Недельный математический проект в старшей подготовительной группе. Образовательный проект в старшей группе на тему: «Чудеса в математике! этап - заключительный
в рамках дополнительного образования детей 5 – 7 лет
Пояснительная записка.
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.
Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Исходя из множества разработанных программ, я сделала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.
Программа по введению в математику, логику и ознакомлению с окружающим миром является интегрированной. Интеграция способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса детей, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, расширяет кругозор.
Характер материала определяет назначение кружка:
Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным.
Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.
Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий, осуществляемых обучающимся, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать,
Цель кружка:
Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Развивать математические представления детей 5-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления
Задачи:
Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;
Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;
Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;
Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).
Формирование представлений о числе и количестве:
Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
Развитие представлений о величине:
Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Развитие представлений о форме:
Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Развитие пространственной ориентировки:
Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Развитие ориентировки во времени:
Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Принципы:
Природосообразности;
Целостного представления о мире;
Психологической комфортности;
Наглядности;
Доступности;
Научности.
Ожидаемый результат.
Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.
Учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)
Учить успешно решает логические задачи;
Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
Развивать быстроту мышления;
Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;
Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.
Программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет.
Режим работы кружка – 1 занятие в неделю продолжительностью:
В старшей группе – 25 минут;
В подготовительной - 30 минут.
Октябрь
Тема |
Программное содержание |
1. «Что общего и чем отличаются» |
Учить сравнивать свойства предметов. |
2. «Подбери по форме» |
Закрепить свойства предметов. |
3. «Найди, кто лишний» |
Закрепить сравнивать свойства предметов. |
4. «Какой фигуры не хватает?» |
Закрепить свойства предметов. |
Ноябрь
Тема |
Программное содержание |
1. «Что изменилось» |
Учить находить свойства предметов. |
2. «Третий лишний» |
Учить детей умению сравнивать группы предметов. |
3. «Четвертый лишний» |
Закрепить умение сравнивать группы предметов |
4. «Лабиринты: кто кому звонит?» |
Закрепить умение сравнивать группы предметов. |
Декабрь
Тема |
Программное содержание |
1. «Дорисуй и раскрась» |
Учить соотношении: часть - целое. |
2. «Продолжи закономерность» |
Закрепить пространственные отношения: на, под, над. |
3. «Найди одинаковые игрушки» |
Учить пространственные отношения: справа, слева. |
4. «Четвертый лишний» |
Закрепить пространственные отношения: справа, слева. |
Январь
Тема |
Программное содержание |
1. «Дорисуй» |
Закрепить взаимосвязь между целым и частью. |
2. «Чем отличаются клоуны» |
Закрепить число и цифру 1. |
3. «Поменяй признак» |
Учить детей пространственным отношениям: внутри - снаружи. |
4. «Лабиринты» |
развивать глазомер и образное мышление |
Февраль
Тема |
Программное содержание |
1. «Продолжи закономерность» |
Учить детей дорисовывать фигуры, развивать изобразительные навыки, образное мышление |
2. «Что общего» |
Учить детей умению составлять равенства. |
3. Соедини предметы» |
Закрепить с детьми число и цифру 3, активизировать словарь. |
4. «Дорисуй» |
Закрепить числа и цифры 1-3. |
Март
Тема |
Программное содержание |
1. «Догадайся, как надо раскрасить» |
Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлять фигуры из треугольников. |
2. «Разбей фигуры по признаку» |
Закрепить число и цифру 4. |
3. «Какой домик лишний и почему» |
Закрепить представление о многоугольниках. |
4. «Логические цепочки» |
Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать. |
Апрель
Тема |
Программное содержание |
1. «Перехват» |
Закрепить число и цифру 5. |
2. «Обведи дорожки» |
Закрепить пространственные отношения: впереди - сзади. |
3. «Раскрась» |
Учить детей сравнивать группы предметов по количеству. |
4. «Раскрась так же» |
Закрепить сравнение групп предметов по количеству. |
Тема |
Программное содержание |
1. «Что сначала, что потом» |
Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом», учить правильно устанавливать причинно-следственные связи, используя наглядность. |
2. «Приключение Красной Шапочки» |
|
3. «Праздник математики» |
Закрепить пройденный материал. |
Октябрь
Тема |
Программное содержание |
1. «Штриховка». |
Сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования, уметь ориентироваться на листе бумаги. |
2. «Назови лишний предмет». |
Развивать аналитическое мышление |
3. «На что похоже?». |
Упражнять в назывании предметов, изображенных на картинке. |
Ноябрь.
Тема |
Программное содержание |
1. «Пройди по лабиринту». |
|
2. «Водяной – шутник» |
Учить осуществлять обследование предметов поочерёдно при помощи зрения и осязания, сопоставлять и комментировать полученные результаты. |
3. «Расколдуй изображение». |
Учить находить изображение цифр в заколдованном рисунке. |
4. «Рисуем бусы». |
Называть цвета и показывать соответствующий карандаш |
Декабрь.
Тема |
Программное содержание |
1. «Внимательные художники». |
Развитие зрительного восприятия. |
2. «Логическое домино». |
Развивать зрительное восприятие, пространственное мышление. Классифицировать и сравнивать предметы по цвету или форме. |
3. «Сбежавшие числа» |
Развивать внимательность и зоркость к знаково – символическим обозначениям. |
4. «Нарисуй по памяти» |
Учить детей воспроизводить по памяти содержание рисунка. |
Январь.
Тема |
Программное содержание |
1. «Назови соседей». |
Закреплять у детей навык называть последующее и предыдущее число названному |
2. «Большие и маленькие фигуры». |
Учить называть все геометрические фигуры. Соединить фигуры с подходящей к ней маленькой. |
3.«Найди отличия» |
Развивать внимание, наблюдательность, умение находить сходство и различие |
4. «Роботы». |
Закрепить геометрические фигуры |
Февраль.
Тема |
Программное содержание |
1. «Лабиринт» |
Развивать зрительную ориентировку. |
2. «Где моё место?» |
Учить детей устанавливать закономерность, вычеркивать лишнюю фигуру, правильно располагать предметы, развивать логическое мышление. |
3. «Указываем направление». |
Умение слышать словесное указание и выполнять задание в тетради. |
4. «Кораблик Плюх – Плюх» |
Учить решать задачи на сообразительность, способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. |
Март
Тема |
Программное содержание |
1. «Чудо – крестики» |
Совершенствовать процессы логического мышления, внимания, пространственного мышления. |
2.«Найди и обведи». |
Развитие мелкой моторики рук. |
3. «Рисуем кошку» |
Продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку. |
4. «Колумбово яйцо» |
Развивать геометрическое представление, наблюдательность. |
Апрель.
Тема |
Программное содержание |
1. «Торопись, да не ошибись» |
Закрепить знания состава числа первого десятка. |
2. «Будь внимателен!» |
Учить обводить фрагмент изображения в каждой строке |
3. Моделирование из геометрических фигур. |
Упражнять в знании геометрических фигур, определять многоугольники, учить правильно отвечать на вопрос: сколько? |
4. «Соедини точки по образцу» |
Учить детей быть внимательными, ориентироваться в пространстве. |
Тема |
Программное содержание |
1. Логоформочки. «Крестики – нолики». |
Научить детей Логоформочки |
Математический праздник |
Закрепить пройденный материал. |
Список литературы:
1. Белая А. 150 тестов, игр, упражнений. - М.,2006
2. Гаврина С.П. «Веселая математика» - М.,2001
3. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997
4. А.А. Смоленцева. Математика до школы. Н.-Новгород 1996 г.
5. Л.И. Тихонова. Математика в играх с лего-конструктором. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2001 г.
6. В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.
7. В.П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.
8. Л.В. Минкевич. Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.
9. Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.
10. Е.А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.
11. В.П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.
12. И.А. Помораева. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2010 г.
Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.
Дидактическая игра и игровые упражнения с использованием наглядного материала (с помощью схем, карточек, моделей, предметов) вызывают у детей интерес, облегчают и ускоряют процесс запоминания, формируют приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям запомнить сложный материал.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Включение занимательного материала в НОД по ФЭМП позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Используемые математические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно - игровых и поисковых ситуаций способствует развитию у детей элементарных математических представлений.
Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Вид проекта : познавательно - игровой.
Срок реализации: краткосрочный (1 месяц).
Состав участников: групповой (воспитатель, дети старшей группы, родители).
Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи :
- Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
- Содействовать развитию умения считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
- Способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
- Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством.
- Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
- Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
- Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
- Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.
Предполагаемые результаты:
- Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
- У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
- Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
- Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
- Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.
Подготовительный этап:
- Определение темы проекта.
- Постановка цели и задач проекта.
- Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
- Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.
- Изготовление развивающих игр по математике.
- Составление плана основного этапа проекта.
- Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин.
- Привлечение родителей к совместной работе над проектом:
- творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал;
- помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.
- Проведение анкетирования родителей.
- Оформление папки - передвижки «Математика для дошкольников».
- Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»
Основной этап:
- НОД согласно календарно-перспективному планированию в старшей группе:
- НОД по ФЭМП «Письма королевы математики», «Город математики»;
- НОД по изобразительной деятельности: рисование «Забавные фигуры», аппликация из гороха «Волшебные цифры», лепка «Веселые цифры».
- Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик - семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
- Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
- Просмотр компьютерной презентации «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры».
- Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.
- Конструирование.
- Работа со счетными палочками.
- Рисование геометрических фигур на манке
- Дидактические игры с математическим содержанием: «Крестики - нолики», «Математическое лото», «Божьи коровки и ромашки», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Мозаика из крышек», «Танграм», «Математический планшет «Геометрик», «Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек», «тренажер «Божьи коровки».
- Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.
- Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется».
- Пальчиковые гимнастики.
- Физкультминутки «Зарядка», «Сделай фигуру».
Заключительный этап:
- Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.
- Беседа «Чем мне интересны математические игры».
- Выставка книжек - малышек с математическими заданиями.
- Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.
- Использование дидактических игр по ФЭМП на НОД.
- Итоговое мероприятие - викторина «Умники и умницы».
- Обработка и оформление материалов проекта.
Ход проекта.
Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был составлен план реализации основного этапа проекта, подобраны методическая и художественная литература, иллюстративный материал, компьютерные презентации «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры», дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики. Были изготовлены развивающие игры математического содержания.
К подготовке реализации проекта были привлечены родители: с ними было проведено анкетирование, для них была оформлена папка - передвижка «Математика для дошкольников». Также родители оказали помощь в изготовлении развивающих игр по математике. Родителям было дано задание: подобрать занимательный математический материал (задачки, загадки, головоломки, ребусы) и красочно его оформить.
На основном этапе реализации проекта многие занятия были связаны с темой проекта. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы мы с детьми:
Читали математические рассказы и сказки с математическим содержанием: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик - семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»;
Заучивали стихи про цифры, считалки, математические загадки.
На занятиях по художественному творчеству дети создавали рисунки с помощью геометрических фигур, делали «волшебные» цифры из гороха и пластилина.
На занятиях по математике и во время свободной деятельности дети работали с математическими прописями - раскрасками, делали постройки из конструктора, мозаики, блоков Дьеныша. Также дети работали со счетными палочками: собирали фигуры по образцу и по замыслу. Ребятам очень понравилось рисовать геометрические фигуры на манке.
Мы много играли в самодельные дидактические игры математического содержания:
- «Крестики - нолики». Задачи: способствовать развитию внимания, памяти, умения сосредотачиваться на определенном предмете длительное время, содействовать развитию умения различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально».
- «Математическое лото». Задачи: способствовать усвоению порядка следования чисел от 1 до 9; закреплению знаний о геометрических фигурах.
- «Божьи коровки и ромашки». Цель: формирование умения сравнивать, сопоставлять числа и цифры, расставлять их в прямом и обратном порядке.
- «Лабиринты». Задачи: способствовать развитию логического и пространственного мышления, многовариативности, умения достигать цели, содействовать развитию упорства и терпения.
- «Какие цифры потерялись?». Цель: развитие умения определять место того или иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.
- «Математические домики». Цель: формирование знаний о составе числа из двух меньших.
- Головоломка «Танграм». Цель: формирование умения детей анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, разбивать целый предмет на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель.
- «Математический планшет «Геометрик». Цель: формирование умения создавать образы, развитие образного мышления, концентрации,
- «Волшебные круги». Цель: развитие навыка счета и закрепление состава числа.
- Тренажер «Божьи коровки». Цель: формирование умения ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении, определять пространственное расположение предметов: «вверху», «внизу», «справа - налево», «слева - направо».
- «Веселые цифры». Цель: формирование умения выкладывать цифры из разного подручного материала, развитие мелкой моторики.
Решали шуточные задачки, головоломки, отгадывали математические загадки. В этой работе мы использовали книжки-малышки, сделанные родителями. Вместе с детьми мы разучили и освоили новые подвижные игры, физкультминутки и пальчиковые гимнастики математического содержания.
На заключительном этапе проекта были оформлены: уголок занимательной математики, выставка совместных творческих работ родителей и детей. Также была проведена математическая викторина «Умники и умницы». Были обработаны и оформлены материалы проекта, создана презентация.
Результаты проекта.
Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №79 «Садко»
Краткосрочный проект в старшей группе
по теме: «Центр занимательной математики»
Выполнил:
воспитатель Трефилова Е.В
Сургут, 2016
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным»
Б. Паскаль
Тип – практико-ориентированный.
Вид – творческий.
Сроки реализации: сентябрь - ноябрь 2016 г.
Участники проекта: воспитатель, родители, дети.
Актуальность работы:
ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде, как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее Программа)
Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.
Для реализации образовательной области «Познавательное развитие», через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ, организуются центры занимательной математики .
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Обучение дошкольников началам математики преследует главную цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Где роль несложного занимательного материала - активизировать умственную деятельность; увлекать и развлекать детей; расширять, углублять, математические представления; закреплять полученные знания и умения; упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Именно через игры, как основной вид деятельности детей, процесс познания становится более интересным и занимательным, а значит, и успешным.
Цель проекта: создать условия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, путем преобразования «Центра занимательной математики» в развивающей предметно-пространственной среде группы.
Задачи:
- проанализировать нормативно - методические требования к организации РППС, к содержанию центра занимательной математики в ДОУ;
- подобрать игры и игровой материал в центр занимательной математики, исходя из принципов доступности игр детям в данный момент, учитывая их возрастные особенности;
- приобщить родителей к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере группы своими руками;
- участвовать в смотре-конкурсе на лучшее методическое обеспечение «Центра занимательной математики», на уровне ДОУ.
Ожидаемые результаты:
- повышение психолого-педагогической компетентности педагога в вопросах формирования РППС, оформления центра занимательной математики и использования его содержимого;
- наличие в центре таких игр и игрового материала, освоение которых детьми возможно на разном уровне, с учетом их возрастных особенностей;
- позитивное отношение родителей к вопросам преобразования центра занимательной математики, своими руками в группе;
- победить в смотре-конкурсе на лучшее методическое обеспечение «Центра занимательной математики» (положение о конкурсе от 28 августа 2015года), на уровне ДОУ и представить результаты педагогическому сообществу.
Описание проделанной работы
Подготовительный этап
В группе для центра занимательной математики необходимо было отвести специальное место , оснащенное играми, пособиями, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым, детям предоставляется возможность самостоятельно выбрать интересующую их игру, пособия математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Именно в ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.
- Разработку проекта решено начать с анкетирования родителей (Приложение №1), чтоб проанализировать насколько родители владеют информацией о занимательном математическом материале и, какую бы они хотели получить консультацию, информацию по формированию элементарных математических представлений у детей.
- После обработки анкет, была проведена родительская гостиная на тему: «Значение занимательной математики в дошкольном возрасте». Цель: повышение активности и интереса родителей к развитию у детей математических способностей; привлечение родителей к созданию центра занимательной математики в группе, главной идеей которого было сделать математическую игру каждой семье своими руками .
Каждой семье педагогом подобрана такая математическая игра, которую бы они смогли сделать своими руками в домашних условиях совместно со своими детьми.
- Также были подготовлены буклеты для родителей «Математика важна, математика нужна» (Приложение №2) Родители активно откликнулись, делились идеями, находили оригинальные решения, высказывались, кто какой вклад может внести в оформление математического центра и началась совместная творческая работа, которая доставила всем массу удовольствия.
Деятельный этап
За время реализации проекта, совместно с родителями, были проведены следующие мероприятия:
- освободили место, необходимое для центра занимательной математики (убрали ненужную мебель, полки);
- сделали небольшой косметический ремонт стены, после демонтажа мебели (обклеили обоями, покрасили в ярко желтый цвет);
- подобрали необходимую, новую мебель для математического центра (длинный стол вдоль стены, для математической деятельности детей; стулья; прозрачные полки из оргстекла, для создания объема на стене; небольшой шкаф с дверкой);
- оформили стену яркой, объемной композицией (жираф с воздушными шарами, обклеенный цифрами от 1 до 10);
- наполнили центр занимательной математики следующим материалом:
Наполнение математическим материалом |
|
Наглядный демонстрационный материал |
|
Раздаточный материал |
|
Занимательный математический материал (картотеки) |
|
Дидактические игры математического характера (по основным подразделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время» + различные математические лото, домино и др.). |
|
Интеллектуальные, логико – математические игры |
|
А также математические игры, сделанные родителями своими руками |
- на стене поместили название математического центра (дети группы придумали сами «Академия математики»);
- позаботились о том, в чем будет храниться математический материал, чтобы выглядело эстетично, не рвалось, не мялось, можно было использовать долгое время (сумочки, коробочки, баночки, конверты, папки с файлами, подставки).
Оценочный (заключительный) этап
- Реализуя проект, педагог активно взаимодействовала с родителями воспитанников, используя информационно-коммуникационную форму работы сними. В созданной интернет-группе «Солнышки-104» в «Контакте», где систематически ведется общение с родителями, обсуждались различные вопросы, касаемо преобразования «Центра занимательной математики», выкладывались фотоотчеты о проделанной работе и итогом всего мероприятия стало вручение благодарностей всем участникам проекта.
- Педагог приняла участие во всероссийской акции «Я люблю математику», разместив на площадке социальных сетей: «В контакте» фото, созданного «Центра занимательной математики», сопроводив его коротким текстом.
- 18 декабря 2015 года состоялся смотр – конкурс лучшего методического обеспечения «Центра занимательной математики» на уровне 8 международного конкурса и после подведения итогов жюри конкурса, созданный математический центр, занял диплом 1 степени.
И, как результат проделанной работы отмечено, что:
- у родителей появился интерес к жизни детского сада, также у них повысилась активность и интерес к развитию у детей математических способностей;
- у детей повысился интерес к элементарной математической деятельности;
- у детей появилась потребность занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми;
- у детей отмечается стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности;
- дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединятся в игре со сверстниками.
В дальнейшем, в течение года, по мере освоения детьми игр, следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.
Преобразовывая центр занимательной математики, педагог с родителями получили массу удовольствий от совместной творческой деятельности.
«Академия математики»
Заключение
«Природа формирует свои законы языком математики» - эти слова принадлежат Г. Галилею.
Действительно, изменения, процессы, происходящие в мире видимых предметов и явлений, протекают одинаково для целых групп, классов, объектов.
Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону.
Многие видные психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, А. Н. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета и измерения. С этой целью продумываются различные формы образовательной работы с детьми, т. е. обучение проводится не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и во время других видов воспитательной работы (в игре, в процессе выработки трудовых навыков и др.). Именно игра, в процессе обучения дошкольников математике, непосредственно включается в занятие, являясь средством освоения новых знаний, уточнения, закрепления материала.
Играя, в центрах занимательной математики, дети, в самостоятельной деятельности, отрабатывают навыки, закрепляют уже имеющиеся знания, открывают для себя новое в области математики.
Список литературы
- Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: «Мозаика-Синтез», 2008 г.
- Воронова В.Я. «Творческие игры для дошкольников»
- Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с. Чеплашкина И.Н. и др. Математика – это интересно. – СПб.: «Акцидент», 1996 г.
- http://www.consultant.ru/ Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Федорченко Зинаида Александровна, воспитатель 1 кв. категории
МАДОУ «Мальвина», г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий А. О.
Проект для детей старшей группы «Все измерить мы хотим»
Дошкольник постоянно практикуется в измерении предметов в разнообразных видах деятельности: в лепке, в конструировании, в изготовлении игрушек во время ручного труда и т. п., но этот опыт изменения размеров не подводит к пониманию данного свойства. Необходима организация упражнений, в процессе которых деятельность, направленная на изменение величины, будет связана с установлением соответствующих количественных отношений.
Тип проекта : практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: два месяца (октябрь, ноябрь)
Введение.
Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста.
Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием – важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание, обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом участвуют различные анализаторы: зрительный и осязательно-двигательный, который играет ведущую роль в их взаимной работе, обеспечивая адекватное восприятие размера. Восприятие величины, как и других свойств предметов, происходит путем установления сложных систем внутрианализаторных и межанализаторных связей.
Ребенок учится смотреть и видеть, механизм восприятия величины у него складывается постепенно. Для образования самых элементарных знаний о величине необходимы конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Такой чувственный опыт восприятия и оценки размера начинает возникать в результате впечатлений от различных игрушек и предметов, с которыми действует ребенок. Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в разном положении способствует развитию с возрастом константности восприятия.
Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой – опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слов, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.
Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой же цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, влияние которой на общее умственное и математическое развитие ребенка-дошкольника многосторонне.
Актуальность проекта.
В повседневной жизни детского сада и в домашних условиях возникают самые разнообразные по характеру ситуации, требующие элементарных навыков измерительной деятельности. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает эта деятельность. Научившись правильно измерять, дети смогут использовать эти умения в процессе ручного и хозяйственного труда, в изобразительной деятельности, в конструировании, на физкультуре, в быту. Целенаправленное формирование элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.
Обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, способствует развитию органов чувств. Дети начинают лучше дифференцировать длину, ширину, высоту, объем, т.е. пространственные признаки предметов.
Проблема : Неадекватное восприятие величины предметов детьми. Не умение детейвыделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название. А это необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними.
Цель проекта: Формирование у детей представлений о величине и создании чувственной основы для овладения в последующем величиной как математическим понятием.
Задачи проекта:
Помочь усвоению детьми элементарных способов измерительной деятельности, развивать у них интерес к измерительной деятельности, к математике, упражнять вумении точнее дифференцировать длину, ширину, высоту, т.е. пространственные признаки предметов, отражая их в своей речи.
Совершенствовать глазомер, как основу многих практических навыков и умений, расширять представления об окружающей действительности,совершенствовать познавательную сферу, развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать развитию органов чувств.
Заложить основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги.
Продукт проекта. Заключительный математический досуг «У нас в гостях Фея Величины»
Предполагаемый результат
В результате реализации проекта у детей сформируется умение действовать по представлению, трансформировать в уме образы,умение применять опосредованный способ сравнения. Также дети освоят элементарные навыки измерительной деятельности,которые смогут использовать в разных видах деятельности и в повседневной жизни (быту).
Полный текст материала находится в приложенном файле
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Анжеро – Судженского городского округа «Детский сад №28»
Выполнили Воспитатели:
- Баронина Ю.А.
- Туралева Ю.Г.
- Мальченко В.А.
Математика учит точности мысли, подчинению логике доказательства, понятию строго обоснованной истины, а все это формирует личность, пожалуй, больше, чем музыка…
Александр Данилович Александров
Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно, в том числе обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) . Стандарт предполагает комплексный и интегрированный подход, обеспечивающий развитие воспитанников во всех заявленных взаимодополняющих направлениях развития и образования детей.
Актуальность проекта
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы) , так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.
Тип проекта: информационно - позновательный
Вид проекта: групповой
Возраст: воспитанники старшего дошкольного возраста
Участники: воспитатели, воспитанники и их родители
Цель проекта
Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей.
Задачи проекта
Образовательные
- Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.
- Учить способам практической деятельности в области математики.
Развивающие
- Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;
- Развивать творческие способности детей.
Воспитательные
- формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.
- Основные принципы реализации проекта
Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников) ;
Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры) ;
Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные) ;
Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой) ;
Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил) .
Подготовительный этап
- Донесение до участников проекта важности данной проблемы
- Подбор методической литературы для реализации проекта.
- Подбор наглядно дидактического материала по ФЭМП.
- Подбор дидактических игр
- Разработка конспектов НОД, викторин.
- Создание развивающей среды в группе.
- Разработка рекомендаций для педагогов ДОУ
- Оформление родительского уголка для родителей.
Основной этап
Беседа: «Зачем нам нужна математика?»
Дидактические, настольные игры, игры головоломки, игры – соревнования математического содержания.
3. ИКТ: «Логическая математика» .
4. Изготовление пособий по математике «Состав числа» ; «Неравенства» .
5. Лепка, рисование цифр, составление аппликации из геометрических фигур, раскрашивание раскрасок математического содержания.
6. Подвижные игры на ориентацию в пространстве, на повторение прямого и обратного счета.
7. Занятия по ФЭМП, математические викторины.
Заключительный этап
- Создание презентации по итогам реализации проекта.
- Математический КВН среди 2х детских садов – ежегодное городское мероприятие «Муравейник»
Работа с родителями
- Анкетирование родителей.
- Разработка консультаций, рекомендаций.
- Рекомендации для родителей по использованию литературы.
- Создание картотеки игр по математике.
- Родительское собрание: «Математика – это интересно!»
- Пополнение развивающей среды играми и пособиями.
Заключение
Таким образом, математическое образование как средство познавательного развития детей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является актуальным направлением развития системы образования.
- «Как мы занимались математикой!»
- «Геометрические фигуры!»
- «Состав числа!»
- «Волшебные палочки!»
- «Мы художники!»
- «Игротека!»
- «Математический КВН»
«Спасибо за внимание!»