decorininterior.ru

Недельный математический проект в старшей подготовительной группе. Образовательный проект в старшей группе на тему: «Чудеса в математике! этап - заключительный

в рамках дополнительного образования детей 5 – 7 лет

Пояснительная записка.

Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.

Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Исходя из множества разработанных программ, я сделала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.

Программа по введению в математику, логику и ознакомлению с окружающим миром является интегрированной. Интеграция способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса детей, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон, способствует развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, расширяет кругозор.

Характер материала определяет назначение кружка:

Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным.

Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.

Исходя из логики действий, осуществляемых обучающимся, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать,

Цель кружка:

Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Развивать математические представления детей 5-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.

Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления

Задачи:

Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;

Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;

Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;

Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).

Формирование представлений о числе и количестве:

Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

Развитие представлений о величине:

Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Развитие представлений о форме:

Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

Развитие пространственной ориентировки:

Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Развитие ориентировки во времени:

Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

Принципы:

Природосообразности;

Целостного представления о мире;

Психологической комфортности;

Наглядности;

Доступности;

Научности.

Ожидаемый результат.

Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

Учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)

Учить успешно решает логические задачи;

Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

Развивать быстроту мышления;

Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;

Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.

Программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет.

Режим работы кружка – 1 занятие в неделю продолжительностью:

В старшей группе – 25 минут;

В подготовительной - 30 минут.

Октябрь

Тема

Программное содержание

1. «Что общего и чем отличаются»

Учить сравнивать свойства предметов.

2. «Подбери по форме»

Закрепить свойства предметов.

3. «Найди, кто лишний»

Закрепить сравнивать свойства предметов.

4. «Какой фигуры не хватает?»

Закрепить свойства предметов.

Ноябрь

Тема

Программное содержание

1. «Что изменилось»

Учить находить свойства предметов.

2. «Третий лишний»

Учить детей умению сравнивать группы предметов.

3. «Четвертый лишний»

Закрепить умение сравнивать группы предметов

4. «Лабиринты: кто кому звонит?»

Закрепить умение сравнивать группы предметов.

Декабрь

Тема

Программное содержание

1. «Дорисуй и раскрась»

Учить соотношении: часть - целое.

2. «Продолжи закономерность»

Закрепить пространственные отношения: на, под, над.

3. «Найди одинаковые игрушки»

Учить пространственные отношения: справа, слева.

4. «Четвертый лишний»

Закрепить пространственные отношения: справа, слева.

Январь

Тема

Программное содержание

1. «Дорисуй»

Закрепить взаимосвязь между целым и частью.

2. «Чем отличаются клоуны»

Закрепить число и цифру 1.

3. «Поменяй признак»

Учить детей пространственным отношениям: внутри - снаружи.

4. «Лабиринты»

развивать глазомер и образное мышление

Февраль

Тема

Программное содержание

1. «Продолжи закономерность»

Учить детей дорисовывать фигуры, развивать изобразительные навыки, образное мышление

2. «Что общего»

Учить детей умению составлять равенства.

3. Соедини предметы»

Закрепить с детьми число и цифру 3, активизировать словарь.

4. «Дорисуй»

Закрепить числа и цифры 1-3.

Март

Тема

Программное содержание

1. «Догадайся, как надо раскрасить»

Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлять фигуры из треугольников.

2. «Разбей фигуры по признаку»

Закрепить число и цифру 4.

3. «Какой домик лишний и почему»

Закрепить представление о многоугольниках.

4. «Логические цепочки»

Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать.

Апрель

Тема

Программное содержание

1. «Перехват»

Закрепить число и цифру 5.

2. «Обведи дорожки»

Закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.

3. «Раскрась»

Учить детей сравнивать группы предметов по количеству.

4. «Раскрась так же»

Закрепить сравнение групп предметов по количеству.

Тема

Программное содержание

1. «Что сначала, что потом»

Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом», учить правильно устанавливать причинно-следственные связи, используя наглядность.

2. «Приключение Красной Шапочки»

3. «Праздник математики»

Закрепить пройденный материал.

Октябрь

Тема

Программное содержание

1. «Штриховка».

Сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования, уметь ориентироваться на листе бумаги.

2. «Назови лишний предмет».

Развивать аналитическое мышление

3. «На что похоже?».

Упражнять в назывании предметов, изображенных на картинке.

Ноябрь.

Тема

Программное содержание

1. «Пройди по лабиринту».

2. «Водяной – шутник»

Учить осуществлять обследование предметов поочерёдно при помощи зрения и осязания, сопоставлять и комментировать полученные результаты.

3. «Расколдуй изображение».

Учить находить изображение цифр в заколдованном рисунке.

4. «Рисуем бусы».

Называть цвета и показывать соответствующий карандаш

Декабрь.

Тема

Программное содержание

1. «Внимательные художники».

Развитие зрительного восприятия.

2. «Логическое домино».

Развивать зрительное восприятие, пространственное мышление. Классифицировать и сравнивать предметы по цвету или форме.

3. «Сбежавшие числа»

Развивать внимательность и зоркость к знаково – символическим обозначениям.

4. «Нарисуй по памяти»

Учить детей воспроизводить по памяти содержание рисунка.

Январь.

Тема

Программное содержание

1. «Назови соседей».

Закреплять у детей навык называть последующее и предыдущее число названному

2. «Большие и маленькие фигуры».

Учить называть все геометрические фигуры. Соединить фигуры с подходящей к ней маленькой.

3.«Найди отличия»

Развивать внимание, наблюдательность, умение находить сходство и различие

4. «Роботы».

Закрепить геометрические фигуры

Февраль.

Тема

Программное содержание

1. «Лабиринт»

Развивать зрительную ориентировку.

2. «Где моё место?»

Учить детей устанавливать закономерность, вычеркивать лишнюю фигуру, правильно располагать предметы, развивать логическое мышление.

3. «Указываем направление».

Умение слышать словесное указание и выполнять задание в тетради.

4. «Кораблик Плюх – Плюх»

Учить решать задачи на сообразительность, способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук.

Март

Тема

Программное содержание

1. «Чудо – крестики»

Совершенствовать процессы логического мышления, внимания, пространственного мышления.

2.«Найди и обведи».

Развитие мелкой моторики рук.

3. «Рисуем кошку»

Продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку.

4. «Колумбово яйцо»

Развивать геометрическое представление, наблюдательность.

Апрель.

Тема

Программное содержание

1. «Торопись, да не ошибись»

Закрепить знания состава числа первого десятка.

2. «Будь внимателен!»

Учить обводить фрагмент изображения в каждой строке

3. Моделирование из геометрических фигур.

Упражнять в знании геометрических фигур, определять многоугольники, учить правильно отвечать на вопрос: сколько?

4. «Соедини точки по образцу»

Учить детей быть внимательными, ориентироваться в пространстве.

Тема

Программное содержание

1. Логоформочки. «Крестики – нолики».

Научить детей Логоформочки

Математический праздник

Закрепить пройденный материал.

Список литературы:

1. Белая А. 150 тестов, игр, упражнений. - М.,2006

2. Гаврина С.П. «Веселая математика» - М.,2001

3. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997

4. А.А. Смоленцева. Математика до школы. Н.-Новгород 1996 г.

5. Л.И. Тихонова. Математика в играх с лего-конструктором. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2001 г.

6. В.П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.

7. В.П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.

8. Л.В. Минкевич. Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.

9. Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.

10. Е.А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.

11. В.П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.

12. И.А. Помораева. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2010 г.

Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.

Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.

Дидактическая игра и игровые упражнения с использованием наглядного материала (с помощью схем, карточек, моделей, предметов) вызывают у детей интерес, облегчают и ускоряют процесс запоминания, формируют приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям запомнить сложный материал.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Включение занимательного материала в НОД по ФЭМП позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Используемые математические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно - игровых и поисковых ситуаций способствует развитию у детей элементарных математических представлений.

Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

Вид проекта : познавательно - игровой.

Срок реализации: краткосрочный (1 месяц).

Состав участников: групповой (воспитатель, дети старшей группы, родители).

Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи :

  1. Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
  2. Содействовать развитию умения считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
  3. Способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
  4. Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством.
  5. Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
  6. Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
  7. Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  8. Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
  9. Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

Предполагаемые результаты:

  1. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  2. У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
  3. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
  4. Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
  5. Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.

Подготовительный этап:

  • Определение темы проекта.
  • Постановка цели и задач проекта.
  • Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
  • Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.
  • Изготовление развивающих игр по математике.
  • Составление плана основного этапа проекта.
  • Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин.
  • Привлечение родителей к совместной работе над проектом:
  • творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал;
  • помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.
  • Проведение анкетирования родителей.
  • Оформление папки - передвижки «Математика для дошкольников».
  • Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

Основной этап:

  • НОД согласно календарно-перспективному планированию в старшей группе:
  • НОД по ФЭМП «Письма королевы математики», «Город математики»;
  • НОД по изобразительной деятельности: рисование «Забавные фигуры», аппликация из гороха «Волшебные цифры», лепка «Веселые цифры».
  • Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик - семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
  • Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
  • Просмотр компьютерной презентации «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры».
  • Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.
  • Конструирование.
  • Работа со счетными палочками.
  • Рисование геометрических фигур на манке
  • Дидактические игры с математическим содержанием: «Крестики - нолики», «Математическое лото», «Божьи коровки и ромашки», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Мозаика из крышек», «Танграм», «Математический планшет «Геометрик», «Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек», «тренажер «Божьи коровки».
  • Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.
  • Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется».
  • Пальчиковые гимнастики.
  • Физкультминутки «Зарядка», «Сделай фигуру».

Заключительный этап:

  • Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.
  • Беседа «Чем мне интересны математические игры».
  • Выставка книжек - малышек с математическими заданиями.
  • Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.
  • Использование дидактических игр по ФЭМП на НОД.
  • Итоговое мероприятие - викторина «Умники и умницы».
  • Обработка и оформление материалов проекта.

Ход проекта.

Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был составлен план реализации основного этапа проекта, подобраны методическая и художественная литература, иллюстративный материал, компьютерные презентации «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры», дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики. Были изготовлены развивающие игры математического содержания.

К подготовке реализации проекта были привлечены родители: с ними было проведено анкетирование, для них была оформлена папка - передвижка «Математика для дошкольников». Также родители оказали помощь в изготовлении развивающих игр по математике. Родителям было дано задание: подобрать занимательный математический материал (задачки, загадки, головоломки, ребусы) и красочно его оформить.

На основном этапе реализации проекта многие занятия были связаны с темой проекта. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы мы с детьми:

Читали математические рассказы и сказки с математическим содержанием: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик - семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»;

Заучивали стихи про цифры, считалки, математические загадки.

На занятиях по художественному творчеству дети создавали рисунки с помощью геометрических фигур, делали «волшебные» цифры из гороха и пластилина.

На занятиях по математике и во время свободной деятельности дети работали с математическими прописями - раскрасками, делали постройки из конструктора, мозаики, блоков Дьеныша. Также дети работали со счетными палочками: собирали фигуры по образцу и по замыслу. Ребятам очень понравилось рисовать геометрические фигуры на манке.

Мы много играли в самодельные дидактические игры математического содержания:

  • «Крестики - нолики». Задачи: способствовать развитию внимания, памяти, умения сосредотачиваться на определенном предмете длительное время, содействовать развитию умения различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально».
  • «Математическое лото». Задачи: способствовать усвоению порядка следования чисел от 1 до 9; закреплению знаний о геометрических фигурах.
  • «Божьи коровки и ромашки». Цель: формирование умения сравнивать, сопоставлять числа и цифры, расставлять их в прямом и обратном порядке.
  • «Лабиринты». Задачи: способствовать развитию логического и пространственного мышления, многовариативности, умения достигать цели, содействовать развитию упорства и терпения.
  • «Какие цифры потерялись?». Цель: развитие умения определять место того или иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.
  • «Математические домики». Цель: формирование знаний о составе числа из двух меньших.
  • Головоломка «Танграм». Цель: формирование умения детей анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, разбивать целый предмет на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель.
  • «Математический планшет «Геометрик». Цель: формирование умения создавать образы, развитие образного мышления, концентрации,
  • «Волшебные круги». Цель: развитие навыка счета и закрепление состава числа.
  • Тренажер «Божьи коровки». Цель: формирование умения ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении, определять пространственное расположение предметов: «вверху», «внизу», «справа - налево», «слева - направо».
  • «Веселые цифры». Цель: формирование умения выкладывать цифры из разного подручного материала, развитие мелкой моторики.

Решали шуточные задачки, головоломки, отгадывали математические загадки. В этой работе мы использовали книжки-малышки, сделанные родителями. Вместе с детьми мы разучили и освоили новые подвижные игры, физкультминутки и пальчиковые гимнастики математического содержания.

На заключительном этапе проекта были оформлены: уголок занимательной математики, выставка совместных творческих работ родителей и детей. Также была проведена математическая викторина «Умники и умницы». Были обработаны и оформлены материалы проекта, создана презентация.

Результаты проекта.

Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №79 «Садко»

Краткосрочный проект в старшей группе

по теме: «Центр занимательной математики»

Выполнил:

воспитатель Трефилова Е.В

Сургут, 2016

«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его немного занимательным»
Б. Паскаль

Тип – практико-ориентированный.

Вид – творческий.

Сроки реализации: сентябрь - ноябрь 2016 г.

Участники проекта: воспитатель, родители, дети.

Актуальность работы:

ФГОС ДО устанавливает требования к развивающей предметно-пространственной среде, как одному из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее Программа)

Инновационность подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

Для реализации образовательной области «Познавательное развитие», через процесс формирования элементарных математических представлений в группах ДОУ, организуются центры занимательной математики .

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Обучение дошкольников началам математики преследует главную цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Где роль несложного занимательного материала - активизировать умственную деятельность; увлекать и развлекать детей; расширять, углублять, математические представления; закреплять полученные знания и умения; упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Именно через игры, как основной вид деятельности детей, процесс познания становится более интересным и занимательным, а значит, и успешным.

Цель проекта: создать условия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста, путем преобразования «Центра занимательной математики» в развивающей предметно-пространственной среде группы.

Задачи:

  • проанализировать нормативно - методические требования к организации РППС, к содержанию центра занимательной математики в ДОУ;
  • подобрать игры и игровой материал в центр занимательной математики, исходя из принципов доступности игр детям в данный момент, учитывая их возрастные особенности;
  • приобщить родителей к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере группы своими руками;
  • участвовать в смотре-конкурсе на лучшее методическое обеспечение «Центра занимательной математики», на уровне ДОУ.

Ожидаемые результаты:

  • повышение психолого-педагогической компетентности педагога в вопросах формирования РППС, оформления центра занимательной математики и использования его содержимого;
  • наличие в центре таких игр и игрового материала, освоение которых детьми возможно на разном уровне, с учетом их возрастных особенностей;
  • позитивное отношение родителей к вопросам преобразования центра занимательной математики, своими руками в группе;
  • победить в смотре-конкурсе на лучшее методическое обеспечение «Центра занимательной математики» (положение о конкурсе от 28 августа 2015года), на уровне ДОУ и представить результаты педагогическому сообществу.

Описание проделанной работы

Подготовительный этап

В группе для центра занимательной математики необходимо было отвести специальное место , оснащенное играми, пособиями, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым, детям предоставляется возможность самостоятельно выбрать интересующую их игру, пособия математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Именно в ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

  • Разработку проекта решено начать с анкетирования родителей (Приложение №1), чтоб проанализировать насколько родители владеют информацией о занимательном математическом материале и, какую бы они хотели получить консультацию, информацию по формированию элементарных математических представлений у детей.
  • После обработки анкет, была проведена родительская гостиная на тему: «Значение занимательной математики в дошкольном возрасте». Цель: повышение активности и интереса родителей к развитию у детей математических способностей; привлечение родителей к созданию центра занимательной математики в группе, главной идеей которого было сделать математическую игру каждой семье своими руками .

Каждой семье педагогом подобрана такая математическая игра, которую бы они смогли сделать своими руками в домашних условиях совместно со своими детьми.

  • Также были подготовлены буклеты для родителей «Математика важна, математика нужна» (Приложение №2) Родители активно откликнулись, делились идеями, находили оригинальные решения, высказывались, кто какой вклад может внести в оформление математического центра и началась совместная творческая работа, которая доставила всем массу удовольствия.

Деятельный этап

За время реализации проекта, совместно с родителями, были проведены следующие мероприятия:

  • освободили место, необходимое для центра занимательной математики (убрали ненужную мебель, полки);
  • сделали небольшой косметический ремонт стены, после демонтажа мебели (обклеили обоями, покрасили в ярко желтый цвет);
  • подобрали необходимую, новую мебель для математического центра (длинный стол вдоль стены, для математической деятельности детей; стулья; прозрачные полки из оргстекла, для создания объема на стене; небольшой шкаф с дверкой);
  • оформили стену яркой, объемной композицией (жираф с воздушными шарами, обклеенный цифрами от 1 до 10);
  • наполнили центр занимательной математики следующим материалом:

Наполнение математическим материалом

Наглядный демонстрационный материал

  • комплекты цифр;
  • демонстрационный материал «Поиграй и сосчитай»;
  • картинки по временам года и частям суток;

Раздаточный материал

  • комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета;
  • комплекты цифр и картинок с предметами;
  • мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.;
  • счетные палочки;

Занимательный математический материал (картотеки)

  • картотека математических загадок и пословиц;
  • поговорок и считалок, задач-шуток;
  • головоломок и лабиринтов;
  • заданий на сообразительность;
  • подвижных игр, игр на нахождение сходства и различия, занимательных примеров;
  • сказок о цифрах, числах и других математических понятиях;
  • картотека математических фокусов «Матемагия»;

Дидактические игры математического характера (по основным подразделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Время» + различные математические лото, домино и др.).

  • набор вкладышей по принципу матрешки;
  • мозаика;
  • объемная игра-головоломка на комбинаторику из кубиков, составленных из 2 частей различных конфигурации и цвета;
  • рамки и вкладыши;
  • тематические домино с цветными и теневыми изображениями;
  • конструктор из элементов с логическими вкладышами на темы «Форма», «счет», «расположение»;
  • настольно-печатные игры математического характера (по направлениям – величина, форма, счет, ориентировка в пространстве и т. п.);
  • игры с цифрами, монетами;
  • календарь, модель календаря;
  • шашки, шахматы;

Интеллектуальные, логико – математические игры

  • кубики Никитина;
  • Рамки – вкладыши Монтессори;
  • Геоконт;
  • математический планшет;
  • блоки Дьенеша;
  • палочки Кюизенера;
  • игры Воскобовича.

А также математические игры, сделанные родителями своими руками

  • на стене поместили название математического центра (дети группы придумали сами «Академия математики»);
  • позаботились о том, в чем будет храниться математический материал, чтобы выглядело эстетично, не рвалось, не мялось, можно было использовать долгое время (сумочки, коробочки, баночки, конверты, папки с файлами, подставки).

Оценочный (заключительный) этап

  • Реализуя проект, педагог активно взаимодействовала с родителями воспитанников, используя информационно-коммуникационную форму работы сними. В созданной интернет-группе «Солнышки-104» в «Контакте», где систематически ведется общение с родителями, обсуждались различные вопросы, касаемо преобразования «Центра занимательной математики», выкладывались фотоотчеты о проделанной работе и итогом всего мероприятия стало вручение благодарностей всем участникам проекта.
  • Педагог приняла участие во всероссийской акции «Я люблю математику», разместив на площадке социальных сетей: «В контакте» фото, созданного «Центра занимательной математики», сопроводив его коротким текстом.
  • 18 декабря 2015 года состоялся смотр – конкурс лучшего методического обеспечения «Центра занимательной математики» на уровне 8 международного конкурса и после подведения итогов жюри конкурса, созданный математический центр, занял диплом 1 степени.

И, как результат проделанной работы отмечено, что:

  • у родителей появился интерес к жизни детского сада, также у них повысилась активность и интерес к развитию у детей математических способностей;
  • у детей повысился интерес к элементарной математической деятельности;
  • у детей появилась потребность занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми;
  • у детей отмечается стремление к проявлению самостоятельности, развитие познавательных мотивов, что обеспечивает элементы самоорганизации в игровой и других видах деятельности;
  • дети самостоятельно могут выбрать себе игру, занятие по интересам, целенаправленно действовать с материалом, объединятся в игре со сверстниками.

В дальнейшем, в течение года, по мере освоения детьми игр, следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.

Преобразовывая центр занимательной математики, педагог с родителями получили массу удовольствий от совместной творческой деятельности.

«Академия математики»

Заключение

«Природа формирует свои законы языком математики» - эти слова принадлежат Г. Галилею.

Действительно, изменения, процессы, происходящие в мире видимых предметов и явлений, протекают одинаково для целых групп, классов, объектов.

Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснуться к этому канону.

Многие видные психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, А. Н. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета и измерения. С этой целью продумываются различные формы образовательной работы с детьми, т. е. обучение проводится не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и во время других видов воспитательной работы (в игре, в процессе выработки трудовых навыков и др.). Именно игра, в процессе обучения дошкольников математике, непосредственно включается в занятие, являясь средством освоения новых знаний, уточнения, закрепления материала.

Играя, в центрах занимательной математики, дети, в самостоятельной деятельности, отрабатывают навыки, закрепляют уже имеющиеся знания, открывают для себя новое в области математики.

Список литературы

  1. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – М.: «Мозаика-Синтез», 2008 г.
  2. Воронова В.Я. «Творческие игры для дошкольников»
  3. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с. Чеплашкина И.Н. и др. Математика – это интересно. – СПб.: «Акцидент», 1996 г.
  4. http://www.consultant.ru/ Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Федорченко Зинаида Александровна, воспитатель 1 кв. категории

МАДОУ «Мальвина», г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий А. О.

Проект для детей старшей группы «Все измерить мы хотим»

Дошкольник постоянно практикуется в измерении предметов в разнообразных видах деятельности: в лепке, в конструировании, в изготовлении игрушек во время ручного труда и т. п., но этот опыт изменения размеров не подводит к пониманию данного свойства. Необходима организация упражнений, в процессе которых деятельность, направленная на изменение величины, будет связана с установлением соответствующих количественных отношений.

Тип проекта : практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: два месяца (октябрь, ноябрь)

Введение.

Ознакомление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста.

Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием – важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание, обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом участвуют различные анализаторы: зрительный и осязательно-двигательный, который играет ведущую роль в их взаимной работе, обеспечивая адекватное восприятие размера. Восприятие величины, как и других свойств предметов, происходит путем установления сложных систем внутрианализаторных и межанализаторных связей.

Ребенок учится смотреть и видеть, механизм восприятия величины у него складывается постепенно. Для образования самых элементарных знаний о величине необходимы конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Такой чувственный опыт восприятия и оценки размера начинает возникать в результате впечатлений от различных игрушек и предметов, с которыми действует ребенок. Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в разном положении способствует развитию с возрастом константности восприятия.

Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой – опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слов, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.

Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Этой же цели служит и усвоение элементарных способов измерительной деятельности, влияние которой на общее умственное и математическое развитие ребенка-дошкольника многосторонне.

Актуальность проекта.

В повседневной жизни детского сада и в домашних условиях возникают самые разнообразные по характеру ситуации, требующие элементарных навыков измерительной деятельности. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает эта деятельность. Научившись правильно измерять, дети смогут использовать эти умения в процессе ручного и хозяйственного труда, в изобразительной деятельности, в конструировании, на физкультуре, в быту. Целенаправленное формирование элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте закладывает основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.

Обучение измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности, влияет на совершенствование познавательной деятельности, способствует развитию органов чувств. Дети начинают лучше дифференцировать длину, ширину, высоту, объем, т.е. пространственные признаки предметов.

Проблема : Неадекватное восприятие величины предметов детьми. Не умение детейвыделить величину как свойство предмета и дать ей соответствующее название. А это необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними.

Цель проекта: Формирование у детей представлений о величине и создании чувственной основы для овладения в последующем величиной как математическим понятием.

Задачи проекта:

Помочь усвоению детьми элементарных способов измерительной деятельности, развивать у них интерес к измерительной деятельности, к математике, упражнять вумении точнее дифференцировать длину, ширину, высоту, т.е. пространственные признаки предметов, отражая их в своей речи.

Совершенствовать глазомер, как основу многих практических навыков и умений, расширять представления об окружающей действительности,совершенствовать познавательную сферу, развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать развитию органов чувств.

Заложить основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги.

Продукт проекта. Заключительный математический досуг «У нас в гостях Фея Величины»

Предполагаемый результат

В результате реализации проекта у детей сформируется умение действовать по представлению, трансформировать в уме образы,умение применять опосредованный способ сравнения. Также дети освоят элементарные навыки измерительной деятельности,которые смогут использовать в разных видах деятельности и в повседневной жизни (быту).

Полный текст материала находится в приложенном файле

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Анжеро – Судженского городского округа «Детский сад №28»

Выполнили Воспитатели:

  • Баронина Ю.А.
  • Туралева Ю.Г.
  • Мальченко В.А.

Математика учит точности мысли, подчинению логике доказательства, понятию строго обоснованной истины, а все это формирует личность, пожалуй, больше, чем музыка…
Александр Данилович Александров

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной работы должно, в том числе обеспечивать развитие первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) . Стандарт предполагает комплексный и интегрированный подход, обеспечивающий развитие воспитанников во всех заявленных взаимодополняющих направлениях развития и образования детей.

Актуальность проекта

Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.

Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы) , так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.

Тип проекта: информационно - позновательный

Вид проекта: групповой

Возраст: воспитанники старшего дошкольного возраста

Участники: воспитатели, воспитанники и их родители

Цель проекта

Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей.

Задачи проекта

Образовательные

  • Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.
  • Учить способам практической деятельности в области математики.

Развивающие

  • Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;
  • Развивать творческие способности детей.

Воспитательные

  • формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности.
  • Основные принципы реализации проекта

Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников) ;

Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры) ;

Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;

Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные) ;

Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой) ;

Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил) .

Подготовительный этап

  1. Донесение до участников проекта важности данной проблемы
  2. Подбор методической литературы для реализации проекта.
  3. Подбор наглядно дидактического материала по ФЭМП.
  4. Подбор дидактических игр
  5. Разработка конспектов НОД, викторин.
  6. Создание развивающей среды в группе.
  7. Разработка рекомендаций для педагогов ДОУ
  8. Оформление родительского уголка для родителей.

Основной этап

Беседа: «Зачем нам нужна математика?»

Дидактические, настольные игры, игры головоломки, игры – соревнования математического содержания.

3. ИКТ: «Логическая математика» .

4. Изготовление пособий по математике «Состав числа» ; «Неравенства» .

5. Лепка, рисование цифр, составление аппликации из геометрических фигур, раскрашивание раскрасок математического содержания.

6. Подвижные игры на ориентацию в пространстве, на повторение прямого и обратного счета.

7. Занятия по ФЭМП, математические викторины.

Заключительный этап

  1. Создание презентации по итогам реализации проекта.
  2. Математический КВН среди 2х детских садов – ежегодное городское мероприятие «Муравейник»

Работа с родителями

  1. Анкетирование родителей.
  2. Разработка консультаций, рекомендаций.
  3. Рекомендации для родителей по использованию литературы.
  4. Создание картотеки игр по математике.
  5. Родительское собрание: «Математика – это интересно!»
  6. Пополнение развивающей среды играми и пособиями.

Заключение

Таким образом, математическое образование как средство познавательного развития детей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является актуальным направлением развития системы образования.

  • «Как мы занимались математикой!»
  • «Геометрические фигуры!»
  • «Состав числа!»
  • «Волшебные палочки!»
  • «Мы художники!»
  • «Игротека!»
  • «Математический КВН»

«Спасибо за внимание!»

Загрузка...