decorininterior.ru

Нужны ли домашние задания? Финская школа: без предметов и домашних заданий В каких школах не задают домашнее задание.

Это еще одно противоречие между школами и семьями — не всем родителям по карману дополнительный месяц каникул. Середина июля. Пока английские и уэльские школьники маются в школе, финские дети уже шестую неделю отдыхают на каникулах, ведь летние каникулы в Финляндии длятся около 10-11 недель.

Разница в том, как дети проводят лето, довольно большая. При этом Саку Туоминен, глава проекта HundrEd (игра слов: Hundred — сотня, Education — образование), сообщил, что родители в Финляндии не хотят увеличивать время пребывания их детей в школе.

И для полноты картины добавим: финским детям необязательно начинать ходить в школу до достижения семилетнего возраста. Тем не менее большинство начинают раньше. Но когда дело доходит до тестов PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), Финляндия на 6-м месте, а занимает лишь 23-е в чтении. Что касается математики — Финляндия на 12-м, а Великобритания на 26-м.

Так в чем же проблема? Почему финские школьники заканчивают школьный год раньше, учатся меньше, а результат получается лучше?

В честь празднования столетней годовщины дня независимости в следующем году Финляндия запускает проект, в ходе которого она поделится секретом своего успеха с другими странами.

Уважение к учителям

У детей меньше домашней работы, если сравнивать с Великобританией, и репетитор в Финляндии довольно редкое явление.

Ключевой концепт финляндской образовательной системы — это доверие. Родители верят, что школа знает, как принимать правильные решения, как обеспечивать достойный уровень образования, а школы, в свою очередь, доверяют учителям. Преподавание здесь считается престижной работой, и учителя соответствуют своему высокому статусу.

Этот подход отличается от общепринятого в Англии, где всё строится на проверках, тестах, постановках целей и общественной подотчетности. Все это приводит к тому, что “хвост виляет собакой”, а не собака хвостом.

Но прежде чем делать выводы о том, что такой легкий финский подход должен быть повсеместным, взгляните на то, как дети в Сингапуре и Южной Корее учатся по технике “hothousing”, что означает долгие часы интенсивного запоминания огромных массивов информации с раннего возраста. Там дети также справляются лучше, чем в школах Великобритании, но подход к образованию строится на долгих часах усердной учебы и постоянном давлении.

Планирование на долгие годы вперед

Это все приводит к мысли о том, что системы образования не формируют новое поколение, а топчутся на месте и всего-навсего отражают современное общество. В то же время финская школьная система неотделима от культуры, которой она служит.

Это сплоченное, справедливое и эффективное общество, и у него есть постоянная, надежная система школьного обучения, соответствующая ему. Все выглядит так, как будто другие страны навсегда застряли в той системе образования, которую они унаследовали.

Но стоит упомянуть, что ситуация в Финляндии не всегда была такой. Их образование построено на фундаменте реформ, начатых в 1970-х и 1980-х годах, которые превратили обычную школьную систему в лидирующую во всем мире.

Рассел Хобби, лидер Национальной ассоциации старших преподавателей (NAHT), видит в этом фундаменте стабильность. И это основное отличие школ в Финляндии от школ в других странах.

«В Финляндии есть долгосрочный подход к политике в области образования, и это означает, что планы остаются в силе в течение значительного периода времени, давая им возможность работать», — говорит он и добавляет: «В то же время в Англии верно обратное. Правительство небрежно относится к политике образования из-за одержимости гимназиями и академиями, оставляя без внимания современные реалии в сфере образования».

Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия уже перешагнули через среднее количество часов обучения в день по стандартам ОЭСР. И нет никаких признаков того, что эти цифры собираются сокращать.

Более того, в Англии собираются выделить дополнительные средства на то, чтобы продлить учебный день в средней школе, хотя у британских учеников и так на 150 школьных часов больше, чем у их финских ровесников.

Домашние задания дают результат

Глава образования ОЭСР Андреас Шлейхер говорит, что дополнительные часы имеют непосредственное отношение к лучшим результатам. Он говорит: «Если дать хотя бы один дополнительный час в неделю на естественные науки, вы сами сможете убедиться, как это повлияет на средние показатели».

Это, конечно, всё правда, но хватит ли этих мер для того, чтобы догнать такие страны, как Финляндия, ведь они, по словам того же Шлейхера, «обеспечивают лучшее качество в обучении за меньшее количество часов».

Что затрагивает еще одну проблему образования. Проблему баланса между количеством и качеством.

Если сократить часы и увеличить школьные каникулы — чем это обернётся для работающих родителей и как это повлияет на стоимость ухода за ребёнком? Если и забыть про все эти проблемы с переизбытком часов и короткими каникулами, еще не все понятно с домашней работой.

Даже если финнам она не нужна, исследования показывают, что выполнение домашнего задания даёт значительное позитивное влияние на успехи в школе.

Профессор Сьюзан Халлам из Института образования уверена, что есть «убедительные доказательства» того, что домашнее задание действительно улучшает достижения детей. Исследование Департамента образования показало, что студенты, которые выполняли два-три часа домашней работы в сутки, имели почти в 10 раз больше шансов лучше сдать экзамены, чем те, кто не делал домашнего задания.

Да, финское образование, конечно, хорошее, но на данный момент все, что остается нам, — продолжать проводить бессонные ночи с нашими детьми, помогая им доделать домашнюю работу.

Домашнее задание - не всегда именно то, чем любят заниматься учащиеся после школы. Ведь иногда на выполнение этого задания приходится тратить много часов внеурочного времени тогда, когда можно было бы отдыхать и веселиться. Интересно, а сколько именно часов посвящают выполнению домашнего задания учащиеся в разных странах?

Согласно информации, поступившей от Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2012 американские подростки уделяли домашним заданиям в среднем 6 часов в неделю. Эта цифра меньше для всех учащихся из стран, входящих в ОЭСР (Великобритания, Германия, Испания, Италия, Канада, США и др.), - около 4,9 часов в неделю. Меньше всего времени отводят на учёбу дома школьники из Кореи и Финляндии – они занимаются около трёх часов в неделю. Учащихся из России можно похвалить за усердие – наши дети выполняют задания на дом 10 часов в неделю. А школьники в Шанхае и того больше – целых 14 часов.

Специалисты из ОЭСР также отметили, что подростки из благополучных, как правило, уделяют учёбе дома больше времени, чем из сверстники из неблагополучных семей. В связи с этим, возник вопрос: «Не способствует ли само наличие домашнего задания усилению расслоения между семьями с разным уровнем достатка?» Исследователи считают, что этому вопросу должно уделяться больше внимания:

Домашнее задание - неотъемлемая часть образовательного процесса, при этом школы и педагоги должны искать новые, более эффективные способы мотивации учащихся из неблагополучных семей на самостоятельные занятия дома.

Исследователи также попытались выяснить, какое значение задания на дом в целом имеет для образовательного процесса. Как правило, учащиеся, усердно занимающиеся дома, показывают лучшие оценки во время экзаменов, чем их не столь усидчивые сверстники. Если обратиться к данным , о которой мы уже писали, то мы увидим, что такая зависимость существует на самом деле, но вместе с этим количество часов, уделяемое школьниками на выполнение домашней работы, не влияет на эффективность и производительность школьной системы в целом. Таким образом, залогом качественного образования в большей степени являются грамотно организованный учебный процесс и высокая квалификация преподавателей.

Россия . Вместе с тем, согласно исследованиям, школьники из России много занимаются самостоятельно, ответственно подходят к выполнению домашнего задания. Можно ли говорить о наличии прямой связи между домашними заданиями и эффективностью обучения в нашей стране?

В понедельник хочу порассуждать о домашних заданиях наших детей.
За то время, что у меня дети учились в школе, это был один из самых острых вопросов.

Нам задавали домашние задания и по ИЗО, и по технологии, по окружающему миру, не говоря уже об огромных объемах задания по русскому языку и математике, английскому!

И возможно, если бы я не работала в школе, не была бы учителем начальных классов, учителем информатики старшей школы, завучем и директором, я бы поверила в то, что «иначе программу не пройдешь», что «не учителя такие а программа», что «не успеем, не успеем!!!»

Однако, я все больше убеждаюсь в том, что в тех объемах и количествах, в которых современная образовательная программа предлагает домашние задания, они не столько полезны, сколько вредны.

И говорить можно не только о том, что у родителей не остается времени на себя. Что дети все вечера тратят, обливаясь слезами. Что семьи уже и забыли, что значит, просто наслаждаться совместными вечерами. Что дома иной раз родители сидят и думают, как подступиться к заданию.. Сколько о том, что задания нужны для актуализации знаний, для того, чтобы формировался навык, а уж ни как не для того, чтобы «успеть пройти программу» или «так положено»

Мой брат учился в школе им. Римского-Корсакова, где домашние задания не задавались вообще. Только по музыке.

И он закончил школу. И сдал наравне со всеми ЕГЭ. И никогда не занимался с репетиторами. И поступил бесплатно в Санкт-Петербургскую Консерваторию, которую в этом году благополучно закончил.

И в настоящий момент имеет канал на Ютубе, который смотрят миллионы. При этом в школе, где он учился, не задавали домашних заданий!

Я никогда не задавала детям домашние задания по информатике. И всегда мои дети побеждали в олимпиадах, сдали ЕГЭ на высочайшие баллы (от 62 до 98), всегда писали все итоговые тесты по предмету. И дети поступили в ВУЗы.

Работая в начальной школе, я задавала только короткое упражнение по русскому языку, которое можно выполнить максимум за 15 минут, чтобы поддержать навык письма. И только столбик примеров по математике, чтобы закрепить вычислительные навыки. И это было лучшее, что я могла сделать! Потому что такими заданиями я помогала детям, а не мешала им.

Именно такая нелюбовь к домашним заданиям, и искреннее непонимание, как так тратить вечер на уроки, и легли в основу курса «Умный ребенок», который я отвела вот уже 11 потоков (а ведь запускали «шутя», где я просто рассказывала как сама решила проблему уроков»
Мне хотелось показать другим родителям, что может, и должно быть иначе! Что на уроки может максимум уходить 15 минут на предмет. А в начальной школе, лучше, если все уроки займут полчаса.
И это не миф, это реальность.

Потому что сейчас дети лишаются детства. Детей все сложнее мотивировать на учебу, потому что мотивировать на то, в чем сам в общем-то не понимаешь смысла, очень сложно.

Домашние задания нужны?? Да. Но в минимальных объемах. В минимальных количествах.
Только для того, чтобы они выполнили основную функцию — актуализация знаний ученика. А не обучение по средствам домашних заданий, как это получается в современном мире.

А как часто я вспоминаю слова моей бабушки, учителя русского языка и литературы! «Если двойки в журнале стоят в строчку — дурак ученик. Если в стоблик — дурак учитель.»
К сожалению, так часто учителя ставят двойки в столбик, при этом на родительских собраниях тыкают в двойки родителей, говоря, что класс не усвоил тему, потому что безотвественно подходят к домашним заданиям.

Ау! Очнитесь! Так и хочется закричать. Двойки у всего класса? В столбик? Учитель дурак, а не дети. Уж простите меня, дорогие педагоги.

Неужели, задавая такие объемы, вы забываете о том, что у детей есть родители, и они так же ходят на работу. И устают. И вечер хотят провести спокойно, всей семьей. А не в криках и слезах из-за уроков.
Неужели, задавая такое количество упражнений, вам не жалко детей, и вы забываете, что ваши дети так же нуждаются в свободном времени.
Неужели вы верите в то, что без такого количества заданий, вы не пройдете программу?
А дети не напишут итоговые работы???

Не верю. Не верю. Не хочу верить.
Я сама учитель.
Я учитель в четвертом поколении, и помню, как читала запоем «Педагогичесчкую поэму» Макаренко. Почему сейчас в педагогических вузах про нее забыли? Почему она перестала быть обязательной к прочтению?
Почему в педагогический идут те, кто не поступил на юриста или экономиста?
Почему в педагогическом вузе обучение самое дешевое?
Почему учителя работают за «баллы»?
Почему родители отмахиваются от ответственности, и валят все на школу?
Почему кричат, что задания — это проблема и ответственность детей?

Эта наша общая проблема. Это наша общая ответственность, И если уже мы создали мир таким, то разве не нам нужно помочь детям в нем выжить? Разве не нам нужно постараться сделать все возможное, чтобы дети не ненавидели школу, и учителей, и уроки? А любили..
Разве не мы единственные, кто думает о счастье наших детей?

Разве не так?

Помогайте детям. Помогайте!
Тратить 15 минут на предмет во время выполнения домашних заданий — реально. Поставьте себе и детям такую задачу. Сконцентрируйтесь на ней. Изучайте техники эффективного обучения.

Любите своих детей больше, чем когда либо. Потому что с моментом начала школы, сисемы тотальной оценки, они нуждаются в вашей любви больше, чем когда-либо.

Хочу сказать отдельное спасибо тем родителям, которые не спихивают вину на школу, не бросают детей в одинокое плавание. И вместе с нами ищут инструменты, которые делают школьные годы более счастливыми и наполненными позитивом! И освобождают время детям на великие дела!

Вы классные! И вы вдохновляете нас на новые открытия. Вы вселяете в меня веру в то, что домашние задания могут быть не такой уж большой проблемой.
Вы герои и ваши истории — пример и вдохновение для многих.

В США проводятся обязательные встречи с учителями: родители приходят в школу, знакомятся с преподавателями, смотрят, что и как. На одной из таких встреч Бренди, которая преподаёт у второклассников, раздала родителям записки с убойной информацией: домашних заданий не будет до конца года. Дома нужно только доделывать то, что ученик не успел закончить в классе. Учительница предложила родителям использовать освободившееся время с пользой: проводить семейные ужины, читать всей семьёй книги, больше гулять на улице и раньше ложиться спать.

Мама одной из учениц сфотографировала записку.

Идея понравилась многим, если судить по огромному количеству лайков и шеров.

И правда, домашка не нужна. Вот почему.

1. Домашнее задание вредит здоровью

Об этом говорят все родители: постоянно растущая академическая нагрузка и стрессовое тестирование бьют по здоровью детей.

  • Из-за высокой нагрузки дети меньше спят. Они засиживаются над учебниками допоздна и переживают из-за оценок, в итоге появляются проблемы со сном The relation among sleep duration, homework burden, and sleep hygiene in chinese school-aged children . .
  • Здоровых школьников у нас . Близорукость, гастрит, хроническая усталость, нарушения осанки - что-то из этого у ребёнка, вероятно, есть.

Так, может, плюнуть на это домашнее задание и оценки и заняться чем-то более полезным?

2. Домашнее задание отбирает время

Сегодня дети заняты как никогда, считает Питер Грей, профессор Бостонского колледжа. Они проводят слишком много времени в школе, потом бегут к репетиторам, на обратной дороге заворачивают в секцию. Расписание жёстко регламентировано, каждый час учтён.

Дети учат языки, математику, программирование. Но им некогда научиться жизни.

Психолог Харрис Купер проводил исследования, которые доказали, что задания на дом не очень-то эффективны: слишком большой объём информации ребёнок не усвоит. Малышам нужно не больше 20 минут дополнительных занятий, старшим - полтора часа Homework in Elementary School . .

Для сравнения: по нашим санитарным правилам полтора часа - это объём для второго класса. Выпускники могут тратить на уроки по три с половиной часа. Почти половина рабочего дня, и это после школы. А жить-то когда?

3. Домашнее задание не влияет на успеваемость

Алфи Кон, один из главных критиков образования, написал в 2006 году книгу «Мифы о домашнем задании». В ней он рассказал, что для младших учеников нет никакой связи между количеством домашнего задания и достижениями в учёбе. В старших классах связь настолько слаба, что почти исчезает, если применять в исследовании более точные методы измерений Rethinking Homework . .

С этим согласны не все. Том Шеррингтон, учитель и защитник практики заданий на дом, пришёл к выводу, что в начальной школе пользы от домашнего задания действительно немного, зато когда ученикам больше 11 лет, уроки помогают добиваться блестящих результатов Homework Matters . .

Долгосрочную пользу от отмены домашнего задания толком не измерить. Исследовательский центр TMISS выяснял, сколько времени школьники тратят на домашнее задание в разных странах. Так вот, в четвёртом классе только 7% учеников не делают домашнее задание How Much of Their Out-of-School Time Do Students Spend on Homework During the School Week . . Небольшая цифра для анализа.

4. Домашнее задание ничему не учит

Школьное образование абсолютно оторвано от жизни. После многих лет изучения английского выпускники двух слов связать не могут, понятия не имеют, в каком полушарии отдыхают, свято верят в силу . Домашние задания продолжают тенденцию: забивают головы фактами, которые дети не могут применить.

Студенткой я подрабатывала репетитором, помогала школьникам подтянуть русский язык. Изначально дети не могли просклонять самое простое существительное «дверь». В глазах был только страх: сейчас поставят оценку. Половину каждого занятия пришлось посвящать теме «русский язык в быту», доказывать, что мы так разговариваем. На каждый падеж я придумывала предложение. Не такое, как в учебнике, а такое, как в жизни: «Тихо, кошке дверью хвост прищемишь!» Когда дети понимали, что все школьные знания - это и есть наш мир, оценки резко улучшались и моя помощь становилась не нужна.

Вспомните, как вы учились, и сравните процесс с уроками в . Если бы домашние задания помогали сокращать разрыв межу классом и жизнью, от них был бы толк. Но это не так.

5. Домашнее задание убивает желание учиться

«Сделать уроки» до сих пор означает либо прорешать школьные примеры, либо прочитать несколько параграфов. По сути, учителя спихивают на дом то, что не успели рассказать от звонка до звонка. Это настолько тоскливо, что домашнее задание превращается в тяжёлую повинность.

Хуже этой скуки только «творческие» задания, которые сводятся к рисункам и презентациям в PowerPoint. Свежая история с работы:

A post shared by Kess (@chilligo) on Oct 17, 2016 at 10:11am PDT

В задании про скворца нужно было ещё и объяснить причины его грусти. Сомневаюсь, что скворцы и правда до слёз переживают из-за предстоящего отпуска и станут скучать по берёзкам, но именно так и надо было отвечать.

То есть дома ребёнок должен скучать или заниматься глупостями вместо общения с друзьями, прогулок и занятий спортом. И кто после этого полюбит учиться?

6. Домашнее задание портит отношения с родителями

Многие родители делают уроки с детьми и за детей. Получается так себе.

  • Школьная программа поменялась, знания родителей устарели.
  • Многие родители сами не помнят простых примеров из школьной программы и пытаются выполнять задания с точки зрения взрослого. Дети так не умеют.
  • Родители не педагоги. Они не учились объяснять материал, правильно его подавать и проверять. Нередко такое обучение хуже, чем никакого.
  • Домашнее задание - это постоянные конфликты. Дети не хотят его делать, родители не умеют мотивировать, совместные занятия заводят в тупик, и всё это выливается в ссоры.

Что хорошего в домашнем задании

Проблема не в домашнем задании и не в его количестве. А в том, что в готовом виде, как оно есть сейчас, оно абсолютно бесполезно, только уничтожает время и здоровье. От домашней работы можно добиться результатов, если пересмотреть подход к ней.

Домашнее задание выполняется в комфортных условиях, поэтому дома можно найти ответ на сложный вопрос и понять материал. Если, конечно, на это есть время и силы.

Если для каждого ученика разрабатывать индивидуальное домашнее задание, то школьник сможет подтянуть темы, которые ему не даются, и развить сильные стороны Домашнее задание как важный компонент непрерывного образования . .

Бренди Янг считает так:

Ученики весь день работают. Дома есть более важные занятия, которым тоже нужно учиться. Развиваться нужно в разных сферах, какой смысл приходить домой и утыкаться в тетрадки?

А вы как думаете, нужно ли домашнее задание?

Психолог, коуч и мама троих детей на домашнем обучении Ольга Юрковская пишет статьи и книги, ведет вебинары, тренинги и курсы для ответственных родителей. Публикуем отрывок из книги Ольги «Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия. Для раздумывающих и начинающих»

Почему я не отдаю своих детей в школу

Мне часто приходится сталкиваться с удивлением по поводу того, что я не отдаю своих детей в школу. У меня же вызывает недоумение, почему вроде бы неглупые, образованные городские жители, достигшие карьерных высот и обеспеченные материально, ломают своих детей, безвинно заключая их на одиннадцать лет в эту систему. Я понимаю, что школьное обучение в дореволюционные времена в условиях деревенской жизни было действительно
прогрессивным явлением. Тогда учитель занимал более высокое общественное положение, был более развит и материально обеспечен, чем родители крестьянских детей, педагог пользовался всеобщим уважением. Однако дворянские семьи не отдавали своих детей в земские школы, организуя обучение на дому. Давайте мы, современные городские жители, честно попробуем сегодня ответить на вопрос: нужна ли школа ребенку? Или она нужна его родителям?

Считаю, что ребенку школа не нужна практически никогда. Я не встречала еще школьников, которые в первой четверти, после каникул, мечтали бы продолжить учебный процесс.

Признаем, что работающим мамам и папам очень удобно и комфортно сдать свое чадо в «камеру хранения» на целый день под минимальный присмотр, утешая себя тем, что так делают все. Особенное недоумение вызывает позиция некоторых неработающих мам с обеспеченным мужем. Собственные дети настолько напрягают, что их отдают даже в продленку. Складывается впечатление, что рождение ребенка - всего лишь способ обеспечить себя материально. Кажется, при возможности сдать свое потомство в интернат, не теряя репутации, многие так и поступили бы.

Что касается детей… Считаю, что ребенку школа не нужна практически никогда. Я не встречала еще школьников, которые в первой четверти, после каникул, мечтали бы продолжить учебный процесс. Дети стремятся в школу, чтобы пообщаться или поиграть с друзьями-одноклассниками, но не ради сидения на уроках. Если обеспечить ребенку комфортное общение вне школы, он и вовсе ходить туда не захочет. Переложить ответственность за ребенка на школу - это порочный путь!

Итак, я не люблю современную бесплатную школу. Почему? Да хотя бы потому, что не встречала людей, довольных предлагаемым государством образованием даже среди фанатов школьного обучения. Когда мы были школьниками, программа и методика преподавания всех более или менее устраивали. Сегодня к ним - шквал претензий. Но при этом пойти против системы людям все равно очень сложно. «Как ты на это решилась?» - первый вопрос, который задают новые знакомые, узнав, что мои дети обучаются дома.

В обычной школе моим дочкам было бы просто скучно: их уровень подготовки существенно опережал школьные требования

Вероятно, помог мой опыт. Сейчас, задним числом, я понимаю, что мне очень повезло, хотя в тот момент сомнения были. C третьего класса я и несколько моих друзей занимались шахматами. У нас был хороший тренер. Он набирал себе группу из тех, кто уже показал результат. Чтобы мы смогли заниматься шахматами на более высоком уровне, родителям предложили перевести нас учиться в Республиканское училище олимпийского резерва. Большинство родителей отказались, считая, что никакой учебы в этом училище не может быть по определению. Мои же против не были, и с шестого класса я фактически училась по системе очно-заочного обучения. Сейчас в Республике Беларусь это называется обучением по индивидуальному плану. В России принято название «индивидуальный учебный план» (ИУП). Необязательных предметов у нас не было: физкультура, труд, музыка и рисование в расписании просто отсутствовали. Были только основные дисциплины, но без домашних заданий, потому что у каждого было по одной-две тренировки в день, и мы постоянно участвовали в сборах или соревнованиях. Все мои соученики - сотни и даже тысячи детей - школу практически не посещали. Некоторые приезжали сдать изученные предметы буквально на три дня в четверти. Сдавали все задания, контрольные и снова уезжали на соревнования или сборы. Больше половины учебного времени мы в школе отсутствовали, появляясь там ради сдачи задолженностей, а не посещения текущих уроков. По такой схеме я училась с шестого класса вплоть до окончания школы.

К решению вопроса, где и как будут учиться мои дети, я подошла очень рационально. Выбор у меня был из четырех основных вариантов:
1) ближайшая государственная школа;
2) престижная гимназия;
3) платная частная школа;
4) семейное обучение.

С учетом всего вышесказанного, первый вариант был практически сразу отброшен. В обычной школе моим дочкам было бы просто скучно: их уровень подготовки существенно опережал школьные требования. В первый класс они обе не ходили, сдали экзамены экстерном и всю начальную школу занимались с репетитором. Полтора часа занятий в неделю обеспечили им хорошие оценки на контрольных.

Детей с первой группой здоровья после окончания одиннадцатого класса остается менее 10%, хотя на момент поступления таких могло быть около 50%.

Затем был отвергнут третий вариант. Таких частных школ, которые не копировали бы привычную гимназию, я поблизости не нашла. За что я должна была бы платить, мне было непонятно. Поэтому на самом деле я выбирала между хорошей гимназией и обучением дома. Первый критерий - здоровье ребенка
Главный ущерб, который школа наносит практически каждому ребенку, - различные заболевания. Задумайтесь, когда чаще болеют дети-школьники: летом на свежем воздухе или во время учебного года?

Разные исследователи приходят к одному и тому же выводу: школа ухудшает здоровье детей. И эта проблема признается на уровне министерства здравоохранения. Чем старше школьники, тем меньше среди них здоровых. К окончанию школы количество здоровых детей падает в 3–4 раза. Детей с первой группой здоровья после окончания одиннадцатого класса остается менее 10%, хотя на момент поступления таких могло быть около 50%. Множество выпускников жалуется на различные хронические заболевания и функциональные отклонения: заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, гастроэнтерологические, аллергические, эндокринные и нервно-психические патологии.
Я разговаривала с учителями и медработниками: с каждым годом ситуация ухудшается. У детей моих знакомых почти поголовно диагностированы гастриты и сколиозы. Проблема видна невооруженным глазом.

Почему так происходит? Дети на уроках сидят неподвижно, и это приветствуется. Мало того, что они находятся несколько часов в день в физиологически вредной позе, они еще пребывают в постоянном напряжении, причиной которого могут быть страх перед ответом у доски, конфликты с одноклассниками, шум на переменах, неполноценное питание. Школа ежедневно заставляет их испытывать серьезный стресс, спровоцированный именно тоталитарным, подавляющим аспектом системы. Часто на уроках идет не совместная работа, а борьба учителя с учениками.

К концу четверти школьники накапливают общую усталость и становятся апатичными и вялыми.

Система школьных оценок тоже направлена на усугубление этих стрессов. Плюс к этому школьникам добавляется нагрузка в виде домашних заданий. К средней школе становится очевидной разница между детьми, которые тратят на школьные занятия и домашние задания ежедневно девять часов, и теми,
кто занимается дома по два часа. Сравните двух детей (вариант несколько гипотетический, но от этого не менее показательный):

Хоумскулер много гуляет на свежем воздухе, ему не надо рано вставать, он высыпается, качественно питается, занимается фитнесом. Учебная нагрузка у него соответствует максимальной концентрации внимания.
Школьник встает в 6:30 утра, питается в школьной столовой, весь день находится в напряжении и шуме среди сотен детей. В начальной школе с продленкой или кружками его нагрузка длится с 8:00 до 18:00, а из спорта у него - только физкультура.
Будет ли второй ребенок более здоровым? Нет, конечно.

К концу четверти школьники накапливают общую усталость и становятся апатичными и вялыми. В то время как хоумскулеры (в большинстве своем) сохраняют бодрость вне зависимости от каникул и выходных! Ребенок на домашнем обучении следует своим физиологическим ритмам и много отдыхает,
чередуя нагрузку и подвижные игры. Например, у «совы» есть возможность позже вставать, чего лишены учащиеся в первую смену школьники. Таким образом, домашнее обучение избавляет ребенка от вредного влияния стрессов, страха, статических поз и сильного нервного напряжения. Кроме того, домашние дети правильнее питаются. Могут ли родители школьников быть на 100% уверены, что карманные деньги их отпрыски потратят на обед, а не на чипсы и газировку? Хоумскулерам такие соблазны, в основном, не свойственны, а значит, шансов выработать привычку к здоровому питанию и образу жизни у них больше. Избавленные от контактов с другими детьми в период эпидемий гриппа и ОРВИ, они реже болеют вирусными инфекциями. Следовательно, их иммунитет крепче.

Мысль, что мне придется ежедневно вставать в 6:30, чтобы вовремя отвезти детей в гимназию, вызывала у меня ужас.

В нашу пользу говорит тот факт, что после перевода на домашнее обучение часто болеющих детей, уже через несколько недель становится заметно уменьшение проблем со здоровьем. Хоумскулинг работает на здоровье ребенка! Напрашивается вывод, что самый главный плюс обучения дома - здоровье детей, причем как физическое, так и психологическое. Выбирая между обучением в школе и дома, родителям надо задуматься, что именно они получат в обмен на ухудшение здоровья своих детей. Неужели нельзя эту выгоду получить более безопасными для собственного чада способами?
Меня результаты сравнения школьного и домашнего обучения по критерию здоровья убедили, что ребенку дома будет существенно лучше. Это - одно очко в пользу семейного образования.

Второй критерий - знание школьных предметов Здесь выигрывала гимназия. Как заставить детей всерьез заниматься дома, не нанимая репетиторов, я не представляла. Однако услуги репетиторов по всем предметам - это не то, что доступно каждому (по тем или иным причинам). И все-таки я нашла приемлемое решение, о чем расскажу позже. А пока поставим очко в пользу школьного образования.

Школьник тратит примерно девять часов в день на уроки и домашние задания.

Третий критерий - поступление в вуз . Аттестат у ребенка на семейном обучении будет точно такой же, как если бы он учился в школе. Репетиторов для подготовки к итоговому тестированию нанимают почти все родители - наймем и мы. Если планировать учебу в российском вузе, подойдет лицей или гимназия при этом учреждении. Они заранее тестируют детей по профильным дисциплинам, помогают выбрать направление и факультет для поступления. Таким образом, обучение более эффективное, а при поступлении в вуз у ребенка есть некоторые льготы. С другой стороны, если планировать поступление в иностранный университет, то у ребенка, находящегося на семейном обучении, будет больше времени для подготовки к непривычному нам тестированию (TOEFL и SAT, например). Так что еще одно очко в пользу семейного образования.

Четвертый критерий - моя загруженность и душевное равновесие . Мысль, что мне придется ежедневно вставать в 6:30, чтобы вовремя отвезти детей в гимназию, вызывала у меня ужас. Я индивидуальный предприниматель и все свои дела планирую так, чтобы работать во второй половине дня.
Ранние подъемы совсем не вписывались в мой распорядок дня с привычкой работать поздно вечером и даже по ночам, когда дети наконец-то угомонились. А если подумать о родительских собраниях с выслушиванием учительских претензий, о нервотрепке с невыполненными домашними заданиями,
«двойками» по поведению… Нет, это не для меня! Сохранность моего душевного состояния была возможна только в случае домашнего обучения. Поэтому и здесь у меня получилось дополнительное очко в пользу семейного образования.

Хоумскулер занимается дома максимум два часа: при индивидуальном обучении изучение школьных предметов происходит примерно в десять раз быстрее

Пятый критерий - эффективность обучения (относительно временных затрат). Школьник тратит примерно девять часов в день на уроки и домашние задания. Преподаватели обычных школ ориентируются на слабых учеников: бесконечно повторяют и спрашивают одно и то же, поэтому время на уроках расходуется неэффективно. По сравнению с занятиями с репетитором, потери времени на уроках составляют около 90%, а время, употребляемое на изучение нового материала, не превышает 10%. Кроме того, часть времени тратится на организационные вопросы в классе. К тому же учитель подстраивается под самых медлительных и несообразительных детей.
Исходя из своего опыта, могу сказать, что хоумскулер занимается дома максимум два часа: при индивидуальном обучении изучение школьных предметов происходит примерно в десять раз быстрее. Оставшееся свободное время ребенок проводит на свежем воздухе. Высыпается, может позволить себе заниматься спортом или читать интересные ему книги. Тратит много времени на кружки или увлечения.

Часто из-за негативного отношения учителей к пропускам возникают проблемы с поездками на соревнования или конкурсы.

В определении эффективности обучения для меня важным фактором является возможность дополнительных занятий. Для школьника занятия музыкой, танцами, рисованием или спортом входят в противоречие с загруженностью домашними заданиями. Родителям и детям довольно часто приходится выбирать между школьной нагрузкой и любимыми увлечениями. Даже если это профессиональные танцевальные клубы, музыкальная или художественная школы. И даже тогда, когда у ребенка бесспорно есть талант. Часто из-за негативного отношения учителей к пропускам возникают проблемы с поездками на соревнования или конкурсы. На семейной форме обучения такие проблемы абсолютно исключены. Поэтому - одно очко в пользу семейного образования.

Шестой критерий - общение с детьми& Для тех, кому больше нравится не общаться с ребенком и не заниматься с ним совместными делами, а наблюдать, как он внимает учителю, а потом сидит часами за домашними заданиями, этот пункт может стать минусом. Для меня это плюс: я не готова отказаться от своего авторитета и отдать собственных детей под влияние посторонних. Тем более что у меня есть вопросы к ценностям современных молодых учителей, а уровень их самореализации заставляет усомниться в полезности подаваемого ими личного примера. Мне нравится разговаривать с моими детьми, объяснять им разные интересные вещи. Именно поэтому я занимаюсь предпринимательской деятельностью и не выхожу работать по найму, хотя могла бы получать приличный стабильный доход. Я хочу проводить много времени с детьми. Так что - одно очко в пользу семейного образования!

Выяснилось, что программа начальной школы настолько примитивна, что с помощью репетитора ее реально можно пройти за год. Мои затраты на преподавателя не превысили сумму в триста долларов.

Седьмой критерий - денежные затраты. Хорошее образование для меня - большая ценность, и я всегда готова за него платить. Лучше я отдам немалую сумму за тренинг или курсы, чем потрачусь на ширпотреб. И мне проще заплатить репетитору, чем заниматься таким неприятным делом, как стояние у ребенка над душой с домашними заданиями. Поэтому я изначально была готова выделять каждому ребенку 400–500 долларов в месяц за частную школу. Реально оказалось, что репетиторы обходятся намного дешевле: одно занятие стоит 10–20 долларов.
Мои девочки (несмотря на разницу в возрасте) смогли заниматься вместе. В начальной школе им хватало полтора часа занятий один раз в неделю, чтобы научиться правильно оформлять свои работы или разобрать сложные вопросы. Остальной материал дети осваивали сами, по обычному учебнику, выполняя задания в рабочих тетрадях.

Выяснилось, что программа начальной школы настолько примитивна, что с помощью репетитора ее реально можно пройти за год. Мои затраты на преподавателя не превысили сумму в триста долларов. Фактически они оказались равны сумме, сэкономленной на бензине для поездок в школу. В средней школе репетиторы обойдутся дороже: надо углубленно заниматься английским и математикой. Позже добавятся сложные предметы - физика и химия. Но в любом случае, вряд ли я сумею превысить бюджет обучения в частной школе.

Загрузка...