decorininterior.ru

Классный час на тему: "Безопасное лето". Классный час "безопасное лето" Классный час безопасный летний отдых

3 класс.

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Безопасное лето»

Цель: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся понятий о правилах безопасного поведения на летних каникулах, бережном отношении к здоровью.

Задачи:

Образовательная :

    Расширить знания о правилах поведения и об особенностях правил поведения в период летних каникул, формировать умения применять знания на практике;

    Формировать потребность в соблюдении правил безопасного поведения на улицах и дорогах, в лесу и на воде;

Воспитательная:

    Воспитывать уважение к своему здоровью;

    Воспитывать умение слушать других, уважать мнение высказывающегося ученика;

    Воспитывать потребность в получении знаний и умений в сфере правильного поведения во внеучебное время.

Развивающая:

    Развивать речь, критическое мышление, умение вести диалог, умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Планируемые результаты.

    Личностные результаты

    Умение ценить и принимать базовые ценности, связанные с охраной природы и страны;

    Умение понимать важность освоения смысла соблюдения правил поведения в период летних каникул; желания продолжать осваивать и соблюдать данные правила.

    Регулятивные УУД:

    Умение самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;

    Умение определять цель учебной деятельности как самостоятельно, так и с помощью учителя;

    Познавательные УУД:

    Умение извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица, презентация и т.д.);

    Умение осознавать необходимость в правилах поведения и их особенностях в период летних каникул, умение применять знания на практике;

    Умение соблюдать правила безопасного поведения на воде;

    Коммуникативные УУД:

    Умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

    Умение выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА

    Организация начала урока.

    Приветствие.

    Введение в тему: целеполагание.

    Работа в группах.

    Путешествие по страницам.

    Рефлексия.

    Итоги урока.

ХОД УРОКА:

    Организация начала урока.

    Приветствие:

Учитель: Загадка про лето(на слайде)

Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить?

Дети: О лете.

2.Введение в тему: целеполагание.

Учитель: Наступила пора летних каникул, когда вы, ребята, большую часть времени проводите на улице, в кругу сверстников. Как сделать летние каникулы, эту самую счастливую пору в жизни каждого школьника, по-настоящему безопасными? Об этом будет наш классный час.

Учитель: Ребята, а кто из вас знает как нужно вести себя летом?

Дети: Слушать родителей, не переходить дорогу на красный свет и т.д.

    Работа в группах.

Учащиеся делятся на 6 групп. Каждая группа получает свой лист с информацией и задания к ним.

Порядок работы с полученной информацией:

Изучить предложенную информацию.

Подготовитьзадания по группам:
– рассказ по теме;
–рассказ правил;
– рисунки по теме;
Учитель: Мы раздадим вам листы с некоторыми опасными ситуациями, которые могут случиться летом.

Дети выполняют данные им задания (Приложения 1,2,3,4,5,6).

    Путешествие по страницам.

Страница 1

Многие любят отдыхать в лесополосах. К сожалению, такая прогулка может привести к неприятным последствиям. Особую опасность представляют клещи. Они могут заразить человека инфекционными болезнями, из которых одной из самых опасных является клещевой энцефалит.

Заболевание характеризуется резким подъемом температуры до 39–40 градусов, сильными головными болями, рвотой. Развиваются неврологические нарушения, параличи верхних конечностей. Очень важно знать, что первые 2–3 часа после начала кровососания клещи не успевают внести дозу вируса, достаточную для развития заболевания. Обратиться к врачу.

В целях профилактики заболеваемости клещевым энцефалитом рекомендуется:

1. При выходе в зеленую зону иметь одежду, плотно прилегающую к телу, куртки заправлять в брюки, брюки в сапоги, рукава и ворот должны быть застегнуты.

2.В целях обнаружения клещей каждые 2 часа проводить самоосмотры и взаимоосмотры открытых частей тела и поверхности одежды.

3.При жаркой погоде, когда нет возможности надевать плотно прилегающую одежду, перед выходом в зеленую зону применять мази и лосьоны, отпугивающие насекомых.

4.При присасывании клещей немедленно обратиться в ближайшее лечебное учреждение.

Самостоятельное удаление клеща допускается взрослыми, если нет возможности обратиться в медицинское учреждение.

При этом необходимо соблюдать следующие правила:

    Перед удалением клеща нужно смочить растительным маслом или керосином.

    Оттянуть присосавшегося клеща пальцами и на головную часть у самой поверхности кожи наложить нитяную петлю. Осторожными покачиваниями, не совершая резких движений, за оба конца нити извлекают клеща вместе с хоботком.

    Если остался хоботок в теле человека, его удаляют обожженной иглой или булавкой.

    Место укуса обработать йодом.

    После этого обратиться в лечебное учреждение.

    Что нужно сделать, чтобы не получить укус клеща?

    Расскажите о том, что может случиться, если вас укусил клещ.

    Нарисуйте рисунки о прочитанной теме.

Страница 2

Безопасность на воде

Как известно, купание не только доставляют удовольствие, но и служит хорошим средством закаливания организма. Но необходимо помнить, что небрежность, лихачество, излишняя шалость на воде нередко приводят к беде. Из-за несоблюдения техники безопасности в водоемах ежегодно гибнут тысячи людей.

Необходимо помнить правила безопасного поведения на воде:

    купаться и загорать лучше на оборудованном пляже;

    если вы не умеете плавать, не следует заходить в воду выше пояса;

    находится в воде не более 15–20 минут, при переохлаждении могут возникнуть судороги;

    нельзя нырять с мостов, пристаней даже в тех местах, где ныряли прошлым летом, так как за год мог понизиться уровень воды или было что-то брошено в воду;

    прыгать с берега в незнакомых местах категорически запрещается;

    нельзя заплывать за буйки, так как они ограничивают место с проверенным дном – там нет водоворотов;

    нельзя заплывать далеко, так как можно не рассчитать своих сил, чтобы вернуться к берегу;

    опасно подныривать друг под друга, хватать за ноги, пугать, сталкивать в воду и заводить на глубину не умеющих плавать;

    опасно купаться в воде ниже +17–190С;

    не следует купаться в шторм;

    не следует купаться ночью.

    Перечислите правила поведения на воде.

    Расскажите о пользе купания, и о бедах, которые могут случиться во время купания.

    Нарисуйте некоторые правила поведения на воде.

Учитель: Молодцы, ребята

    Итоги урока

Учитель: Ваши ответы показали, что мы далеко не идеально себя ведем, не всегда соблюдаем элементарные правила безопасности.

Я думаю, что наше сегодняшнее мероприятие помогло вам оценить важность выполнения этих правил, ведь порой от этого зависят наше здоровье и даже жизнь. Помните: все в ваших руках!

    Рефлексия

Учитель: Ответьте на вопрос «Как я соблюдаю правила техники безопасности?», дорисовав смайлик. Если соблюдаете правила, то рисуем веселый смайлик, если не соблюдаете, то рисуем грустный.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 им. Т. Гиззата г. Агрыз

Агрызского муниципального района Республики Татарстан

Открытое внеклассное занятие

2 класс

Классный час

Тема «Активный отдых»

Составила и провела:

учитель начальных классов

Михайлова Алена Витальевна

2017

Тема «Активный отдых»

Цель: Дать детям представление об активном отдыхе, как о необходимом условии жизни, обеспечивающем укрепление и сохранение здоровья.

Предметные УУД

Знакомство с активным видом отдыха, как о привычке к здоровому образу жизни;

Метапредметные УУД

Познавательные: ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, применять полученную информацию в практической деятельности.

Коммуникативные: доносить мысли до других, оформлять мысль в устной речи, слушать и понимать речь других.

Личностные: иметь интерес к учебному материалу, проявлять самоорганизованность, самодисциплинированность, контроль.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, раздаточный материал (кроссворд, пословицы, пазлы, материал для игры), цветные карандаши (красный и зеленый), клей.

    Организационный момент.

Здравствуйте! Меня зовут Алена Витальевна. Сегодня мы с вами вместе будем работать. Надеюсь, вы будете активными и любознательными.

    Вступление.

Ребята, послушайте внимательно песню, сможете ли вы догадаться о чем она? Во время слушания вы можете подвигаться, потанцевать.

Звучит песня «Мы за здоровый образ жизни»

Ребята, скажите, о чем песня?

(О здоровье)

Как думаете, о чем мы с вами будем говорить?

(О здоровье)

Что такое здоровье?

(Когда человек здоров, у него ничего не болит)

Здоровый образ жизни, правильное питание и активный отдых – вот это здоровье. Сегодня мы с вами поговорим об активном отдыхе.

Работа в парах.

В желтых конвертах лежат пазлы. Быстро и аккуратно соберите их и приклейте на белый лист бумаги.

(6 пар детей складывают мозаику и приклеивают на лист А4)

Что изображено на иллюстрациях? Может расскажете, покажете?

На обратной стороне листа есть маленькие четверостишия. Выберите, кто в вашей паре будет читать, а кто изображать.

По утрам ты закаляйся,
Водой холодной обливайся.
Будешь ты всегда здоров.
Тут не нужно лишних слов. (Закаливание)

На зарядку выходи,
На зарядку всех буди.
Все ребята говорят:
Физзарядка - друг, ребят! (Зарядка)

На скакалке я скачу
Вслед за солнышком лечу...
Раз...прыжок, я выше всех
Я лечу, как птица вверх
Два и три...не сосчитать
Долго хочется скакать (Скакалка)

Разноцветный мячик
По дорожке скачет.
Прыгает, не бьётся,
В руки не даётся! (Мяч)

В зимний день я не скучаю:
Быстро лыжи надеваю,
В руки я беру две палки,
С ветерком играю в салки! (Лыжи)

Я бегом наслаждаюсь,
Бегу, бегу, бегу!
Земли едва касаюсь,
Как будто я лечу! (Бег)

Ребята, что мы делали? (Бегали, прыгали)

Все это относится к активному отдыху, потому что мы двигались.

3. Основная часть.

К нам в гости пришел гость. Это Ваня Молодцов. Он принес вам загадки.

А вы любите загадки?

(Да)

В зеленых конвертах задание для вас от нашего гостя. Возьмите каждый по листочку. Предлагаю вам разгадать кроссворд. Сделать это надо быстро, но тихо. Я вам буду читать загадки нашего гостя, а вы будете записывать ответы в кроссворд. Нашли цифру 1. По горизонтали или по вертикали?

(По горизонтали)

Слушаем внимательно.

1. Свежее дыхание –
Это моё старание.
Зубки белые неспроста,
Ведь я зубная … (паста)

2. Гладко и душисто,

Моет очень чисто,

Нужно, чтоб у каждого было.

Душистое … (мыло)

    Есть такие слова

«Он всему голова!»

Хрустящей корочкой одет

Мягкий белый, черный … (Хлеб)

    Что за белая водица

С фермы к нам в бидонах мчится?

Мы ответ нашли легко -

Это просто... (молоко)

    Мы привяжем к трубке нитку,

На нее поймаем рыбку.

Ниточка да трубочка,

Что же это? (Удочка)

Ребята, прочитайте по вертикали выделенное слово?

(Поход)

Ребята, а кто знает, что такое поход?

(Поход – это активный вид отдыха. Ребята вместе со взрослыми организованно идут по маршруту. В походе можно играть в разные подвижные игры, готовить обед на костре).

А что мы берем с собой в поход?

Игра «Что можно брать в поход?»

А что можно брать в поход? Давайте поиграем.

В синем конвертике каждому даны слова. Внимательно читаете слова. Если этот предмет берем в поход, то закрашиваете зеленым карандашом, если нет – красным.

- Проверим, что получилось. Сверьте свои ответы с ответами на экране.

Теперь наш гость предлагает сделать зарядку. Не против? Давайте вместе с ним.

Физкультминутка.

О чем говорили? (О походе)

Поход – активный отдых. Что еще относится к активному отдыху?

(Подвижные игры, прогулки)

Что полезного приносит нам активный отдых?

(Здоровье)

Работа с пословицами. Групповая работа.

Среди данных пословиц найдите пословицу о здоровье и попробуйте её объяснить.

1. Друг познается в беде.

Двигайся больше – проживешь дольше.

2. Здоровья за деньги не купишь.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Яблоко от яблони недалеко падает.

3. Где родился – там и пригодился.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Где здоровье, там и красота.

А теперь выполним еще 1 задание. Мне нужны помощники. (Учитель выбирает 4 помощников). Остальные подходите ко мне по одному и берете волшебные буковки из шкатулочки.

(По одному ребята выходят и берут буквы из шкатулочки. Встают в ряд)

Помощники, помогите собрать слово из этих букв.

Какое слово получилось? (Здоровье)

О чем мы сегодня говорили?

Понравилось вам занятие?

Ребята, вы молодцы. Мне очень понравилось с вами работать. Тем, кто активно занимался, у меня сюрприз.

(Учитель награждает учащихся медальками).

Оздоровительный отдых летом.

2016-2017 учебный год

Структура методической разработки:

    Оздоровительный отдых летом.

    формирование представления о здоровом образе жизни школьника, распорядке дня и режиме питания;

    развитие потребности в занятиях спортом, правильном питании;

    научить отстаивать свою собственную позицию;

    внимательно выслушивать мнение одноклассников и делать выводы;

    развивать умение аргументировано отвечать на вопросы;

    формирование умения работать в группах и самостоятельно;

    развитие культуры учащихся.

3. Классный час – беседа.

4. Компьютер, проектор, ручки, карандаши, листы бумаги.

5. Презентация, рисунки.

7. Журнал «Классное руководство и воспитание школьников» №5-6, 2014, 2015 гг

Здравствуйте ребята. Нам кажется, что зима будет длиться долго-долго, но не успеем оглянуться, как наступит весна, а затем и лето. Сегодня мы совершим с вами прыжок из зимы, в лето. А для чего? Перед нами и нашими родителями всегда встаёт вопрос, где и как отдохнуть, чтобы этот отдых принёс пользу, а не только удовлетворение. Я предлагаю Вам посмотреть отрывок из фильма и определить тему нашего разговора. Перед вами листы бумаги, вы можете делать на них заметки, но не кричите до окончания отрывка. Итак, внимание на экран.

(Идёт отрывок из фильма «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён»)

Догадались? Ваши варианты. Правильно мы будем говорить об отдыхе летом, но о каком? Да. Об оздоровительном. Почему это так важно? Потому что оздоровительный отдых – это комплекс мероприятий, направленных на предоставление всесторонней помощи, это возможность расслабиться, отдохнуть от неистового ритма современной жизни. Однако, много свободного времени в каникулы можно потратить впустую. Но если детский отдых организован грамотно, то каникулы принесут пользу, удовольствие и подарят новые яркие впечатления, могут обогатить новыми знаниями и навыками.

Кто из вас уже отдыхал летом в лагере? Что понравилось, а что нет. Делимся на две группы: первая - за отдых в лагере, вторая – против отдыха в лагере.

(Обсуждение в течение 2-х минут.)

ЗА

ПРОТИВ

Режим дня

Режим дня

Коллективная работа

Всё время под присмотром взрослых

Новые друзья и знания

Делать что-то в определённое время

Безопасность

Самостоятельность

- Итак, на первое место вы поставили режим дня. Разве плохо соблюдать режим дня? Давайте посмотрим Ералаш №25"Серёга, выходи!" и сделаем кое-какие выводы, нужно ли соблюдать режим дня и чем он может помочь человеку.

А если бы Серёга, соблюдал режим, он бы не опоздал бы и построил бы снежную башню с ребятами. Я предлагаю вам, кратко опишите ваш один летний день, что вы успеваете сделать?

Ведь наш организм похож на машину, за которым нужно ухаживать и заботиться. Поэтому и в школе и дома родители, и взрослые много времени уделяют развитию человеческого организма и поддержание его в должной форме, чтобы в пожилом возрасте он нас не подвёл.

Когда водитель садиться за руль автомобиля, что он делает, прогревает мотор, вот и мы сейчас прогреем наш «мотор». С чего начнём? Конечно же с зарядки. Вы же знаете, что лучше всего день начинать именно с гимнастики.

Молодцы, мы подзарядились, продолжаем работать. Летом мы очень любим гулять. А что это такое «Гуляние»?

Гуляние является традиционной формой времяпрепровождения с развлечениями, танцами либо на открытом воздухе (в парке, в городском саду), либо в специальных залах (бал, вечеринка, посиделки), игра в футбол на дворовой площадке, игра в прятки, катание на роликах скейтбордах. В самом широком понимании к гуляниям относится приход в гости, посещение родных и знакомых. Особенностью гуляния как базовой формы является отсутствие единого центра внимания и закрепленной за участником роли (функции), локальные центры внимания разбросаны на площадке, и каждый участник, свободно передвигаясь, может выбирать интересующий его центр, где может выступать в роли зрителя или активного деятеля. Напишите, чем занимаетесь вы, когда гуляете. (Пишут на листах и прикрепляют на доску)

экскурсия

путешествие

в развлекательном центре

Давайте посмотрим отрывок из мультфильма « По дороге с облаками». Можно ли назвать такой отдых оздоровительным, и почему?

Правильно, вы всё говорите правильно, и не стоит про это забывать.

А в оздоровительных лагерях предлагают массу мероприятий, которые делают каждый день интересным, непохожим один на другой. Для организации мероприятия в форме гуляния предлагаются привлекательные занятия и зрелища для того, чтобы, перемещаясь по площадке, участникам было не скучно. Частными случаями гуляния как базовой формы организации мероприятий являются танцевальная программа, ярмарка, вечер общения в импровизированном кафе, представление в кругу (вокруг прощального костра). Мы хорошо себе представляем, что такое путешествие. Это одна из форм организации мероприятий в загородном лагере представляет собой упорядоченное движение участника по маршруту, в ходе движения предусматриваются остановки, различные по продолжительности (от нескольких минут до нескольких дней) в зависимости от разновидности путешествия. Мы же с вами несколько раз в год совершаем такие путешествия и весной и осенью, и зимой. Как мы их называем? Правильно это наши дни здоровья. Самым простым примером этой формы является прогулка (путешествие-развлечение), самым сложным и требующим длительной подготовки – поход (путешествие - преодоление). Особое место среди путешествий занимают карнавальное шествие (шествие-ритуал), экскурсия (путешествие – диалог с просмотром природных или культурных объектов). Наиболее широко известной разновидностью путешествия является игра-путешествие (маршрутная игра, игра-эстафета). Игра-путешествие может предполагать соревнование между индивидуальными участниками, а может – между командами из двух-трех и даже восьмидесяти человек. Особая процедура – это передвижение команд. Участники могут передвигаться перебежками, особенно если в качестве критерия выдвинута быстрота прохождения маршрута. Команды могут двигаться медленно и осторожно (с закрытыми глазами, взявшись за руки или в сумерках на свет фонарика. Вы можете предложить участие в таких путешествиях своим друзьям или когда поедете в оздоровительный лагерь.

Как вы думаете, для чего нужны такие занятия?

    Чтобы было не скучно

    Чтобы больше двигались

    Чтобы узнавали новое

    Чтобы ребята подружились

Всё ли мы назвали, посмотрим один отрывок из фильма «Большое приключение».

Чему нас может научить этот фильм?

…………….

А в лагере можно что-то узнать новое, о чём не узнаешь в другом месте? Конечно, да. Но самое важное, что получишь море положительных эмоций, и организм сможет отдохнуть и набраться сил. Потому что акцент здесь ставится, прежде всего, на оздоровлении. А значит, всё подчинено строгому режиму: обязательна утренняя зарядка, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, полноценный сон, рациональное питание, занятия физкультурой в течение дня и закаливание.

Наряду с этим программа в оздоровительных лагерях подразумевает проведение культурно-массовых мероприятий. Это и спортивные мероприятия (теннисный турнир, футбол, пионербол); традиционные лагерные мероприятия (костер, открытие и закрытие смены, День самоуправления); познавательные программы (викторины, экскурсии); трудовая деятельность (уборка территории лагеря; дежурство на КПП, в столовой); досуговые мероприятия; кружки обязательного посещения (музыкальный час, ритмика); кружки и секции свободного посещения (мягкая игрушка, библиотека, токарный кружок, тир); игры на свежем воздухе; просмотр фильмов в клубе; свободное время (рисование, подготовка к вечерним мероприятиям).

А чем Вы занимались в лагере, расскажите. (2-3 ученика рассказывают о своих впечатлениях и деятельности лагеря, в котором они побывали)

Здорово, спасибо.

Чему бы Вы хотели научиться за прошлое лето?

……………..

Но ни в коем случае нельзя забывать про безопасность. Ведь там, где азарт, у нас притупляется чувство меры и осторожности.

Помимо традиционных целей, таких, как оздоровительный и полезный отдых, в лагере всегда ставится самая важная цель - безопасность детей на солнце на воде, на территории лагеря. И этой безопасности нужно учиться, она тоже может быть познавательной и интересной. Это развитие жизненно важных навыков (бытовых, коммуникативных, лидерских) и приобретения того или иного практического опыта.

Сегодня мы постарались убедить друг друга, что отдыхать правильно всегда полезнее, интереснее и оставляет в наших воспоминаниях массу неизгладимых впечатлений. Лучше один раз попробовать, чем не попробовать и пожалеть потом об этом.

Счастливого лета!!! Я думаю, что мы к нему хорошо и правильно подготовились.

Всероссийский урок по основам безопасности жизнедеятельности
Тема: «Безопасный отдых в летний период»
Общие положения
Актуальность проведения Всероссийского урока по основам безопасности
жизнедеятельности»:
Всероссийский урок по основам безопасности жизнедеятельности (далее ­
урок) проводится в целях выработки единых подходов к формированию
государственной политики в области безопасности жизнедеятельности,
привлечения внимания общественности к проблеме формирования культуры
более
безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения,
эффективного усвоения теоретических знаний учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности», отработки практических навыков действий в
различных чрезвычайных ситуациях, популяризации Всероссийского детско­
юношеского движения «Школа безопасности» (далее ­ Движение), а также
повышения престижа профессий пожарного и спасателя.
Содержание урока: массовое мероприятие среди обучающихся 1­2 курса в
ГБПОУ СПЦ № 5 с.Горнозаводск, Невельский район, Сахалинская область с
доведением информации до подрастающего поколения и педагогов о
необходимости формирования у обучающихся навыков распознания и оценки
опасных и вредных факторов среды обитания человека, нахождения способов
защиты от них, безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных
ситуациях дома, на улице и на природе, выработке умений защищать свою жизнь
и здоровье, оказывать само­ и взаимопомощь.
Цели и задачи проведения урока:
сформировать у обучающихся представление о правильном, безопасном
поведении в период летних каникул, познакомить с правилами поведения в
местах массового отдыха, о мерах предосторожности на воде, при посещении
леса, создать условия для формирования таких личностных качеств как:
осторожность, самообладание, ответственность, уважение к себе и окружающим.

Сроки, место, продолжительность и формат проведения урока
Дата проведения: 28 апреля 2017 года.
Место проведения: ГБПОУ СПЦ № 5 с.Горнозаводск, Невельский район,
Сахалинская область
Формат проведения: семинар­ практикум с использованием ИКТ
Продолжительность: 45 минут
Ход урока
План
1. Правила поведения подростков в природной среде


чрезвычайных ситуаций.
1. Правила безопасного поведения на природе
Выступление преподавателя – организатора ГБПОУ СПЦ № 5 – Желдак
С.А.
В любое время года трудно усидеть дома. «Зов предков» манит нас в лес, на
речку, в дальний поход с ночевкой или просто погулять, «поохотиться» за
грибами, ягодами и орешками, подышать лесным воздухом. Само пребывание на
природе, общение с ней является оздоравливающим фактором, но вместе с тем
таят в себе определенную опасность.
Существует неписаное правило: заходя в какое­то незнакомое место,
запоминайте направление своего движения – ведь возвращаться придется в
обратном направлении. Поэтому, прежде чем углубиться в незнакомый лес,
обратите внимание на солнце, запомните, с какой стороны оно расположено.
Если солнце справа, то при выходе из леса нужно, чтобы оно оказалось слева, с
учетом пройденного времени.
Но если вы, несмотря на все предосторожности, все­таки заблудились,
постарайтесь:
­ прекратить движение, громко кричать и прислушаться (определить
направление на дорогу можно по звуку проезжающих автомобилей);

­ найти или соорудить убежище от непогоды (крупные ветки прислонить к
стволу дерева, на землю постелить ветки ели или сосны);
­ установить дневную норму расхода воды, оставив неприкосновенный
запас;
­ рассчитать запасы пищи и найти способы ее добычи (в лесу множество
растений пригодных в пищу в сыром виде: ягоды, внутренний слой коры и почки
молодых берез и хвойных деревьев);
­ попытаться восстановить ориентировку на местности по: солнцу (в
полдень оно на юге), одиноко стоящему дереву (мох растет с северной стороны,
крона более густая и пышная с южной стороны), муравейнику (его южный склон
всегда поле пологий, чем северный), ягодам (начинают созревать с южной
стороны).
Надо отыскать несколько признаков и сопоставив их выбрать нужное
направление;
­ передвигаясь по лесу, запоминать свой путь, отмечая по дороге предметы,
которые могут служить ориентирами (поваленные деревья, просеки, ямы,
крутые скаты);
­ если вышли к линейному ориентиру (река, дорога, линии электропередач)
надо двигаться вдоль них;
­ в лесу можно поцарапаться, порезаться, получить ушиб и ссадину.
Поэтому необходимо уметь пользоваться лекарственными растениями: если
крапиву в истолченном виде положить на рану ­ кровотечение остановится и
рана заживет, листья подорожника в виде свежеистолченной массы
обеззараживает рану, оказывает болеутоляющее и заживляющее действие,
сердцевину камыша и пух кипрея (иван­чая) можно использовать вместо ваты.
Только знания и умение позволят уменьшить вероятность попадания в
жизненно опасную ситуацию и повысят внутреннюю готовность противостоять
возникшим трудностям.
Жизнь многообразна в своих проявлениях, поэтому предупредить все
опасные ситуации невозможно, многое приходится решать в зависимости от

обстоятельств, но значительно снизить риск своего существования способен
каждый.
Где бы вы не находились, чтобы не быть потенциальной жертвой,
передавайте всем своим видом сообщение о том, что вы спокойны, уверены и
знаете, куда идете.
Стойте во весь рост, смотрите целеустремленно и не задерживайте долгий
взгляд на окружающих.
Держитесь уверенно, но не агрессивно.
Обычно преступники в качестве жертвы выбирают людей тихих, робких и
неуверенных в себе.
Тренинг «Отработка состояния уверенности и неуверенности».
Выступление психолога ГБПОУ СПЦ № 5 – Растеряева К.С.
Техника «Лучшие воспоминания». Вспомните моменты, когда вы
испытывали чувство максимальной уверенности в себе. Может быть, это был
лучший результат на спортивных соревнованиях, выступление на концерте, или
вы просто что­то сумели сделать лучше других. Вспомните момент, когда вы
почувствовали себя героем. Еще раз эмоционально ярко переживите его.
Отметьте опорные симптомы вашей уверенности.
Техника «Корона уверенности». Представить себя посередине стадиона,
где все зрители встали, чтобы громко вам поаплодировать. Вы широко
улыбаетесь этому шквалу аплодисментов, а на голове у вас красуется
великолепная корона.
Демонстрация видео ролика «Безопасность на водоемах».
2. Правила поведения подростков на воде

Опасные ситуации на воде
Выступление фельдшера ГБПОУ СПЦ № 5 – Нерухова И.В.
1. Что делать, если появились в ногах судороги?
Необходимо сразу же перестать работать этой ногой. Если есть
возможность, встать на дно и растереть сведённую мышцу либо на секунду
погрузиться с головой в воду и, распрямив ногу, сильно рукой потянуть на себя
ступню за большой палец. Можно также плыть, работая только руками,
расслабив при этом сведённую ногу.
Прежде чем решаться на длительные заплывы, научитесь отдыхать в воде,
восстанавливать силы.
2. Солнечный удар. Ожоги.
А теперь поговорим о том, что может с вами произойти, если вы слишком
долго находились на солнце. Находясь на природе, человек имеет большие
возможности для укрепления здоровья путём закаливания организма. Главными
факторами закаливания являются солнце, воздух и вода. Только вот беда – люди
не всегда правильно используют благотворное влияние природы. При приеме
солнечных, воздушных и водных процедур надо соблюдать определённые
правила, иначе эти процедуры доставят больше неприятностей, чем радости.
Хорошим средством закаливания организма являются воздушные ванны.
Места приёма солнечных ванн должны быть достаточно открытыми для
солнца и естественного движения воздуха, но в то же время защищены от ветра.

Признаки перегревания: слабость, головокружение, перед глазами
замелькали «мушки». Вам следует присесть или прилечь в тени, смочить голову
или лицо холодной водой. Также необходимо обмахиваться газетой,
полотенцем, выпить минеральной или слегка подсоленной воды.
Признаки солнечного удара: лицо краснеет, а затем бледнеет, появляется
головная боль, головокружение, слабость, шум в ушах, пульс едва
прощупывается, дыхание еле заметно. В тяжелых случаях может начаться
тошнота, рвота, кровотечение из носа, судороги и обморок. Пострадавшего
нужно отвести в тень, положить так, чтобы голова была выше туловища,
спрыснуть лицо холодной водой, на голову положить холодный компресс,
напоить холодной водой или холодным крепким чаем.
Что такое солнечный ожог?
Солнечный ожог – самый настоящий ожог. Однако он отличается от всех
остальных тем, что сначала солнечные лучи повреждают кожу, а только потом
появляется характерная краснота. Причиной являются ультрафиолетовые лучи.
Кстати, чтобы получить загар требуется не слишком большое их количество.
Главное, все происходит постепенно.
Что делать если вы обгорели?
Во всех этих случаях необходимо обратиться в медицинское учреждение.
Правила:
­ Надо начинать загорать постепенно, если у вас нет противопоказаний.
Продолжительность первой солнечной ванны не должна превышать 10 – 15
минут. Лучшее время – утренние часы, когда воздух чист и менее нагрет.
­ Солнечные ванны принимают в положении лёжа, при котором
обеспечивается равномерное облучение. Ложиться нужно ногами к солнцу, а
голову следует защищать от прямых солнечных лучей (но не обвязывать
полотенцем или косынкой).
­ Во время приема солнечных ванн нельзя спать, надо менять положение
тела. Каждый час делать перерыв на 10 – 15 мин. И отдыхать в тени.

3. Действия при возникновении или угрозе возникновения природных
чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайная ситуация – это обстановка, которая сложилась в результате
аварии, катастрофы, стихийного бедствия и угрожает здоровью людей и
окружающей природной среде.
Население оповещается сигналом «Внимание всем» (сирена и прерывистые
гудки) по сети вещания города передается текст, в котором указывается место и
время аварии, порядок действия населения.
По сигналу «Внимание всем» необходимо:
­ включить радио, телевизор для прослушивания экстренных сообщений;
­ проинформировать соседей и родственников и действовать согласно
сообщению;
­ при необходимости эвакуации собрать вещи первой необходимости
(документы, ценности, продукты питания, одежду);
­ помочь собраться престарелым и больным.
На территории нашего региона возможны: ветры со скоростью 100 км/ч и
более, резкие понижения температуры воздуха и связанные с этим снегопады,
метели, бураны и град, наводнения, землетрясения, пожары.
Наиболее вероятными ЧС являются пожары, землетрясения и наводнения.
Демонстрация презентации составление алгоритма действий

Закрепление материала
Задание. Соберите тревожный чемоданчик с предметами первой
необходимости
На листах А­4 изображения:
Б
А
Д
И
Е
К
В
Ж
Л
Г
З
М

Н
О
П
Р
Ответ: А,Б,В,Г,Е,Ж,И,К,П
Итог
ПОМНИТЕ:
Ваши знания, умения и навыки –залог уверенности и эффективности
действий в опасных ситуациях!
Раздать обучающимся памятки «Действия при ЧС» (Приложение 1)

НАВОДНЕНИЕ
Приложение 1
Это когда местность быстро покрывает слой воды. Обычная причина ­ ливневые
дожди.
ДЕЙСТВИЯ ДО ЧС
Ознакомьтесь с сигналами тревоги и мерами эвакуации.
В случае риска наводнения отключите электричество, все нагревательные
приборы и газ.
Перенесите мебель, электрооборудование и личные вещи на верхние этажи.
Положите токсические вещества, такие, как пестициды и инсектициды, в
надежное место, чтобы не вызвать загрязнения.
ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ ЧС
Если вы в доме:
Сохраняйте спокойствие.
Предупредите соседей и помогите детям, старикам, инвалидам.
Слушайте радио, чтобы получать известия о развитии бедствия.
Покиньте дом как только получите распоряжение об эвакуации от спасательных
служб.
Для эвакуации пользуйтесь маршрутом, назначенным спасательными службами.
Не пытайтесь «срезать путь» ­ вы можете попасть в опасное место и оказаться в
ловушке.
Обезопасьте домашних животных, обеспечьте их водой и питанием.
Берите с собой только то, что абсолютно необходимо (аптечку первой помощи,
документы, медикаменты).
Если вы в машине:
Избегайте езды по залитой дороге ­ вас может снести течением.
Если вы оказались в зоне затопления, а машина сломалась, покиньте ее и
вызовите помощь.
ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ЧС
Достаньте аптечку первой помощи, помогите раненым.

Соблюдайте осторожность, вернувшись в дом. Проверьте, надежны ли его
конструкции (стены, полы).
Обнаружив в доме и вокруг него лужу стоячей воды, немедленно залейте ее 2
литрами отбеливателя.
Не отводите всю воду сразу (это может повредить фундамент) ­ каждый день
отводите только около трети общего объема воды.
Не живите в доме, где осталась стоячая вода.
Опасайтесь электрического удара ­ если слой воды на полу толще 5 см, носите
резиновые сапоги.
Убедитесь в том, что электрические кабели не контачат с водой. В затопленных
местах немедленно отключайте электропитание на распределительных щитах, если вы
этого еще не сделали.
Если пол у электрощита влажный, накройте его сухой доской и стойте на ней.
Чтобы отключить электричество, воспользуйтесь сухой палкой.
Если вы подозреваете, питьевая вода в колодце или колонке загрязнена,
используйте воду, заранее запасенную в бутылках, или же кипятите ее в течение 5
минут. Также можно добавить 2 капли отбеливателя на 1 литр загрязненной воды и
после этого отстаивать воду в течение 30 минут.
Вымойте или обеззаразьте загрязненную посуду и столовые приборы, используя
для этого кипяток или отбеливатель (чайную ложку отбеливателя на раковину,
наполненную водой).
Не поднимайте температуру воздуха в доме выше 4°С прежде чем не будет
отведена вся стоячая вода.
Очистите дом от всех обломков и пропитанных водой предметов.
Уберите оставшиеся ил и грязь, выбросьте загрязненные постельные
принадлежности, одежду, мебель и другие предметы.
Протрите все поверхности в доме отбеливателем. При этом обеспечьте
хорошую вентиляцию, чтобы очистить воздух от токсичных испарений.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ
Это резкое разрушение горных пород глубоко под поверхностью земли,
создающее подземные или наземные трещины. В результате по земле проходит
вибрация, передающаяся и на здания.
ДЕЙСТВИЯ ДО ЧС
Узнайте, где находятся выключатели распределителей электроэнергии, воды и
газа и как ими управляют.
Надежно прикрепите книжные полки и стеллажи к стенам.
Расположите тяжелые предметы как можно ближе к поверхности пола.
ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ ЧС
Если вы в помещении:
Не выбегайте наружу. Внутри безопаснее.
Укройтесь в дверном проеме, под столом, скамьей или кроватью и держитесь за
них так, чтобы следовать за их передвижениями.
Если в доме нет крепкой мебели, прижмитесь к внутренней стене и прикрывайте
голову и шею.
Держитесь подальше от печи, окон и балконов.
Не пользуйтесь лифтом.
Если вы на улице:
Отбегите на открытое пространство
Передвигайтесь как можно дальше от зданий, сооружений, высоких стен,
проводов, электрокабелей и любых других объектов, которые могут обвалиться.
Если землетрясение вас застигло возле высокого здания или на узкой улице,
укройтесь на крыльце или в дверном проеме подъезда, чтобы уберечься от падающих
обломков.
Если вы в автомобиле:
Остановите автомобиль и оставайтесь в нем.
Избегайте мостов, эстакад и других сооружений, которые могут рухнуть.
ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ЧС
Если вы ранены:
Не паникуйте, сохраняйте спокойствие.

Любыми способами привлеките к себе внимание окружающих (свистите в
свисток, стучите в стены и т. д.)
Если вы не ранены:
Старайтесь погасить возникшие очаги пожара.
Отключите любые источники тепла и электромагнитного излучения.
Если здание повреждено, перекройте системы электро­, водо­ газоснабжения.
Не пользуйтесь спичками и зажигалками, так как есть вероятность утечки газа.
Слушайте радио и следуйте инструкциям спасательных служб.
Окажите раненым первую помощь (для этого у вас должна быть аптечка).
Пользуйтесь телефоном только для того, чтобы сообщить о пострадавших ­ не
перегружайте телефонные линии, необходимые для работы спасательных и
медицинских служб.
Не входите в поврежденный дом даже если убеждены, что он безопасен.
В случае повторных толчков оставайтесь на месте и принимайте меры
самозащиты.
Рационируйте ваш запас продуктов и питьевой воды.
УРАГАН
Для него характерен мощный ветер и проливные дожди. Он вызывается резкими
атмосферными изменениями над сушей и морем.
ДЕЙСТВИЯ ДО ЧС
Храните чемоданчик с предметами первой необходимости (продуктами,
одеждой, медикаментами, фонариком, транзисторным приемником на батарейках,
личными документами).
Определите, где прятаться ­ в подвале, погребе (если таковых нет, то под
крепким столом или диваном посреди комнаты на первом этаже, подальше от внешних
стен и окон).
Регулярно спиливайте отмершие ветви деревьев и мертвые деревья в саду,
чтобы они не упали на дом.
Прочно скрепите с землей все постройки, особенно времянки.
Назначьте для всей семьи место встречи на случай, если ураган застигнет членов
семьи в разных местах (в школе, на работе и т.д.) или если дом будет разрушен.
В СЛУЧАЕ ОПАСНОСТИ

Если вы в доме:
Избегайте покидать дом.
Слушайте радио или смотрите телевизор.
Закройте двери и окна.
Усильте оконные стекла полосками клейкой ленты, укрепленными крест­
накрест или звездообразно.
Внесите в дом все предметы и мебель, которые могут быть унесены ветром или
водой.
Соберите скот в наиболее крепком хлеву и оставьте там запас корма и воды.
Если власти издадут распоряжение об эвакуации, покиньте дом, прихватив
чемоданчик с предметами первой необходимости.
Если вы вне дома:
Если поблизости нет укрытия, лягте на землю в канаве (или ущелье) и заслоните
голову.
При угрозе урагана ни в коем случае не пользуйтесь лодками. Если вы узнали о
приближении урагана, находясь в лодке, немедленно выбирайтесь на берег.
Если вы в автомобиле:
Выйдите из него и идите от него прочь, так как ветер может его опрокинуть и
даже поднять в воздух.
ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ ЧС
Сохраняйте спокойствие.
Ни в коем случае не покидайте дом.
Соберите всех в убежище или, если такового нет, в заранее выбранной комнате.
Слушайте радио, чтобы получать информацию.
Никуда не звоните, чтобы не перегружать телефонные линии.
Следуйте инструкциям властей и спасательных служб.
При грозе защитите себя, выключив радио, телевизор и отключив
электричество. Держитесь подальше от металлических предметов. Не стойте на
возвышенности, не пытайтесь укрыться под деревом. Если вы в машине, оставайтесь в
ней.
ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ЧС
Сохраняйте спокойствие, не поддавайтесь панике.

Слушайте радио и следуйте переданным по нему инструкциям.
Окажите первую помощь пострадавшим и заваленным. При необходимости
вызовите подмогу.
Не приближайтесь к поврежденным электропроводам.
Не пользуйтесь телефоном без крайней необходимости (линии должны быть
свободными, чтобы ими могли пользоваться чрезвычайные службы).
Не пейте воду, не прокипятив ее в течение, как минимум, 10 минут или не
обеззаразив ее таблетками хлорки или отбеливателя (1 капля на 1 литр воды или, если
вода мутная, следует добавить 3 капли и оставить воду в течение 30 минут).
В случае длительного перерыва в электроснабжении проверьте содержимое
холодильников и выбросьте испорченные продукты.
БЫТОВОЙ ПОЖАР
Огонь распространяется и причиняет более или менее значительный ущерб в
зависимости от вида горящих материалов.
ДЕЙСТВИЯ ДО ЧС
Храните и спички и зажигалки в местах, как можно менее доступных для детей.
Не храните воспламеняемые вещества и предметы (спирт, газовые баллоны,
бумагу, материю и т.д.) поблизости от источника тепла.
Избегайте накопления тепла (например, не накрывайте ничем телевизоры,
калориферы и т.п.).
Не пользуйтесь свечами или же задувайте их перед тем, как покинуть комнату.
Осторожно с золой - она может содержать в себе тлеющие головни в течение
нескольких дней. Если она вам нужна, храните ее в огнеупорном контейнере.
Никогда не курите в постели.
Для окурков используйте огнеупорные подносы. Прежде чем выбросить окурки
в
мусорный
бак
или
ведро,

несколько

часов.
Не покидайте кухню, если на плите кипящее масло. Перед уходом из дома проверьте,
выключены ли на плите все конфорки.
Помните номера телефонов спасательных служб (пожарных, ГО и др.).
ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ ЧС
Действуйте спокойно и рассудительно, не поддавайтесь панике.
Известите пожарную службу, четко сообщите ей свой адрес.

Отключите газ и электричество.
Используйте доступные средства пожаротушения. Никогда не пытайтесь
погасить горящие нефтепродукты водой. Если горит электрооборудование, отключите
его от источника питания.
Покиньте здание.
Попытайтесь спасти людей и животных, подвергшихся опасности (если на
человеке загорелась одежда, набросьте на него одеяло и катайте по земле).
Если лестничные клетки и коридоры задымлены, оставайтесь в квартире,
закройте двери и окна, чтобы не допустить сквозняка. Часто поливайте дверь водой и
законопатьте щели в двери мокрыми тряпками. Держитесь у окна, чтобы снаружи было
видно, что вы в доме (но окна не открывайте).
Если вы в задымленном месте, держитесь ближе к полу ­ там есть полоса
чистого воздуха.
Избегайте риска оказаться в огненной ловушке.
ДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ЧС
Следуйте инструкциям спасательных служб.
Осмотрите дом.
Помогите соседям. Используя аптечку первой помощи, окажите помощь людям,
попавшим в беду.

Классный час «Активный и пассивный отдых школьника»

Цель: познакомить учащихся с различными видами отдыха, раскрыть значение отдыха для здоровья Беседа: Есть два вида отдыха – активный и пассивный.

Активным называется отдых, который проходит в движении, в каких-то занятиях. Это прогулки, спортивные развлечения, подвижные игры...

Пассивным называется отдых без движения: сидя или лежа. Так отдыхают люди после тяжелого физического труда или те, кому трудно двигаться, – больные, пожилые. Но, к сожалению, немало детей и подростков, которые в силу особенностей своего характера, а иногда и просто лени, предпочитают посидеть или полежать на диване с книгой вместо того, чтобы поиграть в мяч или покататься на велосипеде. Свободное время, проведенное в движении, особенно на свежем воздухе, хотя и приводит к сиюминутной усталости, в дальнейшем возвращает человеку бодрость и свежесть, восстанавливает силы лучше, чем пассивный отдых в кресле. Значение активного отдыха и восстановление сил во время активной работы открыл знаменитый русский ученый-физиолог Иван Михайлович Сеченов. Уже в преклонном возрасте он занимался изучением движений, причем опыты проводил на себе. Изучая записи движений, ученый обратил внимание на то, что силы восстанавливались быстрее, если во время отдыха одной руки работала другая. Правая рука лучше отдыхала во время работы левой, чем во время полного покоя обеих рук. Так был впервые открыт эффект активного отдыха. При умственной работе особенно полезен активный отдых, когда нагрузка падает главным образом на мышцы, а мозг при этом отдыхает. Поэтому во время каникул нужно побольше гулять, играть в мяч, кататься на велосипеде, плавать. Лучше отдыхать помогает чередование разных по характеру занятий: прогулки с чтением, просмотр телепередач с подвижными играми, катание на велосипеде с игрой в шахматы...

Люди, много времени бывающие на открытом воздухе, меньше болеют, дольше живут. Они выносливее тех, кто проводит большую часть времени в замкнутых пространствах квартир, кабинетов, школ. В закрытом помещении накапливаются всевозможные вредные вещества и газы, разрастаются микробы, вызывающие разные болезни, сквозь стены и окна не проникают ультрафиолетовые лучи. В то время как в воздухе открытых пространств, особенно за городом, значительно меньше пыли, различных вредных бактерий и газов. Побыв некоторое время в помещении, люди часто не замечают, каким душным и спертым воздухом они дышат. Дышится в таком помещении поверхностно, неглубоко, а на улице среди зелени хочется вдохнуть побольше чистого воздуха. Самое лучшее во время каникул – это выехать куда-нибудь за город: в оздоровительный или спортивный лагерь. Если же такой возможности нет, то можно совершать экскурсии, туристические поездки с родными или друзьями. Наиболее полный отдых организм получает во время сна. Что касается школьников, то многие из них недосыпают совсем не потому, что времени на сон у них недостаточно, а потому, что они его неправильно используют. Иногда поздно засиживаются у телевизора, подолгу вечерами читают, а то и просто за разговорами и играми с товарищами теряют представление о времени, а потом сидят допоздна за приготовлением уроков. Школьникам среднего школьного возраста следует спать 10 часов. Школьники 5–6-х классов должны ложиться не позднее 21 ч. 30 мин. Некоторые школьники думают, что во время каникул спать надо дольше, чем в учебные дни, т.к. продолжительный сон полезен для здоровья, и спят до 10–11 часов утра. Домашние их не будят, думая, что если ребенок спит, значит у него есть в этом потребность. После такого чрезмерно продолжительного сна ребенок встает вялым, ему кажется, что он не выспался. Но это ощущение ложное. После длительного сна человек заторможен сверх меры и его нервной системе требуется время, чтобы переключиться на состояние бодрствования. Длительным сном лечат больных – тех, у кого нервная система чрезмерно возбуждена. Здоровым же детям совершенно не нужно спать дольше, чем положено по возрасту, а потом половину дня тратить на то, чтобы окончательно стряхнуть с себя сон. Если ложиться спать вовремя и спокойно спать до 7–7.30 утра, отдых получится достаточным. У тех, кто рано встает, день длиннее, они больше успевают сделать. Для того чтобы сон был крепким и спокойным, вечером не должно быть шумных игр, возбуждающих развлечений. Рекомендуются тихие игры, спокойные прогулки. Спокойное ровное настроение перед сном помогает быстрее заснуть. На ночь следует обязательно проветривать комнату, а в теплое время года желательно оставлять открытыми окно или форточку. Свежий прохладный воздух делает сон более глубоким, а чем глубже сон, тем полноценнее отдых.

Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья

Тест-анкета заполняется каждым школьником само­стоятельно. Приводится форма

тест-анкеты для юно­шей (мальчиков).

Из тест-анкеты для девушек (дево­чек) исключается вопрос 6.

На вопросы № 1-10 предполагается отвечать «да» или «нет»; вопросы № 11-15 предусматривают выбор од­ного из предложенных вариантов ответов.

Вопросы

    Я часто сижу сгорбившись или лежу с искривлен­
    ной спиной.

    Я ношу портфель, сумку (часто тяжелую), а не ранец.

    У меня есть привычка сутулиться.

    Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.

    Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание).

    Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).

7. Я питаюсь нерегулярно, «кое-как».

    Нередко я читаю при плохом освещении лежа.

    Я не забочусь о своем здоровье.

10. Бывает, я курю.

11.Помогает ли тебе школа заботиться о своем здо­ровье?

в) затрудняюсь ответить.

12. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома
полезный для здоровья образ жизни?

в) затрудняюсь ответить.

13. Какие наиболее типичные для тебя состояния на
уроках?

а) безразличие;

б) заинтересованность;

в) усталость, утомление;

г) сосредоточенность;

д) волнение, беспокойство;

е) что-то другое.

14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье?

а) заботятся о моем здоровье;

б) наносят здоровью вред методами своего препо­давания;

в) подают хороший пример;

г) подают плохой пример;

д) учат, как беречь здоровье;

е) им безразлично мое здоровье.

15.Как обстановка в школе влияет, по твоему мне­нию, на твое здоровье?

а) не оказывает заметного влияния;

б) влияет плохо;

в) влияет хорошо;

г) затрудняюсь ответить.
Обработка результатов

По вопросам 1-10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросам 11-12 балл начисляется за ответ «б». По вопросу 13 балл начисляется за ответы «а», «в», «д». По вопросу 14 балл начисляется за ответы «б», «г», «е». По вопросу 15 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полу­ченные баллы суммируются.

Интерпретация результатов

Благополучным считается результат, составляющий не более 6 баллов

«Зона риска» - более 12 баллов

Родительское собрание «Уроки этикета для родителей»



Притча.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.- Не он.… И этот не он.… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.Но вот взошла Утренняя Звезда.Люди уставились на дорогу – где Путник?Где-то запел жаворонок.Где-то заржал жеребенок.Где-то заплакал ребенок.А Путника Вечности на дороге люди не увидели.Пришли к мудрецу с жалобой:- Где же обещанный Путник Вечности?(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!Так люди увидели ребёнка – свою надежду.Беседа с родителями- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?- Ведь именно ему жить в будущем.- Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана)

Семейный этикет


Когда начинаешь говорить о семейном этикете, то часто сталкиваешься с откровенным непониманием, мол, какие могут быть церемонии между своими?! Тогда возникает резонный вопрос: а почему мы стараемся казаться воспитанными, вежливыми и культурными с зачастую совершенно для нас посторонними людьми, которых мы, вполне вероятно, больше никогда и не встретим в жизни, а с родными и близкими не церемонимся, хотя дороже их у нас никого нет?

В конце концов, вежливость и культурное, доброжелательное обхождение в семье – это залог стабильных и прочных семейных отношений, которые предполагают взаимоуважение, право каждого на личное пространство, терпимость к чужим привычкам и взглядам. А что, как не это, позволяет сохранить теплые чувства, не скатываясь в скандапы и разборки?

Кроме того, соблюдение известных правил семейного этикета вовсе не такое уж сложное дело, требующее немыслимых усилий. Напротив, это привычка вести себя одинаково воспитанно и на работе, и в общественных местах, и дома. И еще, не стоит забывать, что наши дети учатся всему у нас, и если они с детства получают наглядные уроки бескультурья, трудно будет ждать, что когда-то они, наконец, поймут, что культура поведения – это не только проявление уважение к окружающим, но и к самому себе тоже.

Когда-то в старину муж считался главой дома, а жена – душой семейного очага. Тогда же правила семейного этикета были незыблемы и неукоснительно соблюдались. И сейчас во многих семьях есть замечательные традиции, сохраняется уважительное отношение друг к другу, причем, это касается всех – старших членов семьи и детей тоже.

В чем суть семейного этикета? Он, как и этикет, вообще, призывает, в первую очередь, уважать привычки и вкусы и своей половины, и окружающих вас людей. В семье не принято выпячивать свое «я», требовать особого внимания и проявлять пренебрежение по отношению к своим близким. Даже, если у вас не складываются безоблачные отношения со свекровью (или с тещей), отношение к ним должно быть корректным.

Не нужно в присутствии детей обсуждать и, тем более, осуждать, своих друзей и знакомых. Понятно, что у мужа и жены могут быть серьезные проблемы, но вот такие разговоры следует проводить приватно, наедине. Дети еще не в состоянии разобраться во всех сложностях человеческих отношений, и им будет непонятно, почему родители говорят неприятные вещи в адрес тех людей, с которыми общаются. Более того, маленькие дети могут запросто озвучить услышанное, как раз при тех, о ком идет речь.

Этикет вообще, и семейный, в частности, требует соблюдения тайны переписки. Это касается не только супругов - родители также не должны читать письма детей без их согласия. Если же письмо получено от родственников или от общих знакомых, то необходимо об этом сообщить всем членам семьи.

Нельзя позволять себе рыться в карманах, сумочке, портфеле своих близких. Это же относится к личным записям – дневникам, записным книжкам и пр. Оправдать подобное вмешательство в личные дела любого члена семьи, все равно, взрослого или ребенка, недопустимо, и оправдать его лучшими намерениями, например, проконтролировать или уберечь от опрометчивого шага, нельзя.

Особенно важно уважительно относиться к личности ребенка. Если он увидит или узнает, что вы роетесь в его компьютере, дневнике, ранце, это почти наверняка вызовет его негодование и испортит ваши отношения. Более того, в таких случаях вернуть доверие и уважение детей очень сложно. Они станут скрытными, могут начать лгать, и теперь уж вы точно не сможете ни уберечь его, ни помочь в случае необходимости.

Принято постучать в закрытую дверь комнаты, если там кто-то находится, прежде, чем войти. Закрытая дверь предполагает, что человек уединился, чтобы побыть одному, или сделать что-то, что не принято делать на людях, например, переодеться и пр. Стучать нужно и, желая зайти в детскую комнату.

Во многих семьях приняты совместные семейные трапезы. И, конечно, за столом тоже стоит вспомнить об этикете. Кстати сказать, чем красивее и аккуратнее накрыт стол, тем легче соблюдать правила этикета. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш обед, завтрак или ужин прошел приятно, позаботьтесь накрыть стол, как полагается. И делать это нужно всегда, а не только для гостей. А членам семьи не стоит забывать сказать «спасибо» после еды. Кстати, если вам необходимо встать из-за стола раньше других, то по этикету полагается спросить разрешения.

Эпиграфом собрания послужат слова В.А. Сухомлинского «Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».
- Уважаемые родители, когда я готовилась к сегодняшнему собранию, то мне вспомнилась притча о Путнике Вечности. Я хочу вам ее рассказать.
Притча.
Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.- Не он.… И этот не он.… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.Но вот взошла Утренняя Звезда.Люди уставились на дорогу – где Путник?Где-то запел жаворонок.Где-то заржал жеребенок.Где-то заплакал ребенок.А Путника Вечности на дороге люди не увидели.Пришли к мудрецу с жалобой:- Где же обещанный Путник Вечности?(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!Так люди увидели ребёнка – свою надежду.Беседа с родителями- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?- Ведь именно ему жить в будущем.- Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана).

Здоровьесберегающая структура урока.

1.Валеологическое пространство

- Санитарное состояние кабинета: освещённость, своевременное включение искусственного освещения, температура воздуха, свежесть воздуха, чистота пола, мебели. - Состояние мебели: правильная расстановка, функциональность, соотвествие мебели росту учеников. -Предметно-пространственная среда: оформление кабинета (количество стендов, объём информации, сменяемость информации, наглядно-иллюстративные материалы в шкафах). - Озеленение кабинета. - Другие приёмы оформления (фотообои, картины и др.) - Качество и эстетика оформления наглядных пособий, дидактического материала. - Цветовая гамма: соответствие цветовой гаммы мебели, отделки стен, пола, цвета штор. - Наличие и размещение ТСО.

2.Учитель и ученик как основные объекты валеологического наблюдения .

Валеологический «портрет» учителя:

- Внешний вид учителя. - Психологический настрой учителя на урок. - Психоэмоциональное состояние учителя. - Правильное и профессиональное построение и построение речи, отсутствие сарказма, насмешек, упрёков, интонация. - Жестикуляция. - Направленность взгляда. - Уверенность в своих действиях, умение управлять классом. - Тактичность, доброжелательность. - Начало урока с психологического настроя (привлечение внимания и обеспечение необходимой мотивацией). - Аккуратные и разбо чивые записи на доске, рациональность использования классной доски.

Валеологический «портрет» ученика:

- Внешний вид ученика (опрятный вид одежды и обуви, стрижка, чистота рук). - Соблюдение правила ношения второй обуви. - Психоэмоциональное состояние ученика. - Место ученика в соответствии с психофизиологическими особенностями. - Активность ученика на уроке. - Контроль и коррекция деятельности учеников. - Наблюдение учителя за самочувствием учеников: - Оценка действий ученика отделяется от личного отношения к нему педагога. - Учитель избегает прямых указаний и коррекции действий учеников. - Ученики побуждаются к самооценке и самокоррекции, а также к оценке и коррекции деятельности друг друга. Создание продуктивной атмосферы на уроке: - Использование интересных, необычных аспектов темы, парадоксов, юмора в примерах, связанных с практической жизнью и бытом, с режимом дня учеников. - Проблемные и творческие задания на уроке. - Использование на уроке жизненного опыта учеников. - Поощрение конкретных учащихся за конкретную работу. - Учитель поддерживает и одобряет учеников. - Применение активных методов обучения (дискуссии, ролевые игры, диалог). - Использование специальных способов организации работы активных (пассивных) учеников. - Своевременная, адекватная и взвешенная реакция на нарушения дисциплины на уроке. - Использование элементов дополнительного воздействия: музыкальное оформление, цветотерапия, акватерапия, деревотерапия, ароматерапия и др. - Валеологические компоненты урока, элементы урока по формированию позитивного отношения к жизни, осмыслению собственного «Я», формированию знаний и умений взаимодействия с условиями окружающей среды, гигиенических навыков, навыков ведения здорового образа жизни (валеологическое просвещение). - Соответствие применяемых методических приёмов и валеологических технологий индивидуальным возрастным психофизиологическим особенностям ученика.

Способы предупреждения утомляемости на уроке:

- Постановка урока в расписании с учётом валеологических требований. - Оптимальная продолжительность урока. - Физиологичность урока: врабатывание, учёт шкалы распределения внимания учеников во время урока (использование данных физиологии и гигиены) для оптимальной работоспособности. - Тренинг анализаторов на уроке. - Физкультминутки, валеологические разминки на уроке. - Учёт санитарно-гигиенических требований к использованию ТСО и вычислительной техники. - Оптимальное соответствие объёма учебного материала познавательным возможностям учащихся.
Тест для родителей «Я и мой ребенок»
Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики», «конструкторы» детской личности. Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.ВопросыОтветы
12
Можете ли ВыМогу и всегда так поступаюМогу, но не всегда так поступаюНе могу
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?АБВ
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?АБВ
3. Признаться в ошибке, совершенной по отношению к нему?АБВ
4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?АБВ
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя?АБВ
6. Поставить себя на место ребенка?АБВ
7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)?АБВ
:8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете?АБВ
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?АБВ
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?АБВ
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и ни во что не вмешиваться?АБВ
12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка?АБВ
13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?АБВ

Ключ к тестуОтвет «А» Оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» - в 1 очко.Если Вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки; кроме того, Вы склонны компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знания, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам.

Загрузка...