decorininterior.ru

Расписание царскосельского лицея. О режиме учебных занятий в «Пушкинском лицее

Дмитрий Зубов

ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ:
ПРАВО НА ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Когда несколько лет назад скромные прежде «институты» стали величать себя «Академиями» и «Университетами», а вместо привычных «школ» кругом выросли «гимназии» и «лицеи», показалось, что еще немного, и Россия будет осчастливлена появлением новых пушкиных, дельвигов, ломоносовых... Но время идет, а чуда так и не происходит - похоже, дело все же не в названиях и не в количестве нулей в счетах за обучение. А в чем?
Однажды русская педагогика попыталась ответить на этот вопрос - и сегодня, спустя 190 лет, это по-прежнему самый яркий из ответов...

Начало

Вы помните: когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей...

19 октября 1811 года. Искрящийся на солнце белый снег, голубая громада Екатерининского дворца перекликается с таким же голубым небом. Мундиры, ленты, ордена... И тридцать пар взволнованных глаз, жадно впитывающих события столь долгожданного дня. Позади безмятежное детство под родительским кровом, теперь начинается новая жизнь. Отныне они - «лицейские»...

отданный Александром I под лицей

Появление Лицея ждали. С самого начала нового столетия все общество не расставалось с надеждами на скорые перемены. Дух свободы, вера в торжество справедливости, упования на скорое возрождение отечества рождали в сердцах многих людей мечты о том недалеком времени, когда миру предстанет новая Россия, свободная от рабства, невежества и тирании. И - о чудо! - проект Сперанского, в кратчайший срок преодолев все бюрократические препоны, явил России учебное заведение нового образца. И хотя, по словам Ивана Пущина, «не все тогда имели понятие о колоннадах и ротондах в афинских садах, где греческие философы научно беседовали со своими учениками», название «Лицей» быстро прижилось и стало синонимом самого лучшего российского образования.

Название Лицея

Имя нового учебного заведения - Лицей - произошло от слова Lykeion. Это название одной из частей древнего города Афины, где располагался знаменитый храм Аполлона, солнечного божества, проводника принципов красоты и гармонии, покровителя поэтов и художников. Прекрасный сад возле храма облюбовали для своих бесед афинские философы, а Аристотель под сенью ликейских дерев создал свои знаменитые «гимнасии», где щедро делился знаниями с учениками. И вот многие столетия спустя в великолепном парке Царскосельского дворца родилось новое учебное заведение, призванное стать храмом мудрости, воспринявшим педагогические традиции античных философов.
А «Царское Село» - на самом деле Сарское - происходит от финского названия находившейся на этом месте деревни Саари Мойс, «Верхняя Мыза».

Программа

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Елисея,
А Цицерона проклинал,
В те дни как я поэме редкой
Не предпочел бы мячик меткой,
Считал схоластику за вздор
И прыгал в сад через забор...

Все обучение лицеистов разделялось на две части. В «Начальном курсе» сообщались сведения по грамматике, физике, математике, истории, русской словесности, немецкому и французскому языкам. В «Курсе окончательном» больше времени уделялось «наукам нравственным»: правоведению, философии, истории религии, политэкономии, логике. При этом каждый лицеист к концу обучения в совершенстве должен был овладеть искусством сочинительства на французском, немецком, а в особенности на русском языке, что было немаловажно для времени всеобщей галломании.

(1765–1814)

Первый директор Царскосельского Лицея родился и вырос в семье известного историка, архивиста, переводчика Алексея Малиновского. Царивший в доме отца дух свободолюбия и служения отечеству во многом определил его судьбу. Закончив в 1781 году философский факультет Московского университета, Малиновский многие годы проработал на дипломатическом поприще, одновременно занимаясь литературной деятельностью. Его работы «Записки о освобождении крестьян», «Рассуждения о войне и мире» снискали ему славу человека прогрессивных взглядов. Необычайно эрудированный ученый, говорящий и пишущий на многих языках литератор, тонкий и проницательный педагог, Малиновский за очень короткий срок своего директорства сумел создать в Лицее неповторимую атмосферу свободы, творчества, дружбы, которую потом называли «лицейским духом». Среди первых учеников Лицея был и его сын Иван. Скоропостижная смерть первого директора стала трагедией для всех лицеистов. Над его могилой Александр Пушкин и Иван Малиновский поклялись друг другу в вечной дружбе.

Большое внимание в Лицее уделялось физическому воспитанию детей. Кроме обязательных по программе гимнастических упражнений, подвижных игр, танцев, верховой езды, фехтования и плавания, ежедневно несколько часов лицеисты гуляли в парке, причем прогулки проходили при любой погоде. И дело тут не только в закаливании. Преодоление лицеистами трудностей такого спартанского воспитания, должно было служить целям их нравственного совершенствования и способствовать развитию цельного независимого характера. Наставники хорошо понимали тонкую связь между успехами физического воспитания и формированием таких качеств личности, как воля, самообладание, смелость, достоинство. Неслучайно, быть может, лицеист Пушкин более всего преуспел в словесности и фехтовании, ведь обе эти дисциплины требуют от человека одного: легкости, изящества и точности. А в качестве учителей танцев в Лицей был приглашены знаменитые Гюар и Эбергардт, учившие «по старинке», то есть подолгу державшие учеников на менуэте - танце внешне неброском, но учившем человека грациозности, благородству и гармонии.

Практичность

Меж нами все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И тайны гроба роковые.

Простым, но очень действенным принципом лицейской педагогики было правило: «не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие». Преподаватели всячески поощряли творческое свободомыслие, совместное отыскание истины в спорах и диспутах. Такие понятия, как «идея», «слово», «поступок» в лицейской педагогике были связаны неразрывной нитью. Наставники не допускали у своих учеников пустословия, ведь «Постановление о Лицее» требовало «никогда не терпеть, чтобы они употребляли слова без всяких идей». Точно так же любому поступку должно было предшествовать тщательное обдумывание последствий и понимание смысла совершаемого действия. И наоборот, любая мечта, любая мысль требовала своего конкретного воплощения. Вообще, обучение в Лицее отличалось конкретностью и практичностью. Каждый педагог ставил целью не просто сообщить необходимый ученику запас знаний по предмету, а непременно добиться ощутимых практических результатов. Преподаватель «российской словесности» Кошанский не только растолковывал ученикам правила грамматики, но и регулярно давал самостоятельные творческие задания, например, по написанию стихов на заданную тему. Такие «пробы пера» не прошли даром - обилие рукописных литературных журналов, издаваемых лицеистами: «Лицейский мудрец», «Неопытное перо», «Вестник», - говорит само за себя.


Расписание жизни лицеистов

6 утра - подъем по звонку
С 7 до 9 часов - класс (учебные занятия)
В 9 часов - чай с белой булкой (никаких завтраков!)
С 9 до 10 часов - первая прогулка (хорошо гулялось летом, когда Царское Село становилось «Петербургом в миниатюре», осенью же «все разъедется в столицу или куда хочет, а чем убить такое скучное время? Вот тут-то поневоле призовешь к себе науки»)
С 10 до 12 часов - класс
С 12 до 1 часу - вторая прогулка
В 1 час - обед из трех блюд
С 2 до 3 часов - чистописание или рисование
С 3 до 5 - класс
В 5 часов - чай
С 5 до 6 часов - прогулка
С 6 до половины 9-го - повторение уроков или дополнительные занятия для отстающих
В половине 9-го - ужин
После ужина до 10 часов - отдых, развлечения
В 10 часов - сон

Занятия в Лицее начинались 1 августа и проходили до 1 июля, но и июль, единственный месяц «вакаций» (каникул), лицеисты должны были проводить в Царском Селе. Таким образом, все шесть лет обучения (2060 «лицейских дней») воспитанники были оторваны от родных и дома, составляя единую лицейскую семью.

Лицейское начальство не жалело денег на приобретение самых современных научных приборов для физического кабинета. Специальная машина для демонстрации законов магнетизма и электричества обошлась Лицею в огромную по тем временам сумму в 1750 рублей.

А учитель рисования С.Г. Чириков устраивал у себя на квартире литературные собрания для воспитанников, всячески побуждая их к творчеству. Он научил рисовать каждого своего питомца независимо от способностей. Иллюстрации Пушкина (кстати, не самого выдающегося его ученика) к собственным произведениям - лучший тому пример.

«Главное правило состоит в том, чтобы воспитанники никогда не были праздны» - гласит «Постановление о Лицее». Каждую минуту пребывания детей в стенах заведения наставники стремились сделать интересной и полезной. Первый директор Лицея В.Ф. Малиновский самолично подбирал отрывки из книг для упражнения лицеистов в чтении и переводе таким образом, чтобы давать урок, например, «к неустрашимости и твердости духа». А прогулки между занятиями, по его мысли, должны были стать примером того, «как отдых после труда приятен».

Традиции Лицея

Судьба на вечную разлуку,
Быть может, породнила нас.

Многие лицейские традиции появились благодаря второму директору Лицея Е.А. Энгельгардту.

Одна из самых известных - после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, тот самый, который в течение шести лет собирал учеников на занятия. Каждый выпускник брал себе на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом.

Для самого первого выпуска из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца с надписью. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом.

Наставники

Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подняв признательную чашу,
Не помня зля, во благо воздадим.

Не только к ученикам, но и к преподавателям в Лицее предъявлялись высочайшие требования. Малиновский, вступая в должность, специальным пунктом оговорил свое право набирать и утверждать профессоров. Это были большей частью молодые люди, энергичные, преданные своему делу, не боявшиеся экспериментировать. И Малиновский, и сменивший его на этом посту Е.А. Энгельгардт всеми силами стремились добиться, чтобы лицейские преподаватели не просто проповедовали истины с высоты своей кафедры, а стали каждому лицеисту настоящим другом, стремились учить детей собственным примером. У каждого лицеиста, безусловно, были свои любимые преподаватели, в зависимости от личной предрасположенности к тому или иному предмету, но были и всеобщие любимцы: учитель «нравственных наук» И.К. Кайданов, словесники Кошанский, Галич, француз де Будри. Секрет их поулярности кроется в любви к своим подопечным, в атмосфере дружбы и доброжелательности, царившей на их уроках. Именно эти качества более других ценил Энгельгардт и в учениках, и в воспитателях. Он называл это «чувством Сердца», не уставая напоминать всем, что именно «в Сердце заключается все достоинство Человека: оно святилище, хранитель всех наших добродетелей, которых холодная, расчетливая голова знает только по имени и по теории».

В Лицее строго-настрого запрещались телесные наказания, но сохранялись другие виды взысканий: занесение имени на черную доску, особый стол в классе для провинившегося, уединенное заключение в карцере. Но, как отмечали многие, самым страшным наказанием для лицеистов было лишиться дружеского расположения и любви учителя. Чуть более суровый взгляд, чуть более холодное отношение наставника действовали гораздо сильней и заставляли нашалившего воспитанника исправляться значительно скорее, чем карцер и «черные списки».

Воспитанники

Дерево узнается по плодам. Даже если бы не было Пушкина (а он был!), Царскосельский Лицей остался бы блестящей страницей русской истории. Канцлер Российской империи Александр Горчаков, известный мореплаватель Федор Матюшкин, декабристы Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Вольховский, поэт Антон Дельвиг, композитор Михаил Яковлев - это только первый, пушкинский выпуск. Всего же за время существования Лицея в Царском Селе (1811–1844) он дал 12 членов Государственного Совета, или министров, 19 сенаторов, 3 почетных опекуна, 5 дипломатов, более 13 уездных и губернских предводителей дворянства - и это не считая тех, кто оставил значительный след в русской науке или искусстве. И при этом Лицей всегда - с самого первого выпуска - был под бдительным надзором властей, считаясь заведением опасным, распространявшим вольнодумство. В 1844 году, в разгар николаевской реакции, он был переведен в Санкт-Петербург, на Каменноостровский проспект, и стал называться Александровским, просуществовав под этим именем до 1917 года.

Герб и девиз Лицея

Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам Энгельгардта были отлиты золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея. Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к Поэзии. Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для Общей Пользы».

Феномен Лицея объясним: образовательный процесс в нем был направлен не на получение знаний, не на «натаскивание» специалистов в какой-либо узкой области, а на воспитание честного и благородного человека, достойного члена общества, ценящего добро и справедливость выше карьерного роста и личной славы.

Прощаясь с первыми лицейским выпуском, Энгельгардт подвел итог шестилетнего обучения такими словами: «Идите, друзья, на новом вашем поприще!.. Храните правду, жертвуйте всем за нее; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас...» Спустя год родился ответ - знаменитые строки Пушкина:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Распорядок дня лицеистов

Царскосельский лицей являлся закрытым вузом, а его воспитанники находились на полном пансионе. Выезд из Лицея во время учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели.

6.00 - подъём, молитва

7.00 - 9.00 - учебные занятия

9.00 - чай с белой булкой

9.00 - 10.00 - прогулка

10.00 - 12.00 - занятия

12.00 - 13.00 - прогулка

13.00 - обед

14.00 - 15.00 - чистописание и рисование

15.00 - 17.00 - выполнение домашних занятий

17.00 - чай и прогулка

20.30 - ужин

Форма в лицее

Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды. Мундир Лицея состоял из кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье - из белого сукна.

Первый выпуск и императорский

В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского лицея в государственную службу.

Императорским указом от 18 марта 1822 года Царскосельский лицей был передан в ведомство главного директора Пажеского и кадетских корпусов.

Лицей при Николае I

После восшествия на престол императора Николая I по указу от 23 февраля 1829 года Царскосельский лицей перешел к подготовке воспитанников только для статской службы.

Изменилась и организационная структура Лицея. Вместо двух классов по 3 года воспитанники стали обучаться в четырех классах по 1,5 года каждый.

По новому положению в Царскосельский лицей могли поступать сыновья дворян в возрасте 12-14 лет, обязательно крещеные и с хорошим здоровьем.

Переезд Лицея из Царского Села

В 1843 году Лицей уезжает из Царского Села.6 ноября 1843 года Император Николай I подписал Указ "О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений". По этому указу Лицей переходил под непосредственный надзор монарха и перемещался из Царского Села в Санкт-Петербург в здание Александровского сиротского дома.

После этого Царскосельский лицей был переименован в Императорский Александровский лицей.

-летие Царскосельского лицея

19 октября 2011 года - День лицеиста. Этот день неразрывно связан с именем А.С. Пушкина, с Царскосельским лицеем и с историей всего русского образования. Именно в этот день 200 лет назад открылось легендарное учебное заведение в Царском Селе.

Образование и воспитание подрастающего поколения всегда было общественно важной темой. Время могло менять лишь цели и задачи, стоящие перед педагогами, само же обучение всегда оставалось актуальной задачей общества. Так происходит и в наше время. Образование в России переживает сейчас очень сильные изменения. ГИА и ЕГЭ стали обязательными, начальная школа уже работает по новым стандартам, средней школе предстоит на них еще перейти, в высшем образовании появилась система бакалавриата и магистратуры. Можно критиковать эти перемены или приветствовать - результат покажет лишь время. А сегодня мы хотим вспомнить одно из лучших учебных заведений страны. Именно отсюда выходили в жизнь лучшие люди России: А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А.М. Горчаков, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие.

Лицей был закрытым учебным заведением, поэтому воспитанники не имели права покидать его. На этом настаивал первый директор Лицея, В.Ф. Малиновский. Директор считал, что дома дети могут испытывать "пагубное" влияние, и стремился изолировать детей от этого. Такая система позволила исключить излишнюю опеку со стороны родителей, избалованность, влияние на становление лицеистов извне. Они жили и учились в Лицее. И именно здесь они становились личностями. Здесь складывалось их мировоззрение. Из стен Императорского Царскосельского лицея вышла целая плеяда замечательных людей, оставивших след в истории. Поэтому, задумываясь о современных реформах в образовании, полезно помнить об уникальном опыте Царскосельского лицея.

Говоря о великих русских поэтах, самоотверженных декабристах, мы будем говорить о Царскосельском Лицее. Мы будем говорить о нём как о первом привилегированном учебном заведении, в котором готовили юношей к важнейшей государственной службе, как о вольнолюбивой "лицейской республике", открывшей миру имена Дельвига, Пущина, Кюхельбекера и, конечно, Пушкина.

«Жизнь Александра Пушкина» - В июне 1823 г. благодаря хлопотам друзей Пушкин перебирается на службу в Одессу. Но вмешательство Жуковского предотвратило дуэль. Пруд в Болдино. Воспитание Пушкина было безалаберным. Михайловское 1824 - 1826. Тригорское. По возвращении из Болдина Пушкин заложил имение, женился. Александр Сергеевич Пушкин 26 мая 1799 – 29 января 1837.

«Годы жизни Пушкина» - После убеждения друзей Пушкин взял свой вызов обратно. А.С.Пушкин. Здесь написана «Сказка о царе Салтане», 5 октября – «Письмо Онегина к Татьяне». Будущего поэта крестили 8 июня в церкви Богоявления в Елохове. В с. Каменка Пушкин сблизился с членами тайного общества, будущими «декабристами». На выпускном акте в 1817 г. Пушкин также прочел собственное стихотворение «Безверие».

«200 лет Царскосельскому Лицею» - Лицей сегодня, в 21-м веке. А.Дельвиг. И.Пущин. В таких комнатах жили лицеисты. Пушкин на выпускном экзамене. Друзья, прекрасен наш союз! Н.Горчаков. Царскосельскому Лицею 200 лет. Нам было по 11- 13 лет В.Вольховский. В Кюхельбекер. Малиновский. Корсаков. Друзья, мои прекрасен наш союз!

«Детские и лицейские годы Пушкина» - Бабушка Мария Алексеевна. 19 октября 1811 торжественно открыт Царскосельский лицей. Пушкин -лицеист. Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая (6 июня) 1799 года. А.Пушкин на лицейском экзамене. Род Пушкиных уходил корнями в глубокую древность. Мать Надежда Осиповна. Няня Арина Родионовна.

«Лицейские годы Пушкина» - Презентацию подготовил Сабиров Р., 6а класс. Именно в лицее Пушкин первый раз влюбился. Лицей в наши дни. Роза. Крылов и Гнедич. Все тотчас же согласились с егомнением, и дело сдано было в архив. Чадаев. Друзья. Не говори: Вот жизни радость! Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич. Цветку скажи: Прости, жалею!

«Болдинская осень Пушкина» - «Евгений Онегин». В третью Болдинскую осень Пушкин написал «Сказку о золотом петушке». Александр сергеевич пушкин. «Осень подходит. Игнашина Наталия Ивановна Библиотекарь Лицей № 554 Приморского района. «Чудесная вдохновенная осень». «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.». Музей-заповедник А.С. Пушкина в Болдино.

Всего в теме 20 презентаций

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

19 октября 1811 года в Великокняжеском флигеле Екатерининского дворца Царского Села происходило торжественное событие. В большом зале переминались с ноги на ногу тридцать мальчиков, напротив них стояли наставники-профессора. В центре зала находился большой стол, накрытый красным сукном. В креслах сидели почётные гости - представители Сената и Синода, министры. По переходу, ведущему из Екатерининского дворца в зал вошёл император Александр I и приветствовал лицеистов. Свои речи произнесли также директор Лицея Василий Фёдорович Малиновский и профессор Александр Петрович Куницын, который сказал:«...Государственный человек, будучи возвышен над прочими, обращает на себя взоры своих сограждан; его слова и поступки служат для них примером. Если нравы его беспорочны, то он может образовать народную нравственность более собственным примером, нежели властию... Любовь к славе и Отечеству должна быть вашим руководителем!». Главным событием праздника стало вручение Лицею высочайшей дарованной грамоты, пожалованной императором Александром I. Документ содержал в себе манифест о создании Лицея и Устав. Грамота была преподнесена директору Лицея "для хранения на вечные времена".

Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей
А.С. Пушкин 1836 год

«Постановление о Лицее» было подписано Александром I в 1810 году, оно приравнивало образование, полученное в Лицее, к университетскому. Император задумал провести в жизнь проекты преобразования Российского государства, а для этого были нужны высоко образованные люди. Для обучения были отобраны дети 10-12 лет из самых знатных семей, за каждого из них должны были дать поручительство известные и уважаемые люди. Так за Александра Пушкина просил известный литератор А. Тургенев, а также дядя поэта В.Л. Пушкин.

Все воспитанники обязательно сдавали вступительные экзамены. Образование в Лицее было бесплатным. Обучение было расчитано на шесть лет и состояло из двух курсов: начального и окончательного. В учебную программу входили следующие дисциплины: русский, латинский, французский и немецкий языки, закон Божий, философия и основы логики, арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика, история российская, история иностранная, география и хронология, рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание. Профессора могли обращаться к лицеистам только на "Вы". По отношению к учащимся были запрещены телесные наказания. Распорядок дня лицеиста был таким: подъем в шесть утра, с 7 до 9 - классы, в 9 - чай, до 10 - прогулка, с 10 до 12 - классы, затем прогулка, обед, снова занятия чистописанием и рисованием, с 15 до 17 часов - классы, прогулка, повторение уроков, в 21 час - ужин, в 22 часа - вечерняя молитва и чай. Успеваемость у лицеистов оценивалась по пятибальной шкале. Самая лучшая оценка - единица (1 - значит первый ученик, на уроках такие воспитанники сидели за первой партой, с 4 сидели на последних, но была ещё оценка "ноль" или "худо").

Как-то на уроке алгебры профессор Карцев вызвал А.Пушкина. Пушкин долго стоял у доски, не зная решения. Тогда Карцев спросил «Чему же равен икс?». «Нулю», - ответил Пушкин. На что Карцев ответил: «У вас в моём классе все равняется нулю. Садитесь на место и пишите лучше стихи!». Пушкин не очень любил математику, да и в общем табеле по успеваемости из 29 учеников(одного отчислили) он стоял на четвёртом месте...с конца. Первым учеником он был только по французской и немецкой риторике, фехтованию и, конечно, по "Российской поэзии". "В 1815 году, на публичный экзамен в Лицее приехал Гавриил Романович Державин. Экзамен очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, когда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять... Меня искали, но не нашли..." (Из воспоминаний А.С. Пушкина)

Хуже всех в лицее учился Дэльвиг, юноша носивший баронский титул, один из самых близких друзей поэта. Его интересовали исключительно литературные занятия, на остальных он дремал. Эту деталь характера подметил Пушкин в одном из стихотворений и описал реальный случай, который произошёл на уроке латыни:

Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.

В шутку Дэльвиг даже сочинил надпись для своей могилы: "Прохожий, здесь лежит философ-человек. Он проспал целый век."

Пушкин в своих стихотворениях не раз сравнивал Лицей с монастырем, а комнаты лицеистов с кельями. В каждой комнате стояли лишь узкая железная кровать, конторка, стул, умывальный столик с зеркалом, комод. Комнатка Пушкина носила номер "14", а в соседней под номером "13" жил ещё один друг поэта, будущий декабрист - Иван Пущин. Интересно, что в Санкт-Петербурге А.С. Пушкин жил по всем известному адресу: Мойка, 12, а в соседнем доме по адресу: Мойка, 10 жил - Пущин.
Константин Данзас - в лицее носил кличку - "Медведь", из-за крупного телосложения, неуклюжести и задумчивости. Дослужился до генерала, подчинённые любили его за храбрость. Данзас также стал печально известен тем, что был секундантом Пушкина на дуэле с Дантесом.
Вильгельм Кюхельбекер неуклюжий, рассеянный, но очень добродушный, постоянная жертва насмешек лицеистов. Лучше других воспититанников знал литературу, историю, философию. В оценочном листе Кюхельбекера сплошные отличные оценки (1 балл) , только по математике, физике и фехтованию Вильгельм не блистал (его балл был 2-3).

Вы помните текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас... А. Пушкин

Лицеисты сбегали с уроков, чтобы посмотреть на полки, проходящие мимо училища на войну с Наполеоном. Среди воспитанников был будущий генерал, первый ученик, закончивший лицей с большой золотой медалью - Владимир Вольховский. С детства мечтая о военной карьере, он вёл спартанский образ жизни, за что получил прозвище "Суворочка".

Спартанскою душой пленяя нас,
Воспитанный суровою Минервой,
Пускай опять Вольховский сядет первый,
Последним я, иль Брольо, иль Данзас... А. Пушкин 1825

В июне 1817 года состоялся первый выпуск воспитанников в государственную службу. Алексадр I вручил Свидетельства об окончании Лицея. С чином IX класса были выпущены 9 человек, с чином Х класса — 8 человек, 7 человек стали офицерами гвардии и 5 — офицерами армии. Все прощались, но верили, что ещё не раз встретятся. 19 октября, день открытия Лицея, было объявлено Днём встречи выпускников. Однако, в таком составе, как на выпускном они уже не встретятся. Уже в 1817 году не стало - Николая Ржевского, а в 1820 году - Николая Корсакова. Последним, кто отметил День Лицея в 1882 году, стал Александр Михайлович Горчаков. Министр иностанных дел, он много сделал для укрепления позиций России на мировой арене.
В 1843 г. Николай I подписал указ «О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений». Царскосельский лицей был переведён в Петербург и переименован в Императорский Александровский лицей.




Загрузка...