decorininterior.ru

Корабль денис давыдов. Военно-морской флот отказался от «Дюгоней

Десантный катер приходится младшим братом боевого корабля (), предназначенного для перевозки военного оборудования и выброски морского десанта. Он настолько удобный, что входит в состав основных . Его история создания связана с тем, что в Первой Мировой Войне корабли с трудом могли подойти к необорудованным берегам для переброски личного состава и вооружения. Поэтому после войны представители флота задумались о создании специальных водных средств, которые могли бы доставлять боевой груз и солдат на берег без пристани и другого необходимого для причала средств. Так в конце 1930-хх гг английские конструкторы спроектировали боевой катер типа MLC. В дальнейшем распространение катера в другие страны изменяло его название. В Германии его называли морской десантной баржей. Британия обозначила его как механизированный десантный корабль, а в Соединенных Штатах катер получил название вспомогательного десантного судна. Сути плавающего средства это не меняло. Уже к началу Второй Мировой Войны почти все основные страны-участницы имели в своих флотах катер такого типа. Для Советского Союза проект стал возможен только в послевоенные годы.

Десантные возможности

Усиленный корпус, малая осадка и плоское днище у катера дают возможность сняться с мели без чьей-либо помощи. Он относительно малых размеров и достаточно мобилен. За счет характеристик он может без затруднения подходить к самому берегу на мелководье или заплывать в труднодоступные места побережья, например, скрытые пляжи или бухты. Это позволяет высадить группы морского десанта и вооружение, не выдавая своего местоположения.

Мобильные суда могут перевозить 1-2 танка или до 7 бронированных машин. Или же на борту помещается до 200 вооруженных солдат морской пехоты.

Задачи и спектр применения

Десантные суда предназначены для оперативной морской транспортировки и высадки на побережьях, не оборудованных специальными причалами, десантных войск и военной техники. Это могут быть танки, бронированные машины, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские установки. Флот также использует катера в роли снабженца. Суда могут поставлять продовольствие, оружие, средства связи и другие вещи, необходимые в бесперебойной жизнедеятельности или в бою военным, расположенным на берегу. Десантные катера работают как самостоятельно, так и совместно с большими или универсальными десантными кораблями. Они перевозятся большими судами специального назначения и выпускаются на воду недалеко от места операции. Катера выбрасывают десант при огневой поддержки авиации и боевых кораблей.

Разновидности десантных катеров

Десантные катера имеет три основных подтипа, которые определяют их принцип работы:

  1. Водоизмещающий катер – это тип корабля имеет большое водоизмещение при движении. Это самая распространенная категория десантных судов. Такие катера выдерживают даже штормовые условия, когда волны достигают до 3,5 метров в высоту.
  2. Катера на воздушной каверне – это скоростной вид транспорта. Под его днище поступает воздух. Он снимает силу препятствия воды и, тем самым, улучшает скоростные способности аппарата. Следствием повышения воздушного давления является образование и удержания пузыря воздуха – каверны. Каверна выполняет функцию воздушной смазки. Яркими представителями таких судов во флоте являются десантный катер проекта 21820 «Дюгонь», десантный катер проекта 11770 «Серна».
  3. Судоходные аппараты на воздушной подушке. Такие катера схожи по принципу работы с судами на воздушной каверне. Они могут передвигаться с огромной скоростью, буквально паря над водой или твердой поверхностью на воздушной подушке. Она образуется за счет аккумулирования сжатого воздуха под днище. Двигают «парящее судно» два воздушных винта. Представителями летающих катеров является советские проекты «Кальмар», «Скат», «Омар», «Касатка», «Мурена» и американский десантная лодка типа LCAC.

Конструкция

Как правило, такие катера – малогабаритные судна и имеют открытый трюм. Нос оборудован специальным устройством для загрузки и выгрузки боевой техники и пехотинцев – аппарелью. Эта платформа представляет собой механизированный пандус со способностью опускаться на поверхность и подниматься обратно, закрывая трюм судна. В задней части катера находятся машинное отделение и рубка управления транспортом. Конструкция устроена таким образом, что катер, попадая на мель, может сняться с нее без помощи вспомогательной техники.

Оборонительного оружия на борту немного. Обычно это переносной ракетно-зенитный комплекс и стрелковое оружие экипажа. Часто на катерах установлены пулеметы крупного калибра для дополнительной огневой поддержки. Так, например, на катере «Дюгонь» на воздушной каверне установлена корабельная пулеметная установка МПТУ-1 с 14,5-мм пулеметом. «Скат» – катер на воздушной подушке вооружен четырьмя 30-мм гранатометами БП-30 «Пламя» и двумя 7,62-мм пулеметами Калашникова. Десантные катера проекта 02510 оснащены одним пулеметом 12,7 миллиметра или одним 40-мм гранатометом, также на борту стоят 7,62 миллиметровых пулемета и 4 морских мины. Американские десантные катера в основном вооружены двумя 12,7-мм пулеметами М2. А катер на воздушной подушке типа LCAC оборудован навигационной системой Маркони LN-66 b и двумя пулеметами M-2HB. Среднее число экипажа составляет до 8 человек.

Слабые и сильные стороны десантных катеров

Десантные судна имеют ряд сильных и слабых сторон. К сильным можно отнести:

  • Мобильность и конструкция катеров позволяют подплывать к труднодоступным необорудованным берегам
  • Корпус лодки устроен так, что дает ему возможность сниматься с мели самостоятельно.
  • Судна на воздушной подушке может перемещаться и перевозить грузы по любой поверхности: по болоту, тундре, снегу и льду, песку и мелководью.
  • Высокая грузоподъемность позволяет вместить тяжелый транспорт, оружие, продовольствие или большое количество солдат.
  • Высокая скорость представителей кораблей на воздушной подушке дает возможность оперативно перевозить груз или личный состав и так же быстро отойти от опасных берегов.
  • Некоторые большие катера, например, «Мурена» и «Зубр» имеют мощное вооружение и оказывают огневую поддержку и расставляют морские мины.
  • Могут работать зимой и летом без потери эффективности.

Также есть и слабые стороны:

  • Основное количество катеров имеют недостаточное вооружение для отражения атак противника, поэтому им необходима дополнительная огневая поддержка других судов.
  • Катера не способны преодолевать высокие волны и преграды.

Силовая установка

Силовая установка зависит от подтипа судна и страны производителя. Обычно на аппаратах, оснащенных подушкой, российского образца «Кальмар» установлено две газовых турбины модели АЛ-20К с двумя воздушными винтами, которые крепятся сверху катера. А на американской версии LCAC стоит четыре газотурбинных двигателя Allied-Signal TF-40B. Эта мощная двигательная система позволяет развивать скорость до 55 узлов.

Водоизмещающие суда и корабли на каверне имеют от 1 до 2 дизельных двигателей. Гребные винты находятся под водой и на них установлены раздельно-управляемые поворотные насадки. Их количество, как правило, соответствует количеству двигателей. А скорость колеблется от 8 до 11 узлов. Также существует водометный тип винтовой системы. Его сила образуется в результате выталкивания из насоса мощной водяной струи. Такая движущая установка стоит на десантном катере на воздушной каверне «Серна», с двумя дизельными двигателями М503А.

Боевое применение

Маневренность, скорость и мобильность катеров позволила им участвовать в большом количестве военных операций с момента их выхода в свет. Они выполняли функции не только десантных судов, но и снабженцев других кораблей и патрульных морских территорий.

Катера типа LCM-2 активно использовались в период Второй Мировой войны у берегов Сицилии и Северной Африки. В десантных операциях у Соломоновых островов. Большое количество судов было задействовано в операции «Нептун» в Нормандии.

Зимой 1945 года катера LCVP применялись для высадки десанта у берегов Японии. А весной того же года американские LCM-5 в «Рурской операции» на Рейне.

А в 50-хх гг. прошлого века после войны была осуществлена эвакуация американских солдат с территории Северной Кореи, в которой участвовало около 200 судов. В их числе были и десантные катера.

Судостроители всегда стремились создать быстроходный корабль с как можно более экономичным ходом, потребляя при этом намного меньше топлива, чем типичное судно. Суда на воздушной каверне, скользящие на воздушной смазке, как раз и есть тем экономичным плавсредством, чем суда на воздушной подушке.

Активное развитие быстроходных судов на воздушной каверне началось всего лишь 10 лет назад, но идея использования поддува воздуха под корпус транспортного средства для создания подъемной силы возникла очень давно, более двух с половиной веков назад. Впервые предложение о «воздушной смазке» судов в 1882 году запатентовал шведский инженер Лаваль, построивший в 1885 году судно с поддувом воздуха под корпус через трубы с большим количеством мелких отверстий. Положительных результатов инженер не добился, так как при ограниченной подаче воздуха ему было сложно получить под днищем равномерно распределенный слой воздуха, и как следствие, низкое сопротивление трения судна. Однако подобные эксперименты по уменьшению гидродинамического сопротивления за счет «воздушной смазки» проводились и в более позднее время.

Систематические исследования в области технологии воздушной смазки было начато в Советском Союзе в 1960 году. Наиболее значительный вклад в этой области был сделан инженером Анатолием Акимовичем Бутузовым. Именно он установил, что досадное кавитационное явление может быть полезным для определения основных гидродинамических характеристик судов.

Однако, разработанная под контролем академика Логвиновича уникальная ракето-торпеда М-5 комплекса «Шквал» в 1977 году привела к выдающемуся техническому достижению. С помощью специального гидрореагирующего топлива, способного создавать более эффективную тягу реактивному двигателю, а также благодаря газовой каверне , образовавшейся в результате распада продуктов химической реакции топлива, торпеда способна двигаться под водой со скоростью около 200 км в час, что делает устройство самым смертоносным оружием морского боя. Уникальный результат исследований подводной ракето-торпеды подтолкнул советских кораблестроителей к применению технологии воздушной каверны на обычных водоизмещающихся судах. Успешные испытания в лабораторных условиях постепенно реализовались в концепцию воздушной каверны на полномасштабном речном судне и несамоходной барже.

В конце 70-х годов по лесам Дальнего Востока прошла волна масштабных пожаров, от которых пострадали сотни людей, проживающих в районе произошедших трагедий. В июне 1979 года председатель Совета министров СССР собрал экстренное заседание, на котором был поднят вопрос о состоянии дел по борьбе с лесными пожарами. Итогом совещания стало создание технических средств предупреждения пожаров, одним из которых стало задание на проектирование патрульного катера проекта 14081 шифр «Сайгак». Особенностью данного судна стал абсолютно новый принцип движения катера - газовая каверна, у которого для формирования смазки вместо воздушного компрессора, использовались выхлопные газы от двигателя.

Справка - «каверна» в переводе с английского языка означает «полость».

патрульный катер на газовой каверне проекта «Сайгак»

патрульный катер на воздушной каверне проекта «Сокжой»

Повторюсь, что в основу принципа движения судна на газовой каверне проекта 14081 легла технология создания под днищем патрульного катера искусственной воздушной прослойки, которая изолирует большую часть корпуса от контакта с водной поверхностью, чем достигается существенное уменьшение сопротивления и обеспечиваются высокие скоростные характеристики. Благодаря такой конструкции судно на воздушной каверне получило прекрасную проходимость по мелководью, и как следствие возможностью посадки (высадки) людей на необорудованном берегу.

судно на воздушной каверне для малых рек проекта «Линда»

Первым серийным судном на воздушной каверне стал для малых рек проекта «Линда». Строительство экономичных, за счет уникального динамического принципа поддержания, речных судов началось в 1993 году. Обладая низкой осадкой всего 95 см, и малым уровнем вибрации и шума, катера прекрасно зарекомендовали себя на многочисленных реках России. Пассажирское судно на воздушной каверне «Линда» имело полное водоизмещение 25 тонн при посадке 70 пассажиров, длину корпуса 24 м, ширину 4 м и развивало скорость хода до 60 км в час, благодаря силовой установке мощностью 1000 л.с.

десантный катер на воздушной каверне проекта 11770 «Серна»

С 2004 года в ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева началась разработка проекта десантного катера для военно-морского флота Российской Федерации. Вскоре в феврале 2006 года был заложен первый серийный десантный катер на воздушной каверне проекта 11770 шифр «Серна».

Основным предназначением катера является доставка на не оборудованное побережье, а также снятие с него военной гусеничной, колесной и другой техники общей массой до 45 тонн. Кроме того военное судно способно перевозить передовые подразделения десанта с полной экипировкой численностью 92 человека, либо 50 тонн различных грузов.

Катер на воздушной каверне проекта 11770 «Серна» обладает полным водоизмещением 99,7 тонн, имеет длину корпуса 25,6 м, ширину 5,8 м и осадку 1,5 м. Силовая установка в составе двух дизелей типа М-503А-3 мощностью по 3300 л.с. позволяет развивать скорость хода до 30 узлов. Еще одной особенностью катера на воздушной каверне проекта «Серна» является оригинальный движитель. Вместо типичных гребных винтов десантный катер оборудован новым типом , лопасти рабочего колеса которого, способны работать при непрерывном поступлении воздуха в гидравлическое сечение движителя. Данная система получила название «вентилируемый водометный движитель». В отличие от обычного водомета данное устройство не имеет спрямляющего аппарата и сопла, формирующего струю.

малый десантный корабль на воздушной каверне проекта 21820 «Дюгонь»

Развитием десантного катера проекта «Серна» можно считать малый десантный корабль на воздушной каверне проекта 21820 шифр «Дюгонь», который также разработан Нижегородским ЦКБ. Из обозначенного названия видно, что данное судно имеет иные тактико-технические характеристики, чем его предшественник, хотя и предназначен для выполнения тех же функций.

Малый десантный корабль на воздушной каверне проекта «Дюгонь» имеет полное водоизмещение 230 тонн, длину корпуса 45 м, ширину 7,6 м, и осадку 2,2 метра. Оснащенный газотурбинным двигателем типа М-70 ФРУ мощностью 18 тысяч л.с. десантный корабль способен транспортировать три танка или пять бронетранспортеров или 140 тонн грузов со скоростью до 50 узлов.

Как уже было неоднократно сказано, технология воздушной каверны позволяет не только увеличить скорость судна, но и снизить расход топлива как минимум на 15 процентов. Кроме того, научно доказано, что данная система применима практически для любого - от до . Конечно же, внимательный читатель спросит, а возможно ли создать такой объем избыточного давления под днищем тяжелого ? Однако он будет приятно удивлен, обнаружив, что дело вовсе не в количестве сжатого воздуха. Наоборот, для больших кораблей, имеющих большую площадь корпуса, потребность в количестве воздуха для поддержания воздушной смазки небольшая, или другими словами прямо пропорциональна. Чтобы понять это давайте рассмотрим как достигается тот самый эффект воздушной каверны .

Для создания явления воздушной каверны, необходима определенная геометрия днища, выполненная в виде небольшого углубления. Благодаря потоку воздуха, который подается через отверстия, в углублении создается воздушный карман, который в свою очередь и играет роль воздушной смазки, уменьшая гидродинамическое сопротивление. Однако у этого способа движения имеется один значительный недостаток. Суда на воздушной каверне обладают невысокой мореходностью, по причине имеющейся тенденции к «смыванию» образовавшегося воздушного слоя. В то же время важным преимуществом перед является то, что нет необходимости в непрерывной подаче сжатого воздуха для эффективной работы системы.

Таким образом, потребность в воздухе, необходимого для поддержания воздушной смазки судна на воздушной каверне примерно в 10 раз меньше, чем на . Выходит, данные суда являются более экономичными плавсредствами.

прототипная модель судна «Stena Airmax»

В перспективе идея уменьшения сопротивления способом применения воздушной каверны была бы особенно полезна для тихоходных грузовых судов и нефтеналивных танкеров. Именно поэтому известная шведская судоходная компания «Stena Bulk» инициировала вложение 50 миллионов шведских крон в 2005 году на разработку концепции грузового судна на воздушной каверне проекта «Stena E-MAXair» в надежде на радикальное сокращение расхода топлива на своих судах на 20-30 процентов. Однако прежде чем запустить в работу полномасштабный проект судна дочерняя фирма «Stena Teknik» в сотрудничестве с Технологическим университетом Чалмерса в Гетеборге в 2010 году на западном побережье Швеции провела испытания прототипной модели судна «Stena Airmax», выполненной в масштабе 1:12. Получив успешные результаты тестов на 15-метровой модели судна, шведские судостроители уже в ближайшее время должны приступить к строительству полноразмерного судна «Stena Prospect» весом 65 тысяч тонн и длиной корпуса 182 метра. Единственное, что пока замедляет процесс реализации проекта, это возникающее явление, которое усложняет положительный эффект движения судна. Он включает в себя внутреннее формирование волн в воздушной полости днища корпуса. Однако выходом в данной ситуации является сбалансированная подача воздуха для оптимизации давления.

грузовое судно на воздушной каверне «Stena Prospect», проект

Что ж будем надеяться, что уже очень скоро мы увидим грузовые суда на воздушной каверне в водах мирового океана.


ДЕСАНТНЫЙ КАТЕР ПРОЕКТА 21820 «ДЮГОНЬ»
LANDING CRAFT PROJECT 21820 «DUGON»

27.10.2014
В рамках проведения заводских ходовых испытаний (ЗХИ) экипаж десантного катера проекта 21820 «Лейтенант Римский-Корсаков» выполнил стрельбы по морским и воздушным целям и провел скоростные испытания главной энергетической установки, сообщила пресс-служба ЗВО.
В морских полигонах Балтийского флота (БФ) экипаж десантного катера успешно поразил все назначенные цели из двух морских тумбовых 14,5-мм пулеметных установок, которые удачно сочетают скорострельность станкового пулемета с бронебойностью противотанкового ружья.
Также экипаж катера совместно с представителями заводской сдаточной команды испытал главную энергетическую установку, состоящую из двух дизельных двигателей М507А-2Д мощностью по 9000 л.с. каждый, позволяющую развивать скорость хода до 35 узлов.
Двигатели десантного катера были проверены на всех режимах хода, на минимальных и максимальных скоростях. На катере проведены испытания по погрузке и транспортировке бронетранспортеров БТР-82А, состоящих на вооружении соединения морской пехоты БФ. В ближайшие дни экипажу «Лейтенанта Римского-Корсакова» предстоит провести высадку морского десанта на плав и на необорудованное побережье.
В начале ноября десантный катер «Лейтенант Римский-Корсаков» приступит к государственным ходовым испытаниям, после завершения которых войдет в состав БФ и начнет выполнять задачи по предназначению, говорится в сообщении пресс-службы ЗВО.

01.11.2014
Завершены государственные испытания нового десантного катера проекта 21820 «Денис Давыдов». Новейший десантный катер проекта 21820 «Денис Давыдов», построенный для Балтийского флота (БФ) на Ярославском судостроительном заводе, завершил государственные испытания в морских полигонах БФ.
В ходе испытаний представители заводской сдаточной команды совместно с экипажем катера и членами государственной приемной комиссии проверили маневренные и скоростные характеристики катера, работу всех агрегатов, систем и узлов, навигационных и радиотехнических средств, а также вооружения корабля.
При этом были выполнены артиллерийские стрельбы по надводным и воздушным целям, отработаны задачи по погрузке различной колесно-гусеничной техники на плав и на побережье.
В ближайшее время катер пройдет ревизию, будет проведено контрольное вскрытие механизмов и приборов, специалисты и члены госкомиссии оценят общее состояние катера, его оборудования и всех имеющихся на нем средств.

10.11.2014


Во Владивостоке подписан приемный акт о передаче ВМФ РФ десантного катера «Иван Карцов» проекта 21820 «Дюгонь». Об этом сообщает «Российская газета».
«Иван Карцов» станет первым катером этой серии на Тихоокеанском флоте. Ранее один катер типа «Дюгонь» получила Каспийская флотилия, еще три проходят испытания на Балтийском флоте. В сентябре представитель Ярославского судостроительного завода Владимир Попов сообщил, что «Иван Карцов» может быть продан во Вьетнам.

25.11.2014


Как сообщило в своем пресс-релизе ОАО «Ярославский судостроительный завод» (управляющая компания «ЗАО «ВП ФИНСУДПРОМ»), 23 ноября 2014 года в Балтийске после успешного завершения государственных приемных испытаний был подписан приемный акт на построенный этим предприятием скоростной десантный катер на воздушной каверне «Денис Давыдов» (заводский номер 701, бортовой номер «748″) проекта 21820 (шифр «Дюгонь»; проектант – нижегородское ОАО «ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева»).
Это первый в серии из трех десантных катеров проекта 21820, построенных ОАО «Ярославский судостроительный завод» по государственному контракту с Министерством обороны России, заключенному 23 июня 2011 года. В ознаменование 200-летия Отечественной войны 1812 года было принято решение увековечить память героев этой войны в наименованиях данной серии десантных катеров.

07.12.2014


Новейший десантный катер проекта 21820 «Лейтенант Римский-Корсаков», построенный для Балтийского флота на Ярославском судостроительном заводе, успешно завершил заводские ходовые испытания в морских полигонах Балтийского флота, сообщила в субботу пресс-служба Балтфлота.
«Представители заводской сдаточной команды совместно с экипажем катера провели маневренные и скоростные испытания, проверили работу всех агрегатов, систем и узлов, навигационных и радиотехнических средств, а также вооружения корабля», - говорится в сообщении.
Военные провели артиллерийские стрельбы по надводным и воздушным целям, отработали погрузку различной колесно-гусеничной техники на воду и на побережье. В ближайшие дни катер приступит к государственным испытаниям. Сдаточной команде, экипажу и государственной приемной комиссии предстоит проверить соответствие тактико-технических характеристик катера утвержденному проекту.
РИА Новости

09.12.2014


8 Декабря 2014 Новейший десантный катер «Мичман Лермонтов», построенный для Балтийского флота на Ярославском судостроительном заводе, впервые вышел в море в рамках заводских ходовых испытаний.
После завершения заводских и государственных испытаний десантный катер «Мичман Лермонтов» войдет в состав Балтийского флота (БФ).
«Мичман Лермонтов» прибыл прибыл на главную базу БФ – Балтийск в конце октября 2014 года для прохождения швартовых и ходовых заводских испытаний.
«Мичман Лермонтов» - третий катер проекта 21820, которым вскоре пополнится соединение десантных кораблей флота. Аналогичный корабль «Денис Давыдов» в настоящее время уже завершил государственные испытания, а катер «Лейтенант Римский Корсаков» проходит заводские ходовые испытания в морских полигонах БФ.

19.12.2014


В рамках заводских ходовых испытаний экипаж новейшего десантного катера проекта 21820 «Мичман Лермонтов» совместно с морскими пехотинцами Балтийского флота (БФ) приступил к проверке возможностей по погрузке, выгрузке и скоростной переброске военной техники морем.
Одновременно экипаж катера совместно с представителями заводской сдаточной команды испытывает главную энергетическую установку, состоящую из двух дизельных двигателей М507А-2Д мощностью по 9000 л.с. каждый, способную развивать скорость хода до 35 узлов.
При максимальной загруженности десантного катера военной техникой его двигатели проверяются в море на всех режимах хода, на минимальных и максимальных скоростях.
В ближайшие дни экипажу «Мичмана Лермонтова» предстоит провести высадку морского десанта на плав и на необорудованное побережье, а также выполнить стрельбы по морским и воздушным целям из морских тумбовых пулеметных установок.
После завершения заводских ходовых и государственных испытаний десантный катер «Мичман Лермонтов» войдет в состав соединения десантных кораблей БФ.

12.06.2015


В рамках празднования 70-летия соединения десантных кораблей Тихоокеанского флота сегодня на 33-м причале Корабельной набережной города Владивостока состоялась торжественная церемония подъема Андреевского флага на новом десантном катере «Иван Карцов».
На торжественной церемонии присутствовали представители командования ТОФ, военной промышленности (ОАО «Восточная верфь»), ветераны флота, личный состав Приморской флотилии разнородных сил.
Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц поздравил тихоокеанцев с приемом нового корабля и подчеркнул, что бригада десантных кораблей под командованием капитана 1 ранга Максима Алалыкина выполняет учебно-боевые задачи с высоким качеством. Только в прошлом году соединение достойно представляло флот во время проведения крупномасштабных командно-стратегических учений «Восток-2014», осуществив высадку десанта на необорудованные побережья Чукотки и Камчатки. Военные моряки показали высокий профессионализм на международном, совместном с ВМС Китая учении «Морское взаимодействие-2014», а также в период дальних океанских походов.
Поступление нового боевого корабля, отметил командующий флотом, обладающего универсальными характеристиками, положительно скажется на деятельности сил флота в своей операционной зоне.
Командующий ТОФ вручил полотнище Андреевского флага командиру корабля старшему мичману Сергею Самохвалову, который под звуки оркестра поднял символ военного флота над новой боевой единицей Тихоокеанского флота.
Пресс-служба Восточного военного округа

Десантные катера проекта 21820 «Дюгонь» October 26th, 2012


Десантный катер Д-105 "Атаман Платов" пр.21820, 2010 г

Десантные катера проекта 21820 шифр «Дюгонь» (по кодификации НАТО - Dyugon) - это серия новейших российских десантных катеров на воздушной каверне, головным кораблем серии является катер - Д-105 «Атаман Платов». В настоящее время он является единственным построенным по данному проекту кораблем и входит в состав Каспийской флотилии. Сегодня в постройке находится еще 2 катера данного проекта - один строится на ОАО «Восточная верфь» во Владивостоке, второй на ОАО «Судостроительный завод «Волга» в Нижнем Новгороде. Также в 2011 году был подписан контракт на постройку серии из 3-х десантных катеров проекта 21820 на ОАО «Ярославский судостроительный завод». П.

Предшественник «Дюгоня», до сих пор не имеющий мировых аналогов, - скоростной десантный катер проекта 11770 «Серна», так же разработанный в ЦБК по судам на подводных крыльях. «Дюгонь» намного совершеннее «Серны». У него низкая заметность, большое водоизмещение позволило в разы увеличить грузоподъемность и десантовместимость, скорость, дальность плавания, мореходность, при габаритной осадке такой же, как у Серны, оснащен эффективным вооружением огневой поддержки десанта.

Современные концепции ведения боевых действий на море предусматривают активные действия военных флотов против береговых объектов, поэтому появление «Дюгонь» в составе ВМФ РФ - это повышение его боевых возможностей. На Дальнем Востоке строится второй такой корабль.





Первый из трех кораблей данной серии был заложен на ЯССЗ 18 января 2012 года, корабль получил имя «Денис Давыдов»

Головной катер данного проекта был заложен в 2006 году и с 2010 года входит в состав одного из соединений Каспийской флотилии и получил имя «Атаман Платов» в честь командующего Великого войска Донского, чьи полки в 1814 году входили в Париж и «подарили» французской столице новый вид заведений общепита - бистро (от русского слова «быстро»), так как казаки в парижских кафе требовали, чтобы их обслужили как можно скорее. Стоит отметить, что и десантные катера, заложенные в Ярославле, получат имена героев Отечественной войны 1812 года, что в год ее 200-летия представляется действительно актуальным. Три катера, строящиеся в Ярославле, получат имена «Денис Давыдов», «лейтенант Римский-Корсаков» и «мичман Лермонтов». Два последних были членами морского гвардейского экипажа и принимали участие в кампании 1812 года.

Десантный катер проекта 21820 «Дюгонь» был разработан в Нижнем Новгороде специалистами «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях» им. Р. Е. Алексеева. Данное конструкторское бюро специализируется в области научных исследований, проектировании и создании скоростных кораблей, судов и катеров с динамическими принципами поддержания. Конструкторами и учеными данного КБ были созданы не имеющие аналогов в мире корабли-экранопланы или как их еще называют - «Каспийские монстры». Это и ракетный «Лунь» и транспортно-десантный «Орленок», которые были способны развивать скорость во время основного режима движения до 500 км/ч. По проектам созданным в «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях» им. Р. Е. Алексеева было произведено более 8 000 кораблей на подводных крыльях как гражданского, так и военного назначения.


В настоящее время скорость во время проведения десантных операций играет все большую роль. Чем быстрее техника и войска будут доставлены на плацдарм, тем больше шансов на то, что успех на данном направлении удастся развить. Опыт, который получили российские моряки во время использования десантных катеров «Серна» проекта 11770, еще раз подтвердил данную аксиому. Но стало очевидным и другое: в качестве самостоятельных боевых единиц сегодня требуются еще более скоростные суда, обладающие большей десантовместимостью и грузоподъемностью. При этом амфибийные и мобильные характеристики новых кораблей должны были соответствовать аналогичным характеристикам катеров проекта 11770. Данные обстоятельства стали импульсом к созданию нового транспортно-десантного катера на воздушной каверне, которым и стал катер проект 21820 «Дюгонь».

Полное водоизмещение десантных катеров на воздушной каверне типа «Дюгонь» составляет 280 тонн, длина наибольшая - 45 метров, ширина наибольшая - 8,5 метра., осадка - 1,9 метра. Максимальная скорость хода - 35 узлов при высоте волны 0,75 метра. Корабль может использоваться и в штормовых условиях при высоте волны не более 3,5 метров. Десантные катера проекта 21820 оснащаются двумя дизельными двигателями типа М507А-2Д мощностью по 9 000 л.с. каждый. Максимальная дальность плавания составляет 500 морских миль. Размеры грузового трюма - 27х6,8х2,34 метра, максимальная грузоподъемность - 140 тонн, десантный катер может перевозить до 3-х ОБТ или 5 БТР.

В системе управления десантного катера «Дюгонь» совместно с морским информационно-вычислительным комплексом МИВК 6П-08Б, гирокурсоуказателем ГКУ-5, лагом ЛИ2 1 и двигателями, которые оснащены тахометрами типа ТЭ-204, применяется и авторулевой «Агат-М3» (разработка и производство «НПП «АНФАС» город Саратов). При этом возможно использование модернизированного авторулевого «изменение 4».

Движительно-рулевой комплекс десантного катера, включающий в свой состав вентилируемый водометный движитель, не выступает за габариты корпуса судна и позволяет эффективно работать в условиях засоренных акваторий и мелководья. Экипаж десантного судна составляет 6 человек. На десантном катере имеется вооружение. В штатной комплектации оно состоит из 2-х крупнокалиберных пулеметов МТПУ калибра 14,5-мм, а также 8 ПЗРК типа «Игла». По желанию заказчика состав и комплектация вооружения может быть изменена.

Свои достаточно высокие боевые характеристик корабли данного проекта, в частности единственный находящийся в строю десантный катер «Атаман Платов», подтвердили в рамках проведения стратегических маневров «Центр-2011», которые в том числе проходили и на Каспии. В рамках учений десантный катер достаточно быстро доставил к месту боя и высадил на необорудованное побережье бронетехнику и морскую пехоту.



Сообщается, что данные суда могут использоваться вместе с десантно-вертолетными кораблями доками проекта «Мистраль», которые строятся сегодня для ВМФ России. Танко-десантные катера проектов 11770 «Серна» и 21820 «Дюгонь» полностью подходят для «Мистралей» по своим массогабаритным характеристикам. Такие катера совместно с авиационной группой «Мистралей» предназначены для доставки вооружений и сил десанта корабля-дока на берег.

В настоящее время постройка кораблей проекта 21820 для нужд ВМФ России продолжается. А ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева продолжает работать над усовершенствованием катеров данного проекта и создание новых модификаций. Все они отличаются друг от друга главными энергетическими установками, компоновочными решениями, движителями, скоростью хода и водоизмещением. Но при этом все, как нельзя лучше, подходят для применения в десантных операциях в акватории закрытых и полузакрытых морей, заливах и архипелажных водах.

Двигатели - 2 х дизеля М507А-2Д мощностью по 9000 л.с.

ТТХ катера :
Экипаж - 6 чел

Длина - 45 м
Ширина - 8.6 м
Осадка - 2.2 м
Водоизмещение полное - 280 т
Грузоподъемность максимальная - 140 т

Скорость полного хода - 35 уз
Дальность плавания - 300 миль
Мореходность - 5 баллов

Вооружение : 2 х установки МТПУ-1 с пулеметами калибра 14.5 мм.

Оборудование : в системе управления катера совместно с гирокурсоуказателем ГКУ-5, морским информационно-вычислительным комплексом МИВК 6П-08Б, лагом ЛИ2‑1 и двигателями, оборудованными тахометрами типа ТЭ-204 используется авторулевой "Агат-М3" разработки и производства ООО "НПП "АНФАС" (г.Саратов). На серийных кораблях проекта используется модернизированный авторулевой "изменение 4" (2010 г.).

: 3 основных танка или 5 БТР или груз / десант. В первоначальном варианте катера по проекту "Шельф" - 3 БМП или 3 БТР.


Первым катером на газовой каверне был пограничный катер проекта 14081 «Сайгак».

Принцип движения судна на газовой каверне отличается от движения судна на воздушной подушке, хотя и в том и в другом случае под днище судна подаётся воздух, который снижает гидродинамическое сопротивление и улучшает скоростные ка­чества судна.

Если у судов на воздушной подушке вся масса поддерживается над опорной поверхностью силами избыточного давления постоянно нагнетаемого воздуха и носит статический характер, то у судов с воздушной каверной масса на ходу поддерживает­ся динамической реакцией воды, действующей на днище. А вследствие повышения давления воздуха под днищем катера при его движении, вблизи опорной поверхности при определённой геометрии днища образовывается и удерживается воздушный пу­зырь (каверна), который играет роль воздушной смазки.

Все, кажется, очень просто, но для того чтобы воплотить эту идею в промышлен­ный образец сотрудникам ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова понадобилось много лет научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

А промышленный образец в виде катера проекта 14081 прошёл опытную эксп­луатацию, по результатам которой все убедились в несомненных преимуществах кате­ра с воздушной каверной. В дальнейших разработках ЦКБ «Редан» воздушная кавер­на применялась очень широко. Правда, после опытной эксплуатации катера проекта 14081 отказались от воздушного компрессора, так как выхлопных газов главного двигателя было вполне достаточно, чтобы сформировать и удерживать под днищем каверну. С тех пор все катера разработки ЦКБ «Редан» именовались катерами на газовой каверне.


Высадка морских десантников на береговые плацдармы с целью их захвата является очень важным и часто встречающимся способом проведения современных боевых операций. Одним из самых главных требований при высадке морского десанта является скорость, с которой десантники, а также боевая техника способны высадиться на берег. Скорость – это и внезапность, и возможность застать противника врасплох, и возможность развить дальнейший успех наступательной операции, это залог победы.

Однако такое преимущество может быть достижимо лишь в случаях, когда в современных вооруженных силах имеются скоростные морские транспортные средства для доставки морских десантников, а также боевой техники к месту, где должна произойти высадка. Имеются ли такие средства в современных вооруженных силах России? Да, имеются. Современные российские морпехи высаживаются с десантных катеров образца «Серна». Однако в последнее время боевая техника развивается просто-таки не по дням, а по часам, и потому катера «Серна» устарели как в техническом, так и в моральном плане. Им на смену должны прийти транспортно-десантные катера нового типа и новых технических возможностей. Создание таких катеров получило наименование проект 21820 и шифр «Дюгонь».

Краткая информация о предприятии, которое строит катера проекта 21820

Проект включает в себя строительство новых малых десантных судов, зонами действия которых должны быть прибрежные морские воды, а также реки.

Разрабатывает проект российское предприятие «ЦБК по СПК имени Алексеева». На сегодняшний день это единственный в мире производственно-конструкторский центр, который создает корабли с подводными крыльями. В мире имеется еще несколько предприятий, пытающихся строить такие же суда, однако их продукция не идет ни в какое сравнение с той, которая выпускается на российском предприятии. Еще в середине прошлого века здесь был сконструирован и построен знаменитый гигантский экраноплан, прозванный «Каспийским монстром». За все время своего существования предприятие сконструировало и ввело в действие около 9 тысяч кораблей на подводных крыльях. Это были и военные корабли, и суда гражданского предназначения.

Информация о проекте 21820 «Дюгонь»

Новый десантный катер проекта 21820 «Шифр» будет строиться на основе предшествующей отечественной версии «Серна». Для катера проекта 21820 взято все лучшее из «Серны», плюс к этому добавлены новейшие технические разработки. В итоге, по замыслу конструкторов, должно получиться судно, равного которому на сегодняшний день в мире не существует.

Днище оснащено так называемой воздушной каверной. Такое гидродинамическое устройство не ново, но до недавних времен существовало исключительно в теоретических разработках. Благодаря такому техническому новшеству, десантные суда станут обладать гораздо большей грузоподъемностью, сохраняя при этом небольшие размеры и не теряя скорости передвижения. Больше того, благодаря такому техническому нововведению, катера смогут передвигаться значительно быстрее, а, кроме того, их двигатели смогут работать намного экономичней.

Водоизмещение десантных катеров нового типа будет существенно больше, чем у их аналогов предыдущего поколения. Кроме того, они будут обладать большей вместимостью и грузоподъемностью. Выше будет и скорость, о чем уже упоминалось. Еще одно немаловажное новшество заключается в том, что суда будут малозаметными для вражеских радаров. На борту предполагается серьезное вооружение. В частности, их вооружат двумя крупнокалиберными пулеметами, а также переносным ракетно-зенитным комплексом «Игла».

Благодаря таким характеристикам, катер с успехом сможет доставлять десантников на берег. Кроме того, он сможет прикрывать десантников в случае атаки с моря или с воздуха. Еще одно достоинство заключается в том, что во время высадки он, благодаря своему вооружению, сможет поддерживать их огнем.

Этапы строительства катеров проекта 21820

Как водится, вначале был построен первенец проекта 21820, его назвали «Атаман Платов». Судно заложили в 2006 году. Через четыре года он стал боевой единицей Каспийской флотилии. Затем приступили к строительству еще двух новых судов. Один катер строило владивостокское судостроительное предприятие «Восточная верфь», а другой – нижегородский судостроительный завод «Волга». Кроме того, в 2011 году Минобороны России решило начать строительство еще трех катеров, заключив с этой целью контракт с Ярославским судостроительным заводом.

Сколько именно судов проекта 21820 будет в итоге построено, широкой общественности неизвестно. Зато известно, что все построенные и будущие катера станут называться именами героев, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Так, построенные в Ярославле катера назвали «Денис Давыдов», а также «Мичман Лермонтов» и «Лейтенант Римский-Корсаков». Два последних героя – это русские военные моряки, которые в 1812 году участвовали в сражениях с французами на суше.

В 2014 году закончили строительство двух катеров из проекта 21820. Один из них, «Денис Давыдов», пополнил Балтийский флот, а другой, «Иван Карцов», приписан к Тихоокеанскому флоту. После них в строй вошли «Мичман Лермонтов» и «Лейтенант Римский-Корсаков», построенные судостроителями Ярославля. Оба корабля также приписаны к Балтийскому флоту. Исходя из первичных отзывов, все катера проекта 21820 «Шифр» намного превосходят аналогичные образцы предыдущих поколений.

Подробные технические параметры и тактические особенности катеров проекта 21820

У российских транспортно-десантных катеров нового образца нижеследующие параметры и ТТХ:

  • Водоизмещение – до 280 тонн;
  • Наибольшая длина – 45 метров;
  • Наибольшая ширина – 8,5 метра;
  • Глубина осадки – 1,9 метра;
  • Скорость передвижения – до 35 узлов;
  • Могут быть использованы в шторм, в случае если волна не превышает высоты больше 3,5 метров;
  • Катера оборудованы двумя двигателями дизельного типа;
  • Суммарная мощность двух двигателей – 18000 лошадиных сил;
  • Максимум груза, который можно принять на борт – 140 тонн. Это позволяет разместить два современных танка;
  • В грузовых отсеках способны разместиться три боевые машины пехоты или столько же бронетранспортеров;
  • Экипаж – 6 человек;
  • Управление – автомобильного типа.

Благодаря особенностям конструкции, катера обладают способностью успешно двигаться на мелководье, а, кроме того, в водоемах, где наблюдается большая засоренность.

Оправдали ли первые образцы проекта 21820 ожидания?

На этот вопрос можно ответить однозначно: десантные катера проекта 21820 оправдали вполне. Еще в 2011 году первенец серии «Атаман Платов» участвовал в боевых учениях под названием «Центр-2011». Учения проводились в акватории Каспийского моря. На этих учениях «Атаман Платов» показал себя, что называется, в полной красе. Катер с успехом доставил морскую пехоту вместе с бронетехникой на берег, продемонстрировав в ходе учений все свои уникальные боевые свойства.

Исходя из первых впечатлений о катерах, сегодня сложилось устойчивое мнение, что они хорошо справляются с выполнением той боевой роли, которая им предназначена, а потому их строительство будет продолжено. Новыми катерами вооружат три российских флота – Балтийский, Тихоокеанский и Черноморский. При строительстве они могут быть подвергнуты изменениям и улучшениям в плане их технических, а также боевых характеристик.

Загрузка...