decorininterior.ru

Презентация география 9 кл химическая промышленность. Презентация к уроку по географии (9 класс) на тему: Химическая промышленность - презентация

Вопросы и задания

1. Составьте 3 вопроса к одноклассникам о факторах размещения химической промышленности.

1) Влияние какого дополнительного фактора размещения растет в последние годы?

2) Какие особенности химической промышленности ограничивают повсеместность ее размещения?

3) К районам добычи и переработки каких ресурсов тяготеет современная химическая промышленность?

3. Приведите конкретные примеры: 1) неблагоприятного влияния химической промышленности на окружающую среду; 2) использования химических технологий для борьбы с загрязнением окружающей среды. Какими источниками информации вы воспользовались?

1. Химическое загрязнение - один из старейших видов загрязнения окружающей среды, с которым сталкивался человек. Включает минеральные и органические вещества. Различают разрушаемые и стойкие химические загрязнители. Последние особо опасны, так как могут накапливаться в биосфере. Наличие стойких загрязнителей объясняется тем, что человек синтезировал новые вещества и даже классы веществ, которые ранее отсутствовали в биосфере, а следовательно, в природе отсутствуют естественные пути утилизации этих веществ. Примером чрезвычайно стойкого загрязнителя является инсектицид ДДТ: несмотря на то, что его не применяют уже несколько десятков лет, ДДТ обнаруживает в крови животных, обитающих в самых удаленных уголках земного шара, где этот ядохимикат никогда не применялся.

2. Путем существенного уменьшения загрязнения окружающей среды с помощью химии являются малоотходные технологии. В настоящее время создаются малоотходные производства, в которых выбросы вредных веществ не превышают предельно допустимых концентраций (ПДК), а отходы не приводят к необратимым изменениям природы. Используется комплексная переработка сырья, совмещение нескольких производств, применение твердых отходов для изготовления строительных материалов.

Создаются новые технологии и материалы, экологически чистые виды топлива, новые источники энергии, снижающие загрязнение окружающей среды.

Источники информации: Человек и среда его обитания. Хрестоматия. Под ред. Г.В.Лисичкина и Н.Н.Чернова. М., Мир, 2003

Интернет сайт http://genius-people.narod.ru/appl1.html

4. Какие предприятия химической промышленности есть в вашем субъекте Федерации? Какие факторы легли в основу их размещения?

Предприятия химической области Челябинской области ориентированы на производство лакокрасочных материалов, изделий из пластмассы, полимерных пленок. Ведущими предприятиями химической промышленности являются: ОАО «Челак» (Челябинский лакокрасочный завод); ФГУП «Копейский завод пластмасс»; ЗАО «Альфа-Пластик» (г. Челябинск); ОАО «Ашинский химический завод»; ЗАО «Поликом».

Химическая промышленность комбинируется на основе чёрной и цветной металлургии (Челябинск, Магнитогорск, Кыштым).

Экспортная деятельность в значительной степени определяет функционирование многих химических и нефтехимических компаний округа. В последние годы за рубеж поставляется около 50 % произведенных химикатов.

Данная разработка рассчитана на обучающихся девятых классов и предназначена для учителей географии, может быть интересна родителям и всеми, кого интересуют проблемы своей страны.

Химическая промышленность России

Цели урока:
Образовательная: изучить особенности химической промышленности, показать ее значение в экономике России, раскрыть особенности размещения химической промышленности.
Развивающая: развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное в изучаемом материале, логически излагать мысли;
Воспитательная: воспитать у учащихся умение работать в коллективе, ответственное отношение к выполнению полученных заданий.
Опорные знания и умения: природные ресурсы, калийная соль, шины, пластмасс, каучук, апатиты, серная кислота.
Новые знания: химическая промышленность, состав, место и значение в народном хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Главные факторы размещения предприятий, их изменение под влиянием НТР.
Новые умения: Уметь составлять характеристику основных баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.
Методы обучения: репродуктивный.
Форма проведения: комбинированный тип урока.
Средства обучения: Карта "Химическая промышленность", коллекция "Химическое сырье".

Ход урока

Деятельность учителя (Деятельность учащихся)
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы с вами изучили тему "Цветная металлургия". Давайте вспомним:
-На какие группы подразделяют цветные металлы?
-Назовите основные металлургические базы тяжелых цветных металлов?
-Где в Росси плавится основная часть алюминия?
-Назовите основные районы добычи золота в России?
III. Изучение нового материала.
-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с химико-лесным комплексом, а точнее с химической промышленностью. В работе над этой темой вам поможет учебник и модуль (инструкция). Слушают учителя. Отвечают на вопросы.
-Тяжелые (медь, цинк, свинец, олово, никель); легкие (алюминий, магний, титан); благородные (золото, платина, серебро и др.); редкоземельные (цирконий, селен, германий)
- Уральская- заводы в Карабаше, Медногорске, Ревде, Пышме и др.
-В Восточной Сибири.

Магаданская область, Красноярский край, Якутия, Иркутская область.
Записывают число и тему урока в тетрадь.
Класс делится на группы по 4 человека, каждая группа получает модуль.
Модуль.
Шаг № 1.
-Дополните фразу:
" Химико-лесной комплекс слагается_________отраслями - ____________и____________промышленностью."
"Ведущая среди них-_____________ промышленность."
"Химизация - это широкое применение _________________ и _________ во всех хозяйственных отраслях."
Шаг № 2.
- Выявите три особенности химической промышленности.
Шаг № 3.
-Работая с текстом учебника (стр. 145-148 рис.47, табл.33, карта атласа "Химическая промышленность"), заполните таблицу "Химическая промышленность".
Отрасль Продукция Факторы размещения Центры
1. Горно-химическая.
2. Основная химия.
3. Химия органического синтеза.
Шаг № 4.
- Выпишите основные базы химической промышленности России.
- Работая с картой, рис.48, стр.149 и текстом учебника определите:
Какое сырье имеет данная база?
Какие отрасли здесь представлены?
Какие проблемы имеет база?
(Каждый ученик работает с одной химической базой, а затем в группе обсуждаются результаты).
Шаг № 5.
-Проверьте, как вы поняли материал урока. Для этого выполните тестовое задание:
1. Главными районами по производству минеральных удобрений в России является:
А) Урал;
Б) Урал и Восточная Сибирь;
В) Урал, Восточная Сибирь и Центральная Россия;
2. Из отраслей химической промышленности на сырье ориентировано производство:
А) калийных удобрений;
Б) серной кислоты;
В) пластмасс;
3. Из продукции химической промышленности наибольшее отставание России от развитых стран отмечается в производстве:
А) серной кислоты;
Б) полимеров;
В) минеральных удобрений;
4. Более энерго- и водоемким является производство:
А)пластмасс, химических волокон;
Б) серной кислоты и удобрений;
5. Главными районами производства полимерных материалов в России является:
А) Европейский Север и Центральная Россия;
Б) Центральная Россия и Поволжье;
В) Поволжье и Европейский Север;
IV. Домашнее задание.
Параграфы 28-29.

Скачать Конспект урока географии, 9 класс. Химическая промышленность России

Установите соответствие 1. Военно-промышленный комплекс А) Переход военного производства на выпуск гражданской продукции. 2. Мелитаризация Б) Увеличение производства военного оружия. 3. Конверсия В) Совокупность предприятий и учреждений науки и техники, производимых военную технику, боеприпасы и оружие. 4. Фактор секретности Г) Размещение оборонительных заводов внутри большого предприятия, выпускающего гражданскую продукцию, размещение их в «закрытых» городах, под землей и т.п.












Уникальность химической промышленности 1. Создание новых материалов с заданными свойствами, превосходящих по многим качествам натуральные продукты. 2.Ресурсосбережение: экономия труда людей и природного сырья 3. Обширная сырьевая база, комплексное использование сырья и продуктов переработки (отходов производства), что позволяет повсеместно размещать химические предприятия 4. Возможность КОМБИНИРОВАНИЯ – создание химических комбинатов, в которых тесно взаимодействуют отрасли химической промышленности с другими отраслями: лесохимия, коксохимия, нефтехимия и др.




Отраслевой состав Химическая промышленность Добыча горно- химического сырья - апатитов - фосфоритов - поваренной и калийной солей - серы Основная химия Производство - минеральных удобрений - соды - серной кислоты Химия полимеров (органический синтез) Производство - синтетического каучука и шин - пластмасс - синтетических смол - химических волокон












Ответы: 1 ВАРИАНТ. 1 причина: Наличие сырья – отходов коксохимии 2 причина: Близость потребителя. Центрально- Черноземный район – важный район сельского хозяйства. 2 ВАРИАНТ. 1 причина: Наличие сырья – добыча фосфоритов. 2 причина: Близость потребителя. Центрально- Черноземный район – важный район сельского хозяйства.


3. Химия полимеров Технологический процесс Нефть и газ Углеводородное сырье (спирты, органические кислоты, синтетические полимеры) Полимерные материалы (синтетические смолы, пластмассы, химические волокна, синтетический каучук, лаки, краски, клей) органический синтез переработка












Задание: Составьте характеристику одной из баз химической промышленности по плану 1 вариант: Северо-Европейская база 2 вариант: Центральная база 3 вариант: Волго-Уральская база 4 вариант: Сибирская база План: 1. Название базы 2. Отрасли химической промышленности 3. Продукция 4. Центры География размещения предприятий химической промышленности


Экологические проблемы ХК Нефтехимическая и химическая промышленность насыщают атмосферу наших городов такими ядовитыми веществами как стиролы, фенолы, ацетон, оксид углерода, диоксид азота, сернистый ангидрид, сероводород, хлористые и фтористые соединения. Всего на территории России выделено около 300 ареалов с острой экологической ситуацией. Они занимают 16% площади страны.


Побережья Черного и Азовского морей, обладающие уникальными и целебными природными свойствами, стали зоной с крайне неблагополучной экологической ситуацией. Она возникла в результате промышленного и с/х загрязнения морского побережья. - В промышленной зоне Кольского п-ва одной из экологической проблем стали промышленное и транспортное загрязнение воздуха и вод, которые вызывают кислотные дожди, что приводит к деградации растительности и ландшафтов тундры. - Острая экологическая проблема наблюдается в Северном Прикаспии, на месте Астраханского газоперерабатывающего комплекса. Загрязнение атмосферы и вод, изменение режима Волго-Ахтубинской поймы, уменьшение рыбных запасов. Одновременно здесь отмечен рост заболеваемости населения, и в первую очередь детей. Найдите и приведите примеры экологических проблем ХК, подумайте пути их решения.


Вывод: Химизация – необходимое условие научно-технического прогресса. Химическая индустрия – это ресурсосберегающая промышленность со значительной автоматизацией производства и почти неограниченной сырьевой базой. ХХI век благодаря химии – век новых материалов и изделий. Необходимо научиться превращать отходы химического производства в «доходы».

Слайд 2

Дать характеристику химической промышленности России. Сформировать представление об отраслевом составе химической промышленности и размещении по территории страны. Описать базы химической промышленности.

Цель урока:

Слайд 3

Химическая промышленность России

Слайд 4

Химико – лесной комплекс Химическая Лесная промышленность промышленность

Слайд 5

Химизация – широкое применение технологий и химических материалов во всех хозяйственных отраслях.

По учебнику « География. Население и хозяйство» для 9 класса В. П. Дронов и В. Я. Ром параграф 7, стр. 33 определите, что такое химизация?

Слайд 6

Задание №1:

Химическая промышленность отличается от других отраслей рядом особенностей. Самостоятельно работая с текстом учебника стр.33, выявите 3 особенности химической промышленности.

Слайд 7

Правильные ответы:

1.Химическая промышленность создает новые материалы с заданными свойствами, которые позволяют экономить сырье и труд людей. 2.Химическая промышленность имеет обширную сырьевую базу (п/и, вода, воздух, древесина). Один продукт можно получить из разных видов сырья. 3.Химическая промышленность дает возможность комплексной переработки сырья и получения разнообразной продукции.

Слайд 8

Тренируем зрение.Зарядка для глаз

  • Слайд 9

    Задание №2. Определение факторов размещения предприятий и их географии.

    Работа с текстом учебника стр.35-36, рис9, табл.6, карта атласа «Химическая промышленность». Заполните таблицу.

    Слайд 10

    Правильный ответ:

  • Слайд 11

    Основные базы химической промышленности России:

    1.Северо-Европейская 2.Центральная 3.Урало-Поволжская 4.Сибирская

    Слайд 12

    Задания для закрепления темы:

    Разбейтегорода А) Череповец, Б) Кемерово, В) Ангарск, Г) Липецк, Д) Соликамск, Е) Брянск, Ж) Дзержинск, З) Тольятти, И) Воскресенск,К) Великий Новгород - на группы в зависимости от их производства минеральных удобрений: 1.комплексные 2.азотные 3.калийные 4.фосфорные

  • Загрузка...