decorininterior.ru

Проблема необходимости искать смысл собственной жизни. Учимся писать сочинение: Аргументация собственного мнения (Как правильно аргументировать?)

Сочинение ЕГЭ:

Смысл жизни. Каждый из нас хотя бы однажды задумывался о том, ради чего он появился на свет. И если для кого-то целью станет накопительство, то другие посвятят себя служению более слабым, несчастным, нуждающимся в помощи. И в том, и в другом случае от нашего выбора может зависеть благополучие, судьба тех, кто нас окружает. Столь важную для современного общества проблему поиска смысла жизни ставит автор предложенного мне текста - известный религиозный философ А.И. Ильин.

Анализируя данную проблему, автор рассказывает сказку-притчу о чудаке, который был очень богат и имел всё, «что человек может себе только пожелать». Мы узнаем о том, что, несмотря на это, герой чувствовал: в жизни его не хватает самого главного. Писатель не случайно акцентирует внимание читателя на «горестном бремени», беде героя: автору необходимо показать, как похожи чудак из сказки и человек, живущий в современном мире. Важное место в тексте занимает своеобразный прогноз: с точки зрения автора, какие бы «новые и новые инструменты, средства и возможности» ни были предоставлены человеку в распоряжение, без определенной цели жизни в ней «будет отсутствовать главное». Писатель анализирует естественно-научные и технические изобретения последнего столетия и говорит о том, что это «дремлющая огненная гора, непредсказуемая и своенравная». Финальная часть - это обращение к современникам с предупреждением о бедах, которые произойдут, если человек «не отправится на поиски смысла жизни».

Позиция автора не вызывает сомнений: А.И. Ильин убежден в том, что каждому человеку необходимо найти свой смысл жизни, ведь «жизнь без смысла… становится опаснее, чем когда бы то ни было». Только в этом случае, как считает автор, «возможности созидания» не станут «средствами всеобщего разрушения».

Безусловно, я согласен с мнением философа: человек, не нашедший смысла жизни, превращает ее в существование. Кроме того, я уверен в том, что, определяя для себя приоритеты, каждый из нас должен понимать: от тех целей, которые мы ставим, может зависеть благополучие, судьба окружающих людей.
Чтобы доказать это, обратимся к произведению Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Перед нами герой, смысл жизни которого - быть тем, кому «позволено перешагнуть через кровь». Ради этой цели он убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету, губит ради своей идеи живую душу, отворачивается от близких людей, вызывает серьёзную обеспокоенность матери, сестры, Сони Мармеладовой, Разумихина. История Раскольникова помогает понять, что приоритеты, расставленные главным героем, повлияли и на самого Раскольникова, и на судьбы окружающих его людей.

Для того чтобы разобраться, насколько важно определить смысл жизни, обратимся к произведению Б. Васильева «Летят мои кони…». Автор рассказывает о герое, который повлиял на судьбы не одного человека, а целого города. Доктора Янсена - врача самого бедного района Смоленска - уважали за жизнь, наполненную смыслом служения людям. Своим призванием он считал преданность делу, способность жертвовать временем ради пациентов. История доктора Янсена - подтверждение того, что каждый из нас, определяя главные ценности своей жизни, обязан думать не только о себе.

Текст-притча И.А. Ильина, произведения Ф.М. Достоевского и Б. Васильева позволили мне переосмыслить свое отношение к проблеме смысла жизни. Я задумался о том, что и в двадцать первом веке человек должен чувствовать, «куда» он идёт, «зачем» ему даны огромные возможности, «как» надо употребить, применить всё это, чтобы жизненный путь не превратился в «путь руин».

Текст И.А. Ильина:

(1)В некотором городе жил один чудак… (2)Был он очень богат и имел всё из вещей, что человек может себе только пожелать. (3)Дом его украшали мраморные лестницы, персидские ковры и золочёная мебель. (4)В саду, окружавшем этот роскошный дворец, благоухали цветы, били прохладные фонтаны, заморские птицы услаждали слух своим причудливым пением.
(5)Однако, несмотря на внешнее благополучие, наш чудак чувствовал, что ему не хватает чего-то самого главного, чего он даже и назвать не мог. (6)Человек решительный и отважный, он так много мог, он почти всё смел, но он не знал такого, к чему можно стремиться, и жизнь казалась ему бессмысленной и мёртвой. (7)Ничто не радовало его, и богатство, всё более умножаясь, постепенно становилось для него горестным бременем.
(8)Тогда он пошёл к одной старой женщине, которая пестовала свою древнюю мудрость в пещере дремлющей огненной горы. (9)Чудак рассказал ей о своей беде, и старуха ответила ему: (10)«Отправляйся в большой мир, чтобы найти пропавшее. (11) Твоё несчастье велико: тебе не хватает главного, и, пока ты его не найдёшь, жизнь для тебя будет бедой и пыткой».
(12)Эта сказка всегда приходит мне на ум, когда я думаю о современном мире и его духовном кризисе. (13)Как богато человечество благами низшего порядка! (14) И будет делаться всё богаче. (15)Пространство будет побеждено, таинственные формы материи будут открыты, и ими овладеют. (16)Всё новые и новые инструменты, средства и возможности будут предоставлены человеку в распоряжение, но главное отсутствует.
(17)«Как» земной жизни развивается безостановочно, но «зачем» — незаметно утрачивается. (18)Это так, как если бы человек, который страдает рассеянностью, играл в шахматы и выработал для себя дальновидный, сложный план, осуществление которого уже наполовину завершено, и вдруг он забывает свой план. (19)«Прекрасно! (20)Но для чего я всё это предпринимал? (21)Чего я, собственно, этим хотел?!» (22)Давайте вспомним о естественно-научных и технических изобретениях последнего столетия. (23)Электричество, динамит, культуры бактерий, железобетон, самолёт, радио, расщепление атома. (24)Этого довольно и сверхдостаточно, чтобы создать нечто великое. (25)Выход на такой заоблачный уровень, на такие пути предполагает наличие всеобъемлющего, окрылённого, дальновидного, целенаправленного сознания, развитие искусства, несущего огромную духовно-воспитательную силу. (26)Жизнь без смысла при таких условиях становится опаснее, чем когда бы то ни было. (27)Возможности созидания могут стать средствами всеобщего разрушения. (28)Ведь сами по себе они не хороши и не плохи, они лишь мощная, неопределённая «возможность», дремлющая огненная гора, непредсказуемая и своенравная во всём.
(29)Современное человечество должно хотя бы интуитивно чувствовать, «куда» оно идёт, «зачем» ему даны эти возможности, «как» надо употребить, применить всё это, чтобы творческий путь познания не превратился в путь руин. (30)Что получится, если кучка лишённых духовных корней и нравственно разнузданных «завоевателей мира» начнёт возиться с инструментами современной химии, техники и науки? (31)Несчастье современного человека велико, ибо ему не хватает главного - смысла жизни. (32)Он должен отправиться на поиски. (33)И пока он не найдёт главного, беды и опасности будут подстерегать всё чаще и чаще. (34)Несмотря на всю мощь его разума и широту его возможностей.

(По И.А. Ильину*)

Все современные проблемы - это проблемы нашего мировоззрения и нашего понимания жизни. Если мы плохо живем, то это происходит из-за того, что мы не о том думаем, не так думаем, не то узнаем, не так контролируем, и не таких выбираем...

С каждым днем растет востребованность человеческого понимания смысла жизни, все интенсивнее ведутся обсуждения этой темы в семьях, в школах, институтах, в кругу друзей и социальных сетях Интернета. В этом смысле тема человеческого предназначения или призвания в жизни, личностного понимания, что с нами происходит, доминирует над другими темами.

Современное человечество страдает из-за отсутствия жизненного осмысления, из-за непонимания полноты и цельности смысла человеческой жизни как ориентира человеческого существования. Потребность человека в поиске смысла жизни исходит из самой природы человека. Человек, как сущность, имеет ипостась внешнюю (физическую или телесную) и внутреннюю – нематериальную (метафизическую или внетелесную).

На современном этапе человеческой истории, когда человек производит продукции больше, чем ему нужно для потребления, в его поведении, для полноценной жизни, стали доминировать уже не физиологические потребности, а смысловые ценности и святости. Человечество все чаще и глубже стало поднимать тему о смысле жизни и ее бессмысленности, все чаще происходит борьба между людьми верующими и не верующими в загробную жизнь. Вместе с этим востребованность человека «оголилась». Много людей в наше время не знают, чего хотят, к чему нужно стремиться. Однако считают, что они - не то, что они хотят, хотят быть не теми, которыми являются…

Что же такое смысл жизни?
Этот вопрос требует от человека непрерывного поиска, и сущность этого поиска свидетельствует о том, что: жизнь не бессмысленна, и она не имеет общего смысла, она дана каждому своя, и каждый человек проживает ее по-своему.

Смысл жизни для одних состоит в том, что в процессе своей жизни человек, исходя из своих природных свойств, способен создать, собственный желанный смысл и собственной деятельностью внести его в свой мир.
Для других смысл жизни - это служение чему-то возвышенному, по отношению к человеку.
А для третьих смысл жизни состоит в полном и правильном проживании человеческой жизни, в отношении к жизни как к дару судьбы, к возможности раскрыть собственную способность.
От того, как человек относится к смыслу жизни, зависит, как сложится его жизнь, куда поведет его жизненный путь - к вершинам, к свету или во тьму.

В жизни каждого человека бывают часы, когда вопросы о жизненных ценностях проникают в его сознание. Человек чувствует, что затронул тайну жизни.

До этого бытие казалось таким ясным, и вдруг предстает множество вопросов. Когда-то меня не было и, через определенное количество лет вновь не будет. Какой смысл, какова цель того, что я появился в этом мире? Зачем я здесь? Куда ведет мой жизненный цикл?

С древности и до настоящего времени человеческий дух, наше сознание тревожили две кардинальные проблемы: во-первых, это - обреченность всех нас на смерть и наше сокровенное желание бессмертия.

Человечеству предопределена надежда на бессмертие в укоренении зла и страданий, с одной стороны, и в человеческом желании добра и стремлении избежать этих страданий, с другой стороны.

Перед каждым человеком стоит мировоззренческий вопрос - каков смысл его бытия? Смерть неизбежна и если наша жизнь полна злобы и страданий, когда нам за наше добро часто платят «черной неблагодарностью», то какой тогда смысл в такой жизни, для чего мы живем? Чтобы вынести зло, страдания и в страданиях умереть?

Если мир полон зла, или, как сказано в «Библии», «лежит во зле», то как может быть в нем добро, и, следовательно, как может жить в нем человек, высшее предназначение которого творить добро? Чем этот человек может оправдать свое бытие в мире зла?

Эти вопросы приходят к нам не сами по себе. Мы обречены и сознательно ставим их перед собой. Ставим и последовательно стараемся, найти на них ответ – и в этом заключается сущность человека, по крайней мере, по-настоящему образованного.

Поэтому, основу любого образования человека составляют добытые самостоятельно, благодаря собственным духовным усилиям, мировоззренческие и жизненные принципы.

У многих людей, в значительной части, так называемых образованных людей, мировоззренческие и жизненные принципы - это, всего лишь результат воспитания, традиций и обычаев, влияния окружения.

Многие из тех, кто сейчас гордо называет себя "современным человеком", на самом деле находится в зависимости от мощной власти над ними - от средств массовой информации. Можно с полной уверенностью утверждать, что мировоззренческие и жизненные принципы широких кругов образованных людей сегодня формируются под влиянием СМИ особенно электронных, которые являются, по сути, информационно-разъяснительной монополистом, «абсолютным авторитетом».

Сегодня становится совсем не важно, кто является носителем информации, передаваемой через эти СМИ: специалист, журналист или случайный человек, который попал в эфир, оплатив свое присутствие в нем.

Что же происходит? А происходит то, что люди перестали получать объективную, полную и правдивую информацию о событиях, исторических фактах, научных открытиях и даже о необычных явлениях. Человек теряется в огромном потоке информации, свалившейся на него, ищет то, что его интересует и волнует, что ему сейчас жизненно необходимо, он ищет ответ на вопрос – кто он и что он в этой жизни но находит ли?

Чтобы обрести уверенность в жизни, или спокойствие, разобраться в своем предназначении, получить истинное мировоззрение жизни, Вам нужно зайти на блог психолога и попробовать вместе со специалистами - психологами рассмотреть сложившуюся в Вашей жизни ситуацию, ответить на давно мучающие Вас вопросы, взвесить все Ваши возможности и почувствовать важность каждой из них.


Человек в какой-то момент задумывается над вопросом: «Для чего он был рожден на этот свет? В чем смысл жизни?» И этот нелегкий вопрос каждый решает, как может.

В качестве литературного аргумента можно представить произведение И. А. Гончарова «Обломов». Главный герой – Илья Обломов, вполне культурный и добрый человек, так и не смог раскрыться, представить свои лучшие качества. Отсутствие высокой цели обрекает на нравственную гибель. И даже прекрасное чувство любви к Ольге Ильинской не сумело спасти его.

Мучился поиском смысла жизни и герой пьесы А. П. Чехова «Чайка» – начинающий писатель Константин Треплев: «…вы знаете, куда идете, а я все ещё ношусь в хаосе грез и образов…».

В произведении другого писателя И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» показан человек, который поклонялся лживым ценностям. Деньги были для него всем и все вокруг кружили и прислуживали не столько ему, сколько его деньгам.

Но когда он умирает, оказывается, что истинное счастье прошло мимо него, его он так и не постиг. И даже самые родные люди, жена и дочь, не горюют о кончине Господина из Сан-Франциско.

Обновлено: 2017-10-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Если вас волнует проблема смысла жизни, или жизнь вовсе кажется вам лишенной всякого смысла, прочтите этот небольшой пост! Хуже вам точно не будет, а лучше — очень может быть!

В чем заключается проблема смысла жизни?

А как бы вы ответили на этот вопрос? Лично я считаю, что основная проблема смысла жизни человека и все потуги его поисков происходят только от того, что человек несчастлив и неудовлетворен.

Поэтому основной смысл жизни абсолютно каждого человека в том, чтобы стать счастливым!

Не согласны? Тогда подумайте вот о чем…

Когда вы счастливы, когда вас переполняют эмоции радости, когда другие люди вокруг вас выражают вам свою искреннюю любовь и восхищение – задумываетесь ли вы о смысле жизни?

100 к 1, что нет!

А если смысл жизни каждого человека в том, чтобы быть счастливым, то основная проблема смысла жизни будет в том, как этого достичь.

Давайте разбираться!

Когда вы чувствуете себя по-настоящему счастливым? Вероятно тогда, когда получаете удовлетворение от какого-то своего дела, которое приносит пользу не только вам, но и другим.

Рассмотрим самый простой пример!

Допустим, вы умеете готовить, и приготовили на ужин какое-то потрясающе вкусное блюдо. Вечером, когда все ваши родные собрались за столом, вы угостили их этим блюдом, и каждый пришел в восторг! Будете ли вы в этот момент чувствовать себя счастливым человеком? Да!

Конечно, интенсивность счастья зависит от многих факторов, но, формула тут проста:

«Чем больше удовлетворения вы испытываете от чего-либо, чем с большим количеством людей вы способны разделить свое счастье, тем счастливее вы будете себя ощущать».

А теперь давайте снова вернемся к вопросу: «В чем заключается проблема поиска смысла жизни?»

Ответ, думаю, для вас теперь очевиден.

И в том, и в другом случае нас ожидает депрессия или другие психические расстройства.

Вспомните великого Ван Гога…

Он понял, что его призвание – быть художником, однако его картины не были популярны при жизни, выставки, которые он проводил, не пользовались успехом. Ван Гог¹ умер практически в нищете, страдая от тяжелейшей депрессии.

Ужасная статистика!

Опрос общественного мнения показал, что 95% людей не знают, в чем смысл их жизни, а 30% помышляют о самоубийстве, осознавая, что их жизнь бессмысленна!

И, действительно… Куда уж простому смертному найти смысл жизни и добиться успеха, когда такие великие люди, как Винсент Ван Гог, Уинстон Черчилль, Джоан Роулинг, Хью Лори, Джим Керри, принцесса Диана, Гвинет Пэлтроу и другие известные личности страдали от депрессии и потери смысла жизни?

Но на самом деле каждый человек может навсегда решить проблему смысла жизни, если будет следовать одному простому правилу:

«Испытывать удовлетворение от своей деятельности и делать при этом счастливыми других людей!»

Как сказано в известном мудром изречении: «Жить нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы!»

Да, большинство из вас сейчас откровенно возмутится!!!

«Как я могу жить счастливо и испытывать удовлетворение, если мне приходится работать, чтобы зарабатывать деньги на жизнь. Вот если бы у меня было состояние, тогда я занимался/занималась бы тем, чего желает моя душа».

А как вы думаете, Джим Керри или принцесса Диана бедные люди?

Если вы хотите решить проблему смысла жизни и действительно начать жить счастливо, вам нужно прямо сейчас осознать – внутреннее состояние не зависит ни от количества денег, ни от того, что у вас есть или чего нет. Ваше внутреннее состояние зависит только от вас, от ваших мыслей, чувств, ощущений и способа реакции на внешний мир!

Любое событие внешнего мира, каким бы оно ни было, нейтрально. Оно становится позитивным или негативным только у вас внутри!

Представьте, что 2 человека сидят на берегу океана…

Один смотрит на воду и восторгается величием природы. Другой, смотря на эту же картину, думает про себя: «Как бессмысленно устроен этот мир, к чему в нем столько соленой воды, к чему в нем все!»

Одна и та же картина, но реакция совершенно разная. И, согласитесь, внутреннее ощущение у этих людей тоже совершенно разное.

Как решить проблему смысла жизни прямо сейчас и навсегда?

На самом деле просто.

Что бы вы ни делали, где бы ни работали, куда бы ни прикладывали усилия — старайтесь вникнуть в процесс и испытать от этого удовлетворение. Даже если у вас монотонная работа, и вы перекладываете бумажки с места на место, отдайтесь этому действию полностью, начните перекладывать бумажки ровнее, красивее, изящнее, так, как будто через минуту вам предстоит научить этому искусству другого человека…

Это поможет вам выполнить первое условие нашей формулы.

А чтобы выполнить второе условие, подумайте, какую пользу принесет кому-то ваша работа. Ведь если бы в ней не было никакого смысла, если бы она была совершенно никому не нужна, вы бы ее не делали!

Но это не все!

Вы можете значительно усилить 2-ю часть формулы (а, следовательно, и ощущение своего счастья), ежедневно делая для кого-то что-то хорошее, приятное, полезное. Это может быть все что угодно. Намеренно не буду приводить примеры, потому что вы обязательно придумаете что-то свое.

Просто возьмите за правило!

Каждый день хотя бы на мгновение делать кого-то счастливым. И каждый раз, реагируя на какую-либо ситуацию, проговорите себе:

«Ситуация нейтральна, и только я сейчас выбираю, как на нее реагировать, при этом я полностью беру на себя ответственность за свою реакцию, потому что она повлияет именно на мою жизнь!»

А на десерт…

Если вы готовы прямо сейчас сделать еще один шаг навстречу действительно счастливой жизни (один вы уже только что сделали — дочитали пост до конца), тогда прямо сейчас перейдите по ссылке ниже!

Зачем? Чтобы совершенно БЕСПЛАТНО получить свою персональную диагностику и узнать:

  • в чем заключается ваше жизненное предназначение,
  • какая миссия на вас возложена
  • какой личный дар откроет вам доступ к грандиозным возможностям,
  • какие способности есть в вашем арсенале,
  • какая сфера деятельности/бизнеса, вам подходит больше всего!

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Винсент Виллем ван Гог (30 марта 1853 - 29 июля 1890) - нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали вневременное влияние на живопись XX века (

Проблема поиска смысла жизни

Жизнь - это движение по бесконечной дороге. Одни путешествуют по ней “с казённой надобностью”, задаваясь вопросами: зачем я жил, с какой целью я родился? («Герой нашего времени»). Другие пугаются этой дороги, бегут на свой широкий диван, ибо “жизнь трогает везде, достаёт” («Обломов»). Но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимаются к вершинам истины, обретая своё духовное “я”. Один из них - Пьер Безухов - герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» .

В начале своего пути Пьер далёк от истины: восхищается Наполеоном, вовлечён в компанию “золотой молодёжи”, участвует в хулиганских выходках наравне с Долоховым и Курагиным, слишком легко поддаётся грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. За одной глупостью следует другая: женитьба на Элен, дуэль с Долоховым... И как итог - полная утрата смысла жизни. “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить и что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?” - эти вопросы бессчётное количество раз прокручиваются в голове, пока не наступает трезвое осмысление жизни. На пути к нему и опыт масонства, и наблюдение за простыми солдатами в Бородинской битве, и встреча в плену с народным философом Платоном Каратаевым. Только любовью движется мир и живёт человек - к этой мысли приходит Пьер Безухов, обретая своё духовное “я”.

Проблема свободы выбора (выбора пути)

Всем нам известна картина В.Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где начертано: “Направо пойдёшь - коня потеряешь, себя спасёшь; налево пойдёшь - себя потеряешь, коня спасёшь; прямо пойдёшь - и себя, и коня потеряешь”. Повесил голову витязь: тяжко ему, надо путь выбирать, а выбор тот сопряжён с искушением, борьбой, лишениями и потерями. Загадка вечной души человеческой, однако, сокрыта в народной мудрости. Пойти направо - значит пойти стезёй правды, ложный путь кривды - это налево, а прямо - это путь восхождения “через тернии к звёздам”. И каждый из нас выбирает свой путь...

Есть у писателя Ивана Шмелёва удивительная повесть «Неупиваемая чаша» о талантливом крепостном художнике Илье Шаронове. Повесть эта о духовной радости, о преодолении греха светом.

Прознал барин Ляпунов о таланте холопа своего и послал его учиться в обитель живописцев - Вечный город Рим. Много новых имён узнал Илья в том городе: Тициана и Рубенса, Рафаэля и Тинторетто - великих художников Возрождения. Многому научился он в Ватиканской мастерской Терминелли. Написал по заказу кардинала церковную картину - лик святой Цецилии - не хуже именитых ватиканских мастеров. Пришла пора возвращаться, уговаривает его мастер остаться: “Велико твоё дарование, стань вольным в вольной стране”. Не мог принять Илья предложение учителя, потому что обещал народу своему вернуться в родные места и послужить ему верой и правдой. Вернувшись, написал два портрета: один Анастасии Ляпуновой в образе земной женщины, другой - в образе Девы Пречистой с нимбом на голове. Принял монастырь икону, названную «Неупиваемая чаша», и обладала она чудотворной силой - исцеляла больных и убогих. Сбылось напутствие русского рисовальщика Ивана Михайлова: “Помни, Илья: народ породил тебя - народу и послужить должен!” Таков был свободный выбор “несвободного” талантливого художника, крепостного Ильи Шаронова.

Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней

“Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности” (А.С. Пушкин). Человека, не помнящего родства своего, потерявшего память, Чингиз Айтматов назвал манкуртом («Буранный полустанок» ). Манкурт - человек, насильно лишённый памяти. Это раб, не имеющий своего прошлого. Он не знает, кто он, откуда родом, не ведает своего имени, не помнит детства, отца и матери - одним словом, не осознаёт себя человеческим существом. Такой недочеловек опасен для общества - предупреждает писатель.

Совсем недавно в преддверии великого праздника Победы на улицах нашего города опрашивали молодых людей, знают ли они о начале и окончании Великой Отечественной войны, о том, с кем мы воевали, кто такой Г.Жуков... Ответы были удручающими: молодое поколение не знает даты начала войны, имён полководцев, многие не слышали о Сталинградской битве, о Курской дуге...

Проблема забвения прошлого очень серьёзна. Человек, не уважающий историю, не почитающий своих предков, - тот же манкурт. Так и хочется напомнить этим молодым людям пронзительный крик из легенды Ч.Айтматова: “Вспомни, чей ты? Как твоё имя? Твой отец Доненбай!”

Проблема утраты (обретения) цели в жизни

“Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа”, - писал А.П. Чехов . Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник» . Герой его - Николай Иванович Чимша-Гималайский - мечтает приобрести свою усадьбу и посадить там крыжовник. Эта цель поглощает его целиком. В итоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик (“располнел, обрюзг... - того и гляди, хрюкнет в одеяло”). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны для жизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование...

Проблема подлости, предательства и нравственной стойкости

Честь и бесчестие, мужество, героизм и предательство, выбор жизненного пути - эти проблемы стали главными в романе В.Каверина «Два капитана» . На примере главного героя романа Сани Григорьева воспитывалось не одно поколение советских мальчишек. Этот герой “сделал” себя сам. Оставшись сиротой, вместе с другом сбегает из дома, попадает в детский дом в Москве, знакомится с семьёй Татариновых и узнаёт о погибшей экспедиции «Святой Марии». Тогда он и решает разгадать её тайну. С упорством ищет доказательства, что к гибели капитана Татаринова имеет отношение его двоюродный брат - Николай Антонович Татаринов.

На жизненном пути Саня не раз сталкивался с низостью и подлостью одноклассника Ромашки. Во время войны тот оставляет в лесу тяжелораненого Саню, забрав у него документы и оружие. Встретившись с Катей Татариновой, Ромашов обманывает её, говоря, что Григорьев пропал без вести. Но правда о предательстве всё расставила по своим местам: Ромашова арестовывают, Саня соединяется с Катей и после войны продолжает поиски экспедиции.

“Бороться и искать, найти и не сдаваться” - жизненный принцип Сани Григорьева помогает ему выстоять в борьбе с лицемерами, клеветниками, предателями, помогает сохранить любовь, веру в людей, наконец, рассказать всю правду о пропавшей экспедиции капитана Татаринова.

Проблема равнодушия, нравственной чёрствости

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный автомобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, изредка прерываемая голосом диктора. Две счастливые интеллигентные пары едут в театр - впереди встреча с прекрасным. Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины “с ребёнком, завёрнутым в одеяло”. “Ненормальная!” - раздаётся крик водителя. И всё - темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешься в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль.

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёжно испорчен. Ситуация “дежа вю”, как будто это уже было, - проносится мысль у героини рассказа А.Масс. Конечно, было - и не раз. Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся - явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс . В данной ситуации она - очевидец произошедшего на дороге. Ведь та женщина нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребёнок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявления милосердия. И как гадко ощущать своё бессилие в подобной ситуации, остаётся только представить себя на месте этой женщины, когда “мимо проносятся довольные собой люди в комфортабельных машинах”. Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: “Я молчала и ненавидела себя за это молчание”.

“Довольные собой люди”, привыкшие к комфорту, люди с мелкособственническими интересами - те же герои Чехова , “люди в футлярах”. Это и доктор Старцев в «Ионыче» , и учитель Беликов в «Человеке в футляре» . Вспомним, как едет “на тройке с бубенчиками пухлый, красный” Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, “тоже пухлый и красный”, кричит: “Прррава держи!” “Прррава держи” - это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих. На их благополучной дороге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском “как бы чего не вышло” мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.Масс: “А вдруг этот ребёнок заразный? У нас тоже, между прочим, дети!” Духовное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту - мещане, обыватели, возомнившие себя “хозяевами жизни”.

Проблема взаимоотношения власти и человека

Проблемы соотношения личности и тоталитарного государства, противоборства нравственной и безнравственной систем ценностей, рабской психологии, свободы выбора поднимаются в философской сказке-драме Е.Шварца «Дракон» .

Перед нами город Дракона, где на главном здании красуется надпись: “Людям вход безусловно запрещён!” Обратим внимание на то, что слово “безусловно” здесь не является вводным, а выполняет функцию категорического императива. И живут в этом городе “безрукие души, безногие души, легавые души, цепные души, окаянные души, дырявые души, продажные души, прожжённые души, мёртвые души”. В драконьем городе все одинаково мыслят, говорят хором, в особо важные дни проводят митинги, обсуждают заранее решённые вопросы. Все исправно скандируют: “Слава Дракону!” Главной добродетелью в городе считается послушание и дисциплина. Единомыслие, по мнению драматурга, и порождает мёртвые души. “Единомыслие - это даже хуже, чем безмыслие. Это минус-мысль, это тень мысли, её потустороннее состояние” (М.Липовецкий). Здесь всё покупается и продаётся, преследуется, убивается.

Человек, находящийся внутри системы, никакой её деформации не замечает: он свыкся, сжился с системой, намертво привязан к ней. Потому-то совсем не просто “в каждом убить дракона”. Не масса, по мнению Е.Шварца, противостоит системе, а личность. Главному герою драмы Ланцелоту удалось силой духовного сопротивления выстроенной системе вернуть веру в свободу личности, в нравственный закон - в эти простые и незыблемые человеческие ценности бытия.

Проблема художника и власти

Проблема художника и власти в русской литературе, пожалуй, одна из самых болезненных. Особым трагизмом она отмечена в истории литературы ХХ ве­ка. А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, М.Булгаков, Б.Пастернак, М.Зощенко, А.Солже­ницын (список можно продолжить) - каждый из них ощутил “заботу” государства, и каждый отразил её в своём творчестве. Одним ждановским постановлением от 14 августа 1946 года могла быть зачёркнута писательская биография А.Ахматовой и М.Зощенко. Б.Пастернак создавал роман «Доктор Живаго» в период жестокого давления правительства на писателя, в период борьбы с космополитизмом. Травля писателя возобновилась с особой силой после присуждения ему Нобелевской премии за роман. Союз писателей исключил Пастернака из своих рядов, представив его внутренним эмигрантом, человеком, порочащим достойное звание советского писателя. И это за то, что поэт рассказал народу правду о трагической судьбе русского интеллигента, врача, поэта Юрия Живаго.

Творчество - единственный способ бессмертия творца. “Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи” - это завещание А.С. Пушкина («Из Пиндемонти») стало определяющим в выборе творческого пути истинных художников.

Проблема эмиграции

Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких-то обстоятельств, но ни один из них не забывает своё Отечество, дом, где родился, землю родную. Есть, например, у И.А. Бунина рассказ «Косцы» , написанный в 1921 году. Этот рассказ, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берёзовом лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далёкое, со всей Россией связанное. Небольшое пространство повествования наполнено лучезарным светом, чудными звуками и тягучими запахами, и получился не рассказ, а светлое озеро, какой-то Светлояр, в котором отражается вся Россия. Недаром во время чтения «Косцов» Буниным в Париже на литературном вечере (было двести человек), по воспоминаниям жены писателя, многие плакали. Это был плач по утраченной России, ностальгическое чувство по Родине. Бунин прожил в эмиграции большую часть своей жизни, но писал только о России.

Эмигрант третьей волны С.Довлатов , уезжая из СССР, прихватил с собой единственный чемодан, “старый, фанерный, обтянутый материей, обвязанный бельевой верёвкой”, - с ним он ещё в пионерский лагерь ездил. Никаких сокровищ в нём не было: сверху лежал двубортный костюм, под ним - поплиновая рубашка, далее по очереди - зимняя шапка, финские креповые носки, шофёрские перчатки и офицерский пояс. Эти вещи стали основой для коротких рассказов-воспоминаний о родине. Они не имеют материальной ценности, они - знаки бесценной, по-своему абсурдной, но единственной жизни. Восемь вещей - восемь историй, и каждая - своеобразный отчёт о прошлой советской жизни. Жизни, которая останется навсегда с эмигрантом Довлатовым.

Проблема интеллигенции

По мнению академика Д.С. Лихачёва, “основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория”. Несвободен интеллигентный человек только от своей совести. Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят герои Б.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей») . Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Гражданская война или сталинские репрессии. Есть и другой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них - герой повести Ю.Трифонова «Обмен» Дмитриев. У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за бездуховность, мещанство, но затем соглашается с ней, считая, что она права. В квартире становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь. В связи с этим вспоминается другое произведение - «Чемодан» С.Довлатова . Скорее всего “чемодан” с ветошью, вывезенный журналистом С.Довлатовым в Америку, вызвал бы у Дмитриева и его жены только чувство брезгливости. Вместе с тем для героя Довлатова вещи не имеют материальной ценности, они - напоминание о прошедшей юности, друзьях, творческих поисках.

Загрузка...