decorininterior.ru

Что такое тхэквондо? Описание и правила боевого искусства. Краткое описание и история Где появилась борьба таэквондо

Тхэквондо [Теория и методика. Том.1. Спортивное единоборство] Шулика Юрий Александрович

Глава 2. Краткая история возникновения и развития тхэквондо

История тхэквондо начинается около двух тысяч лет назад, что подтверждается древними рисунками и изображениями.

В конце I века до н. э. на территории современной Кореи существовало три государства: Когурё, Пэкче и Сила. Предполагается, что уже в этот период начали формироваться различные системы боя, послужившие прообразами современного тхэквондо. В частности, субак, тхэккен, чхарёк, оренквон, юсуль и др.

Основным историческим документом, отражающим знания древних корейцев о боевых искусствах, является трактат «Муетоботхончжи», созданный в 1790 году выдающимся корейским ученым и государственным деятелем Ли Донму. Трактат содержит описание различных систем боя с оружием, а также отдельные методы кулачного боя.

В XVII–XIX вв. боевые искусства Кореи практически не развивались: некоторые из них были позабыты, качественный уровень других снизился. В 1910 году Корея стала составной частью Японской империи, и во все сферы жизнедеятельности корейцев стали привноситься японские традиции. Не стали исключением и боевые искусства – доминировавшее когда-то китайское влияние сменилось не менее сильным японским. Наибольшую популярность в Корее приобрели дзюдо и кэндо, под термином «юсуль» стали понимать дзю-дзюцу, а видоизмененная техника монахов-отшельников, практиковавших «мягкое искусство» (юсуль), получила название «кидо» («путь энергии»).

После освобождения Кореи в 1945 году национальные боевые искусства вышли из подполья, но традиция их передачи была утеряна, поэтому развивалось большое количество родственных направлений со схожим техническим арсеналом, у которых отсутствовали философские принципы и духовная основа. После Корейской войны 1950–1953 гг. в обществе возникла идея создания единого национального боевого искусства, которое стало бы символом духа нации. Реализовал эту идею генерал Чхве (Чой) Хон Хи в 1955 году. Новое боевое искусство было создано на базе традиционных корейских видов борьбы субак и тхэккен с использованием элементов каратэ, которое создатель стиля изучал в Японии. Корейское национальное боевое искусство стало унифицированным вариантом, объединившим технику девяти послевоенных школ, и получило название «тхэквондо» – «путь руки и ноги», или «путь ноги и кулака». Сегодня тхэквондо – современный вид спорта и боевое искусство, имеющее духовно-философские корни и адаптированное для массового физического воспитания. В 1972 году Чхве Хон Хи перевел штаб-квартиру созданной им в 1966 году Международной федерации тхэквондо в Торонто (Канада), покинув Сеул. В результате название стиля стало звучать на западный манер (таэквондо), чтобы отличаться от южнокорейского аналога, а границы влияния Международной федерации тхэквондо (ИТФ) сузились. Тем временем развитие тхэквондо в Южной Корее успешно продолжалось. В ноябре 1972 года был открыт центр исследования и популяризации тхэквондо «Куккивон» в Сеуле.

Он осуществляет официальное присвоение данов и выдачу сертификатов, подготовку инструкторов, ведет хронику рекордов тхэквондо, издает учебные пособия и выпускает учебно-методические видеофильмы.

Из книги Психологическая подготовка к рукопашному бою автора Кадочников Алексей Алексеевич

Краткая история возникновения рукопашного боя Зарождение рукопашного боя Все на свете представляет собой строжайшую цепь причин и следствий. Все живет, непрестанно изменяется, развивается и гибнет…Сама Вселенная, еще 200 лет назад считавшаяся олицетворением вечности и

Из книги 200 школ боевых искусств Востока и Запада: Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада. автора Тарас Анатолий Ефимович

1. Краткая история школы Ее основателем является мастер Уэчи Канбун (1877-1948). Этот человек изучал в детстве и юности окинавское кэнпо под руководством своего отца, Уэчи Кантоку. В 1897 году юноша переехал жить и работать в Китай, в приморскую провинцию Фуцзянь. Там его

Из книги Драгоценные жемчужины китайского цигун автора Синъин Ши

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В переводе с китайского языка «Бадуаньцзинь» означает «Восемь отрезов парчи». Это общее наименование различных вариантов упражнений, способствующих «вскармливанию жизни», то есть «Бадуаньцзинь», был создан не только для улучшения и поддержания

Из книги Дзюдо [Система и борьба: учебник] автора Шулика Юрий Александрович

ГЛАВА 2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЗЮДО 2.1. Кратко о боевых искусствах Востока Сведения об использовании приемов нападения и защиты с применением и без применения специальных орудий имеются с периода ранних цивилизаций. На наскальных рисунках, барельефах, украшавших стены

Из книги Бокс. Секреты профессионала автора Ковтик Александр Николаевич

Глава 1 История развития бокса

Из книги «Профессионалы» автора Тэйлор Фрэнк

Из книги Энциклопедия ВИН ЧУН КУНГ-ФУ. Кн. 6. Техника мечей-бабочек "Бат Чам Дао" автора Дудуечан И.

Из книги Энциклопедия ВИН ЧУН КУНГ-ФУ. Кн.4. Методы тренировки автора Федоренко А.

Краткая история школы Система боевого искусства ВИН ЧУН, являющаяся одной из наиболее эффективных школ рукопашного боя зародилась около трехсот лет назад в Китае. У истоков создания стиля стояла монахиня Нг-Май, чье мастерство ведения поединка не было превзойдено ни

Из книги Энциклопедия ВИН ЧУН КУНГ-ФУ. Кн.3. Парный комплекс "108 форм" автора Федоренко А.

Из книги Энциклопедия ВИН ЧУН КУНГ-ФУ. Кн.1. Базовые формы автора Автор неизвестен

Краткая история школы Система боевого искусства ВИН ЧУН, являющаяся одной из наиболее эффективных школ рукопашного боя зародилась около трехсот лет назад в Китае. У истоков создании стили стояла монахиня Нг-Май, чье мастерсгво ведения поединка не было превзойдено ни

Из книги Энциклопедия ВИН ЧУН КУНГ-ФУ. Кн. 5. Техника шеста "Лук Дим Бук Гунь" автора Федоренко А.

Из книги Энциклопедия ВИН ЧУН КУНГ-ФУ. Кн.2 Специальная техника автора Федоренко А.

Краткая история школы Система боевого искусства ВИН ЧУН, являющаяся одной из наиболее эффективных школ рукопашного боя, зародилась около трехсот лет назад в Китае. У истоков создания стиля стояла монахиня Нг-Май, чье мастерство ведения поединка не было превзойдено ни

Из книги Рукопашный бой (обучение технике, приемам и тактике поединка) автора Косяченко В. И.

Глава 1. История развития рукопашного боя Рукопашный бой, или боевые единоборства, существует столько же, сколько помнит себя человечество. Отдать приоритет той или иной части Земли, стране или народности, претендующей на первенство в создании рукопашного боя, - сложно,

Из книги Русский бильярд. Большая иллюстрированная энциклопедия автора Жилин Леонид

Из книги Как победить любого противника в экстренных ситуациях. Секреты спецназа автора Кашин Сергей Павлович

Из книги автора

Краткая история возникновения видов единоборств «Верное поведение есть следствие познания его предпосылок» – так сказал один из известнейших философов прошлого века. Если взять это высказывание за некую аксиому, можно вывести следующее: чтобы изучить боевое

В переводе с корейского языка Тае (тхэ) означает удары ногой, квон - кулак или удары рукой, До - это путь. Таким образом, в Таеквон-До (тхэквондо) две составляющие: первая-это «таэквон» использование рук и ног в целях самообороны, и вторая «До» жизненный путь, включающий в себя морально - этическое воспитание личностии интенсивную ментальную тренировку для развития высшего сознания через постижение культуры и философии Таеквон-До(тхэквондо). Уже в самом названии заложена суть Таеквон-До(тхэквондо), а именно гармоничное развитие человека как физически, так и духовно.

22 марта 1966 года основатель Тхэквондо генерал Чой Хонг Хи созвал учредительную конференцию для учреждения общественного объединения, которое будет развивать Таеквон-До (тхэквондо) в мире. На этой учредительной конференции было принято единогласное решение назвать юридическое лицо новой организации Международная федерация Таеквон-До по-английски International Taekwon-Do Federation сокращено ΙTF . Поэтому, когда речь идет об ИТФ это значит, что организация представляет именно то боевое искусство и вид спорта, которое создал сам его основатель. На этой же конференции генерал Чой Хонг Хи был избран Президентом Международной федерации Таеквон-До ИТФ и раз в четыре года переизбирался на следующий срок, оставаясь Президентом ИТФ до самой смерти 15 июня 2002 года.

За короткий срок существования Таеквон-До достаточно молодое боевое искусство по сравнению со многими другими - обрело огромную популярность, и на сегодняшний день численность занимающихся им около 40 млн. людей во всём мире.

Тхэквондо по сути является многоборьем, состоящим из пяти дисциплин. В программу соревнований входят четыре дисциплины: соревнование по спаррингу (масоги),соревнование по формальным комплексам (туль), соревнование по разбиванию досок (вирек-3 разных удара для женщин и 5разных ударов для мужчин), и соревнования по спец.технике Таеквон-До (т-ки - разбивание досок с прыжком в длину и высоту-3 разных прыжка у женщин и 5 разных прыжков у мужчин). Помимо соревновательных дисциплин в программу обучения входят и приёмы самообороны (хосинсул), которые являются логическим применением предыдущих дисциплин в реальных ситуациях.

Таеквон-До (тхэквондо), пожалуй единственное боевое искусство, методика преподавания которого, а также философия, порядок присвоения поясов и все его составляющие, разбивания, поединки, базовая техника, спец. техника, формальные комплексы, приёмы самообороны описаны самим основателем в одной книге -энциклопедии Таеквон-До, которая состоит из 15 томов! Существование энциклопедии, конечно, не может заменить инструктора, но позволяет избежать искажения классической техники, даёт возможность каждому корректировать и усовершенствовать свои умения, избегая ошибок и профанаций. С помощью энциклопедии искусство становиться доступно каждому, нет возможности спекулировать закрытостью системы, скрывать свои незнания под предлогом секретности. В Таеквон-До нет секретов, за исключением одного - полной отдаче тренировочному процессу. Ученик, сумевший заставить себя, достигает рано или поздно желаемых результатов, которые обычному человеку могут казаться сверхъестественными.

В Таеквон-До уникальная система выдачи поясов: существует 10 разрядов "гыпов" цветных поясов и 9 степеней (данов) чёрных. В зависимости от интенсивности тренировок чёрный пояс можно получить от одного года (если тренироваться 4 часа 6 раз в неделю) до 4-5лет, если тренироваться 2-3 раза по 1,5 часа. Чтобы получить 2й дан, надо ждать вне зависимости от технического уровня ещё 1 год, 3й дан -два года, 4й - три и так далее. Обладатели с 1го по 3й дан могут считаться помощник учителя (бо-са бом). Обладатели с 4го по 6й дан считаются учителями (са бом) и обладатели 7го-8го дана считаются мастерами (са хюн ним).Обладатель 9го дана считается великим мастером - са сон ним. Всё это показывает, что для того чтобы получить звание учителя по Таеквон-До (4й дан и выше) требуется как минимум 7 лет, время, достаточное, чтобы отличить профессионала от любителя.

Таеквон-До (тхэквондо) построено на знаниях анатомии, биомеханики, физиологии и физического воспитания. Научный подход делает искусство живым. Сколько наука развивается, столько развивается и искусство, конечно классическая техника, туль, основа ТКД, меняется реже всего, это стержень, база, на которую опираются все инструктора. Но какие методы, какие нагрузки и на чём нужно делать акцент выбирает сам инструктор. Разные инструктора это разные типы личности, это разные методики, разный подход. Это даёт возможность каждому ученику подобрать более подходящую для него школу. Возможно, эта особенность исходит из древней корейской традиции выбора учителя, где монах после нескольких лет предварительного обучения, должен был обойти как можно больше монастырей и учиться у многих учителей, чтобы выбрать одного, назвать его своим учителем и учиться у него столько времени, сколько учитель посчитает нужным.

Существует заблуждение, что в Таеквон-До (тхэквондо ) отсутствует техника рук. Конечно, хорошо разработанная мощная техника ног - это особое отличие, своего рода товарный знак, но ни в коем случае это не значит, что в тренировочном процессе меньшее время уделяется технике рук. Те, кто хорошо знаком с Таеквон-До, часто говорят, что здесь сильные удары ногами и очень сильные удары руками.

Таеквон-До (тхэквондо) помимо своей эффективности обладает притягательной эффектностью. Культура движения впечатляет зрителя и даёт наслаждение занимающимся. Здесь всестороннее развитие тела и духа сочетаются с чувством наслаждения техникой и движением. Надеюсь, что данная статья поможет всем ученикам Таеквон-До лучше понять искусство, которым они занимаются, а для тех, кто с ним ещё не знаком, станет стимулом прийти в До-янг и убедиться в сказанном.

Сам основатель ТаэквонДо гранд мастер Чой Хонг Хи советует инструкторам поощрять учеников в посещении других До-янгов и других стилей. Учитель, желая помочь ученику, понимает, что заставлять ученика нежелающего учиться - пустая трата времени, поэтому он даёт ему право выбора наиболее подходящей для него школы, а также возможность сравнения, как разных школ, так и учителей. Но сделав свой выбор, ученик в ответе за него, он должен полностью подчиняться и доверять избранному учителю и установленному этикету. Таеквон-До (тхэквондо) является боевым искусством, и его Философия выражается 5-ю принципами: Учтивость, Терпение, Непоколебимый дух, Самоконтроль, Честность. Существует заблуждение, что в Таеквон-До (тхэквондо) отсутствует техника рук. Конечно, хорошо разработанная мощная техника ног - это особое отличие, своего рода товарный знак, но ни в коем случае это не значит, что в тренировочном процессе меньшее время уделяется технике рук. Те, кто хорошо знаком с Таеквон-До, часто говорят, что здесь сильные удары ногами и очень сильные удары руками. Таеквон-До (тхэквондо) помимо своей эффективности обладает притягательной эффектностью. Культура движения впечатляет зрителя и даёт наслаждение занимающимся. Здесь всестороннее развитие тела и духа сочетаются с чувством наслаждения техникой и движением.

Надеюсь, что данная статья поможет всем ученикам Таеквон-До лучше понять искусство, которым они занимаются, а для тех, кто с ним ещё не знаком, станет стимулом прийти в До-янг и убедиться в сказанном.

Последней мечтой Генерала было, чтобы Таеквон-До (тхэквондо) развивалось и распространялось динамично даже после его смерти. Генерал прекрасно понимал, что единственный путь для этого - чтобы международная федерация функционировала, опираясь на демократические принципы, на внутреннее положение, в согласии с международным правом, как и все международные спортивные организации. Именно поэтому первым вице президентом ИТФ ещё при жизни генерала был избран депутат Канадской думы г-н Рассел Маклелан. Выдвигая кандидатуру известного политика, хорошо разбирающимся в праве, Генерал был уверен, что он доведет ИТФ до демократических выборов и заложит фундамент дальнейшего процветания федерации. В очередной раз Генерал оказался прав со своим выбором. Г-н Маклилан в качестве И.О Президента ИТФ довел федерацию до выборов, на которых был канадец вьетнамского происхождения мастер Тран Трю Кван.

Зная огромный вклад мастера, о котором и сам генерал неоднократно ссылался в своей книге «Таеквон-До и Я» делегаты понимали, что наступил момент истины для ИТФ . Сможет ли федерация пойти по пути нормальной спортивной организации, функционирующей на основе демократии? Или власть попытается захватить ипревратить в диктатуру тоталитарного государства? Один факт наличия выборов отпугнул силы, которые явно не могли выиграть, и ИТФ начала развиваться с полной силой вплоть до трагической гибели мастера Трана в 2010 года. Но его уход уже никак не мог повлиять на федерацию, поскольку она уже работала не благодаря одному человеку, а благодаря хорошо отработанной системе правления. В 2011 году на конгрессе в Новой Зеландии Президентом ИТФ был избран гранд мастер Пабло Траенберг (Аргентина).

Характерная особенность тхэквондо - ноги в поединке используются более активно, чем руки. Сверхзадачей тхэквондо в древности было выбивание всадника из седла. Слово «тхэквондо» складывается из трёх слов: «тхэ» - нога, «квон» - кулак (рука), «-до» - искусство, путь тхэквондо, путь к совершенствованию (путь руки и ноги). По определению Чхве Хон Хи, «тхэквондо означает систему духовной тренировки и технику самообороны без оружия, наряду со здоровьем, а также квалифицированным исполнением ударов, блоков и прыжков, выполняющихся голыми руками и ногами для поражения одного или нескольких соперников».

История

В древних рукописях упоминается о существовании в начале нашей эры в древней Корее систем рукопашного боя и различных видов борьбы. На королевских гробницах династий Когурё (37 год до н. э. - 668) изображены воины, выполняющие отдельные приёмы в стойках, характерных для современного тхэквондо.

Версии

В мире существует ряд неправительственных организаций, развивающих тхэквондо как вид спорта и как боевое искусство.

Принципы тхэквондо

  • Учтивость
  • Честность
  • Настойчивость
  • Самообладание
  • Непоколебимость духа

Техника

Обучение идёт по пяти дисциплинам:

  • Тхыль (туль) - формальный комплекс
  • Массоги - спортивный поединок (спарринг)
  • Туки - техника нанесения ударов ногами в прыжках
  • Вэрёк - силовое разбивание предметов руками и ногами
  • Хосинсуль - практика самообороны
  • Пхумсе - формальный комплекс (ВТФ)
  • Керуги - спортивный поединок (спарринг) (ВТФ)

Пояса

В тхэквондо уникальная система выдачи поясов: существует 10 разрядов-«кыпов» - цветных поясов и 9 степеней (данов) - чёрных. В зависимости от интенсивности тренировок чёрный пояс можно получить от одного года (если тренироваться 4 часа 6 раз в неделю) до 4-5 лет, если тренироваться 2-3 раза по 1,5 часа. Чтобы получить 2-й дан, надо ждать вне зависимости от технического уровня ещё 1 год, 3-й дан - два года, 4й - три, и так далее. Обладатели с 1-го по 3-й дан могут считаться помощниками учителя (по-са бом). Обладатели с 4-го по 6-й дан считаются учителями (са бом), а обладатели 7-го - 8-го дана считаются мастерами (са хюн ним). Обладатель 9-го дана считается великим мастером - са сон ним . кып (от кор. 급 - уровень) - ученическая степень, уровень техники и физического развития ученика, а также уровень его духовности.

Уровень Иллюстрация Пояс
10 кып Белый пояс
9 кып Бело-жёлтый пояс
8 кып Жёлтый пояс
7 кып Жёлто-зелёный пояс
6 кып Зелёный пояс
5 кып Зелёно-синий пояс
4 кып Синий пояс
3 кып Сине-красный пояс
2 кып Красный пояс
1 кып Красно-чёрный пояс
1 дан Чёрный

В Тхэквондо ВТФ после красного 2 кыпа идёт коричневый 1 кып, после него тхэквондист не достигший 15 лет возраста может получить чёрный с красной полоской по центру пояс - это детский чёрный 1 пхум, после 15 лет автоматически становится 1 даном.

Стойки

Способность к эффективным техническим действиям в большей степени зависит от сохранения правильного положения тела. Правильное же положение тела обусловлено выбором подходящей в данной ситуации стойки. Стойка в тхэквондо главным образом связана с положением нижней части тела, которая является основой для верхней части тела. Основной момент в каждой стойке (за небольшим исключением) заключается в том, что спина должна быть выпрямлена.

Диаграмма Название Описание
Чарёт Соги
  • Charyot Sogi
позиция «Внимание».
Моа Соги
  • Moa Sogi
4 разновидности, Moa Junbi Sogi A, Moa Junbi Sogi B, Moa Junbi Sogi C and Moa Junbi Sogi .
Гоннун Соги
  • Gunnun Sogi
  • Ap sogi
передняя наступательно-боевая стойка.

разновидность Nachuo Sogi на одну ступню длиннее.

Нынджа Соги (буквально: похожая на букву «Ны» корейского алфавита или букву «L» латинского алфавита).
  • Niunja Sogi
  • Hoogulsagee
задняя защитно-боевая стойка.
Наранхи Джунби Соги
  • Naranhi Junbi Sogi
стойка боевой готовности.
Твибаль Соги
  • Dwi Kobi
  • Dwit Bal Sogi
  • Bum Sogi
стойка с перемещением веса на заднюю ногу, передняя нога рядом на носке(переводится с корейского «задняя стойка»)
Аннун Соги
  • Annun Sogi
  • Jumchum Sogi
стойка всадника или буквально - сидячая стойка.

Боевая стойка

Стойка применяется в поединках. Ноги ставятся широко, тело повёрнуто в сторону (на 45 градусов), уменьшая при этом цель поражения, а руки защищают протектор (живот).

Удары руками

В тхэквондо удары руками исполняются на короткой дистанции - стоя, в прыжке, в крутящемся положении или в нападении. Нанесённые быстро по отдельности, или в комбинациях, они могут вывести соперника на некоторое время из оборонительной позиции и сделать его уязвимым. Их можно разделить на два типа:

Удары кулаком:

  • чон-гвон - удар согнутыми указательным и средним пальцами в верхнюю часть тела.
  • чон-гвон чируги - удар кулаком вперёд (во Всемирной Федерации Тхэквондо (WTF) - момтхонг чируги).
  • сан-гвон чируги - удар обоими кулаками одновременно.
  • тычибо чируги - перевёрнутый удар кулаком.
  • сево чируги - удар кулаком снизу вверх. (?)
  • умджи - удар кулаком с выпирающим большим пальцем.

Удары открытой рукой:

  • судо ёп чируги - удар ребром ладони со стороны.
  • риквон чируги - удар обратной стороной кулака.
  • судо ануро чируги - удар ребром ладони, который наносится со стороны в средину.
  • сонкаль - нанесение удара открытой ладонью сверху вниз.
  • чоумук - нажатие пальцев на болевые точки.
  • ап палькуп чируги - параллельный поверхности удар локтем.
  • сонкали чируги - удар ребром ладони со стороны.

Удары ногами

  • Тымё-ап-чхаги - прямой удар ногой в прыжке в туловище или в голову.
  • Ап-чхаги - удар передней подушечкой или пяткой стопы в уровень живота, также при хорошей растяжке наносится в голову.
  • Еп-чхаги - боковой удар: с ускорением поднимается колено, закрывая им тело, чтобы стопа носком вперёд оказалась у колена опорной ноги, с дальнейшим ускорением выпрямляется нога с поворотом таза и тела боком, а опорной стопы на носке пяткой вперёд, и направляется наружное ребро стопы в цель, доворачивая её в горизонтальное положение. Одноимённая ей рука выставлена вперёд, другая прикрывает голову.
  • Доллё-чхаги - круговой удар передней/задней ногой наносится подъемом стопы (в спарринге) или передней подушечкой стопы, пальцы при этом оттянуты вверх(в базовой технике и в кекпа).
  • Тыме-Момдоллё-чаги - удар наносится носком (подъёмом) переднестоящей (напр.левой) ноги после разворота на ней на 360 градусов по часовой стрелке, замаха правой ногой, в прыжке в туловище или в голову. Если спереди правая нога, то удар ею наносится после разворота тела против хода часовой стрелки. Максимальная скорость поворота тела достигается резким поворотом головы после начала разворота тела, который инициируется низким движением назад задней руки.
  • Ды-чхаги - удар плоскостью стопы производится заднестоящей ногой с разворотом через спину, носок должен смотреть вниз.
  • Неро-чхаги - удар плоскостью стопы заднестоящей ногой проводится в корпус, похож на толчок, но является очень сильным ударом.
  • Пандэ-доллёчхаги - удар с разворотом через спину, проводится в голову пяткой, носок смотрит в сторону, противоположную направлению удара.
  • Нере(бакуро)-чхаги - производится замах ноги на уровень выше головы и производится резкий удар сверху вниз в корпус или голову пяткой, носок смотрит вверх (в базовой технике) или вытянут (для удлинения ударной поверхности в спарринге).
  • Ануро-неречхаги - удар наносится движением выпрямленной ноги снаружи вверх-вовнутрь.
  • Касоге-еп-чхаги - стойка во время удара не меняется, производится за шаг задней ноги за переднюю сзади, затем бьёт передняя нога, удар производится полной плоскостью стопы в район туловища или головы, мысок смотрит параллельно полу.
  • Тора-ды-чхаги - удар с разворота, наносящийся пяткой в грудь или в голову (кор. «дора» - разворот ).

Приставка «тымё-» означает, что удар производится в прыжке.

  • ттвиодоллё-чхаги - вынос задней ноги и затем резкий удар и перескок на другую ногу, всё делается в прыжке, сам удар получается в воздухе.
  • ттвионерио-чхаги - вынос задней ноги как можно выше и производится удар ею в голову.

Приставка «твитула-» также означает, что перед ударом будет вынос задней ноги, однако данные удары выполнить может только человек, хорошо владеющий своим телом, имеющий хорошую координацию и технику, данные удары выполняют в основном мастера и кандидаты в мастера спорта, а также при сдаче на 1-й дан чёрный пояс.

  • твимё-твит-чхаги - вынос задней ноги разворот на 180 градусов, затем производится удар в голову или корпус, во время удара делается полный оборот вокруг своей оси, вынос ноги производится резко и само вращение и удар происходят в воздухе.
  • твимё-хурё-чхаги - вынос задней ноги, разворот и удар хурё в голову, полный разворот с ударом получается на 540 градусов, удар достаточно сложный, перед его выполнением спортсмены должны выполнить комплекс упражнений на разогрев мышц и связок всего тела. Перед тем как выполнять удар, необходимо убедиться, что мышцы, суставы и связки тазобедренной области, ног и поясницы хорошо разогреты и растянуты.

Блоки

Блоки ставятся руками, коленями и ногами, чтобы отбить удары противника. Чтобы начать блок, нужно предвидеть вид и направление его атаки. Первое, что необходимо запомнить для изучения основных блоков и их применения, это то, что рука, блокирующая атаку противника, должна начинать свое движение почти одновременно с началом движения атакующей руки или ноги, обеспечивая защиту своей атаки.

  • анпхальмок еммакки - блок внутренней стороной руки в кулаке со стороны большого пальца; (пхальмок - по-корейски буквально «шейка предплечья», то есть лучезапястный сустав, а кулак-голова; «епхуро» или в сложном слове «ем» - в бок, в сторону; «ануро» - с корейского «вовнутрь»);
  • баккатпхальмок еммакки - сметающий наружу блок;
  • баккатпхальмок чуге макки - блок, отводящий вверх;
  • сан баккатпхальмок макки - сдвоенный блок двумя руками против удара прямого и против удара сбоку в верхний уровень; («сан» - по корейски «гора»; руки в блоке как бы изображают гору);
  • баккатпхальмок заньдан макки - блок сверху
  • баккатпхальмок хэчё макки - блок двумя руками(в исходном положении клином ладонями к себе) против ударов, например по ушам или вискам;(«хечё» - с корейского «разводя по сторонам»);
  • анпхальмок дольё маки - круговой блок внутренней стороной руки
  • сонкхаль маки - рубящий блок ребром ладони («сонкхаль» - с корейского «рука-меч»);
  • пхальмок дяби макки - сдвоенный блок руками в кулаке: передней рукой против прямого удара, задней-против удара в корпус;
  • сонкхаль дяби макки - сдвоенный блок двумя руками ребрами ладоней(похож на предыдущий);
  • муроп ануро макки - блок коленом движением вовнутрь;
  • муроп баккат макки - блок коленом движением наружу;
  • баккат макки - блок движением наружу (баккуро - с корейского «наружу»);

Тхыль (ITF)

Принцип изучения боевого искусства на основе тхыль состоит в том, что повторяя его много раз, практик приучает свое тело к определённого рода движениям, укрепляя соответствующие мышцы, сухожилия и суставы, сопрягая их с правильным дыханием вводит их на безсознательный уровень. Таким образом, попадая в боевую ситуацию, тело работает «само» на основе рефлексов, вложенных многократным повторением тхылей. Также тхыли безусловно являются медитативной практикой, где общим фоном их исполнения является расслабленное состояние тела и как вспышки молний производятся удары и блоки при сосредоточенном, но не напряжённом внимании. Совершенствуя свои движения и корректно используя боевые стойки, практик таким образом укрепляет не только тело, чувство уверенности через уверенные позы и движения, но и боевой дух и совершенствует свою духовность, поскольку практика овладения искусства тхэквондо и тхылей предписывает обязательную практику принципов тхэквондо в этом процессе.

  • Чон-джи
  • Дан-Гун
  • Чи-Сан
  • До-Сан
  • Вон-Хё
  • Дхан-Гун
  • Юль-Гок
  • Джан-Гун
  • Тхэ-Ге
  • Хва-Ран
  • Чун-Му
  • Чи-гу
  • Кван-Гэ
  • По-Ун
  • Гэ-Бяк
  • Чун-Джан
  • Чу-Че
  • Сам-Иль
  • Ю-Син
  • Че-Йон
  • Йон-Ге
  • Уль-Ти
  • Мун-Му
  • Со-Сан
  • Се-Джон
  • Тхонъиль

Команды

  • Чхарёт - смирно
  • Кённе - поклон
  • Чунби - приготовится
  • Апссоги-чунби - боевая стойка
  • Сиджак - начать, сделать
  • Баро-закончить
  • Кукиро кюне-приветствие государственной символике

Обычно данные команды исходят от сабомнима (тренера) в начале и конце тренировки. Поклоном спортсмены-ученики приветствуют учителя, тем самым также показывая его превосходство и уважение.

Команды во время спарринга:

См. также

Примечания

Ссылки


История возникновения таеквондо

Корни Таеквондо уходят в глубокую древность, когда предки корейцев проживали в нескольких племенных образованиях на территории Корейского полуострова и северо-востока Китая. В борьбе за существование они были вынуждены развивать свою силу, ловкость и способности к рукопашному бою, чтобы добывать пищу и защитить себя от диких животных.
После изобретения оружия эти способности отнюдь не утратились, а наоборот получили развитие в различных играх, религиозных и шаманских обрядах и ритуалах. Подражая защитным и нападающим стойкам различных животных, древние люди научились в бою пользоваться руками и ногами, создавая тем самым древнейшую форму Таеквондо.
Историки предполагают, что история корейских боевых искусств начинается около двух тысяч лет тому назад. Древние рукописи, рисунки и изображения, которые сохранились и дошли до нас, говорят о том, что уже в начале нашей эры в древней Корее применялись различные системы кулачного боя и борьбы.
Где-то в конце 1 века до н.э. несколько племенных образований, проживавших на территории Корейского полуострова, объединились в три государства: Когуре, Пэкче и Силла (существовавших с 57 года до н.э. по 668 год н.э.). Эти государства не только постоянно воевали между собой, но и отражали нападения внешних завоевателей из Китая и Монголии, поэтому совершенствование боевого искусства было для этих государств насущной необходимостью.
Отличавшееся воинственностью, выросшее и окрепшее в борьбе с Китаем, Когуре имело сильную армию и хорошо обученных солдат, которые применяли боевой стиль "сонбэ". Интересной особенностью вооружения этой армии были "боевые калоши" - тяжелые железные платформы с шипами, крепившиеся к сапогам. Для использования такого оружия требовалось во время тренировок уделять особое внимание ударам ногами, что в последствии составило одну из главных отличительных черт корейских боевых искусств.
По сравнению с суровыми воинами Когуре, жители Пэкче были более миролюбивы, но и они имели свои секреты и свои методы воспитания бойцов, например боевой стиль "субак".
Роль объединителя страны сыграло государство Силла, прославившееся своим военно-религиозным институтом "хваранов" (в переводе с корейского - "цветущая молодежь"). В состав корпуса хваранов отбирались юноши 14-15 лет из дворянских семей, которые проходили серъезную физическую и духовную подготовку, чтобы стать надежными защитниками родины и государя. Тренировка хваранов включала в себя не только упражнения в медитации, поэзии, музыке и танцах, но и верховую езду, занятия фехтованием и стрельбой из лука, а также - субак (овладение искусством поединка было для них делом чести)...

Задачей такой комплексной подготовки было воспитание совершенной и гармоничной личности. Корпус хваран быстро прославился по всей Корее и заслужил уважение даже у своих заклятых врагов. В кодекс чести хваранов входили следующие принципы: быть верным своему государю, быть послушным своим родителям, быть честным с друзьями, никогда не отступать в бою. Опираясь на эти элитные подразделения, правители Силла смогли впервые объединить под своей властью всю страну и в течении двух с половиной веков процветать, не зная войн. В 668 году Корея стала единым государством, тесно связанным с соседним Китаем. Корейское искусство поединка обогатилось китайской традицией, и ряд его направлений, например, "тансудо" ("танская рука"), эту связь подтверждает. Однако внедрение китайских элементов способствовало расслоению "кулачного боя" на две ветви. Одна, более китаизированная, включила в себя боевые искусства, распространенные при дворе или будийских монастырях, а также применяемые для обучения элитных подразделений войск. Другая сохранила свою корейскую самобытность и была популярна среди простых людей как в городах, так и в сельской местности. Эта тенденция продолжалась и в дальнейшем, когда на смену объединенному Силла пришло государство Коре (918 - 1392 гг). Затем отношения с Китаем были прерваны, и начался период самостоятельного развития, в которoм и определились самобытность и своеобразие корейских школ. В это время многие направления развития боевых искусств оформились в определенные школы и стили. В частности, такие, как тхэккен, чхарек, субак, оренквон, юсуль и др. Наиболее самобытным и наиболее корейским из перечисленных является,
скорее всего тхэккен. Именно в это время возникла отличительная черта корейского рукопашного боя - сложнейшая система прыжков и ударов в полете. Обязательным элементом обучения считался прыжок с ударом на высоту выше человеческого роста, так что настоящие мастера без труда выбивали из седел всадников.
В 1392 г. в Корее пришла к власти династия Ли, правившая вплоть до японской аннексии в 1910 г. После прихода к власти нового правления интерес общества к традиционным боевым искусствам несколько ослабевает, хотя, например, все желающие поступить на службу в королевскую гвардию должны были сдать экзамен по субак. Но постепенно уровень требований к военным понижался, и самобытная традиция корейских боевых искусств была выхолощена и полузабыта
В 1592 г. на Корею обрушились серъезные испытания - началась Имджинская война. В страну вторглась японская армия, боевые качества которой в то время были лучшими на Дальнем Востоке. Корейские войска потерпели ряд поражений, меньше чем за полгода японцы захватили почти всю страну.
После Имджинской войны снова наступил застой. Преподавание боевых искусств не поощрялось. Тем не менее передовые представители корейской культуры продолжали настойчиво претворять в жизнь идею возрождения боевых искусств, в первую очередь исконно корейских их разновидностей. Заключалось это в создании трактатов, где в форме комплексов закреплялись наиболее эффективные техники и приемы. Первым из них стал созданный в 1599 г. "Муечебо", включавший в себя комплексы работы с шестом, мечом и щитом, длинным копьем, трезубцем и мечом с длинным лезвием. Второй - "Муесинбо" - был создан примерно через полвека, после вторжения маньчжуров. Он включал в себя кулачный бой, упражнения с японским и корейским мечами.
В конце XVIII века один из выдающихся корейских философов и государственных деятелей Ли Донму приступил к созданию трактата, который бы полностью отразил известные знания о боевых искусствах. Этот текст, созданный в 1789 - 1790 гг., называется "Муетоботхончжи". Полностью вобрав в себя то, что содержалось в "Муечебо" и в "Муесинбо", "Муетоботхончжи" остался практически единственным письменным источником на эту тему, дошедшим до наших дней в Корее.
В начале XX века (1910 г.), когда Корея находилась под властью Японии, таеквондо было серьезно потеснено привнесенными в страну японскими видами единоборств дзю-до, каратэ-до, кэндо. Разработки японских и окинавских учителей оказали определенное влияние на дальнейшее развитие корейской традиции (например, на технику работы руками). В свою очередь, осуществлялось и обратное влияние. Достаточно сказать, что знаменитый мастер Масутацу Ояма, создатель одного из самых мощных стилей современного каратэ-до - Кекусин-рю, был по происхождению корейцем и до переезда в Японию в 1938 году активно осваивал корейские национальные системы тхэккен и чхарек.
После Второй Мировой войны возникла явная тенденция к созданию единого корейского боевого искусства, которое могло бы символизировать "дух нации". Такое боевое искусство было создано генералом Чой Хонг Хи. После долгих споров, отвергнув старые традиционные названия типа "субак" или "тансудо", его создатели остановились на названии "ТАЕКВОНДО", буквально означающим "Путь ноги и кулака".
В 1961 году генерал Чой Хонг Хи возглавил вновь созданную Корейскую Ассоциацию Таеквондо, а в 1966 году учредил в Сеуле Международную Федерацию Таеквондо (ITF -International Taekwondo Federation). Но через несколько лет, из-за политических разногласий с бывшим в то время у власти правительством республики Корея, генерал Чой Хонг Хи эмигрировал в Канаду. Будучи руководителем ИТФ (в то время единой организацией, объединявшей адептов таеквондо во всем мире), он перенес туда же, в город Торонто, центр ее деятельности. Сейчас штаб-квартира ИТФ находится в Вене (Австрия).
Однако большинство школ и инструкторов сохранили верность не ему, а сеульскому руководству. Мастера, в основном оставшиеся на юге страны, учредили 28 мая 1973 года Всемирную Федерацию Таеквондо (WTF - World Taekwondo Federation), которую возглавил доктор Ун Енг Ким. Штаб-квартира Всемирной Федерации Таеквондо находится в Сеуле и расположена в здании Куккивона - Международной Академии Таеквондо.
В 1980 году на 83-тьей Генеральной Асамблее Международного Олимпийскокого Комитета было принято решение о том, что Таеквондо ВТФ заслуживает Олимпийского признания, а также было принято решение ввести Таеквондо как демонстрационный вид спорта в программу 24-ых Олимпийских игр 1998 года в Сеуле, и 25-ых Олимпийских игр 1992 года в Барселоне.
4 сентября 1994 года, на 103 Генеральной Асамблее Международного Олимпийского комитета (МОК), состоявшейся в Париже, было принято решение о признании Таеквондо - Олимпийским видом спорта и о включении его в соревновательную программу Олимпийских Игр 2000 года в Сиднее.
Сейчас Всемирная Федерация Таеквондо объединяет в своих рядах 156 стран различных Континентов и около 30 миллионов занимающихся.

Загрузка...