decorininterior.ru

Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему: "Ковер для куклы Даши". Конспект занятия по познавательному развитию "Знакомство с прямоугольником" (средняя группа) Дидактическая игра «Кто лишний за столом?»

Конспект итогового занятия по математике в средней группе детского сада, тема: «В стране геометрических фигур»

Цели:

Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.
Совершенствовать умение соотносить цифру с количеством, сравнивать совокупности и устанавливать между ними равенство;
Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;
Совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку;
Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине, понимать независимость числа.
Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки, общую и мелкую моторику.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

Картинки для динамической паузы, картинки «геометрические флаги», картинки «кто лишний за столом?», картинки для гимнастики для глаз.

Раздаточный материал:

Рабочие листы с заданиями «геометрические деревья», «геометрические дома», «геометрические качели», «геометрическая рыбалка».
Ножницы, клей, листы бумаги, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры.
Карандаши цветные, веера с цифрами, картинки с изображением из геометрических фигур с заданным цветом каждой фигуры для раскрашивания.

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Игровая ситуация «Путешествие в страну геометрических фигур»

Сегодня мы совершим путешествие в страну геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете? Круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат - это плоскостные фигуры. Еще есть фигуры объемные - куб, шар, цилиндр.
В геометрической стране геометрические фигуры везде-везде.

Количественный и порядковый счет, цифры

Упражнение «Геометрические деревья»

Перед вами деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры. Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? Пять деревьев.
Покажите дерево, с кроной похожей на круг (овал, треугольник, прямоугольник, квадрат).
Какое по счету дерево с круглой кроной (овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной)?

Величина, цифры

Упражнение «Геометрические дома»

Рассмотрите дома геометрической страны.

Как вы думаете, в каком доме живет какая геометрическая фигура?
Чей дом самый высокий (низкий)?
Чей дом самый широкий (узкий)?
К чьему дому ведет самая длинная (короткая) дорожка?
Покажите на веере число, обозначающее количество этажей в квадратном доме (прямоугольном, треугольном).

Ориентировка в пространстве

Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»

А сейчас переверните листы бумаги на обратную чистую сторону и приготовьте для работы картонные геометрические фигуры.

Поставь квадрат в правый верхний угол.
Поставь круг в середину листа.
Поставьте треугольник в левый нижний угол.
Поставьте овал в левый верхний угол.
Поставьте треугольник в правый нижний угол.

Динамическая пауза «Сосчитай и сделай»
Сколько треугольников в елочке зеленой,
Столько ты немедленно выполни наклонов. (3)

Сколько на тарелке овальных пирожков,
Столько же немедленно выполни прыжков. (5)

Прямоугольных сколько стаканов для гостей,
Столько приседаний выполни скорей. (4)

На полке сколько круглых ваз.
В ладоши хлопни столько раз. (1)

Сколько квадратных флагов повесили для нас,
Столько поворотов выполни сейчас. (2)

Мышление

Дидактическая игра «Кто лишний за столом?»

Как вы думаете, какая геометрическая фигура лишняя за округлым столом? Как вы думаете, какая фигура лишняя за многоугольным столом?

Независимость числа

Упражнение «Геометрические флаги»

Каких квадратных флагов больше, синих или красных? Их поровну. Значит, количество флагов не зависит от их цвета.
Каких прямоугольных флагов больше, маленьких или больших? Их поровну. Значит количество не зависит от величины.
Каких треугольных флагов больше, тех что выстроили в круг, или тех, что выстроили в ряд? Их одинаковое количество. Значит количество не зависит от расположения.

Сравнение совокупностей

Упражнение «Геометрические качели»

На качелях катаются геометрические фигуры. С левой стороны качелей посадите кататься три круга. А на правую сторону посадите овалов, на один меньше, чем кругов. Что можно сделать, чтобы кругов и овалов стало поровну? Добавить один овал или убрать один круг.

Мелкая моторика, глазомер

Упражнение «Поймай рыбку»

Поставьте карандашом точку в середине каждой рыбки и соедините эту точку с крючками.

Найдите глазами предмет, похожий по форме на треугольник (круг, квадрат, овал, прямоугольник).

Вырезание ножницами «Геометрические фигуры»

Как с помощью ножниц, из квадрата сделать треугольники?
Как с помощью ножниц, из прямоугольника сделать квадраты?
Как из круга сделать два полукруга?

Конструирование «Геометрическая картинка»

Составьте из получившихся у вас геометрических фигур картинку и наклейте ее на лист бумаги. Эта картинка напомнит вам о путешествии в страну геометрических фигур.

А домой возьмите вот такую раскраску. (Картинка с изображением, составленным из геометрических фигур с заданным цветом для раскрашивания каждой фигуры).

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Программное содержание:

— продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине);

— упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур с соотнесением их с предметами окружающей действительности (круг, прямоугольник).

Дидактический наглядный материал : машины детские средних размеров (5 шт.), набор инструментов (4 шт.), куклы (4 шт.), ленточки (5 шт.).

Раздаточный материал: круги из картона (5 шт.) и прямоугольники из картона (5 шт.) на каждого ребенка, полоски из картона разной длины и ширины по 2 шт. на каждого ребенка, комочки из ваты, скатанные и перевязанные ниткой («снежки»), два обруча.

Ход занятия

На доске перед детьми закреплено изображение – цифра 5.

Воспитатель: — Дети, сегодня мы с вами в гостях у числа 5. Зная, что мы придем, оно приготовило нам несколько заданий испытаний. И для выполнения первого задания вам нужно разделиться на две команды: Мастеров и Мастериц.

Дети делятся на команды, мальчики – Мастера, девочки – Мастерицы и подходят к столам.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, перед Мастерами – машины с инструментами, перед Мастерицами – куклы с бантиками. А теперь задание: Мастерам и Мастерицам разложить предметы на группы и посчитать их, чтобы узнать количество предметов.

Команды раскладывают и считают каждый свои предметы. Дают ответ о количестве.

Воспитатель: — Сколько машин у Мастеров? — (Пять).

— Сколько инструментов для ремонта машин? – (Четыре).

— А чего больше? – (Машин). – На сколько? – (На одну машину больше).

— Что нужно сделать, чтобы и машин и инструментов стало поровну? – (Убрать одну машину или добавить один инструмент).

— Сколько кукол у Мастериц? – (Четыре).

— А ленточек для них? – (Пять).

— Всем куклам хватит завязать банты? – (Да, еще останется одна ленточка).

Воспитатель: — А теперь, вы будете работать с геометрическими фигурами. Сядьте за столы и выложите круги и квадраты друг над другом так, чтобы кругов оказалось больше на один.- (Дети выложили четыре прямоугольника и пять кругов).

— Выложите фигуры так, чтобы кругов оказалось меньше на один. – (Дети выложили пять прямоугольников и четыре круга).

— Выложите равное количество фигур. — (Пять кругов и пять прямоугольников).

— Молодцы, вы верно справились с заданием!

Подвижная игра «Ледяные дорожки»

Воспитатель: — Задание Мастерам выложить на полу ледяную дорожку из широких и коротких полосок, а Мастерицам из длинных и узких. Причем заметьте, у обеих команд равное количество полосок.

Дети выложили полоски, каждая напротив своей команды.

— Что вы заметили? – (У Мастериц дорожка длиннее, а у Мастеров короче).

— Приступаем к катанию снежков по ледяным дорожкам, кто быстрее наполнит обруч снежками.

Дети катают снежки по дорожкам. Команда Мастеров закончили быстрее. Дети называют причину этого.

Воспитатель: — Поиграли, а сейчас предлагаю вам назвать предметы, по форме напоминающие круг и прямоугольник.

Дети: — Солнце, помидор, мяч, обруч – в форме круга.

— Книга, дверь, ковер в группе – в форме прямоугольника.

Воспитатель: — Все задания выполнены, занятие закончено.

НАТАЛЬЯ МОРОЗОВА
Занятие по математике в средней группе «Знакомство с прямоугольником»

«Знакомство с прямоугольником »

Математика средняя группа

Цель : познакомить детей с прямоугольником и учить их различать прямоугольник , квадрат и треугольник; продолжить учить раскладывать предметы в ряд в порядке возрастания по ширине; развивать глазомер.

Демонстрационный материал : прямоугольник , квадрат, треугольник.

Раздаточный материал : у каждого ребенка прямоугольник , квадрат, треугольник разных цветов;

по три полоски, равные по длине, уменьшающиеся по ширине.

Ход занятия

Дети сегодня к нам пришел Петрушка. Он принес нам фигуры, а как они называются, не знает. Давайте ему поможем разобраться.

Детям показываю прямоугольник и квадрат разного цвета.

Что это? (квадрат)

Давайте его обведем. Приготовьте свои пальчики. Палец идет слева направо, дошли до угла, повернули, палец идет сверху вниз, дошли до угла, повернули, палец идет справа налево, дошли до угла, повернули, палец идет снизу вверх.

Что мы обводили? (квадрат)

Что это? (прямоугольник )

Давайте его обведем. Приготовили пальчики….

Чем отличаются прямоугольник от квадрата ?

Накладываю квадрат на прямоугольник

Смотрите одна сторона у них одинаковая, а две другие стороны разные, они у прямоугольника длиннее , чем у квадрата.

Дети возьмите в тарелочках квадрат и прямоугольник , положите перед собой.

Давайте обведем пальчиком квадрат.

Что вы обводили?

Обведите прямоугольник .

Что вы обводили?

Давайте сравним ваши прямоугольники и квадраты . Наложите квадрат на прямоугольник .

Что мы можем сказать про стороны квадрата и прямоугольника ? (одна сторона одинаковая, а две стороны у прямоугольника длиннее , чем у квадрата).

Переместите квадрат в другую сторону. Что мы можем сказать про стороны квадрата и прямоугольника ?

Ребята Петрушка принес нам не только квадраты и прямоугольники , достаньте из тарелочек треугольник. Разложите перед собой в ряд прямоугольник , квадрат и треугольник. Сейчас мы поиграем в игру «покажи фигуру как у меня»

Показываю по одному прямоугольник , квадрат и треугольник

Какую фигуру ты мне показал?

Какого она цвета?

А у меня прямоугольник (квадрат, треугольник) какого цвета?

А сейчас соберите все фигуры на тарелочки и немного отдохнем.

Физкульт. минутка

Чтоб головка не болела, ей вращаем вправо влево

А теперь руками крутим и для них разминка будет

Тянем наши ручки к небу, в стороны разводим,

Повороты вправо-влево плавно производим

Наклоняемся легко достаем руками пол

Потянули плечи, спинки, а теперь конец разминки

Достаньте из тарелочек полоски и разложите их по порядку от самой узкой до самой широкой.

Где мы будем подравнивать полоски? (вверху)

Какая полоска самая узкая? (зеленая)

Какая полоска самая широкая? (серая)

Какая полоска уже зеленая или оранжевая? (зеленая полоска уже, чем оранжевая)

Какая полоска шире оранжевая или зеленая? (оранжевая полоска шире, чем зеленая)

Какая полоска уже оранжевая или серая?

Какая полоска шире серая или оранжевая?

Назови полоски от самой узкой до самой широкой. (показывает пальцем - самая узкая,пошире, самая широкая) .

Скажите, с какой геометрической фигурой мы познакомились сегодня на занятии ?

С какой геометрической фигурой мы сравнивали прямоугольник ?

Как мы раскладывали полоски?

Ребята вы все были молодцы, справились со всеми заданиями и помогли Петрушке разобраться с геометрическими фигурами.

Муниципальное Административное Дошкольное Образовательное
Учреждение
Центр Раннего Развития детский сад №43
Разработка конспекта занятия по математическому развитию на тему
«Знакомство с прямоугольником»
Воспитатель:
Рындя Ольга Петровна

Калининград
2017
Тема занятия: «Знакомство с прямоугольником».
1. Цель занятия: познакомить детей с прямоугольником.
2. Задачи:
1. Способствовать формированию представлений о прямоугольнике и его
свойствах;
2. Развивать умение детей самостоятельно добывать знания и пополнять их
объем (самостоятельно определить сходства и отличия квадрата и
прямоугольника);
3. Упражнять в умении правильно называть геометрические фигуры и слова,
обозначающие их свойства: прямоугольник, квадрат, длина, ширина, шире,
короче, равные по длине, ширине;
Развивать пространственные навыки, мышление, внимание, память,
3.
творческие способности;
4. Воспитывать сдержанность, внимательность, чувство сотрудничества,
аккуратность;
5. Развивать положительные эмоции, способствовать двигательной активности
детей на занятии.
3. Тип занятия: формирование новых знаний.
4. Форма занятия: фронтальная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.
5. Продолжительность: 20 минут.
6. Участники: дети средней группы.
7. Возраст обучающихся: 4­5 лет.
8. Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: кукла би­ба­бо Мышка (Приложение 1),
большой конверт, изображения геометрических фигур (круг, треугольник,
2

квадрат, прямоугольник), блоки прямоугольной и квадратной формы, два
обруча, магнитная доска, фланелеграф, плоскостные изображения девочки
(Приложение 2), домика (Приложение 3), речки (Приложение 4), квадрата и
прямоугольника (Приложение 5) для фланелеграфа, CD­проигрователь, диск
Е.Железновой «Пальчиковые игры», бубен;
Раздаточный материал: геометрические фигуры из цветного картона (1
квадрат, 1 прямоугольник на каждого ребенка), лист бумаги белого цвета с
изображением контура прямоугольника на каждого ребенка, цветные
карандаши.
9. Предварительная подготовка: на прогулке, в групповом помещении с
детьми рассмотреть окружающие их предметы, найти те, которые по форме
напоминают геометрические фигуры уже знакомые детям (круг, треугольник,
квадрат); подготовить демонстрационный и раздаточный материал.
10. Методы и приемы работы с детьми: словесные, игровые, практические
методы и приемы (отгадывание загадки, подвижная игра, физминутка с
речевым сопровождением, сюрпризный момент, создание проблемной
ситуации, игровые приемы, элементарный анализ, сравнение, рассказывание
Время
сказки с разыгрыванием сюжета на фланелеграфе).
11. Структура занятия:
Этап занятия
Организационный
момент
Мотивационно­
ориентировочный этап
Поисковый этап
Динамическая пауза
Этап повышения
эмоциональной
активности
Содержание
Вхождение в день,
приветствие
Игровая мотивация,
сюрпризный момент,
создание проблемной
ситуации
Поиск решения
проблемной ситуации
Физминутка «Часы»
Рассказ воспитателя с
разыгрыванием сюжета с
помощью плоскостных
1 мин.
2 мин.
4 мин.
1 мин.
4 мин.
3

Динамическая пауза
Практический этап
Рефлексивно­оценочный
этап
фигурок на
фланелеграфе
Подвижная игра «Найди
свой домик»
Самостоятельная
творческая деятельность
детей
Обсуждение результатов 2 мин.
3 мин.
3 мин.
12. Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Ребята, я очень рада вас всех видеть! Возьмитесь за ручки, подарите друг
другу улыбку! Отлично!
2. Организационно­ориентировочный этап.
Девочки и мальчики, сегодня утром почтальон принес для вас письмо! Вам
интересно узнать, что находится в конверте? Давайте вместе посмотрим
(воспитатель открывает конверт): какая­то записка: « Ждите меня сегодня в
гости. А кто я – угадайте: (загадка про мышку С.Фомин)
Я люблю кота дразнить,
Из его тарелки пить,
Незаметно, очень ловко,
Сыр украсть из мышеловки.
С длинным хвостиком малышка,
Догадайтесь кто я ­...(Мышка!)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто это?
4

Дети: Мышка.
Раздается стук в дверь, воспитатель выглядывает и возвращается с куклой би­
ба­бо Мышкой на руке.
Мышка: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Мышка!
Мышка: Ребята, я очень рада всех вас видеть. И мне нужна ваша помощь. Вы
любите заниматься математикой и уже знаете некоторые геометрические
фигуры. Напомните мне, пожалуйста, как они называются?
(Мышка прикрепляет на магнитной доске изображения геометрических фигур
(круг, треугольник, квадрат), а дети их называют. Затем Мышка прикрепляет
прямоугольник.)
Мышка: А с этой фигурой я еще не знакома?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Мышке! Кто сможет назвать эту
фигуру?
Дети: Прямоугольник.
Воспитатель: Давайте все вместе повторим – прямоугольник.
(Дети громко и четко проговаривают название – прямоугольник. Можно
выборочно попросить проговорить отдельных детей.)
Поисковый этап.
Воспитатель: А на какую геометрическую фигуру похож прямоугольник?
Дети: На квадрат.
Воспитатель: Все правильно! А сейчас мы с вами будем учиться различать
прямоугольник и квадрат (оставить на магнитной доске только две эти
фигуры), но для этого, дети, вам необходимо сесть на свои места.
(На рабочих столах приготовлен раздаточный материал: один прямоугольник
и один квадрат из бумаги на каждого ребенка.)
Воспитатель: Положите перед собой квадрат, обведите его пальчиком,
скажите, у него есть стороны?
5

Дети: Да, есть.
Воспитатель: Сколько их?
Дети: Много, четыре.
Воспитатель: А у квадрата есть углы?
Дети: Да, есть.
Воспитатель: Сколько их?
Дети: Четыре, много.
Воспитатель: А теперь положите перед собой прямоугольник и обведите его
пальчиком. Скажите, у него есть стороны? Сколько их?
Дети: Да, четыре.
Воспитатель: А у прямоугольника есть углы? Сколько их?
Дети: Да, четыре.
Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается
прямоугольник от квадрата?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Как можно проверить?
Дети: Наложить.
(Дети выполняют сравнение фигур методом наложения квадрата на
прямоугольник)
Воспитатель: Что теперь мы видим? Что можем сказать?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: (Обобщая ответы детей) Можем сделать вывод, что верхняя и
нижняя стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата, а левая и правая
одинаковые по длине.
(При показе необходимо обратить внимание на то, чтобы дети правильно
показывали стороны и углы геометрических фигур: стороны надо проводить
пальцем вдоль ее протяженности (это отрезок), углы проводим пальцем,
обозначая стороны угла.)
6

Мышка: Спасибо, ребята, что помогли мне! А теперь давайте немного
поиграем!
Динамическая пауза.
Физминутка «Часы»:
Мышь полезла в первый раз (маршируют маленькими шажками вперед)
Посмотреть, который час (указательным пальчиком правой руки

Вдруг часы сказали: “Бом!”, (руки на поясе, покачивания головой влево­
вправо, один хлопок над головой)

Мышь полезла второй раз (идут вперед небольшими шагами, поднимая
высоко колени)
показывают на запястье левой руки)
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” (руки на поясе, покачивания головой влево­
вправо, два хлопка над головой)
Мышь скатилась кувырком. (на носочках отбегают назад, вращательные
движения руками на уровне груди)
Мышь полезла в третий раз (идут вперед на носочках небольшими
шажками)
Посмотреть, который час. (указательным пальчиком правой руки
показывают на запястье левой руки)
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” (руки на поясе, покачивания головой
влево­вправо, три хлопка над головой на слово)
7

Мышь скатилась кувырком. (на носочках отбегают назад, вращательные
движения руками на уровне груди)
Этап повышения эмоциональной активности.
Воспитатель: Спасибо, Мышка за веселую игру! Присаживайся вместе с
ребятами на коврик, а я вам расскажу сказку о прямоугольнике и квадрате.
(Воспитатель сопровождает свой рассказ разыгрыванием сюжета с помощью
плоскостных фигурок героев на фланелеграфе.)
«В царстве ­ государстве геометрических фигур жили ­ были Прямоугольник
и Квадрат. «Я такой неуклюжий, ­ говорил Прямоугольник ­ если поднимусь
во весь рост, становлюсь высоким и узким. Вот таким! А если лягу на бок, то
становлюсь низким и толстым. Вот таким! А ты всегда остаешься
одинаковым, ­ говорил он, обращаясь к Квадрату ­ и стоя, и сидя, и лежа»
«Да у, ­ отвечал с гордостью Квадрат: у меня все стороны равны». И
переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись.
Но однажды случилось вот что. Одна девочка гуляла в лесу и заблудилась.
Она не знала, в какую сторону ей идти, где её дом. И вдруг она встретила
Квадрат и Прямоугольник. Поскольку у Квадрата был очень важный вид,
девочка обратилась к нему: «Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой
дом? » Она забралась сначала на одну его сторону, но ничего не увидела из­за
деревьев, потом попросила Квадрата перевернуться, но и на этот раз ничего
не увидела, поскольку все стороны квадрата равны. «Может быть, я смогу
помочь тебе?» ­ спросил скромный Прямоугольник. Он встал во весь рост,
девочка забралась на него и оказалась выше деревьев. Она увидела свой дом и
узнала куда идти. «Давай, мы тебя проводим», ­ предложил Квадрат. Вдруг на
их пути оказалась речка. «Господин Квадрат, помогите мне через речку
перебраться! » ­ попросила девочка. Квадрат подошел к речке и хотел
дотянуться до другого берега, но ­ плюх и упал в воду. Добрый
Прямоугольник помог своему товарищу вылезти из воды. А затем лег на бок и
8

стал мостом. Девочка перебежала по Прямоугольнику и оказалась дома.
«Спасибо, ­ сказала девочка геометрическим фигурам, ­ вы не оставили меня
в лесу и помогли найти дорогу домой. Теперь я знаю, ­ обратилась девочка к
Прямоугольнику, ­ что вы очень полезная фигура». «Ну что ты, ­ скромно
ответил Прямоугольник, ­ просто мои стороны разной длины: две длинные, а
две короткие».
Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? Какие стороны у
прямоугольника?
Дети: две длинные, а две короткие.
Динамическая пауза.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем с вами в игру «Найди свой домик».
Подвижная игра «Найди свой домик».
На полу два обруча. В нутрии одного квадрат, а в другом ­ прямоугольник.
Дети делятся на две группы: у одних квадраты, у других прямоугольники.
Все разбегаются, а когда услышат удар в бубен, каждый из детей должен
найти свой домик: те, у кого квадрат ­ бежит к обручу, где лежит квадрат, а
те, у кого прямоугольник ­ к обручу с прямоугольником.
Воспитатель: Молодцы! А теперь мы поиграем в игру «На что похоже?»,
будьте очень внимательны – посмотрите вокруг и назовите предметы,
похожие на прямоугольник.
Дети: (ответы детей).
Практический этап.
Воспитатель: У вас на столах лежат листочки с изображением
прямоугольника и цветные карандаши. Закончите рисунок так, чтобы
получился какой ­ нибудь предмет прямоугольной формы.
(Дети выполняют задание.)
Рефлексивно­оценочный этап.

Цели: познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его, квадратом. Учить различать и называть прямоугольник, выделять особые признаки фигур: наличие или отсутствие углов, подвижность. Совершенствовать умение определять направление от себя, двигаться в заданном направлении. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать желание принимать активное участие, умение подчиняться правилам игры.

Ход занятия:

1 Часть.

«Под полом таится,

Кошки боится.

Кто это?» (Мышка).

Молодцы, ребята, отгадали загадку. И сегодня к вам в гости пришёл мышонок. Поздоровайтесь с ним. Ребята, мышонок ещё маленький и ничего не знает. Поэтому мышонок решил обратиться к нам за помощью.

– Посмотрите, что он принёс?

Воспитатель показывает прямоугольник.

– Кто знает, как называется эта фигура?

Воспитатель выслушивает ответы детей и при необходимости подсказывает правильный ответ.

– А как называется эта фигура?

Воспитатель показывает квадрат.

На доске квадрат и прямоугольник.

– Чем отличается прямоугольник от квадрата?

После ответа детей, воспитатель уточняет, чем отличаются эти фигуры: у квадрата все стороны равны (одинаковые). А у прямоугольника равны верхняя и нижняя стороны, левая и правая (боковые) стороны.

– Покажите мышонку квадрат.

– Как вы думаете, квадрат может катиться как круг, мячик?

(Ответы детей.)

– Давайте с вами это проверим.

(Дети пробуют прокатить квадрат.)

– Что ему мешает катиться?

– Какие стороны у квадрата?

Надо, чтобы дети не просто отвечали, что у квадрата стороны равные (одинаковые), но и могли по просьбе воспитателя проверить это.

– Покажите мышонку прямоугольник. Какую фигуру вы показали?

Потренируйте детей в произношении этого слова.

– Что вы можете рассказать мышонку про прямоугольник?

Несколько детей по желанию рассказывают мышонку о том, чем отличается прямоугольник от квадрата и круга.

А теперь, ребята, давайте все встанем и покажем мышонку как мы играем.

Физкультминутка.

Все мышата мыли лапки - вот так, вот так (потирают ладошки),

Мыли ушки (потирают ушки), мыли брюшки - вот так, вот так (поглаживают животики),

А потом они играли - вот так, вот так (прыжки),

А потом они устали, сладко-сладко засыпали – вот так, вот так.

2 Часть.

А мышка принесла нам ещё что-то. А что, вы сейчас попробуйте отгадать.

Стукнешь о стенку -

А я отскочу.

Бросишь на землю -

А я подскочу.

Я из ладони в ладони лечу -

Смирно лежать не хочу. (Мяч).

Ребята, давайте «поиграем» с мячом вместе.

– Это мяч (показывает круг).

– А это поле (лист картона).

– Положите мяч на середину поля.

– Где лежит мяч?

– Мяч летает по полю. Водите пальчиком мяч по всему «полю» (листу).

– Где остановился мяч? (внизу, вверху и т. д.)

В процессе игры «с мячом» уточняете местонахождение мяча. Следите за тем, чтобы дети по-разному отвечали и давали полные ответы. Можно дополнительно спросить, у кого в правом верхнем углу мяч, поднимите руки. У кого в левом нижнем углу и т. д.

3 Часть.

А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Найди свой домик».

У детей по одной геометрической фигуре разного цвета (красный, желтый, зеленый). На полу в разброс лежат 3 обруча. В первом обруче лежит красная геометрическая фигура, во втором – желтая геометрическая фигура, в третьем – зелёная.

Правила игры: дети бегают по комнате. По сигналу они должны подбежать к обручу с фигурами того же цвета, что и их фигура. Подходя к детям, воспитатель просит назвать, какие фигуры и какого цвета возле обруча и почему они подбежали к тому или иному обручу.

Ребята, мышонку очень понравилось у нас в гостях. Он узнал много нового и интересного. Но ему уже пора домой. Давайте скажем мышонку «До свидания».

Загрузка...