decorininterior.ru

Конспект занятия «Автоматизация звука в слогах, словах. Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука "Лесные игры" Логопед занятие по автоматизации звука

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [з]

"В гостях у Зайки"

Яськова М.М.., учитель-логопед МАДОУ № 21,г. Бердск

Цели:

    Закреплять правильное произношение звука [з] изолированно, в слоге, в словах, в предложениях.

    Развивать слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие, мышление и память.

    Формировать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: картинки (Зайка, корзинка с яблоками), сюжетная картинка, разрезная картинка.

Ход занятия:

Организационный момент

Посмотри кто с нами сегодня будет делать зарядку? Выкладывается картинка.

Конечно это зайка.

1. Артикуляционная гимнастика.

«Слоник – лягушка»;

«Месим тесто»;

«Блинчик»;

«Почистим нижние зубки»;

«Кошка сердится»;

«Насосик»;

«Комарик».

2. Характеристика звука [З] по акустическим и артикуляционным признакам.

Сегодня зайка будет помогать нам правильно говорить его любимый звук [з].

А почему он любимый?

Зайка принес нам в корзинке яблоки со звуками, давай назовем их.

ЗА ЗО ЗУ ЗЫ АЗ ОЗ УЗ

Выкладываются картинки (корзинка, яблоки)

3. Физминутка.

На зеленой на лужайке, забияка живет зайка (прыжки)

Любит зайка покрутиться, поклониться,

Ножками потопать, ручками похлопать.

Зайчику понравилось, как ты с ним танцевал.

Он предлагает поиграть в игру «Повтори, не ошибись».

Игра с мячом.

проговаривание т чётко слогов АЗА, АЗО, АЗУ, АЗЫ, ОЗА, ОЗО, ОЗУ, ОЗЫ

Мяч бросай и слоги повторяй.

4. Автоматизация звука в словах.

Развитие слухового внимания и памяти

Повторите «слова – друзья» тройками:

Зал – замок – завод;

Ваза – база – фаза;

Коза – лоза – пауза;

Заноза – мимоза – берёза;

Глаза – гроза – егоза;

Лиза – виза – подлиза.

5. Развитие слухового внимания.

Игра «ОХОТНИК».

Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов.

Хлопай, услышав звук [з].

6. Различение единственного и множественного числа существительных.

Игра «Скажи наоборот» (с мячом).

Логопед называет один предмет, дети должны назвать много предметов

(коза – козы, ваза – вазы, арбуз – арбузы, замок –замки, забор – заборы,

береза-березы, звезда-звезды, зонт-зонты)

7. Произношение звука [з] в предложении.

Зайчонок любит чистоговорки.

Сочиним для него чистоговорки со словом коза.

За – за – за на лугу стоит коза

Зу – зу – зу вместе мы пасём козу

Зы – зы – зы колокольчик у козы

За – за – за иди домой коза.

Посмотри выглянуло солнышко. Выкладывается картинка.






Ой! Посмотри, кто у нас сидит на лучиках?

Правильно, это солнечные зайчики.

А какие они? Золотистые.

Рассади их пожалуйста на те предметы, в которых ты слышишь звук [з].

И проговаривай: этот зайчик сел на березу, ... розу, ...

Золушка собиралась на бал и обнаружила, что кто-то испортил ее замечательное платье. Как ты думаешь, кто это сделал?

Поможем Золушке собрать платье.

Ребенку предлагается разрезанная картинка.

Подведение итога.

С кем мы сегодня встретились? Тебе понравились игры и задания Зайчика?

Какой звук нам сегодня встречался раньше всего?

Конспект индивидуального логопедического занятия

Автоматизация [ с ] в слогах, словах

Цель: Автоматизировать правильное и четкое произношение звука [ с ] . Задачи:

    Подготовить артикуляционный аппарат к правильному произношению [ с ]

    Закрепить артикуляционную позу для произношения дефектного звука.

    Ввести и закрепить звук [ с ] с в слогах, в коротких словах.

    Развивать интерес к логопедическим занятиям, желание научиться правильно

произносить дефектные звуки.

Оборудование: логопедические зонды, зеркала, вертушки, бабочки на нитках

для выработки воздушной струи, вата, картинный материал по теме занятия, медали, кассы букв и слогов, антисептический раствор.

ТСО: компьютер, электронная доска.

Ход занятия:

Логопед предлагает послушать детям «Весёлую распевку. Лиса.» (распевка сопровождается показом слаидной презентации).

Вы догадались с каким звуком мы будем сегодня работать?

Мы уже работали с этим звуком, вы можете мне сказать, что необходимо выполнять, чтобы научиться правильно произносить звуки?

Дыхательные упражнения.

Для того, чтобы язычок стал «послушным» необходимо выполнять упражнения. Сначала, я предлагаю вам поиграть в игру «Футбол» (логопед кладет небольшой кусочек ваты на стол, делает ворота и объясняет, что вата это мячик его необходимо задуть в ворота, забить гол).

Сделайте губы трубочкой и подуйте вперёд, посмотрите как это делаю я. (дети совместно с логопедом выполняют упражнение 4-5 раз, логопед контролирует положение губ, языка, направление воздушной струи)

Следующее упражнение называется «Бабочки летают» (на нитке приклеена бабочка из бумаги). Вы должны подуть так, чтобы бабочка полетела вперёд, сохраняйте положение губ и языка (дети совместно с логопедом выполняют упражнение 4-5 раз, логопед контролирует положение губ и языка, направление воздушной струи).

Следующее упражнение «Вертушка», мы будем заставлять вертушку долго вертеться. Для этого берите воздух носиком и выдыхайте через рот долго, медленно (дети совместно с логопедом выполняют упражнение 4-5 раз, логопед контролирует силу и направление воздушной струи).

Можно предложить упражнения на выработку воздушной струи: «Сдуй снежинку», «Чей ветерок сильнее?» и другие.

Молодцы!

Массаж.

Следующее упражнение для щёк. Надуйте щёки, выпустите воздух. 3-4 раза

Надуйте правую щёку, выпустите воздух. Надуйте левую щёку, выпустите воздух. 3-4 раза

Надуйте правую щёку, переместите воздух в левую щёку и переместите в правую.3-4 раза Выпустите воздух.

Следующее упражнение «Покажи конфету». При помощи языка покажите конфету то за правой щекой, то за левой. 8-10 раз

Молодцы, теперь погладьте свои щечки и похлопайте.

Логопед предлагает учащимся приготовить зеркала.

Артикуляционная гимнастика

Напомните мне какие упражнения мы будем выполнять.

    «Бегемотики»

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Открой рот, как можно шире и удерживай его в таком положении, потом закрой рот.(под счёт до 10раз). 3-4 раза.

    «Лягушка - Слоник» (сопровождается показом картинки). На счёт «раз», улыбнись, покажи сомкнутые зубки и удерживай губы в улыбке. На счёт «два» вытягивай сомкнутые губки вперёд и удерживай их в таком положении. Чередуй движения «лягушка-слоник» 5-6 раз.

    «Месим тесто» (сопровождается показом картинки).

Давай покажем, как месят тесто для блинов и пирогов: улыбнитесь, открой рот и покусай язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА….., пошлёпай язык губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ-ПЯ…

    «Блинчики»

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Давай покажем, какие бывают блинчики. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счёт до 10.

    «Чистим зубки» (сопровождается показом логопеда).

Покажи, как язычок чистит зубки: улыбнись, открой рот, и кончиком языка сильно чисти зубки (води влево - вправо) за нижними зубами под счёт. 7-8 раз. Теперь почистим за верхними зубами (рот широко открыт). Выполняй медленно под счёт до 8.

    «Киска сердится» (сопровождается показом картинки и показом логопеда).

Давай покажем, как киска сердится и выгибает спинку.

Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубы, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удерживай язык в таком положении под счёт до 10.

    Поглаживание и похлопывание щёк .

Закрепление артикуляционной позы.

Надо улыбнуться и всё время удерживать губы в улыбке;

Прижать кончик языка за нижними зубами; спинка выгнута;

Зубки сблизить, но не смыкать;

Тихо подуть: С-С-С-С…..Воздушная струя должна быть холодная.

Закрепление произношения

Длительное произношение С-С-С-С

Можно предложить ребёнку упражнения: «Песенка насосов», «Движение по дорожкам», «Мячики», «Лесенка» и другие. (ребёнок может помогать себе движениями пальцев рук)

Закрепление произношения в слоговых рядах и словах

Отражённое повторение

СА-СА-СА- медленно и длительно

СЫ-СЫ-СЫ

СУ-СУ-СУ

СО-СО-СО

Развитие внимания и памяти «Запомни и повтори»

СА-СА-СЫ

СЫ-СА-СА

СА-СЫ-СЫ

«Определение места звука в слове»

Сапоги, бусы, коса, сын, нос, квас, сумка, носок…..

«Звуковой анализ слов»

СЫН, САМ, САД

Введение слогов в слова

СА-са-са-сад

Сы-сы-сы-сын

Со-со-со-сок

СА-са-са-коса, оса

Сы-сы-сы-усы, бусы

Со-со-со-колесо, мясо и др.

Физкультминутка, электронная гимнастика для глаз

Работа с картинным материалом

Логопед предлагает взять картинку назвать что изображено, объяснить назначение этого предмета. Упражнение в согласовании количественных числительных и существительных

Если картинка отмечена значком «5», надо сосчитать их до пяти; если картинка отмечена значком *, назвать во множественном числе.

Проговаривание предложений

У Сони сок. Соня пьёт сок. У Сони сумка. В сумке посуда.

Заучивание чистоговорки

СА-СА-СА- в саду оса

СЫ-СЫ-СЫ- у осы усы.

В заключении занятия логопед хвалит детей и предлагает ещё раз послушать «Весёлую распевку», вручает медали «Я подружилась со звуком с».

Малолеткова Марина Владимировна

Конспект подгруппового логопедического занятия

для дошкольников подготовительной группы

«Автоматизация звука [С] в слогах, словах и предложениях»

Цель: Закрепить произношение звука [С] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

Уточнить артикуляцию и характеристику звука [С];

Формировать навыки согласования числительного с существительным; прилагательного с существительным в мужском, женском и среднем роде;

Формировать навыки согласования слов в предложении;

Закрепить представления по лексической теме «Осень».

Коррекционно-развивающие:

Развивать целостное восприятие, слухо-речевую память, внимание, фонематический слух;

Развивать грамматический строй речи, навыки словоизменения;
- развивать зрительно-пространственные представления;

Развивать общую моторику, координацию движений;

Коррекционно-воспитательные:

Способствовать формированию положительных эмоций;

Содействовать формированию самооценки;

Умение контролировать собственную речь.

Оборудование: карточки для артикуляционной гимнастикой,индивидуальные зеркала, дидактическое пособие для дыхательной гимнастики, разрезные картинки, магнитные буквы и цифры, цифровая схема,дидактическое пособие к игре «Послушай, выложи, проверь!», мяч, предметные картинки, раскраски.

Ход занятия

1 . Организационный этап.

1) Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята. При помочи мяча выскажем пожелания друг другу на сегодняшний день. (Дети по очереди говорят пожелания.)

Я желаю вам удачного дня, пусть все у вас сегодня получиться.

2) Создание мотивационного поля.

Ребята, посмотрите на картинку. Как вы считаете, какое время года на ней изображено? Почему вы так решили? Чего не хватает на картинке? (Красок)

А краски, каких цветов нужны, чтобы осень стала красивой.

Предлагаю, вам сегодня вернуть краски осени. Чтобы вернуть краски осени, вам придётся потрудиться. Вы должны будете говорить так правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Готовы?

2. Основная часть

Ребята, посмотрите, какую первую краску вы можете вернуть осени. Желтую. Что осенью желтого цвета? Нужна ли осени желтая краска?

Чтобы вернуть желтую краску вам, нужно сделать артикуляционную гимнастику и дыхательную.

1) Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик», «Горка», «Почистим нижние зубки», «Крокодил»

(Дети выполняют артикуляционную гимнастику, используя индивидуальные зеркала.)

2) Дыхательная гимнастика.

Будем дуть как осенний ветер, а ветер осенний какой?

Подуйте на листочки плавно, так, чтобы они слетели с грибка.

Подуйте так, чтобы листочки закружились.

(Дети дуют на листик плавно и длительно.)

Как вы считаете, с заданием справились? Оцените себя. Денис, у тебя были трудности? А у тебя Максим?

Возьмите по желтой краске.

3) Сообщение темы и цели занятия.

Какую следующую краску будем возвращать осени? Красную. Что осенью бывает красного цвета? Нужна ли осени красная краска?

Чтобы вернуть красную краску, вам надо внимательно меня слушать, подумать, а потом отвечать.

Послушайте внимательно слова и определите, какой одинаковый звук встречается во всех словах: лес, сапоги, лист, сосны.

Правильно, это звук [С]. Тема нашего занятия: звук [С]. Сегодня вы будете определять звук [С] на слух, а также учиться произносить звук [С], в слогах, словах и предложениях.

4) Характеристика звука [С].

Скажите, в каком положении должны быть губы, зубы, язык, чтобы правильно произнести звук [С]. Возьмите зеркала, произнесите звук [С]. Воздушная струя тёплая или холодная при произношении звука [С]?

Звук [С] гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?

(Дети дают характеристику звуку [С] с опорой на схему и тактильным ощущениям).

Подведём итог. Максим, как ты считаешь, у тебя все получилось, а у тебя Денис? Вернём осени красную краску.

5) Развитие фонематического слуха

Какого цвета будет следующая краска? Оранжевая. Что осенью будет оранжевого цвета? Нужна ли осени оранжевая краска?

Чтобы вернуть оранжевую краску, вы должны быть очень внимательными. Вам нужно услышать звук [С] в слогах и словах.

Игра «Хлопай, не зевай»

Как только услышите звук [С] в слоге, хлопните в ладоши.

Са, мы, со, зу, на, сы, ру, до, сэ, ус, ыб, ас, ус, ос.

Игра «Послушай, выложи, проверь!»

Я буду произносить слова, а вы, как только услышите в слове звук [С]

заполните игровое поле картинкой (насос, самолет).

Слова: сундук, таблетка, коляска, лес, тетрадь, пол, лиса, компас, работа.

6) Автоматизация звука [С] в открытых и закрытых слогах.

Какую краску будем возвращать? Коричневую. Что осенью будет коричневого цвета? Нужна коричневая краска?

Вам придется потрудиться и правильно произнести слоги со звуком [С]

По цифровой схеме повторите заданное количество раз слоги:

Максим Денис

2-1 СЭСЭ-СЭ 1-2 СЭ-СЭСЭ

2-2 СОСО-СОСО 2-2 СОСО-СОСО

3-1 СУСУСУ-СУ 1-3 СУ-СУСУСУ

2-3 СЫСЫ-СЫСЫСЫ 3-2 СЫСЫСЫ-СЫСЫ

(Дети читают слоги и выделяют при помощи силы голоса заданный слог)

Физминутка Игра «Рисуем осень»

Большую часть красок вернули. Давайте, нарисуем признаки осени руками.

Мы рисуем серое, хмурое небо.

(Поднять руки вверх, кистями рук «раскрашивают» небо вправо-влево.)

Мы рисуем большие холодные лужи.

(Наклоняются и свободно двигающимися руками внизу «рисуют круги».)

Мы рисуем мелкий моросящий дождик.

(Хаотично двигают пальцами, опуская руки сверху вниз, до самого пола.)

Развитие мимических мышц.

Осенью погода в течение дня может меняться. Представьте, что набежала хмурая серая туча, и закапал дождик, покажите, как люди огорчаются, ёжатся от холода и ветра. Покажите, как люди радуются, когда снова выглянуло солнышко, стало теплее.

(Дети выполняют задание при помощи мимики и символических движений.)

7) Автоматизация звука [С] в словах.

Какого цвета будет следующая краска? Серая. Что осенью будет серого цвета? Нужна осени серая краска?

Чтобы вернуть осени серую краску, нужно правильно и четко произносить слова со звуком [С].

Игра «Один - Много» с мячом.

Поиграем в игру «Один-много», я говорю один предмет вы много и наоборот.

Нос-носы, автобус-автобусы, поднос-подносы, ананас-ананасы, лисы-лиса, кокосы-кокос.

Игра «1,2,5,9».

Составьте словосочетания со словами носок, самолёт, собака, оса по образцу.

Образец: одна сайка, две сайки, пять саек, девять саек.

8) Автоматизация звука [С] в предложениях.

Какого цвета будет следующая краска? Зелёная. Нужна ли осени зеленая краска?

Чтобы вернуть зелёную краску, нужно правильно и четко произносить слова со звуком [С] в предложениях. Только предложения будут заколдованные, вам нужно их расколдовать.

Сапоги надели Саню.

Бусы носят Соню.

Сосна сидит на сове.

Астры посадили садовника.

Кусок мяса кусает собаку.

На посуду поставили стол.

Получите зеленую краску.

3. Рефлексия.

Все краски осени вернули. Молодцы, ребята!

Вам бы хотелось увидеть осень красивую, красочную? Тогда переверните карточки с красками, соберите картинку. Одинаковые картинки у вас получились? Найдите различия.

Какой звук сегодня учились произносить?

Какое задание понравилось больше всего?

Какие были трудности?

4. Домашнее задание.

Осень приготовила для вас раскраски, какими цветами раскрасите осень дома?

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект занятия по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и фразовой речи. Многие знают, что порой автоматизация звука в речи ребенка занимает куда больше времени, чем его постановка. Поэтому только ежедневный упорный труд дает положительные результаты. А для того, чтобы ребенку было интересно заниматься, очень важно провести занятие в интересной игровой форме, а еще лучше увлечь его в увлекательное путешествие со сказочными героями.

Надеюсь, что разработанный мною конспект подгруппового занятия Вы оцените и добавите в свою педагогическую копилку.

Тема: «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи»

Форма занятия: подгрупповая (старшая логопедическая группа)

Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах, фразовой речи;

1. Коррекционно-образовательная: закрепить правильное произношение звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи;

2. Коррекционно-развивающие: продолжать развивать фонематический слух и восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, расширять и уточнять словарный запас, развивать логическое мышление;

3. Коррекционно-воспитательная: Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.Оборудование: карандаши, листы с заданиями, сказочный герой мышонок Мыша.

Ход логопедического занятия

1. Организационный момент.

Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.

– Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил – был на свете невоспитанный Мышонок Мыша. Он никому не говорил “Доброе утро” и “Спокойной ночи”. Рассердились на него все друзья – не хотят с ним дружить. И мама посоветовала ему, что нужно быть со всеми вежливыми. Мышонок решил исправиться. Почистил зубки, причесался и собрался в путь. Он решил, что со всеми теперь он будет вежливый и всегда будет рад помочь друзьям. И так наш мышонок собрался в путь. И вас, ребята, мышонок приглашает в путешествие. Отправимся с нашим другом? Для этого нам с вами необходимо подготовиться. Давайте выполним следующие артикуляционные упражнения.
(появляется сказочный герой – игрушка мышонок Мыша)

2. Артикуляционные упражнения:

«Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варение»,«Грибок», «Лошадка».

3. Сообщение темы. Ребята, какие звуки повторяются в словах Мыша и мышонок.? Верно, это звуки [ш] и [м]. Сегодня мы будем закреплять произношение звука [ш].

4. Анализ артикуляции. — Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]? Губы выдвигаются вперед, они похожи на бублик.

А что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? Язык поднимается к небу, за верхние зубы.

Какой воздух теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносимэтот звук? Поднесите ладонь ко рту и проверьте.

5. Закрепление изолированного звука [ш]. Наш мышонок Мыша шел по лужайке и услышал, что в траве кто-то шипит. Мышонок посмотрел внимательно и увидел маленького ужонка. Он делал так: «Ш-ш-ш-ш-ш», так как не мог найти дорогу домой. Мышонок Мыша помог маленькому другу добраться до своего домика. Давайте и мы с вами попробуем так шипеть. Проводите пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: «Ш-ш-ш…»

6. Характеристика звука [ш]. Ребята, расскажите мышонку Мыше все про звук [ш]. Какой он?

1) Согласный или гласный? (согласный, т.к. ниточка рвется, песенка не поется, обозначается синим цветом и живет в синем замке).

2) Твердый или мягкий? (всегда твердый, дети стучат молоточками).

3) Глухой или звонкий? (глухой, дети зажимают уши ладошками).

7. Развитие фонематического слуха.

Мышонок Мыша, собираясь в путь, сложил в сумку все свои вещи. Ребята, если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то хлопните в ладоши. В сумке у мышонка: шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, шляпа.

8. Воспроизведение прямых и обратных слогов. Игра «Рифмы».

Идет мышонок Мыша по тропинке и сочиняет стихи. Послушайте, ребята, что у него получается:

Ша-ша-ша- мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо пишу.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Аш-аш-аш- дайте карандаш.
Ош-ош-ош- у меня нож.
Уш-уш-уш- теплый душ.
Иш-иш-иш- у меня малыш.
Ошка-ошка- на окошке кошка.
Ишка-ишка маленькая мышка.

Ребята, а вы сможете пропеть такие песенки? (дети четко проговаривают рифмы со звуком [ш])

9. Звуко-буквенный анализ.

Не успел мышонок Мыша допеть последнюю песенку, как неожиданно ему на пути повстречался еж. Мышонок поздоровался с ежиком, и тот предложил ему поиграть в игру. Игра называется «Найди слово». Мышонок охотно согласился и стал думать. Ребята, у каждого из вас на столах лежат листы с заданием. Давайте поможем мышонку определить место звука [ш] и правильно проведем «дорожки» от слова к схеме.

10. Физминутка.

Ну, а сейчас мы немножко отдохнем и поиграем. Дети сидят на стульчиках, взяв в руки «руль», медленно вращают его, припевая:

Завели машину: Ш-ш-ш-ш-ш-ш!
Накачали шину: Ш-ш-ш-ш-ш-ш!
Улыбнулись веселей
И поехали скорей!
(повторить 2-3 раза).

11. Лексико-грамматические игры и упражнения.

Образование относительных прилагательных: А после того, как Мыша поиграл, он любит вкусно покушать.

Каша из пшена какая?
Сок из вишни какой?
Компот из груш какой?
Конфеты из шоколада какие»?

Дети отчетливо произносят слова со звуком[ш]: пшенная, вишневый, грушевый, шоколадные.

12. Игра «4-йлишний».

Мышонок продолжал свое путешествие. И встречал все новых друзей. В этот раз он встретил мишку-шалунишку и помог ему справиться с заданием. Ребята, а давайте и мы с вами поиграем в игру «4 лишний». Отчетливо проговаривайте лишнее слово со звуком [ш] (вишня, шапка, шило, кошка). На доску выставляются картинки с предметами:

13. Упражнение «Закончи предложение по картинкам».

Ну, а в этот раз необходимо было помочь маленькому лягушонку, который не мог правильно составить предложения. Послушай и закончи предложения, используя нужную картинку (картинка выставляется на доску). Повтори предложения целиком, четко проговаривая звук [ш].

У Миши новая …
Папа едет на …
Даша нашла …
Маша помогает…

14. Загадки.

А сейчас, ребята, мышонок Мыша приготовил для вас загадки. Вы любите отгадывать загадки? Давайте отгадаем их, а в этом нам помогут картинки (картинки стоят на доске) Четко проговаривайте отгадку со звуком [ш].

Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня «царапкой».
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью.

В зеленой избушке
Живут подружки
Словно бусинки, круглы,
Изумрудны и малы.

Сижу верхом,
Не ведаю на ком.
Знакомца встречу-
Соскочу, привечу.

Зеленый плот
По реке плывет.
На плоту — красавица
Солнцу улыбается.

Кто я — догадайтесь сами.
Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу.
Летом я везу телегу.

Два брюшка, четыре ушка.

Утром выпадет снежок-
Во двор выносим санки,
Куртку не забыв надеть
И теплую …..

Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
Кто это?

15. Итог логопедического занятия.

Ребята, с кем мы сегодня путешествовали? Какой звук мы учились произносить? Давайте простимся с нашим гостем и пообещаем ему, что мы тоже со всеми всегда будем вежливыми.

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Приключения с роботом Робиком».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
  • упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
  • закрепить зрительный образ буквы [Р].

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мимическую мускулатуру детей;
  • развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  • формирование положительной установки на участие в занятии;
  • формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование:

  • плоскостные фигурки робота Робика и Коли;
  • рисунок с изображением зонта;
  • карточки с изображением эмоций (робот);
  • звуковые дорожки;
  • таблица с буквами;
  • игра « Горная тропа» (игровое поле кубиком и фишками);
  • мольберт;
  • таблица - домик с изображением графических схем, показывающих место автоматизированного звука в слове;
  • карточки (автоматизированный звук в начале, в середине и в конце слова).

Ход занятия

1. Организационный момент
Здравствуйте меня зовут Робик! Я маленький робот который попал на Землю, чтобы научиться всему тому, что умеет делать человек. У меня появился друг Коля вместе с которым я познаю мир. Я уже научился выражать свои эмоции: улыбаться, грустить, удивляться и даже сердиться. На мольберт вывешиваются картинки эмоций с роботом.

А сейчас я хочу научиться правильно говорить. В нашем языке много разных звуков,и мне очень хочется произносить их чётко и правильно. Я приглашаю и тебя в этот удивительный мир звуков.

Пальчиковая гимнастика «Робот»

Сегодня мы повторим звук [ Р]. Как правильно образуется звук [ Р ]:

  • губы находятся в положении следующего гласного;
  • зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
  • кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
  • посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
  • под воздействием сильной воздушной струи кончик языка начинает вибрировать;
  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  • голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Зрительно контролируются положение языка за верхними зубами и вибрация кончика языка. Тактильно- теплая прерывистая струя. Для того что бы произносить его правильно, надо выполнять специальные упражнения для языка.

Артикуляционная гимнастика

«Двери открываются», «Блинчик», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Фокус», «Маляр», «Пулемётчик».

2. Изолированное произнесение звука «Р».

«Звуковые дорожки».

На моей планете мы роботы очень любим рисовать звуковые дорожки.
Проведи линию по дорожке не отрывая карандаша от листа, произнося на одном выдохе звук (р-р-р-р-р-р).



3. Закрепление зрительного образа буквы Р. Развитие зрительного восприятия.

«Найди букву».
Найди и обведи все буквы Р, четко произнося при этом звук [Р].


4. Автоматизация звука в слогах.

Друзья решили отправиться в поход и стали собирать нужные вещи. Помоги Робику и Коле починить зонт на случай дождя.

«Почини зонтик». Соедини на рисунке буквы Р только с гласными буквами. Прочитай получившиеся слоги, чётко произнося звук [Р].



5. Развитие фонематического слуха.

Игра « Поймай звук».

Робик и Коля хочет предложить тебе игру. Поймай звук.
Я буду называть картинки, а ты если услышишь звук [Р], возьми эту картинку в руки, или хлопни в ладоши.
На столе выкладываются 8-10 картинок.

6. Автоматизация звука «Р» в словах.

«Собери рюкзак для друзей».
С собой им надо взять только те предметы, в названии который слышится звук [Р]. Назови их, не забудь правильно произносить звук [Р].
Карточки

7. Связная речь. Автоматизация звука в предложении.

«Увиденное в дороге».

Робик и Коля много увидели в дороге. Выбери картинку и составь с ней предложение. На мольберте выставлены картинки.

Физкультминутка «Робот»

Стоит робот на дороге, движения выполняются соответственно тексту
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.

8. Автоматизация звука «Р» в словах и чистоговорках.

В путешествии друзьям пришлось подняться на вершину высокой горы. Для этого им пришлось преодолеть «Горную тропу» помоги им справиться с заданием назови все картинки встречающиеся на пути.

Описание игры.

Игроки подбрасывают кубик и определяют кто ходит первым. Первый игрок делает столько «шагов», сколько выпало точек на кубике. Попав на соответствующий кружок, он называет картинки над и под кружком и голосом выделяет звук [р] в названии предметов. Если в каждом слове есть звук [р], игрок может сделать ещё один - призовой ход. Если только в одном слове есть звук [р], игрок остаётся на том же кружке, где и был, а ход переходит к другому игроку. Если не в одном слове нет звука [р], он возвращается назад, на старт, и начинает игру заново.

Игра «Горная тропа».

Чистоговорки повторяют вместе два игрока на соответствующих картинках.

Старт
Ра-ра-ра- начинается игра (на старте).
Ро- ро- ро мы поедем далеко (картинка автобус и роза).
Ру-ру-ру вижу кенгуру (картинка кенгуру и рубашка).
Ры -ры ры - добрались до осы (картинка оса, воробей).

Финиш
РА-ра-ра интересная игра (на финише).

9. Определение место звука в слове.

В путешествии они познакомились с Карлсоном и подружились. Карлсон попросил друзей выполнить задание. Но оно для них оказалось тяжёлым. Помоги им пожалуйста справиться. Ребёнку показывают таблицу дом, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» - по 3 «этажа», а сверху (на чердаке»), находится графическая схема, показывающая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). Ребёнок должен разложить все картинки по своим «квартирам». Затем логопед просить назвать все картинки, в которых звук в начале слова; в середине слова; в конце слова. Назови, что изображено на карточках.

Карточки (роза, робот, рак, торт, термос, карандаш, помидор, сыр, топор).


10. Развитие слухового внимания и памяти.

Вечером перед сном друзья решили учится сочинять стихи. Попробуй и ты. Доскажи слово и повтори предложение целиком. Детям предлагается Игра-загадка «Подскажи словечко». На мольберт вывешивается картинка (подсказка).

Он высокий словно шкаф,
А зовут его... (жираф).
Удивленно смотрит Люда
На горбатого…(верблюда)

Вот так чудо- огород,
мы стоим разинув …(рот).

В сильный холод в январе
Ёжик спит в своей …(норе).

На крылечке у ворот
Замяукал рыжий…..(кот).

11. Домашнее задание: выучить стихотворение « Робот»

Нет руля и нету шин,
Но я - родственник машин.
Хоть с квадратной головой,
Я почти как вы, живой:
Я стою и я хожу
Кто захочет, с тем дружу.
Пусть немного твердолобый,
Но я очень добрый робот.

12. Подведение итогов.

Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, чистоговорках, и этому научил наших гостей. Наши гости тебе благодарны. Теперь следи за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Загрузка...