decorininterior.ru

Все виды войск рф. Виды и рода войск РФ

Вооруженные силы Российской Федерации являются надёжной защитой границ и гарантом защиты прав и свобод её граждан. Понятно, что политическая и экономическая сфера играет значительную роль в государстве, но только боеспособная армия может сохранить мир в государстве. История свидетельствует, что лишь войска могут помешать агрессору напасть на другую страну.

Регулярная армия России является одним из лидеров в мире по численности военнослужащих. Во всех мировых рейтингах армий мира, Россия занимает второе место, проигрывая лишь армии США. Численность армии России определяется и регулируется указами президента. Согласно конституции, президент РФ одновременно является главнокомандующим ВС РФ. По официальной статистике (лето 2017 года), численность армии России достигает 1 885 313 человек, хотя цифра является плавающей, так как постоянно происходят демобилизации и призывы. В случае войны Россия может выставить 62 миллиона военнообязанных мужчин.

Боевой потенциал и годичный бюджет армии РФ

Так как Россия имеет статус ядерного государства, она имеет огромные запасы ядерного оружия, которое служит гарантом защиты от любых внешних агрессий. Все этапы изготовления ядерного оружия, а также получения сырья и его доставка происходят на территории РФ. Кроме того, цикл производства ядерного оружия на территории Российской Федерации является замкнутым.

Вооружение армии России с каждым годом обновляется, за последние пять лет процесс замены устаревшего оружия и техники пошёл значительно быстрее. В связи с тем, что российский военно-промышленный комплекс сегодня является одним из крупнейших в мире, он практически на сто процентов обеспечивает потребности армии в оружии, технике и различных видах боеприпасов. Арсенал производимого вооружения чрезвычайно широк – от патронов к пистолетам, до ядерных ракет.

Военно-промышленный комплекс страны не только полностью обеспечивает потребности армии, но и является крупнейшим мировым экспортёром оружия и военной техники в мире. Каждый год техника и оружие российского производства продаётся на 10-20 миллиардов долларов.

Хотя официальная дата создания вооружённых сил России — 7 мая 1992 года, ни для кого не новость, что современная регулярная армия не только наследница ВС СССР, но и продолжательница славных традиций российской императорской армии, чей возраст насчитывает не одну сотню лет.

В отличие от советской армии, регулярная армия современной России формируется не только по призыву, но и на контрактной основе. Политика государства направлена на увеличение числа контрактников, которые являются профессиональными воинами со стажем. В 2017 году весь младший командный состав российской армии на сто процентов состоит из профессионалов.

Годичный бюджет в 2015 году составлял около 5,4 % от общего ВВП Российской Федерации. На тот момент это составляло около 3,3 триллиона рублей.

История современных вооруженных сил России

История современной российской армии началась 14 июля 1990 года. Именно этого числа было сформировано первое военное ведомство России. Хотя оно называлось государственным комитетом РСФСР по обеспечению взаимодействия с Министерством обороны и КГБ, именно на его основе (после путча в августе) сформировалось Министерство обороны РСФСР.

После распада СССР, указом первого президента России Бориса Ельцина, были созданы Вооружённые силы Российской Федерации. Данный указ датируется 7 мая 1992 года. Перед этим были созданы Объединённые вооружённые силы СНГ, но они просуществовали не долго.

Изначально, в состав российской армии вошли все военные части, которые находились на территории Российской Федерации. Общая численность армии на тот момент составляла около 2,8 миллиона человек. Хотя, кажется, что армия на тот момент представляла собой грозную силу, вся техника и вооружение были устаревшими.

Развитие российской армии в период с 1992 по 2006 годы

90-е годы были сложными не только для армии, но и для всей страны. Так как финансирование практически полностью прекратилось, из армии начали массово увольняться офицеры. Армейское имущество массово распродавалось и разворовывалось. Большая часть заводов, работающих на военную промышленность, вынуждены были закрыться из-за отсутствия заказов. Все разработки нового оружия и военной техники были свёрнуты. Старая техника стояла без движения, так как все горюче-смазочные материалы разворовывались.

Уже на этом этапе появились планы по полному переводу российской армии на контрактную основу, но проблемы с финансированием заморозили эти планы на неопределённое время. Служба в армии до 1993 года составляла 2 года, после чего была уменьшена до 18 месяцев. Такое послабление длилось всего 3 года, и после начала первой чеченской компании срок службы в армии России увеличился до 2-х лет (в 1996 году).

Начало первой чеченской кампании в 1995 году показало полную неготовность российской армии к ведению полномасштабных боевых действий. Мало того, что в войсках были проблемы со снабжением, управление также было несогласованным. После этого контрактная система в армии стала быстро развиваться.

Уже во время второй чеченской кампании доля контрактников в боевых частях, воевавших на территории Чечни, достигла 35 процентов. В связи с большими потерями среди солдат срочной службы, кроме контрактников в боях участвовали подразделения ВДВ.

Разделение всех соединений и частей российских ВС на категории

Ещё в начале 90-х годов было принято решение разделить все армейские части и подразделения на несколько частей:

  1. Подразделения постоянной готовности, которые должны в короткое время приступить к выполнению военных задач, возникающих внезапно;
  2. Подразделения сокращённого состава;
  3. Все базы, на которых хранится боевая техника и прочее вооружение;
  4. Все кадрированые подразделения.

С наступлением 2000х годов военная реформа по переводу армии на контрактную основу была продолжена. Все подразделения постоянной готовности решили комплектовать бойцами контрактниками, а остальные части — солдатами-срочниками. Первым полком, который был полностью укомплектован контрактниками, стал Псковский полк воздушно-десантной дивизии.

2005 год стал началом реформы военного управления в российской армии. Согласно доктрине этой реформы, все вооружённые силы РФ должны были подчиняться трём территориальным командованиям. За введение территориального разделения активно выступал министр обороны Сердюков, назначенный на пост министра в 2007 году.

Военная реформа 2008 года

В 2008 вооружённые силы Российской Федерации вступили в вооружённый конфликт в Южной Осетии. Данная военная операция показала катастрофическую ситуацию в армии. Главной проблемой оказалась недостаточная мобильность военных частей и отсутствие координированных действий между различными частями армии.

После окончания данной военной кампании, было принято решение:

  1. Срочно упростить систему управления войсковыми частями;
  2. Уменьшить число военных округов с 6 до 4-х;
  3. Постепенно увеличить финансирование армии, обеспечив тем самым обновление парка военной техники.

Много пунктов из задуманного удалось осуществить:

  1. Служба в армии стала престижной профессией;
  2. Поток финансирования позволил обеспечить поступление новой военной техники;
  3. Повышение оплаты позволил привлечь на военную службу большое количество профессиональных контрактников;
  4. Привлечение профессионалов в командный состав позволило существенно поднять уровень подготовки всех военных дивизий и полков.

В это же время все дивизии и полки было решено реорганизовать. Новые подразделения назывались бригадами, которые просуществовали до 2013 года. 2013 год показал, что военная реформа прошла не так, как хотелось бы. Многие моменты были заново пересмотрены, а бригады опять стали реорганизовывать в дивизии и полки.

Структурное разделение вооружённых сил Российской Федерации

Согласно конституции, служба в армии является долгом и обязанностью каждого гражданина РФ. Руководство вооружёнными силами (согласно той же конституции) возложено на Верховного главнокомандующего, коим является президент Российской Федерации. Именно он является главой Совета безопасности, который разрабатывает военную доктрину и регулирует состав командования российской армии.

Призыв в армию контролируется президентом, который каждый год подписывает указ о начале и конце сроков военного призыва. Все важные документы, касающиеся сфер военного сотрудничества, обороны и государственной безопасности тоже подписывает президент России.

Управление вооружёнными силами возложено на Министерство обороны, чьей задачей является:

  1. Поддерживать войска в режиме постоянной готовности;
  2. Развитие обороноспособности армии, путём закупки новейшей техники и оружия;
  3. Решение различных социальных вопросов, касающихся быта военнослужащих (строительство жилья и так далее);
  4. Проведение всевозможных мероприятий, касающихся сотрудничества в военной сфере.

Сейчас министром обороны является Сергей Шойгу, который был назначен на эту должность в 2012 году.

Кроме Министерства обороны, в управлении армией участвует Генеральный штаб. Его задачей является оперативное командование вооружёнными силами РФ. Начальником Генерального штаба назначен генерал Валерий Герасимов.

Генеральный штаб занимается планированием применения всех силовых ведомств России. Кроме этого, в его задачу входит мобилизация и оперативная подготовка войск.

Войска в составе вооружённых сил Российской Федерации

Состав войск Вооружённых сил Российской Федерации содержит следующие виды войск:

  1. Сухопутные войска, которые являются наиболее многочисленными;
  2. Военно-морские войска (или силы);
  3. Военно-космические силы (бывшие военно-воздушные силы).

Состав Вооружённых сил будет неполным, если не включить в него такие виды войск как:

  1. ВДВ (воздушно-десантные войска);
  2. Ракетные войска, носящие стратегическое назначение;
  3. Специальные войска (в них входят и знаменитые отряды специальной разведки ГРУ).

Каждый вид войск должен выполнять свои задачи и гибко взаимодействовать с другими родами войск при выполнении боевых задач.

Сухопутные войска, их структура, задачи и численность

Сухопутные войска являются самыми многочисленными среди всех видов войск РФ. Все наземные военные операции, захват территории противника и её зачистка – являются их компетенцией.

В состав сухопутных войск входят:

  1. Весь военно-промышленный комплекс, который обеспечивает оружием и военной техникой армию России;
  2. Мотострелковые войска, которые являются самым мобильным видом, способным к быстрому реагированию;
  3. Танковые войска;
  4. Артиллерийские войска (в их состав входят и ракетные войска);
  5. Войска ПВО Сухопутных войск;
  6. Специальные войска.

Так как основой любой мировой армии являются именно сухопутные войска (у некоторых маленьких стран данный род войск единственный), Россия в этом вопросе — не исключение. Войска данного вида имеют богатейшую историю в России.

1 октября военнослужащие сухопутных войск отмечают свой профессиональный праздник. История этого праздника уходит корнями ещё во времена царя Ивана Грозного. Именно он 1 октября 1550 года создал первое в России регулярное войско, а служба в армии с этого момента стала основным занятием служивых людей.

Общая численность сухопутных войск в 2017 году составила 270 тысяч человек. Сухопутные войска состоят из 8 дивизий, 147 бригад и 4 военных баз. С 2014 года главнокомандующим Сухопутных войск российской федерации является Олег Леонидович Салюков.

Все задачи и цели сухопутных сил разделяются на несколько категорий:

  1. В мирное время главной задачей сухопутных войск является поддержание боеспособности, боевой подготовки личного состава. Войска обязаны создать необходимые запасы оружия и военной техники, которые могут понадобиться в случае войны. Также сухопутные войска должны находиться в режиме постоянной готовности к развёртыванию;
  2. Во время угрожающего периода служба в армии проходит в напряжённом режиме. Главными задачами Сухопутных войск в это время становится наращивание численности, подготовка техники к возможным боевым конфликтам, подготовка личного состава к ведению боевых действий на учениях;
  3. Во время войны главной задачей Сухопутных войск является мобильное развёртывание и отражение атак противника, а также его полный разгром.

В 2017 году Сухопутные войска получили большое количество новой военной техники. Тенденция к обновлению парка военной техники заложена и на 2018 год.

Войска военно-морского флота

Российский военно-морской флот был основан в 1696 году постановлением боярской думы. Главную роль в этом сыграл Пётр 1, который стремился превратить Россию в морскую державу. Днём основания военно-морского флота считается 30 октября. Этот праздник отмечается ежегодно.

Основной задачей современного военно-морского флота является проведение различных боевых операций на морях и океанах. Кроме этого, военно-морской флот способен решать следующие задачи:

  1. Наносить удары по различным объектам противника, причём удары могут быть как обычными, так и ядерными;
  2. Заниматься высадкой морского десанта;
  3. Проводить морские блокады портов противника;
  4. Защищать экономические интересы России.

Кроме этого, военно-морской флот может проводить различные поисково-спасательные операции.

Российский военно-морской флот имеет огромный арсенал современного вооружения, которое может использоваться не только для нанесения ударов по близким целям, но и способно наносить удары по целям, расположенным на расстоянии в сотни километров от флота.

Как и другие виды войск, ВМФ способны в кратчайшие сроки отреагировать на изменение военной обстановки в стране и за короткое время перейти в состояние полной боевой готовности для нанесения ударов.

В 2017 году ВМФ РФ было куплено несколько новых кораблей, в 2018 году, согласно программе модернизации военно-морского флота, будет введено в эксплуатацию ещё несколько новых кораблей. Всего до 2020 года планируется закупить 40 новейших тральщиков.

В состав военно-морского флота, помимо надводных сил входят:

  1. Подводные силы;
  2. Вся морская авиация;
  3. Береговые войска;
  4. Специальные войска (морская пехота).

Подводный флот России является одним из самых современных войск такого рода в мире. Он способен выполнять задачи по скрытому нанесению ударов по противнику. Кроме этого, подводные ракетоносцы несут на борту баллистические ядерные ракеты. Так как нахождение ядерных ракетоносцев строго засекречено, они являются мощным сдерживающим фактором для возможного агрессора. В случае начала боевых действий, подводный флот способен нанести внезапные ядерные удары огромной силы.

Военно-космические силы России

Военно-космические силы России были сформированы в 2015 году, являясь самым молодым видом войск во всей российской армии. Создание ВКС проходило на базе военно-воздушных сил России. В 2017 году ВКС России сумели преодолеть все проблемы, связанные с реорганизацией и начали обновлять парк воздушной техники. На период с 2018 по 2020 годы закупки самолётов и вертолётов будут проходить в рамках государственной программы. В 2018 году на вооружение ВКС должен поступить долгожданный истребитель пятого поколения – СУ-57.

В составе ВКС находятся следующие виды авиации:

  1. Армейская авиация;
  2. Фронтовая авиация;
  3. Военно-транспортная авиация;
  4. Дальняя авиация.

Войска ПВО (кроме Войсковых ПВО, которые входят в состав сухопутных войск) и противоракетной обороны также входят в состав ВКС.

Ракетные войска и воздушно-десантные войска

Ракетные войска стратегического назначения являются гордостью российской армии. Именно в этих войсках сосредоточена большая часть ядерного потенциала страны. РВСН гарантирует, что любой ядерный удар со стороны возможного соперника не останется без ответа. Главным оружием этого вида войск являются межконтинентальные ядерные ракеты, способные стереть с лица земли целую страну.

Воздушно-десантные войска являются мечтой многих юношей, которые были вызваны в военкомат на срочный призыв. Мало кому удаётся осуществить свою мечту, так как для службы в ВДВ нужно идеальное здоровье и психологическая устойчивость. Данные критерии созданы не просто так, ведь десантникам приходится действовать в тылу врага, не надеясь на поддержку со стороны других видов войск.

В составе ВДВ находятся не только воздушно-десантные, но и воздушно-штурмовые дивизии. Так как боевые задачи десантников чрезвычайно трудны, их обучение и тренировки отличаются особой сложностью.

Вооружение российской армии

Хотя в последние годы финансирование российской армии значительно увеличилось, всё же большинство военной техники является наследием эпохи СССР. Пусть данная техника достаточно качественная, однако прогресс не стоит на месте. Армии США, НАТО и даже Китая, давно уже обогнали Россию по числу новейших образцов военной техники, которая находится на службе в армии.

Последние годы отмечены поступлением новых образцов военной техники в армию России. Можно сказать, что обновление парка военной техники медленно, но верно происходит. Многие российские образцы самолётов и танков не только соответствуют зарубежным аналогам, но и во многом превосходят их.

Главной проблемой, из-за которой не получается быстро провести модернизацию, является недостаточное финансирование. Хотя доля ВВП, выделяемая на «оборонку» Россией составляет 5,3 процента, что намного больше, чем выделяется бюджетом Китая и США, в долларовом эквиваленте сумма получается намного ниже (если сравнивать с США, то меньше в 9 раз).

Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, государство каждый год выделяет значительную сумму для закупок новой военной техники.

Одной из последних новостей, которыми порадовало лето 2017 года — это то, что оборонная промышленность России настолько продвинулась в сфере высоких технологий, что больше не нуждается в зарубежных закупках электроники. Новая армия России 2017 – 2018 годов будет зависеть лишь от поставок отечественных оборонных предприятий.

Военная служба в армии

Хотя ещё с 1992 года ходят разговоры о полном переводе армии на контрактную основу, вопрос, сколько служат в армии по призыву, по-прежнему актуален. Стоит заметить, что сейчас срок службы в армии составляет один год, что является минимальным сроком за всю историю российской армии.

Призывники вызываются повестками на комиссию, где проходят тщательный медосмотр. По результатам обследования будущие солдаты получают категории годности в соответствии с состоянием своего здоровья.

Несмотря на то, что российская армия прошла сложный период в 90-е и 2000-е годы, сейчас Вооруженные силы РФ в состоянии дать отпор любому агрессору, так как увеличение финансирования позволяет постепенно обновлять парк военной техники.

Лекция № 16

Вид ВС – это часть ВС государства, предназначенных для ведения боевых действий в определенной сфере (на суше, на море, в воздухе и в космосе). Каждому виду ВС свойственны своя специфическая организационно-штатная структура, вооружение, система управления, боевой подготовки и материально-технического обеспечения.

Сухопутные войска являются самым многочисленным видом Вооруженных Сил и составляют основу группировок войск на стратегических направлениях. Они предназначены для обеспечения национальной безопасности и защиты нашей страны от внешней агрессии на суше, а также для защиты национальных интересов России в рамках ее международных обязательств по обеспечению коллективной безопасности.

В настоящее время в состав Сухопутных войск входят пять родов войск - мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, войска ПВО, авиация.

Мотострелковые войска - род войск, составляющий основу Сухопутных войск, ядро их боевых порядков. Они оснащены мощным вооружением для поражения наземных и воздушных целей, ракетными комплексами, танками, артиллерией и минометами, противотанковыми управляемыми ракетами, зенитными ракетными комплексами и установками, эффективными средствами разведки и управления.

Танковые войска составляют главную ударную силу Сухопутных войск и мощные средства вооруженной борьбы, предназначенные для решения наиболее важных задач в различных видах военных действий.

Ракетные войска и артиллер ия - главная огневая мощь и важнейшее оперативное средство Сухопутных войск в решении боевых задач по разгрому группировок противника.

Войска противовоздушной обороны являются одним из основных средств поражения воздушного противника. Они состоят из зенитных ракетных, зенитных артиллеристских и радиотехнических частей и подразделений.

Авиация Сухопутных войск предназначена для действий непосредственно в интересах общевойсковых формирований, их авиационной поддержки, ведения тактической воздушной разведки, высадки тактических воздушных десантов и огневой поддержки их действий, радиоэлектронной борьбы, постановки минных заграждений и других задач.

В состав Сухопутных войск входят соединения и части специальных войск - разведывательные, связи, радиоэлектронной борьбы, инженерные, радиационной, химической и биологической защиты, ядерно-технические, технического обеспечения, автомобильные и охраны тыла. Организационно в состав Сухопутных войск включены воинские части и учреждения тыла. Специальные войска обеспечивают успешное выполнение общевойсковыми формированиями стоящих перед ними задач.

На вооружении Сухопутных войск помимо стрелкового оружия



состоят танки (Т-80, Т-72, Т-64, Т-62, Т-54/55),

бронетранспортеры (БТР-60/70/80),

боевые машины пехоты (БМП-1/2),

боевые разведывательно-дозорные машины (БРДМ),

гаубицы и пушки калибра 122-203 мм,

минометы калибра 82, 120, 160 и 240 мм,

реактивные системы залпового огня (РСЗО калибра 122, 140, 220, 240 и 300 мм),

противотанковые средства (ручные противотанковые гранатометы, противотанковые ракетные комплексы, пушки), войсковые средства ПВО (зенитные самоходные установки, зенитные ракетные комплексы, переносные зенитные ракетные комплексы), оперативно-тактические ракеты «Точка-У», вертолеты Ми-8, Ми-24 , Ми-26.

Военно-воздушные силы – наиболее мобильный и маневренный вид Вооруженных Сил, предназначенный для защиты центров, районов страны (административных, промышленно-экономических), группировок войск и важных объектов от ударов противника с воздуха и космоса, обеспечения действий Сухопутных войск и Военно-Морского Флота, нанесения ударов по авиационным, сухопутным и морским группировкам противника, его административно-политическим и военно-экономическим центрам.

Основными задачами ВВС в современных условиях являются:

· вскрытие начала нападения воздушного противника;

· оповещение главных штабов Вооруженных Сил, штабов военных округов, флотов, органов гражданской обороны о начале воздушного нападения противника;

· завоевание и удержание господства в воздухе;

· прикрытие войск и объектов тыла от воздушной разведки, ударов с воздуха и космоса;

· авиационная поддержка Сухопутных войск и сил флота;

· поражение объектов военно-экономического потенциала противника;

· нарушение военного и государственного управления противника;

· поражение ракетно-ядерных, противовоздушных и авиационных группировок противника и его резервов, а также воздушных и морских десантов;

· поражение корабельных группировок противника в море, океане, на военно-морских базах, в портах и пунктах базирования;

· выброска боевой техники и высадка войск;

· перевозка по воздуху войск и боевой техники;

· ведение стратегической, оперативной и тактической воздушных разведок;

· контроль за использованием воздушного пространства в приграничной полосе.

В мирное время Военно-воздушные силы выполняют задачи по охране государственной границы России в воздушном пространстве, оповещают о полетах иностранных разведывательных аппаратов в приграничной полосе.

Военно-воздушные силы включают в себя воздушные армии Верховного Главного командования стратегического назначения и Верховного Главного командования военно-транспортной авиации; Московский округ ВВС и ПВО; армии ВВС и ПВО; отдельные корпуса ВВС и ПВО.

На вооружении ВВС состоят самолеты Ту-160 ,

Ту-22М. Ту-95СМ, Су-24

МиГ-29, МиГ-27, МиГ-31

Су-25, МиГ-25Р, Су-24МР, А-50

и вертолеты Ми-8, Ми-24, Ми-17, Ми-26.

Военно-Морской Флот является одним из важнейших внешнеполитических атрибутов государства. Он предназначен для обеспечения безопасности и защиты интересов Российской Федерации в мирное и военное время на океанских и морских рубежах.

Сегодня Военно-Морской Флот состоит из четырех флотов : Северного, Тихоокеанского, Черноморского, Балтийского и Каспийской флотилии. Приоритетной задачей флота является предотвращение развязывания войн и вооруженных конфликтов, а в случае агрессии ее отражение, прикрытие объектов страны, сил и войск с океанских и морских направлений, нанесение поражения противнику, создание условий для предотвращения военных действий на возможно более ранней стадии и заключения мира на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации. Кроме того, задачей Военно-Морского Флота является проведение операций по поддержанию мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными союзническими обязательствами Российской Федерации.

Для решения приоритетной задачи Вооруженных Сил и Военно-морского Флота - предотвращения развязывания войны в составе ВМФ имеются морские стратегические ядерные силы и силы общего назначения. В случае агрессии они должны отразить удары противника, нанести поражение ударным группировкам его флота и воспрепятствовать проведению им широкомасштабных морских операций, а также во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил Российской Федерации обеспечить создание необходимых условий для эффективного проведения оборонительных операций на континентальных театрах военных действий.

В боевом составе ВМФ авианосцы,

подводные лодки,

крейсера,

большие противолодочные корабли, эсминцы, сторожевые корабли, малые противолодочные корабли, минно-тральные корабли, десантные корабли, самолеты (Су-33, МиГ-29, Ту-22М, Су-24, МиГ-23/27, Ту-142, Бе-12, Ил-38), вертолеты (Ми-14, Ка-25, Ка-27), танки (Т-80, Т-72, ПТ-76), БРДМ, БТР, самоходные артиллерийские орудия (САУ калибра 122 и 152 мм), зенитные самоходные установки, переносные и самоходные зенитные ракетные комплексы.

Ракетные войска стратегического назначения , как самостоятельный род войск, предназначены для решения задач ядерного сдерживания нападения извне в интересах Российской Федерации и наших союзников, обеспечения стратегической стабильности в мире. Это войска постоянной боевой готовности, выполняющие роль главной составляющей части стратегических ядерных сил (СЯС) страны. На вооружении состоят стационарные

и мобильные ракетные комплексы,

способные в считанные минуты нанести одиночные, групповые или массированные ракетно-ядерные удары по противнику в любой точке земного шара, в любое время и в любых условиях обстановки.

Космические войска – принципиально новый род войск, который предназначен для обеспечения безопасности России в космической сфере. Основными задачами Космических войск является доведение информации предупреждения высшего военно-политического руководства страны о ракетном нападении, противоракетная оборона г. Москвы, создание, развертывание, поддержание и управление орбитальной группировкой космических аппаратов военного, двойного, социально-экономического и научного назначения.

Воздушно-десантные войска являются отдельным родом войск, предназначенным для действия в тылу противника, уничтожения средств ядерного нападения, пунктов управления, захвата и удержания важных районов и объектов, нарушения системы управления и работы тыла противника, содействия Сухопутным войскам в развитии наступления и форсирования водных преград. Оснащены авиатранспортабельными самоходными артиллерийскими, ракетными, противотанковыми и зенитными средствами, бронетранспортерами, боевыми машинами, автоматическим стрелковым оружием, средствами связи и управления. Имеющаяся парашютно-десантная техника позволяет выбрасывать десанты и грузы в любых условиях погоды и местности, днем и ночью с различных высот. Организационно состоит из воздушно-десантных соединений (частей), специальных войск, частей и учреждений тыла.


Система руководства и управления Вооруженными Силами Российской Федерации

Успешное выполнение задач, стоящих перед Вооруженными Силами, во многом зависит от эффективности системы руководства и управления военной организацией государства. К органам государственного руководства относятся Президент РФ, Федеральное Собрание, состоящее из Государственной Думы и Совета Федерации, Правительство РФ, Совет Безопасности. К органам военного управления относятся специально создаваемые военные органы, осуществляющие управление процессами формирования и функционирования Вооруженных Сил.

Общее руководство Вооруженными Силами (и другими воинскими формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный Главнокомандующий.

Согласно Конституции и Закону «Об обороне» им является Президент России. Президент (от латинского – сидящий впереди) – выборный глава государства в современных государствах с республиканской формой правления. В Российской Федерации должность Президента республики была учреждена в 1991 году. Это знаменовало новый этап в развитии российской государственности.

Президент получил власть из рук народа – избран на основе всеобщего равного, прямого тайного голосования граждан России. В соответствии с занимаемой должностью Президент Российской Федерации, как и президенты (главы) других государств является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. Его полномочия как Верховного Главнокомандующего определены Федеральным законом

«Об обороне» (статьи 4 и 13).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.80) Президент Российской Федерации является главой государства. В силу занимаемой должности и возлагаемых на него задач Президент РФ выступает гарантом безопасности Российской Федерации. Только перед Президентом РФ ставится задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, что создает условия для осуществления своих полномочий в нормальном конституционном режиме всем иным органам государственной власти и должностным лицам.

При вступлении в должность в приносимой присяге Президент Российской

Федерации клянется «...защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства...».

Выполнение ключевых функций в системе органов государственной власти и обороны страны обеспечено наделением Президента обширными полномочиями в сфере вооруженной защиты государства.

Реализуя свои полномочия Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства.

Среди полномочий Президента немало таких, которые самым непосредственным образом влияют на боевую готовность Вооруженных Сил. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Только Президенту государства как Верховному Главнокомандующему дано право утверждать такой основополагающий документ как План применения Вооруженных Сил Российской Федерации. Не менее важным является рассмотрение и утверждение Президентом Мобилизационного плана Вооруженных Сил, который по своей сути является директивным документом по переводу всего государственного механизма, а не только Вооруженных Сил, к функционированию в условиях военного времени.

Планом определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов. Кроме того, Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

Как глава государства в своей внешнеполитической деятельности он ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая и договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности.

Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Также утверждаются Президентом страны планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний. Ни одно подобное испытание не может быть проведено без санкции Президента.

Все места дислокации (расположения) соединений и более крупных формирований Вооруженных Сил, других войск, а также вопросы их перемещения в другие пункты дислокации рассматриваются Президентом Российской Федерации.

Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Перечень воинских должностей, замещаемых высшими офицерами в Вооруженных Силах и других войсках утверждается Президентом. Он же обладает правом назначения военнослужащих на эти должности и присвоения им высших офицерских званий.

Наиболее важные документы , такие как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-морском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни.

Дважды в год Президент издает указы о призыве граждан на военную службу, а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обороной страны и обеспечения безопасности граждан. Он в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает приказ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение, или которые имеют особое значение для обороны страны.

Вводя военное положение Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например: свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

Выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом “Об обороне”, Президент Российской Федерации – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны.

Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Основными его функциями является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации. Таким образом, Президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооруженной защиты его граждан. Его полномочия направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности Вооруженных Сил. На Президента Российской Федерации, как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами возлагается особая ответственность перед народом за состояние Вооруженных Сил России и их готовность защитить свое государство и свой народ.

В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция и Закон «Об обороне» четко определяют полномочия Федерального собрания в области обороны.

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и

выступает как орган представительства субъектов федерации. К его ведению

относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также – принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Государственная Дума: рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации – один из главных органов,

осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

1. В соответствии со статьей 114 Конституции РФ оно осуществляет меры по обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание деятельности Правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ «Об обороне». Согласно этого закона Правительство: разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;

2. организует обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;

3. организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

4. определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил;

5. организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы;

6. определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны;

7. организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.

Для претворения в жизнь, принимаемых государственными органами власти решений, относящихся к Вооруженным Силам, необходима постоянная организаторская работа. Эту деятельность ведут специальные военные органы, объединенные в системе Министерства обороны РФ. Деятельность этих органов является составной частью осуществления федеральной исполнительной власти.

Система военных органов, осуществляющих в Вооруженных Силах государственную власть, т. е. военное управление, состоит из:

– центральных органов;

– органов управления объединений, воинских соединений и частей;

– военных комиссариатов (местных органов военного управления);

– начальников гарнизонов (старших морских начальников);

– военных комендантов.

В качестве специфического вида органов управления принято выделять штабы.

Штаб – это основной орган в руках соответствующего командующего (командира) по оперативному управлению подчиненными ему войсками и силами флота.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет Министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб.

Министр обороны является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил РФ. Он несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск.

Министерство обороны Российской Федерации участвует в разработке

предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно разрабатывает федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеет координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий.

Основным органом оперативного управления войсками и силами флота ВооруженныхСил РФ является Генеральный штаб . Он разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Генеральный штаб разрабатывает также план применения и мобилизационный план Вооруженных Сил и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям Министра обороны или непосредственно Министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов МО РФ входят управления главнокомандующих видами Вооруженных Сил РФ. В структурном отношении управление главнокомандующего вида ВС РФ состоит из Командования, Главного штаба, главных управлений, управлений, отделов. Во главе вида Вооруженных Сил, Управления главнокомандующего видом стоит Главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно Министру обороны.

В состав управления военного округа входят: командование, штаб военного округа, управления, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц, определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Каждый орган военного управления функционирует согласно определенной для него компетенции в пределах предоставленных ему полномочий при строгом и неуклонном соблюдении и исполнении законов и основанных на них иных правовых актов.

Исполнительная власть , осуществляемая военными органами Вооруженных Сил РФ, действует как на основании общих принципов исполнительной власти, так и специфических, важнейшими из которых являются принципы: последовательной централизации, единоначалия и строгой дисциплины.

Централизация выражается в:

Осуществлении руководства всеми Вооруженными Силами государства из единого

Подчинении всех видов Вооруженных Сил РФ единому командованию;

Наделении центральных органов всей полнотой прав по управлению нижестоящими

военными органами и подчиненными войсками;

Обязательности актов и указаний вышестоящих органов и должностных лиц для

нижестоящих.

Единоначалие – основополагающий принцип строительства Вооруженных Сил РФ, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Суть единоначалия заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие в Вооруженных Силах РФ осуществляется на прочной правовой основе. Этот принцип закреплен юридически на законодательном уровне. Нормы военного законодательства, Уставы ВС РФ конкретно определяют обязанности и права соответствующих командиров (начальников), наделяют их необходимыми государственно-властными полномочиями.

Воинская дисциплина – важнейший принцип осуществления исполнительной власти в военном управлении. Однако, воинская дисциплина является только частью (видом) государственной дисциплины, действующей в военной области. Поэтому органы военного управления и их должностные лица обязаны соблюдать требования и других видов государственной дисциплины.

Таким образом, все сказанное выше позволяет сделать вывод, что Вооруженные Силы РФ имеют стройную систему руководства и управления, которая обеспечивает их надежную управляемость в различных условиях обстановки.

В состав Федерации входят разные войска (ракетные, сухопутные, воздушно-космические и т.д.), и все вместе они представляют собой организацию для организации обороны страны. Их основная задача - отражение агрессии и защита территориальной целостности государства, однако в последнее время задачи немного видоизменились.

  1. Сдерживание не только военных, но и политических угроз безопасности.
  2. Осуществление силовых операций в невоенное время.
  3. Обеспечение политических и экономических интересов государства.
  4. Использование силы для обеспечения безопасности.

На уроках ОБЖ состав Вооруженных Сил Российской Федерации изучается в 10-11 классах. Поэтому данная информация должна быть известна всем гражданам РФ.

Немного истории

Современный состав Вооруженных Сил Российской Федерации обязан истории. Он формировался в зависимости от возможных актов агрессии против государства. Наиболее значимый этап в истории развития армии - это победа на Куликовом поле (1380 год), под Полтавой (1709 год) и, конечно же, в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Постоянная армия в России образована при Иване Грозном. Именно он начал создавать войска с централизованным управлением и снабжением. В 1862-1874 годах была произведена реформа с введением всесословной воинской повинности, также были изменены принципы руководства, осуществлено техническое перевооружение. Однако после революции в 1917 году армии не стало. Вместо нее образовалась Красная Армия, а затем и СССР, которые делились на 3 вида: сухопутные, военно-воздушные и флот.

Сегодня состав Вооруженных Сил Российской Федерации немного изменился, но основной костяк остался таким же.

Сухопутные войска

Именно этот вид является самым многочисленным. Он был создан для присутствия на суше и, по большому счету, сухопутные войска - это наиболее важный элемент армии. Невозможно захватывать и удерживать территории без данного рода войск, отражать вторжение десанта и т.д. Именно для этих целей и были созданы подобные подразделения. В свою очередь они делятся на следующие виды:

  1. Танковые войска.
  2. Мотострелковые.
  3. Артиллерию.
  4. Ракетные войска и ПВО.
  5. Специальные службы.
  6. Войска связи.

Самый большой личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает сухопутные войска. Сюда входят все виды воинских подразделений, перечисленные выше.

Танковые (бронетанковые) войска. Они представляет собой главную ударную силу на земле и являются чрезвычайно мощным средством для решения задач первой важности.

Мотострелковые войска - подразделения с большой численностью состава и техники. Их назначение - самостоятельное ведение боевых действий на большой территории, хотя и в составе других родов войск они могут выступать в качестве поддержки.

Артиллерия и ракетные подразделения всегда состоят из соединений, частей тактических ракет, артиллерии.

ПВО - войска обеспечивающие защиту сухопутных частей и тыл от ударов с самолетов и других средств нападения с воздуха. Специальные службы выполняют узкоспециализированные функции.

Военно-космические силы

До 1997-го существовали но Указ Президента от 16 июля 1997 года обязал создать новый вид ВС. Начиная с этого времени состав Вооруженных Сил Российской Федерации несколько видоизменился: ВВС и подразделения космической обороны объединились. Так образовались Воздушно-космические силы.

Они занимаются разведкой воздушно-космической обстановки, определением вероятного начала воздушного или ракетного нападения и оповещения о нем органов военного и государственного управления. Само собой разумеется, ВКС России призваны в том числе отражать агрессию с воздуха или из космоса даже, если необходимо, с применением ядерного вооружения.

Состав ВКС

Современные ВКС России включают:

  1. Космические войска.
  2. Войска противовоздушной- и ракетной обороны.
  3. Воинские части технического обеспечения.
  4. Войска связи и РЭБ.
  5. Военно-учебные заведения.

Для каждого рода войск есть свой спектр задач. ВВС, например, отражают агрессию в воздушной среде, поражают объекты и войска противника с использованием обычных и ядерных средств.

Космические войска наблюдают за объектами в космосе и выявляют угрозы России из безвоздушного пространства. При необходимости они могут парировать возможные удары. Также на космические силы возлагается запуск космических аппаратов (спутников) на орбиту Земли, их управление.

Флот

ВМФ предназначается для защиты государства с моря и океана, защиты интересов страны в морских районах. ВМФ состоит из:

  1. Четырех флотов: Черноморского, Балтийского, Тихоокеанского и Северного.
  2. Каспийской флотилии.
  3. Подводных сил, которые предназначены для уничтожения лодок врага, нанесения ударов по надводным кораблям и их группировкам, поражения наземных объектов.
  4. Надводных сил для ударов по подводным лодкам, высадки морского десанта, противодействия надводным кораблям.
  5. Морской авиации для уничтожения конвоев, подводной флотилии, корабельных группировок, нарушения систем наблюдения противника.
  6. Береговых войск, на которых возложена задача обороны побережья и объектов на берегу.

Ракетные войска

Состав и организация Вооруженных Сил Российской Федерации также включают ракетные войска, которые могут содержать сухопутный, воздушный, водный компонент. в первую очередь предназначаются для уничтожения средств ядерной атаки, а также группировок противника. В частности, основными целями стратегических ракетных войск являются военные базы противника, промышленные объекты, крупные группировки, система управления, объекты инфраструктуры и т.д.

Основное и важное свойство РВСН - возможность точно нанести удары ядерным средством поражения на огромные расстояния (в идеале, в любую точку планеты) и одновременно по всем важным стратегическим объектам. Также они призваны создавать выгодные условия для других родов войск ВС. Если говорить об организации РВСН, то они состоят из частей, которые вооружены ракетами средней дальности и частей с межконтинентальными ракетами.

Самая первая часть была сформирована 15 июля 1946 года. Уже в 1947 году был произведен удачный первый тестовый запуск управляемой ракеты Р-1 (баллистической). К 1955 году существовало уже несколько частей, которые обладали ракетами дальнего действия. Но буквально через 2 года провели испытание межконтинентальной, с несколькими ступенями. Примечательно, что она была первой в мире. После испытания межконтинентальной ракеты появилась возможность создать новый род войск -стратегический. Этот логичный шаг последовал, и в 1960 году был организован еще один вид Вооруженных Сил - РВСН.

Дальняя или стратегическая авиация

Мы уже говорили про ВКС, однако такой род войск, как дальняя авиация, мы еще не затрагивали. Он достоин отдельной главы. В структуру и состав Вооруженных Сил Российской Федерации входят стратегические бомбардировщики. Примечательно, что они есть только у двух стран мира - США и России. Вместе с межконтинентальными ракетами и подводными ракетоносцами стратегические бомбардировщики являются частью ядерной триады и в первую очередь отвечают за безопасность государства.

Состав и задачи Вооруженных Сил Российской Федерации, в частности, дальней авиации, заключается в бомбардировке важных военно-промышленных объектов в тылу противника, уничтожении его инфраструктуры и больших скоплений войск, военных баз. Целями этих самолетов являются электростанции, заводы, мосты, и целые города.

Называются подобные самолеты стратегическими бомбардировщиками из-за возможности совершать межконтинентальные полеты и применять ядерное оружие. Некоторые виды самолетов могут использовать его, однако неспособны совершать межконтинентальные полеты. Они называются дальними бомбардировщиками.

Несколько слов о ТУ-160 - "Белом Лебеде"

Говоря о дальней авиации, нельзя не упомянуть ракетоносец ТУ-160 с изменяющийся геометрией крыла. В истории он является крупнейшим, мощнейшим и самым тяжелым сверхзвуковым самолетом. Его особенность - стреловидное крыло. Среди существующих стратегических бомбардировщиков, у него самая большая взлетная масса и боевая нагрузка. Пилоты дали ему прозвище - "Белый лебедь".

Вооружение ТУ-160

Самолет способен нести до 40 тонн вооружения, в том числе и разные виды управляемых ракет, свободнопадающих бомб и ядерные средства поражения. Бомбы "Белого Лебедя" носят негласное название "оружия второй очереди", то есть предназначается для уничтожения целей, которые сохранились после ракетного удара. Его огромный арсенал способен нести самолёт ТУ-160, из-за чего его статус стратегического полностью оправдывается.

Всего в состав Вооруженных Сил Российской Федерации входит 76 подобных бомбардировщиков. Но эта информация изменяется постоянно в силу списания старых и приема новых самолетов.

Мы описали основные моменты, касающиеся назначения и состава Российской Федерации, но на самом деле вооруженные силы - это крайне сложная структура, которую понимают изнутри только специалисты, связанные с ней непосредственно.

Основным гарантом независимости и неприкосновенности границ любого государства являются его вооруженные силы. Дипломатия и экономические средства – это, безусловно, важные (и действенные) инструменты международной политики, но жизнеспособной является только та страна, которая в состоянии себя защитить. Вся политическая история человечества является доказательством этого тезиса.

Вооруженные силы Российской Федерации (ВС РФ) в настоящее время являются одними из крупнейших в мире по численности. В рейтингах, составленных экспертными группами, армия России обычно входит в первую пятерку, наряду с вооруженными силами КНР, Индии, США и КНДР. Численность армии России определяется указами президента страны, который согласно Конституции РФ является главнокомандующим вооруженными силами. В настоящее время (лето 2018 года) она составляет 1 885 371 человек, в том числе около 1 млн военнослужащих. Сегодня мобилизационный ресурс нашей страны – это примерно 62 миллиона человек.

Россия является ядерным государством. Более того, наша страна обладает одним из крупнейших арсеналов ядерного оружия, а также совершенными и многочисленными средствами его доставки. Российская Федерация обеспечивает замкнутый цикл производства ядерного оружия.

Наша страна имеет один из самых развитых военно-промышленных комплексов в мире, российский ВПК способен обеспечить вооруженные силы практически всей номенклатурой оружия, боевой техники и боеприпасов от пистолетов до баллистических ракет. Более того, Россия является одним из крупнейших экспортеров вооружений в мире: в 2017 году российского оружия было продано на 14 млрд долларов.

Вооруженные силы РФ были созданы 7 мая 1992 года на основе подразделений ВС СССР, однако история российской армии значительно длиннее и богаче. Ее можно назвать наследницей не только вооруженных сил СССР, но и российской императорской армии, прекратившей свое существование в 1917 году.

В наше время комплектование российских вооруженных сил происходит по смешанному принципу: и через призыв в армию , и на контрактной основе. Современная государственная политика в сфере формирования вооруженных сил направлена на увеличение количества профессионалов, проходящих службу по контракту. В настоящее время весь сержантский состав ВС РФ является полностью профессиональным.

Годичный бюджет российских вооруженных сил в 2018 году составлял 3,287 трлн рублей. Это 5,4% от всего ВВП страны.

В настоящее время срок службы в армии России по призыву составляет 12 месяцев. В вооруженные силы могут быть призваны мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.

История армии России

14 июля 1990 года появилось первое российское военное ведомство. Оно получило название «Государственный комитет РСФСР по обеспечению и взаимодействию с Министерством обороны и КГБ СССР». После августовского путча в Москве на основе комитета на непродолжительное время было сформировано Министерство обороны РСФСР.

После распада СССР были сформированы Объединенные вооруженные силы стран СНГ, но это была временная мера: 7 мая 1992 года первый российский президент Борис Ельцин подписал указ о создании Вооруженных сил Российской Федерации.

Первоначально в состав ВС РФ вошли все воинские части, находившиеся на территории страны, а также войска, которые были под российской юрисдикцией. Тогда их численность составляла 2,88 млн человек. Практически сразу возник вопрос о реформировании вооруженных сил.

90-е годы были сложным периодом для российской армии. Хроническое недофинансирование приводило к тому, что из нее уходили лучшие кадры, практически прекратилась закупка новых видов вооружений, многие военные заводы были закрыты, а перспективные проекты остановлены. Практически сразу после создания российских вооруженных сил появились планы полностью перевести их на контрактную основу, но недостаток финансирования долгое время не позволял двигаться в этом направлении.

В 1995 году началась первая чеченская кампания, которая продемонстрировала катастрофическое положение российской армии. Войска были недоукомплектованы, боевые действия показали серьезные недостатки в их управлении.

В 2008 году ВС РФ участвовали в конфликте в Южной Осетии. Он вскрыл большое количество недостатков и проблем современной российской армии. Самыми серьезными из них были низкая мобильность войск и плохая управляемость. После окончания конфликта было объявлено о начале военной реформы, которая должна была значительно повысить мобильность подразделений ВС и увеличить согласованность их совместных действий. Результатом реформы стало сокращение количества военных округов (четыре вместо шести), упрощение системы управления сухопутными войсками, значительное увеличение армейского бюджета.

Все это позволило форсировать поступление в войска новой военной техники, привлечь большее количество профессионалов-контрактников, увеличить интенсивность боевой подготовки частей.

В этот же период полки и дивизии начали реорганизовывать в бригады. Правда, в 2013-м году начался обратный процесс: полки и дивизии начали формироваться вновь.

В 2014 году российская армия сыграла ключевую роль в возвращении Крыма. В сентябре 2018 года началась операция ВС РФ в Сирии, которая продолжается и в настоящее время.

Структура российской армии

Согласно российской Конституции, общее руководство вооруженных сил России осуществляет Верховный главнокомандующий, им является президент страны. Он возглавляет и формирует Совет безопасности РФ, в задачи которого входит выработка военной доктрины и назначение высшего руководства вооруженных сил. Президент страны подписывает указы о срочном призыве на военную службу и увольнении в запас военнослужащих, утверждает различные международные документы в сфере обороны и военного сотрудничества.

Непосредственное управление вооруженными силами осуществляет Министерство обороны. Его основной задачей является проведение государственной политики в сфере обороны, поддержание постоянной готовности ВС, развитие военного потенциала государства, решение широкого ряда социальных вопросов, проведение мероприятий по межгосударственному сотрудничеству в военной сфере.

В настоящее время (с 2012 года) министром обороны России является генерал армии Сергей Шойгу.

Оперативное командование ВС РФ осуществляется Генеральным штабом страны. Его начальником в настоящий момент является генерал армии Валерий Герасимов.

Генштаб проводит стратегическое планирование применения вооруженных сил, а также других силовых ведомств Российской Федерации. Этот орган также занимается оперативной и мобилизационной подготовкой российской армии. В случае необходимости именно под руководством Генштаба происходит мобилизационное развертывание ВС РФ.

Сейчас в состав Вооруженных сил РФ входят три вида войск:

Также неотъемлемой частью ВС РФ являются следующие рода войск:

  • Специальные войска.

Самыми многочисленными являются Сухопутные войска, в их состав входят следующие рода войск:

  • Танковые;
  • Войска ПВО;
  • Специальные войска.

Сухопутные войска – это костяк современной российской армии, именно они проводят наземные операции, захватывают территории и наносят основной урон противнику.

Воздушно-космические силы являются самым молодым видом войск в российской армии. Указ об их формировании был издан 1 августа 2015 года. ВКС были созданы на базе российских военно-воздушных сил .

В состав ВКС входят Военно-воздушные силы, состоящие из армейской, фронтовой, дальней и военно-транспортной авиации. Кроме этого, неотъемлемой частью ВВС являются зенитные ракетные войска и радиотехнические войска.

Еще одним родом войск, который входит в состав ВКС, являются войска ПВО и противоракетной обороны. В их задачу входит предупреждение о ракетном нападении, управление орбитальной группировкой спутников, противоракетная оборона российской столицы, запуск космических аппаратов, проведение испытаний различных видов ракетной и авиационной техники. В структуру именно этих войск входят два космодрома: «Плесецк» и «Байконур» .

Еще одним компонентом Военно-воздушных войск являются космические войска.

Военно-морской флот – это вид вооруженных сил, который может проводить операции на морских и океанских театрах военных действий. Он способен наносить ядерные и обычные удары по морским и сухопутным объектам противника, высаживать десанты на побережья, защищать экономические интересы страны, проводить поисково-спасательные операции.

В состав ВМФ РФ входят надводные, подводные силы, морская авиация, береговые войска и части специального назначения. Подводные силы ВМФ РФ могут выполнять стратегические задачи, на их вооружении находятся подводные ракетоносцы с баллистическими ядерными ракетами.

В состав береговых войск входят части морской пехоты и ракетно-артиллерийские береговые войска.

В состав ВМФ РФ входит четыре флота: Тихоокеанский, Черноморский, Балтийский и Северный, а также Каспийская флотилия.

Отдельным родом войск являются Ракетные войска стратегического назначения – это главный компонент ядерных сил России. РВСН – это инструмент глобального сдерживания, он является гарантией ответного удара в случае ядерного нападения на нашу страну. Основное вооружение РВСН – это стратегические межконтинентальные ракеты с ядерной боевой частью мобильного и шахтного базирования.

В состав РВСН входят три ракетные армии (со штабами в Омске, Владимире и Оренбурге), испытательный полигон Капустин Яр, исследовательские и учебные заведения.

Воздушно-десантные войска также относятся к отдельному роду войск и являются резервом Главнокомандующего. Первые воздушно-десантные части были сформированы в СССР еще в начале 30-х годов. Этот род войск всегда считался элитой армии, он остается ею и по сей день.

В состав ВДВ входят воздушно-десантные и десантно-штурмовые подразделения: дивизии, бригады и отдельные части. Основное назначение десантников – ведение боевых действий в тылу противника. Сегодня в состав ВДВ РФ входит пять дивизий, пять бригад и отдельный полк связи, а также специализированные учебные заведения и учебные центры.

В состав ВС РФ также входят специальные войска. Под этим названием понимается совокупность подразделений, которые обеспечивают нормальное функционирование Сухопутных сил, ВКС и ВМФ. К специальным войскам относятся железнодорожные войска, медицинская служба, дорожные и трубопроводные войска, топографическая служба. К этому роду войск относятся и специальные подразделения ГРУ .

Территориальное разделение ВС РФ

В настоящее время территория России разделена на четыре военных округа: Западный (штаб находится в Санкт-Петербурге), Центральный (штаб в Екатеринбурге), Южный (Ростов-на-Дону) и Восточный со штабом в Хабаровске.

В 2014 году было объявлено о формировании новой военной структуры – стратегического командования «Север», задачей которого является защита российских государственных интересов в Арктике. По сути, это еще один военный округ, созданный на базе Северного флота. Он располагает сухопутными, авиационными и военно-морскими компонентами.

Вооружение армии РФ

Большинство видов вооружения и военной техники, которая ныне используется российской армией, была разработана и изготовлена еще в советский период. Танки Т-72, Т-80, БТР-80, БМП-1 , БМП-2 и БМП-3, БМД-1, БМД-2 и БМД-3 – все это российской армии досталось в наследство от СССР. Схожая ситуация со ствольной и реактивной артиллерией (РСЗО «Град», «Ураган», «Смерч») и авиацией (МиГ-29, Су-27, Су-25 и Су-24). Нельзя сказать, что эта техника катастрофически устарела, ее вполне можно использовать в локальных конфликтах против не очень сильных противников. Кроме того, в СССР было выпущено столько оружия и боевой техники (63 тыс. танков, 86 тыс. БМП и БТР), что их можно эксплуатировать еще многие годы.

Однако эта техника уже значительно уступает новейшим аналогам, принятым на вооружение армиями США, Китая и Западной Европы.

Примерно с середины прошлого десятилетия на вооружение российской армии стали поступать новые образцы боевой техники. Сегодня в ВС РФ активно идет процесс перевооружения. В качестве примеров можно привести танки Т-90 и Т-14 «Армата», БМП «Курганец» , боевую машину десанта БМД-3, БТР-82, РСЗО «Торнадо-Г» и «Торнадо-С», тактический ракетный комплекс «Искандер», последние модификации ЗРК «Бук», «Тор» и «Панцирь». Идет активное обновление самолетного парка (Су-35, Су-30 , Су-34). Проходит испытания российский истребитель пятого поколения ПАК ФА.

В настоящее время значительные средства вкладываются и в переоснащение российских стратегических сил. Старые ракетные комплексы, созданные еще в СССР, постепенно снимаются с дежурства и заменяются новыми. Идет разработка новых ракет (как, например, «Сармат»). На вооружение приняты подводные лодки-ракетоносцы четвертого поколения проекта «Борей». Для них был разработан новый ракетный комплекс «Булава».

Происходит перевооружение и российского ВМФ. Согласно государственной программе развития вооружений (2011-2020 гг.), в состав ВМФ РФ должны войти десять новых атомных подводных лодок (как ракетных, так и многоцелевых), двадцать дизельных подлодок (проект «Варшавянка» и «Лада»), четырнадцать фрегатов (проекты 2230 и 13356) и более пятидесяти корветов разных проектов.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Загрузка...