decorininterior.ru

Допотопные древние поселения. Ведическое поселение здравомыслящих людей Современные славянские поселения

М. 1956 г.: Новый Акрополь, 2010 год. М. Книга вторая. Жизнь древних славян. Глава VIII. Хозяйство древних славян и поселения.

Долгое время, по крайней мере до конца праславянского единства, славяне занимались кочевым земледелием . А именно, они не оставались постоянно на одном участке земли, подвергая его рациональной обработке, а кочевали родами и кланами, всегда выискивая новые участки либо для пахоты, либо для новых пастбищ, в зависимости от условий местности, в которую они попадали.

Это было обусловлено тем, что в праславянскую эпоху значительная часть славян жила в области, вообще не пригодной для земледелия, на землях, изобилующих озёрами и болотами, или среди дремучих лесов (Полесье, Центральная Россия). Здесь, естественно, они были вынуждены добывать средства к существованию иными способами: охотой и рыболовством, бортничеством и скотоводством; роль земледелия в этих областях еще в X веке была незначительной. Но там, где позволяли почвенные условия, славяне издавна занимались земледелием; однако и при этом виде хозяйства они вначале не оставались постоянно на одном месте, но перекочевывали с места на место, правда, в пределах небольших районов и в определенном направлении.

Это отнюдь не было кочевничеством в прямом смысле этого слова – на конях и на повозках среди стад, – известным нам, например, из истории жизни скифов и сарматов; у славян это был подвижный образ жизни земледельцев и охотников. Уже Тацит справедливо отделил славян и германцев, которые вели подобный образ жизни, от подлинных кочевников, сарматов «in plaustro equoque viven-tibus»1.

С этой переменой места жительства было связано все развитие славян ; расселение их с прародины шло, по крайней мере частично, таким же простым и медленным путём. На новых исторических местах жительства этот подвижный образ жизни сохранялся ещё некоторое время, вплоть до VI века 2, когда ему был положен конец, с одной стороны, завершением переселения, новыми условиями и общением с более культурными соседями, у которых славяне наблюдали рациональное ведение хозяйства, с другой же стороны – нашествием и господством аваров , борьба с которыми потребовала большего единства славян и, в особенности, строительства укрепленных центров.

Пока славяне сохраняли полукочевой, подвижный образ жизни , планировка и размеры их поселений изменялись в зависимости от условий и характера почвы. Но впоследствии, когда число славян значительно возросло и они перешли к прочной оседлости, система их полей и планировка поселений начали принимать более определенную форму, поскольку устраивались они уже надолго и на это устройство оказывала влияние сложившаяся веками традиция.

Таким образом начал развиваться постоянный тип поселения , подобно тому как установился и постоянный тип дома. Но для формирования единой общеславянской планировки жилищ и поселений было уже поздно. Славяне за это время оказались в самых различных географических и экономических условиях, и поэтому все постройки , а следовательно, и планировка поселений не могли быть повсюду едиными. Хотя нам и неизвестно, был ли у славян, пока они жили на своей прародине – на севере Карпат, единый общий уклад жизни и единая планировка построек, но все же можно допустить, что начиная уже со времени расселения славян такого единства больше не существовало.

О формах славянских поселений в конце языческого периода исторические источники почти ничего не сообщают, археология также дала пока мало сведений, и все они носят слишком частный характер. Нам остается обратиться лишь к данным сравнительной этнографии и аграрной истории, научное обобщение которых произвел для славян Авг. Мейтцен, в дальнейшем развитое К. Инама-Штернеггом, В. Левецом, Я. Пейскером, а из современных ученых – главным образом О. Бальцером57.

Полученные до настоящего времени результаты этих работ позволяют наметить у славян, как современных, так и древних, три основных типа поселений: 1) тип круговых поселений (так наз. okolica, okrouhlice), дома которых расположены вокруг деревенской площади наподобие круга или подковы; 2) тип уличных поселений , в них дома располагаются по обе стороны дороги;

3) хуторской тип поселений, где дома отдалены друг от друга на значительное расстояние и при каждом дворе располагается его поле.

На основании того, что первый тип круговых поселений встречался в Центральной Германии на Лабе , там, где когда-то обитали славяне, возникла теория58, что тип круговых поселений (нем. Runddorf) является специфически славянским типом, тогда как немцам принадлежал наряду с типом разбросанных дворов (Haufendorf) и более поздний тип уличных поселений (Strabendorf).

Однако теперь нам известно, что дела обстояли не вполне так. Хотя круговые поселения действительно встречаются в Полабье в славянских областях и там этот тип можно считать свойственным местным славянам, но ту же планировку мы находим и в немецких областях, причем у поселений со старыми немецкими названиями. Иногда тип круговых поселений встречается ещё в Чехии, Моравии, Силезии, но дальше на восток, в Польше, в России, а также у южных славян его нет , по крайней мере не было известно до настоящего времени.

На востоке, в Польше, в России и у южных славян повсюду встречается прежде всего второй тип уличных поселений , причем с таких давних времен, что и эту «уличную» планировку следует считать древней славянской формой; только те поселения второго типа, рядом с которыми расположены за домами длинные поля настолько правильной формы, что они могли появиться сразу только путём точного обмера и раздела всей пахотной земли по приказу светской или духовной власти, – только эти поселения уличной планировки следует считать более поздними, возникавшими начиная с XII века под влиянием аграрного немецкого права.

Так же точно, стихийно, возникал у славян третий тип разбросанных поселений всегда там, где этого требовали условия гористой местности, в особенности на Кубани, Кавказе и Балканском полуострове.

Из всего сказанного видно, что специфически общеславянского типа поселения не существует. Славянам были известны все указанные виды планировки поселений, они избирали их в зависимости от условий местности и в зависимости от того, что послужило причиной возникновения поселения, которое могло появиться либо в результате разрастания одной первоначальной семьи, либо в результате единовременного основания всего поселения.

Также нельзя утверждать, что какой-то определенный тип поселения был безусловно и во всех случаях наиболее древней ступенью, из которой впоследствии развились другие типы. Однако естественно предположить, что система отдельных дворов, то есть мест жительства отдельных семей, была наиболее древней 59 и что из этих дворов вследствие их разрастания возникали на удобных местах большие поселения круговой или уличной планировки , которые, разумеется, могли также возникнуть и сразу при переселении.

Что касается хронологического соотношения круговых и уличных поселений, то тут интересно отметить, что археологические исследования в центральной Германии, направленные в последние годы на изучение остатков и планировки славянских поселений VII–XI веков, установили пока наличие здесь круговых поселений 60, но считать на этом основании, что эта планировка везде предшествовала уличной, было бы при недостатке материала из других земель слишком преждевременно61.

Итак, общая форма древнеславянских поселений была различной. Жилища были либо разбросаны, отдалены друг от друга, причем хозяйственные постройки и все поля были сгруппированы около дома, либо дома располагались по кругу или рядами вдоль дороги, а хозяйственные постройки позади них, причем пахотная земля, расположенная вокруг поселения, была разделена на ряд больших участков в зависимости от их качества, и на каждом из этих участков (campus в лат. источниках) житель поселения имел свою долю, своё поле (аger). Эти campi и agri сначала были неправильно расположены, их величина и форма были различны, чаще всего квадратные, так что вся разделенная земля была похожа на шахматную доску , что также было связано с первоначальной вспашкой поля ралом вдоль и поперек 62.

Поля в виде длинных полос одинаковой ширины и длины у менее древних рядовых поселений были результатом по образцу немецких полей, и появляются в XII и в особенности в XIII веках.

Кроме поля, в каждом поселении были, как видно из многочисленных документов Х века и последующих веков, общие пастбища (pascua), дороги (via), охотничьи угодья в лесу (venatio cum saepibus, clausurae), рыболовецкие участки на водоемах (piscatio, piscatura), свои пасеки (hortus apum, mellificium) и мельницы (molendinum, mola). Все это в документах того времени обозначалось терминами: villa cum appendiciis, pertinentiis suis, cum omnibus ad eam pertinentibus, cum omnibus utilitatibus и т. п.63

Княжеская резиденция отличалась от простого сельского поселения тем, что здесь все было сосредоточено при одном большом дворе или при нескольких дворах, а также тем, что вся работа по хозяйству была разделена между принадлежавшими княжескому двору подневольными людьми, вследствие чего на княжеском дворе были свои пахари, жнецы, виноградари, пастухи для разных видов домашних животных, пчеловоды, рыболовы, охотники, пекари, мельники, пивовары, к этому прибавлялся также ряд ремесленников, работавших на княжеский двор.

Долго считалось, что из названий древних славянских поселений наиболее древними являются патронимические , обозначающие потомков одного и того же предка суффиксом -ичи iči, – ici, – ice, например Стадичи — Stadice (древнее Stadici) – потомки Стада, Дрславичи — Drslavice – потомки Дреслава. Имена же посессивные, образованные от имени хозяина поселения путём прибавления суффикса – ov, – ova, – ovo, а в женск. роде – in, – ina, – ino либо путем смягчения окончания имени собственного (Holeš-ov, Radot-in, Budeč), названия, характеризующие природные условия местности, а также многие другие считались более поздними64.

Однако достоверным является то, что хотя большинство патронимических наименований действительно древние, но такими же древними наряду с ними являются и наименования, относящиеся к физио-графическому характеру местности. Более новыми могут считаться лишь большинство посессивных названий; следует признать, что и патронимия появлялась в большом количестве лишь в XII и XIII веках.

———————————————— ***

57. Meitzen A. Urkunden schles. Dórfer zur Geschichte der landl. Verhaltnisse (Codex dipl. Silesiae, IV, Breslau, 1863); Siedelung und Agrarwesen etc., 1.26; 11.437, 492, 669; O. Balzer, Chronologia najstarszych kształtów wsi słowiańskiej i polskiej (Kwartalnik historyczny, 1910), XXIV.363. Остальную литературу см. «Źiv. st. Slov.», III, 187 и К. Potkański, Pisma pośmiertna, I, Krakov, 1922.

58. Эта теория была высказана в германии Б. Якоби (1845, 1856), X. Ландау (1854, 1862) и заимствована затем Шемберой (1868), Воцелом (1866) и др. См. «Ziv. st. Slov.», III, 188. Впрочем, Мильке неверно считает этот тип поселений в Полабье первоначальным германским типом, заимствованным славянами («Die Herkunft des Runddorfes», Zeitschrift fur Ethnol., 1921, 273, 301).

59. В VI в. Прокопий (111.14) характеризовал славян, стекающихся на Балканский полуостров: «οίκοΰσι δέ έν καλΰβαις οίκτραΐς διεσκηνημένοι πολλώ μεν άπ’άλλήλων» — «у них много работы, проделанной многими».

60. Главным образом исследование Кикебуша. См. «Źiv. st. Slov.», III, 189.

61. Дм. Самоквасов когда то отстаивал теорию, что в России первыми формами поселений были укрепленные городища («Северянская земля и северяне по городищам и могилам», М., 1908, 46, 57 и «Древние города России», М., 1873). Эта теория не может иметь вообще значения, тем более для России.(?)

62 См. выше, с. 447–448. 63.«Źiv. st. Slov.», III, 199. 64. «Ziv. st. Slov.», Ill, 201.

Надо сказать, что славянские памятники Подонья не балуют археологов количеством находок и в этом отношении являются своеобразным испытанием археологов-славистов «на прочность».

Вспомним, ведь еще П. П. Ефименко и П. Н. Третьяков, раскапывавшие городища на Дону, не были порадованы частыми находками, и они отмечают это. А. Н. Москаленко, раскопав значительную площадь (более 7000 кв. м) на городище Титчиха и изучив 46 жилищ, не могла похвастаться обилием находок, особенно металлических, ведь многие предметы, которые мы раньше упоминали как продукцию местных ремесленников, найдены в очень незначительном количестве или даже в единственном. А в жилищах, особенно на полу, как правило, вообще нет находок, кроме костей животных да нескольких черенков глиняной посуды. В лучшем случае приходится довольствоваться костяной проколкой, глиняным пряслицем, железным ножом, даже не всегда целым. «Трудно представить себе, - пишет А. Н. Москаленко,- что многочисленное население городища могло обходиться одной пешней, одним топором и одним наральником, одним кочедыком» (Москаленко А. Н. Городище Титчиха. Воронеж, 1965, с. 35). Действительно, в руки археологов на славянских донских поселениях попало лишь то, что их жителями было поломано, потеряно и не найдено, а может быть, просто забыто.

Около десятка стеклянных бусинок, столь доро гих, привезенных издалека украшений, обнаружены на площади между жилищами, и если их нанести на план раскопа, то образуют они как бы цепочку. Немного воображения, и перед археологом возникает картина: вот из дома выбежала девушка, спеша к подружке, не заметив, как на шее у нее оборвалась ниточка и рассыпалось маленькое ожерелье, а когда спохватилась - уже поздно: найти мелкие бусинки невозможно. Раскопки, когда сквозь пальцы археологов просеиваются буквально тонны земли и растирается каждый комочек, помогли восстановить этот маленький эпизод из жизни славянского поселка. Можно понять огорчение молодой славянки и одновременно порадоваться столь удачной находке тысячелетие спустя.

А как можно объяснить, что столь ценные даже не только по меркам средневековья арабские серебряные монеты, специально спрятанные, оказались забытыми и также стали достоянием современного исследователя? Может быть, человек, который их спрятал, отсутствовал в момент, когда славяне вынуждены были покинуть свои жилища, и тайна клада осталась нераскрытой на протяжении многих столетий.

Так соединяются воедино и археологические факты, и попытка осмыслить по незначительным, казалось бы, деталям те крупные события, которые происходили в конце X века в Восточноевропейской лесостепи в зоне непосредственного контакта славянского и кочевнического миров.

Славянские поселения в бассейне Дона в конце X века, а некоторые - несколько позже пустеют, жизнь на них замирает. Ни деревянные мощные стены, ни рвы, ни круглые склоны мысов, защищавшие поселения,- ничто не могло гарантировать спокойную мирную жизнь. Участились набеги кочевников, буквально заполонивших Южнорусскую степь, ставших ее фактическими хозяевами.

Кто же они - кочевники, наводившие ужас на славян-земледельцев и ремесленников и заставлявшие их укреплять свои поселки высокими стенами, периодически браться за оружие, защищая свои дома, семьи, свою свободу? Это прежде всего печенеги, от которых страдали многие народы, населявшие Восточную Европу. Не только Восточная Европа, но и Болгария и Византия испытывали на себе грозную силу печенежских набегов. Византийский император Константин VII Багрянородный советовал своему сыну и наследнику Роману II желать мира с печенегами и посылать к ним каждый год посланников с подобающими и подходящими дарами, и далее в своем сочинении «Об управлении государством» он писал, что когда нет мира у печенегов с русами, то они грабят Русь, наносят ей значительный вред и причиняют ущерб. Как смерч налетали печенежские отряды на небольшие древнерусские поселения, которым и откупиться было нечем. Делали они это чаще всего ранней осенью, когда урожай уже убран, но еще не ссыпан в закрома, и домашний скот, откормленный на летних пастбищах, богатых разнотравьем, стоял в хлевах.

Но на славянских поселениях Дона нет следов разгрома и разорения, какие можно было увидеть, например, во время раскопок Новотроицкого городища в Сумской области на Украине. Городище раскапывалось известным советским археологом Иваном Ивановичем Ляпушкиным. Им открыта впечатляющая картина борьбы и гибели поселения. Скелеты погибших взрослых жителей в схватке с печенегами, женщин и детей, прятавшихся в жилищах, наспех зарытые клады украшений, которые так и не попали к истинным владельцам, следы огромного пожара не оставляют сомнений, что поселение подверглось опустошительному набегу.

И не стали донские славяне испытывать судьбу. За короткое время, вероятно в несколько дней, собрав свое имущество, включая и глиняные сосуды, и тяжелые каменные жернова, - все необходимое для жизни и погрузив на телеги, запряженные лошадьми, быками, волами, двинулись на новые места. Но в каком направлении?

Это один из интересных и, пожалуй, сложных вопросов в истории донских славян. Некоторые ученые высказали мнение, что ушли славяне из бассейна Дона на Среднюю Оку, где в XII веке существовало развитое древнерусское Рязанское княжество. Отмечаются следы донского славянства и на Волге в районе Волжской Болгарии.

Жизнь на славянских поселениях бассейна Дона, замершая почти тысячу лет назад, долго не возрождалась. Лишь на некоторых из них люди поселились в XII веке. Почти все поселения поросли лесом и кустарником. Ничто, казалось, не могло нарушить их многовековой покой. Но пришли археологи и растревожили царившую тишину, заставив говорить древние славянские поселения и курганы. Их «рассказы», хотя и очень скупые, все же позволяют представить жизнь славян в Воронежском крае в VIII-X веках, то есть в то время, когда на берегах Днепра зарождалось, крепло и во весь голос заявляло о своем могуществе Древнерусское государство.

Свой рассказ о донских славянах мы начали с отрывка из «Повести временных лет», в котором ее автор - Нестор дает описание расселения восточных славян. Мы подчеркнули, что о донских славянах в летописи ничего не сказано. Возникает вопрос: почему? Возможны разные гипотезы, но наиболее вероятная из них, на наш взгляд, связана со временем написания Повести - начало XII века, когда бассейн Дона действительно был покинут славянами. Поэтому при определении географии расселения восточных славян данный регион оказался вне поля зрения великого историка-летописца.

Развитие земледелия в эпоху неолита и в особенности энеолита (IV-III тысячелетия до н. э.) обусловило появление первых поселений-городищ, отвечавших требованиям оседлого образа жизни.

На территории европейской части Советского Союза (между Карпатами и Днепром) высокого развития достигла в то время так называемая Трипольская культура. Поселения трипольцев имели, как правило, округлую форму, образованную периметрально располагавшимися многоочажными жилыми строениями полуземляночного типа. В центре поселков оставлялась свободная территория, служившая, по-видимому, местом для общинных собраний, а также для хранения запасов урожая и в качестве загона для стада. Во многом сходная система застройки городищ получила распространение и в более поздние периоды развития первобытно-общинного строя.

Праславянское поселение у села Пустынка на Днепре XV-XII вв. до н.э. План. Крестами обозначены места расположения святилищ.

праславяне русь городище градостроительство

Современные лингвисты считают возможным говорить о выделении в данную эпоху языковых предков славян, в число которых отчасти входили и трипольцы.

В конце III - начале II тысячелетия до н. э. на рубеже бронзового века в жизни целого ряда народов, населявших Восточную Европу, происходили глубокие изменения. Именно к этому времени относилось установление патриархата и моногамной семьи.

В первой половине II тысячелетия до н. э. наблюдались значительные перемещения племен и объединение их в союзы и культурные общности. В одну из таких больших североевропейских общностей вошли протославяне, которые, по мнению историков, занимали обширную область к северу от Карпат между Одером, Вислой и Днепром.

К середине II тысячелетия до н. э., ко времени расцвета бронзового века, наметилось обособление праславянского массива от остальных индоевропейских народов. Праславянский период охватывал около двух тысячелетий, он окончился условно к середине I тысячелетия н. э. Однако за это время произошел целый ряд крупных исторических перемен в жизни предков славян, так же как и других народов Европы.

1-укрепленные ворота; 2-дамба, связывавшая городище с берегом озера

Поселения праславян бронзового века носили в основном характер неукрепленных деревень, плотно застроенных отдельными небольшими домами-полуземлянками. Представление о таком поселении дают, например, раскопки у села Пустынка на берегу Днепра.

Значительным историческим рубежом стал переход от «бронзового» века к «железному», закончившийся приблизительно к VII в. до н. э. Появление железа заметно ускорило экономическое развитие праславянских племен, оно позволило перейти к пашенному земледелию.

К этому же времени относилось и некоторое увлажнение и похолодание климата Европы, что привело к смене необъятных степей бронзового века (когда-то лесостепь доходила до Верхнего Поволжья и даже до берегов Финского залива) лесами. Именно в это время установились существующие поныне ландшафтные зоны.

Оставшаяся широкая полоса степи, протянувшаяся с запада на восток вдоль северного побережья Черного моря, была занята в то время воинственными скотоводческими племенами киммерийцев, которых в VII в. до н. э. сменили родственные им скифы, а затем сарматы. Теснимые кочевниками приднепровские праславяне вынуждены были создать приблизительно в IV-VIII вв. до н. э. на границе с киммерийской степью целую систему укрепленных городищ. В более позднее скифское время эта линия пограничных крепостей не только продолжала существовать, но и протянулась далее на запад, пополнившись новыми крупными городищами, такими как Бельское на Ворскле (VII в. до н.э.) и упоминавшийся Геродотом Гелон (VIв. до н.э.) - гигантское городище, а вернее целый район, обнесенный земляными валами общей протяженностью около 30км, очевидно, служивший убежищем большому союзу племен. Повидимому, к этому же времени относилось и создание так называемых «Змиевых валов», протянувшихся на многие километры по южной границе лесостепи для защиты всей славянской земли от набегов кочевников.

В середине I тысячелетия до н. э. укрепленные общинные поселки-городища стали появляться по всей Северной и Восточной Европе. Примером древнейшего праславянского укрепленного поселения служит открытое в Польше Бискупинское городище, относящееся к VII-V вв. до н. э. Его застройка рядами одинаковых домов под общими двускатными крышами наглядно выражала существо социальных отношений родовых общин, не знавших имущественного неравенства. Другим интересным примером того же времени служит городище Тушемля на Смоленщине, которое было защищено с нагорной стороны пятью рядами земляных валов и рвов.


Городище Тушемля, середины I тысячелетия до н.э. Общий вид. Реконструкция. Городище располагалось в Смоленщине, на берегу реки Тушемля, левого притока Сежи. Длина овальной площадки городища составляла 35 м, ширина 32 м.

В начале нашей эры праславянские племена расселились на Дунае и вышли к границам Римской империи, с которой они установили достаточно оживленную торговлю, о чем свидетельствуют клады римских монет, найденные в славянских землях, Торговые связи с Римской империей не могли не сказаться на развитии славянской культуры, однако в отличие от многих других «варварских» народов праславяне не были покорены Римом и не утратили своей самобытности.

Особенность раннеславянских поселений I-V вв. н. э. заключалась в том, что большинство из них строилось без укреплений и представляло собой большие вытянутые вдоль рек на 1-1,5 км открытые деревни, поблизости от которых находились культовые центры и кладбища. Вместе с тем в северо-восточных лесных районах, куда начали проникать славянские общины, в этот же период возникло немалое число совсем других поселений, имевших компактную форму и укрепления в виде валов и деревянных частоколов. К таким городищам начала нашей эры относилось Березняковское городище в Верхнем Поволжье.

Нашествие готов, а затем гуннов в середине I тысячелетия н.э. не могло не сказаться пагубно на земледельческой культуре славян, оказавшихся на пути у воинственных кочевников. В этот период у славян появились сильные вооруженные дружины, которые нередко принимали участие в войнах варварских народов как между собой, так и с Византийской империей.

Новый этап развития славянских племен пришелся на вторую половину I тысячелетия н.э., когда территория их расселения еще более увеличилась в северо-восточном и южном направлениях, В VI-VII вв, ими была заселена значительная часть Балканского полуострова, При этом наметилось обособление западных и восточных славян.

В этот период начался процесс складывания древнерусского государства , что было сопряжено с зарождением в недрах первобытно-общинного строя предпосылок раннефеодальных отношений. Характерная для более раннего времени родовая замкнутость общин стала разрушаться и на смену первобытным кровнородственным связям постепенно стали приходить связи территориальные и экономические, родовая община стала перерастать в общину соседскую.


Городище Березняки в Верхнем Поволжье (близ Рыбинска). Существовало до V в. н.э. Генеральный план: 1-постройка для собраний общины; 2 - житница; 3-кузница; 4-место, где хранился пепел умерших; 5-помещение для прядения; 6-загон для стада; 7-ворота, по сторонам которых остатки валов. Без обозначений - жилые дома.

С этим был сопряжен рост имущественного неравенства и усиление родоплеменной знати, превратившейся в конечном итоге в собственников земли, в феодалов-бояр. Другими словами, во второй половине I тысячелетия н.э. в славянских землях происходил процесс становления классового общества. Однако процесс этот носил весьма сложный и неоднозначный характер, он растянулся не на одно столетие, что соответствовало неравномерности развития самих славянских племен, Государство на Руси возникло лишь в IX в.

Образованию единого Киевского государства предшествовал процесс возникновения большого числа отдельных самостоятельных племенных союзов во главе со своими старейшинами и князьями. Каждое из восточнославянских племен, входивших в эти первые древнерусские княжества, занимало определенную территорию (примерно 40-60 км в поперечнике) и имело свой главный «град» - укрепленное городище, в котором собиралось общеплеменное вече, находились святилище и торг, производился суд, В случае военной опасности в городищах могли укрыться общинники, которые в большинстве своем жили в неукрепленных деревнях, Однако наряду с городищами-политическими и культовыми центрами племен, встречались также и городища - укрепленные поселения одной или нескольких родовых общин.

Особую категорию составляли городища чисто культового назначения -языческие капища, которые, как правило, также занимали возвышенные места и обносились стенами, но уже не из оборонительных, а из религиозных соображений, На таких капищах и «лысых горах» древние славяне устанавливали идолов своих богов; Рода, Лады и Лели, Макоши, Сварога, Стрибога, Белеса, Перуна, Ярилы и многих других, в честь которых устраивались жертвоприношения и ритуальные игры, В дни праздников к этим центрам сходились жители всей волости.

По письменным источникам, восточнославянские племена заселяли значительные территории, Северные земли населяли словене и кривичи, Первые имели своим центром Новгород, а вторым принадлежали Псков, Смоленое и, вероятно, Ростов, Полоцк был столицей полочан (также относившихся к кривичам), живших по среднему течению Западной Двины на р. Полоте, Чернигов и Новгород Северский являлись центрами племен северян, а Искоростень-древлян, Окраинное положение на западе Русской земли занимала область волынян с древним «градом» Волынь, Существовали также племена вятичей, бужан, радимичей, уличей, дулебов и др. На северо-востоке славяне глубоко проникли в земли, заселенные угро-финскими племенами веси, чуди, мери, муромы, мещеры и основали здесь Ростов и Муром. А на побережье Черного и Азовского морей русским принадлежала Тмутаракань. Самым значительным в то время было племя полян, центром которого являлся Киев. Киев и подчинил себе все прочие восточнославянские земли и к концу I тысячелетия н. э. сделался столицей огромного Русского государства, раскинувшегося от Карпат до Прионежского края.

По периметру городища размещались клети-тарасы с пристроенными к ним хозяйственными и жилыми помещениями. В срединной части-полуземлянки и два загона для скота.


Примерами патриархальных городищ эпохи формирования древнерусского государства могут служить Большое Боршевское, Екимауцкое, Райковецкое и многие другие. Эти городища по своему существу были глубоко архаичны, поскольку создавались в то время, когда в наиболее развитых районах стали уже возникать раннефеодальные города.

Для первобытно-общинных славянских городищ были характерны некоторые общие признаки : городища обносились земляными валами и деревянными стенами и занимали удобные в оборонительном и одновременно хозяйственном отношениях нагорные плато по берегам рек и озер, территории у слияния двух рек, на полуостровах и островах, иногда среди болот, По своим очертаниям в плане городища в основном подчинялись конфигурации естественного рельефа местности, но при этом тяготели к округлой форме, Застраивались они преимущественно домами полуземляночного типа, иногда наземными строениями, которые могли объединяться в компактные группы- родовые «гнезда» или в протяженные блокированные многосемейные дома под общей крышей, Нередко такие дома располагались по периметру городища и усиливали мощность оборонительных стен. В срединной части городищ, как правило, размещались общинные постройки разного назначения. Здесь же нередко имелось небольшое озерцо - жизненно важный источник воды. Значительная площадь городищ оставалась незастроенной и служила загоном для общинного стада.

Костёнковско-борщевский комплекс стоянок каменного века - палеолитические стоянки древнего человека, обнаруженные в районе села Костёнки в Хохольском районе Воронежской области. Памятники ориньякской культуры сосредоточены здесь на очень небольшой территории: 25 стоянок разного времени (в том числе 10 многослойных) занимают площадь 30 кв. км.

Ученые, конечно, утверждают, что это все культурные слои. Но забудьте про слои где есть более-менее однородные толщи глины. Это слои образовались в очень короткое время в геологическом масштабе. Признаки катастрофы подписаны на фото.

Вид на музей и на территорию, где производились раскопки

Верхнепалеолитическая стоянка древнего человека на территории Владимирской области. Стоянка находится на восточной окраине Владимира в месте впадения одноимённого ручья в реку Клязьма, в километре от Боголюбово.

Предполагаемый возраст 25 тысяч лет. Сунгирь - одна из самых богатых и исследованных стоянок древнего человека: в ходе раскопок, которые велись почти 30 лет, было сделано около 70 тысяч археологических находок.

Толстые глиняные слои, отложившиеся за короткий период, похоронившие селение, которые ученые считают за культурные слои.

Реконструкция облика человека из захоронения

А при реконструкции облику людей (кроманьонца) зачем-то зачем-то понадобилось придать обезьянние черты (я про среднюю реконструкцию).

Группа палеолитических стоянок на реке Сейм у села Быки Курчатовского района Курской области. Возраст 21000-14000 лет назад. Исследовались в 1978 году Г. В. Григорьевой и в 1994-1999 годах А. А. Чубуром. Обнаружены следы капитальных утеплённых и лёгких наземных жилищ, многочисленные каменные и костяные изделия, произведения первобытного искусства.

План поселения Быки (24 тыс. до н.э.). Во врезке сверху слева – план г. Аркаим в том же масштабе. Справа – статуэтка Макоши из Авдеева (22 тыс. до н.э.).

На балке Кобяковской, на правом берегу Дона, вблизи от Аксайского автомобильного моста через р. Дон.

Вид Кобякова городища с реки Дон

Находки, сделанные при раскопках:

Амулеты из египетского фаянса

Импортная краснолаковая посуда I-II в. н.э.

Материалы кобяковских поселений свидетельствуют по официальному взгляду о гибели этой культуры, скорее всего, в результате военного столкновения. А может быть, и природной катастрофы?

Майданецкое (уточненный ракурс). План поселения 4 тыс. до н.э. 1 – контуры жилищ, 2 – контуры предполаемых жилищ и хозяйственных ям. 3 – хозяйственные ямы? 4 – береговая низина.

Плотность застройки различна – от 7 до 11 жилищ на гектар, вероятное число комплексов – до 2000 в Майданецком и 2700 в Тальянках (это уровень числа усадеб позднесредневекового Новгорода). Основу застройки составляли двухэтажные жилищно-хозяйственные комплексы.

Реконструкция протогорода Майданецкое

Поселения-гиганты трипольцев в Буго-Днестровском междуречье, площадь которых поражает своими размерами: Тальянки - 450 гектаров, Майданецкое - 250 гектаров. Даже по средневековым временам – это площадь крупных городов. Благодаря геомагнитной съемке было обнаружено, что они насчитывали от 1500 до 2800 зданий, расположенных концентрическими кругами, которые заселяли от 6 до 25 тысяч жителей.

Трипольская культура - это поселения Небелевка, Гордашевка, Песчаная. Наиболее ранним памятником здесь является Тальное-1… Очевидно, несколько более поздним памятником являются Доброводы («протогород» тоже площадью до 300 га). Затем здесь, на расстоянии всего 11 км друг от друга возникают два поселения-гиганта: Тальянки и Майданецкое. Всего в 7 км от Майданецкого обнаружено два небольших поселка – Тальное-2 и Тальное-3, синхронные с ним. Аналогичный куст из трех поселений, синхронный Тальянкам, найден у с. Мошуров. Список можно продолжить менее масштабными селениями.

Обратите внимание – у поселения такого масштаба нет оборонительных сооружений: валов, стен. Значит, не было внешней угрозы. И очень часто поселения такого масштаба становились городами. А их открыли уже десятки. Не успели? Что-то прервало их жизнь?

Информации, а тем более фотоматериала на эту тему крайне мало. Понятно, ведь это отодвигает нашу историю скифов, русов далеко вглубь времен. Это не нужно знать обывателям и школьникам. Еще предложу версию, что многие эти археологические культуры не такие древние. А делает их древними катаклизм, который погрузил все под толстые слои глины, песка. Как видно на срезе в Костенках – встречается даже вулканический пепел. Когда до ближайшего вулкана – тысячи километров.

С полным списком археологических культур России можно ознакомиться списку археологических культур России заселяли они не только европейскую часть современной России, но и всю Сибирь и Дальний Восток. Но об этом в следующий раз...

Загрузка...