлений, пятнающих человечество, совершено по вине алкоголя.

Из всех пороков пьянство более других несовместимо с величием духа.

Вино скотинит и зверит человека, ожесточает его и отвлекает от светлых мыслей, тупит его.

Алкоголь разрушает здоровье человека не только тем, что отравляет организм; он предрасполагает пьющего ко всем другим заболеваниям.

Пьяный человек - не человек, ибо он потерял то, что отличает человека от скотины - разум. Пьянство унижает человека, отнимает у него разум, по крайней мере на время, и в конце концов превращает его в животное.

Алкоголь - зло никак не меньше, чем любые другие наркотики. Любая доза алкоголя сокращает сосуды мозга. Эритроциты перестают туда попадать, и клетки мозга через какое-то время погибают. В результате, даже после умеренного потребления спиртного в мозгу человека остается целое кладбище из погибших нервных клеток. А через несколько лет мозг у него сморщивается, уменьшается в объеме. Так что алкоголь - это настоящий яд.

Наукой доказано и опытом жизни подтверждается что спирт или алкоголь, есть яд разрушительно действующий на всякую клетку. Первым под удар попадает головной мозг: человек пьянеет потому что алкоголь отравляет его мозг. Под влиянием алкоголя постепенно наступают стойкие болезненные изменения в клетках мозга, который резко тогда отличается от мозга человека непившего. Мозговые оболочки его мутны, внутри мозга много воды, мозговые извилины уже обыкновенных. Поэтому умственные способности постепенно понижаются. Алкоголь является главной причиной мозговых кровоизлияний. Под влиянием алкоголя рабочая мышца сердца перерождается, часть ее заменяется жиром поэтому сердце становится дряблым и слабым. При вскрытие трупов лиц, при жизни умеренно пивших, находят все обычные при алкоголе изменения в органах. (Из книги «Народные заблуждения

и научная правда об алкоголе»).

В феврале 2009 года на первом канале ОРТ по инициативе настоятеля Сретенского мужского монастыря в Москве Архимандрита Тихона и председателя Союза борьбы за народную трезвость Владимира Георгиевича Жданова был организован проект «Общее Дело», в рамках которого были созданы документальные фильмы и социальные ролики, рассказывающие правду об алкоголе. Часть из них было показано в телеэфире, также прошло четыре обсуждения - ток-шоу по данной теме. Четыре месяца существования Проекта на телеэкране дало потрясающий результат: на весенних праздниках 2009 года количество потребления спиртных напитков в стране сократилось в среднем на 20%!

Проект собрал огромное количество положительных отзывов, но вскоре без всяких объяснений был закрыт. После этого по всей стране группы волонтеров своими силами стали распространять материалы Проекта, проводя просветительские встречи в различных аудиториях: в учебных заведениях, подразделениях УВД, МЧС, УФСИН.

Проект «Общее Дело» объединяет все здоровые силы общества, самых разумных и небезразличных людей, независимо от национальности и вероисповедания, цель которых - помочь Россиянам выбраться из алкогольно-табачно-наркотической пропасти, вдохновить, особенно подрастающее поколение, вести здоровый образ жизни, обязательная часть которого - естественная трезвость, полный отказ от алкоголя, курения, любых других наркотиков.

Жирафенок

Всё для развития детей

Сочинение-рассуждение Вариант 22

Сочинение-рассуждение

«Так неужто добро свое, рухлядишку свою пожалеем, а землю родную не пожалеем?» — призывает с паперти народ Минин, и смысл этого призыва понятен каждому патриоту. Когда родина в опасности, народ должен объединяться, забыть обо всех ссорах и распрях и встать на ее защиту.

Именно за все государство Московское призывает Минин подымать ополчение. «А войско надобно большое и денег надобно много!» Каждому посадскому мастеровому придется отдать на общее дело третью деньгу.

И вдруг, «расталкивая людей, на паперть пробирается старый крестьянин в армяке, в лаптях и с котомкой за спиной» и отдает Минину деньгу. «В онучах ее носил, — громко сказал он. – Даю тебе не третью, а одну».

Вот пример любви к родине, преданной и беззаветной. Простой человек отдает последнее, готов пожертвовать и жизнью своей ради родной земли.

Чему способствует единение людей?

Единение – крепкая связь между людьми, когда они стремятся вместе делать общее дело и идти к какой-то цели. В единении людей заключена большая сила.

Именно благодаря единению людей победило народное ополчение под предводительством Минина и Дмитрия Пожарского и государство Московское осталось свободным. Люди не только деньгой поделились. «Головы свои отдадим!» — кричал человек в толпе».

Единение привело советский народ к Победе в Великой Отечественной войне, когда и стар и млад единой стеной встали на защиту своего Отечества: бились на фронтах войны, воздвигали в голой степи военные заводы, выпускали танки, самолеты, снаряды и патроны.

Единение людей способствует миру, дает силу выстоять в трудные времена.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Николай Федорович Федоров (1828/1829 – 1903) – русский религиозный мыслитель и философ, один из основоположников так называемого «русского космизма».

ВОПРОС О БРАТСТВЕ, ИЛИ РОДСТВЕ, О ПРИЧИНАХ НЕБРАТСКОГО, НЕРОДСТВЕННОГО, Т. Е. НЕМИРНОГО, СОСТОЯНИЯ МИРА И О СРЕДСТВАХ К ВОССТАНОВЛЕНИЮ РОДСТВА
Записка от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим

ЧАСТЬ I

1. Великое значение открытия возможности посредством взрывчатых веществ или вообще посредством всего, что употребляется на войне, производить дождь: а) значение этого открытия как средства избавления от голода и войны; б) как истинного доказательства бытия Божия, доказательства самым делом, или на самом деле; в) святотатственность американского отношения к этому открытию как к средству наживы, спекуляции. 2. Обязанность ученых, ими не исполненная. 3. Значение и сущность регуляции. 4. Неисполнение учеными их обязанности вынуждает неученых обратиться к ним с вопросом о причинах розни и о причинах претерпеваемых бедствий. 5. Распадение мысли и дела произвело все другие распадения, в том числе и распадение на богатых и бедных. Распадение на ученых и неученых – причина несовершеннолетия человеческого рода, его зависимости от природы. 6. Вопрос о братстве – практический вопрос; обязательность его для всех без всяких исключений. 7. Вопрос о братстве – постановка лишь вопроса, а никак не решение его. Принятие его учеными было бы открытием, поднятием этого вопроса. 8. О беспричинности (индетерминизм) для одних и о безусловной, роковой, т. е. неустранимой, причинности (детерминизм) для других небратского состояния; для первых нет, следовательно, знания (разума теоретического), для вторых же нет действия, а одно лишь знание, нет разума практического и существует только разум теоретический. 9. Юридико-экономические отношения суть небратство. Условия перехода из таких отношений к братству и время, когда необходимо наступит такой переход. 10. Вопрос о личности и роде и о невыделении личности из массы составляющих род. 11. Двоякое значение вопроса о братстве: а) общее значение его в смысле обращения знания в дело и б) значение этого вопроса как обращения неученых к ученым. 12. Зависимость разрешения вопроса о братстве в общем его значении от разрешения этого вопроса в отношении к ученому сословию и преимущества ученых в случае разрешения его в братском смысле. Пороки, явившиеся необходимым следствием выделения ученых в особое сословие: а) превращение мира в фикцию; б) всякого рода одурманения себя и в) гипнотизм (или одурачение). 13. Позитивизм и критицизм не разрешают вопроса о братстве и даже не ставят его. 14. Каждый только для себя существо сознающее, чувствующее, одаренное душею. 15. По позитивизму спасение не только невозможно, но и нежелательно; учение же о прогрессе исключает учение о воскрешении. Понимая под прогрессом развитие, устроение общества по типу организма, отрицаем возможность совершеннолетнего общества.

16. Учение о воскрешении есть истинный позитивизм, позитивизм в отношении к действию, выход из школы, такой позитивизм, который устраняет всякую возможность агностицизма, т. е. чего-либо недоступного знанию. 17. Знание без дела не разрешает вопроса о братстве, не ведет к спасению; только дело, основанное на знании, только знание, неразрывно связанное с делом и в нем выражающееся, спасительно. 18. Пока знание будет только рефлексиею, оно будет действовать разрушительно на человека, как на существо нравственное, будет низводить его до животного. Но если знание, чтобы быть истинным, требует дела, то чем будет всеобщее благо, когда и из него делают предмет лишь мысли, а не осуществления? Знание доказывается действием, а нравственность разрушается знанием без дела (т. е. бездельным знанием). 19. Вопрос о наилучшем и самом естественном употреблении жизни сынами человеческими в их совокупности, т. е. в их совершеннолетии.

Почему мip не мир? почему для одних мир – только вне мipa, a для других нет мира ни в мipe, ни вне мipa?

Почему природа нам не мать, а мачеха или кормилица, отказывающаяся кормить?

Участие ли всех в комфорте или же участие всех в труде, обязательно – добровольном, познавания слепой силы, носящей в себе голод, язвы и смерть, в труде обращения ее в живоносную?..

1. В бедственный 1891 год, когда во многих губерниях, составляющих житницу России, был голод от засухи, ставшей, по-видимому, хронической, когда беспрестанно возникали слухи, поддерживавшие напряженное ожидание войны, вдруг стало известно об опытах вызывания дождя посредством взрывчатых веществ, т. е. таких, которые до сих пор употреблялись, можно сказать, исключительно в войнах внешних, а также и внутренних, каковы революции, динамитные заговоры и т. п.

Совпадение нашего голода от засухи с открытием средства против бездождия, причем средством этим оказывается то самое, что служило лишь для взаимного истребления, не могло не произвести потрясающего впечатления особенно на тех, которые стояли близко к голодной нужде, которые имели близких в возрасте, обязывающем стать в ряды войск в случае войны, – да и не на них только одних!.. И в самом деле, человек сделал, по-видимому, все зло, какое только мог, относительно и природы (истощение, опустошение, хищничество), относительно и друг друга (изобретение истребительнейших орудий и вообще средств для взаимного уничтожения); самые пути сообщения, чем особенно гордится современный человек, и те служат лишь стратегии или торговле, войне или барышничеству; а барышничество смотрит на природу именно «как на кладовую, откуда можно добывать средства для удобства жизни и наслаждений, и хищнически истребляет и расточает веками накопленные в ней богатства». (Слово Амвросия Харьковского, произнесенное в Харьковском университете, «О христианском направлении естествознания». – «Церковн. ведом.». 1892 г. № 5-й.) Все это не могло не привести к отчаянию, ибо всюду без всякого просвета виделось одно только зло. И вдруг, как отрадный луч света для «сидящих во тьме и сени смертной», известие, переворачивающее все, благая весть, что все средства, изобретенные для взаимного истребления, становятся средством спасения от голода, и является надежда, что разом будет положен конец и голоду, и войне, конец войне без разоружения, которое и невозможно. Это не могло не подействовать даже на неверующих: отъявленный атеист и тот не мог не признать в этом указания Божественного Промысла, указания истинно Божественного на возможность обратить величайшее зло в величайшее благо. И в самом деле, разве это не действительнейшее доказательство бытия Божия и Божия Промысла, доказательство совершенно новое, не из созерцания только целесообразности в природе почерпаемое, но познаваемое из осуществления целесообразности в действительности, на самом деле! И разве это не проявление величайшего, истинно Божественного милосердия к человеку, достигшему, по-видимому, глубины падения, согрешившему против природы, против своих братьев и даже отвергшему самое существование, самое бытие Божие?.. И как тут не воскликнуть: «Прав еси, Господи, и правы все пути Твои»... Воистину Господь услышал молитву православного народа, который, молясь на своих сухих полях, знал, что делает (не знали, что делают, лишь те, которые насмехались над этою его молитвою). И вот, однако, слышится голос с церковной кафедры: «Бойтесь этой дерзости, которая хочет привлечь дождь с неба пушечными выстрелами». (Заключительные слова Амвросия Харьковского.) Но если пушечные выстрелы не могут быть безусловно осуждаемы даже тогда, когда несут смерть (при защите, например, родины, отечества), то почему же осудить их, когда они будут приносить жизнь, будут избавлять от голода? Не окажется ли это, напротив, исполнением благой воли Божией?.. Не явится ли это поворотом от злого пессимизма и безотрадного скептицизма к живой действенной вере, в особенности если будет поведано неслышавшим и растолковано неуразумевшим с церковной кафедры, с кафедры Веры, которая укажет, таким образом, новый путь Разуму (Примечание 1).

Нельзя не заметить, что Господь, создав человека, заповедал ему обладать землею и всем, что на ней. Почему же отвести тучу с того места, где пролитый ею дождь принес бы вред, на место, где этот дождь будет благотворен, почему это преступно, почему это дерзость, даже будто бы поругание Господа?.. (Слово «О христ. напр. естествознания».) Когда для орошения отводят воду из ручья, из реки, не считается же это противлением Богу, почему же будет противлением Ему направление по нуждам человека влаги, не в реке, а в воздушных токах заключенной? Тем более что делается это не для роскоши, не для удовольствия, а для хлеба насущного.

Впрочем, осуждение в слове «О христиан. напр. естествознания» не имело ли в виду лишь тот способ пользования сделанным открытием, на который рассчитывали, по-видимому, американцы, заговорившие уже о привилегиях, хотевшие даже святое дело спасения от голода обратить в спекуляцию?.. Если это так, то нельзя не преклониться пред мудростью приговора. Наши же надежды не на возможность несколькими выстрелами или взрывами производить дождь, а на возможность посредством воздействий, производимых на обширных пространствах, управлять как влажными, так и сухими течениями воздуха, спасать не только от засух, но и от разрушительных ливней; это такое дело, которое требует согласного действия армий всех народов и, следовательно, в спекуляцию ни в каком случае обращено быть не может. Открытие возможности производить дождь посредством взрывчатых веществ если бы и не оправдало возлагающихся на него надежд, все-таки не потеряло бы своего значения как указание способа действия для всего рода человеческого в его совокупности. Возможно, что пушки окажутся неспособными направлять воздушные токи, несущие влагу, но в таком случае могут найтись и другие к тому средства из тех, которые употребляются на войне. Однако из таких средств управления метеорическими явлениями природы уже указано известным В. Н. Каразиным, учредителем Министерства народного просвещения и основателем Харьковского университета, средство это – громоотвод, поднятый в верхние слои атмосферы на привязанном воздушном шаре, – последний же, т. е. воздушный шар, если не сделался еще вполне, то уже делается военным орудием. В настоящее время все служит войне, нет ни одного открытия, которым не занимались бы военные в видах применения его к войне, нет ни одного изобретения, которое не постарались бы обратить для военных целей. И если бы вменить войскам в обязанность все применяемое ныне к войне применять также и к управлению силами природы, в таком случае военное дело само собою обратилось бы в общее дело всего человеческого рода.

2. Неурожаи и особенно голод 1891 года вынуждают неученых напомнить ученым об их происхождении и о вытекающем отсюда их назначении: а) обратиться к изучению силы, производящей неурожаи, смертные язвы, т. е. обратиться к изучению природы как силы смертоносной, обратиться к этому изучению как долгу священному и вместе самому простому, естественному и понятному и б) объединить всех, ученых и неученых, в деле изучения и управления слепою силою. Для существа сознающего другого назначения, иного дела и быть не может. Ожидать же, чтобы слепая сила, отданная в управление этому сознающему существу и им не управляемая, стала бы сама производить только благо, давать одни лишь хорошие урожаи, – это верх ребячества, выражением которого и явилась выставка в Париже в 1889 году и французская выставка в Москве, и это в такой год, как голодный 1891 год. Как не сказать, что Господь, видимо, прогневался на наше продолжительное несовершеннолетие!.. Да и как Ему не прогневаться на нас, не исполняющих Его завета – в разум истины прийти, – который в том и заключается, чтобы всем быть едино, как Он в Отце; а едиными мы можем быть только в общем отеческом деле. Ученые, разбившие науку на множество отдельных наук, воображают, что гнетущие и обрушивающиеся на нас бедствия находятся в ведомстве специальных знаний, а не составляют общего вопроса для всех, вопроса о неродственном отношении слепой силы к нам, разумным существам, которая ничего от нас, по-видимому, и не требует, кроме того, чего в ней нет, чего ей недостает, т. е. разума правящего, регуляции. Конечно, регуляция невозможна при нашей розни, но рознь потому и существует, что нет общего дела; в регуляции же, в управлении силами слепой природы и заключается то великое дело, которое может и должно стать общим (Примечание 2-е).

3. Регуляция метеорического процесса нужна не для обеспечения только урожая, не для земледелия лишь, но и для замены каторжной подземной работы рудокопов, добывающих каменный уголь и железо, на коих основана вся современная промышленность; регуляция нужна для замены такого добывания извлечением движущих сил непосредственно из атмосферных токов, из солнечной силы, создавшей запасы угля, так как положение рудокопов столь тяжко, что забывать о нем было бы непростительно, и положением именно их пользуются враги общества, социалисты, для возбуждения смут. Таким образом, в регуляции, в управлении метеорическим процессом заключается разрешение и земледельческого, и промышленного вопросов.

Разум практический, равный по объему теоретическому, и есть разум правящий, или регуляция, т. е. обращение слепого хода природы в разумный; такое обращение для ученых должно казаться нарушением порядка, хотя этот их порядок вносит только беспорядок в среду людей, поражая их и голодом, и язвою, и смертью.

4. Неученые, как несущие на себе все последствия неродственности, не могут не обратиться с вопросом о неродственности к ученым как сословию, составляющему, с одной стороны, самое крайнее выражение неродственности, а с другой – как сословию, носящему в себе долг, способность и возможность восстановить родство, как сословию, в руках коего все разумение, а следовательно, и разрешение этого вопроса, и которые, однако, не только не разрешают его, но в угоду женской прихоти, создав и поддерживая мануфактурную промышленность, этот корень неродственности, изобретают все новые и новые средства для выражения ее, т. е. изобретают орудия истребления для защиты порожденной женской прихотью мануфактуры. Неученые даже обязаны обратиться с вопросом о неродственности к ученым, и эта обязанность находится в зависимости не от одного лишь настоящего отношения ученых к неученым, но и от самого происхождения ученого сословия. Мы не были бы верны истории, объясняя происхождение ученых временною командировкою или комиссиею для какой-нибудь цели, как не были верны истории и философы XVIII века, объяснявшие происхождение государства договором, контрактом. Юридических доказательств командировки, конечно, нет; но в истории, нравственно понимаемой, выделение городского сословия из сельского, ученого из городского не может иметь другого значения, кроме временной командировки, иначе это было бы распадение вечное, полное отрицание единства (Примечание 3-е).

И если мы не верны истории, объясняя происхождение ученых временною командировкою, если мы не согласны с тем, как это происходило в действительности, то мы верны нравственности, т. е. тому, как это должно быть. Истинно нравственное существо не нуждается в понуждении, в приказе, в настоянии; оно само сознает долг и раскрывает его во всей полноте; оно само дает себе командировку, назначает то, что должно сделать для тех, от коих отделилось, так как отделение (было ли оно вынужденным или добровольным) не может быть безвозвратным; да было бы и преступно отказаться от тех, от коих произошли, забыть об их благе. Впрочем, поступить так для ученых значило бы отказаться и от собственного блага, навсегда остаться блудными сынами, быть вечными наемниками, рабами городских прихотей и совсем пренебречь нуждами сел, т. е. действительными нуждами, так как нужды сел, не испорченных влиянием города, ограничиваются насущною необходимостью, заключающеюся в обеспечении существования от голода и болезней, разрушающих не только жизнь, но и родственные отношения, заменяя любовь враждою, неприязнью. Поэтому сельский вопрос есть, во-первых, вопрос о неродственном отношении людей между собою, забывших по невежеству свое родство; а во-вторых, вопрос о неродственном отношении природы к людям, т. е. о неродственности, которая чувствуется, если не исключительно, то преимущественно, главным образом, в селах, находящихся в непосредственных отношениях с этою слепою силою; в городах же, которые находятся далеко от природы, только поэтому и могут думать, что одною с нею жизнию живут.

5. Ненавистная раздельность мира и все проистекающие из нее бедствия и вынуждают нас, неученых, т. е. тех, кои дело ставят выше мысли (но дело, общее всем, а не борьбу), обратиться с этою запискою по вопросу о неродственности и о средствах к восстановлению родства к ученым, и особенно к богословам, т. е. к людям мысли, или представления, к людям, ставящим мысль выше дела. Из всех разделений распадение мысли и дела (ставших принадлежностями особых сословий) составляет самое великое бедствие, несравненно большее, чем распадение на богатых и бедных. Социализм, и вообще наше время, придает наибольшее значение разделению на богатых и бедных, полагая, конечно, что с устранением этого разделения исчезнет и первое, т. е. все станут образованными. Но мы разумеем не образование популярное, которое с устранением бедности, действительно, будет распределено равномернее, мы разумеем самое участие в знании и участие именно всеобщее, всех; участие же в знании всех, без чего разделение на ученых и неученых не исчезнет, одним устранением бедности вызвано быть не может. Пока же в знании не будут участвовать все, до тех пор чистая наука останется равнодушною к борьбе, к истреблению, и прикладная не перестанет помогать истреблению, помогать и прямо, изобретением орудий истребления, и косвенно, придавая соблазнительную наружность вещам, предметам потребления, вносящим вражду в среду людей. Не принимая непосредственного, личного участия в борьбе, т. е. в самой войне, и стоя вне бедствий естественных, защищенная от природы крестьянством, которое находится в непосредственном к ней отношении, наука остается безучастною даже к истощению естественных сил, к изменению самого климата, для горожан даже приятному, хотя это изменение и производит неурожаи. Только тогда, когда все будут участниками в знании, чистая наука, познающая теперь природу как целое, в котором чувствующее принесено в жертву бесчувственному, не будет оставаться равнодушною к такому извращенному отношению бесчувственной силы к чувствующему существу; тогда и прикладная наука не будет участницей и союзницей бесчувственной силы и орудия истребления превратит в орудие регуляции слепой, смертоносной силы. Геккель1
Геккель Эрнст (1834 – 1919) – немецкий мыслитель, основоположник натурфилософского учения «монизма», идеал знания, «ясного цельного мировоззрения» как высшего блага. Свои взгляды стремился оформить в особую «монистическую религию», создать «монистическую церковь».

Признает «научный материализм» и отрицает нравственный материализм, высшее благо, наслаждение, видит в знании, в открытии законов природы. Допустим, что для всех будет доступно такое знание, – в чем же будет наслаждение? Все повсюду будут «видеть беспощадную, крайне смертоносную борьбу всех против всех». Можно ли наслаждаться таким адом?

Решение другого вопроса – о распадении на богатых и бедных – зависит от разрешения первого, т. е. вопроса о распадении на ученых и неученых (на людей мысли и людей дела). Вопрос о распадении на людей мысли и людей дела исходным пунктом своим имеет общие бедствия (каковы болезни и смерть) и для разрешения требует не богатства, или комфорта, а блага высшего, участия всех в знании и искусстве, и притом в знании и искусстве, прилагаемых к решению вопроса о неродственности и к восстановлению родства, т. е. ищет Царствия Божия.

6. Под вопросом «о братстве и причинах небратского состояния мира» мы разумеем и условия, при которых может и должно быть осуществлено братство, и даже преимущественно эти условия; т. е. это вопрос практический, вопрос в том же смысле, как говорят – восточный вопрос, вопрос о колонизации, переселенческий и т. п. Это вопрос о том, что нужно делать для выхода из небратского состояния. И в таком виде вопрос этот обязателен для всех сынов человеческих – и тем более для крещеных во имя Бога всех отцов; это вопрос не ученый, не исследование, хотя и касается главным образом ученых, потому что вопрос знания, науки, вопрос теоретический, заключается уже в вопросе практическом как необходимая, предшествующая, составная его часть.

7. Называя все, что будет изложено под вышеозначенным заглавием в этой записке, представляемой ученым от неученых, вопросом, постановкою вопроса, мы тем самым признаем, хотим указать на свою слабость, сравнительно с теми, к кому с этим вопросом обращаемся. Спрашивают не те, конечно, которые знают, а те, которые сознают свое бессилие; и это сознание не есть выражение скромности, обычное в предисловиях, а неизбежное смирение пред страшною силою причин небратства, нудящею к соединению, вынуждающею говорить тех, кому это не за обычай; это смирение пред тою силою, пред которой умолкают все интересы.

Если бы и Россия, русская наука, обратилась с этим вопросом к другим народам, стоящим выше ее в умственном и нравственном отношении, то и для этих высокопоставленных народов, для их гордости, не было бы ничего оскорбительного в этом вопросе.

04.12.2014 01:54

В четверг Владимир Путин обратился с ежегодным посланием к Федеральному собранию. Начало и конец его речи были посвящены новой общественно-политической ситуации 2014 года. Большую же часть послания Путин традиционно посвятил экономике — где тоже многое должно измениться. Основным его тезисом можно считать слова о необходимости поддерживать национальное единство и общими силами работать на благосостояние страны.

1. Сразу после вступительных слов Владимир Путин поблагодарил всех граждан России за то, что в период испытаний страна продемонстрировала единство и солидарность. Ему представляется важным не только то, что Россия в сложных условиях показала свою способность защищать соотечественников, отстаивать правду и справедливость, но и то, что соответствующие действия государства были в полной мере поддержаны гражданами.

Здесь можно обратить внимание на использование не вполне юридических терминов «правда» и «справедливость». Слова Путина лишний раз демонстрируют, что в России формально-бюрократические категории играют значительно меньшую роль, чем категории внутренней подлинности.

2. Воссоединение Крыма с Россией Путин назвал историческим событием. Он особо обратил внимание на то, что Крым — это не только важный регион для русской истории и не только место, где живут наши соотечественники. Президент напомнил, что именно в Крыму был крещен князь Владимир. Именно духовная почва, по его словам, стала основой единства народа. Таким образом поддержанное большинством граждан страны воссоединение с Крымом получило в устах президента не территориальный или оборонительный смысл, и даже не смысл восстановления справедливости — речь шла о единстве и о духовных корнях.

3. Послание не могло обойтись без темы Украины. Путин, с одной стороны, отметил, что Россия всегда поддерживала суверенитет Украины и поддерживает его до сих пор, и что Россия оказывала и продолжает оказывать Украине значительную финансовую помощь. Вместе с тем президент считает негодными и бессмысленными те методы государственного переворота, которые были задействованы на Украине. По его словам, продолжающаяся на Украине гражданская война доказывает, что украинцам следовало пойти другим путем. Путин выразил уверенность в том, что народ Украины даст адекватную оценку случившемуся.

4. Особо он отметил роль «западных партнеров» в украинском конфликте. Он отметил, что они демонстрировали лицемерие, цинизм и не были настроены ни на какой диалог. Поскольку диалог не удался, Россия будет защищать свои интересы в одностороннем порядке, сказал Путин. Он констатировал, что Россия не будет подчиняться такой политике, при которой «нижестоящих» считают необразованными и не считаются с ними. В отличие от ряда европейских стран, в России не забыты понятия национальной гордости и суверенитета, отметил президент.

Здесь можно отметить два важных момента. Во-первых, неприятие лицемерия и цинизма — вряд ли какому-нибудь из западных лидеров пришло бы в голову говорить об искренности в политике, а российскому президенту это важно. Во-вторых, особую роль для Путина играет понятие суверенитета. По его мнению, полноценные международные отношения должны строиться на принципах взаимного уважения суверенных субъектов, а не на принципе установления правил игры «главным игроком».

5. По поводу примененных против России санкций Путин сказал, что дело вовсе не в Украине: не случилось бы украинских и крымских событий — был бы придуман другой повод. Истинная причина, по его мнению, состоит в желании США и их союзников сдержать развитие России. Эти западные партнеры, по словам Путина, «с удовольствием пустили бы нас по югославскому сценарию», а в последнее время каждая попытка России объясниться или оправдаться приводит только ко все большей наглости со стороны западных партнеров. Из этих слов можно сделать вывод, что оправдываться российское государство больше не собирается: если слова западных партнеров лицемерны, а попытка прийти к компромиссу приводит к нарастанию ответной наглости, то стоит реально смотреть на вещи и неуклонно отстаивать свои интересы, считает Путин.

6. Часть послания о внешнеполитической ситуации была посвящена двум аспектам: военному и мирному. Путин напомнил о продолжающемся развертывании системы ПРО США, которая, по его мнению, не только является признаком желания этой страны доминировать, не считаясь ни с кем, но также является угрозой для безопасности всего мира. Россия не планирует втягиваться в гонку вооружений, но вместе с тем полностью обеспечит свою безопасность, сказал Путин.

Что касается мирной части, то Россия, по словам президента, намерена последовательно отстаивать многообразие мира и доносить до людей правду. Целью будет обретение как можно большего числа равноправных партнеров, как на востоке, так и на западе. Упоминая взаимодействие со странами Азии, Путин вновь использовал важное для него слово «искренние» — по его словам, многие партнеры России в Азии, в отличие от других регионов, демонстрируют именно искреннее желание сотрудничать.

Если эти слова не останутся благопожеланием, то речь идет о том, чтобы создавать альтернативные центры силы, используя в первую очередь взаимовыгодные двусторонние и многосторонние контакты. Путин рассчитывает, что по крайне мере часть стран предпочтет такой способ выстраивания отношений той политике, что существует сейчас.

7. Санкции, по словам президента, должны стать стимулом развития экономики и стимулом для того, чтобы лучше работать. Наши успехи должны зависеть от нас, а не от конъюнктуры, сказал президент. Впереди страну ждет непростое время, когда многое будет зависеть от работы каждого. Тот же тезис Путин использовал, говоря о взаимодействии государства и бизнеса — их целью должно быть «общее дело».

Еще одним сравнительно новым тезисом стал призыв ко всем гражданам страны быть активнее — и в экономической, и в политической жизни. Государство же должно поддерживать эту активность, считает Путин. Этот тезис он проиллюстрировал несколькими примерами — в частности, призвал снять барьеры для НКО в социальной сфере и продолжать работу по снятию ненужных барьеров для бизнеса, отказаться от принципа тотального контроля и проверять только по делу. Возможно, именно эта часть послания является самой важной, поскольку, по мнению многих экспертов, именно проблемы с проявлением инициативы являются основной причиной низких темпов экономического роста. Вопрос в том, будут ли найдены необходимые методы.

8. В рамках концепции сотрудничества бизнеса и государства ради общего дела Путин предложил ряд конкретных мер поддержки предпринимателей. В частности, речь шла о 4-летнем моратории на любые поправки в налоговое законодательство и о 3-летнем моратории на проверки тех предприятий малого бизнеса, которые хорошо себя зарекомендовали. Самой громкой инициативой стало предложение о полной амнистии капиталов, возвращающихся в Россию: Путин подчеркнул, что в отношении таких капиталов и их владельцев не должно быть никакого правоохранительного преследования. Но второго такого шанса давать, по его словам, уже не будут.

9. Одновременно он предложил перестроить отношения бизнеса и государства так, чтобы именно бизнес давал советы, какие барьеры лишние, какая помощь от государства требуется. Бизнес, который лучше понимает, что ему нужно, должен донести это до государства, а государство должно обеспечить ему условия для работы. Кроме того, был предложен целый ряд мер по поддержке отечественного производителя. Например, Путин предложил крупным госкомпаниям закупать только отечественное оборудование, если речь не идет о неких уникальных технологиях, которых в России нет.

10. Закончил президент свое послание тем же, с чего начал: констатацией того факта, что в судьбоносный момент народ России продемонстрировал единство, солидарность и патриотизм — и выражением уверенности в том, что так оно будет и впредь.


Загрузка...